Система работы по формированию общеучебных и специальных умений учащихся в процессе оптимального сочетания разных форм учебной работы на уроках истории
методическая разработка по истории по теме

Проблема формирования общеучебных и специальных умений в современных социально-экономических условиях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение.

С конца XX века происходят фундаментальные перемены в человеческой цивилизации. Наиболее значительные среди них следующие:

  1.   кардинальное повышение роли знаний в современной жизни;

  1.   выход на новый уровень технологического развития вследствии освоения технологий, способных существенно менять природные процессы;

  1.  институционализация глобального информационного пространства, обеспечивающая свободный доступ каждого индивида к накопленному объему информации;

  1.   глобализация мировой экономики, влекущей за собой возможность устойчивого социально- экономического роста в планетарном масштабе, но при этом обостряющая противоречия национальных интересов и создающая потенциальные угрозы, последствия которых могут быть необратимы.

О растущей роли знаний в современном мире говорит появление новых терминов, таких, как информационное общество, глобалицация, экономика знаний и др. Современная парадигма образования ставит задачу добиваться повышения эффективности обучения и воспитания. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года формирует новые социальные требования к системе образования, развивает основные положения образовательной политики: "Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и  соответствия актуальным и  перспективным потребностям личности, общества и государства"- так определена основная задача образования в Концепции.

Данный документ называет базовое звено образования - общеобразовательную школу, " модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обущающихся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей". А также важнейшую задачу воспитания - " формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда".

      Становление демократического государства, курс на гумманизацию и гуманитаризацию образования подняли престиж общественных наук. Гуманитарное образование в первую очередь формирует личность школьника, готовит его жить в меняющемся мире, учит человека современным формам общения, развивает способность осваивать информацию и принимать эффективные решения. Уроки истории должны формировать творческое мышление, способность критически анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников. Учить не столько пассивному запоминанию фактов и их оценок, сколько умению самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений, находить причинно - следственные связи между историческими явлениями, отделять существенное в историческом процессе от второстепенного.

Беспрецедентный динамизм нашего времени, быстрая смена технологий, постоянная потребность в новых знаниях привели к необходимости разработки концепции непрерывного образования, которое сопровождало бы человека всю жизнь и стало бы неотъемлемой частью его образа жизни. Сегодня нельзя быть специалистом, современным человеком, не пополняя постоянно своих знаний. Когда меняется содержание знаний, идет усиленное его приращение, и постоянно растут потребности в конкретных видах знаний, очень остро встал вопрос о том, чему и как учить детей. В настоящее время ни одна страна не удовлетворена своей системой образования. Повсюду она интенсивно формируется. Каждая страна, естественно, решает свои проблемы с учетом сложившихся культурных традиций и экономических возможностей.

Однако в целом можно выделить следующие основные направления нынешних реформ в сфере образования: демократизация, гуманитаризация, фундаментальность, компьютеризация, интеграция.

Определенной эпохе, этапу развития общества соответствуют конкретные задачи образования. Они отражают социальный заказ, который предназначено выполнить школе.

Новые исторические повороты влекут за собой новые идеи, ценности и новые школьные реформы, предполагающие формирование модели «нового человека». Сегодня мы хотим создать такую систему образования, которая:

В полной мере удовлетворяла бы потребности любого гражданина нашей страны в образовании.

Смогла бы эффективно воспроизводить культурный и интеллектуальный потенциал нашего общества, обеспечивая передачу знаний, умений от поколения к поколению, давала бы возможность неуклонно наращивать этот потенциал, обеспечивая развитие страны и ее перспективы.

       Глава 1.

Тема исследования: « Система работы по формированию общеучебных и специальных                 умений учащихся в процессе оптимального сочетания разных форм учебной работы на          уроках истории»

Актуальность исследования. Учение процесс подчас малоприятный и малоинтересный, но высокие цели, увлекательное содержание и широкий набор эффективных способов учебной деятельности радикально его меняют. Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний и необходимости подъема уровня образования, а также огромный потенциал совершенствования качества образования скрытый в целенаправленном формировании  и развитии общеучебных умений и навыков, побудили обратиться к этому уже классическому мотиву дидактики как приоритету образовательного процесса.

Проблема формирования общеучебных и специальных умений в современных социально-экономических условиях является одной из наиболее актуальных для педагогической науки. В трудах Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, И.П. Иванова и многих других известных педагогов-новаторов можно найти методические разработки по означенной проблеме.

В настоящее время как никогда выросла потребность в специалистах, способных к творческому решению конкретных задач, повысились требования к их профессиональной компетентности. Обществу нужна творческая созидательная личность, следовательно, мы должны научить детей созидать и творить. Это невозможно сделать, если у детей низкий уровень владения общеучебными и специальными навыками. Включая учеников в активную работу, используя при этом разнообразные формы, методы учебной деятельности, учитель имеет возможность значительно расширить учебно-воспитательные  возможности урока. Известен афоризм: «Образование есть то, что остается после того, как будет забыто все, что было выучено». Те или иные конкретные события, определения, даты со временем могут подвергнуться забвению, но общий способ овладения и пользования этими знаниями, общими логическими приемами наблюдения, исследования, анализа, сравнения, обобщения есть приобретение учащихся, отличное от самих знаний, более устойчивое, чем знания, и оно играет не последнюю роль в развитии познавательных способностей человека с одной стороны, и в становлении мировоззрения с другой. Считаю, что выбранная тема актуальна и имеет практическую направленность, могу поделиться наработками в данном направлении с коллегами, опыт может быть использован в работе молодыми учителями.

Противоречие: сегодня мощь государства определяется, прежде всего, количеством высоко квалифицированных специалистов, творчески относящихся к своему делу, способных своим личным трудом содействовать успешному развитию техники, науки, искусства. И если говорить о будущем потенциале страны, то он во многом зависит от того, сможет ли школа подготовить грамотных, готовых к непрерывному образованию личностей. Таким образом, противоречие заключается в том, что существует потребность в высоком уровне подготовленности учащихся к адаптации в новом информационном обществе, тогда как многие учащиеся находятся на низком или среднем уровне учебной деятельности.

                                     Проблема  заключается в необходимости повышения эффективности обучения через совершенствование форм учебной деятельности для формирования учебных умений и навыков.

Цель: поиск и разработка эффективных форм, оптимального их сочетания для формирования общеучебных и специальных умений и навыков, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий, обеспечивающих результативность данного процесса.

Объект исследования: процесс организации учебной деятельности учащихся на уроках истории по формированию общеучебных и специальных умений.

Предмет исследования: сочетание форм учебной работы для формирования учебных умений и навыков, поиск методов для достижения желаемого результата.

Гипотеза исследования: предполагаю, что процесс формирования учебных и специальных умений будет проходить более эффективно, если оптимально сочетать разные формы учебной работы на уроке, создавать педагогические условия для активной учебно-познавательной деятельности.

Задачи исследования:

  1. Изучить научную и методическую литературу.
  2. Разработать критерии оценки сформированности учебных умений и навыков.
  3. Разработать и провести уроки экспериментального характера.

Методы исследования: системно структурный анализ, математический, статический и  эмпирический методы ( наблюдение, описание, беседы, тестирование).

Этапы исследования:

1 этап. Поисково-констатирующий.

На первом этапе был проведен теоретический анализ педагогической и специальной литературы по проблеме исследования с целью определения методологической основы. Мною определилась цель, объект, гипотеза исследования. Разработаны критерии оценки уровня сформированности общих и специальных умений, проводилось педагогическое наблюдение за учащимися, что позволило наметить программу ее экспериментальной проверки.

2 этап. Формирующий.

Проведено теоретическое обоснование предмета исследования. Работа проводилась в условиях образовательного процесса, проанализирован, систематизирован, обобщен материал, уточнена гипотеза, проводилось тестирование по выявлению качества знаний, обучаемости, уровня сформированности общих и предметных умений.

3 этап. Контрольный.

Сформированы и внедрены в практику система заданий по предмету, осуществлено литературное и графическое оформление работы.

Практическая значимость: возможное использование рекомендаций и предложенной системы коллегами, начинающими учителями для организации целенаправленного процесса взаимодействия, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений, навыков, осуществляется воспитание и развитие обущающихся.

Теоретические аспекты системы работы по формированию общеучебных и специальных умений и навыков средствами уроков истории.

Еще недавно конечной целью школьного образования был выпускник, овладевший знаниями, учебными навыками в пределах программы. Обращение к психологии, новые интегрированные подходы позволили шире и глубже исследовать учебную деятельность школьников. Современные психологи, дидакты, методисты заявляют о необходимости формирования способностей у школьников, делая акцент на самообразование и самоконтроль в процессе социализации. Приоритетным рассматривается овладение оперативными интеллектуальными общеучебными  умениями, а не приобретение знаний как таковых. Способность учащихся трансформировать, осуществлять перенос знаний в новых условиях в большей мере и определяют значение нового понятия «компетентность», появившееся в школах с началом модернизации. Становление и развитие компетентной в различных видах деятельности личности рассматривается целью образовательного процесса в средней школе.

Обучение по своей природе и по особенностям организации процесс достаточно сложный. С одной стороны он предлагает вооружение учащихся суммой действенных знаний, т.е. знаний легко и созидательно применяемых в любой ситуации.

Параллельно с этим и во взаимосвязи с ним идет другой, не менее важный процесс формирования приемов учебного труда, определенных умений, дающих возможность учащимся усваивать знания легко и, более того, приобретать их самостоятельно. Вот почему некорректно ставить вопрос какая из этих составляющих обучения более  важна. Фонд действенных знаний – это как бы материал для формирования учебных умений; вместе с тем сформированные умения дают возможность пополнять этот фонд новыми знаниями. Современный идеал образованности понимается как жизнеспособная личность. Можно выделить следующие параметры жизнедеятельности личности в современном мире:

  1. Обладание достаточно развитым интеллектом для овладения социально приемлемым и эффективными способностями поведения в окружающей среде.
  2. Готовность и способность к деятельности в условиях неопределенности и нестабильности.
  3. Наличие информационной культуры как умения ориентироваться в информационных потоках: отбирать, обрабатывать, хранить и продуктивно использовать информацию.
  4. Умение найти социально приемлемые способы самореализации в условиях социального и экономического неравенства.
  5. Готовность и способность сочетать собственные интересы с интересами окружающих, социальной, культурной и природной сферы.
  6. Психологическая, физическая и социальная устойчивость.
  7. Нацеленность на постоянное изменение.

Все это предполагает не только владение суммой навыков и умений, но и наличие методологически гибкого интеллекта, способность к позитивной коммуникации на межличностном, межкультурном и межгосударственном уровнях, сформированность установки на социальную ответственность человека перед собой, обществом, культурной средой.

Проблема формирования у учащихся умений учиться является одной из главных, от решения которой во многом зависит совершенствование всего учебно-воспитательного процесса, направленного на всестороннее развитие личности, на подготовку школьников к труду. Сформированность умений создает предпосылку для полного применения выпускниками школ своих творческих сил, способностей и дарований.

Существует две категории учебных умений:

 Общие – это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, основанных на каком-либо правиле (знании) и использовании их соответствующим образом в процессе решения определенных задач. Общими условиями, обеспечивающими наибольшую эффективность становления и развития умений являются:

а) понимание обобщенного правила;

б) формирование образа ситуации, в которой выполняется требуемое действие;

в) обратная связь (информация) об успешности выполнения действия в процессе решения новых задач.

Специальные умения – предметные умения, которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины. Общие учебные умения являются фундаментом, на котором вырабатываются специальные умения. М.М. Поташник выделяет четыре группы общих умений:

- учебно-организационные умения

- учебно-интеллектуальные умения

- поисково-информационные умения

- учебно-познавательные умения

Рассмотрим их в том порядке, в каком они названы выше.

Учебно-организационные умения: без умения организовывать себя в учебном процессе вряд ли можно рассчитывать на серьезные успехи в овладении знаниями. Вот почему так важны учебно-организационные умения. Многие из них закладываются еще на начальной стадии образования. К ним в частности относятся такие умения:

- организовать свое рабочее место

- нацелить себя на выполнение поставленной задачи

- осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности

а также вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при решении учебных задач (умении объяснять, оказывать помощь, принимать помощь товарища и т. д.).

Учебно-интеллектуальные умения: (общебиологические умения) это главные и вместе с тем самые трудные умения, поскольку именно они способствуют формированию положительных качеств ума, таких как, его глубина, гибкость, устойчивость, самостоятельность. Два  очень важных умения, с которых начинается перечень этой группы умений, строго говоря, не являются общебиологическими. Но без тщательной отработки сформировать в ученике интеллектуальные умения невозможно. Первое умение – читать в заданном темпе, читать осознанно и выразительно. Второе умение – быстро писать. Еще древнеримский преподаватель ораторского искусства Квинтилиан считал: медлительность вредит живости ума. Идея Квинтилиана понятна – медленно пишуший ученик медленно выполняет упражнение, медленно думает, его мозг станет ленивым. Далее идут умения, связанные с особенностями мыслительной деятельности ребенка, отражающие сложный процесс ее развития. Уровень интеллектуального развития ребенка определяется главным образом степенью сформированности следующих умений:

- анализировать учебный или любой другой материал;

- сравнивать объекты, факты, явления;

- обобщать, делать резюме;

- абстрагировать;

- выделять главное;

- синтезировать материал;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между ними;

- писать сочинение на заданную тему;

Пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка).

Поисково-информационные умения. Овладение знаниями в любой их области в значительной мере связано с умениями пользоваться источниками информации, способствующие пополнению знаний. К ним относятся умения:

- пользоваться каталогом;

- пользоваться словарями, энциклопедиями, справочниками, оглавлениями, комментариями;

- составлять картотеку

- пользоваться печатными и техническими средствами массовой информации (аудиозаписи, телевидение, учебное видео-кино, компьютерная техника и т. п.).

- составлять план, тезисы, конспект, реферат.

Учебно-познавательные умения:

  1. Умение составить план ответа.
  2. Участвовать в дискуссии, вести полемику.
  3. Высказывать свое мнение, задавать уточняющие вопросы.
  4. Умение доказывать.
  5. Пользоваться научным языком.
  6. Моделировать.

Критерии оценки общеучебных умений и навыков: обобщенность, осознанность, гибкость и вариативность. Форма выполнения (материальная – реальные действия с предметами, материализованная – с моделями, идеальная – в уме).

Работа  по формированию у учащихся общих учебных умений должна проходить в системе. Слово «система» довольно часто употребляется в педагогической литературе и означает совокупность взаимосвязанных элементов, функционирующая как нечто единое целое. Система работы учителя по формированию у обущающихся умений учиться состоит из следующих взаимосвязанных компонентов: постановка целей, отбор педагогических средств, их применение (собственно ход процесса обучения), оценка хода, результатов процесса обучения и его корректировка. Взаимосвязь компонентов системы обеспечивает развитие репродуктивных и продуктивных умений учиться. Развитие всей системы происходит в соответствии с развитием формируемых качеств. По мере развития умений изменяются цели, педагогические средства (содержание, методы, организационные формы, методы воздействия классного коллектива и учителя, технические средства обучения). Это ведет к изменениям в самом процессе обучения, в контроле за его течением. При переходе умений  на более высокий уровень развития важно, чтобы применяемые педагогические средства были бы соответствующими уровням развития у школьников умений учиться во взаимосвязи с мотивами учебной деятельности. Опыт показывает, что вначале учитель должен овладеть способами формирования у обучающихся умений учиться на отдельном уроке. Однако не связанные между собой уроки малоэффективны. Каждый последующий урок должен закреплять и развивать достигнутые успехи в обучении, развитии и воспитании учащихся. Следующие шаги – овладение учителем системой уроков по теме, разделу, курсу учебного года и возрастным ступеням, связь обучения с внеклассной работой. Рассмотрим, как осуществить на практике систему работы учителя по формированию у учащихся умений во взаимосвязи с мотивами учебных действий. Речь пойдет о последовательности педагогических действий, необходимых для подготовки, проведения и оценки уроков. Эта последовательность включает в себя следующее:

- определить уровни развития у обущающихся умений учиться и мотивов учебных действий;

- осуществить поэлементный анализ содержания учебного материала урока, выделив понятия, правила, законы, теории и прикладные знания, а также основные (межпредметные) и специфичные для данного предмета умения подобрать дополнительный материал, наметить вид познавательной деятельности (репродуктивная, частично-поисковая и поисковая) в которой будет работать каждый из выделенных элементов содержания учебного материала;

- сформулировать цели урока, в том числе  и по формированию умений:

- подобрать методы и организационные формы обучения, методы воздействия классного коллектива и учителя, технические средства обучения;

- оформить разработанный проект обучения в виде поурочного плана или конспекта урока;

- реализовать разработанный план;

- проанализировать ход процесса обучения.

Данная последовательность действий учителя имеет связь с массовым опытом обучения, однако проблема педагогических средств не решена еще до конца. Одним из путей ее дальнейшего решения является комплексный подход к совершенствованию системы работы учителя. При этом представление о целостности системы следует рассматривать в качестве теоретической основы комплексного подхода к учебно-воспитательному процессу и, в частности, к системе работы учителя по формированию у учащихся общих и специальных умений во взаимосвязи с мотивами.

Умения восприятия и осмысливания знаний.(приложение).

Умения и уровни № п/п. Основные умения восприятия  и осмысливания знаний. Репродуктивные умения. Умения воспринимать и осмысливать знания, умения в готовом виде (делить материал на смысловые части, выделить главное, составить план, тезисы, сделать выписки, вести конспект, наблюдать, измерять, делать опыт) по прямому указанию и предписанию учителя. Те же умения воспринимать готовую информацию, но с элементами самостоятельного выбора способов деятельности из ранее известных способов.

Продуктивные умения. Умения частично-поисковой деятельности: умения осуществлять поиск проблемы, пути решения. Умения творческой познавательной деятельности, протекающей на основе изученного материала и широкого привлечения дополнительных источников. Это умения самостоятельно увидеть проблему сформулировать ее, выдвинуть пути доказательства, реализовать разработанный план, сделать вывод и обобщение.

Умения закреплять и применять знания.(приложение).

Уровни № п/п. Основные умения закреплять и применять знания. Репродуктивные умения. Умения отбирать и заучивать учебный материал своими словами и наизусть, строить рассказ по указаниям и инструкциям. Умение выполнять упражнения, наблюдения, опыт, лабораторные работы, решать задачи по готовым образцам и алгаритмам в стандартной ситуации, строить рассказ с элементами самостоятельной группировки учебного материала и привлечения сведений из дополнительных источников.

Продуктивные умения. Умения частично-поисковой познавательной деятельности: конструировать рассказ в различных его вариантах (ответ на зачете, выступление на конференции), используя при этом учебный материал разных предметов и дополнительные источники.

Умения творческой познавательной деятельности, протекающей на основе изученного материала и широкого привлечения дополнительных источников: Умения самостоятельно разрабатывать и применять высокоэффективные варианты рассказа, в том числе и наиболее сложные из них (умение дискутировать, выступать с докладом и сообщениями). Умения творчески применять и разрабатывать оригинальные способы решения задач в самых различных ситуациях.

Основные организационные умения.

Уровни № п/п. основные умения организационные умения. Репродуктивные умения.(приложение).

 Умения планировать, реализовывать план, анализировать результаты свой деятельности, умения планировать необходимый объем учебной работы с учетом режима, чередовать последовательность различных видов труда и отдыха, умение сравнивать результаты выполнения заданий с поставленной целью, выполнять задания в условиях коллективной деятельности.

Продуктивные умения. Умения самостоятельно поставить задачи самообразовательной деятельности, разработать к ним планы, создать необходимые условия для их реализации, выполнить эти планы. Умения критически оценивать достижение поставленных целей и корректировать свою деятельность. Умения видеть в целом проблемы своей деятельности и правильно их формулировать, корректировать ход своей деятельности. Умения трудиться в коллективе, повести его за собой, способствовать его развитию.

К способам определения уровней сформированности у обущающихся умений относятся: целенаправленное наблюдение за учащимися в учебно-воспитательном процессе, анализ их ответов на подобранные учебные вопросы, анализ рабочих тетрадей, контрольных работ, индивидуальные и групповые беседы. К экспериментальному методу определения учителем отношения учащихся к учебным заданиям, соответствующим определенным уровням развития умений учиться, относится организация самостоятельного выбора задания школьником. Другим вариантом является задание ученикам сделать выбор вопросов, которые понравились им больше всего. На основе этого рассматриваются виды мотивов учебных действий (отрицательное отношение, индифферентность, ситуативный интерес, потребность).

Последовательность взаимосвязанных действий учителя, необходимых для подготовки и проведения урока, включает в себя формулировку цели, что осуществляется с учетом общей цели формирования умений, отражающей особенности репродуктивной и продуктивной познавательной деятельности учащихся данного возраста, а также в соответствии с уровнем развития умений и содержанием учебного материала урока.

Поставив цели урока, учитель отбирает средства их реализации. Навыки, которыми должны овладеть школьники на уроках истории, сводятся к следующим элементам:

- знание хронологии, сформированность чувства времени;

- широта и глубина понимания исторических фактов и явлений, понятий;

- владение умениями и навыками описания исторических событий и объектов;

- умение интерпретировать историческую информацию;

- способность критически воспринимать и анализировать исторические явления, понимать процессы в их историческом развитии;

- раскрытие сущности и значения явлений, сопоставление исторических версий и оценок, понимание причинно-следственных связей;

- умение общаться и находить общий язык, формировать собственную оценку.

Наиболее общей целью исторического образования учащихся школ является приобщение школьников к национальным и мировым культурным традициям. Развитие личности учащихся на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Приоритетная цель исторического образования – обеспечить средствами предмета воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориетированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современного российского общества.

Задачи исторического образования вытекают из его целей. Это создание условий  для овладения суммой исторических знаний, необходимых для понимания общественных процессов, ориентироваться в исторических сведениях, понимать и давать объективную оценку историческим событиям в их взаимосвязи. На основе развития эмоциональной сферы личности средствами воздействия на нее исторических образов воспитать уважение и пробудить интерес учащихся к истории и культуре своего и другого народов, сформировать творческое и вместе с тем ответственное отношение к миру, подготовить школьников  к восприятию духовно-нравственных ценностей.

Изучение истории в школе, других общеобразовательных учреждениях – важнейший компонент среднего образования, база для всего гуманитарного образования и основа для формирования самосознания человека. Историческое образование необходимо для социальной памяти человечества, без него нарушается историческая и культурная преемственность, связь времен и поколений.

Историческое образование  - средство приобщения молодежи к достижениям отечественной и мировой культуры, общечеловеческим ценностям, идеалам гуманизма и демократии.

Историческое образование  - неотъемлемое условие воспитания патриотизма и гражданственности.

Историческое образование способствует формированию у школьников собственных ценностных ориентаций и убеждений, знаний и умений, полезных в социальном общении и гражданском поведении.

Сегодня и ученые, и учителя в большей степени заняты вопросом как преподавать (не смотря на то, что актуальными остаются вопросы в программном содержании). В чем заключается подготовка по истории учащихся средней школы? Что и как можно проверять на уроках и экзаменах по данному предмету?

Для ответа на этот вопрос необходимо обратить внимание на особенности исторического знания. С одной стороны оно включает информацию о конкретных событиях, времени, месте, участниках, которая «строго и беспристрастно» фиксируется историками. Это относительно объективная часть исторического знания. С другой стороны в описаниях и попытках объяснения исторических событий их современниками и потомками проявляются особенности субъективного, часто пристрастного отношения. Они связаны с мировоззрением, определенными индивидуальными и общественными ценностями. Отсюда – разные суждения  о причинах и следствиях событий, множественность версий и оценок и т.п. Необходимо учитывать и то, что в отличие от других научных дисциплин история имеет дело не с существующими в данный момент реальными объектами, а с их реконструкцией, значит, всякая информация о прошлом  нуждается в тщательном анализе. Все это предопределяет многообразие знаний и умений, приобретаемых школьниками при изучении истории.

Учитель по-прежнему является носителем, организатором учебно-воспитательной деятельности учащихся, имеющей свои особенности на всех ступенях школы. На уроках вовлекая в учебную деятельность школьников, учитель формирует у них учебные интеллектуальные умения. Между тем, учителя истории постоянно беспокоит вопрос: как построить урок наиболее рационально для развития общих и предметных умений. Обучение истории, как любому другому предмету, предполагает, прежде всего, развитие внимания учеников. Без устойчивого внимания не может быть полноценного образования, основательного усвоения (осмысления и запоминания, а также воспроизведения, применения) исторических знаний. Практика показала, что внимание при правильной организации обучения успешно развивается с 5 класса. Первоначально учитель опирается на естественный интерес учеников к новым, еще мало или совсем не известным фактам далекого прошлого. Но уже на этом этапе обучения школьники приучаются к внимательному изучению и более сложного теоретического материала. Наряду с непроизвольным вниманием воспитывается устойчивое произвольное внимание, особенно в старших классах, связанное с волевыми усилиями и основанное на понимании необходимости, социальной значимости изучения истории. К.Д. Ушинский назвал внимание единственными воротами, через которые знания проникают в сознание человека. Но сам процесс познания осуществляется благодаря восприятию учебного материала. В процессе восприятия исторических событий и явлений развивается наблюдательность учащихся – умение замечать новые черты в общественной жизни, характерные, но иногда малозаметные особенности явлений, предметов, людей. Это позволяет глубже понимать и усваивать учебный исторический материал. Развитие умения воспринимать факты прошлого в исторических образах сочетается с развитием эмоциональной сферы обущающихся.

Ключевой задачей обучения истории является развитие исторического мышления как одной из сторон процесса познавательной деятельности. Мышление складывается из таких мыслительных операций, как анализ и синтез, сравнение и систематизация, абстрагирование и обобщение. С целью развития мыслительных способностей при изучении истории важно ставить учащихся перед необходимостью:

- самостоятельно анализировать учебный исторический материал, находить в нем главное и абстрагироваться от второстепенного;

- правильно локализовать исторические события и явления во времени и пространстве;

- анализируя факты, выделять, сравнивать и обобщать их существенные признаки и связи, прослеживать закономерности общественного развития;

- соотносить исторические факты и теорию между собой, применять теоретические положения для осмысления сущности исторических фактов.

Поскольку историческое мышление часть общего мышления, при обучении истории важно стремиться к развитию таких его качеств, как самостоятельность, критичность, гибкость, доказательность, глубина.

Как правило, основное внимание обычно уделяют развитию понятийного, словесно-логического мышления, а между тем необходимо развивать и их наглядно-образное мышление, при недостаточном развитии которого учащиеся усваивают историю формально, в виде словесных выражений, за которыми не стоят образцы реальной жизни. В обучении истории велика роль развития воображения. Без развитого творческого воображения и образного исторического мышления невозможно повысить уровень творческо-поисковой деятельности учащихся. Развитие мышления и воображения связано с развитием речи учащихся, поскольку в ней словесно материализуются  результаты умственной деятельности.

Важной задачей обучения истории является развитие памяти, так как не владея приемами запоминания, ученики много времени тратят на домашнюю подготовку уроков, что ведет к перегрузке. Главным методическим условием снижения перегрузки и повышения качества знаний является развитие смысловой произвольной памяти путем обучения учащихся рациональным приемам запоминания различного по характеру учебного материала. Таким образом, формирование общих и предметных умений происходит не автоматически, а в деятельности, осуществляемой учениками посредством адекватных приемов, которые в единстве с содержанием оказывают большое воздействие на  развитие учащихся. Умения формируются путем вооружения обучающихся адекватными приемами учебной работы с различными по характеру историческим материалом.

Излагая учебный материал, уже на первых уроках истории учитель начинает знакомить учащихся с наиболее простыми и вместе с тем необходимыми приемами учебной работы. После введения приема начинается период упражнений, до усвоения приема, до превращения его в познавательное умение. Работа по обучению основным приемам проводиться, как правило, в 5-8 классах. Прежде всего, у обущающихся формируются умения устного изложения различного по характеру исторического материала – с различными видами описания, повествования, объяснения. После чего постепенно вводятся в оборот и формируются такие умения, как составление календаря исторических событий, хронологических и синхронистических таблиц, словарей незнакомых слов, кратких (простых) и развернутых (сложных) картинных и смысловых планов, заполнение сравнительно-обобщающих и других текстовых таблиц, вычерчивание и заполнение логических схем, размещение графических обозначений на контурных картах, анализ предложенных иллюстраций, сравнение орудий труда, оружия, других предметов материальной культуры. По мере овладения перечисленными приемами учитель обучает учеников умению применять их не только в воспроизводящей, но и в преобразующей, а затем и в творческо-поисковой деятельности. Сначала в работе с простым, а потом со все более сложным материалом.

Обучение школьников приемам учения непрерывно усложняется. Главное заключается в том, что только при условии постоянного повышения трудности учебной работы происходит эффективное развитие умственных умений и способностей учащихся.

Усложнение учебной работы происходит по нескольким направлениям:

  1. Прежде всего усложняется содержание и увеличивается объем изучаемого материала и печатных источников исторических знаний. Сначала ученики работают с текстом учебника и адаптированными выдержками из повествовательно-описательных документов, затем используют научно-популярную литературу, документы, периодическую печать, справочники.
  2. Постепенно усложняются приемы умственной деятельности. Вначале формируются приемы, требующие преимущественно анализа и синтеза, затем приемы, основанные на анализе, абстрагировании, сравнении, обобщении, конкретизации и других мыслительных действиях с учебным историческим материалом.
  3. Усложняется форма письменных и графических приемов.

Необходимым условием развивающего обучения истории является перенос сформированных приемов из воспроизводящей и преобразующей работы в условия творческо-поисковой деятельности. Обучение приемам учебной работы создает условия для вызревания многих познавательных умений, указанных в учебной программе, с постепенным возрастанием трудности. Понятие «умение» подчеркивает степень овладения приемами учения. Сначала ученики усваивают знания того или иного приема, затем постепенно приобретают умение самостоятельно пользовать этим приемам. Основным признаком умения является способность ученика последовательно применять всю совокупность учебных и умственных действий, составляющих прием, при изучении нового, отличающегося от ранее изученного материала, или при решении незнакомых познавательных вопросов и заданий. Показателем усвоенного приема учебной работы служит его сознательный перенос, т. е. использование приема в решении новых задач.

Умение наступает тогда, когда ученик хорошо овладевает полным набором учебных действий, входящих в состав приема, и научается свободно применять их на новом учебном материале, не задумываясь над их набором и последовательностью. Например, ученикам необходимо использовать сравнительную таблицу для сопоставления двух исторических явлений, каждое из которых  учитель описывает и объясняет устно без сравнения. Ранее,  обучаясь приему, ученики познакомились со структурой и назначением приема, с последовательностью учебных и умственных действий и неоднократно заполняли таблицу по образцу вслед за учителем. Предложенное задание ставит ученика в иные условия: они должны перестроить объясняемый учителем материал (самостоятельно проанализировать, сравнить, выделив критерии сравнения, составить таблицу). Если ученики справляются с работой, можно считать, что умение пользоваться приемом у них в основном сформировано. Последующее применение таблицы на уровнях преобразующей и творческо-поисковой деятельности закрепит умение, сделает его устойчивым.

Ученики усваивают важнейшие мыслительные действия, из которых слагаются приемы и умения внутренней умственной деятельности. Умение усвоено, если учащийся:

Знает область применения навыка, понимает особенности источников исторических знаний.

Знает содержание и последовательность действий, план работы.

Практически пользуется этими действиями в любой учебной ситуации.

Ученик умеет:

Мысленно воссоздавать образы людей, представлять близкие к действительности картины исторических событий и явлений.

Анализировать исторические факты, выделять и обобщать их существенные признаки, определять исторические понятия и оперировать ими.

Сравнивать исторические события и явления, находить в них признаки сходства и различия, общее, особенное, частное.

Находить путем анализа и синтеза, абстракции и обобщения объективные связи и отношения между историческими фактами, прежде всего причинно-следственные связи исторических событий и явлений, на основе этого прослеживать закономерности общественного развития.

Применять теоретические знания для самостоятельного понимания и усвоения фактов прошлого и современности.

Трудности, с которыми учащиеся сталкиваются при подготовке к уроку по истории, очевидны. Прежде всего, это огромное количество учебного материала, подлежащие усвоению. Предполагается, что учащиеся должны усвоить, то есть осмыслить и удержать в памяти несколько десятков понятий различной трудности, десятки дат, множество фактов из истории культуры, десятки имен и фамилий, бесчисленное количество причин, оценок происходящего.

Сформированность общеучебных интеллектуальных умений определят уровень владения учебной деятельностью. Формирование умений данного вида осуществляется как с помощью специальных развивающих заданий (прямым путем), так и посредством текстов учебника, где структурно должны быть заложены виды знаний по истории (факты, представления, причинно-следственные связи, закономерности, мировоззренческие идеи) – это косвенный путь формирования общеучебных интеллектуальных умений. Отбор содержания, учебного материала, приемов мыслительной деятельности, учебной работы, учет познавательных возможностей, интересов учащихся позволяют планировать самостоятельную работу. Научить детей умению самостоятельной работы считаю очень важным, так как конечной целью преобразований, происходящих в российской системе образования, можно считать создание такой модели, которая ориентирована на развитие личности учащегося. При таком подходе одной из ключевых  ценностей становятся формирование творческого и критического мышления, ориентация не столько на знания, сколько на приобретение учащимися опыта самостоятельной работы.

Требования, предъявляемые к самостоятельной работе:

-способствовать реализации целей урока, соответствовать его содержанию;

-быть посильной и доступной, основываться на принципе самостоятельности при выполнении работ;

-строиться в определенной системе с учетом индивидуальных потребностей учащихся, постепенно усложняться, вызывать более высокий уровень воспроизводящей и творческо-поисковой деятельности школьников;

-формировать у обучающихся активность и познавательность, самостоятельность в учебном труде, вырабатывать навыки самоконтроля;

-развивать приемы мыслительной деятельности;

-вырабатывать потребность в самообразовании.

Выполнение самостоятельных работ позволяет формировать многие черты познавательной самостоятельности: стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, найти свой подход к решению новой задачи, определить способы добывания знаний, аргументировано отстаивать собственное мнение. Главное, чтобы содержание выполняемых работ вызывало у учеников адекватную заданию, познавательную самостоятельную деятельность. При этом степень самостоятельности во многом зависит от характера заданий, источников знаний, уровня подготовленности учащихся, способов руководства учителя.

Основные звенья процесса обучения: группы методов (по источнику познания) – живое слово, наглядные методы, методы работы с текстом.

Восприятие исторического материала: активное слушание, составление плана, ведение записи рассказа (лекции) учителя. Выполнение проблемно-познавательных заданий в ходе слушания. Овладение умением излагать исторический материал, давать характеристику исторических явлений. Сообщение нового исторического материала на уроке самими учащимися (доклад, рассказ). Овладение умением рассматривать картину, иллюстрацию, анализировать карту, диаграмму и извлекать из них исторические знания. Участие в беседе по картине, карте и др. Самостоятельное рассмотрение наглядных пособий для извлечения новых знаний. Рассказ учащегося по картине на уроке как способ сообщения нового материала. Проведение учащимися экскурсий в музеях. Работа по тексту учебника, документа под руководством учителя. Овладение умением самостоятельно получать знания из учебника, документа, газет, научно-популярной литературы, художественной литературы.

Глава 2

Исследовательская работа по выявлению уровня сформированности общих и специальных умений учащихся.

На первом, подготовительно-поисковом, этапе осуществлялось изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы, изучалось состояние проблемы формирования общих и предметных умений, составлялась программа, система заданий, определялась методика исследований. На данном этапе были использованы следующие методы исследования: проведены промежуточные итоговые работы, анализ литературы по данной теме, обобщение опыта. На основе анализа промежуточных итоговых работ, наблюдения анкетирования, тестирования, беседы было выделено три уровня сформированности: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень характеризуется глубоким и полным владением умениями и навыками учебной работы. Обучаемые осознанно излагают учебный материал, грамотно и логично строят ответ, знают основные понятия, умеют обобщать, обосновывать ответ. Понимает значение сложных исторических терминов. Способен установить историческую закономерность из фактов и явлений. Ученик умеет планировать свою деятельность по выполнению задания. Способен освоить и преобразовать историческую информацию, извлеченную из источников различных типов.

Средний уровень характеризуется знанием и пониманием основных положений учебного материала. Обучаемые грамотно излагают материал, используя основные компоненты приобретенных ими знаний для описания и характеристики факта, явления, персонажа, но содержание и форма ответа имеет отдельные неточности, не достаточно обоснованны суждения. Причем, обучаемые самостоятельно выбирают действия по образцу, но с трудом переносят их на другие виды деятельности, обобщают и обосновывают с помощью педагога. Ученик способен увидеть и предложить некоторые пути решения поставленной задачи. Различает типы носителей исторической информации, понимает пределы и относительность исторических сведений, содержание в каждом из них. Понимает специфику жанров письменных работ по истории, может представить результат своей деятельности в формах, адекватных заданному.

Низкий уровень характеризуется незнанием основного содержания курса. Обучаемые воспроизводят лишь часть программного материала, не умеют выделять главное и второстепенное, материал излагают неуверенно, конкретность исторического знания отсутствует. Причем, обучаемые воспроизводят действия лишь по образцу с помощью учителя, перенос на другие виды деятельности отсутствует, затрудняются в общении и обосновании. При этом владеют основными понятиями на уровне описания. Обоснование критериев и уровней сформированности общих и предметных умений явилось теоретической предпосылкой исследования формирования умений школьников.

На процесс обучения историческим умениям влияет ряд педагогических условий: содержание знаний, последовательность курса истории, учебное время, отведенное программой, особенности средств обучения, с которыми работают школьники.

На втором этапе – практическом – проводился эксперимент по выявлению уровня умений и навыков. В констатирующей части работы была проведена диагностика исходного уровня сформированности умений по итоговым контрольным работам, текущим проверочным работам, а также работам по итогам четвертей и полугодий.

На третьем этапе – обучающем – проводился анализ результатов, соотнесения их с поставленными целями и задачами, оформление, и описание хода результатов исследования.

Опыт формирования общих и предметных умений учащихся средствами уроков истории.

Чрезвычайно значимым для учебной деятельности является владение учащимися общими и предметными умениями. Приступить к формированию умений без соответствующей подготовки, значит, обречь свою работу на неудачу, необходимы предварительные условия. Такими условиями считаю:

а) материальные условия – это необходимые условия успешного обучения. Прежде всего, это оборудование урока, без которого не может осуществляться нормальное обучение. Это и обстановка, располагающая к занятиям, упорядоченность работы, отсутствие спешки и одновременно потерь драгоценного времени, плотность урока, напряженность работы без лишнего утомления.

б) психологический уровень подготовки: наряду с материальными условиями подготавливается и «умственная почва». Это важнейшее обстоятельство, обеспечивающее формирование и развитие умений. Только на определенном уровне накопления предварительных знаний, навыков и хотя бы простейших умственных операций возможна эффективная работа. Для этого необходимо создать представление об обучаемых объектах, областях науки, подготовит почву для элементарных обобщений.

в) занимательность: Я.И Перельман – основатель жанра научной популяризации в нашей стране, считал занимательность главным средством популяризации науки, помогающим сложные научные истины делать доступными для непосвященного человека.

г) воспитание эмоционально-положительного отношения к учению: не менее важным для привлечения детей к накоплению знаний и расширению круга представлений в изучаемой области является подготовка «нравственной почвы», т.е. создание положительного отношения к учению, создание положительных переживаний, связанных со всем тем, что сопровождает усвоение данного предмета.

д) создание сознательного отношения к учению: это еще один путь для подготовки почвы для формирования умений, что выражается в стремлении и к более глубокому и творческому овладению предметом, в добровольном выборе заданий повышенной трудности и их успешном выполнении.

Наиболее результативной работу по формированию умений считаю в системе развивающего обучения  Д.Б Эльконина и В.В. Давыдова. Развивающее обучение направлено на развитие целостной совокупности всех качеств личности: знаний, умений, навыков, способов умственной деятельности, самоуправляющих механизмов личности, эмоционально-нравственной сферы, деятельностно-практической сферы. При этом важно ориентироваться на зону ближайшего развития, чтобы ученик мог опереться на имеющиеся знания и умения выполнить те задания, которые запланированы учителем. В реализации целей развивающего обучения центральное место отводится познавательной деятельности как процессу систематического усвоения знаний, умений, социального опыта, необходимых для социализации личности. При этом учитываются потребности и реальные возможности учащихся. С помощью определенных приемов, средств, различных форм обучения можно добиться активизации познавательной деятельности школьников. Существенная роль в этом процессе принадлежит умениям как результату овладения способами учебно-познавательной деятельности. В процессе формирования умений можно выделить ряд общих этапов. К их числу относятся:

  1. Показ значения умения и постановка цели овладения ими.
  2. Ознакомление с составом умения, осознание учащимися последовательности выполнения действий.
  3. Показ учителем образца выполнения действий.
  4. Тренировочные упражнения для овладения умениями
  5. Самостоятельное применение умения, его перенос на новый материал и использование для решения новой задачи.

Успех в обучении умениям во многом определяется преемственностью, развитием умений от одного курса истории к другому. Значение учебника для формирования знаний и умений учащихся трудно переоценить, поэтому научить учеников пользоваться учебником и книгой вообще – самая необходимая задача. Учебник относится к вербально-информационным средствам обучения. Он не только обеспечивает усвоение знаний, но и организует самостоятельную учебную деятельность школьников. При работе с текстом возникает необходимость специального обучения учащихся мыслительным операциям анализа и синтеза. Развитию и совершенствованию операций анализа и синтеза во многом способствует работа с текстом:

 - познавательный (главная цель – усвоение)

 - аналитический (главная цель – критика)

 - творческий ( главная цель – созидание нового)

На своих уроках я чаще всего использую познавательный уровень, который включает в себя наиболее распространенные приемы работы с книгой: выделение существенного, смысловая группировка, составление плана, тезисов, конспекта, составление схем, графиков, диаграмм, формулирование выводов, чтение-поиск. На уроках в средних классах использую аналитическое чтение. Этот метод позволяет выявлять принципиально важное для понимания глубоких процессов истории, дети начинают осознавать связь времен, единство законов развития общества – начинается формирование исторического мировоззрения. Интересных текстов в учебнике много, но, ни в коем случае нельзя превращать уроки истории в уроки чтения. Часть текстов, наиболее сложных для восприятия, можно давать лишь в пересказе учителя с фрагментарным, выборочным чтением на уроке. Дети наиболее склонны к подробному пересказу материалов, текстов, так как хорошая механическая память (при несформированности приемов осмысленного запоминания знаний) позволяет им затрачивать минимум усилий для подготовки устного сообщения. Поэтому не следует увлекаться этим достаточно простым видом работы, предоставляя данный вид работы детям, для которых другие формы пока еще, слишком сложны.

Также, мне представляется вполне разумным учить детей приемам составления опорного конспекта к устному ответу. Как подсказывает практика, многие дети вполне успешно используют опорный конспект уже к 8 классу. Используя конспект для подготовки сначала пересказов, потом мини-докладов, сообщений, перенося это умение и на другие предметы. Опорный конспект должен быть предельно краток. Примером обобщенного пересказа можно считать и составление исторических портретов. Уровень самостоятельности детей в этой работе должен возрастать постепенно  и естественно, а если ученики проявят достаточную заинтересованность, можно предложить им эссе, мини-сочинение, описание картины, создание альбомов и другие творческие работы.

Самооценка.

В течение межаттестационного периода я изучила, проанализировала теоретические положения проблемы формирования общеучебных и специальных умений в современных социально-экономических условиях, систему работы отдельных педагогов-новаторов, научную и методическую литературу.

Сопоставив теорию со своей практической деятельностью учителя истории, я пришла к выводу, что без специального конструирования учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, без индивидуальных форм контроля за развитием ученика в ходе овладения знаниями, обучение слабовидящих детей не имеет эффективности.

В перспективе я буду продолжать работу в направлении обновления содержания и конструирования дидактического материала с учетом личностной ориентации, разработки и внедрения новых форм организации урока с ориентацией на наглядный материал для слабовидящих детей.

При дальнейшей работе следует учесть, что необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но и, главным образом, процесса учения, т. е. тех действий, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал.

Через уроки истории развивать потребность учащихся к общению с книгой, формировать умения и навыки восприятия информации.

Именно история и художественная литература должны формировать интересы, взгляды и убеждения, ценностные ориентации молодежи.

Список литературы

А.Г. Колоскова Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе. М. 1984г.

П.В. Гора  Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М. 1990г.

М.В. Короткова, М.Т. Студеникин  Методика обучения истории М.1999г.

Н.А. Лошкарева  Формирование системы общих  учебных умений и навыков школьников. М. 1982г.

Ф.П. Коровкин. Методика обучения истории в средней школе. М. 1987г.

А.И. Раева  Психологические основы управления умственной деятельностью учащихся в процессе обучения. М. 1986г.

Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. М. 2000г.

Н.Ф. Талызина формирование познавательной деятельности младших школьников. М 1988г.

М.В. Короткова, М.Т. Студеникин. Практикум по методике преподавания истории М.1993г.

Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. Как сегодня преподавать историю в школе. М. 1999г.

Короткова М.В. Противоречивые проблемы современного преподавания истории: взгляд методиста. / Преподавание истории в школе. – 1997. - № 1./

Ильин Е.Н. Путь к учебнику. М. 1998г.

Умбражко К. Развитие творческого мышления на уроках истории./ Преподавание истории в школе. – 1996. - № 2/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общеучебных и специальных навыков на уроках географии в процессе изучения тем «Определение географических координат», «Определение расстояний между точками», «Определение абсолютной высоты мест

Формирование общеучебных и специальных навыков на уроках географии в процессе изучения тем «Определение географических координат», «Определение расстояний между точками», «Определение абсолютной высот...

Формирование общеучебных и специальных умений на уроках математики

В условиях внедрения ФГОС  большое значение приобретает формирование УУД ( термин  «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащихся (а также связ...

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ МАЛОЙ ФОРМЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Статья посвящена актуальной теме – подготовке учеников к написанию письменной работы (сочинения) на выпускном экзамене в  8- 9  классах. Автор статьи – практикующий учитель-словесник, поэтом...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛ

Словарная работа в национальной школе в связи с практической ее направленностью имеет свою специфику. Главная цель преподавателей русского языка в национальных школах – научить учащихся практическому ...

Формирование проектно-исследовательских умений учащихся в процессе обучения истории

Описание педагогического опыта по теме: "Формирование проектно-исследовательских умений учащихся в процессе обучения истории".Конкурсное задание "Методический семинар" конкурса "Учитель года"....

Критерии и нормы оценки знаний по разным видам учебной работы по истории и обществознанию

Документ определяет конкретные нормы оценок за письменные устные виды работ по истории. обществознанию...