Праздник для обучающихся 4 класса и их родителей «Тепло родного очага» Курс ОРКСЭ. Модуль «Светская этика»
методическая разработка на тему

Данный файл- это внеклассное мероприятие для обучающихся 4 класса по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") Тема: "Тепло семейного  очага"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik_teplo_semeynogo_ochaga.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Праздник  для обучающихся 4 класса и их родителей  «Тепло родного очага»

 Курс ОРКСЭ. Модуль «Светская этика»

Цель:         

Формирование представлений о ценности семьи, её уникальности и важности для всех её членов.

Задачи: 

  1. Показать ценность семьи, её уникальность и важность для всех её членов.
  2. Воспитывать любовь  к близким людям, уважение к старшим, стремление помогать им во всем.
  3. Показать, что разногласия между детьми и родителями возникают в силу того, что нет взаимопонимания - дети не умеют понимать родителей, родители не понимают детей.
  4. Развивать способности взаимопонимания, умения находить выход из конфликтных ситуаций.

Оборудование: 

  1. Выставка рисунков “Моя семья – семь Я”.
  2. Сочинения “Моя семья”.
  3. Фонозаписи “Песня мамонтенка”, «Родительский дом»,  
  4. Пословицы о семье.
  5. Иллюстрации о семье.
  6. Выставка «В моей семье хранятся реликвии…»
  7. Презентация  «В моей семье хранятся фотографии…» (Старых семейных фото ребята принесли мало и мы их оформили отдельной выставкой, а в презентацию вошли фото нашей классной жизни).
  8. Мультимедийный проектор, магнитофон.

1.Подготовительный этап.

 Содержательная подготовка обучающихся  проходила на классном часе, родительском собрании и на уроках ОРКСЭ. Из предложенных пяти проектов родители вместе с детьми выбрали для себя один и готовили его к данному мероприятию.

  1. Проект «Пословицы и поговорки о семье»

(Найти пословицы и поговорки о семье, красочно оформить найденный материал, представить его.)

  1. Проект «Душа слова»

Как и у людей, у каждого слова свой нрав, характер, душа. Отличать «доброе»  слово от “злого” нам помогает его смысл. А теперь давайте немного поиграем, заглянем в душу слов «СЕМЬЯ» и «ДОМАШНИЙ ОЧАГ»

1.Написать слово, «нарисовать» его.

2. Значение слова.

3. Родственные слова.

4. Характер, слова. ( Например, в слове ТЕАТР он важный, торжественный, праздничный…)

5. Образ слова. (Какие образы возникают в нашем воображении, когда мы слышим данное слово.)

6. Слово-магнит. (Например, слово «ТЕАТР» «притягивает» к себе слова: музыка, танец, праздник, торжество, представление…),  

3.Проект «Моя родословная» 

Человек растёт и задумывается над вопросами: «Кто я? Откуда я? Каковы мои корни?» Издавна одной из традиций русского народа было знание своих предков, своей родословной. Сегодня старинная традиция возвращается. Давайте и мы с вами попытаемся составить свои родословные.

(Представить  своё генеалогическое дерево, рассказать о своей родословной, об интересных фактах из жизни своих  родственников, о родственниках, которыми ваша семья гордится.)

4.Проект «Семейное ФОТО» В каждой семье есть фотографии, которые дороги. Порой бывает так, что человека уже нет, а его фотография остаётся и бережно хранится в семье. А некоторые становятся реликвиями, передаются из поколения в поколение.

(Представить свой семейный альбом, или оформить с помощью фотографий  газету, плакат, рассказать о своих предках, далеких и близких,  традициях своей семьи.)

5. Проект «Имена моей семьи»   Рождаясь, человек получает имя. Наши предки придавали имени особое значение. Считалось, что оно во многом определяет дальнейшую жизнь ребёнка, его успехи и неудачи, достоинства и пороки. Вот почему в старину имя давалось или по церковным книгам в честь святого, чей праздник отмечался в месяце рождения ребёнка, или в честь кого-либо из членов семьи.

(Расскажите о том, сколько различных имён встречается в родословной вашей семьи, какие встречаются чаще, какие реже и что они обозначают, кого назвали в честь родственников, найденный материал оформить и представить.)

В классе были проведены конкурсы рисунков и сочинений «Моя семья – семь Я».

На уроках  музыки   ребятами разучили песни «Мамонтенка» и «Родительский дом»

•  Часть праздника проходит  в процессе чаепития, поэтому при подготовке вместе с родителями накрыт стол.

•  Местом проведения мероприятия - класс, часть класса отведена для выставок, часть для выступлений и зона с накрытыми столами.

Ход мероприятия:

Учитель: Добрый вечер, дорогие ребята, уважаемые родители. Я рада приветствовать вас на нашем семейном вечере «Тепло родного очага», посвящённом всем нам – зрелым и юным, взрослым и детям. Посвященном тому, что объединяет нас друг с другом – семейному очагу.

 – А как вы понимаете слово “очаг”? (ответы детей)

Учитель - В толковом словаре Ожигова, дано такое толкование: очаг - устройство для разведения и поддержания огня. Домашний очаг - родной дом, семья.

- Очаг, первобытный человек  ценил больше всего. Именно вокруг очага люди стали устанавливать крышу, возводить стены - словом, строить дом. Вокруг очага, от которого исходило тепло, собиралась семья. В современном мире очаг заменили отопительными батареями, а выражение “родной очаг” - стало обозначать - семью, дом.

 -У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помнили о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сёстрах и братьях, бабушках и дедушках

-Семья – совсем как маленькая Вселенная; создать хорошую семью нередко бывает труднее, чем, скажем, написать книгу, сделать открытие. Раз семья - Вселенная, пусть маленькая, должны существовать и загадки Вселенной. И они действительно существуют. На каждую загадку есть разгадка и  некоторые из них мы попытаемся сегодня разгадать!

Учитель - А что такое семья?

Ученики:  мама, папа, дети.

 Учитель:  настала пора посмотреть и оценить первый проект, который готовила семья Моруновых.

(защита  проекта «Душа слова»)

Учитель: Семья - это взрослые и дети, которые живут вместе. Замечательно, если она большая. Однако семья может быть и маленькая: например мама и сын. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья.

- А сейчас, давайте заглянем в гости в одну семью.

Подготовленный ученик читает стихотворение Золтана Зелка “Какой хороший вечер”

- Какой хороший вечер!

- Как хорошо быть вместе!

- С газетой папа дремлет.

- Готовит мама ужин.

- Под крышкой пар в кастрюле

- Насвистывает песню.

- Глаза мои закрылись

- Раскрыть бы их пошире,

- Глядеть бы удивленно.

- Да открывать мне лень их.

- Весь мир исчез

- Лишь мама

- Посередине мира

- И я, уже уснувший

- У мамы на коленях.

Учитель: - Ребята, хотелось ли вам жить в такой семье? Почему?

- Выберите слова, которые живут в этой семье?

Задание!

На доске слова: Уют, спокойствие, здоровье, любовь, добро, чистота, счастье, дружба, согласие, грубость, ссора, ненависть, болезнь, вражда, мир, порядок.

Учитель: Давайте «выбросим» слова мешающие быть семье БЛАГОПОЛУЧНОЙ.

Учитель: А сейчас небольшой конкурс «Закончи пословицу»

(Пословицы разделены на две части, первая часть пословицы находится у родителей, вторая- у самих ребят. Участники конкурса должны восстановить пословицу, соединив две части и представив её в полном виде на импровизированной сцене)

Семья вместе,

/

так и душа на месте.

В семье

/

и каша гуще.

Семьей

/

и горох молят.

Когда нет семьи,

/

так и дома нет.

Семья в куче –

/

не страшна и туча.

Семья без детей,

/

что цветок без запаха.

Согласье да лад

/

в семье клад.

Где мир и лад,

/

не нужен и клад.

Лад и согласие –

Учитель: А сейчас мы увидим защиту проектов

«Пословицы о семье»  

/

первое счастье.  

 (Ребята, приготовившие проекты «ПОСЛОВИЦЫ О СЕМЬЕ», защищают свои проекты).

Учитель: Ребята, вот мы прочитали стихи, пословицы – давайте скажем: какая должна быть семья, чтобы всем, кто живет в ней, хотелось быть дома, идти в родной дом? (ответы детей)

Учитель: Благополучная семья - это семья, в которой царят взаимопонимание, взаимоуважение, любовь, доверие.

- Мы знаем, как вести себя в школе, в театре, на улице. А давайте, выведем правила поведения в семье.  (ответы детей)

Появляется запись на слайде:

  1. Уважать старших.
  2. Помогать по дому.
  3. Делать работу вместе.
  4. Понимать друг друга.
  5. Заботиться о ближних.
  6. Делать приятные мелочи родным и близким.

Учитель:  А есть ли у вас дома свои обязанности? Какие?(ответы детей)

Учитель Давайте поиграем в веселую игру (Распределение обязанностей в семье).

1 гр - мамы

2 гр. - папы

3 гр. - дети.

(Учитель называет обязанности, если вы считаете, что это обязанность мамы, то мамы- встают и сразу садятся и т.д.)

  1. Готовить обед.
  2. Ремонтировать утюг.
  3. Собирать портфель.
  4. Мыть посуду.
  5. Следить за цветами.
  6. Уборка квартиры.
  7. Оберегать тепло родного очага.
  8. Делать уроки
  9. Прибить гвоздь
  10. Вязать носки

Учитель: В семейном кругу мы с вами растем

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

А сейчас, ребята, давайте подарим родителям наш подарок: все вместе споем для них песню.

Ребята  вместе исполняют песню «Родительский дом»

Учитель: Человек растёт и задумывается над вопросами: «Кто я? Откуда я? Каковы мои корни?» Издавна одной из традиций русского народа было знание своих предков, своей родословной. Сегодня старинная традиция возвращается. Мы тоже попытались составить свои родословные. Предоставляем слово тем, кто выбрал проект «Моя родословная»

(Семьи, подготовившие проекты на тему: «Моя родословная» представляет своё генеалогическое древо, соответствующие плакаты и рисунки. Представители семей рассказывают интересные моменты семейной биографии).

Учитель: Рождаясь, человек получает имя. Наши предки придавали имени особое значение. Считалось, что оно во многом определяет дальнейшую жизнь ребёнка, его успехи и неудачи, достоинства и пороки. Вот почему в старину имя давалось или по церковным книгам в честь святого, чей праздник отмечался в месяце рождения ребёнка, или в честь кого-либо из членов семьи. А сейчас, поднимите, пожалуйста, руки те, кого назвали в честь родственников.

Участники поднимают руки, рассказывают в честь кого из родственников им было дано имя

Учитель: А сейчас я предоставляю слово каждой семье, чтобы рассказать о том, сколько различных имён встречается в ее родословной, какие встречаются чаще, какие реже и что они обозначают.

Каждая семья рассказывает об именах в своей родословной .Дети, подготовившие вместе с родителями проекты об именах, защищают их.

Учитель: Время неумолимо. Человек рождается, растет, взрослеет, стареет и в свой срок уходит из жизни. И никому еще не удавалось разорвать этот круг. Человек уходит, а дети его остаются. У детей рождаются свои дети, у тех - свои. И если человек, даже не совершал никаких открытий, а просто достойно прожил свою жизнь, он заслуживает того, чтобы о нем помнили его дети, внуки, правнуки.  Вспомнить о прошлом, присмотреться к настоящему помогут фотографии из семейного альбома. Каждая фотография в нем – это кусочек жизни, это возможность вернуться назад в прошлое.

Давайте обратимся к словарю и найдем значение слов: альбом, семья, фотография

.(слайд)Альбом

  1. Тетрадь или книга с чистыми листами для стихов, рисунков, фотографий, открыток.
  2. Объединенное по теме собрание иллюстраций, рисунков, фотографий.

(слайд) Семья – группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе.

(слайд) Фотография – способ получения видимого изображения предметов на светочувствительных материалах с помощью специального аппарата.

(слайд) Семейный альбом – тематическое собрание фотографий близких родственников.

Учитель Каждый человек старается упорядочить свои фотографии и создать альбом. Альбомы могут быть различных видов. Например: свадебные альбомы, армейские альбомы, альбомы отражающие детство, школьные годы, семейные альбомы нескольких поколений и т.д. (показ альбомов)

Глядя на фотографию можно много узнать о том времени, когда была сделана фотография. В одной из песен поётся «Чтобы вспомнить, какими мы были – загляните в семейный альбом». Здесь на нашей выставке представлены фотографии из семейных альбомов

 (Защита проектов «Семейное ФОТО»).

Учитель: Особое значение для каждой семьи имеют ее обычаи и традиции. Издавна в русских семьях укоренялись замечательные традиции, которые я предлагаю сейчас вспомнить:

•  Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;

•  Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;

•  Приглашать гостей и собирать застолье;

•  Собирать и хранить семейные фотографии;

•  Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.

•  Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.

Учитель: А теперь я предлагаю всем нам рассказать друг другу о традициях своей семьи.

Представители семей рассказывают о своих традициях.

Учитель: У каждого из нас есть вещи, предметы, которые дороги. Порой бывает так, что человека уже нет, а его любимая вещь остаётся и бережно хранится в семье. А некоторые становятся реликвиями, передаются из поколения в поколение. Все мы принесли экспонаты для наших выставок «Из бабушкиного сундука» и «Семейные реликвии». А есть вещи, сделанные с любовью руками наших мам, бабушек, дедушек или пап. Такие вещи создают дома особую атмосферу, уют, тепло.  Сейчас я буду по очереди брать эти вещи, а семьи, которым они принадлежат, будут о них рассказывать.

 (В классе оформлена выставка из семейных реликвий, которую участники и гости  успели рассмотреть перед началом мероприятия)

Учитель: Знаете ли вы, ребята, что раньше семьи были большие? В таких семьях все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. О такой большой семье есть у меня загадка. Попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек.

Задам сейчас задачу я

Послушай, вот моя семья:

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад.

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка,

Сестра, невестка, дочка,

А самый младший – я,

Какая же у нас семья?

(Ответ: 6 человек – брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка).

Ученики разгадывают загадку.

Благодаря этому стихотворению, мы с вами коснулись очень интересной темы родственных отношений. Каждый из нас, только родившись, оказывается в этом хитросплетении родственных отношений. У ребёнка может ещё не быть имени, но он уже чей-то сын или дочь, внук или внучка, брат или сестра, племянник или племянница и даже может оказаться кому-то уже дядей и тётей.

Вопросы к родителям:

•  Вопрос: К вам пришли свекровь и свёкор. Кто это?

(Ответ: родители мужа)

•  Вопрос: К вам пришли тесть и тёща. Кто это?

(Ответ: родители жены)

•  Вопрос: Кто такие шурин и свояченица?

(Ответ: брат жены и сестра жены)

•  Вопрос: А как называют брата мужа и сестру мужа?

(Ответ: деверь и золовка)

•  Вопрос: Кто такие свояки?

(Ответ: мужья сестёр)

•  Вопрос: Кто такие невестки?

(Ответ: жёны братьев)

•  Вопрос: Кого называют зятем?

(Ответ: мужа дочки, сестры или золовки)

•  Вопрос: К вам пришли невестка и сноха. Кто это?

(Ответ: это одно и тоже лицо, поскольку женщина может быть снохой только для свёкра, остальной родне она невестка)

•  Вопрос: Кем приходится сын женщины родителям её деверя?

(Ответ: внуком).

Вопросы к детям:

Вопрос: Кто такие бабушка и дедушка?

(Ответ: родители мамы или папы).

Вопрос: Как зовут сестру мамы или папы?

(Ответ: тётя).

Вопрос: А кто такой дядя?

(Ответ: брат мамы, папы или тёти).

Вопрос: Объясните, кто такие внук, внучка, племянник, племянница?

Вопрос: А есть ли среди учеников нашего класса дяди и тёти?

Вопрос: Может ли так быть, что дядя и племянница одновременно учатся в одном классе?

Учитель: Ребята, уважаемые гости, а можно наш классный коллектив назвать семьей? Ребята 4 класса подружились, подросли и у нас, как в каждой семье бывало всякое. Мы разрешаем наши споры, учимся быть добрее друг к другу. Нам многому еще нужно научиться, но я думаю, что сегодняшний праздник показал, что мы умеем дружить.

Учитель: «В дом пришёл - всех вокруг собрал». Как вы думаете, про какой предмет так говорили? Разумеется, про стол. В старые времена со столом был связан интересный обычай. Когда вся семья собиралась в праздник за трапезой, то прежде чем отец скажет торжественное благодарное слово, ребятишки лезли под столешницу и по солнцу опутывали ножки стола лыковой верёвкой. Тогда в следующий раз снова все вместе за столом соберутся, бедой не разлучатся.

Наша семейная встреча  тоже прошла  за объединившим нас столом. А в завершении, хочу поблагодарить всех и выразить надежду, что сегодня нам удалось чуть лучше узнать друг друга и сделать ещё один шаг к взаимопониманию и единству. И последним штрихом вечера будет наша общая фотография на память.

(Встреча заканчивается чаепитием, конкурсами, играми и танцами. песнями. )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока № 9, тема урока «Свобода и моральный выбор человека».по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики"

Данный урок предполагает ознакомление с такими понятиями:Свобода, моральный выбор, ситуация морального выбора, моральный конфликт....

Рабочая программа курса ОРКСЭ. Модуль "Основы светской этики". 4 класс.

Данная рабочая программа составлена для модульногокурса ОРКСЭ по модулю "Основы светской этики". Полностью соответствует современным требованиям, предъявляемым к рабочим программам. Прошла опробирован...

Дидактические и методические материалы для сопровождения курса ОРКСЭ (модуль светская этика)

Рекомендации и материалы к урокам ОРКСЭ, собранные за годы преподавания. Их можно использовать как дополнительный материал в своей работе....

Прграмма по курсу ОРКСЭ. Модуль "Светская этика"

Прграмма по ОРКСЭ. Модуль "Светская этика". 4 класс.В программе имеется :Пояснительная записка.Цели и задачи и т д....

Рабочая программа . Курс ОРКСЭ. Модуль "Светская этика". Коррекционная школа VIII вида.

Рабочая программа. Курс ОРКСЭ. Модуль "Светская этика". Коррекционная школа VIII вида....

Проект по учебному курсу ОРКСЭ (модуль светская этика) Тема: "Мой класс – мои друзья". 4-й класс

Проект по учебному курсу ОРКСЭ (модуль светская этика)Тема: "Мой класс – мои друзья". 4-й класс...

Мастер-класс Использование краеведческого материала на занятиях комплексного учебного курса ОРКСЭ модуль «Основы светской этики»

Цель: обмен опытом по вопросам методики организации занятий  комплексного учебного курса  ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» в рамках исторического краеведения.Задачи: об...