Древнейшая Греция. Греки и Критяне
методическая разработка (5 класс) по теме

Береснева Екатерина Сергеевна

Географическое и природные условия Древней Греции, население и его основные занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon drevnyaya_gretsiya.doc235 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Древнейшая Греция. Греки и Критяне» 5 класс

Образовательная цель: Познакомить учащихся с географическими и природными условиями Древней Греции, населением и его основными занятиями, с древнейшим периодом греческой истории. Активизировать известные школьникам знания по истории Древнего востока и Азии. Продолжать формировать у ребят умения читать карту, анализировать ее содержание. Познакомить учащихся с мифами « О Тесее и Минотавре».

Развивающая цель: развитие умения работать с исторической картой, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, сравнивать природные условия разных стран, решать проблемные задачи, развивать умение отвечать на поставленные вопросы по существу. Закреплять умение решать исторические задачи, используя ленту времени.

Воспитательная цель: Подвести учащихся к пониманию роли Древней Греции в мировой культуре, как страны с высокой культурой и древнейшей историей. Пробудить понимание красоты по средствам привлечения внимания учащихся к изображениям на греческих вазах, украшенных сценами из мифологии и повседневной жизни греков.

Учебник: История Древнего мира. 5 класс. А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая.-М.: Просвещение, 2010г

Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедиа-презентация, путевые листы, учебники, карта

Методические приемы: беседа, работа с текстом учебника, постановка проблемного задания, описание, рассказ, заполнение сравнительной таблицы, работа с картой, решение исторических задач.

План урока:

1.Мотивация к учебной деятельности

2. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений в пробном действии

3. Выявление места и причины затруднения

4. Построение проекта выхода из затруднения

5. Реализация построенного проекта

6. Первичное закрепление с комментарием во внешней речи

7. Самостоятельная  работа с самопроверкой по эталону

8. Рефлексия учебной деятельности

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи;

Личностные: осознавать свои эмоции,  вырабатывать желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся.

Девиз урока: «Кто совершил путешествие — тот много может рассказать».

2.Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений в пробном действии

Познавательные: структурирование знаний;

Регулятивные: коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

Учитель: кто может рассказать с историей каких стран мы с вами знакомились на предыдущих уроках? (На предыдущих уроках мы познакомились с вами с историей стран Древнего Востока и Азии).

Учитель: А что мы изучали об этих странах. (Познакомились с их природными условиями, географическим положением, занятиями населения структурой обществ, религиозными верованиями, изобретениями и открытиями, сделанными в древности).

3.Выявление места и причины затруднения

Познавательные: постановка и формулирование проблемы.

 

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в Древнюю страну. Эта небольшая страна дала человечеству театр, скульптуру, архитектуру, живопись, Олимпийские игры.  В русском языке множество слов той страны, например школа, география, арифметика, тетрадь, история.  Это конечно  -  Древнейшая Греция. И поэтому попытайтесь сформулировать тему урока: Древнейшая Греция. Греки и Критяне. (Слайд № 2,3)

4. Построение проекта выхода из затруднения

Регулятивные: целеполагание,  как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Скажите мне, пожалуйста, из каких источников мы можем узнать о жизни  людей в Древней Греции?

(из книги, из интернета, работая с картой, личный опыт …)

Итак, что именно мы должны сегодня изучить? (целеполагание)

1. Месторасположение и природные условия Греции

2. Основные занятия населения

3. Известные личности

4. Соседи Древней Греции

5. Реализация построения проекта

Коммуникативные: Излагать свое мнение, аргументируя его, понимать позицию другого;

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

Регулятивные: выдвигать версии, выбирать средства достижения цели.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие в Древнейшую Грецию на машине времени. Билеты я вам приобрела, (Демонстрация билетов и путевых листов).  К ним еще прилагаются путевые листы, выполняя задания в которых мы будем продвигаться в нашем путешествии и зарабатывать древнегреческие деньги, которые назывались таланты.

Подпишите ваши билеты.

Итак, мы готовы отправиться в путешествие. Представьте что мы с вами финикийские мореплаватели, которые отправляются в далёкое плавание. (Слайд№ 4)  Двигаясь на северо-запад мы пересекаем Средиземное море. Итак, первая наша остановка в путешествии называется порт «Практический» здесь мы познакомимся с географическим положением Греции. А для этого обратимся к карте в  учебниках (стр.117)Работаем самостоятельно.

Вопросы в путевых листах с 1по 11.

Подведем итог.

А теперь обратимся к нашим путевым листам и выполним задание №1 на контурной карте. Проверка выполнения задания. А теперь оцените  свою работу самостоятельно. Здесь 11талантов

Итак, мы справились с этим заданием  и можем продолжить наше путешествие к следующему порту « Познавательный» он познакомит нас с природными условиями Греции и основными занятиями жителей. Рассказ учителя о природных условиях ( слайд № 6 ) 

    1)Важнейшая природная особенность Греции состоит в том, что с запада, востока и юга она окружена морем, с востока – Эгейское, с запада – Ионическое, с юга – Критское. На морях много островов,  самый крупный из них – остров Крит. В жизни древних греков, море играло громадную роль. Греков считали морским народом, умеющим строить корабли.

   2) Другая важная особенность природы Греции состоит в том, что горная страна. Горы покрывают значительную часть Греции, поэтому земель, пригодных для хлебопашества и пастбищ, здесь немного. Самая высокая гора – Олимп. Как и всякая страна, где есть горы, Греция богата полезными ископаемыми. Лесов в Греции было мало, каменистые склоны гор были голы или покрыты кустарниками и низкорослыми деревьями с искривлёнными стволами. Такой лес не годился для построек.

   3) Третья особенность природы Греции заключается в том, что здесь нет полноводных рек, как Нил, Евфрат или Инд. Уже в мае реки мелеют. А в июле стоит сильная жара до + 40 ˚ (в тени), когда выгорает трава, склоны гор приобретают желтоватый оттенок. Эти природные условия во многом повлияли на основные занятия жителей Греции.

Давайте обратимся к рисункам на (слайде № 7)   и предположим чем занимались древние греки.

Ученики:  ремесло, рыбная ловля, хлебопашество, торговля. Пояснения учителя: (Слайд № 8)

Подведем итог. А теперь оцените  свою работу самостоятельно. Здесь 8 талантов.

Ребята, прислушайтесь. Где-то в одном из домов звучит музыка. Зайдём?

Мы видим танцующих. Как красивы и плавны их движения! Давайте присоединимся к ним.

ФИЗМИНУТКА под музыку танца «Сиртаки».

«раз» - левую руку поднять, посмотреть на кончики пальцев;

«два» - правую руку поднять, посмотреть на кончики пальцев,

«три» - левую ногу отставить в сторону,

Четыре – правую приставить.

В другую сторону.

Раз, два – присели, встали

Раз, два – присели, встали

Веселей. Не забывайте про глаза, смотрим на кончики пальцев.

Посмотрели друг друга. Улыбнулись. 

Отдохнув немного, мы продолжаем наше путешествие. 

Учитель: Любая страна интересна не только с точки зрения природы, она славится, прежде всего, людьми. Поэтому мы с вами отправляемся в следующий порт «Мифический». (Слайд№ 9) Но прежде давайте вспомним на основе, каких источников историки изучают прошлое?

Ученики: Письменных и вещественных. Мифы мы отнесем, к каким источникам? Ученики: Письменным.

   Эгейское море усеяно множеством островов. Они находятся так близко друг от друга, что с них видны соседние острова. Самый большой остров – Крит. Этот остров считается частью Европы. В III тыс. до н. э. здесь возникло древнейшее в Европе государство, с историей, которого мы познакомимся, обратившись к мифу « О Тесее и Минотавре».

А теперь мы снова обращаемся к нашим путевым листам. Задание №16 и 17.  Ваша задача - прочитав миф «О Тесее и Минотавре»,  восстановить последовательность событий и ответить на вопрос. Проверка выполнения задания. А теперь оцените  свою работу самостоятельно. Здесь 2 таланта.

Учитель: Кроме письменных ученые изучают историю и по вещественным источникам, поэтому сейчас мы с вами обратимся к результатам археологических исследований на острове Крит и отправимся в порт «Дворец в Кноссе». (Слайд №.  11)

Но в 15 веке до нашей эры на острове Фера близ берегов Крита произошло землетрясение и извержение вулкана. (Слайд № 12) . Ураганный ветер, чудовищной величины волна и тучи пепла обрушились на Крит. Почти все постройки на нём были разрушены, население спаслось бегством. Вскоре после катастрофы на обезлюдевший Крит стали переселяться греки, перенявшие во многом культуру и традиции критян.

6. Первичное закрепление с комментарием во внешней речи

Коммуникативные: умение выражать свои мысли;

  Мы снова обращаемся к нашим путевым листам и выполняем Задание № 4.  Это задание - задача: В 1500 году до нашей эры прекратила свое существование цивилизация Крита. Сколько лет прошло с момента гибели

Критской цивилизации до сегодняшнего дня?

,проверка решения и ответа. Итак, со времени гибели Критской цивилизации прошло 3511лет оцените  свою работу самостоятельно в 1 талант  и мы с вами возвращаемся в наш 2016 год, наше путешествие подошло к концу. (Слайд № 13)    

7.  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Коммуникативные: организовывать работу в паре, самостоятельно вырабатывать решения;

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивать качество и уровень усвоения.

Заполните таблицу. Подведем итог

8. Рефлексия учебной деятельности

Познавательные: умение структурировать знания;

Коммуникативные: умение выражать свои мысли;

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка и осознание учащимися того, что уже усвоено.

В начале урока мы говорили, кто совершил путешествие, тот может много рассказать?

Учитель: По какой стране мы путешествовали сегодня? Ученики: По Древнейшей Греции.   Давайте вернемся к тому что у нас с вами было запланировано (пункты плана) Что вам больше всего запомнилось и понравилось в нашем путешествии? Что вызвало затруднения, какие задания вам показались наиболее сложными? Ответы учеников. Попробуй оценить свою работу на уроке. Все ли задания выполнил или, что-то не получилось? Посчитайте, сколько талантов вы сегодня получили?  Это и есть оценка за урок.

В Новом Завете есть притча о трех рабах, которым хозяин подарил монеты под названием - талант. Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Не скрывай свои таланты, развивай и приумножай. Талант высоко ценится людьми не случайно Он бесценный. Человечество знает немало людей, проявивших свои дарования в сфере науки, техники, искусства, среди них и талантливые учителя, врачи, изобретатели, которые благодаря своему труду помогают развитию общества. На талантливых  держится наша Россия.

Сдайте путевые листы. Спасибо всем за работу.

Виртуальный билет в Древнейшую Грецию

Время  отправления____ч. _____мин.

Путевой лист

Задание №1.  Заполни контурную карту «Древняя Греция»

  1. Обведите территории, на которых  жили греческие племена.
  2. Надпишите названия 3-х частей, на которые делилась Греция.
  3. Надпишите названия морей, которые омывают Грецию.
  4. Надпишите название самого большого острова.

Цифрами на карте обозначены древнейшие города Греции. Напишите их названия.

 Задание №2

Порт практический

ответ

талант

1

Мы  пересекаем Средиземное море и попадаем в какое море?

2

Как назывался народ живший там?

3

Как называлась страна?

4

Как мы называем этот народ сейчас?

5

Как мы называем сейчас эту страну?

6

На каком полуострове поселились древние греки?

7

Какими морями омывается Греция и Балканский полуостров?

8

Есть ли в Греции крупные реки?

9

На какие части условно мы можем разделить Грецию?

10

Найдите  самый крупный остров, как он назывался?

11

Какие крупные города Греции, опираясь на карту, вы можете назвать?

порт « Познавательный»

12

Важнейшая природная особенность Греции состоит в том, что

13

Самая высокая гора Греции

14

Здесь  нет     каких  ?           рек ?

15

Чем  занимались древние греки?

1

2

3

4

5

порт «Мифический»

16

Восстановите последовательность событий и пронумеруйте их

Гибель царя Эгея

Решение Тесея отправиться на Крит

Поединок Тесея с Минотавром

Уплата Афинами дани  царю Миносу

17

Сооружение , построенное Дедалом на Крите?

порт «Дворец в Кноссе»

18

 В 1500 году до нашей эры прекратила свое существование цивилизация Крита. Сколько лет прошло с момента гибели

Критской цивилизации до сегодняшнего дня?

      Задание №3.Решите задачу: В 1500 году до нашей эры прекратила свое существование цивилизация Крита из-за взрыва вулкана на острове Фера.

Сколько лет прошло с момента гибели Критской цивилизации до сегодняшнего дня?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Древнейшая Греция. Греки и критяне.

Урок истории в 6 классе...

«ДРЕВНЕЙШАЯ ГРЕЦИЯ. ГРЕКИ И КРИТЯНЕ. МИФОЛОГИЯ»

ПЛАН -  КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ...

Проект урока по истории древнего мира "Древняя Греция. Греки и критяне".

Данный урок по истории представляет собой технологическую карту деятельности учителя и учащихся. Урок соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения....

Презентация к уроку по истории древнего мира "Древняя Греция. Греки и критяне".

Данная презентация составлена к уроку истории древнего мира в 5 классе. Она отражает все задания урока, наглядный материал....

Древнейшая Греция. Греки и критяне.

Работа представлена по гуманитарному направлению. Тема урока – «Древнейшая Греция. Греки и критяне».  Разработка урока представлена в соответствии ФГОС...

5 класс. Конспект урока "Древнейшая Греция. Греки и критяне"

План-конспект урока с применением технологии критического мышления....