Мастер-класс Использование краеведческого материала на занятиях комплексного учебного курса ОРКСЭ модуль «Основы светской этики»
материал по краеведению

Кончакова Светлана Павловна

 

Цель: обмен опытом по вопросам методики организации занятий  комплексного учебного курса  ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» в рамках исторического краеведения.

Задачи: обобщение опыта работы по методике организации занятий  комплексного учебного курса  ОРКСЭ модуль «Основы светской этики»; передача опыта путем прямого и комментированного показа форм педагогической деятельности; совместная отработка методических подходов и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы; рефлексия собственного профессионального мастерства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m-k.docx44.14 КБ
Office presentation icon m-k.ppt1.4 МБ

Предварительный просмотр:

Использование краеведческого материала

на занятиях комплексного учебного курса  ОРКСЭ

модуль «Основы светской этики»

Цель: обмен опытом по вопросам методики организации занятий  комплексного учебного курса  ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» в рамках исторического краеведения.

Задачи: обобщение опыта работы по методике организации занятий  комплексного учебного курса  ОРКСЭ модуль «Основы светской этики»; передача опыта путем прямого и комментированного показа форм педагогической деятельности; совместная отработка методических подходов и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы; рефлексия собственного профессионального мастерства.

Оборудование: раздаточный материал, мультимедийная установка, презентация-сопровождение.

(слайд 1-2)

Представление слушателям

- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Со многими мы знакомы.  Для тех с кем встречаемся первый раз, разрешите представиться: Кончакова С.П. , учитель истории и обществознания, а так же комплексного учебного курса  ОРКСЭ модуль «Основы светской этики»  и внеурочной деятельности «Я – гражданин» предметной области ОДНКНР, МБОУ «Бондаревская средняя общеобразовательная школа».

- Сегодня я хочу пригласить Вас принять активное участие в мастер-классе Использование краеведческого материала

на занятиях комплексного учебного курса  ОРКСЭ

модуль «Основы светской этики»

- В ходе работы я прошу Вас заполнять таблицы, которые нам помогут подвести итоги нашей совместной работы  (раздаточный материал).

(слайд 3)

1. Презентация педагогического опыта

                                        Любовь к своей Родине – это не нечто

                                  отвлеченное, это и любовь к своему

 городу, к своей местности, к памятникам

                                    её культуры, гордость своей историей.

Д.С. Лихачев

(слайд 4)

Трудно не согласиться с этими словами, нельзя забывать, что каждый человек душой как корнями привязан к месту, где он родился и вырос – к своей малой Родине. Знакомя детей с понятием «патриотизм» мы, прежде всего, говорим о семье, о родном крае, о России. Эти слова еще не осознаются младшими школьниками как высшие моральные ценности, но они настолько близки и понятны детям. Именно через них и происходит формирование патриотизма как такового. В семье ребенок приобщается к традициям и культурным ценностям своего народа. Взрослея, познает связь с социокультурным наследием  своей малой Родины.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к её защите. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: её роль в этом плане невозможно переоценить.

        К сожалению, в настоящее время школьное патриотическое воспитание практически сошло, как говорится «на нет». Этому за последние годы способствовало немало факторов: усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной, так сказать, базовой идеологии.

        Если учитель в повседневной работе начнёт регулярно обращаться к теме патриотизма и гражданственности, то это позволит вырастить поколение людей убеждённых, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и ёмким словом «патриот».

        По мере взросления у школьников, как отмечают учёные-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма», требующий реализации, но, как необидно это констатировать он чаще всего остаётся невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут найти своё применение в примыкании к антиобщественным организациям, поток которых год от года растёт.

        Тревожные симптомы современности не оставили в стороне педагогов и родителей нашей школы, ответственных за будущее своих воспитанников. Так в школе разработана программа патриотического воспитания.

        Российская отечественная педагогика всегда связывает воспитание с идеей служения Отечеству. В основу воспитания должна быть положена государственно-патриотическая идея. Это может быть, единственное, что сегодня объединяет все слои и социальные группы  нашего общества, против неё не выступает, по крайней мере, открыто не одна партия или общественно-политическое движение. Без патриотизма не возродить сильного государства и не создать гражданского общества, не привить людям понимания своего долга и уважения к закону.                                                   

 Система занятий комплексного учебного курса  ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» выстроена таким образом, что учителю не сложно вписать в содержательный контекст, краеведческий материал. Рассмотрим это на примере тематического планирования.

(слайд 5)

 

п/п 

Тема 

урока 

ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ 

КОМПОНЕНТ 

1

Россия – наша Родина.

1

Экскурсия в школьный парк

 к стеле Т.М. Бондарева

8

Добродетель и порок.

1

«Трудолюбие и Тунеядство, или Торжество земледельца»

24

Нравственные идеалы

1

«Учитель! Перед именем твоим…»

29

Жизнь человека - высшая нравственная ценность.

1

«Солдатами не рождаются»

34

Любовь и уважение к Отечеству.

 Подведение итогов.

1

Фильм о родном селе

2. Представление  фрагментов занятий

(слайд 6)Экскурсия в школьный парк к стеле и предполагаемому месту захоронения Т.М. Бондарева

Цель: познакомить школьников со страницами жизни Т.М. Бондарева

Задачи: познакомить с историей возникновения села Бондарево; рассказать о переписке Т.М. Бондарева и Л.Н. Толстого; о Бондареве как первом сельском учителе.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. МАТЕРИАЛЫ О Т.М. БОНДАРЕВЕ

(слайд 7) «Трудолюбие и Тунеядство, или Торжество земледельца»

Цель: продолжить знакомство с этическими категориями добродетель и порок, через личностные качества трудолюбие и тунеядство.

Задачи: познакомить школьников с сочинением Т.М. Бондарева;

 развивать нравственные качества личности, в частности стремление к труду; познакомить с народной мудростью и нормативно-правовыми актами о труде.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ.  ИСТОЧНИКИ ПУБЛИКАЦИИ, «Круг чтения» — произведение Толстого Льва Николаевича

(слайд 8) «Учитель! Перед именем твоим…»

Цель: показать нравственный идеал на примере учителя

Задачи: приобщить детей к истории школы через знакомство с

Почётной книгой учителей (на школьном сайте school19143@rambler.ru;)

 стендом при входе в здание школы «Учитель! Перед именем твоим…»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. МАТЕРИАЛЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА.

(слайд 9) «Солдатами не рождаются»

Цель:  на примере судеб воинов интернационалистов показать, что жизнь является высшей нравственной ценностью

 Задачи:   сохранение и развитие у учащихся чувства гордости уважения к солдатскому подвигу;  воспитание патриотизма, любви к Родине; формирование у школьников готовности к  защите Родины.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. УРОК МУЖЕСТВА

(слайд 10)Фильм о родном селе

http://tvrts.ru/?action=current&id=35&module=tv

РТС Загадочная Хакасия выпуск 99 БОНДАРЕВО

C:\Users\777\Desktop\img_small.jpg

3. Моделирование. «КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ТРОПА»

(слайд 11Чайковский)Самостоятельная работа слушателей в группах по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии.

- Я уверена, что среди присутствующих коллег накоплен огромный опыт по интеграции в образовательный процесс краеведческого материала. Хочется услышать ваше мнение по данному вопросу. Посмотреть педагогические находки.

Участникам мастер-класса раздаются листы с примерным тематическим планированием, в которые вписывается ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ, цели и задачи занятий по различным модулям.

 Учитель-мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею.

4. Обсуждение авторских моделей урока (занятия) слушателями.

Презентации групп.

(слайд 13 )- Пожалуйста, каждый заполните, листы самооценки работы в группе.

5. Рефлексия.

(слайд 14) Дискуссия по результатам совместной деятельности учителя-мастера и слушателей.

ПЛЮС

МИНУС

ИНТЕРЕСНО

записывается все, что понравилось в мастер-классе, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо могут быть  полезны для достижения каких-то целей.

записывается все, что не понравилось, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая оказалась  не нужной, бесполезной с вашей точки зрения

все любопытные факты, о которых узнали  и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы.

Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям. (слайд 15)

- Крупицы краеведческого материала необходимо собрать, систематизировать и главное, сохранить. С этой целью в школе создан музейный уголок, в котором хранятся предметы крестьянского быта, материалы по истории школы и села. Не секрет, что работа в музейном уголке требует от учителя дополнительных сил и времени, но тот воспитательный потенциал, что заложен в краеведческом материале трудно переоценить. Радует, что коллеги-предметники используют материалы школьного музейного уголка при проведении различных форм мероприятий.

В работе школы внеурочная деятельность по патриотическому воспитанию основывается на системе традиционных мероприятий:

Памятные даты

Дата

Мероприятия

Форма проведения

1

День памяти жертв политических репрессий

30.10

«Судьба земляков в годы  политических репрессий»

Конференция

2

День конституции Российской Федерации

12.12

«Конституция Российской Федерации»

Тематический час

3

Вечер встречи выпускников

1 суббота февраля

«Листая страницы истории школы»

Праздничная программа

4

День памяти воинов интернационалистов

15.02

«Солдатами не рождаются»

Вечер памяти

5

День рождения Т.М.Бондарева

3.04

«Бондаревские чтения»

Конференция

6

9 мая День Победы

9.05

Вахта памяти. «Поклонимся великим тем годам», «Уроки мужества»

Литературно-музыкальная композиция

(слайд 16)

И сладко песнь в честь родины поётся,
И кровь кипит, и сердце гордо бьётся,
И с радостью внимаешь звуку слов:
«Я Руси сын! здесь край моих отцов!»

http://zanimatika.narod.ru/Listik_ber.gifИ. Никитин

Литература 

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А./Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс,2002.

  1. Бондарев как феномен истории и историографии / Ю.К. Махно. – Абакан: Издательство ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», 2010. – С. 125-128.

  1. Докумкнтально-биографическое издание КНИГА ПАМЯТИ о военнослужащих Министерства обороны СССР, Министерства обороны Российской Федерации и сотрудниках Министерства внутренних дел по Республике Хакасия, погибших в локальных войнах и военных конфликтах : - Абакан, ООО «Кооператив «Журналист», 2013
  2. Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителей/Н.С.Борисов, В.В.Дранишников, П.В.Иванов, Д.В.Кацюба; Под ред. Н.С.Борисова. – М.: Просвещение, 1982.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование краеведческого материала на занятиях комплексного учебного курса ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» Кончакова С.П. учитель истории и обществознания, комплексного учебного курса ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» МБОУ «Бондаревская СОШ»

Слайд 2

Цель: обмен опытом по вопросам методики организации занятий комплексного учебного курса ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» в рамках исторического краеведения. Задачи: обобщение опыта работы по методике организации занятий комплексного учебного курса ОРКСЭ модуль «Основы светской этики»; передача опыта путем прямого и комментированного показа форм педагогической деятельности; совместная отработка методических подходов и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы; рефлексия собственного профессионального мастерства.

Слайд 4

Любовь к своей Родине – это не нечто отвлеченное, это и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам её культуры, гордость своей историей . Д.С. Лихачев

Слайд 5

№ п/п Тема урока ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ 1 Россия – наша Родина. 1 Экскурсия в школьный парк к стеле Т.М. Бондарева 8 Добродетель и порок. 1 «Трудолюбие и Тунеядство, или Торжество земледельца» 24 Нравственные идеалы 1 «Учитель! Перед именем твоим…» 29 Жизнь человека - высшая нравственная ценность. 1 «Солдатами не рождаются» 34 Любовь и уважение к Отечеству. Подведение итогов. 1 Фильм о родном селе

Слайд 6

Экскурсия в школьный парк к стеле и предполагаемому месту захоронения Т.М. Бондарева Цель: познакомить школьников со страницами жизни Т.М. Бондарева Задачи: познакомить с историей возникновения села Бондарево; рассказать о переписке Т.М. Бондарева и Л.Н. Толстого; о Бондареве как первом сельском учителе. ПРЕЗЕНТАЦИЯ. МАТЕРИАЛЫ О Т.М. БОНДАРЕВЕ

Слайд 7

«Трудолюбие и Тунеядство, или Торжество земледельца» Цель: продолжить знакомство с этическими категориями добродетель и порок, через личностные качества трудолюбие и тунеядство. Задачи: познакомить школьников с сочинением Т.М. Бондарева; развивать нравственные качества личности, в частности стремление к труду; познакомить с народной мудростью и нормативно-правовыми актами о труде. ПРЕЗЕНТАЦИЯ. ИСТОЧНИКИ ПУБЛИКАЦИИ, «Круг чтения» — произведение Толстого Льва Николаевича

Слайд 8

«Учитель! Перед именем твоим…» Цель: показать нравственный идеал на примере учителя Задачи: приобщить детей к истории школы через знакомство с Почётной книгой учителей (на школьном сайте school 19143@ rambler . ru ;) стендом при входе в здание школы «Учитель! Перед именем твоим…» ПРЕЗЕНТАЦИЯ. МАТЕРИАЛЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА.

Слайд 9

«Солдатами не рождаются» Цель: на примере судеб воинов интернационалистов показать, что жизнь является высшей нравственной ценностью Задачи: сохранение и развитие у учащихся чувства гордости уважения к солдатскому подвигу; воспитание патриотизма, любви к Родине; формирование у школьников готовности к защите Родины. ПРЕЗЕНТАЦИЯ. УРОК МУЖЕСТВА

Слайд 10

Фильм о родном селе http://tvrts.ru/?action=current&id=35&module=tv РТС Загадочная Хакасия выпуск 99 БОНДАРЕВО

Слайд 11

Краеведческая тропа

Слайд 12

“ Научный руководитель” - организует работу группы “Консультант” - зачитывает для обсуждения тексты и другие материалы “Хронист” – следит за регламентом “Секретарь” - заполняет рабочие листы “Докладчик” - выступает с отчетом “ Научный руководитель” - организует работу группы “Консультант” - зачитывает для обсуждения тексты и другие материалы “Хронист” – следит за регламентом “Секретарь” - заполняет рабочие листы “Докладчик” - выступает с отчетом

Слайд 16

И сладко песнь в честь родины поётся, И кровь кипит, и сердце гордо бьётся, И с радостью внимаешь звуку слов: «Я Руси сын! здесь край моих отцов!» И. Никитин

Слайд 17

Литература и источники Агапова И.А., Давыдова М.А./Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс,2002. Бондарев как феномен истории и историографии / Ю.К. Махно. – Абакан: Издательство ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», 2010. – С. 125-128. Докумкнтально-биографическое издание КНИГА ПАМЯТИ о военнослужащих Министерства обороны СССР, Министерства обороны Российской Федерации и сотрудниках Министерства внутренних дел по Республике Хакасия, погибших в локальных войнах и военных конфликтах : - Абакан, ООО «Кооператив «Журналист», 2013 Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителей/Н.С.Борисов, В.В.Дранишников, П.В.Иванов, Д.В.Кацюба; Под ред. Н.С.Борисова. – М.: Просвещение, 1982.

Слайд 18

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по подготовке к введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2012-2013 учебном году

План работы по подготовке к введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2012-2013 учебном году...

Роль комплексного учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики» в формировании системы непрерывного духовно – нравственного воспитания и просвещения подрастающего поколения.

«Пусть рвутся связи, меркнет свет,Но подрастают в мире дети…Есть в мире Бог или Бога нет,А им придется жить на свете».Н.Коржавина...

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...

рабочая учебная программа Основы светской этики

В рабочей учебной программе содержаться нормативно-правовые документы, содержание курса, подробно разработаны формируемые УУД, оценочные листы, формы работы на уроке...

Использование краеведческого материала на занятиях по иностранному языку

Методическая разработка посвящена использованию краеведческого материала на занятиях по иностранному языку. Проблема использования межпредметных связей с историей России, географией, краеведением акту...

Мастер-класс: Возможности использования бросового материала в развитии элементов творческих способностей у детей младшего школьного возраста с ОВЗ

Ручной занимательный труд - это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия. Такой труд является декоративной, ...

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».

Существуют моральные и социальные причины. Прежде всего - это те изменения, которые произошли в современном обществе за последние годы: рост социальной напряженности, падение культуры и нравственности...