Рабочая программа по истории 9 класс
рабочая программа по истории (9 класс) на тему

Рабочая (учебная) программа по истории составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории, Государственных программ по истории: Сборник нормативных документов. История /Сост. Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. Содержит пояснительную записку, содержание программы и календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_istoriya_9.doc295 КБ

Предварительный просмотр:

  1.                                          Пояснительная записка

Рабочая (учебная) программа по истории составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории, Государственных программ по истории: Сборник нормативных документов. История /Сост. Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007

  1. Общая характеристика учебного предмета

Цели и задачи:

Цели:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнических и национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

В соответствии с образовательной программой МБОУ «СОШ №14», программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей:

  1. Информационная
  2. Коммуникативная
  3. Самоменеджмент
  4. Надпредметный социальный опыт

. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «История» на этапе основного общего образования являются:

•        умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

•        владение такими видами публичных выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

•        выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности, на уроках и в доступной социальной практике, рассчитанных на:

—        использование элементов причинно-следственного анализа;

—        исследование несложных реальных связей и зависимостей;

—        определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

—        выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

—        поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

—        перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

—        объяснение изученных положений на конкретных примерах;

—        оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, следование в повседневной жизни этическим и правовым нормам, выполнение экологических требований;

—        определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

  1. Место учебного предмета в учебном плане

Образовательная область «Общественные дисциплины. История» входит в инвариантную (неизменную) часть структуры базисного учебного плана ОУ РФ. Рабочая программа составлена на основе базисного учебного плана. Инвариантная часть базисного учебного плана обеспечивает единство образовательного пространства на территории России. На изучение курса истории в  9 классе отводится 70 часов, то есть  2 часа в неделю. Сроком реализации программы считать 1 год.

  1. Ценностные ориентиры ( Воспитательные задачи для учащихся 6-9 классов):

  1.  Формирование ценностного отношения к человеку, как личности и уважение  ее гражданской позиции.

  2.  Формирование ценностного отношения к человеку и обществу, через их взаимозависимость в обоюдном благополучии.

  3.  Формирование ценностного отношения к осмыслению своих целей, саморегуляции поведения и состояния.

  4.  Формирование ценностного отношения к деятельности, как способу саморазвития человека, ведущему к успеху личности.

  5.  Формирование ценностного отношения к миру культуры, культурной идентификации человека.

  6.  Формирование ценностного отношения к преимуществам творческого человека.

  1. Содержание программы по курсу « История»  9 класс. (70 часов)

НОВЕЙШАЯ И СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ (24 ч.)

Понятие «Новейшая и современная история».

Европа и мир в начале XX века (8 часов)

Первая мировая война, причины, участники. Кампании 1914-1918 гг., важнейшие сражения. Вступление в войну США. Нарастание социально-экономических и политических противоречий в воюющих странах. Итоги Первой мировой войны.  

Мир после Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система. Лига наций.

Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств. Международные последствия революции в России. Революция 1918-1919 г. в Германии. Раскол международного рабочего движения: Коммунистический интернационал и Социалистический Рабочий Интернационал.

«Стабилизация» 1920-х гг. в ведущих странах Запада. Мировой экономический кризис 1930-х гг. «Новый курс» в США. Ф.Д. Рузвельт. Кейнсианство. Социальный либерализм. Фашизм. Б. Муссолини. Национал-социализм. А. Гитлер. Формирование авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы в 1920-х – 1930-х гг.

Страны Азии после Первой мировой войны. Особенности экономического развития, социальные изменения в обществе. Революция 1920-х гг. в Китае. Сунь Ятсен. Движение народов Индии против колониализма. М. Ганди. Милитаризация общества в Японии.

Пацифизм и милитаризм в 1920-1930-е гг. Паневропейское движение. А. Бриан. Агрессивная политика Японии, Германии, Италии в 1930-х гг. Гражданская война в Испании. Мюнхенское соглашение. Военно-политический кризис в Европе в 1939 г.    

Вторая мировая война (4 часа)

Причины, участники, основные этапы Второй мировой войны. Польская кампания и «странная война». Поражение Франции. «Битва за Англию». Военные действия на Балканах, Северной Африке. Нападение Германии на СССР. Вступление в войну США. Война на Тихом океане. Антигитлеровская коалиция. Ф. Рузвельт, И.В. Сталин, У. Черчилль. Ленд-лиз. «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления.

Коренной перелом во Второй мировой войне. Открытие второго фронта в Европе. Капитуляция Италии. Разгром Германии и Японии. Вклад СССР в победу над нацизмом. Итоги и уроки войны. Ялтинско-Потсдамская система. Создание ООН.

Мировое развитие во второй половине ХХ в.  (6 часов)

Холодная война. Создание военно-политических блоков. Корейская война. Карибский кризис. Ближневосточные кризисы. Война в Юго-Восточной Азии. Движение неприсоединения. Гонка вооружений. Разрядка и причины ее срыва. 

«План Маршалла» и послевоенное восстановление экономики в Западной Европе. Научно-техническая революция. Переход к смешанной экономике. Социальное государство. «Общество потребления».

Эволюция политической идеологии. Христианская демократия. Социал-демократия. «Новые левые». Изменение конституционного строя во Франции, Германии, Италии. К. Аденауэр. Ш. де Голль. Системный кризис индустриального общества в конце 1960-начале 1970-х гг. Неоконсерватизм. Р. Рейган. М. Тэтчер. Становление информационного общества.

Коммунистические режимы в странах Центральной и Восточной Европе: поиск путей и моделей развития. Демократические революции в Восточной и Центральной Европе конца 1980 – начала 1990-х гг. Распад Югославии. 

Особенности модернизационных процессов в латиноамериканских странах. Авторитаризм и демократия в Латинской Америке ХХ в. Революция на Кубе. Ф. Кастро. Э. Че Гевара. Чилийская модель развития.

Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке. Выбор освободившимися странами путей и моделей развития. Китай во второй половине ХХ в. Мао Цзедун. Дэн Сяопин.

Мир на рубеже ХХ-XXI вв.  (4 часа)

Завершение холодной войны и эпохи «двухполюсного мира». Становление современного международного порядка. Борьба с международным терроризмом. Интеграционные процессы. Европейский Союз.

Глобализация и ее противоречия. Глобальное информационное и экономическое пространство. Антиглобалистское движение.

Культурное наследие ХХ в. (1час)

Развитие естественнонаучных и гуманитарных знаний в ХХ в. А. Эйнштейн. Н. Бор. Формирование современной научной картины мира. Изменение взглядов на развитие человека и общества. Религия и церковь в современном обществе. Иоанн Павел II. Экуменизм.

Основные течения в художественной культуре ХХ в. (реализм, модернизм, постмодернизм). Массовая культура. Становление новых форм художественного творчества в условиях информационного общества.

ИСТОРИЯ РОССИИ (46 ЧАСОВ)

Россия в начале ХХ в. (5 часов)

Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже XIX-XX вв. Политика модернизации «сверху». Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С.Ю. Витте.

Обострение социальных и политических противоречий в условиях форсированной модернизации. Аграрный вопрос. Рабочее движение. «Полицейский социализм». Активизация нелегальной политической деятельности. Революционные партии, их программы. Русско-японская война 1904-1905 гг., ее влияние на российское общество.

Революция 1905-1907 гг.: причины и характер. «Кровавое воскресенье». Возникновение Советов. Восстания в армии и на флоте. Всероссийская политическая стачка. Вооруженное восстание в Москве. Манифест 17 октября 1905 г. Создание Государственной Думы. Избирательный закон 1907 г. Новые политические течения и партии. Оформление либеральных партий. Монархическое и черносотенное движение. Тактика революционных партий в условиях формирования парламентской системы.

Политическая программа П.А. Столыпина. Аграрная реформа. Переселенческая политика. Промышленный подъем 1910-х гг.

Россия в системе военно-политических союзов начала ХХ в. Международный кризис 1914 г. и вступление России в Первую мировую войну. Основные этапы и итоги военных действий на восточном фронте в 1914-1917 гг.  Нарастание социально-экономических и политических противоречий. Угроза национальной катастрофы. 

Российская культура на рубеже XIX-XX вв.

Демократизация культуры. Создание бессословной народной школы. Открытие новых университетов. Женское образование. Литература и периодическая печать. Библиотечное дело. Музеи. Научные открытия российских ученных. Д.И. Менделеев. И.М. Сеченов. И.И. Мечников. И.П. Павлов. С.М. Соловьев.

«Серебряный век» русской поэзии. Модерн в архитектуре и художественной культуре. Критический реализм – ведущее направление в литературе. Зарождение русского авангарда. Театр и драматургия. К.С. Станиславский. Усиление взаимосвязи российской и мировой культуры на рубеже XIX-XX вв.  

Россия в годы революции и гражданской войны (5 часов)

Назревание революционного кризиса в Российской империи. Революция 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы.

Внешняя и внутренняя политика Временного правительства. А.Ф. Керенский. Кризис власти. Разложение армии. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Положение на национальных окраинах. Начало распада российской государственности.  

Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. II Всероссийский съезд Советов и его декреты.  Становление советской системы управления. Учредительное собрание и его роспуск.  Отделение церкви от государства. Восстановление патриаршества.

Выход России из Первой мировой войны. Брестский мир и его последствия. Установление однопартийной диктатуры.  Конституция 1918 г. Образование РСФСР. Социально-экономическая политика советского государства.  

Гражданская война и военная интервенция: причины, основные этапы. «Военный коммунизм». Создание Красной Армии. С.С. Каменев. М.В. Фрунзе. С.М. Буденный. Белое движение. А.В. Колчак. А.И. Деникин. П.Н. Врангель. «Белый» и «красный» террор. Крестьянство в годы гражданской войны. Н.И. Махно. Война с Польшей. Итоги гражданской войны. 

СССР в 1920-е – 1930-е гг. (12 часов)

Социально-экономический и политический кризис 1920-1921 гг. Крестьянские выступления. Восстание в Кронштадте. Голод в 1921 г. Х съезд РКП (б). Переход к политике НЭПа.  План ГОЭЛРО и начало восстановления экономики. Политика большевиков в области национально-государственного строительства. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Итоги и противоречия НЭПа. Борьба за власть в партии большевиков. Дискуссии о путях построения социализма. И.В. Сталин. Л.Д. Троцкий. Г.Е. Зиновьев. Н.И. Бухарин. Свертывание НЭПа.

Внешняя политика Советского государства в 1920-е гг. Конференция в Генуе. Раппальский договор с Германией. Полоса признания СССР. Поддержка СССР революционных и национально-освободительных движений.  Деятельность Коминтерна.

Многообразие культурной жизни в 1920-х гг.

Советская модель модернизации. Индустриализация. Интенсивный рост промышленного потенциала страны. Создание оборонной промышленности. Социалистическое соревнование. Коллективизация сельского хозяйства: цели, методы, результаты. Формирование централизованной (командной) системы управления экономикой. Власть партийно-государственного аппарата. Формирование культа личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Итоги экономического, социального и политического развития страны к концу 1930-х – началу 1940-х гг. Конституция 1936 г.

СССР в системе международных отношений в 1930-х гг. Вступление СССР в Лигу наций. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Мюнхенский договор и позиция СССР. Советско-германский пакт о ненападении. Внешняя политика СССР в 1939-1941 гг. Расширение территории СССР.

Коренные изменения в духовной жизни общества. Ликвидация неграмотности в СССР. Развитие системы образования. Достижения науки и техники в годы первых пятилеток. Метод социалистического реализма в литературе и искусстве. Утверждение марксистско-ленинской идеологии в обществе.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. (6 часов)

СССР накануне Великой Отечественной войны. Мероприятия по укрепления обороноспособности страны.

Нападение Германии и ее союзников на СССР. Оборонительные сражения. Провал плана «молниеносной» войны. Московское сражение. Начало коренного перелома в ходе войны. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Завершение коренного перелома в ходе войны. Освобождение советской территории от захватчиков. Вклад Советского Союза в освобождение Европы. Берлинская операция. Участие СССР в военных действиях против Японии. Советские полководцы. Г.К.Жуков. А.М. Василевский. И.С. Конев. К.К. Рокоссовский.

Советский тыл в годы войны. Эвакуация промышленности. Создание промышленной базы на Востоке. Политика оккупантов на захваченной территории. Геноцид. Партизанское движение. Советское искусство в годы войны: вклад в победу. Церковь в годы войны. Великий подвиг народа в Отечественной войне.

СССР в антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз. Проблема второго фронта. Конференции в Тегеране, Ялте, Потсдаме и их решения. Итоги Великой Отечественной войны. Цена победы. Роль СССР во Второй мировой войне.

Советский Союз в послевоенный период. 1945-1953 гг.(3 часа)

Послевоенное восстановление хозяйства. СССР. Образование «социалистического лагеря». Создание СЭВ. Холодная война. Начало гонки вооружений. Создание ядерного оружия. Советский Союз в конфликтах начального периода холодной войны.

Духовная атмосфера в советском обществе после победы в Великой Отечественной войны. Идеологические кампании конца 40-х - начала 50-х гг. Новая волна массовых репрессий.

СССР в 1953-1964 гг.  (2 часа)

Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Г.М. Маленков. Л.П. Берия. Н.С. Хрущев. Курс на десталинизацию и попытки реформирования политической системы. Начало реабилитации жертв репрессий 1930-х – 1950-х гг. «Оттепель». XX съезд КПСС. Разоблачение «культа личности» И.В. Сталина. Принятие новой программы КПСС и «курс на построение коммунизма в СССР». Курс на ускорение научно-технического развития. Реорганизация системы управления экономикой. Трудности в снабжении населения продовольствием. Освоение целины. 

Создание Организации Варшавского договора. Венгерский кризис 1956 г. Советский Союз и страны, освободившиеся от колониальной зависимости. Карибский кризис 1962 г. и его международные последствия.

Достижения советского образования, развитие науки и техники. Атомная энергетика. Отечественная космонавтика. И.В. Курчатов. С.П. Королев. Ю.А. Гагарин. Духовная жизнь периода «оттепели». Художественные журналы, театр, киноискусство и их роль в общественной жизни.

СССР в 1960-е - начале 1980-х гг. (5 часов)

Замедление темпов экономического развития и эффективности общественного производства. Отстранение Н.С. Хрущева от власти. Л.И. Брежнев. Экономические реформы середины 1960-х гг. Ориентация на развитие топливно-энергетического комплекса. «Застой» в экономическом развитии. Снижение темпов научно-технического прогресса. Ухудшение положения в сельском хозяйстве. «Теневая экономика» и коррупция. Обострение демографической ситуации.

Усиление консервативных тенденций в политической системе. Концепция «развитого социализма». Конституция 1977 г. Кризис советской системы и попытки повышения ее эффективности. Ю.В. Андропов.  Оппозиционные настроения в обществе. Развитие диссидентского и правозащитного движения. А.Д. Сахаров. А.И. Солженицын.  

Советское руководство и «пражская весна» 1968 г. Обострение советско-китайских отношений. Достижение военно-стратегического паритета с США. Разрядка и причины ее срыва. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе.  Афганская война. 

Развитие советского образования, науки и техники, культуры и спорта.

Советское общество в 1985-1991 гг.  (4 часа)

Переход к политике перестройки. М.С. Горбачев. Курс на «ускорение». Поиск путей реформирования экономики. Зарождение фермерства. Кооперативное движение. Провал антиалкогольной кампании, жилищной и продовольственной программ.

Демократизация политической жизни. Гласность. Реформа политической системы страны. Съезды народных депутатов СССР, РСФСР. Введение поста президента СССР. Начало формирования новых политических партий и общественно-политических движений. Потеря КПСС руководящей роли в развитии общества. Обострение межнациональных противоречий.

 «Новое политическое мышление» и смена курса советской дипломатии. Вывод войск из Афганистана. Политика разоружения. Роспуск СЭВ и ОВД. Завершение «холодной войны».

Российская Федерация на рубеже ХХ – XXI вв. (4 часа)

Августовские события 1991 г. Распад СССР. Провозглашение суверенитета Российской Федерации. Б.Н. Ельцин. Переход к рыночной экономике. Экономические реформы 1992-1993 гг. Приватизация. Дефолт 1998 г. Российское общество в условиях реформ.

События октября 1993 г. Ликвидация системы Советов. Принятие Конституции Российской Федерации. Изменения в системе государственного управления и местного самоуправления. Политические партии и движения. Современные межнациональные отношения. Чеченский конфликт и его влияние на общественно-политическую жизнь страны.

В. В. Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность. 

Россия в мировом сообществе. Приоритеты внешней политики Российской Федерации на рубеже ХХ-XXI веков. Россия в СНГ. Российско-американские отношения. Россия и Европейский Союз.

Культурная жизнь современной России. Интеграция России в мировое культурно-информационное пространство. Новые течения в искусстве. Особенности современной молодежной культуры.

Резерв учебного времени – 2 часа.

  1. Результаты изучения учебного предмета

В результате изучения истории ученик должен знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности

                7.       Календарно- тематическое планирование по предмету __история_______9 кл____   2013-2014учебный год

Учебник: Данилов А.А. История России, XX- начало XXI века: учебник для общеобразоват. Учреждений.- М.: Просвещение, 2005

                 Алексашкина Л.Н. Новейшая история. XX век: учебник для 9 классов- М.: Мнемозина, 2006.

№ урока в году

№ урока в теме

Раздел/

Тема

Дата проведения урока в классах

Методика, технология проведения урока

Интеграция

Основные понятия

Ключевая компетентность

Виды учебной деятельности  (на уровне УУД)

Воспитательная задача

Формы контроля

Примечание

9 а

9 б

Новейшая история зарубежных стран (24ч)

1

1

Введение: Что изучает история зарубежных стран

Вводная лекция

география

Основные задачи курса история в 9 классе. Разделы предмета

Т.1 Мир в начале XX века (8ч)

1, 2

2, 4

2

1

Страны Европы и США в начале XX века

Работа с исторической картой

география

Страны Европы и США 1900-1914 гг: технический прогресс, экономическое развитие. Урбанизация, миграция. Положение основных групп населения. Социальные движения. Социальные и политические реформы. Д.Ллойд Джордж.

Понятия: урбанизация, социальное законодательство, автономия.

Объяснять причины усиления монополий в начале ХХ в., а также антимонопольных мер в США и других странах

Характеризовать содержание и значение социальных реформ начала ХХ века на примерах отдельных стран.

Извлекать информацию из различных источников

3

2

Страны Азии и Латинской Америки в начале XX века

Работа с исторической картой

география

Страны Азии и Латинской Америки  в 1900-1917 гг. Традиционные общественные отношения и проблемы модернизации. Подъем освободительных движений в колониальных и зависимых странах. Революции первых десятилетий ХХ в. в странах Азии (Турция, Иран, Китай). Мексиканская революция 1910-1917 гг. Руководители освободительной борьбы (Сунь Ятсен, Э. Сапата, Ф.Вилья)

Давать сравнительную характеристику путей модернизации традиционных обществ в странах Азии, Латинской Америки в первые десятилетия ХХ века.

Характеризовать задачи и итоги революции в Турции, Иране, Китае, Мексике.

Составление конспекта

4

3

Первая мировая война

Проблемная беседа. Дискуссия

география

Начало борьбы за передел мира. Первая мировая война (1914-1918): причины, участники, театры боевых действий и ключевые события. Западный и Восточный фронт. Человек на фронте и в тылу. Итоги и последствия войны.

Понятия: Антанта, Тройственное согласие, блицкриг, Брусиловский прорыв, черный рынок, карточная система.

Характеризовать: причины, участников, основные этапы ПМВ

Рассказывать о крупнейших операциях и сражениях ПМВ (используя историческую карту)

Сопоставлять события на Западном и Восточном фронтах войны, раскрывая их взаимообусловленность.

Рассказывать о положении людей на фронте и в тылу (используя свидетельства исторических источников)

Характеризовать: итоги и социальные последствия ПМВ

Работа с исторической картой

5

4

Формирование Версальско-Вашингтонской системы.

Практикум, работа с текстом

География

От войны к миру. Крушение империй и образование новых государств в Европе. Парижская мирная конференция. Создание Лиги наций. Урегулирование на Дальнем Востоке и на Тихом океане. Версальско-Вашингтонская система.

Раскрывать значение понятий и терминов Версальская система, Лига Наций, репарации.

Показывать на карте изменения в Европе и мире, происшедшие после окончания Первой мировой войны.

Объяснять предпосылки образования значительной группы новых государств в Европе.

Составление таблицы

6

5

Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй.

Работа с исторической картой

обществознание

Страны Азии в 1920-1930-е гг. Опыт модернизации в Турции; М. Кемаль Ататюрк. Революция 1920-х гг. в Китае. Движение народов Индии против колониального гнета; М.К. Ганди.

Систематизировать исторический материал, сравнивать задачи и пути модернизации в отдельных странах, ход революционной и освободительной борьбы в Китае и Индии).

Составлять характеристики политических лидеров стран Азии.

Составление конспекта

7

6

Формирование авторитарных и тоталитарных режимов.

Лекция с элементами проблемной беседы

политология

Утверждение авторитарных и тоталитарных режимов в 1930-е гг. в странах Центральной и Восточной Европы. Приход нацистов к власти в Германии; А. Гитлер. Внутренняя и внешняя политика гитлеровского режима. Создание и победа Народного фронта во Франции. Революция и приход к власти правительства Народного фронта в Испании. Гражданская война 1936-1939 гг. в Испании.

Раскрывать значение понятий и терминов нацизм, тоталитаризм, авторитаризм, народный фронт.

Систематизировать материал о политических режимах, существовавших в Европе в 1918-1939 гг. (демократические, тоталитарные, авторитарные).

Объяснять, как происходил выбор между демократией и авторитаризмом в отдельных европейских странах (например, почему фашисты пришли к власти в Италии, нацисты - в Германии и т. д.).

Рассказывать, используя карту, о ключевых событиях Гражданской войны в Испании, о силах, противостоявших друг другу в этой войне.

Представлять характеристики политических лидеров 1920-1930-х ГГ., высказывать суждения об их роли в истории своих стран, Европы, мира.

Извлекать информацию из различных источников

8

7

Военно-политический кризис в Европе в 1939 г.

Лекция с элементами проблемной беседы

география

Международные отношения в 1920-1930-е гг. Лига Наций и ее деятельность в 1920-е гг. Обострение международных отношений в 1930-е гг. Ось «Берлин-Рим- Токио». Агрессия на Дальнем Востоке, в Европе. Политика невмешательства и умиротворения. Дипломатические переговоры 1939 г., их результаты.

Раскрывать значение понятий и терминов коллективная безопасность, аншлюс, Судетская проблема, политика невмешательства.

Характеризовать основные этапы и тенденции развития международных отношений в 1920-1930-е гг.

Проводить сопоставительный анализ документов, относящихся к ключевым ситуациям и событиям международной жизни (с при влечением материалов из курса отечественной истории).

Высказывать суждения о значении отдельных международных событий для судеб Европы и мира

Составление таблицы

9

8

Повторительно-обобщающий урок по теме «Страны Запада и Востока в межвоенный период»

Контроль знаний

Тестирование в формате ГИА

Т.2 Вторая Мировая война (4ч)

3, 4

1, 2

 

10

1

Причины, участники и основные этапы II мировой войны.

практикум

география

Причины и начало войны. Этапы, театры боевых действий, основные участники войны. Установление «нового порядка» на оккупированных территориях; геноцид, Холокост. Движение Сопротивления, его руководители и герои. Главные события войны

в Европе, на Тихом океане, в Северной Африке.

Раскрывать значение понятий и терминов «странная война», «битва за Британию», план «Барбаросса», план «Ост», «новый порядок» геноцид, Холокост, антигитлеровская коалиция, движение Сопротивления, коренной перелом, Второй фронт,

Нюрнбергский процесс.

Характеризовать причины, участников, основные этапы Второй мировой войны (с привлечением материала из курса отечественной истории).

Рассказывать о крупнейших военных операциях (используя историческую карту).

Сопоставлять данные о масштабах военных операций на советско-германском и других фронтах войны, высказывать суждение

о роли отдельных фронтов в общем ходе войны.

Рассказывать о положении людей на фронте и в тылу (используя свидетельства исторических источников).

Изучение документов.

11

2

Антигитлеровская коалиция. Ф. Рузвельт; И.В. Сталин; У. Черчилль.

Групповая

обществознание

Создание и деятельность антигитлеровской коалиции.

Характеризовать причины, участников, основные этапы деятельности по созданию антигитлеровской коалиции (с привлечением материала из курса отечественной истории).

Составление тезисов

12

3

Итоги и уроки войны. Ялтинско-Потсдамская система. Создание ООН.

практикум

география

Конференции руководителей  СССР, США и Великобритании. Капитуляция Германии. Завершение войны на Дальнем Востоке. Итоги и уроки войны

Характеризовать итоги и уроки войны

Изучение документов.

13

4

Повторительно-обобщающий урок по теме «Вторая мировая война»

Контроль знаний

Тестирование в формате ГИА

Т.3 Мировое развитие во второй половине XX века (6ч)

1, 3

2, 3

14

1

«Холодная война». Создание военно-политических блоков.

Проблемная беседа. Анализ

видеофильма

Ист.Отечества

Изменения на политической карте мира

после Второй мировой войны. Отношения между державами-победительницами. Формирование биполярного мира. Начало «холодной войны».

Расстановка сил в Европе и мире в первые послевоенные годы. «Холодная война», гонка вооружений, региональные конфликты. Движение за мир и разоружение. Хельсинкский процесс.

Объяснять, какие изменения произошли в Европе и мире после

Второй мировой войны (с использованием исторической карты).

Раскрывать значение понятий и терминов Организация Объединенных Наций, биполярный мир, «холодная война»

Извлекать информацию из различных источников

15

2

«План Маршалла» и послевоенное восстановление экономики стран Западной Европы.

Урок-презентация

Экономика

«План Маршалла» и раскол Европы. Берлинский кризис и создание системы союзов в Европе.

Объяснять, какие изменения произошли в Европе и мире после

Второй мировой войны (с использованием исторической карты).

Раскрывать значение понятий и терминов Организация Объединенных Наций, биполярный мир, «холодная война»

Составление таблицы

16

3

Эволюция политической идеологии стран Запада.

практикум

Обществознание

США во второй половине ХХ начале ХХI века. Путь к лидерству. Политическое развитие: демократы и республиканцы у власти, президенты США. Социальные движения, борьба против расовой дискриминации. Внешняя политика. Страны Западной Европы во второй половине ХХ - начале ХХI в. Экономическое развитие, «государство благосостояния». Внутренняя и внешняя политика консерваторов и социалистов. Политические лидеры. Социальные выступления. Эволюция католической церкви. Установление демократических режимов в 1970-е гг. в Португалии, Испании, Греции. Европейская интеграция: цели, этапы, результаты.

Характеризовать политическую систему США.

Составлять характеристики президентов США, их внутренней и внешней политики (с использованием информации учебников, биографических и справочных изданий).

Высказывать суждение о том, в чем выражается и чем объясняется лидерство США в современном мире.

Раскрывать тенденции экономического развития стран Западной Европы во второй половине ХХ - начале ХХI в. (государственное регулирование экономики и свободный рынок, смена периодов стабильности и кризисов).

Характеризовать политические системы стран Западной Европы, ведущие партии и их общественные позиции.         .

Составлять характеристики государственных лидеров послевоенной и современной Европы.

Раскрывать предпосылки, достижения и проблемы европейской интеграции.

Проводить поиск информации для сообщений о послевоенной истории и современном развитии отдельных стран (в форме путешествия в страну, репортажа и др.).

кластер

17

4

Коммунистические режимы в странах Центральной и Восточной Европы.

Групповая

Геогр.

Страны Восточной Европы во второй половине ХХ - начале ХХI в. Революции середины 1940-х гг. Социалистический эксперимент: достижения и противоречия.

Раскрывать значение понятий и терминов мировая социалистическая система, «Пражская весна», социалистический интернационализм, солидарность, «бархатная революция», «шоковая терапия», приватизация.

Характеризовать основные этапы в истории восточноевропейских стран 1945 г. - начала ХХI в., объяснять, в чем заключались ситуации исторического выбора для этих стран.

таблица

18

5

Особенности модернизации стран Латинской Америки, Азии и Африки.

семинар

Геогр.

Страны Латинской Америки во второй половине ХХ - начале ХХI в. Экономические отношения (неравномерность развития стран региона, проблемы модернизации). Политические режимы: демократия и диктатура.

Реформизм и революции как пути преодоления социально-экономических противоречий. Роль лидеров и народных масс в новейшей истории региона

Раскрывать значение понятий и терминов латифундия, импортозамещающая индустриализация, национализация, денационализация, каудилизм, хунта.

Характеризовать политические режимы, существовавшие в латиноамериканских государствах во второй половине ХХ - начале ХХI в.

Сопоставлять реформистский и революционный пути решения социально-экономических противоречий в странах Латинской Америки, высказывать суждения об их результативности.

Публичное представление результатов работы

19

6

Повторительно-обобщающий урок по теме «Мировое сообщество в послевоенный период»

Контроль знаний

Тестирование в формате ГИА

Т.4 Мир на рубеже XX-XXI веков(4ч)

2, 4

2

20

1

Становление современного мирового порядка.

Лекция с элементами проблемной беседы

Геогр.

Новое политическое мышление в международных отношениях. Изменение ситуации в Европе и мире в конце 1980-х - начале 1990-х гг. Распад биполярной системы. ООН, ее роль в современном мире.

Раскрывать значение понятий и терминов разрядка международной напряженности, движение за безопасность и сотрудничество в Европе, новое политическое Мbышление в международных отношениях, многополюсный мир.

Характеризовать основные периоды и тенденции развития международных отношений в 1945 г. - начале ХХI в.

Готовить и представлять сообщения, рефераты по отдельным вопросам истории международных отношений (с привлечением документальных материалов, в том числе относящихся к внешней политике СССР и Российской Федерации).

Проводить обзор текущих международных событий.

Составление тезисов

21

2

Борьба с международным терроризмом.

дискуссия

обществознание

Основное содержание и противоречия современной эпохи. Глобальные проблемы человечества. Мировое сообщество в начале ХХI в.

Проводить обзор материалов газет и телевидения по вопросам, связанным с  проблемами терроризма в современном обществе

Аргументация собственной точки зрения

22

3

Интеграционные процессы. Европейский Союз. Глобализация и ее противоречия.

семинар

Геогр.

Основное содержание и противоречия современной эпохи. Глобальные проблемы человечества. Мировое сообщество в начале ХХI в.

Характеризовать основные процессы новейшей эпохи, ее ключевые события.

Раскрывать смысл понятия глобальные проблемы человечества, значение этих проблем для государств, народов, отдельного человека (с привлечением информации из курса обществознания).

Публичное представление результатов работы

23

4

Повторительно-обобщающий урок по теме:  Мир на рубеже XX-XXI веков

Контроль знаний

Тестирование в формате ГИА

24

1

Т. 5 Культурное наследие XX века (1ч)

практикум

МХК

Развитие культуры в первой трети ХХ в.

Социальные потрясения начала ХХ в. и духовная культура. Отход от традиций классического искусства. Модернизм. Авангардизм. Течения в литературе и искусстве 1920-1930-х гг. Тоталита-ризм и культура. Деятели культуры: творчество и судьбы. Культура зарубежных стран во второй половине ХХ - начале ХХI в. Новый виток научно-технического прогресса. Информационная революция. Развитие средств коммуникации и массовой информации. Изменения в образе жизни людей. Многообразие стилей и течений в художественной культуре второй половины ХХ - начала ХХI в. Массовая культура. Расширение контактов и взаимовлияний в мировой культуре.

3, 4

Раскрывать значение понятий и терминов модернизм, конструктивизм (функционализм), авангардизм, абстракционизм, сюрреализм.

Характеризовать основные течения в литературе, живописи, архитектуре и др., творчество крупнейших представителей художественной культуры (в форме сообщений, презентаций и др.).

Высказывать суждения о месте произведений искусства 1920-1930-х гг. в культурной панораме новейшей эпохи.

Раскрывать значение понятий и терминов информационная революция, неореализм, постмодернизм, массовая культура, поп-арт.

Характеризовать достижения в науке и технике второй половины ХХ - начала ХХI в. и их социальные последствия.

Составлять тематические подборки материалов о современной зарубежной культуре, выступать с презентациями.

Участвовать в работе круглых столов, дискуссиях по актуальным вопросам развития культуры в современном мире.

5, 6

презентация

25

1

История России, XX- нач. XXI века(46 ч)

Введение: Россия - многонациональное государство

Обзорная лекция

география

Периодизация и основные этапы отечественной истории ХХ - начала ХХI в

Экономическое развитие России в начале ХХ в. Задачи и особенности модернизации страны. Динамика промышленного развития. Роль государства в экономике страны. Монополистический капитализм. Иностранный капитал в России.

Называть и характеризовать основные этапы отечественной истории ХХ в., раскрывать критерии (основания) периодизации

Давать характеристику геополитического положения и экономического развития России в начале ХХ в., используя информацию исторической карты.

.

Составление тезисов

Т.1 Россия в начале XX века (5 ч)

1, 2

2, 3

26

1

Общественно-политическое развитие России в 1894-1904

Проблемная беседа. Анализ

видеофильма

обществознание

Аграрный вопрос.

Российское общество в начале ХХ в.: социальная структура, положение основных групп населения.

Политическое развитие России в начале ХХ в. Император Николай II, его политические воззрения. Консервативно-охранительная политика. Необходимость преобразований. Реформаторские проекты начала ХХ в. и опыт их реализации (С.Ю. Витте, П. А. Столыпин). Самодержавие и общество

Сравнивать темпы и характер модернизации в России и других странах.

Объяснять, в чем заключались особенности модернизации в России начала ХХ в.

Раскрывать сущность аграрного вопроса в России в начале ХХ в.

Характеризовать положение, образ жизни различных сословий и социальных групп в России в начале ХХ в. (в том числе на материале истории края).

Объяснять, в чем заключалась необходимость политических реформ в России начала ХХ в 

Раскрывать содержание и давать оценку планов и опыта реформ в России начала ХХ в.

Вопросы к фильму

27

2

Русско-японская война 1904-1905 гг.

Работа с исторической картой

обществознание

Русско-японская война 1904-1905 гг.: планы сторон, основные сражения. Портсмутский мир. Воздействие войны на общественную жизнь страны.

Первая российская революция 1905-1907 ГГ.: причины, характер, участники, основные события. Реформа политической системы.

Характеризовать причины войны, планы сторон.

Рассказывать о ходе боевых действий, используя историческую карту.

Излагать условия Портсмутского мира и разъяснять его значение на основе анализа информации учебника и исторических документов.

Раскрывать причины и характер российской революции 1905-1907 гг.

Рассказывать об основных событиях революции 19051907 гг. и их участниках.

Объяснять значение понятий Государственная дума

таблица

28

3

Первая российская революция. Реформы политической системы. Экономические реформы.

Практикум

обществознание

Общественное движение в России в начале хх в. Либералы и консерваторы. Возникновение социалистических организаций и партий: их цели, тактика, лидеры.

Становление российского парламентаризма. Формирование либеральных и консервативных политических партий, их программные установки и лидеры (П. Н. Милюков, А. И. Гучков, В. И. Пуришкевич). думская деятельность в 1906-1907 гг.

Итоги и значение революции.

Раскрывать воздействие войны на общественную жизнь России.

Объяснять причины радикализации общественного движения в России в начале ХХ в.

Систематизировать материал об основных политических течениях в России начала хх в., характеризовать их определяющие черты.

Объяснять значение понятий, кадеты, октябристы, социал-демократы.

Характеризовать обстоятельства формирования политических партий и становления парламентаризма в России.

Излагать оценки значения отдельных событий и революции в целом, приводимые в учебной литературе, формулировать и аргументировать свою оценку.

Интеллект-карта

29

4

Политическая жизнь в 1907-1914 гг. Духовная жизнь Серебряного века.

Урок-презентация

География

Россия в 1907 -1914 гг. Особенности российского парламентаризма. Правительственная программа П. А. Столыпина. Аграрная реформа: цели, основные мероприятия, итоги и значение. Политическая и общественная жизнь страны в 1912 -1914 гг.

Открытия российских ученых в науке и технике. Русская философия: поиски общественного идеала. Критический реализм и модернизм в литературе. Поэзия Серебряного века. Изобразительное искусство: традиции реализма, «Мир искусства», авангардизм. Архитектура. драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство (с. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин). Русский балет. «Русские сезоны» С. П. Дягилева. Первые шаги российского кинематографа. Российская культура начала ХХ в. составная часть мировой культуры.

Объяснять смысл понятий и терминов отруб, хутор, переселенческая политика.

Излагать основные положения аграрной реформы П. А. Столыпина, давать оценку ее итогов и значения.

Составлять характеристику (исторический портрет) П. А. Столыпина, используя материал учебника и дополнительную информацию.

Характеризовать основные стили и течения в российской литературе и искусстве начала ХХ в., называть выдающихся представителей культуры и их достижения.

Составлять описание произведений и памятников культуры рассматриваемого периода (в том числе находящихся в городе, крае и т. д.), давать оценку их художественных достоинств и т. д.

Представлять биографическую информацию, обзор творчества известных деятелей российской культуры (с использованием справочных и изобразительных материалов).

Публичное представление результатов работы

30

5

Россия в Первой мировой войне

Лаб. работа.

география

Россия в Первой мировой войне. Международные противоречия на рубеже XIX-XX вв. Формирование двух военно-политических блоков в Европе. Причины войны, цели и планы сторон. Начало войны. Восточный фронт: основные события, их влияние на общий ход войны.

Раскрывать причины и характер Первой мировой войны.

Рассказывать о ходе военных действий на Восточном и Западном фронтах, используя историческую карту.

схема

Т 2.Великая российская революция. 1917-1921 (5ч)

1, 2

3, 4

31

1

Свержение монархии. Россия весной – летом 1917 г.

Работа с исторической картой

обществознание

Революционные события 1917 Г.: от Февраля к Октябрю. Причины революции. Падение самодержавия. Временное правительство и советы. Основные политические партии, их лидеры. Альтернативы развития страны после Февраля. Кризисы власти. Выступление генерала Л. Г. Корнилова.

Объяснять причины и сущность событий Февраля и Октября 1917 г.

Высказывать суждения об альтернативах развития России в 1917 г.

Давать характеристику позиций политических партий и лидеров в 1917 г., привлекая документы, дополнительную литературу.

План-конспект

2

Октябрьская революция. Формирование советской государственности

Лекция с элементами проблемной беседы

обществознание

Политическая тактика большевиков, их приход к власти в октябре 1917 г Становление советской власти. Первые декреты. Создание советской государственности. В. И. Ленин. Созыв и роспуск Учредительного собрания.

Раскрывать причины прихода большевиков к власти.

Анализировать различные версии и оценки событий Февраля и Октября 1917 г., высказывать и аргументировать свою оценку.

Раскрывать характер и значение первых преобразований большевиков, используя тексты декретов и других документов советской власти.

Объяснять значение понятий национализация, рабочий

контроль, Учредительное собрание, военный коммунизм.

Высказывать суждение о причинах и значении роспуска Учредительного собрания.

Составление тезисов

32

33

3

4

Начало Гражданской войны

На фронтах Гражданской войны

Работа с исторической картой

география

Гражданская война в России: предпосылки, участники, основные этапы вооруженной борьбы. Белые и красные: мобилизация сил, военные лидеры, организация борьбы в 1918-1920 гг. Белый и красный террор. Положение населения в годы войны. «Зеленые». Интервенция. Окончание и итоги Гражданской войны. Причины победы большевиков

Раскрывать причины Гражданской войны и интервенции. Давать характеристику белого и красного движений (цели, участники, методы борьбы).

Рассказывать, используя карту, о наиболее значительных

военных событиях.

Проводить поиск информации о событиях 1918-1921 гг. в

крае, городе, представлять ее в устном сообщении ( ерке, презентации) .

таблица

34

5

Экономическая политика красных и белых. Кризис начала 20-х гг.

практикум

экономика

Экономическая политика советской власти: «красногвардейская атака на капитал», политика военного коммунизм

Раскрывать причины кризиса начала 20-х годов.

Давать характеристику экономической политики белого и красного движений (цели,  методы).

Тестовые задания

35

1

Урок обобщения: «Россия в начале XX века»

Контроль знаний

Тестирование в формате ГИА

Т.3 СССР на пути строительства нового общества ( 7 ч)

1, 2

4, 5

36

1

Переход к политике НЭПа.

Практикум

география

Советское государаво в начале 1920-х гг.

Экономический и политический кризис в конце 1920 - начале 1921 г. Массовые выступления против политики власти (крестьянские восстания, мятеж в Кронштадте). Переход к новой экономической политике

Достижения и противоречия нэпа.

Причины его свертывания.

Сравнивать задачи и мероприятия политики военного коммунизма и нэпа.

Характеризовать сущность и значение новой экономической

политики

Рассказывать о жизни общества в годы нэпа, используя различные источники.

Высказывать суждение о причинах свертывания нэпа

кластер

37

2

Образование СССР

проблемная

география

Образование СССР: предпосылки объединения республик, альтернативные проекты и практические решения. Национальная политика советской власти.

Объяснять, в чем заключались предпосылки объединения советских республик и основные варианты объединения.

Характеризовать принципы, в соответствии с которыми произошло образование СССР.

схема

38

3

Внешняя политика СССР в 1920-е годы

Работа с исторической картой

география

Основные направления внешней политики Советского государства в 1920-е гг. Укрепление позиций страны на международной арене.

Характеризовать направления и важнейшие события внешней политики Советского государства в 1920-ые гг.

План

39

4

Социалистическая индустриализация.

Коллективизация сельского хозяйства

презентация

обществознание

Советская модель модернизации. Индустриализация: цели, методы, экономические и социальные итоги. Первые пятилетки: задачи и результаты. Коллективизация сельского хозяйства: формы, методы, экономические и социальные последствия.

Объяснять, в чем состояли причины, характер и итоги индустриализации и коллективизации в СССР.

Рассказывать о периоде индустриализации и коллективизации в своем городе, районе (привлекая материалы краеведческих музеев, воспоминания участников и т. д.).

Публичное представление результатов работы

40

5

 Политическая система СССР в 30-е гг.

Работа с текстом и документами

обществознание

Особенности советской политической системы: однопартийность, сращивание партийного и государственного аппарата, контроль над обществом. Культ вождя. И. В. Сталин. Массовые репрессии, их последствия Конституция СССР 1936 г. Страна в конце 1930-х - начале 1940-х гг.

Раскрывать сущность и последствия политических процессов 19ЗО-х гг.

Сопоставлять, как оценивались итоги социально-экономического и политического развития СССР в 1920-1930-е гг. в Конституции 1936 г. и как они оцениваются в современном

учебнике.         _

Характеризовать внутреннее развитие Советской страны в конце 1930-х - начале 1940-х гг.

таблица

41

6

Внешняя политика СССР в 30-е гг

Работа с исторической картой

география

Участие СССР в деятельности Лиги Нации. Попытки создания системы коллективной безопасности. Дальневосточная политика. События у озера Хасан и реки Халхин-Гол.

Проводить анализ источников по истории международных отношений 1930-х гг. и использовать их для характеристики позиций СССР и других государств

конспект

42

7

Утверждение метода социалистического реализма в искусстве

семинар

МХК

Культура и духовная жизнь в 1920-19ЗО-е гг. Культурная революция: задачи и направления. Ликвидация неграмотности, создание системы народного образования. Развитие советской науки. Утверждение метода социалистического реализма в литературе и искусстве. Власть и интеллигенция. Идеологический

контроль над духовной жизнью общества. Политика государства в отношении религии и церкви. Русская культура в эмиграции.

Характеризовать основные направления и итоги культурной революции (в том числе на материале истории края, города).

Представлять описание известных произведений советской литературы, искусства рассматриваемого периода, объяснять причины их популярности.

Подготовить обзор «Советское кино 19ЗО-х гг.: жанры и герои».

Публичное представление результатов работы

Т.4 Великая Отечественная война 1941-1945(6ч)

2, 3

1, 2

43

1

СССР накануне Великой Отечественной войны

Работа с текстом и документами

география

Начало Второй мировой войны и Советский Союз. Советско-финская война 1939-1940 гг. СССР и Прибалтика. Советско-германские отношения накануне войны

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивать события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

Создание письменных высказываний

44

2

Начало Великой Отечественной войны

Работа с исторической картой

география

Канун войны. Начало войны. Силы и планы сторон. Неудачи Красной Армии летом-осенью 1941 г. Битва за Москву. Героическая оборона Ленинграда.

Объяснять причины поражения Красной Армии в начальный период войны.

Рассказывать о крупнейших сражениях Великой Отечественной войны, используя карту.

Задания по карте

45

3

Немецкое наступление 1942 г.

Коренной перелом

Работа с исторической картой

география

Ситуация на фронте весной 1942 г. Планы сторон. Немецкое наступление летом 1942 г. Начало Сталинградской битвы. Немецкий оккупационный режим. Холокост на территории СССР. Партизанское и подпольное движение. Образование антигитлеровской коалиции. Итоги первого этапа войны.

Рассказывать о крупнейших сражениях Великой Отечественной войны, используя карту.

Задания по карте

46

4

Советский тыл в Великой Отечественной войне

семинар

обществознание

Советское общество в первый период войны. Социально-экономические предпосылки коренного перелома. Образование и наука в годы войны. Деятели культуры – фронту. Церковь в года войны.

Характеризовать жизнь людей в годы войны, привлекая информацию исторических источников (в том числе музейных материалов, воспоминаний и т. д.).

Представлять биографические справки, очерки об участниках войны: полководцах, солдатах, тружениках тыла (в том числе представителях старших поколений своей семьи).

Подготовить сообщение об отражении событий войны в произведениях литературы, кинематографа (по выбору)

Публичное представление результатов работы

47

6

СССР на завершающем этапе Второй мировой войны

Работа с исторической картой

география

Военно-стратегическая обстановка к началу 1944 г. «Десять сталинских ударов». Крымская (Ялтинская) конференция. Освобождение Европы от фашизма. Потсдамская конференция. Вступление СССР в войну с Японией. Итоги Второй мировой войны.

Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивать события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой

Задания по карте

48

7

Урок обобщения: «Великая Отечественная война»

Контроль знаний

Тестирование в формате ГИА

Т 5 СССР в послевоенный период 1945-1953(3ч)

3, 4

4

49

1

Послевоенное восстановление народного хозяйства.

групповая

экономика

СССР в 1945 - начале 1950-х гг. Восстановление и развитие промышленности. Положение в сельском хозяйстве. Жизнь и быт людей. Противоречия социально-политического развития. Усиление роли государства во всех сферах жизни общества. Идеология и культура в послевоенный период; идеологические кампании 1940-х - начала 1950-х гг.

Рассказывать о жизни людей в послевоенные годы (привлекая воспоминания представителей старших поколений).

Характеризовать идеологические кампании конца 1940-х начала 1950-х гг.

таблица

50

2

Образование «социалистического лагеря». СССР  в конфликтах «холодной войны».

Работа с исторической картой

Всеобщ. Ист.

Внешняя политика СССР в послевоенные годы. Укрепление статуса СССР как великой мировой державы. Формирование двух военно-политических блоков. Начало «холодной войны». Политика укрепления социалистического лагеря и его союзников.

Раскрывать содержание понятий «холодная война», железный занавес.

Объяснять причины обострения противостояния СССР и стран Запада в послевоенные годы.

Задания по карте

51

3

Духовная атмосфера в советском обществе.

презентация

Всеобщ. Ист.

Восстановление «железного занавеса». Литература. Музыка. Образование. Научные дискуссии.

Терминологический диктант

52

Т.6 СССР в1953-1964 гг.(2ч)

1, 2

1

53

1

Изменение политической системы. Экономика СССР в 1953-1964 гг.

Лекция с элементами проблемной беседы

обществознание

Советское общество в середине 1950-х первой половине 196О-х гг. Смерть Сталина и борьба за власть. ХХ съезд КПСС и его значение. Начало реабилитации жертв политических репрессий.

Характеризовать итоги борьбы за власть после смерти Сталина.

Раскрывать общественный импульс и значение решений ХХ съезда на основе информации учебника и источников (воспоминаний, записок и т. д.).

Составление тезисов

54

2

“Оттепель” в духовной жизни. Политика мирного сосуществования

практикум

обществознание

Выработка новых подходов во внешней политике (концепция мирного сосуществования государств с различным общественным строем). Карибский кризис, его преодоление. СССР и страны социалистического лагеря. Взаимоотношения со странами «третьего мира».

Раскрывать значение выдвижения концепции мирного сосуществования государств  с различным общественным строем.

Подготовить сообщение о Карибском кризисе и его преодолении (по выбору - в виде репортажа, мнения историка и др.).

Характеризовать взаимоотношения СССР с государствами социалистического лагеря и странами «третьего мира».

схема

Т.7 СССР в 1960-х – начале 1980-х гг. (5ч)

4

1, 2

55

1

Замедление темпов экономического развития. Снижение развития научно-технического прогресса.

лекция

обществознание

СССР в середине 196О-х - середине 1980-х гг.. Экономическая реформа 1965 г.: сущность, результаты. Нарастание негативных тенденций в экономике.

Участвовать в дискуссии о характере экономического развития страны в 1970-е гг.

Составление плана

56

2

Усиление консервативных тенденций в политической системе

практикум

обществознание

Альтернативы развития СССР в середине 1960-х гг. Л. И. Брежнев. Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры. Концепция развитого социализма. Конституция СССР 1977 г.

Объяснять, в чем заключались альтернативы развития советского общества в середине 1960-х гг.

Хронологический диктат

57

3

СССР в системе международных отношений.

Лекция с элементами проблемной беседы

Всеобщ. Ист.

CCСP в системе международных отношении в середине 1960-х - середине 1980-х гг. Установление военно-стратегического паритета между СССР и США Переход к политике разрядки международной напряженности в отношениях Восток-Запад. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Отношения СССР с социалистическими странами. Участие СССР в войне в Афганистане. Завершение периода разрядки.

Объяснять, в чем выражалась разрядка международной напряженности в 1970-е ГГ., благодаря чему она была достигнута.

Раскрывать значение достижения военно-стратегического паритета между СССР и США для международных отношений. 

Объяснять, в чем выразилось и чем было вызвано обострение международной напряженности в конце 1970-х гг.

Участвовать в обсуждении дискуссионных вопросов, например о вводе советских войск в Чехословакию (1968), Афганистан (1979).

таблица

58

4

Развитие образования, науки и техники, культуры и спорта.

презентация

МХК

Советская культура в конце 1950-х 1960-е гг. Научно-техническая революция в СССР, открытия в науке и технике (М. В. Келдыщ И. В. Курчатов, АД. Сахаров и др.). Успехи советской космонавтики (с. п. Королев, Ю. А Гагарин). Новые тенденции в художественной жизни страны. «Оттепель» В литературе, молодые поэты 1960-х гг. Театр, его общественное звучание. Власть и творческая интеллигенция.

Культура в 1960-е - середине 1980-х гг.

Развитие среднего и высшего образования. Усиление идеологического контроля в различных сферах жизни. Инакомыслие. Диссиденты. Достижения и противоречия художественной культуры. Повседневная жизнь людей.

Рассказывать о достижениях советской науки и техники в конце 1950-х - 1960-е гг.

Характеризовать период «оттепели» В общественной жизни, приводя примеры из литературных произведений и др.

Объяснять, в чем заключалась противоречивость партийной культурной политики.

Подготовить сообщение о развитии советской науки и техники в 1960::-1980-е гг. (с использованием научно-популярной и справочной литературы).

Рассказывать о развитии отечественной культуры в 19601980-е ГГ.:' характеризовать творчество ее выдающихся представителей.

Раскрывать, в чем проявлялись противоречия культурной жизни в рассматриваемый период.

Проводить поиск информации о повседневной жизни людей в 1960-е - середине 1980-х гг. (включая воспоминания членов семьи, представителей старших поколений).

Публичное представление результатов работы

59

5

Повторительно-обобщающий урок : «СССР в период 1953 – 1980-х гг»

Контроль знаний

Тестирование в формате ГИА

Т.8 СССР в1985-1991 гг. (4ч)

1, 2

3

60

1

Переход к политике перестройки. М.С. Горбачев.

Лекция с элементами проблемной беседы

обществознание

СССР в годы перестройки (19851991). Предпосылки изменения государственного курса в середине 1980-х гг  М. С Горбачев. Реформа политической системы. Экономические реформы, их результаты. Перемены и повседневная жизнь людей в городе и селе.

Объяснять причины перехода к политике перестройки.

Раскрывать значение понятии перестройка, гласность, политический плюрализм, правовое государство, парад суверенитетов.

Проводить поиск информации об изменениях в сфере экономики и общественной жизни в годы перестройки, представлять ее в устном сообщении (эссе, реферате).

Собирать и анализировать воспоминания членов  семьи, людей старшего поколения о жизни в годы перестройки; представлять их в виде устной или письменной презентации

класстер

61

2

Демократизация политической жизни. Гласность.

Анализ док-тов

обществознание

Возрождение российской многопартийности. Демократизация и гласность. Национальная политика и межнациональные отношения.

Характеризовать сущность и значение преобразования политической системы.

Терминологический диктант

62

3

«Новое политическое мышление»

Лекция с элементами проблемной беседы

обществознание

Внешнеполитический курс страны в годы перестройки. «Новое политическое мышление», его воздействие на международный климат. Снижение угрозы мировой ядерной войны. Вывод советских войск из Афганистана. Смена политических режимов в странах Восточной Европы. Роспуск СЭВ и ОВД. Окончание «холодной войны». Итоги и последствия политики «нового мышления»

Характеризовать направления и ключевые события внешней политики СССР в годы перестройки.

Систематизировать материал о результатах осуществления политики нового политического мышления.

Излагать приводимые в учебнике оценки политики «нового мышления», высказывать и аргументировать свое суждение.

План-конспект

63

4

Экономические реформы 1985-1991 гг.

практикум

экономика

«Стратегия ускорения». Экономическая реформа 1987 г. Второй этап экономической реформы. Программа «500 дней».

Проводить поиск информации об изменениях в сфере экономики и общественной жизни в годы перестройки, представлять ее в устном сообщении (эссе, реферате).

таблица

Т.9 Российская Федерация на рубеже XX-XXI вв.(4ч)

4

3, 5

64

1

Август 1991 г. Распад СССР и провозглашение РФ.

Работа с исторической картой

география

Нарастание экономического кризиса и обострение межнациональных противоречий в СССР. Образование новых политических партий и движений. Августовские события 1991 г. Роспуск КПСС Распад СССР. Образование СНГ. Причины и последствия кризиса советской системы и распада СССР

Раскрывать причины, приведшие к обострению межнациональных отношений в Советском государстве.

Участвовать в дискуссии о причинах кризиса советской системы и распада СССР.

Излагать и аргументировать суждения о сущности событий 1985-1991 гг. в СССР.

Составить характеристику (политический портрет) М. С Горбачева (с привлечением биографической и мемуарной литературы)

Задания по карте

65

2

Экономические реформы 1992-1993 гг.

Проблемная беседа. Анализ

видеофильма

экономика

Экономические реформы 1990-х гг.: основные этапы и результаты. Трудности и противоречия перехода к рыночной экономике.

экономике.

Основные направления национальной политики в России: успехи и просчеты. Нарастание противоречий между Центром и регионами. Военно-политический кризис в Чеченской Республике.

Объяснять, в чем заключались трудности перехода к рыночной экономике, привлекая свидетельства современников.

Систематизировать материал учебника о национальных отношениях в 1990-е гг. (задачи национальной политики; причины противоречий между Центром и регионами; межнациональные конфликты).

Вопросы к фильму

66

3

Россия в мировом сообществе.                                            

Групповая

география

Геополитическое положение и внешняя политика России в 1990-е гг. Россия и Запад. Балканский кризис 1999 г. Отношения со странами СНГ и Балтии. Восточное направление внешней политики. Русское зарубежье.

Систематизировать материал об основных направлениях и событиях внешней политики России в 1990-е ГГ.; составлять обзорную характеристику.

6

Задания по карте

67

4

Культурная жизнь современной России..

семинар

МХК

Культура и духовная жизнь общества в начале XXI в. Распространение информационных технологии в различных сферах жизни общества. Многообразие стилей художественной культуры. Российская культура в международном контексте. Власть, общество, церковь. Воссоединение_Русской православной церкви с Русской зарубежной церковью

Давать_характеристику и оценку явлений современной российской культуры, произведений литературы, искусства, кинофильмов и т. д.; аргументировать свое мнение.

Публичное представление результатов работы

68

Итоговый повторительно-обобщающий урок по теме «История  ХХ – начало XXI века – особый период в истории Отечества»

Контроль знаний

Основные этапы отечественной истории в новейшую эпоху

Называть и характеризовать основные периоды истории России в ХХ - начале ХХI в.

Давать оценку _ ключевых событий и явлений отечественной истории новейшей эпохи, исторических личностей

Тестирование в формате ГИА

69

70

Резерв

                     Рассмотрено

                      Руководитель МО

                      МБОУ «СОШ №14» Т.А. Морозова

                 ___________Протокол №1 от________

«Согласовано»

Заместитель директора

 по НМР________________

 Т.А. Морозова

___________2013 г._

«Утверждено»

Директор

МБОУ «СОШ №14»

__________

С.А. Пеленкина_______2013 г.

                                                                                                                    Рабочая программа

по ____истории ____________

 для ___9_____ класса

(уровень: базовый, профильный, общеобразовательный)

Учитель ____Таблер Ольга Константиновна______,

______1______квалификационная категория

   Рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной   программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории, Государственных программ по истории: Сборник нормативных документов. История/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М: Дрофа, 2007 г.

                                                                                                                       2013/2014 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...