Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».
методическая разработка

Существуют моральные и социальные причины. Прежде всего - это те изменения, которые произошли в современном обществе за последние годы: рост социальной напряженности, падение культуры и нравственности, несоблюдение правил общественного поведения, рост безнравственности и жестокости, недостаток гражданского, патриотического самосознания, снижение ценности труда, науки, творчества и образования, снижение физического, социального и психического здоровья населения, рост национализма при усилении миграционных процессов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл z.docx25.07 КБ

Предварительный просмотр:

С 2012 года во всех общеобразовательных учреждений в Российской Федерации преподается комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Повсеместному введению курса с 2012 года предшествовала его успешная двухлетняя апробация в 2009-2011 гг. в 21 регионе России.

Нормативно-правовой основой разработки и введения нового учебного курса является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г., а также Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. 

1. Зачем введён данный курс?

Существуют моральные и социальные причины. Прежде всего - это те изменения, которые произошли в современном обществе за последние годы: рост социальной напряженности, падение культуры и нравственности, несоблюдение правил общественного поведения, рост безнравственности и жестокости, недостаток гражданского, патриотического самосознания, снижение ценности труда, науки, творчества и образования, снижение физического, социального и психического здоровья населения, рост национализма при усилении миграционных процессов. Растет межнациональное разобщение молодежи. Это то, что является реалиями нашей жизни сегодня. Эти изменения ставят новые задачи перед школой, которая по - прежнему выполняет не только образовательную, но и воспитательную функции. Сегодня совершенно очевидно, что человек, вступающий во взрослую жизнь, должен владеть не только набором определённых знаний - это важно!, но, наверное, ещё более весомым является способность отвечать за свои действия и поступки, уважать закон и справедливость, окружающих людей, неукоснительно соблюдать принятые в обществе правила нормального поведения.

Курс ОРКСЭ - это курс воспитательной направленности.

Цель предмета ОРКСЭ - формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.

Задачи:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей;
  • развитие способностей школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
  • В основные задачи курса входит: формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей миров.  Данная задача решается путем включения в каждый модуль материалов по истории России и мира, литературе, музыки, живописи и изобразительному искусству, фрагменты биографий известных людей.

Курс содержит:

  • четыре модуля по основам традиционных религиозных культур народов России: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры»;
  • модуль «Основы мировых религиозных культур» направлен на ознакомление учащихся с историей и культурой основных религий, традиционных для народов Российской Федерации.
  • модуль «Основы светской этики» предусматривает изучение и освоение общепринятых в нашей стране норм светской или гражданской этики.

2. Почему именно в 4 классе?

Начнем с того, что это очень сложный период в жизни ребенка по разным причинам. 11-13 лет - возраст, когда происходит выраженное формирование моральных и нравственных ценностей ребёнка. Возраст, когда ещё существует возможность доверительного общения между ребёнком  и родителями, ребёнком и учителем, так называемы «пластелиновый возраст», когда можно и нужно грамотно и правильно направить, «слепить» маленького человека.

Россия – многонациональная и многоконфессиональная страна. Особенностью преподавания основ религиозных культур и светской этики в школах России является то, что делается акцент на запросы и потребности социокультурных групп в российского общества. Поэтому, особую актуальность приобретает задача обеспечения в образовательном учреждении свободного, добровольного информированного выбора родителями несовершеннолетнего школьника модуля для изучения их ребёнком.

Этот выбор осуществляется в соответствии с семейными и общественными духовными ценностями, направленными на получение учащимися знаний об основах духовно – нравственной культуры народов России, об исторических и культурных традициях мировых религий.

Выбор осуществляется родителями в соответствии с Федеральным  Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, вступившем в силу с 1 сентября 2013 г.

1.Курс ОРКСЭ является обязательным в 4 классе - 1 час в неделю =34 часа за год.

2. Родителям необходимо выбрать только один модуль.

3. Курс ОРКСЭ вводится в учебный процесс за счёт часов школьного компонента, что не приведёт к уменьшению обязательного количества уроков по другим предметам, установленного федеральным базисным учебным планом, а также к увеличению общей учебной нагрузки школьников.

4. В учебном процессе образовательных учреждений, подведомственных Департаменту образования города Москвы, используются только учебники, включённые в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. В настоящее время по разным модулям ОРКСЭ подготовлено уже много учебников, основные учебные комплекты представлены книгами ведущих российских учебных издательств «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово».

5. Преподавать модули курса ОРКСЭ любые педагоги в школе (прежде всего, учителя-предметники по гуманитарным дисциплинам и учителя начальных классов), выражающие желание преподавать и успешно прошедшие соответствующую подготовку. Православные священники к преподаванию ОРКСЭ не привлекаются.

В то же время учитель может взаимодействовать со служителями культа, консультироваться у них, пригласить священника на отдельный урок или провести мероприятие в школе с его участием, если это целесообразно для достижения лучших учебных и воспитательных результатов. Такие встречи во внеурочное время, например в форме экскурсии в ближайший храм, могут проводиться с участием родителей учащихся, а также в качестве дополнительных, внеурочных занятий по курсу ОРКСЭ при желании школьников и также с согласия родителей.

Курс ОРКСЭ носит культурологический, светский характер. Данный принцип является один из основополагающих принципов в политике российского государства в сфере образования. Он зафиксирован в Конституции РФ и ряде федеральных законов Российской Федерации. Его суть состоит в том, что государственная и муниципальная системы образования и воспитания не преследуют цели формирования того или иного отношения к религии. Светский характер образования предполагает недопустимость в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обучения учащихся религии. Это означает, что в школе недопустимо религиозное или атеистическое воспитание в любых формах. Следует подчеркнуть, что светский характер образования не есть атеизм: атеистическая пропаганда в государственных и муниципальных школах, как и религиозная пропаганда должны быть исключены.

Курс носит культурологический характер. Что это значит?

Культурологический подход – это

формирование понятия о том, что любая религия – это составная часть мировой культуры, это

развитие представления о нравственных идеалах и ценностях,

Не предусматривает обучение религии!!!

Говоря об исламе, христианстве или буддизме, мы не изучаем тесты молитв или обряды, мы говорим о роли той или иной религии в истории, культуре и современной жизни человечества и отдельных стран и народов.

Эти знания необходимы образованному человеку для достижения высокого уровня культуры, широты кругозора, полноты усвоения духовно-нравственных ценностей, накопленных человечеством, в том числе принципов мировоззренческой, религиозной и национальной терпимости.

Практические советы о том, как Вы можете помочь своему ребенку в изучении предмета «Основы религиозных культур и светской этики».

Совет 1. Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному предмету как к дополнительному средству нравственного развития Вашего ребенка; Вы и есть главный для ребенка воспитатель.

Новый предмет – хорошо продуманная педагогическая система. Ее задача – создание условий для духовно-нравственного развития школьника. Воспитание учащегося в школе будет осуществляться на уроках (средствами учебного содержания, через диалоги учителя и ученика, учеников друг с другом), в творческой деятельности (подготовка обучающимися итоговых творческих заданий), во внеучебной деятельности (проведение праздника накануне Дня народного единства). В воспитании ребенка, особенно в нравственном воспитании, обращенном непосредственно к ценностям, идеалам, духовным приоритетам исключительно важную роль играют родители. Самоустранение родителей из процесса нравственного воспитания учащихся, который сегодня впервые за много лет начинается в школе, сделает этот процесс малопродуктивным. На уроках педагоги будут беседовать с ребенком о нравственности, но если родители не проявляют интереса к духовности, моральным нормам общественно приемлемого поведения, не определяют для ребенка родительскую нравственную позицию, то все сказанное в школе не будет иметь для него особого значения. Новый, нравственно-ориентированный предмет открывает перед родителями дополнительные возможности для укрепления и развития отношений с ребенком. В младшем подростковом возрасте, когда ребенок впервые по-взрослому начинает понимать окружающий мир и себя в нем, он особенно нуждается в духовной связи с взрослым, родным для него человеком.

Совет 2. Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках.

Современные родители мало говорят со своими детьми. В среднем мать разговаривает с ребенком 11 минут в сутки, отец – еще меньше. Родители обеспечивают семью, решают производственные и домашние проблемы, устают после работы. Все так. Но есть еще одна причина, затрудняющая речевое общение детей и родителей, – недостаточно между ними общих тем, мало содержания для прямого личностного общения. Новый предмет позволяет заметно расширить содержание речевого общения родителей и детей, благодаря своему нравственно-ориентированному характеру. Родителям сложно общаться с детьми на темы решения математических задач или правильного выполнения упражнений на уроках физкультуры. Но у каждого взрослого человека есть уникальный опыт жизни, собственная жизненная история, знание добра и зла. Нравственные уроки жизни человека, народа и человечества как раз и составляют основное содержание нового предмета. 4Уделите время ребенку. Задайте ребенку несколько вопросов. Пусть он говорит, высказывается, раскрывает себя в вопросах духовности и нравственности. Пусть он видит, что это важно для Вас. Говорите и Вы с ним о жизни, о людях, об отношениях между людьми. Говорите как можно больше.

Совет 3. Хорошее средство воспитания ребенка – диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности.

Диалог – это доброжелательное, содержательно-наполненное общение знающих людей, направленное на достижение важного для них результата. Чтобы диалог состоялся, собеседники должны занимать разные позиции и, вместе с тем, стремиться услышать и понять друг друга. Для диалога между родителями и детьми есть все необходимые условия: они внимательны друг к другу, один понимает другого с полуслова, их общение направлено на решение общих проблем. Изучение детьми предмета «Основы религиозных культур и светской этики» расширяет содержание диалогического общения в семье: ребенок владеет знаниями о духовности и нравственности, усвоенными в школе, родитель – собственным жизненным опытом и известным ему опытом других людей. Чтобы сделать диалог более продуктивным, воспользуйтесь следующими простыми педагогическими правилами. Всегда сохраняйте доброжелательность к каждому детскому слову. Задавайте ребенку дополнительные вопросы. Иногда не соглашайтесь с ним. Высказывайте иную точку зрения. Время от времени ставьте под сомнение не только отдельные слова и мысли ребенка, но и собственные высказывания. Диалог – это игра двух умных, благожелательно настроенных друг к другу людей. Играйте с Вашим умным ребенком.

Если простая игра складывается, пробуйте ее усложнить. Содержание разных модулей отчасти согласовано по ценностям: Отечество, культура, семья, человек, общество и др. Приобретите дополнительно или ксерокопируйте в школьной библиотеке для себя еще один учебник по новому предмету. Познакомьтесь с его содержанием. И Вы сможете вступить в диалог с ребенком уже не только как родитель, за плечами которого большой жизненный опыт, но и как представитель другого мировоззрения. Например, Ваш ребенок изучает модуль «Основы светской этики», а Вы знакомы с содержанием учебника по модулю «Основы буддийской культуры». Это даст Вам возможность вместе с ребенком обсуждать мировоззренческие вопросы с разных точек зрения. Такой диалог очень продуктивен, но он требует от родителя подготовки. Не жалейте сил и времени для Вашего ребенка, учитесь вместе с ним.

Совет 4. Внимательно следите за моральным равновесием Вашего ребенка; воспитывайте у него благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.

Деление учащихся одного класса на группы, изучающие разные модули, сопряжено с некоторыми рисками. Подростки очень восприимчивы к групповой идентичности, они легко образуют различные подростковые группы, в которых не допускают «чужих». Разработчики предмета сделали все, чтобы исключить возможность межгрупповых конфликтов. Учителя будут воспитывать школьников в духе толерантности, доброжелательности, уважения к человеку, чьи взгляды отличаются от их собственных. Но многое зависит и от родителей.

Не допускайте резких оценок, категоричных высказываний в адрес представителей различных конфессий или людей, не ориентированных ни на какую религию. Насторожитесь, если это делает ребенок. За этим скрывается большая нравственная проблема. Недоброжелательное высказывание человека в чей-либо адрес всегда свидетельствует о недостатке любви, доброты, сердечности в нем самом. Человек начинает терять моральное равновесие, склоняется к злу.

Если это происходит с Вашим ребенком, поговорите с ним. Обсудите эту проблему с классным руководителем. Вместе выясните причину и устраните ее.

Совет 5. Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не воспитает Вашего ребенка; главное, что он может приобрести, изучая предмет «Основы религиозных культур и светской этики», - понимание важности нравственности для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребенке.

Зачем нужны моральные нормы? С этого вопроса начинается новый предмет, им же и завершается. Если этот вопрос, поставленный на первом уроке учителем перед всем классом, на последнем уроке ученик осознанно ставит перед собой, значит, он учился не зря. Это очень сложный вопрос. Чтобы найти на него ответ, часто не хватает целой жизни. Но если человек спрашивает о нравственности, значит, она уже имеет для него значение, присутствует в его жизни, влияет на его поведение. Ребенок, спрашивающий о нравственности, есть личность, приобретающая нравственность.

И, все же, для чего нужны моральные нормы?

Своего ребенка, особенно, если он еще мал, Вы учите простым правилам безопасного поведения: нельзя трогать горячий утюг, выходить на улицу раздетым в холодную погоду, садиться за стол с грязными руками и т.д. Почему нельзя? Потому что такие действия приведут к ожогам, болезням, будут иметь плохие для физического здоровья последствия. Здесь все понятно, и мы знаем, как уберечь ребенка от поступков, которые могут причинить ему вред. Но здоровье человека – это состояние, которое зависит не только от его тела. Есть душевное здоровье, называемое также духовным, психологическим. Есть социальное здоровье, определяемое характером отношений человека в коллективе, обществе. Слово обладает огромной силой психологического воздействия на человека. Справедливо говорят, что доброе слово способно лечить, а злое - убивать. Личность человека живет в пространстве языка и общественных отношений. Отношения с другими людьми, которые складываются у ребенка в школе, у взрослого в семье и трудовом коллективе, определяют состояние его социального здоровья. О том, как сохранить физическое здоровье ребенка, мы знаем немало. Но как сберечь и укрепить его духовное, психологическое, социальное здоровье? Какие для этого есть правила? Это правила морали, нормы нравственного поведения. Так же, как и правила сбережения физического здоровья, они накапливаются как опыт жизни и передаются от старших к младшим.

Нравственный человек ведет безопасный для окружающих и себя образ жизни. Он не причиняет зла другим и, тем самым, не вызывает негативное поведение других по отношению к себе. Нравственный человек способен к созиданию, потому что в мире творит только любовь. Нравственный человек не знает смерти: его душа обретает вечную жизнь (таков религиозный взгляд), а его личность живет в сознании тех, кого он любил, и кто продолжает любить его. Нравственный человек по-настоящему счастлив, потому что он здоров, любит и любим, питается от честных трудов своих и живет долго.

Будьте счастливы, и пусть будут счастливыми Ваши дети!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по подготовке к введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2012-2013 учебном году

План работы по подготовке к введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2012-2013 учебном году...

Роль комплексного учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики» в формировании системы непрерывного духовно – нравственного воспитания и просвещения подрастающего поколения.

«Пусть рвутся связи, меркнет свет,Но подрастают в мире дети…Есть в мире Бог или Бога нет,А им придется жить на свете».Н.Коржавина...

Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс

Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Фед...

Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс

Программа курса составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Федерации в 4-х классах ОУ - 1 час в неделю, за год 34 часа.Используется учебник: А.В. Кураев «...

Методическая разработка урока по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). Тема «Монастырь». 4 класс

Цель: формирование представления о монастыре и его историческом, культурном, морально-этическом значении, о нравственном выборе человека самоотверженно служить Богу, о таинстве посвящения в монахи....

Контрольная работа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс

Предлагаю ознакомиться с вопросами контрольной работы по ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур»).                         ...

Календарно-тематическое планирование учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс

Предлагаю ознакомиться с тематическим планированием модуля «Основы мировых религиозных культур» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»....