Мастер-класс Использование краеведческого материала на занятиях комплексного учебного курса ОРКСЭ модуль «Основы светской этики»
материал по краеведению
Цель: обмен опытом по вопросам методики организации занятий комплексного учебного курса ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» в рамках исторического краеведения.
Задачи: обобщение опыта работы по методике организации занятий комплексного учебного курса ОРКСЭ модуль «Основы светской этики»; передача опыта путем прямого и комментированного показа форм педагогической деятельности; совместная отработка методических подходов и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы; рефлексия собственного профессионального мастерства.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование краеведческого материала
на занятиях комплексного учебного курса ОРКСЭ
модуль «Основы светской этики»
Цель: обмен опытом по вопросам методики организации занятий комплексного учебного курса ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» в рамках исторического краеведения.
Задачи: обобщение опыта работы по методике организации занятий комплексного учебного курса ОРКСЭ модуль «Основы светской этики»; передача опыта путем прямого и комментированного показа форм педагогической деятельности; совместная отработка методических подходов и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы; рефлексия собственного профессионального мастерства.
Оборудование: раздаточный материал, мультимедийная установка, презентация-сопровождение.
(слайд 1-2)
Представление слушателям
- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Со многими мы знакомы. Для тех с кем встречаемся первый раз, разрешите представиться: Кончакова С.П. , учитель истории и обществознания, а так же комплексного учебного курса ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» и внеурочной деятельности «Я – гражданин» предметной области ОДНКНР, МБОУ «Бондаревская средняя общеобразовательная школа».
- Сегодня я хочу пригласить Вас принять активное участие в мастер-классе Использование краеведческого материала
на занятиях комплексного учебного курса ОРКСЭ
модуль «Основы светской этики»
- В ходе работы я прошу Вас заполнять таблицы, которые нам помогут подвести итоги нашей совместной работы (раздаточный материал).
(слайд 3)
1. Презентация педагогического опыта
Любовь к своей Родине – это не нечто
отвлеченное, это и любовь к своему
городу, к своей местности, к памятникам
её культуры, гордость своей историей.
Д.С. Лихачев
(слайд 4)
Трудно не согласиться с этими словами, нельзя забывать, что каждый человек душой как корнями привязан к месту, где он родился и вырос – к своей малой Родине. Знакомя детей с понятием «патриотизм» мы, прежде всего, говорим о семье, о родном крае, о России. Эти слова еще не осознаются младшими школьниками как высшие моральные ценности, но они настолько близки и понятны детям. Именно через них и происходит формирование патриотизма как такового. В семье ребенок приобщается к традициям и культурным ценностям своего народа. Взрослея, познает связь с социокультурным наследием своей малой Родины.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к её защите. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: её роль в этом плане невозможно переоценить.
К сожалению, в настоящее время школьное патриотическое воспитание практически сошло, как говорится «на нет». Этому за последние годы способствовало немало факторов: усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной, так сказать, базовой идеологии.
Если учитель в повседневной работе начнёт регулярно обращаться к теме патриотизма и гражданственности, то это позволит вырастить поколение людей убеждённых, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и ёмким словом «патриот».
По мере взросления у школьников, как отмечают учёные-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма», требующий реализации, но, как необидно это констатировать он чаще всего остаётся невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут найти своё применение в примыкании к антиобщественным организациям, поток которых год от года растёт.
Тревожные симптомы современности не оставили в стороне педагогов и родителей нашей школы, ответственных за будущее своих воспитанников. Так в школе разработана программа патриотического воспитания.
Российская отечественная педагогика всегда связывает воспитание с идеей служения Отечеству. В основу воспитания должна быть положена государственно-патриотическая идея. Это может быть, единственное, что сегодня объединяет все слои и социальные группы нашего общества, против неё не выступает, по крайней мере, открыто не одна партия или общественно-политическое движение. Без патриотизма не возродить сильного государства и не создать гражданского общества, не привить людям понимания своего долга и уважения к закону.
Система занятий комплексного учебного курса ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» выстроена таким образом, что учителю не сложно вписать в содержательный контекст, краеведческий материал. Рассмотрим это на примере тематического планирования.
(слайд 5)
№ п/п | Тема урока | ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ | |
1 | Россия – наша Родина. | 1 | Экскурсия в школьный парк к стеле Т.М. Бондарева |
8 | Добродетель и порок. | 1 | «Трудолюбие и Тунеядство, или Торжество земледельца» |
24 | Нравственные идеалы | 1 | «Учитель! Перед именем твоим…» |
29 | Жизнь человека - высшая нравственная ценность. | 1 | «Солдатами не рождаются» |
34 | Любовь и уважение к Отечеству. Подведение итогов. | 1 | Фильм о родном селе |
2. Представление фрагментов занятий
(слайд 6)Экскурсия в школьный парк к стеле и предполагаемому месту захоронения Т.М. Бондарева
Цель: познакомить школьников со страницами жизни Т.М. Бондарева
Задачи: познакомить с историей возникновения села Бондарево; рассказать о переписке Т.М. Бондарева и Л.Н. Толстого; о Бондареве как первом сельском учителе.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ. МАТЕРИАЛЫ О Т.М. БОНДАРЕВЕ
(слайд 7) «Трудолюбие и Тунеядство, или Торжество земледельца»
Цель: продолжить знакомство с этическими категориями добродетель и порок, через личностные качества трудолюбие и тунеядство.
Задачи: познакомить школьников с сочинением Т.М. Бондарева;
развивать нравственные качества личности, в частности стремление к труду; познакомить с народной мудростью и нормативно-правовыми актами о труде.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ. ИСТОЧНИКИ ПУБЛИКАЦИИ, «Круг чтения» — произведение Толстого Льва Николаевича
(слайд 8) «Учитель! Перед именем твоим…»
Цель: показать нравственный идеал на примере учителя
Задачи: приобщить детей к истории школы через знакомство с
Почётной книгой учителей (на школьном сайте school19143@rambler.ru;)
стендом при входе в здание школы «Учитель! Перед именем твоим…»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ. МАТЕРИАЛЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА.
(слайд 9) «Солдатами не рождаются»
Цель: на примере судеб воинов интернационалистов показать, что жизнь является высшей нравственной ценностью
Задачи: сохранение и развитие у учащихся чувства гордости уважения к солдатскому подвигу; воспитание патриотизма, любви к Родине; формирование у школьников готовности к защите Родины.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ. УРОК МУЖЕСТВА
(слайд 10)Фильм о родном селе
http://tvrts.ru/?action=current&id=35&module=tv
РТС Загадочная Хакасия выпуск 99 БОНДАРЕВО
3. Моделирование. «КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ТРОПА»
(слайд 11Чайковский)Самостоятельная работа слушателей в группах по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии.
- Я уверена, что среди присутствующих коллег накоплен огромный опыт по интеграции в образовательный процесс краеведческого материала. Хочется услышать ваше мнение по данному вопросу. Посмотреть педагогические находки.
Участникам мастер-класса раздаются листы с примерным тематическим планированием, в которые вписывается ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ, цели и задачи занятий по различным модулям.
Учитель-мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею.
4. Обсуждение авторских моделей урока (занятия) слушателями.
Презентации групп.
(слайд 13 )- Пожалуйста, каждый заполните, листы самооценки работы в группе.
5. Рефлексия.
(слайд 14) Дискуссия по результатам совместной деятельности учителя-мастера и слушателей.
ПЛЮС | МИНУС | ИНТЕРЕСНО | ||
записывается все, что понравилось в мастер-классе, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо могут быть полезны для достижения каких-то целей. | записывается все, что не понравилось, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая оказалась не нужной, бесполезной с вашей точки зрения | все любопытные факты, о которых узнали и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы. |
Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям. (слайд 15)
- Крупицы краеведческого материала необходимо собрать, систематизировать и главное, сохранить. С этой целью в школе создан музейный уголок, в котором хранятся предметы крестьянского быта, материалы по истории школы и села. Не секрет, что работа в музейном уголке требует от учителя дополнительных сил и времени, но тот воспитательный потенциал, что заложен в краеведческом материале трудно переоценить. Радует, что коллеги-предметники используют материалы школьного музейного уголка при проведении различных форм мероприятий.
В работе школы внеурочная деятельность по патриотическому воспитанию основывается на системе традиционных мероприятий:
(слайд 16)
И сладко песнь в честь родины поётся,
И кровь кипит, и сердце гордо бьётся,
И с радостью внимаешь звуку слов:
«Я Руси сын! здесь край моих отцов!»
И. Никитин
Литература
- Агапова И.А., Давыдова М.А./Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс,2002.
- Бондарев как феномен истории и историографии / Ю.К. Махно. – Абакан: Издательство ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», 2010. – С. 125-128.
- Докумкнтально-биографическое издание КНИГА ПАМЯТИ о военнослужащих Министерства обороны СССР, Министерства обороны Российской Федерации и сотрудниках Министерства внутренних дел по Республике Хакасия, погибших в локальных войнах и военных конфликтах : - Абакан, ООО «Кооператив «Журналист», 2013
- Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителей/Н.С.Борисов, В.В.Дранишников, П.В.Иванов, Д.В.Кацюба; Под ред. Н.С.Борисова. – М.: Просвещение, 1982.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: обмен опытом по вопросам методики организации занятий комплексного учебного курса ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» в рамках исторического краеведения. Задачи: обобщение опыта работы по методике организации занятий комплексного учебного курса ОРКСЭ модуль «Основы светской этики»; передача опыта путем прямого и комментированного показа форм педагогической деятельности; совместная отработка методических подходов и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы; рефлексия собственного профессионального мастерства.
Любовь к своей Родине – это не нечто отвлеченное, это и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам её культуры, гордость своей историей . Д.С. Лихачев
№ п/п Тема урока ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ 1 Россия – наша Родина. 1 Экскурсия в школьный парк к стеле Т.М. Бондарева 8 Добродетель и порок. 1 «Трудолюбие и Тунеядство, или Торжество земледельца» 24 Нравственные идеалы 1 «Учитель! Перед именем твоим…» 29 Жизнь человека - высшая нравственная ценность. 1 «Солдатами не рождаются» 34 Любовь и уважение к Отечеству. Подведение итогов. 1 Фильм о родном селе
Экскурсия в школьный парк к стеле и предполагаемому месту захоронения Т.М. Бондарева Цель: познакомить школьников со страницами жизни Т.М. Бондарева Задачи: познакомить с историей возникновения села Бондарево; рассказать о переписке Т.М. Бондарева и Л.Н. Толстого; о Бондареве как первом сельском учителе. ПРЕЗЕНТАЦИЯ. МАТЕРИАЛЫ О Т.М. БОНДАРЕВЕ
«Трудолюбие и Тунеядство, или Торжество земледельца» Цель: продолжить знакомство с этическими категориями добродетель и порок, через личностные качества трудолюбие и тунеядство. Задачи: познакомить школьников с сочинением Т.М. Бондарева; развивать нравственные качества личности, в частности стремление к труду; познакомить с народной мудростью и нормативно-правовыми актами о труде. ПРЕЗЕНТАЦИЯ. ИСТОЧНИКИ ПУБЛИКАЦИИ, «Круг чтения» — произведение Толстого Льва Николаевича
«Учитель! Перед именем твоим…» Цель: показать нравственный идеал на примере учителя Задачи: приобщить детей к истории школы через знакомство с Почётной книгой учителей (на школьном сайте school 19143@ rambler . ru ;) стендом при входе в здание школы «Учитель! Перед именем твоим…» ПРЕЗЕНТАЦИЯ. МАТЕРИАЛЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА.
«Солдатами не рождаются» Цель: на примере судеб воинов интернационалистов показать, что жизнь является высшей нравственной ценностью Задачи: сохранение и развитие у учащихся чувства гордости уважения к солдатскому подвигу; воспитание патриотизма, любви к Родине; формирование у школьников готовности к защите Родины. ПРЕЗЕНТАЦИЯ. УРОК МУЖЕСТВА
Фильм о родном селе http://tvrts.ru/?action=current&id=35&module=tv РТС Загадочная Хакасия выпуск 99 БОНДАРЕВО
Краеведческая тропа
“ Научный руководитель” - организует работу группы “Консультант” - зачитывает для обсуждения тексты и другие материалы “Хронист” – следит за регламентом “Секретарь” - заполняет рабочие листы “Докладчик” - выступает с отчетом “ Научный руководитель” - организует работу группы “Консультант” - зачитывает для обсуждения тексты и другие материалы “Хронист” – следит за регламентом “Секретарь” - заполняет рабочие листы “Докладчик” - выступает с отчетом
И сладко песнь в честь родины поётся, И кровь кипит, и сердце гордо бьётся, И с радостью внимаешь звуку слов: «Я Руси сын! здесь край моих отцов!» И. Никитин
Литература и источники Агапова И.А., Давыдова М.А./Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс,2002. Бондарев как феномен истории и историографии / Ю.К. Махно. – Абакан: Издательство ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», 2010. – С. 125-128. Докумкнтально-биографическое издание КНИГА ПАМЯТИ о военнослужащих Министерства обороны СССР, Министерства обороны Российской Федерации и сотрудниках Министерства внутренних дел по Республике Хакасия, погибших в локальных войнах и военных конфликтах : - Абакан, ООО «Кооператив «Журналист», 2013 Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителей/Н.С.Борисов, В.В.Дранишников, П.В.Иванов, Д.В.Кацюба; Под ред. Н.С.Борисова. – М.: Просвещение, 1982.
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/03/picture-181979-1364936011.jpg)
План работы по подготовке к введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2012-2013 учебном году
План работы по подготовке к введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2012-2013 учебном году...
Роль комплексного учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики» в формировании системы непрерывного духовно – нравственного воспитания и просвещения подрастающего поколения.
«Пусть рвутся связи, меркнет свет,Но подрастают в мире дети…Есть в мире Бог или Бога нет,А им придется жить на свете».Н.Коржавина...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/06/picture-376781-1389015095.jpg)
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/06/picture-189377-1430914137.jpg)
рабочая учебная программа Основы светской этики
В рабочей учебной программе содержаться нормативно-правовые документы, содержание курса, подробно разработаны формируемые УУД, оценочные листы, формы работы на уроке...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/29/picture-651093-1438164476.jpg)
Использование краеведческого материала на занятиях по иностранному языку
Методическая разработка посвящена использованию краеведческого материала на занятиях по иностранному языку. Проблема использования межпредметных связей с историей России, географией, краеведением акту...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/02/picture-685585-1572686495.jpg)
Мастер-класс: Возможности использования бросового материала в развитии элементов творческих способностей у детей младшего школьного возраста с ОВЗ
Ручной занимательный труд - это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия. Такой труд является декоративной, ...
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».
Существуют моральные и социальные причины. Прежде всего - это те изменения, которые произошли в современном обществе за последние годы: рост социальной напряженности, падение культуры и нравственности...