Формирование универсальных учебных действий и ИКТ-компетентности обучающихся
методическая разработка (5 класс) по теме

Учитель истории Бегун Р.В.

ГБОУ СКОШИ № 31, г. Москва

 

Формирование универсальных учебных действий

и ИКТ-компетентности обучающихся

 

Важнейшей задачей современной системы образования является не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться». Без применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) формирование УУД, обозначенных образовательным стандартом, невозможно. Таким образом, информационно-коммуникационные технологии и ИКТ-компетентность становятся фундаментом для формирования УУД в современной школе.

Развитие ИКТ-компетентности учащихся включает в себя становление и развитие учебной (общей и предметной) и общепользовательской ИКТ-компетентности, в том числе: способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику.

На уроках с использованием ИКТ учащиеся не только получают информацию в «чистом виде» от учителя, но и учатся ее добывать, анализировать, осуществлять отбор, что и является составляющими частями информационной компетентности. Формирование ИКТ-компетентности не просто требование времени, а необходимость для любого человека, живущего в условиях информационного общества.

Опыт работы показывает, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы.

Воспитание информационной культуры школьников – задача не только учителя информатики, но и любого учителя-предметника, так как информационная культура сегодня становится составляющей общей культуры человека. На уроках информационные технологии позволяют учащимся по-новому использовать текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uud_i_ikt.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель истории Бегун Р.В.

ГБОУ СКОШИ № 31, г. Москва

Формирование универсальных учебных действий

и ИКТ-компетентности обучающихся

Важнейшей задачей современной системы образования является не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться». Без применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) формирование УУД, обозначенных образовательным стандартом, невозможно. Таким образом, информационно-коммуникационные технологии и ИКТ-компетентность становятся фундаментом для формирования УУД в современной школе.

Развитие ИКТ-компетентности учащихся включает в себя становление и развитие учебной (общей и предметной) и общепользовательской ИКТ-компетентности, в том числе: способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику.

На уроках с использованием ИКТ учащиеся не только получают информацию в «чистом виде» от учителя, но и учатся ее добывать, анализировать, осуществлять отбор, что и является составляющими частями информационной компетентности. Формирование ИКТ-компетентности не просто требование времени, а необходимость для любого человека, живущего в условиях информационного общества.

Опыт работы показывает, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы.

Воспитание информационной культуры школьников – задача не только учителя информатики, но и любого учителя-предметника, так как информационная культура сегодня становится составляющей общей культуры человека. На уроках информационные технологии позволяют учащимся по-новому использовать текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.

Использование ИКТ на уроках способствует эффективному решению таких педагогических проблем, как: развитие коммуникационных компетенций у всех школьников; сближение обучения в школе с повседневной жизнью общества; обогащение формального учебного материала, к которому имеют доступ школьники; включение в содержание образования освоение методов, специфичных для научной деятельности (например, метод проектов), широкое использование моделирования при изучении различных процессов и явлений и, в целом, овладение учащимися информационной компетентностью.

Применение компьютерных технологий в процессе обучения, усвоения учащимися содержания учебного материала имеет много преимуществ. Создаётся возможность доступа к современной, свежей информации. При этом сочетание цвета, музыки, звуковой речи, динамических моделей расширяет возможности разнообразного представления учебной информации, позволяет воздействовать на эмоциональное настроение учащихся, вызывает познавательный интерес и помогает усвоению материала.

С использованием ИКТ по-новому организуется самостоятельная учебная деятельность: учащиеся имеют возможность самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью практических работ разного вида (обучающие, тренировочные, игровые) и тестовых заданий, вести учет результатов. Большинство практических заданий носят игровой характер, что позволяет в интересной форме закрепить знания и умения учащихся. При этом школьник может дополнительно использовать информацию из учебника, учебных пособий и карт, других средств обучения.

Мультимедиа-технологии позволяют не только выстраивать материал в виде последовательного изложения, но и создают возможность перемещения между различными частями курса. Благодаря этому учащиеся могут изучать материал в необходимой для них последовательности, устанавливать индивидуальный темп усвоения материала. Все эти возможности способствуют развитию желания и умения учиться, развивают интерес к предмету. Наблюдения за процессом обучения показали, что на уроках с использованием мультимедийного оборудования, интерактивных досок, мультимедиа-учебников даже «слабые» учащиеся работают более активно, не отвлекаются, заинтересованно выполняют задания.

При использовании ИКТ возрастает мотивация учеников при подготовке докладов и сообщений. Они привыкают работать с лучшими источниками, зачастую самостоятельно сканируя на них прекрасные иллюстрации.

В учебном процессе можно выделить следующие основные формы организации формирования ИКТ-компетентности:

- на уроках информатики с последующим применением сформированных умений в учебном процессе на уроках и во внеурочной деятельности;

- при информатизации традиционных форм учебного процесса, в том числе при участии школьников в процессе информатизации (создание электронных пособий): тесты, виртуальные лаборатории, компьютерные модели, электронные плакаты;

- при работе над проектами и учебными исследованиями: поиск информации, исследования, проектирование, создание ИКТ-проектов, оформление, презентации;

- при включении в учебный процесс элементов дистанционного образования.

Формирование у школьников ИКТ-компетентности требует от учителей использования специальных методов и приемов:

- учитель должен быть настроен на формирование этой компетентности
(т.е. помнить о ней всегда);

- потребуется изменение дидактических целей типовых заданий, которые вы обычно даете своим учащимся (целей будет как минимум две: изучение конкретного учебного материала и формирование ИКТ- компетентности);

- на уроках следует выделять время для самостоятельной работы с текстом с дальнейшим групповым обсуждением;

- формированию ИКТ-компетентности помогает использование активных методов обучения (групповая или командная работа, деловые и ролевые игры и т.д.).

ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативной компетентности и социального взаимодействия. С этой целью используются возможности электронной почты, видеоконференций, чатов, ведение личного дневника (блога), участие в форумах. При этом учитель периодически напоминает учащимся о соблюдении норм информационной культуры, этики и права, о необходимости с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей. Кроме того, возможности электронной почты используются учителями для информационного обмена, проведения тестирования.

При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как: поиск информации; запись информации с помощью различных технических средств; структурирование информации, её организация и систематизация; создание простых медиа-сообщений.

С целью организации дистанционного обучения учителями эффективно используются видеоуроки. Видеоурок представляет собой набор подобранной аудио- и видеоинформации по какой-либо теме или отснятый на видео реальный урок, который методически грамотно учитывает все требования к организации образовательного процесса с точки зрения методики преподавания предмета, психологии, управления процессом обучения, безопасности жизнедеятельности, коммуникативной культуры и т.д. Для повышения наглядности возможно применение компьютерной анимации, в том числе интерактивной.

 Использование интерактивной доски помогает обеспечить устойчивую мотивацию у учащихся к получению знаний, повысить их познавательную активность.  

Методические возможности использования интерактивной доски:

1. Использование доски для демонстрации презентаций, в ходе которой даются различные задания: вставить пропущенное слово, соотнести определение и термин, установить последовательность действий и т.д.

2. При объяснении нового материала – выделение отдельных моментов для привлечения внимания учеников. 

3. Работа с разнообразными источниками наглядно для всего класса (учитель задает вопрос к документу, а ученики выделяют маркером и подчеркивают на доске в тексте источника фрагменты, подтверждающие их ответы).

4. Организация работы с терминами, цифрами, правилами, датами и проведение закрепления или проверки.

5. Применение функций «Перетаскивание» и «Электронное перо» (для создания рукописных текстов, заполнения пропусков в тексте, рисования объектов и т. п.).

6. Использование интерактивной доски в пассивном режиме: для демонстрации компьютерных презентаций, видео, Интернет-ресурсов и т. д.

Таким образом, активное использование ИКТ, компьютерного и цифрового оборудования, современных цифровых образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности, увеличивает возможности для формирования универсальных учебных действий (УУД), позволяет говорить о повышении познавательной активности учащихся, учебной мотивации и, в целом, формировании информационной компетентности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования

Данная программа является частью основной образовательной программы начальной школы, работающей по УМК "Перспективная начальная школа"...

«Формирование универсальных учебных действий как cпособ самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей обучающихся »

Доклад на данную тему актуален в рамках   внедрения ФГОС.Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспеч...

Формирование универсальных учебных действий у обучающихся средствами учебного предмета «Информатика и ИКТ

Переход на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования заставляет задуматься над особенностями и подходами формирования универсальных учебных действий (УУД). Инфо...

ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД) У ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА

Программа по формированию УУД1.  Пояснительная записка2.  Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования3.  Понятие, функции, состав и характ...

Учебно-методическое пособие "Учебный проект как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся"

В методическом пособии представлен опыт учителя физики высшей категории МАОУ лицея № 11 им. В.В. Рассохина города Армавира Мкртычян Елены Георгиевны по формированию универсальных учебных действий в хо...