Как работать на уроке истории
консультация по истории (5 класс) на тему

Пигарева Елена Владиславна

Памятники для уроков истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_rabotat_na_uroke_istorii.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

КАК  РАБОТАТЬ НА УРОКЕ ИСТОРИИ

 

  • На уроке ты должен усвоить материал так, чтобы дома тебе осталось лишь закрепить его в памяти. Слушать учителя – значит работать вместе с ним. Ты должен научиться выделять главное, ставить перед собой проблемы и искать их решение, находить доказательства. Думай, что ты должен, можешь взять для выработки своего мировоззрения.

  • Составить по ходу объяснения учителя план или схему «Как работать над подготовкой домашнего задания».

  • Начни с тетради.
  • Работа с учебником:

  • Ознакомление с содержанием параграфа и заданиями. Прочти названия «фонариков», рассмотри иллюстрации, прочти вопросы и задания.
  •   Выделение главного, достижение понимания содержания:

  1. Из каких составных частей состоит параграф, в чем главная мысль какой части? Найди ответ на вопросы задания учебника.
  2. Осмысли, что можешь взять для своего мировоззрения? Что можно взять из материала для воспитания своего характера? Что это дает для понимания современной эпохи?

Запоминание: выдели опорные ключевые слова, даты, названия, дополни схему, запомни последовательность доказательства, изложения, мысленно дай ответ на проблемы, повтори ход изложения.

Помни! Работая с книгой, нужно активно мыслить – задавать себе вопросы и искать на них ответы!

Как работать с историческими письменными документами

  1. Прочитай название документа. Установи, кто есть автор. Когда и где написан документ? Где издан? Первичные сведения о документе запиши в тетрадь.

  1. Сориентируйся по названию документа, с каким содержанием будешь иметь дело (воспоминание – рассказ о событиях отдельной личности и т.д.; универсал, конституция, устав – законодательный акт, который содержит перечень требований, правил, законов и т.д.; инструкция – перечень обязательных требований для исполнения и т.д. ).

  1. С какой целью работаешь над документом? Какие задания должен выполнить?

  1. Внимательно прочитай текст документа.

  1. Выясни понятия, которые ты не понимаешь, значения отдельных слов. Обрати внимание на комментария, которые сопровождают текст.

  1. Проанализируй, понял ли ты текст документа. Можешь ли выполнить поставленные задания? Ликвидируй причины, которые мешают тебе это сделать: прочитай еще раз документ, но медленно и вслух; сделай карандашом пометки в процессе чтения; обрати внимание на фрагменты текста, которые дают ответы на вопросы или имеют к ним непосредственное отношение.

  1. Выполни поставленное задание ( для образца дают варианты возможных заданий учителя).                      

Задания по работе с документом

  • Определи главную идею содержания документа.

  • Дай характеристику (событиям, личностям, историческим явлениям), о которых идет речь.

  • Выдели из содержания документа главное и запиши в тетрадь.

  • Сделай самостоятельные выводы, касающиеся содержания документа.

  • Учитывая содержание параграфа учебника и документа:
  • дай оценку деятелю или событию;
  • сделай выводы;
  • сопоставь текст и сравни выводы.

  • Составь таблицу по схеме, учитывая текст документа.

  • Законспектируй документ в виде: 
  • Плана;
  • Тезисов;
  • Хронологической таблицы;
  • Отдельных цитат.

  • Сравни документ с содержанием другого письменного источника и установи:
  • Общее;
  • Разное;
  • Противоречие основных положений.

КАК РАБОТАТЬ С КНИГОЙ

  • Прочти тему в тетради, основные вопросы темы.
  • Ознакомься с текстом параграфа, выдели непонятное, внимательно еще раз прочти текст.
  • Найди ответы на основные вопросы темы в параграфе. Изучи и перескажи.
  • Закрепи по вопросам и тексту параграфа в учебнике.
  • При работе с параграфом применяй историческую карту, рисунки, иллюстрации к параграфу, документы, схемы, таблицы.
  • Пользуйся опорным конспектом в тетради, если он составлен в классе.

КАК РАБОТАТЬ С КАРТОЙ

  • Прочти название карты.
  • Изучи легенду карты (условные обозначения).
  • Прочти задание данное тебе.
  • Исследуй обозначения по твоему заданию.
  • Сформулируй ответ.

КАК СОСТАВИТЬ ПРОСТОЙ ПЛАН

  • Прочти внимательно текст.
  • При повторном чтении выделяй главную мысль каждого абзаца или двух абзацев.
  • Кратко ее сформулируй, запиши в тетрадь под номерами.
  • Это и будет простой план.

                         


ПАМЯТКА НА СРАВНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ

СОБЫТИЙ И ЯВЛЕНИЙ

  1. ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ СОБЫТИЕ ИЛИ ЯВЛЕНИЕ, ВЫДЕЛИТЕ ЛИНИИ СРАВНЕНИЯ.

  1. ОПРЕДЕЛИТЕ ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ.

  1. ЕСЛИ ВОЗМОЖНО, ВЫДЕЛИТЕ ЭТАПЫ В ЯВЛЕНИИ, ОПРЕДЕЛИТЕ, ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В ЭТАПАХ, А ЧТО ОСТАЛОСЬ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ.

  1. СДЕЛАЙТЕ ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ ВЫВОДЫ ИЗ ПРОВЕДЕННОГО СРАВНЕНИЯ.

  1. СВОИ ДЕЙСТВИЯ МОЖНО ОФОРМИТЬ В ТЕКСТОВУЮ ТАБЛИЦУ:

ЛИНИИ СРАВНЕНИЯ

ОБЩЕЕ

РАЗЛИЧНОЕ

 

ПАМЯТКА – АЛГОРИТМ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ (РАЗВИТИЮ) УМЕНИЯ ДОКАЗЫВАТЬ

  1. ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ЗАДАНИЕ, УЯСНИТЕ, ЧТО ТРЕБУЕТСЯ ДОКАЗАТЬ.
  2. ОПРЕДЕЛИТЕ ВЫВОД, КОТОРЫЙ БУДЕТЕ ДОКАЗЫВАТЬ.
  3. ОПРЕДЕЛИТЕ ИСТОЧНИК, КАКИМ БУДЕТЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ АРГУМЕНТАЦИИ СВОИХ ВЫВОДОВ.
  4. ВЫДЕЛИТЕ СУЩЕСТВЕННЫЕ ФАКТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ВАШ ВЫВОД, И СИСТЕМАТИЗИРУЙТЕ ИХ.
  5. ЛОГИЧНО ВЫСТРОЙТЕ СВОИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, СВЯЖИТЕ ИХ С ВЫВОДАМИ.
  6. ВЫЯСНИТЕ, ВСЕ ЛИ АРГУМЕНТЫ ИСЧЕРПАНЫ.

КАРТА САМОКОНТРОЛЯ УЧАЩЕГОСЯ

Тема

урока

Момент урока,

вызвавший

интерес

Что

не понравилось

на уроке

Моя активность

Само-

оценка

Предложения

по уроку


 

ТРЕБОВАНИЯ К УЧАЩИМСЯ ПО КОНСПЕКТИРОВАНИЮ

  1. ЗАГЛАВИЯ ВСЕХ ТЕМ ВЫПОЛНЯТЬ ЯРКИМ, ВЫДЕЛЯЮЩИМСЯ ЦВЕТОМ.
  2. ПОДЗАГОЛОВКИ ПОДЧЕРКИВАТЬ.
  3. НА КАЖДОЙ СТРАНИЦЕ СЛЕВА ИЛИ СПРАВА ОСТАВЛЯТЬ СВОБОДНЫЕ ПОЛЯ (ШИРИНА ПОЛЕЙ ДО 1/3 ШИРИНЫ СТРА-НИЦЫ) ДЛЯ ЗАПИСИ ДАТЫ КОНСПЕКТИ-РОВАНИЯ, ЗАМЕТОК ПРЕПОДАВАТЕЛЯ, А ТАКЖЕ ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ПРОРАБОТКИ КОНСПЕКТА.
  4. ВЕСЬ ТЕКСТ РАЗДЕЛЯТЬ НА АБЗАЦЫ. В КАЖДОМ АБЗАЦЕ ДОЛЖНА ЗАКЛЮЧАТЬСЯ ОТДЕЛЬНАЯ МЫСЛЬ. АБЗАЦ ДОЛЖЕН НАЧИНАТЬСЯ С «КРАСНОЙ» СТРОКИ. МЕЖДУ АБЗАЦАМИ ОСТАВЛЯТЬ ЧИСТУЮ СТРОКУ.
  5. ГЛАВНОЕ, КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО КАЖДОЙ ОТДЕЛЬНОЙ МЫСЛИ ВЫДЕЛЯТЬ ПОДЧЕР-КИВАНИЕМ ИЛИ ИНЫМ СПОСОБОМ.
  6. КАЖДЫЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС ПО НЕОБХОДИМОСТИ, А ТЕМУ КАЖДОГО УРОКА ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗАВЕРШИТЬ ОБОБ-ЩЕНИЕМ (ВЫВОДОМ), НАЧИНАЯ СЛОВАМИ: «ИТАК», «ТАКИМ ОБРАЗОМ» ИЛИ «ВЫВОД».
  7. НЕСКОЛЬКО ЛИСТОВ В КОНЦЕ ТЕТРАДИ СЛЕДУЕТ ОТВЕСТИ ДЛЯ СПРАВОЧНОГО МАТЕРИАЛА.

  1. В ТЕТРАДИ ДЛЯ КОНСПЕКТОВ НЕДОПУС-ТИМЫ ПОСТОРОННИЕ ЗАПИСИ, РИСУНКИ, ЧЕРТЕЖИ, НАКЛЕЙКИ И Т.П., НЕ ОТНО-СЯЩИЕСЯ К ИЗУЧАЕМОМУ ПРЕДМЕТУ.
  2. СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ: КОНСПЕКТ В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ ОТРАЖАЕТ ВОЗМОЖНОСТИ, СПОСОБНОСТИ И ДАЖЕ ХАРАКТЕР УЧАЩЕГОСЯ, ЕГО ОТНОШЕНИЕ К ПРЕДМЕТУ ОБУЧЕНИЯ; ОН ЯВЛЯЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО ОТЧЕТНЫМ УЧЕНИЧЕСКИМ ДОКУ-МЕНТОМ, НО И ИСТОЧНИКОМ ЗНАНИЙ, ИНДИВИДУАЛЬНЫМ УЧЕБНИКОМ.

ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

  1. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, В КОТОРЫХ ПРОИСХОДИТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИСТОРИЧЕС-КОЙ ЛИЧНОСТИ.

  1. ЗАДАЧИ, КОТОРЫЕ СТРЕМИТСЯ РЕШИТЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ, МЕТОДЫ ИХ РЕШЕНИЯ.

  1. ИНТЕРЕСЫ КАКОГО КЛАССА ВЫРАЖАЕТ ИСТОРИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ?

  1. ЗНАЧЕНИЕ ЕГО ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВ.

  1. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 ПО РАБОТЕ СО СХЕМАМИ

 ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ

  1. ВНИМАТЕЛЬНО ОЗНАКОМЬСЯ СО СХЕМОЙ ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ.

  1. ПРОЧИТАЙ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ И РАСШИФРУЙ КАЖДЫЙ СИМВОЛ СХЕМЫ.

  1. НА ЧИСТОМ ЛИСТЕ БУМАГИ ВОСПРОИЗВЕДИ СХЕМУ, ПРИ ЭТОМ  ПЕРЕСКАЖИ ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ И ЗАШИФРУЙ ЕГО С ПОМОЩЬЮ СИМВОЛОВ.

  1. ПОВТОРИ МАТЕРИАЛ, КОТОРЫЙ ВЫЗВАЛ ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ПЕРЕСКАЗЕ.

  1. ДОПОЛНИ СХЕМУ НЕОБХОДИМОСТИ, НА ТВОЙ ВЗГЛЯД, СИМВОЛАМИ, ОБОЗНАЧАЮЩИМИ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ И ФАКТЫ.

  1. ПРИ РАБОТЕ СО СХЕМОЙ ОБРАЩАЙСЯ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

ЦЕЛЕСООБРАЗНО СОЧЕТАТЬ РАБОТУ СО СХЕМОЙ ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ И СОСТАВЛЕНИЕМ КРАТКОГО ОПОРНОГО КОНСПЕКТА.

ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ

 ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ РЕЧИ

  1.  СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ, Т.Е. ПРАВИЛЬНОЕ, ГЛУБОКОЕ, ПОЛНОЕ, КОНКРЕТНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ ТЕМЫ.

  1.  ЛОГИЧНОСТЬ: ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ, ЕГО ПРОПОРЦИОНАЛЬ-НОСТЬ, ОБОСНОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ ФАКТАМИ ИЛИ ОБОБЩЕНИЕ ФАКТОВ И ФОРМИРОВАНИЕ ВЫВОДОВ.

  1.  БОГАТСТВО РЕЧИ: ОБРАЗНОЕ И ЯРКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ МЫСЛЕЙ И ЧУВСТВ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ЯЗЫКО-ВЫХ СРЕДСТВ, ВЫБОРА ТОЧНЫХ СЛОВ, ЭПИТЕТОВ.

  1.  ПРАВИЛЬНОСТЬ И ЧИСТОТА РЕЧИ.

  1.  ОВЛАДЕНИЕ СТИЛЕМ ИЗЛОЖЕНИЯ, ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ.

  1.  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕКСИКИ, ПОЗВОЛЯ-ЮЩЕЙ ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ИСТОРИЧЕС-КУЮ ЭПОХУ.

АЛГОРИТМ

 АНАЛИЗА ПОЛИТИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ И ЯВЛЕНИЙ

  1. КАКОВЫ ПРИЧИНЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОБЫТИЯ ИЛИ ЯВЛЕНИЯ?

  1. КТО ЗАИНТЕРЕСОВАН В ДАННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ СОБЫТИИ, ЯВЛЕНИИ?

  1. КАКУЮ ЦЕЛЬ ПРЕСЛЕДОВАЛИ УЧАСТНИКИ СОБЫТИЯ, ЯВЛЕНИЯ?

  1. КАКИМИ СПОСОБАМИ ДОБИВАЛИСЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ?

  1. КАКОВЫ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДАННОГО СОБЫТИЯ, ЯВЛЕНИЯ?

  1. КАК МОЖНО В ЦЕЛОМ ОЦЕНИТЬ ДАННОЕ СОБЫТИЕ, ЯВЛЕНИЕ РАЗВИТИЮ СВОБОДЫ И ДЕМОКРАТИИ?

  1. СПОСОБСТВУЕТ ЛИ ДАННОЕ СОБЫТИЕ, ЯВЛЕНИЕ РАЗВИТИЮ СВОБОДЫ И ДЕМОКРАТИИ?

  1. КАКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ УРОКИ МОЖНО ИЗВЛЕЧЬ ИЗ ДАННОГО СОБЫТИЯ, ЯВЛЕНИЯ?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из личного опыта: Организация просветительно - воспитательной работы на уроках истории и обществознания с целью формирования ценностей здоровья и ЗОЖ.

Программапо пропаганде здорового образа жизниЗдоровье – не все. Но все без здоровья – ничто. (Сократ.)  Основания для разработки программы: ·...

о групповой работе на уроках истории

Особенности групповой работы на уроках истории. Личный опыт применения данной формы работы....

«Приёмы работы на уроках истории и обществознания через использование модульной технологии»

Урок, как одна из основных форм технологического процесса обучения в современной школе, весьма разнообразен. В старшей школе большая роль отводится созданию и организации многополюсной образовательной...

Система работы по формированию общеучебных и специальных умений учащихся в процессе оптимального сочетания разных форм учебной работы на уроках истории

Проблема формирования общеучебных и специальных умений в современных социально-экономических условиях....

Виды самостоятельной работы на уроках истории

В статье предложены виды работ с учебником, документом, картой и другими материалами на уроках истории...

Нестандартные формы работы на уроках истории и во внеклассной работе

Выступление на МО по теме "Нестандартные формы работы на уроках истории и во внеклассной работе(тема по самообразованию)"...