Крестьянская реформа 19 февраля 1861г. Отмена крепостного права в России.
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Бодякова Ирина Александровна

 

Раскрыть причины, содержание и значение реформы.

Выстроить причинно-следственные связи при  изучении исторического материала. Сформулировать УУД, провести анализ, обобщение и закрепление материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_8_klass.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развернутый план-конспект урока истории

На тему: Крестьянская реформа 19 февраля 1861г. Отмена крепостного права  в

России.

8 класс     1 час

Технология урока: Сочетание элементов проблемно-развивающегося обучения, личностно-ориентированного и интегрированного подхода. Использование ИКТ.

Учитель истории                                                                             Бодякова

ГБОУ лицея №419                                                                        Ирина

Петродворцового района                                                        Александровна

Санкт-Петербурга

2014 г.


Тема:   Крестьянская реформа 19 февраля 1861г. Отмена крепостного права  в

             России.

Тип урока:  изучение нового материала с элементами систематизации и

              обобщения знаний.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права. Выяснить ее основные положения, значения для развития страны.
  2. Формировать оценочные суждения на основе обобщения событий данного исторического явления.
  3. Побудить  к активной деятельности на уроке, используя различные формы работы.

Задачи урока:

  1. Раскрыть причины, содержание и значение реформы.
  2. Выстроить причинно-следственные связи при  изучении исторического материала. Сформулировать УУД, провести анализ, обобщение и закрепление материала.

При разработке урока я использовала элементы проблемно-развивающего обучения, личностно-ориентированного и интегрированного подхода, ИКТ.

Целеполагание:

Формулирую тему урока, ставлю перед учащимися задачу объяснить, почему необходима реформа, ее содержание, результаты и значение.

Этапы урока:

  1. Актуализация знаний  (работаем в диалоге)

Называю тему урока, записываем в тетрадь. Задаю вопросы:

- Прошу объяснить слово «реформа».

- Назвать главные причины отмены крепостного права.

Если вопросы  вызывают  трудности, спрашиваю: (опираясь на знания курса обществознания, четыре сферы жизни общества)   «Что тормозило развитие России в экономической, политической, социальной, духовной сферах?». Добиваюсь правильного ответа, прошу записать в тетрадь и еще раз прочитать ответ.

  1. Постановка проблемы (поиск главного,  проблемно-развивающее обучение (технология)).

Ставим проблему, почему именно в эпоху Александра II реформа стала неизбежной. Решаем эту проблему,  пользуясь текстом учебника, читаем, обсуждаем, находим ответ в режиме диалога, записываем его в тетради.

     а) Первые шаги были сделаны Павлом I, Александром I, Николаем I.

     б) Общественное мнение данной эпохи об отмене крепостного права. Мнения Герцена, Белинского и других  писателей и государственных деятелей.

     в) Учитель: «Процесс подготовки реформы был длительным и трудным».  Прошу всех прочитать первую часть &20 и ответить на вопрос, почему он был «длительным и трудным»?

На доске написаны вопросы к тексту:

- Как дворянство относилось к отмене крепостного права?

- Почему Комитет был секретным?

- Адрес генерал-губернатора В.И.Назимова.

- Первые шаги Александра II.

Прошу обратить внимание на фамилии в тексте параграфа и записать в тетрадь: Великий князь Константин Николаевич, Я.И.Ростовцев, В.Н.Панин.  Проверяю записи в тетрадях, прошу отдельных учащихся прочитать их вслух.

  1. Рассказываю содержание Положения от 19.02.1861г.  Показываю презентацию по теме «Положение крестьян в России, чтение и обсуждение манифеста» (меняю форму  деятельности на элементы лекции с презентацией. Технология: ИКТ.)

Обсуждаем мой рассказ (не уходим от развивающего обучения), записываем основные мысли в тетради, дополнительно обращаясь к тексту учебника. Особое внимание обращаем на гражданские права крестьян.

Обсуждая основные положения реформы, обращаем внимание на противоречие (аналитическое мышление):  крестьяне освобождались с землей, а в манифесте говорилось, что помещики сохраняют право собственности на землю. Как это понимать? Делаем вывод, что крестьяне должны были землю выкупить.

Прошу самостоятельно поработать с текстом учебника и определить процедуру выкупа земли.  (Самостоятельная работа, промежуточный контроль)

Обсуждаем, выводы записываем в тетради.

  1. Рефлексия (творческая работа).

а) Ученики получают карточки с понятиями и  их значениями. Работают в парах, определяя их соответствие.

б) Обсуждаем, подводим итоги и выставляем оценки.

5.       Контроль и оценка знаний

- Что дала реформа?

Обращаемся к литературе, используя  отрывок из поэмы Некрасова Н.А. «Кому на Руси жить хорошо?» (творческое задание, интегрирование). Учащиеся не просто анализируют текст, а оценивают исторические событие и выражают свое мнение, закрепляют УУД, учатся анализировать и обобщать (развивающее обучение, личностно-ориентированный подход).

Этап закрепления завершается постановкой главных вопросов:

- значение отмены крепостного права;

- почему реформа стала одним из важнейших событий в истории России?

Обсуждаем в группах (групповая форма работы)

  1.  Организация домашнего задания:

                         «Порвалась цепь великая, порвалась – расскочилася:

                          Одним концом по барину, другим – по мужику…»

     а) Анализируем текст с другой точки зрения, преследуя иную цель. Так ли была идеальна реформа, все ли проблемы были решены? (Метапредметные связи).  

    б) &20, повторить термины и новые понятия.

Подводя итоги урока, мы должны прийти к пониманию, что реформа – причина других исторических событий (причинно-следственное построение истории).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Великие реформы Александра II. Отмена крепостного права.

Тема занятия занимает одно из ключевых мест в изучении истории России XIX века. Материалы данного урока помогут педагогу познакомить учащихся с личностью Александра II, сформировать представление о пр...

Великие реформы Александра II. Отмена крепостного права.

Тема занятия занимает одно из ключевых мест в изучении истории России XIX века. Материалы данного урока помогут педагогу познакомить учащихся с личностью Александра II, сформировать представление о пр...

Урок истории по теме «Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России» 8 класс

Урок истории по теме «Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России» 8 класс Используемые технологии: 1) технологии дифференцированного обучения2) информационно-коммуника...

Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права.

Презентация к уроку истории: "Отмена крепостного права в России"...

Конспект урока. Отмена крепостного права в России. Крестьянская реформа 1861г.

Отмена крепостного права в России. Крестьянская реформа 1861г....

План - конспект урока по истории для 8 класса по теме: "Реформа отмены крепостного права в России"

План - конспект урока по истории для 8 класса по теме: "Реформа отмены крепостного права в России"...