Главные вкладки

    Древнейшая Греция. Греки и критяне.
    методическая разработка по истории (6 класс) по теме

    Кашкарова Елена Геннадьевна

    Урок истории в 6 классе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon prirodnye_usloviya_drevney_grecii.doc55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Природные условия Древней Греции. Греки и критяне.

    Цель: познакомить учащихся с географическими и природными условиями Древней Греции, занятиями ее жителей.

    Задачи:

    - формирование умений и навыков работы с исторической картой, иллюстрациями и текстом учебника, как источниками информации.

    - сравнивать природные условия разных стран,

    -развитие познавательного интереса, мышления, речи.

    Ожидаемые результаты:

    Учащиеся должны представлять особенности крито- микенской цивилизации, уметь назвать основные географические объекты, уметь рассказать о природе Древней Греции, усвоить новые исторические понятия, развивать навыки работы с текстом учебника, учебной картой.

    Форма урока:

    Изучение нового материала с элементами практической работы (комбинированный)

    Оборудование:

    Учебник

    Презентация

    Методические приемы:

    -беседа

    -работа с текстом учебника

    -постановка проблемного задания

    -описание

    -рассказ

                                      План урока.

    1 Оргмомент

    2 Введение в тему

    3 Изучение нового материала

    4 Закрепление.

                       

                                  Ход урока

    Мы продолжаем наше путешествие по древнему миру. 1/3 часть пути вы уже прошли и изучили историю стран Древнего Востока. С сегодняшнего урока вы начинаете знакомство с новой страной – Древней Грецией. Цивилизация, созданная древними греками, сделала огромный вклад  в историю всего человечества. Многие вещи, которые нас окружают, которыми мы пользуемся в повседневно жизни, появились именно благодаря им- грекам.

    Наши имена, науки, названия предметов все это дар, принесенный нам греками.

         Школа

          Тетрадь

          История

          География

          Ботаника

           кино

    Запись темы урока в тетрадь: природные условия Древней Греции. Греки и критяне.

    Сегодня на уроке мы рассмотрим следующие вопросы:

    1 географическое положение и природа Древней Греции

    2 занятия населения

    3 остров Крит

    4 миф о Тесее и Минотавре

    - Давайте попробуем выяснить, что вы знаете о Греции? Какие памятники или произведения искусства вы можете назвать?

    1  Представьте себе, что мы финикийские мореплаватели, которые отправились в далекое плавание. Двигаясь на северо-запад, мы пересекаем Средиземное море и попадаем в Эгейское море. Вокруг него жил народ, который называл себя эллинами, а страну- Элладой. Мы же называем их греками, а страну- Грецией

    Древняя Греция занимала юг Балканского полуострова, соседние острова, а также побережье Малой Азии. Природа разделила Грецию на три части: Северную, Среднюю и Южную. Морские заливы отделяют Южную Грецию или Пелопонесс, от Средней Греции только узкий перешеек связывает их друг с другом. Горные хребты разделяют Среднюю и Северную Грецию. Лишь на побережье между горами и морем расположен узкий Фермопильский проход. Горы делят каждую часть Греции на мелкие области. Из одной области в другую можно было проплыть по морю или пройти по горным тропинкам в Эгейском море много островов. Самый большой – остров Крит. В Северной Греции находится самая высокая гора Греции – Олимп.

    Прежде чем рассмотреть природу Древней Греции, давайте вспомним особенности природы Древнего Востока.(Жаркий климат, обилие солнца, влаги,)

    А теперь давайте попробуем выяснить , какие природные условия окружали жителей Греции.

    -Рассмотрите карту и опишите природные условия Древней Греции.

    Природа Греции очень живописна. Обилие солнца и мягкий климат создают благоприятные условия для жизни и деятельности человека.

    А теперь давайте заполним таблицу:    Природа Греции (откройте карту на стр 111 учебника)

    Море

    Со всех сторон , кроме северной, окружена морем. Много заливов, удобных бухт.

    Горы

    Греция- горная страна. Много полезных ископаемых.

    Почва

    Мало плодородных земель, почвы каменистые и скудные, поэтому полей и пастбищ не хватало.

    Реки

    Нет полноводных рек, реки горные.

     

    Море.  Греция со всех сторон, кроме северной, окружена морем. С запада омывается Ионическим морем с востока – Эгейским. В жизни древних греков море играло огромную роль. Во многих местах побережья, особенно восточного, море глубоко вдается в сушу, образуя заливы и удобные бухты. Еще детьми греки учились плавать, грести, ставить парус, бороться с волнами. Греки были морским народом. Они строили корабли , похожие на большие деревянные лодки и имевшие мачту с парусом.

    Горы.  Греция – горная страна. Горные хребты пересекают ее вдоль и поперек. Самая высокая гора Греции – Олимп расположена на северо-востоке страны. Греки никогда не поднимались на вершину Олимпа, т. к. верили, что там расположены дворцы богов. В горах Греции было очень много полезных ископаемых: руды- железной, медной, серебряной; большие запасы хорошей глины и разнообразные породы строительного камня. Каменистые склоны гор голы и покрыты кустарниками и низкорослыми деревьями с искривленными стволами. Такой лес не годился для построек. Кора и листья кустарников служили пищей для коз и овец. Хвойный лес рос только на севере страны и представлял огромную ценность для населения страны.

    Почва.  В Греции мало плодородных земель, почвы каменистые и скудные, поэтому полей и пастбищ не хватало

    Реки.  В Греции нет полноводных рек, подобных Нилу и Евфрату Тигру. Когда в марте в горах тают снега, реки переполняются водой, бурлят. Подойдешь близко к горной реке- не услышишь собственного голоса. Опасно переправляться через нее и совсем невозможно плыть по ней на лодке. Но уже в марте реки мелеют. А в июле стоит сильная жара – выгорает трава и склоны гор приобретают желтоватый оттенок ищешь горную реку , но где же она? Лишь маленький ручеек по дну русла.

    Постановка проблемного задания:

    В древности греки плавали главным образом вдоль берегов и избегали выходить в открытое море. Почему?

    Причины:

    1 штормы и бури были опасны маленьким деревянным судам

    2 без компаса, который в древности был известен одним китайцам, легко заблудиться.

    3 запасы воды и продовольствия часто приходилось пополнять: корабль имел небольшие размеры и довольно много гребцов.

    2  Вопрос:

    -  Как природа Греции влияла на занятия древних греков?

    - Каким занятиям она благоприятствовала в древности?

    - Почему вы сделали такой вывод?

    В долинах занимались земледелием.

     На склонах гор пасли овец , коз, охотились на кабанов, оленей, лисиц.

    В Греции сама природа заставляла человека овладевать всеми видами хозяйственной деятельности на суше и на море. На побережье занимались рыболовством, ремеслом и торговлей

    Засухи и неплодородные почвы не позволяли выращивать злаки. Основной культурой в Греции стали оливки. Оливковое дерево живет 250 лет и более, а плоды дает только на 16-18 год. Поэтому воины наносили страшный ущерб разведению оливок. Можно представить себе горе и отчаяние крестьян, когда во время военного набега, враги вырубали масличные деревья.

    На склонах холмов в Греции выращивали виноград. Кусты винограда имели длинный стебель, который подпирали жердями. Спелые гроздья винограда срезали и складывали в четырехугольный чан на высоких ножках. Затем греки тщательно мыли ноги и ногами давили виноград. Это был тяжелый труд, и поэтому занимались им мужчины. Выжатый сок стекал по желобкам в подставленные сосуды.

    Вывод: Греция – бедная страна в древности с трудом обеспечивала себя хлебом. В то же время  ее природные условия благоприятствовали развитию ремесел (кузнечного, гончарного, ювелирного)

    3   С конца III тыс. до н. э. на Эгейском море владычествовали цари Крита, которые обладали сильным флотом. Этот остров находился на пересечении морских путей. Этот гористый остров был богат пастбищами и виноградниками.

    Археологи обнаружили на Крите развалины городов и царских дворцов, один из дворцов был особенно велик, высотой в 2, а возможно и в 3 этажа. В центре дворца находился большой двор, вокруг которого располагалось множество помещений разнообразных размеров и форм. Во дворце , как и в сказочном лабиринте было легко заблудиться. Дворец имел бесчисленные коридоры, внезапные повороты, лестничные подъемы и спуски. Стены дворца украшены фресками.

    -Что  такое фреска? Работа с учебником на стр. 113, запись в тетрадь.

    На одной фреске изображены игры с быком, считавшимся священным животным на Крите.

    Рисунок на стр. 115 учебника.

    Простые труженики жили в разбросанных по полям и горам маленьких поселках с кривыми узкими улочками, в убогих глинобитных домиках. На Крите найдены тысячи глиняных табличек с письменами. Надписи обнаружены также на кувшинах для хранения вина, на чашах, на каменных печатях. Все эти надписи пока не разгаданы. Поэтому мы много не знаем о Древнем Крите, даже того , на  каком языке говорили критяне и к какому народу они принадлежали. На Крите существовала уже цивилизация. Ученые назвали ее минойская, по имени легендарного критского царя Миноса, который согласно преданию, был сыном бога Зевса и создал могущественную державу. Греки привозили с Крита разнообразную посуду, утварь из золота, серебра, бронзы, стекла.

    Вопрос: - Как вы думаете, почему на острове Крит не нашли ни одной крепости, а на Балканском полуострове каждый город был окружен крепостной стеной.

    Во-1 – критяне обладали сильным флотом

    Во 2 – было 90 городов, но государство возникло одно, весь остров находился под властью одного царя.

    4  Об отношениях между греками и критянами рассказывают древние сказания – мифы(легенды). На примере мифа «О Тесее и Минотавре», мы попытаемся понять, что является вымыслом, а что реальностью, т. е. попробуем использовать его как исторический источник

    Работа с учебником на стр. 113, чтение по цепочке мифа «О Тесее и Минотавре»

    Фактами может быть то, что -на острове Крит существовало государство, которым правил царь Минос, у него был дворец, в котором был лабиринт,

    -греки платили дань царю Миносу

    -развитие мореплавания, строительство кораблей

    Вымысел или сказочным может быть:

    - чудовище Минотавр, имевшее голову быка и тело человека

    - происхождение названия Эгейского моря.

     В XV в. до н. э. на Крите произошла катастрофа, предполагают, что случилось землетрясение, вызванное извержением вулкана на соседнем острове Фера. Постройки на нем были разрушены, население спасалось бегством. (Рисунок на стр. 117 ) С этого времени начинается упадок минойской цивилизации.

    Ну вот и закончилось наше путешествие.

    - Где мы сегодня побывали?

    - А что вам запомнилось и понравилось больше всего.

    Домашнее задание: $ 24

    Составить меню жителя Греции.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «ДРЕВНЕЙШАЯ ГРЕЦИЯ. ГРЕКИ И КРИТЯНЕ. МИФОЛОГИЯ»

    ПЛАН -  КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ...

    Проект урока по истории древнего мира "Древняя Греция. Греки и критяне".

    Данный урок по истории представляет собой технологическую карту деятельности учителя и учащихся. Урок соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения....

    Презентация к уроку по истории древнего мира "Древняя Греция. Греки и критяне".

    Данная презентация составлена к уроку истории древнего мира в 5 классе. Она отражает все задания урока, наглядный материал....

    Древнейшая Греция. Греки и критяне.

    Работа представлена по гуманитарному направлению. Тема урока – «Древнейшая Греция. Греки и критяне».  Разработка урока представлена в соответствии ФГОС...

    5 класс. Конспект урока "Древнейшая Греция. Греки и критяне"

    План-конспект урока с применением технологии критического мышления....

    Древнейшая Греция. Греки и Критяне

    Географическое и природные условия Древней Греции, население и его основные занятия....


     

    Комментарии

    Фролова Лидия Дмитриевна

    Спасибо за прекрасный материал.На данном уроке учащиеся узнают об особенностях крито- микенской цивилизации, смогут назвать основные географические объекты, сумеют рассказать о природе Древней Греции, усвоить новые исторические понятия, учатся работать с текстом учебника, учебной картой.