Урок по теме "Греки и критяне"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Гареева Эльвира Фаритовна

Разработка урока в 5 классе по теме "Греки и критяне". Рассчитана на учебник А. А. Вигасина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Греки и критяне

Цель: 1. Дать представление о природно-климатических условиях Древней    

            Греции, занятиях её жителей.

        2. Продолжить формирование и развитие навыка работы с учебником,

 картой, историческим источником как источником информации.

3. Прививать уважение к историческому прошлому.

Оборудование: учебник, мультимедийное оборудование, карточки, атласы.

Новые понятия: Греция, Эллада, эллины, Минотавр.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята.

  1. Актуализация знаний.

- Ребята, мы с вами познакомились с историей многих государств, существовавших в Древнем мире. Они дали миру много выдающихся имен и достижений. Помните ли вы их? Давайте посмотрим, насколько хорошо вы их помните.

Задание 1. Назвать имена указанных на изображениях лиц.

А – Конфуций

Б – Будда

В – Тутанхамон

Задание 2. Назовите указанные на изображениях достопримечательности.

А – Пирамиды - Египет

Б – Великая Китайская стена - Китай

В – Большой сфинкс - Египет

  1. Психологическая подготовка.

- Мы приступаем к изучению первой европейской страны, существующей и сегодня, цивилизации, которая дала человечеству, очень многое – театр, скульптуру, архитектуру, живопись и науку; Олимпийские игры и многие виды спорта.

  1. Изучение нового материала.

- Обратимся к плану, мы должны сегодня рассмотреть следующие  вопросы.

План изучения нового материала.

  1. Местоположение Греции и её природные условия.
  2. Занятия греков.
  3. Миф о Тесее и Минотавре.
  4. Критское царство.

1) Изучение первого вопроса плана «Местоположение Греции и её природные условия»

а) работа с тетрадью

- Из курса начальной школы вы уже слышали об этой стране. Что это за страна? Сегодня мы отправимся в интересное путешествие в Древнюю Грецию.

- Откройте тетради, запишем тему нашего урока «Греки и критяне».

б) слово учителя

Греция – маленькая страна, а древние греки были небольшим народом, но они создали высокую культуру и оказали влияние на мировые цивилизационные процессы.

В русском языке много слов греческого происхождения, например слова «театр»,  «кино», «школа»,  «тетрадь», названия большинства изучаемых вами предметов, например «история», «география», а также имена, обладателями которых мы с вами являемся, тоже греческого происхождения: Лариса, Марина, Александр, Дмитрий и др.

- Так что же такое Греция?

- Запишем в тетради определение. (Греция – страна на юге Европы, расположенная на Балканском полуострове)

- А кто мне скажет как греки называли свою страну на греческом языке (Эллада – название Греции на греческом языке)

- Таким образом, эллины – название греков, происходит от имени царя Эллина, которого греки считали своим родоначальником.

в) работа с картой

        Более трёх с половиной тысяч лет назад в Европе, на юге Балканского полуострова, жили греческие племена. Значительную часть Греции – страны, которую они населяли, покрывают крутые и обрывистые горы. Они делят Грецию на изолированные друг от друга области. Больших и полноводных рек в Греции нет. Со всех сторон, кроме северной, её омывают моря.        

1)Важнейшая природная особенность Греции состоит в том, что с запада, востока и юга она окружена морем, с востока – Эгейское, с запада – Ионическое, с юга – Критское. На морях много островов (о. Эвбея, о. Делос. О. Саламин), самый крупный из них – остров Крит. В жизни древних греков, море играло громадную роль. Во многих местах побережья море глубоко вдаётся в сушу, образуя заливы и удобные бухты. Еще, будучи детьми, греки учились плавать, грести, ставить парус. Греков считали морским народом, умеющим строить корабли. В древности греки плавали вдоль берегов, избегая выходить в открытое море. На это были причины: во-первых, штормы и бури были опасны для деревянных судов; во-вторых, без компаса, который был известен только китайцам, легко было заблудиться; в – третьих, постоянно нужно было пополнять запасы воды и продовольствия.

2) Другая важная особенность природы Греции состоит в том, что это горная страна. Горы покрывают значительную часть Греции, поэтому земель, пригодных для хлебопашества и пастбищ, здесь немного. Горные хребты пересекают страну вдоль и поперёк. Самая высокая гора – Олимп. Как и всякая страна, где есть горы, Греция богата полезными ископаемыми. Это медная, железная, серебряная руды, большие запасы хорошей глины, разнообразные породы камня.

Лесов в Греции было мало, каменистые склоны гор были голы или покрыты кустарниками и низкорослыми деревьями с искривлёнными стволами. Такой лес не годился для построек.

3) Третья особенность природы Греции заключается в том, что здесь нет полноводных рек, как Нил, Евфрат или Инд. Когда в марте в горах тают снега, реки переполняются и клокочут. Но уже в мае реки мелеют. А в июле стоит сильная жара до + 40 ˚ (в тени), когда выгорает трава,  склоны гор приобретают желтоватый оттенок.

- Как природа влияла на занятия населения?

- Так какой же вывод мы можем сделать?

Вывод: природа Греции иная, нежели природа стран древнего Востока. Греция – страна горная и морская, поэтому издревле здесь получили  развитие ремёсла, мореплавание, рыболовство, добыча соли из морской воды. Морская торговля. Из-за скудных почв в Греции не хватало хлеба, кормов для скота, вот почему в стране преобладал мелкий рогатый скот и разводили свиней.

Таблица: Особенности природно-климатических условий

Древней Греции.

Особенности

Значение

Извилистое морское побережье

Наличие заливов и бухт, условий для мореплавания

Горный рельеф страны. Недостаточное количество земли для выращивания зерновых культур и пастбищ скоту

Полезные ископаемые( залежи строительного камня, глины и руд различных металлов)Благоприятные условия для разведения винограда и оливок

Отсутствие плодородных речных долин

Отсутствуют внутреннее судоходство и орошение

г) Физкультминутка  

В Древней Греции, перед тем как начать состязания, атлеты проводили разминку, давайте встанем и разомнемся.

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке (шагаем на месте)

Круг почета пробежать (бег на месте),

Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)

Сделать вдох и сделать выдох (вдох-выдох)

Сделать выдох, сделать вдох (выдох-вдох)

Будь атлет всегда готов! (аплодисменты)

2) Изучение второго вопроса плана «Занятия греков»

- Каким занятиям населения благоприятствовала природа Греции?

- Используя  предложенный ниже  текст, попробуйте назвать занятия населения Древней Греции.

Археологические раскопки на о. Крит связаны с именем Артура Эванса (конец XIX в.). Раскопки заняли 30 лет. Их результат – грандиозный Критский дворец. Сложный и запутанный план дворца позволил Эвансу сравнить его с лабиринтом.

Во дворце найдены ванные комнаты, водопровод. В кладовых дворца хранились различные запасы – продовольствие и ремесленные изделия. За эти запасы отвечали специальные чиновники. Сохранились печати, которыми опечатывались складские помещения. Велся учет всего того, что хранилось во дворце. Об этом говорят сохранившиеся глиняные таблички, где записывалась отчетность.

При раскопках были найдены сосуды редкой красоты. Стенки сосудов были украшены изображениями растений и морских животных. Сосуды метр высотой – в них хранились зерно, вино, масло. Глиняные лампы, с помощью которых освещался дворец.

До нашего времени сохранились фрески, где изображены целые флотилии критских кораблей.

Раскопки позволили изучить религию критян. Верховное божество почиталось в образе быка. Религиозные действия совершались чаще всего в пещерах. Культ состоял в принесении богам первинок урожая.

Виноградство, производство шелка, мореплавание, строительство, скотоводство.

3) Изучение третьего вопроса плана «Миф о Тесее и Минотавре»

а) работа с учебником (ученики поочерёдно читают текст учебника «Миф о Тесее и Минотавре»)

б) вопросы к тексту.

- Кто такой Минотавр? (чудовище, имевшее туловище человека и голову быка)

- Кто такой Эгей? (царь Афин)

- А как звали сына царя Эгея? (Тесей)

- Какой подвиг совершил Тесей?

- Напомните мне что такое лабиринт?

- Кто помог Тесею выбраться из лабиринта? (Ариадна- дочь царя Миноса)

- К кому за помощью обратилась девушка? (Дедал - знаменитый мастер, родом из Афин)

- Подумайте, что сказочного в мифе о Тесее и Минотавре?

- В каких случаях можно употребить выражение «нить Ариадны»?

3) Изучение четвертого вопроса плана «Критское царство».

        Более трёх с половиной тысяч лет назад в Европе, в южной части Балканского полуострова, жили греческие племена.

На морях, которые омывают Балканский полуостров, много островов, самый большой из которых – Крит. В Греции в то время существовали независимые города Микены, Тиринф, Пилос, Афины.

Так как главным занятием греков было мореплавание, то можно предположить, что они бывали на близлежащих островах и вступали в отношения с местным населением.

Благодаря раскопкам археологов мы теперь знаем о том, что цари Крита создали сильнейший военный флот и стали властвовать на всем Эгейском море.

Также сто лет назад археологи начали раскопки на острове. Близ древнего города Кносса они раскопали огромный дворец. Как сказочный Лабиринт, дворец имел сотни помещений, коридоров, лестничных подъёмов  и спусков. Окон же было немного: солнечный свет и воздух поступали через световые колодцы – отверстия на крыше. Это спасало от изнуряющей жары летом и холодных ветров зимой. Стены дворца художники украсили росписями. Одна из них изображает игры с быком, почитавшемся на Крите священным животным.

- Обратимся к учебнику, автором дано изображение «Игры с быком», стр.

(Изображение «Световой колодец во дворце на Крите», «Игры с быком»)

 Представим себе эти игры.… В большой двор рядом с помещениями дворца являются сам царь, его вельможи и знатные дамы. Вот мчится по двору, едва касаясь земли разъярённый бык. На его рогах повисла девушка; на спине делает стойку юноша; еще одна девушка, закончив опасную игру, соскочила на землю. Наверно, зрители восхищались мастерством и мужеством смельчаков, рисковавших жизнью!

 Но в 15 веке до н.э. на острове Фера, близ северных берегов Крита, произошло землетрясение и извержение вулкана. Ураганный ветер, чудовищной величины волна и тучи пепла обрушились на Крит.

Почти все постройки на нём были разрушены, население спаслось бегством. Вскоре после катастрофы на обезлюдевший Крит стали переселяться греки, перенимая культуру и традиции критян.

  1. Закрепление изученного материала.

- Ребята вы сегодня узнали много нового, давайте, проверим, как же вы усвоили материал нашего урока.

  1. Рефлексия

- ''Я'':   как работал? Допускал ли ошибки?

- ''Мы'':   насколько мне помогли одноклассники, учитель, а я – им?

- ''Дело'':   понял ли материал? Узнал ли больше?

  1. Подведение итогов урока.

- Ребята, по какой стране мы сегодня совершили путешествие?

- Что в этом путешествии вам больше всего понравилось?

(Выставление и комментирование  оценок)

  1. Домашнее задание.

§ 24 «Греки и критяне», Миф о Тесее и Минотавре, рисунок к мифу.

Археологические раскопки на о. Крит связаны с именем Артура Эванса (конец XIX в.). Раскопки заняли 30 лет. Их результат – грандиозный Критский дворец. Сложный и запутанный план дворца позволил Эвансу сравнить его с лабиринтом.

Во дворце найдены ванные комнаты, водопровод. В кладовых дворца хранились различные запасы – продовольствие и ремесленные изделия. За эти запасы отвечали специальные чиновники. Сохранились печати, которыми опечатывались складские помещения. Велся учет всего того, что хранилось во дворце. Об этом говорят сохранившиеся глиняные таблички, где записывалась отчетность.

При раскопках были найдены сосуды редкой красоты. Стенки сосудов были украшены изображениями растений и морских животных. Сосуды метр высотой – в них хранились зерно, вино, масло. Глиняные лампы, с помощью которых освещался дворец.

До нашего времени сохранились фрески, где изображены целые флотилии критских кораблей.

Раскопки позволили изучить религию критян. Верховное божество почиталось в образе быка. Религиозные действия совершались чаще всего в пещерах. Культ состоял в принесении богам первинок урожая.

Археологические раскопки на о. Крит связаны с именем Артура Эванса (конец XIX в.). Раскопки заняли 30 лет. Их результат – грандиозный Критский дворец. Сложный и запутанный план дворца позволил Эвансу сравнить его с лабиринтом.

Во дворце найдены ванные комнаты, водопровод. В кладовых дворца хранились различные запасы – продовольствие и ремесленные изделия. За эти запасы отвечали специальные чиновники. Сохранились печати, которыми опечатывались складские помещения. Велся учет всего того, что хранилось во дворце. Об этом говорят сохранившиеся глиняные таблички, где записывалась отчетность.

При раскопках были найдены сосуды редкой красоты. Стенки сосудов были украшены изображениями растений и морских животных. Сосуды метр высотой – в них хранились зерно, вино, масло. Глиняные лампы, с помощью которых освещался дворец.

До нашего времени сохранились фрески, где изображены целые флотилии критских кораблей.

Раскопки позволили изучить религию критян. Верховное божество почиталось в образе быка. Религиозные действия совершались чаще всего в пещерах. Культ состоял в принесении богам первинок урожая.

Особенности

Значение

Извилистое морское побережье

Наличие заливов и бухт, условий для мореплавания

Горный рельеф страны. Недостаточное количество земли для выращивания зерновых культур и пастбищ скоту

Полезные ископаемые( залежи строительного камня, глины и руд различных металлов)Благоприятные условия для разведения винограда и оливок

Отсутствие плодородных речных долин

Отсутствуют внутреннее судоходство и орошение

Особенности

Значение

Извилистое морское побережье

Наличие заливов и бухт, условий для мореплавания

Горный рельеф страны. Недостаточное количество земли для выращивания зерновых культур и пастбищ скоту

Полезные ископаемые( залежи строительного камня, глины и руд различных металлов)Благоприятные условия для разведения винограда и оливок

Отсутствие плодородных речных долин

Отсутствуют внутреннее судоходство и орошение

Особенности

Значение

Извилистое морское побережье

Наличие заливов и бухт, условий для мореплавания

Горный рельеф страны. Недостаточное количество земли для выращивания зерновых культур и пастбищ скоту

Полезные ископаемые( залежи строительного камня, глины и руд различных металлов)Благоприятные условия для разведения винограда и оливок

Отсутствие плодородных речных долин

Отсутствуют внутреннее судоходство и орошение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок. Греки и критяне.

Урок в 5 классе по истории древнего мира с использованием КОЗ....

Материал к уроку истории Древнего мира в 5 классе по теме "Греки и критяне"

Папка содержит красочную презентацию к уроку, конспект урока, карты и рабочий лист с двумя заданиями. На первых слайдах презентации ученики могут проверить свои знания по истории изученных государств ...

Урок истории в 5 классе на тему "Греки и критяне"

Конспект  урока  в 5 классе на основе деятельностного подхода по ФГОС...

разработка урока (в рамках конкурса профессионального мастерства "Компетентностно-ориентированный урок") истории 5 класс на тему "Греки и критяне"

данный урок предусматривает знакомство учащихся с Древнейшей Грецией. При этом применяются разные формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в пара...

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе "Природа Греции. Греки и критяне"

Конспект урока  к начальному знакомству с разделом "Древняя Греция", в соответствии с ФГОС...

Проект урока по истории древнего мира "Древняя Греция. Греки и критяне".

Данный урок по истории представляет собой технологическую карту деятельности учителя и учащихся. Урок соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения....

Презентация к уроку по истории древнего мира "Древняя Греция. Греки и критяне".

Данная презентация составлена к уроку истории древнего мира в 5 классе. Она отражает все задания урока, наглядный материал....