План - конспект урока по истории для 8 класса по теме: "Реформа отмены крепостного права в России"
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Миминошвили Елена Викторовна

План - конспект урока по истории для 8 класса по теме: "Реформа отмены крепостного права в России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon план - конспект урока44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

гимназия №7 г. Новороссийска

«Реформа отмены крепостного права в России»

(Разработка урока истории для 8 класса)

   

                                                                                             Учитель  истории  

Миминошвили Е.В.

Тема: Реформа отмены крепостного права в России.

Цели:

 -Усвоить причины отмены крепостного права в России.

- Формировать навыки работы с учебником, картой, конспектом

- Способствовать воспитанию исторической информированности учащихся.

  Оборудование:  учебник, карта, карточки для инд./работы, текст «Манифеста», портрет императора Александра 2.

Ход урока.

I.Сообщение темы и цели урока.

II.Повторение ранее изученного материала.

1. Фронтальная беседа. 

1. Почему положение крестьян  накануне проведения реформы было тяжелым?  

(1-они не обладали правами, 2-помещик мог распоряжаться их жизнью по своему желанию, 3-они вынуждены были  работать на него, а сами были бедны).

2.Какой император в этот период времени правил на престоле российском?

   Какие шаги он предпринимает?

 (Александр II, он создает комитет, который занимается разработкой реформы, затем он подписывает документы об отмене крепостного права в России).

3. Какие документы  по крестьянской  реформе  подписал  император?

Где  народ  услышал о положениях  реформы?       (5  марта  1861г. Манифест был прочитан в церквях после обедни, Ал.2 лично прочитал его гвардии. Работа над реформой велась открыто, обсуждалась в обществе, что было довольно необычно для России)

III. Объяснение  нового  материала. 

Проблемный вопрос ( В конце урока мы должны ответить на вопрос):

Почему необходимая стране реформа была неоднозначно, воспринята в разных слоях общества? (запись на доске)

- И каким было значение этой реформы для России?

1.Вводная беседа

 С момента публикации и оглашения  манифеста крестьяне России  стали свободными.

Работа  с учебником, запись в тетради:

1)Найдите в учебнике,  какие права и свободы получили крестьяне? (стр. 188, 3 абзац.)- (запись на доске)

2)Как была организована жизнь крестьян после реформы? (стр. 190, абзац 1)- запись на доске

- Какими же были главные положения реформы? (с. 188,абзац 4)

Работа с документом (читаем положения реформы):

1 абзац: статус императора?

2  абзац:  права помещиков?

5 абзац:  права крестьян?

6-7 абзац:  наделение крестьян землей?

8 абзац: ожидание правительства от реформы?

Работа в тетради:

Вывод (в тетрадь): Права и свободы крестьян: личная свобода, независимость от помещичьего произвола, власти.

Вывод:(в тетрадь):

Изменения в крестьянской общине: изменилось управление, появились  сельское общество, волости, волостные сходы, волостные старшины.

2.Рассказ учителя:

Крестьянам приходилось выкупать землю у помещиков, и пока они не выплатят выкупные платежи, они должны были работать на барщине, т.е. на помещичьей земле.

 Работа с тетрадью: Крестьяне получили личную свободу, но зависели от помещиков через землю.

(В действительности крестьяне были очень бедны и не могли сразу выплачивать выкупные за землю, а помещики не желали лишаться бесплатной рабочей силы).

 Работа с терминами: запись на доске, объяснение, запись в тетрадь.

Временнобязанные- крестьяне, несущие повинности в пользу помещика до начала  выкупной операции. 

Сообщение учителя: для соблюдения интересов помещиков, в черноземных и нечерноземных губерниях были введены разные нормы наделов на душу населения. В нечерноземных- размер надела был больше, а в черноземных меньше.

Работа с картой в учебнике стр192 №13

 

 В каких губерниях наделы были уменьшены более чем на 40%? 

-Почему?

 Потому что, черноземных районах, основное богатство составляла земля, основной доход получали от ее переработки. Помещики стремились удержать большую часть земли, и крестьян в качестве рабочей силы.

В каких губерниях наделы были увеличены? 

-Почему?

(Земля малоплодородная, тяжело обрабатывалась, поэтому крестьянам увеличивали наделы, а они не могли от нее отказаться, по закону).

Запись в тетрадях:

Отрезки - участки крестьян, которые были отрезаны  после крестьянской реформы1861г., в пользу помещиков.

Прирезки - земля, которая добавлялась к крестьянскому наделу при освобождении, если он был меньше нормы.

Сообщение учителя: С 1863 г. начинается осуществление выкупных сделок.

Крестьянин должен был выплатить 1/5 стоимости надела.

Другую часть выплачивало государство, а крестьянин возвращал долг государству с процентами, в течение 49 лет.

По закону крестьянин не мог отказаться от надела.

Беседа по вопросам:

-Как вы думаете, зачем была предпринята эта мера?

(Чтобы крестьяне  не отказывались платить за плохой надел и не разбежались).                

-Как вы думаете, такое положение устраивало крестьян?

Крестьяне воспринимали эту реформу негативно. Они думали, что земля должна принадлежать им без барщины. Это все вызвало волну бунтов.

Работа с картой:

Найдите районы массовых выступлений крестьян?

Найдите важнейшие крестьянские восстания?

- В каких губерниях они проходили? (правительство жестоко расправилось с ними)

-Почему правительство жестоко подавило восстание?

IV.Закрепление:

Работа с учебником: стр.190  найдите и прочитайте главное препятствие успешного проведения крестьянской реформы.

V.Вывод:

Работа в тетрадях:

Пробл.вопрос :Почему необходимая стране реформа была неоднозначно воспринята в разных слоях общества? (запись на доске)

Крестьяне  обрели личные права и свободы, но не получили землю в собственность и оставались фактически под властью помещиков.

  Реформа отмены крепостного права в России носила половинчатый характер.

Отмена крепостного права послужило толчком в развитии рынка в России.

Минусами реформы стали высокие выкупные платежи, бедность крестьян, и крестьянские волнения.

VI.Домашнее задание: стр.190 прочитать, ответить на вопросы  параграфа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока для 9-го класса по теме:"Реформа политической системы:Цели,этапы,итоги". Перестройка 1985-1991 гг.

Презентацию по теме:" Реформа политической системы: цели, этапы, итоги".Перестройка в СССР 1985-1964 гг. Удобно использовать для сопровождения урока в 9-м классе по этой теме.План: 1. Кадровая революц...

План- конспект урока по истории 9 класс с использованием ЭОР

Урок посвящен Гражданской войне и "белому движению" в ее истории. Цель урока- изучение начального этапа гражданской войны.  При проведении занятия используются ЭОР. Тип урока- комбинированный. Фо...

план-конспект урока по истории 6 класс

представлен план-конспект урока по теме:"Иван грозный:внутренняя и внешняя политика"...

План-конспект урока по истории (9 класс) по теме: " Россия в первой мировой войне".

План-конспект урока по истории (9 класс) по теме: " Россия в первой мировой войне"....

План-конспект урока по истории (9 класс) по теме: " Вторая Мировая Война. Коренной перелом".

План-конспект урока по истории (9 класс) по теме: " Вторая Мировая Война. Коренной перелом"...

План-конспект урока для учащихся 4 класса на тему "Броски набивного мяча правой и левой рукой", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях.

План-конспект урока для учащихся 4 класса на тему "Броски набивного мяча правой и левой рукой", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях....

План - конспект урока по истории 11 класс

Тема урока: Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930-е гг....