методические рекомендации по теме "Дискуссия как метод подготоки старшеклассников к ЕГЭ по истории"
учебно-методический материал по истории (11 класс) на тему

Ермакова Татьяна Валерьевна

Краткое обобщение опыта подготовки к сдаче единого государственного экзамена по истории с помощью дискуссии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_teme_diskussiya_kak_metod_podgotovke_k_ege.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №1»

Доклад

«Дискуссия как метод подготовки старшеклассников к ЕГЭ по истории»

Подготовила учитель истории

и обществознания

Ермакова Т.В.

Дискуссия как метод подготовки старшеклассников к ЕГЭ по истории

О едином государственном экзамене по прежнему возникает много различных мнений и споров. Современная школа старается найти различные методы и способы подготовки старшеклассников к сдаче егэ. Проблема экзамена по истории состоит в том, что данный предмет  являются устным предметом и готовить учащихся следует не только отрабатывая тестовые задания по алгоритму вырабатывая запоминание, но развивать навыки исторического описания, анализа и сравнения. Наиболее сложной методической задачей является развитие у школьников развитие познавательных действий, необходимых для выполнения заданий части 2. Она решается в процессе систематической работы по их формированию с помощью различных способов. Универсальным способом, на мой взгляд, для решения данной задачи является применение на уроках истории дискуссий.

Слайд № 2

Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование), публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. 

В методической литературе существует несколько синонимов понятия «дискуссия»: спор, полемика, дебаты, диспут.

Психологи называют спором дискуссию, приобретающую характер межличностного конфликта, где каждый защищает свое «я».

Слайд № 3

Выделяются следующие виды дискуссий:

  • Круглый стол
  • Заседание экспертной группы
  • Форум
  • Симпозиум
  • Дебаты
  • Судебное заседание
  • Мозговой штурм

Наиболее продуктивной, на мой взгляд, и соответственно чаще применяемая дискуссия является работа экспертных групп с использованием исторических источников.

Слайд № 4

 Необходимо выделить критерии отбора тем для дискуссий:

  • соответствие теме или блоку тем
  • научность- не стоит брать ненаучные или абстрактные темы
  • проблемность- должен быть четко выражен вопрос или противоречие

Слайд №5

Результативность дискуссий очевидна. Умения и навыки, вырабатываемые дискуссией соответствуют умениям и навыкам необходимым учащимся для успешного выполнения заданий единого государственного экзамена по истории части С:

  • подготовка к  дискуссия дает возможность заглянуть в учебник, справочные материалы и др., еще раз закрепив материал, прежде чем дать ответ;
  • позволяет самостоятельно добывать и анализировать разноплановую информацию;
  • позволяют сформировать системное видение проблемы;
  • позволяет выделить взаимосвязи событий и явлений, а так же различные аспекты их рассмотрения ;
  • развивает логику критического мышления;
  • развивает умение конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы ;
  • позволяют участникам вырабатывать самостоятельность оценок.

 Слайд №6,7

Для результативности дискуссии я предлагаю примеры рабочих листов для участников дискуссий.

№1

Дискуссион

ный вопрос

Мое

Мнение

Мнение

оппонента

С чем

я согласен

С чем я не согласен

№2

Обсуждаемая проблема

Обзор

мнений

Обзор

фактов

Применение

результатов

Критерии оценивания дискуссии

критерии

1 группа

2 группа

Степень использования рекомендованных источников

В ответе отражено свое отношение к теме

Обоснованность и аргументированность точки зрения и

Умение отвечать на вопросы оппонента, используя доказательства

Памятка для участников дискуссии

1. Прежде, чем выступать, определи четко свою позицию.

2. Внимательно выслушай оппонента.

3. Помни, что доказательством и лучшим способом опровержения являются точные и бесспорные факты.

4. Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов оппонента.

5. Доказывая и опровергая, говори ясно, просто, отчетливо и точно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации " Дидактический материал: "Активные методы обучения как один из путей развития способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Задания творческого характера могут быть использованы для подготовки к олимриадам, интеллектуальным марафонам, во внеклассной деятельности....

Методические рекомендации по развитию ОФП методом круговой тренировки

Программа по «Физическая культура»  предусматривается прохождение раздела «Общефизическая подготовка». Общая физическая подготовка (ОФП) — это процесс, направленный на вс...

Методические рекомендации на тему "Применение методов коммуникативно-деятельностного подхода на уроках русского языка"

Развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения. Поэтому необходимо выстраивать деятельность ребёнка на уроках русского языка как деятельность по пре...

Методические рекомендации: Виды, формы и методы контроля.

Виды, формы и методы контроля.Алгоритм составления справок на основе анализа по различным направлениям деятельности школы и педагогического коллектива....

Методические рекомендации для проведения урока методом правополушарного рисования

Правополушарное рисование – это интенсивный метод обучения рисованию, формированию художественной уверенности и получению доступа к творческим силам мозга....

Профилактическая помощь. Методические рекомендации для школьных учителей "Методы и приемы обучения учащихся младших и старших классов техникам саморегуляции"

Вашему вниманию представлены методические рекомендации для школьных учителей, написанные в рамках профилактики эмоционального выгорания, повышения агрессивности, эмоциональной нестабильности у учащихс...

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования : " Методы организации занятия в творческом объединении "

Образовательный процесс – это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие педагога и воспитанников, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития об...