Главные вкладки

    Проект урока по истории древнего мира "Древняя Греция. Греки и критяне".
    проект по истории (5 класс) по теме

    Каширина Ольга Николаевна

    Данный урок по истории представляет собой технологическую карту деятельности учителя и учащихся. Урок соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл drevnyaya_gretsiya._greki_i_krityane.docx43.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Древняя Греция. Греки и критяне. (5 класс)

    Формулирование цели:

    • - изучить местоположение и природные условия Древней Греции;
    • - показать как природные условия влияли на занятия древних греков;
    • - содействовать раскрытию причин отсутствия в Греции единого государства;
    • - создать условия для ознакомления с мифами Древней Греции.

    Формулирование задачи:

    • Овладевать знаниями об истории Древней Греции, а именно о ее местоположении и природных условиях
    • Дать возможность проявить чувства уважения, доброжелательности, терпения
    • Совершенствовать навыки работы в группах, с картой, документом и материалом учебника
    • Развивать рефлексивные умения и навыки.

    Основное содержание темы, термины и понятия

    • Знакомство с Древней Грецией, природными условиями Балканского полуострова и их  влиянием на жизнь и занятия населения
    • Знание исторических  понятий: миф, лабиринт, световые колодцы, Балканский полуостров, Минос, Минотавр, Ариадна, Дедал, Икар
    • Владение навыками работы с картой, умение работать с текстом и выделять главное, делать вывод
    •  Умение формулировать, аргументировать и высказывать мнение в ходе коллективного обсуждения.

    Планируемые результаты

    Предметные результаты

    • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
    • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности

    Личностные результаты

    Проявление творческого отношения к процессу изучения темы.

    • формирование мотивации учения;
    • осознание возможностей самореализации;
    • стремление к совершенствованию;
    • формирование коммуникативной компетенции

    Метапредметные результаты  

    Познавательные результаты

    Умение:

    • владение умением работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять тезисы, формулировать и обосновывать выводы);
    • использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
    • обобщать полученную информацию.

    Регулятивные результаты

    Умение:

    • работать по предложенному учителем плану;
    • выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью;
    • формулировать вопрос по учебному материалу, виду деятельности, в которых возникли затруднения, оценивать данную учебную ситуацию.

    Коммуникативные результаты

    Умение:

    • аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения;
    • адекватно использовать речевые средства, давать оценку своим действиям, оценивать результат;
    • формулировать ответы на вопросы, опираясь на знание текста, свой жизненный, читательский опыт, информацию, полученную на уроке или в сетевом пространстве;
    • согласовывать позиции и находить общее решение учебной ситуации.

     Тип урока: урок открытия новых знаний (Презентация)


                                                                              Технологическая карта урока истории в 5 классе.

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    УУД

    1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

    Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,  создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность

    Организационный момент:

    Учитель:  - Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

    Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я вам  помогу.

    - Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

     Учитель:

    Ребята, мы с вами познакомились с историей многих государств, существовавших в древнем мире. Они дали миру много выдающихся имен и достижений. По описанию угадайте, о какой выдающейся личности идет речь? Презентация (написано на слайде: Хаммурапи, Будда, Конфуций)

    А теперь вспомним достопримечательности тех стран, в которые мы уже совершили путешествие. Назовите достопримечательности и страну, где они созданы.  

    Меняются тетрадями и проверяем (взаимопроверка), ответы показаны на слайде. Учитель: - А вы с этим согласны? - Может у кого-то по-другому?

    Проверка и оценивание на слайде: выставите себе оценки в тетрадь

     

    Обучающиеся желают друг другу добра. Создается рабочая атмосфера, настрой на работу.

    Один учащийся зачитывает информацию, остальные отгадывают и ответ записывают в тетрадь

    Один из учащихся зачитывает ответы про личности, другой про достопримечательности. Отвечают: согласны.

    Ответы учеников записываются в тетрадь: Пирамиды-Египет, Великая китайская стена-Китай, Большой сфинкс-Египет.

    Выставляют оценки в тетради

    Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

    Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение.

    .

     

    2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

    Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

    А как вы думаете, зачем нам нужно изучать историю разных стран?

    Учитель:

    Если отправиться по Средиземному морю на север от Египта, то мы попадем в страну, с историей которой начнем знакомиться сегодня. А чем же она так знаменита? Это государство древнего мира, в котором один раз в четыре года можно было услышать такую радостную весть: “Все в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!”.  Когда-то в этой стране, в 776 г. до н.э. произошло знаменательное событие, которое в 2014 пройдет у нас. Какое это событие? Какое событие произошло у нас, в Курганской обл. в воскресение и понедельник, которое мы так ждали? Олимпиийский огонь — один из символов Олимпийских игр. Этот огонь зажигают в городе проведения Игр во время их открытия, и он горит непрерывно до их окончания.

    О какой стране идет речь? (Греция)

    На основе ответов учащихся на доске начинаем заполнять таблицу ЗХУ графу «знаю».

    1. Знаю

    2.Хочу знать

    3.Узнал

    Определение темы урока - Итак, наша новая тема “Древняя Греция. Греки и критяне.” (слайд   ). Записываем в тетрадь

    Исходя из темы урока, сформулируем цель нашего занятия.

    Учащиеся дают ответ на поставленный вопрос.  Далее каждый учащийся делает вывод, о том зачем это нужно.

    Отвечают: олимпийский огонь

    - Греция

    Записывают ответы в  таблицу, которая есть у каждого на столе, а потом читают вслух (2-3 ученика)

    Самостоятельно формулируют цель урока

     

    Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков.

    Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

    Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

    Целеполагание.

    3. Выявление места и причины затруднения.

    Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.

    Если дети затрудняются в формулировке цели, учитель им помогает, поправляет. Цель урока – изучить местоположение, природные условия Древней Греции, их влияние на занятия древних греков.

    Постановка проблемы:

    Как вы думаете, с чего лучше начать путешествие в Древнюю Грецию? Что надо знать о новой стране в первую очередь? Сформулируем вопросы для заполнения второй части таблицы «хочу знать»

    Ответы учеников:

    - Ученики  делают вывод, формулируют план (вопросы):

    1. географическое положение

    2. климатические и природные условия

    3.население и культура

    Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.

    Регулятивные: коррекция, контроль.

    Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.

     

        4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

    Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

    Рассмотрим местоположение нашей страны. (прием «Помоги соседу»). Работа с картой в учебнике с. 115.

     Покажите на карте. Не забывайте помочь соседу ориентироваться по карте.

    -В какой части света находится Греция?

    - В какой части Европы расположена?

    - На каком п-ове находится Греция?

    - Какими морями омывается: с юга, с запада и востока?

    - На какие части делится Греция?

     Прежде всего нужно чётко знать, где расположена Греция. Необходимо познакомиться с климатом этой страны. Для этого  давайте заслушаем небольшое сообщение, а потом выполним задания. Внимательно слушаем: какой же климат в Древней Греции?

    Прием «верю-не верю»

    -

    Климат в Греции холодный, так как с трех сторон омывается морями.

    -

    В Греции, как и в Египте и Междуречье есть полноводные реки.

    -

    Два месяца в году в Греции льют дожди и реки выходят из берегов. 

    +

    В Греции жаркое засушливое лето и мягкая дождливая зима. 

    +

    В Греции нет полноводных рек.

    +

    Земли, пригодной под пашню, в Греции немного.

    +

    Почти все греческие города стоят у моря.

    Далее учитель: - Я предлагаю вам несколько утверждений, а вы  выберите «верное» или «неверное», полагаясь на то, что уже знаете, отмечая свой вариант в первой колонке таблицы «+» или «-«. Листочки с заданием на партах. Кто не сделал ни одной ошибки?

    Физкультминутка: - Встаньте около стола, крепко возьмитесь за руки и покажите соседям, что вы одно целое, крепкое и защищенное государство.

    Ученики находят территорию Греции, показывают на карте у доски (1-2 человека) и описывают: Греция находится на материке Евразия на юге Балканского п-ва, омывается Ионическим и Эгейским морями, делится на северную, среднюю и южную части.

     

    Слушают сообщение о климате

    Учащиеся выполняют задание, а затем проверяют по слайду

    Проводит Тетюева Даша

    Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.

    Регулятивные: коррекция, контроль.

    Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов, способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

     

    5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

    Учитель предлагает поработать в группах:

    - Сейчас мы с вами будем работать в 4 группах, а для этого я вам напомню правила работы в группах (на слайде):

    - Уважай мнение товарища

    - Терпеливо выслушай товарища

    - Любое мнение ценно

    - В каждой мысли есть доля истины.

    Учитель дает задание: 1 группа «Мудрые совы»

    Я предлагаю вам побыть в роли мудрой совы: самостоятельно прочитайте в учебнике миф «О Тесее и Минотавре» с. 116, найдите мудрые мысли и выполните задание.

    – Дайте краткую характеристику героев мифа о Тесее и Минотавре:

    – напишите основные занятия древних греков (мореплавание, торговля, ремесло);

    – объясните почему море названо Эгейским?

    2 группа «Знатоки»:  самостоятельно прочитайте в учебнике миф «О Тесее и Минотавре» с. 116, найдите мудрые мысли и выполните задание.

    – Восстановите последовательность событий и пронумеруйте их.

    - Что сказочного в мифе о Тесее?

    - Что могло соответствовать исторической действительности?

    3 группа «Археологи»: эта группа будет работать с историческим источником.

    -выпишите основные занятия жителей острова Крит

    - по фрагментам древнегреческой посуды сделайте вывод об уровне развития гончарного ремесла. 

    4 группа «Путешественники»

    Прочитайте миф о Дедале и Икаре с.119 уч.

    - Дайте характеристику героям мифа?

    - Какие знания о далеком прошлом можно почерпнуть из этого мифа?

    - Сделайте вывод: чему нас учит этот миф?

    Помощь учителя в случае затруднения и контроль за работой в группах.

    Защита работы в группах. Заканчиваем  заполнение таблицы 3 столбик «узнал»

    Обучающиеся слушают учителя

    Получают задание от учителя и начинают работать

    Обучающиеся дают характеристику героям мифа:

    • Минотавр – чудовище с головой быка и телом человека;
    • Дедал – мастер, строитель лабиринта;
    • Ариадна – дочь царя Миноса;
    • Эгей – отец Тесея, царь Афин.

    Выписывают основные занятия греков

    Объясняют про море: Царь Эгей бросился с обрыва в это море.

    Восстанавливают последовательность событий

    4

    Гибель царя Эгея

    2

    Решение Тесея отправиться на Крит

    3

    Поединок Тесее с Минотавром

    1

    Уплата Афинами дани царю Миносу

    Обучающие работают с мифом.

    Делают вывод.

    Работают с источником , выписывают занятия древних греков.

    Делают вывод

    Дают характеристику героям мифа

    Делают вывод по мифу

    Выступают с результатами

    Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

    Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.

     Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

     

    1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

     Учитель предлагает  выполнить самостоятельно следующее задание: Я предлагаю в качестве закрепления небольшой тест:

    1.Греция располагалась на юге Балканского полуострова и западном побережье Малой Азии?

    А) да             Б) нет

    2.В мифах о Тесее и Минотавре отразились события борьбы Афин и Критского царства:

    А) да                          Б) нет

    3.Приведите в соответствие:

    А) Минотавр                         1) море

    Б) Эгей                                   2) лабиринт

    В) Ариадна                            3) нить

    4.Сына царя Афин, отправившегося  на Крит, чтобы победить Минотавра звали:

    А) Парис                  Б) Эгей                    В) Тесей

    5.Письменность, возникшая на острове Крит, до сих пор не расшифрована.

    А) да               Б) нет

    Ответы: 1-а,2-а, 3 А-2,Б-1, В-3; 4-в, 5-б

    Ответы на тест и нормы оценки на слайде

    Учащиеся самостоятельно выполняют задания теста  и осуществляют их самопроверку,  сравнивая с эталоном. (Ответы на слайде)

    Познавательные: умение находить нужную информацию.

    Регулятивные: умение решать проблемы.

    Личностные: способность самооценки своих действий.

     

    1. Рефлексия

    Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

    Учитель предлагает каждой группе  придумать 2 ассоциации к каждой букве слова «ГРЕЦИЯ». Подведение итога урока: Что нового вы узнали о Греции?

    Придумывают ассоциации к слову Греция и один обучащийся из группы прикрепляет к доске слова.

    Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

    Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

    Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.

     

    1. Домашнее задание.

    §24, нарисовать рисунок к мифам «О Тесее и Минотавре или «О Дедале и Икаре», ? из рубрики «Подумайте» стр. 120

    Записывают домашнее задание в дневник


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Древнейшая Греция. Греки и критяне.

    Урок истории в 6 классе...

    «ДРЕВНЕЙШАЯ ГРЕЦИЯ. ГРЕКИ И КРИТЯНЕ. МИФОЛОГИЯ»

    ПЛАН -  КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ...

    Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе "Природа Греции. Греки и критяне"

    Конспект урока  к начальному знакомству с разделом "Древняя Греция", в соответствии с ФГОС...

    Презентация к уроку по истории древнего мира "Древняя Греция. Греки и критяне".

    Данная презентация составлена к уроку истории древнего мира в 5 классе. Она отражает все задания урока, наглядный материал....

    Древнейшая Греция. Греки и критяне.

    Работа представлена по гуманитарному направлению. Тема урока – «Древнейшая Греция. Греки и критяне».  Разработка урока представлена в соответствии ФГОС...

    5 класс. Конспект урока "Древнейшая Греция. Греки и критяне"

    План-конспект урока с применением технологии критического мышления....

    Презентация к уроку истории по теме "Древняя Греция.Греки и критяне"

    Презентация к уроку истории в 5 классе по теме "Древняя Греция.Греки и критяне"...