Рабочая программа курса ОРКСЭ. Модуль "Основы светской этики". 4 класс.
рабочая программа на тему

Демидова Елена Николаевна

Данная рабочая программа составлена для модульногокурса ОРКСЭ по модулю "Основы светской этики". Полностью соответствует современным требованиям, предъявляемым к рабочим программам. Прошла опробирование в 2012-2013 учебном году, имеет в приложение КТП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orkse._osnovy_svetskoy_etiki.doc175.5 КБ
Office spreadsheet icon ktp.orkse_._osnovy_svetskoy_etiki.xls44 КБ

Предварительный просмотр:

Управление  образования, культуры и спорта Администрации городского округа «Поронайский»

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1  г. Поронайска

Рассмотрено на заседании М.О.

«Согласовано»

«Утверждаю»  

Протокол №_______________

 зам. директора по УВР

Директор МБОУСОШ №1

__________________________

_____________________

 _____________________                                                                                              

руководитель ШМО

образовательных областей «обществознание»

Соколова Е.Г.

Ким Чун Сан

«____»_________2013 г.

 «____»_________2013 г.

«____»_________2013 г.

РАБОЧАЯ  УЧЕБНАЯ  ПРОГРАММА

Предмет: ОРКСЭ (основы религиозной культуры и светской этики)

Модуль: «Основы светской этики»

Уровень, ступень образования: 1 ступень, 4 класс

Срок реализации программы:2013/2014 учебный год, 1 год

Рабочая учебная программа составлена на основе

Программы Данилюка А.Я. по основам духовно-нравственной культуры.

4-5 класс. Москва. Просвещение, 2012 год.

Учитель: Демидова Елена Николаевна

/ Ф.И.О. учителя составившего рабочую учебную программу/

                                 

 Поронайск

                 2013 г

Содержание

Стр.

  1. Титульный лист……………………………………………… 1
  2. Пояснительная записка …………………………………….. 3
  1. Цели и задачи изучения курса (предмета) ………......3
  2. Концепция, заложенная в содержание учебного

материала …………………………………..............................4

  1. Указание:
  1. срок реализации данной учебной программы …….   4
  2. ведущие методы, формы и технологии обучения…  4
  1. Обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации учебной программы …. 5
  1. Тематический план …………………………………………  9
  2. Перечень зачетных уроков ………………………………..  12
  3. Содержание учебного материала …………………………  12
  4. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного курса ………………………………….. .14

  1. Литература для учащихся …………………………………. 17
  2. Литература для учителя……………………………………. 17

Приложения.

Основная образовательная программа начального общего образования.

Материально-техническое обеспечение курса

Календарно-тематическое планирование

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики»  преподаётся на основе нормативно-правовой базы:

  1. Приказа МОН РФ от 31.01.2012 № 69,
  2. Приказа МОН РФ от 1.02.2012 № 74,
  3. приказа МО СО от 13.12. 2011 № 01-110/6434,
  4. приказа МО СО от 14.12.2011 № 1404-ОД,
  5. Письма МО СО от 17.02.2012 № 01-110/858,
  6. Приказа УОКиС от 15.12.2011 № 779,
  7. Письма УОКиС от 16.12.2011 № 2046 (информационная поддержка на сайте: http://orkse.org),
  8. методических рекомендаций МО Сахалинской области от 22.08.2012 №  08-250 «О введении учебного курса по ОРКСЭ», консультативная и информационная поддержка  районного методического кабинета (ответственный: Шулунова С.В.),
  9. личных заявлений родителей и лиц их заменяющих,
  10. учебного плана МБОУ СОШ № 1 г. Поронайска  от 30.08.2013 г. 4 класс – 1 час в неделю.

Целью ОРКСЭ является формирование у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основными задачами  ОРКСЭ являются:

  1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);
  2. развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;
  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
  4. развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

       Концепция построения модулей курса ОРКСЭ, комплексное освещение исторических, культурологических и нравственных аспектов религии и этики базируется на принципе общеобразовательного, светского характера курса.

                Рабочая учебная программа создана на основе авторской программы А. Я. Данилюка без изменений.

     Срок реализации: 2013-2014 учебный год.

Ведущими методами  обучения являются:

  1. метод моральной дилеммы, дисуссий;
  2. эвристический;
  3. исследовательский;
  4. проектирование;
  5. диалоговый.

           Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная, семейная.

          Технологии обучения: личностно-ориентированное обучение, информационно-коммуникативные.

          Общее количество часов на изучение предмета – 34 часа, из них на изучение предмета – 30, на оформление и защиту проекта – 4 часа.

         

Обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации данной программы.

На основе заявлений родителей для изучения предмета ОРКСЭ  взяты два модуля.

         Модуль  «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики», Данилюк А.Я., Москва, «Просвещение», 2012 дает знания, помогающие учащимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше. Для повышения уровня мотивации к изучению предмета, формированию ИКТ компетенций учащихся  привлечены материалы CD-диска к курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы. Москва. Просвещение, 2012 г, материалы с курсовой подготовки ИРОСО на диске СD-R и DVD – R, интернет-ресурсы: www.pravolimp.ru 

             Для учителя  методическими пособиями явились следующие: «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики», Данилюк А.Я. Программы. 4-5 класс. Москва. «Просвещение», 2012 г.,  Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики», справочные материалы для общеобразовательных учреждений под редакцией Тишкова В.А., Шапошниковой Т.Д.. Книга для учителя 4-5 класс. Москва. «Просвещение», 2012 г.,  привлечены материалы CD-дисков  ко всем шести модулям курса ОРКСЭ: «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы. Москва. Просвещение, 2012 г,

  1. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы. Москва. Просвещение, 2012 г
  2. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы. Москва. Просвещение, 2012 г.
  3. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры. 4-5 классы. Москва. Просвещение, 2012 г. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мусульманской культуры. 4-5 классы. Москва. Просвещение, 2012 г.
  4. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы. Москва. Просвещение, 2012 г.

             В работе используются материалы следующих  интернет-ресурсов:

1. www.pravolimp.ru 

2. Специализированный  портал www.orkce.ru 

3. Информация на портале размещена в следующих разделах:

  1. "Новости и СМИ об ОРКСЭ",
  2.  "Нормативные материалы",
  3.  "Методический кабинет преподавателя-тренера и тьютора», "Региональный опыт апробации".

4. Для обмена мнениями на портале располагается форум

  1. Практические разработки учителей и электронные образовательные ресурсы по тематике курса также размещаются на сайтах: Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru;

5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru

6. Основной ресурс сети социально-педагогических сообществ представлен по адресу: www.openclass.ru

7. В субъектах Российской Федерации:

  1. Вологодская область (www.openclass.ru/vologda),
  2. Калининградская область (www.openclass.ru/kaliningrad),
  3. Камчатский край (www.openclass.ru/kamchatka),
  4. Пензенская область (www.openclass.ru/penza),
  5. Тамбовская область (www.openclass.ru/tambov),
  6. Томская область (www.openclass.ru/tomsk),
  7. Чувашская Республика (www.openclass.ru/chuvashia).
  1. Тематические интернет-сайты
  1. Электронная гуманитарная библиотека - www.gumfak.ru;
  2. Государственный музей истории религии - www.gmir.ru.

  1. Информация о религиозных организациях размещена на следующих Интернет-ресурсах

                   http://www.patriarchia.ru/

  1. Официальный сайт Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), http://www.otdelro.ru/

 Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ;

  1. http://www.muslim.ru.  Совет муфтиев России;
  2. http://www.buddhism.ru  Российская ассоциация буддистов;
  3. http://www.feor.ru/  Федерация еврейских общин России.
  1.  Сайт Министерства образования Сахалинской области

http://obrazovanie.admsakhalin 

  1. Сайт районного методического кабинета

http://mms-poronaisk.ru 

  1.  Образовательная газета «Основы религиозных культур»
  2.  Журнал «Актуальная библеистика» ООО Издательство «Мировая библеистика»,613040, Кировская область, г.Кирово-Чепецк, пр-т Кирова, 16, а/я№798  Тел.(83361)4-64-32, 4-30-88, Факс: (83361)4-40-52 E-mail: www.bibleistika.com 

             

Тематический план

№ пп

Наименование разделов, тем

Количество часов

В т.ч. на лабораторные и практические занятия

2012-2013 учебный год,

4 «а» класс, 4 «б» класс.  ОРКСЭ, модуль «Основы светской этики»

Блок 1. Введение. Духовно-нравственные и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

1

1.

Россия – наша Родина.

1

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1.

16

2.

Что такое светская этика.

1

3.

Культура и мораль.

1

4.

Особенности  морали.

1

5.

Добро и зло.

1

6.

Добро и зло.

1

7.

Добродетель и порок.

1

8.

Добродетель и порок.


1

9.

Свобода и моральный выбор человека.

1

10.

Свобода  и ответственность.

1

11.

Моральный долг.  

1

12.

Справедливость.

1

13.

Альтруизм и эгоизм.

1

14.

Дружба.

1

15.

Что значит быть моральным? .

1

16-17


Праздничный проект: «Культура и религия».

2

Творческие работы учащихся.

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2.

12

18.

Род и семья – исток нравственных отношений.

1

19.

Нравственный поступок.

1

20.

Золотое правило нравственности.

1

21.

Стыд, вина и извинения.


1

22.

Честь.

1

23.

Совесть.

1

24.

Образцы нравственности.

1

25.

Нравственные идеалы.  

1

26.

Образцы нравственности в культуре Отечества.

1

27.

Этикет.

1

28.

Семья и семейные праздники.

1

29.

Жизнь человека – высшая нравственная ценность. Долг, свобода, ответственность, труд.

1

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России.

5

30.

Любовь и уважение к Отечеству.

1

31-34




Итоговый проект: «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»

4

Презентация учебных проектов.

Перечень  зачетных уроков.

№ пп

Название зачетного урока

Кол-во

часов

    Дата проведения

план

факт

16-17

Праздничный проект: «Культура и религия»

2

27.12

17.01.

31-34

Итоговый проект: «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия».

4

02.05.

16.05.

23.05.

30.05.

   Содержание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики.

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей:  «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объем материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами). Два из них (первый и четвертый) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического блока – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвертый тематический блок представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические блоки, изучаемые соответственно в 4, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

Учебный модуль «Основы светской этики»

Россия – наша Родина.

Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре
Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.  

Требования к личностным результатам:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  2. формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих»,  развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  3. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной  деятельности и формирование личностного смысла учения;
  4. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  5. развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  6. развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  7. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  8. наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;
  2. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;  вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  3. адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  4. умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  5. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  6.  овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  7. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
  8. определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  1. знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
  2. знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  3. понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  4. формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  5. общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального  многоконфессионального народа России;
  6. осознание ценности человеческой жизни.

Литература для учащихся:

  1. Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Учебник. Издательство «Просвещение». Москва, 2012г.
  2. Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Учебник. Издательство «Просвещение». Москва, 2012 .
  3. Электронное приложение к учебнику CD-диск к курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы. Москва. Просвещение, 2012 г.
  4. Электронное приложение к учебнику «CD-диск к курсу Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры.  4-5 классы. Москва. Просвещение, 2012 г.

Литература для учителя:

  1. Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Учебник. Издательство «Просвещение». Москва, 2012г.
  2. Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Учебник. Издательство «Просвещение». Москва, 2012 .
  3. Электронное приложение к учебнику CD-диск к курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы. Москва. Просвещение, 2012 г.
  4. Электронное приложение к учебнику «CD-диск к курсу Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры.  4-5 классы. Москва. Просвещение, 2012 г.
  5. Данилюк А.Я. Программы. 4-5. Москва, Просвещение, 2012.
  6. Данилюк А.Я. Книга для родителей. Москва, Просвещение, 2012.
  7. Книга для учителя. Москва, Просвещение, 2012.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Преподавание модулей предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» в будущем будет происходить в рамках основной образовательной программы начального общего  образования ФГОС. Результаты образования предполагаются следующие:

·личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

·метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

·предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты формируются за счёт реализации, как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

·воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

·переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

·ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

·признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

·учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

·обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

   ·разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития

Личностные универсальные учебные действия

           обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

          Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

• личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

• смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

• нравственно-этическая ориентация, в том числе,  и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей),  обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия

обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

К ним относятся:

• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

• планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

• прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных  характеристик;

• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

• коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

• оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия

включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;

• структурирование знаний;

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

• выбор наиболее эффективных способов решения задач в

зависимости от конкретных условий;

• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного,

научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

• моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

• подведение под понятие, выведение следствий;

• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

• формулирование проблемы;

• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников

и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Главная цель курса по изучению основ религиозных культур и светской этики – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции. Реализация этой цели ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.

В связи с тем, что начало изучения учебного курса осуществляется в начальной школе, а завершается в основной школе, целесообразно организовать специализированный класс-кабинет, который станет той информационной средой, в которой будут проходить не только уроки по курсу, но и внеурочные и внеклассные занятия, осуществляться проектная деятельность учащихся.

Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

  1. оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
  2. технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
  1. классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
  2. демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);
  3. вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;
  1. экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику
  1. электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
  2. дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
  1. библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
  1. учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»  (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);
  2. нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие  правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;
  3. специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);
  4. научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
  5. хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
  6. документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);
  7. энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
  8. религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);
  9. художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;
  1. печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по предмету основы светской этики 4-5 классы

рабочая программа по предмету основы светской этики 4-5 классы ...

Дидактические и методические материалы для сопровождения курса ОРКСЭ (модуль светская этика)

Рекомендации и материалы к урокам ОРКСЭ, собранные за годы преподавания. Их можно использовать как дополнительный материал в своей работе....

Прграмма по курсу ОРКСЭ. Модуль "Светская этика"

Прграмма по ОРКСЭ. Модуль "Светская этика". 4 класс.В программе имеется :Пояснительная записка.Цели и задачи и т д....

ОСЭ Рабочая программа по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

ОСЭ Рабочая программа   по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ...

Рабочая программа . Курс ОРКСЭ. Модуль "Светская этика". Коррекционная школа VIII вида.

Рабочая программа. Курс ОРКСЭ. Модуль "Светская этика". Коррекционная школа VIII вида....

Проект по учебному курсу ОРКСЭ (модуль светская этика) Тема: "Мой класс – мои друзья". 4-й класс

Проект по учебному курсу ОРКСЭ (модуль светская этика)Тема: "Мой класс – мои друзья". 4-й класс...

Праздник для обучающихся 4 класса и их родителей «Тепло родного очага» Курс ОРКСЭ. Модуль «Светская этика»

Данный файл- это внеклассное мероприятие для обучающихся 4 класса по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") Тема: "Тепло семейного  очага"...