Технологические карты
учебно-методический материал по истории (5 класс) на тему

Кудряшова Светлана Анатольевна

Технологические карты были составлены для прохождения курсовой переподготовки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhkarta_1_kudryashova.docx22.6 КБ
Файл tekh_karta_2_kudryashova.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

Выполнила учитель истории и обществознания МБОУ гимназия №1г. Лебедянь Кудряшова С.А.

Тема урока«Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.» 

Тип урока:  Комбинированный

Место урока по теме: второй  урок по теме «Московская Русь в 14-16 веках»

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

формировать умения:

- разделять целое на части, выявлять главное, обобщать, сравнивать,- выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность,

-представлять мотивы поступков людей прошедших эпох

способствовать гражданско-патриотическому самоопределению личности

-развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией; -поиск и выделение нужной  информации, ее обобщение; -развитие умений выделять главные факты, устанавливать их  логическую последовательность.

-формирование мотивации изучения данной темы;

-формирование познавательной активности учащихся

-воспитание культуры общения .

Решаемые учебные проблемы

Роль церкви в общественной жизни Руси и Сергий Радонежский; вклад в объединение Руси Дмитрия Донского;  Куликовская битва (1380 г.): причины, ход, значение для Руси и русского народа.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Передовой полк, полки правой и левой руки, засадный полк, маневр;

Персоналии: митрополит Алексей, Михаил Александрович, Мамай, Дмитрий Донской, Дмитрий Боброк, Олег Иванович, Сергий Радонежский, Челубей, Пересвет, Владимир Храбрый,Тохтамыш

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Мультимедийная презентация, интерактивная карта

Образовательные интернет-ресурсы

http://www.comch.ru/~viart/mir/november98/rus/gipoteza/kulik.htm

http://window.edu.ru/resource/252/12252

http://www.edu.ru/modules.php?cid=301&file=index&l_op=viewlink&min=4362&name=Web_Links&op=modload&orderby=hitsD&show=108

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний

Проведение АКТУАЛИЗАЦИИ:

Учитель подводит учащихся к осознанию темы урока. Дается эпиграф:

«Русское государство зародилось не в скопидомном сундуке Ивана Калиты, а на Куликовом поле» В.Ключевский

Выявляется уровень знаний учащихся. Что они могут знать по теме.

побуждающий диалог – вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа (развитие творчества).

- Что нужно узнать для  решение проблемы?

Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения

- Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум)

- Определяют, каких знаний нам не хватает, где и как их добыть (открыть)

2. ЭТАП  Создание проблемной ситуации

Возвращаются к эпиграфу урока.

* В чем затруднение? Каких знаний не хватает? (добиться осознания нехватки знаний и формулирования этого)

* Следовательно, какова цель нашего урока? Что нам сегодня надо узнать, чему научиться? (добиться формулирования ПРОБЛЕМЫ урока в виде темы или цели)

Деятельность учителя

Создает для учеников проблемную ситуацию, порождающую затруднение

Деятельность обучающихся

-  Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют затруднение– проговаривают и осознают его

3. ЭТАП целеполагания - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.

Деятельность учителя

Предоставляет "конфликтный" материал, создает готовность к предстоящей деятельности.

Деятельность обучающихся

Проявляют познавательную инициативу. Осознание цели предстоящей деятельности.

4. ЭТАП планирования.

Составление ПЛАНА:

Что нам надо узнать, чтобы решить проблему?

- диалог по определению последовательности действий, их направленности, возможных источников информации

Деятельность учителя

подводит уч-ся к определению ключевых вопросов темы. Сообщает, какую работу они должны  выполнить, чтобы достичь цели записывает план на доске

Деятельность обучающихся

Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия "нового" знания. 

Составление учащимися плана урока

1.Москва –центр борьбы с ордынским игом.

2. Положение Руси и Золотой Орды.

3.Куликовская битва, её значение

4. Роль Дмитрия Ивановича в борьбе с монголо-татарами.

5 ЭТАП Изучение новой темы

Деятельность учителя

Координирует деятельность учащихся.

Учитель консультирует, помогает определяет ключевые моменты в работе с источником, текстом.

Организует диалог по поиску решения проблемы на основе осмысления текста, других источников.

Возвращаемся к эпиграфу. «Согласны ли вы с утверждением Ключевского? Что бы вы назвали главным  источником победы в Куликовской битве?

Возвращает учащихся к проблеме. Могла ли Русь одержать победу на Куликовом поле без политики Ивана Калиты?

Деятельность обучающихся 

Учащиеся выполняют ряд практических задач:

1.Москва –центр борьбы с ордынским игом.

- работа с текстом учебника делают вывод об укреплении позиции Московского княжества при Дмитрии Донском

2. Положение Руси и Золотой Орды.

-составляют сравнительную  схему

3.Куликовская битва, её значение

-работа с рисунками (интерактивная доска, схемами битвы).

-работают  с текстом, с отрывками из произведения «Задонщина».

4. Роль Дмитрия Ивановича в борьбе с монголо-татарами.

-отвечают на вопросы, приводят доказательства, свои аргументы.

Учащиеся делают вывод.

6  ЭТАП Закрепление

Деятельность учителя

-  Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (указывает на проблему, записанную на доске)

Деятельность обучающихся

- Вступают в диалог

- Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме

7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Деятельность учителя

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?

Деятельность обучающихся

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.

8 ЭТАП Домашнее задание.  § 18 вопросы

Кто хорошо усвоил тему можно написать эссе или создать презентацию «Герои Куликовской битвы».

-Нарисовать рисунки по темам «Москва-главный центр Руси», «Куликовская битва».



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

Выполнила учитель истории и обществознания МБОУ гимназия №1г. Лебедянь Кудряшова С.А.

Тема урока «Спарта»

Тип урока:  урок изучения нового материала

Место урока по теме: третий урок в разделе «Государства- полисы Древней Греции»

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

формировать умения:

- разделять целое на части, выявлять главное, обобщать, сравнивать,- выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность,

-представлять мотивы поступков людей прошедших эпох

способствовать гражданско-патриотическому самоопределению личности

-развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией; -поиск и выделение нужной  информации, ее обобщение; -развитие умений выделять главные факты, устанавливать их  логическую последовательность.

-формирование мотивации изучения данной темы;

-формирование познавательной активности учащихся

-воспитание культуры общения .

Решаемые учебные проблемы

Что хорошего и что плохого было в устройстве Спарты?

Основные понятия, изучаемые на уроке

Илоты, Ликург, лаконичная речь, олигархия

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Мультимедийная презентация

Образовательные интернет-ресурсы

http://school-collection.edu.ru/

http://fcior.edu.ru/card/10783/sparta.html

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний

Проведение АКТУАЛИЗАЦИИ:

Учитель подводит учащихся к осознанию темы урока.

Выявляется уровень знаний учащихся по теме «Афинский полис». Что они могут знать по теме.

побуждающий диалог – вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа (развитие творчества).

- Вспоминают, изученный ранее материал.

Определяют основные задачи по изучению нового материала. - Диалог в виде мозгового штурма

2. ЭТАП  Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя

Создает для учеников проблемную ситуацию, порождающую затруднение : Хотел бы ты жить в Афинском полисе? А В Спарте?

Деятельность обучающихся

-  Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют затруднение– проговаривают и осознают его

3. ЭТАП целеполагания - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.

Деятельность учителя

Предоставляет "конфликтный" материал, создает готовность к предстоящей деятельности.

Деятельность обучающихся

Проявляют познавательную инициативу. Осознание цели предстоящей деятельности.

4. ЭТАП планирования.

Составление ПЛАНА:

Что нам надо узнать, чтобы решить проблему?

- диалог по определению последовательности действий, их направленности, возможных источников информации

Деятельность учителя

подводит уч-ся к определению ключевых вопросов темы. Сообщает, какую работу они должны  выполнить, чтобы достичь цели записывает план на доске

Деятельность обучающихся

Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия "нового" знания. 

Составление учащимися плана урока

1.Спарта и ее жители.

2. Законы Спартанского государства

3.Воспитание спартанцев, жизненные идеалы

5 ЭТАП Изучение новой темы

Деятельность учителя

Координирует деятельность учащихся.

Учитель консультирует, помогает определяет ключевые моменты в работе с источником, текстом.

Организует диалог по поиску решения проблемы на основе осмысления текста, других источников.

Возвращаемся к проблеме. «Хотел бы ты жить в Спарте?»

Деятельность обучающихся 

Учащиеся выполняют ряд практических задач:

1.Спарта и её жители

 - опишите местоположение Спарты, отметьте на контурной карте

- опишите занятия жителей

2. Законы Спартанского государства

-какие цели преследовали законы?

- по каким законам ты бы предпочёл жить?

3.Воспитание спартанцев, жизненные идеалы

-  когда у одного из греческих мудрецов спросили « Где он встречал хороших людей,?» Он ответил «Хороших детей нашел в Спарте, хороших мужей — нигде».Прокомментируйте ответ

- выделить главные жизненные ценности спартанцев

Учащиеся делают вывод.

6  ЭТАП Применение нового знания 

Деятельность учителя

-  Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (указывает на проблему, записанную на доске)

Предлагает задания на "новое" знание: составить таблицу

« Жизнь в древнегреческих полисах», признаки сравнения наметить  самим

Деятельность обучающихся

- Вступают в диалог

- Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме

7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Деятельность учителя

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Как оцените свою работу?

Деятельность обучающихся

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.

8 ЭТАП Домашнее задание.  § 26 , закончить таблицу

Можно создать презентацию «Греческие полисы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная технология. Технологическая карта. Раздел "План и карта", тема "Координаты".

Особенности модульной технологии. Добивается желаемого результата. Происходит коррекция  (разного уровня задания) на  “3” справляются все. При желании можно получить положительную и хор...

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...