Разработка урока "Борьба с западными завоевателями"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Русинова Людмила Анатольевна

Разработка урока "Борьба с западными завоевателями"  6 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор разработки урока: Русинова Людмила Анатольевна,

учитель истории и обществознания.

Тема: «Борьба русских земель с западными завоевателями», раздел: «Русь во второй половине XII –XIII веков».

Предмет, класс: История Отечества, 6 класс.

Краткая аннотация к уроку.

Комбинированные уроки являются одной из активных форм организации учебной деятельности обучающихся. Данный тип урока позволяет актуализировать знания и умения учащихся по изученной теме, способствует развитию мотивационной и познавательной сфер у школьников, к получению знаний средствами художественного творчества. Используемые источники информации: наглядность,  мультемидийное представление информации, документы, музыкальные произведения и т.д.

Использование такого типа урока дает возможность создать целостную картину происходящих событий, создать необходимую эмоциональную атмосферу, акцентировать внимание на важнейшие факты и явления исторического процесса, помогает формировать те или иные нравственные качества личности.

На уроке используется технологический прием визуализации информации, направленный на наглядное, образное представление информации. Прием  формирования мыслительных умений.

Представленный урок создан на основе материала истории Отечества, с древнейших времен до начала XVI века, изучаемого учащимися 6 класса.

Основные этапы урока:

1 мин. - Организационный этап.

7 мин. - Контроль и систематизация ранее изученного материала.

5 мин. - Вводно - мотивационный этап.

22 мин.-  Этап усвоения новых знаний.

8 мин. - Этап закрепления и коррекции знаний.

2 мин. - Домашнее задание.

Цель урока:

 Рассказать о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учащихся на полководческий талант Александра Невского.

Задачи урока:

обучающая: познакомить учащихся внешнеполитической обстановкой в Северо – Западной Руси, борьбой новгородцев с западными завоевателями, личностью князя Александра Ярославича, рассказать о целях и тактике ведения боя немецкими рыцарями, тактике невской битвы, выяснить, почему Александр Невский стал национальным героем.

развивающая: развивать навыки работы с исторической картой, умение работать с историческими документами; строить развернутый ответ на вопрос, анализировать происходящие события;

воспитательная: воспитание уважения к героическому прошлому  русского народа,  воспитание патриотического чувства.

Тип урока: комбинированный. 

Оборудование: учебник,  документы,  мультимедийный проектор, анимационная карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII веке», «Схема Невской битвы», «Схема сражения на Чудском озере», картина Л.М. Гольдберга   «Александр Невский», стихотворение К. Симонова «Ледовое побоище»,  карточки с заданиями, программированные задания, презентация, фрагмент из кинофильма С.М. Эйзенштейна «Александр Невский», кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский», интерактивный тест «Ледовое побоище»

Основные понятия: (на доске) рыцарский орден, крестовый поход, фланг.

Важнейшие даты: (на доске)15 июля 1240 г. – Невская битва.

5 апреля 1242 г. – битва на Чудском озере (Ледовое побоище).

Выдающиеся личности: (на доске) Александр Ярославович (Невский).

Опережающее задание: подготовить небольшую презентацию(1) об Александре Невском,  сообщение об ордене Александра Невского(1).

План изучения новой темы: (на доске)

  1. Походы шведов.
  2. Невская битва.
  3. Александр Невский.
  4. Походы крестоносцев.
  5. Ледовое побоище.

Ход урока

I. Организационный момент.

(Каждый ученик получает раздаточный материал к уроку).

II. Проверка домашнего задания.

1.Ребята, давайте с вами вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? (Нашествие монголо-татар на Русь). Вы получили задание на дом, готовились, и сейчас мы проверим, как вы усвоили пройденное. Проведём игру “Да -Нет”.

Вопросы для игры: 

  1. В начале XIII века на курултае Темучин был провозглашен правителем монгольского государства и принял имя Чингизхана – Великого хана? (Да)
  2. Поставил ли он задачу перед монголами завоевать весь мир? (Да)
  3. 31 мая 1223 года на берегу реки Калки русские рати дрались решительно и храбро и одержали победу над монголо-татарами? (Нет)
  4. Войско Батыя в 1237 году вторглось в Рязанскую землю и через шесть дней Рязань была взята? (Да)
  5. Москва и Коломна не были захвачены отрядами Батыя? (Нет)
  6. Жители Торжка подожгли склады с зерном, монголы так и не смогли пополнить хлебные запасы? (Да)
  7. Александр Ярославович назвал Козельск “злым городом”? (Нет)
  8. Монгольская армия совершила поход на Новгород и взяла его? (Нет)
  9. Ожесточенная борьба русского народа ослабила силы захватчиков, и они не смогли выполнить задачу покорения всей Европы? (Да)

2.Решение теста.

Борьба с западными завоевателями\тест нашествие с Востока.docx

Взаимопроверка (в парах). По итогам выполнения задания каждому ученику выставляются оценки:

  • 8-9 правильных ответов – оценка “5”;
  • 6-7 правильных ответов – оценка “4”;
  • 4-5 правильных ответов – оценка “3”;
  • менее 4 правильных ответов – оценка “2”.

III. Актуализация знаний, сообщение новой темы урока.

Введение в тему.

Откройте тетради, запишите тему урока: “Борьба Руси с западными завоевателями”.

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с событиями, произошедшими на северо-западных границах Руси, - вторжением на Русскую землю немецких и шведских рыцарей.

Вам предстоит узнать об одном и величайших полководцев Руси - Александре Невском и победах русского воинства, одержанных под его командованием. “Как разворачивались события, как Русь противостояла врагу, и почему удалось одержать победу в этой нелегкой борьбе?” - вот те вопросы, которые стоят перед нами на сегодняшнем уроке.

Изучение новой темы.

Учитель: (Рассказ сопровождается показом по карте) В  годы владычества монголов единственным свободным городом на Руси оставался Новгород, через который проходил важнейший торговый путь, связывавший север Европы с Русью и странами Востока. Но он привлекал других завоевателей, пытавшихся воспользоваться бедой Русской земли. Получив известия о нашествии монголов на северо-Восточную Русь, шведы решили воспользоваться ослаблением Руси. Для похода на Новгород были собраны значительные силы. Новый поход на Русь поддержали и католические священники, которые хотели обратить русских в католическую веру.

Но не только шведы угрожали русским землям с запада. В конце ХII века римский папа объявил крестовый поход против “язычников” - жителей прибалтийских земель (показать на карте): ливов, эстов и других. На обращение папы откликнулись немецкие феодалы, мечтавшее о завоевании новых земель на востоке. Духовные рыцарские ордена захватили земли Прибалтики и обосновались здесь, заложив крепость Ригу, позже Ревель (Таллин). Ребята, давайте с вами вспомним:

- Кто такие крестоносцы?

Ученик: Участники крестовых походов. 

- Что такое рыцарский орден?

Ученик: Объединение рыцарей- монахов.

- Чем рыцари – члены ордена отличались от обычных рыцарей?

Ученик: Обет безбрачия, служение церкви, подчинение папам, борьба с неверными.

Учитель: Давайте обратимся к материалу учебника на стр. 108 и узнаем о том, как вели себя завоеватели в Прибалтике (работа с учебником).

- С какой целью немецкие рыцари вторглись в Прибалтику?

Ученик: Римский папа объявил поход против язычников.

- Что обещал за этот поход папа Римский?

Ученик: Новые земли, богатство.

- Каковы основные итоги и результаты вторжения немецких рыцарей в данные земли?

 Ученик: Потерпели поражение и вынуждены были умерить свои планы.

Учитель:

А сейчас перенесемся в новгородские земли. Вот малочисленное войско князя Александра Ярославовича, напутствуемое его словами “не в силе Бог, а в правде”, разбивает на Неве морской десант шведского короля, добывая князю доброе имя – Невский. Как это было?

Шведские корабли под командованием Ярла Биргера приплыли в устье реки Невы (далее рассказ сопровождается анимационной картой. )Борьба с западными завоевателями

Историческая справка: Биргер Ярл – полководец (? – 1266), зять короля Швеции Эрика Красивого. С 1248 по 1266 год – правитель Швеции. Возглавил поход против Новгорода с целью помешать торговле Новгорода на Балтийском побережье.

Учитель: Узнав о вторжении шведов, новгородцы немедленно собрали войско, которое возглавил княживший там Александр Ярославович: “Нас не много, а враг силен, но Бог не в силе, а в правде: идите следом за вашим князем”. Его конный отряд двинулся навстречу врагу по берегам Волхова и Ладоги. Параллельно ему по Волхову и Ладоге к Неве двинулась новгородская “судовая рать”.

Шведы стали лагерем недалеко от устья реки Ижоры, где на них неожиданно и напал Александр. Сражение началось около 6 утра 15 июля 1240 г. (запись в тетрадь). Конная княжеская дружина громила лагерь шведов, пешее войско отрезало им путь к кораблям. Шведы были опытными воинами и, вероятно, на их стороне было численное преимущество. Однако русские воины проявили недюжинную силу и мужество. В “Житии Александра Невского” мы можем найти описание подвигов русских воинов.

Работа с  учебником: на стр. 109 найдите в тексте пункт Невская битва.

-Найдите в нем строки о воине – дружиннике Гавриле Олексиче (ученики зачитывают). 

Дружинник Гаврило Олесич на коне по мосткам ворвался на корабль и убил шведского воеводу и епископа.

Пройдут столетия, и прямой потомок Гаврилы Алексича вознесёт русское имя на небывалую высоту. Потомком этим будет Александр Сергеевич Пушкин.

Весть о победе разнеслась по всей поверженной Русской земле, и народ воспрял духом. Александр за бой на Неве и получил почетное прозвище “Невский”. Успех русских воинов на долгое время отбил у шведов желание воевать с Русью

Рефлексия.  У вас на партах раздаточный материал. Лист. Приложение 1. Выполнить задание 1.

Борьба с западными завоевателями\pril1.docx

Проверка самостоятельно. Приложение 2.

Борьба с западными завоевателями\pril2 ответ.docx

Историческая справка: Александр Невский

Презентация учащегося.

Борьба с западными завоевателями\Александр Невский Гордеевой Анжелики - копия.pptx

-Ученик читает отрывок из стихотворения К.Симонова. Ледовое побоище.

 В субботу  пятого апреля

 Сырой рассветною порой

 Передовые рассмотрели

 Идущих немцев тёмный строй.

 На шапках – перья птиц весёлых,

 На шлемах – конские хвосты,

 Над ними на древках тяжёлых

 Качались чёрные кресты…

Объяснительная беседа.

  Рассказ учителя.

          Весной 1242 года рыцарское войско появилось в 30 верстах от Новгорода. Опасность угрожала этим краям, уцелевшим от татарского погрома. Александр Невский занялся формированием боеспособной дружины. Воспрянувшие духом новгородцы под его командованием отбили у немцев Изборск,  затем был освобождён Псков.    

Рыцари повсюду отступали, но главное сражение было ещё впереди.

  Встреча русских отрядов и немецких рыцарей произошла на Чудском озере. На одном берегу Чудского озера был разбит лагерь немецких рыцарей, а войско Александра Невского на противоположном берегу озера.  

  Рассказ  о построении войск на льду Чудского озера. 

Борьба с западными завоевателями\Ледовое побоище.avi

  Князь Александр хорошо знал военную тактику Ордена в сражениях. Тяжеловооружённая, в стальных доспехах конница рыцарей строилась клином. Русские называли такое построение «свиньёй». Немецкие воины шли плотными рядами, выставив вперёд щиты. Пробить такое построение было почти невозможно. Они вклинивались в ряды противника и разбивали его.

  Александр знал этот приём и решил перехитрить рыцарей. В центре на берегу озера он поставил не самые лучшие и многочисленные отряды. Зато усилил фланги. Фланг – расположение войск по правой и левой стороне (записывают слово в тетрадь), там находились конные отряды, а впереди войска выдвинул стрелков из луков и самострелов. Позади этих отрядов расположил повозки обоза. К тому же Александр Невский скрыл часть войска за огромным Вороньим камнем, так что немцы не знали численность русских бойцов.  

- 5 апреля 1242 года (записывают в тетрадь) оба войска сошлись на льду Чудского озера.

- Летописцы отмечают высокий боевой дух русских ратников перед решающим сражением как будто у каждого из них в груди билось два сердца.

-Рыцари бросили свою «свинью» в стремительную атаку. Лучники князя нанесли ощутимый урон нападавшим, но центр полков Александра оказался под сильным ударом, и возникла угроза прорыва.    В этот критический момент боя русские фланги взяли орденское войско в мощные «клещи». Враг не устоял и стал отступать. Но весенний лёд не выдержал, стал ломаться под тяжестью рыцарей и рыцари, избиваемые русскими воинами, провалились  в воду.  Оставшиеся  в живых рыцари спасались бегством.

-  Вот как об этом пишет летописец в летописи XV века: «И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 вёрст по льду…»  

 -В сражении погибло до 400 рыцарей и множество рядовых воинов. 50 знатных рыцарей было взято в плен. В исторической хронике Ордена по поводу этого поражения говорилось: «Те, которые находились в войске братьев – рыцарей, были окружены… Братья – рыцари достаточно упорно сопротивлялись, но их одолели».    Полки победителей возвращались на Русь, встречаемые всюду с почётом и радостью.

- Почему битва на Чудском озере названа Ледовым побоищем?

Ученик: Битва проходила на льду Чудского озера. 

Фрагмент из кинофильма  С.М. Эйзенштейна «Александр Невский».

- Постарайтесь запомнить слова Александра Невского, которые он сказал рыцарям

Борьба с западными завоевателями\Sergej_Prokofev_-_Vstavajte_lyudi_russkie_Kantata_Aleksandr_Nevskij_(iPlayer.fm).mp3

Вывод.  Значение победы над немецкими и шведскими рыцарями было огромно. Русские воины спасли русских людей от порабощения, они остановили рыцарей. Вскоре после сражения отправили крестоносцы своих послов в Новгород просить мира. Согласился князь Александр на мир, но рыцарей предупредил: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!»

 - Папа Римский ещё не раз посылал послов с предложением принять католичество и вместе с ним титул короля, но  Александр Невский отверг это предложение, сохранив верность православному вероучению.          

Рефлексия.  У вас на партах раздаточный материал. Лист. Приложение 1. Выполнить задание 2.

Борьба с западными завоевателями\pril1.docx

 Проверка самостоятельно. Приложение 2.

Борьба с западными завоевателями\pril2 ответ.docx

Учитель: Великие победы Александра Невского остались в памяти русского народа. В его честь утверждены русские ордена.

Презентация учащегося.

Борьба с западными завоевателями\Александр Невский Втюриной Наталии.pptx

Работа с учебником.

 - Стр. 113, прочитайте рассказ  из «Повести о житии Александра  Невского»  

 - О каких подвигах, совершенных русскими людьми в битве на Неве, рассказывает летописец?

Ученик:  Летописец рассказывает о Невской битве.

- Какое видение почудилось Пелгусию?

  Ученик: Ратники, станы и укрепления , идущих против Александра.

 - Александр Невский никогда не проявлял горячности, был не только смел, но  осторожен и  умен. Он один из талантливейших  русских полководцев.

V. Закрепление  нового материала.

  Фронтальная работа.

   Задание 1

   У вас на партах раздаточный материал. Лист. Приложение 1. Выполнить задание 3.

Борьба с западными завоевателями\pril1.docx

 Проверка самостоятельно. Приложение 2.

Борьба с западными завоевателями\pril2 ответ.docx

Беседа по вопросам.

- С кем воевали новгородцы в 1242 году?

  Ученик:  С немецкими рыцарями.

- Под каким названием в историю вошла битва с немецкими – рыцарями?  Ученик: Ледовое побоище.

- Где проходило Ледовое побоище?

 Ученик:  На Чудском озере.

- Как построили свои войска немецкие рыцари?  

Ученик:  Клином.

- Как построил свои войска князь Александр?  

Ученик:  Отвечают и показывают по схеме.

- Чем закончилась эта битва?  

Ученик:  Победой русских воинов.

- Почему русские победили?  

Ученик:  Они защищали Отечество и веру православную.

- Какое значение имела победа русских войск в Ледовом побоище?  

Ученик:  С земли русской были изгнаны немецкие и шведские завоеватели.

- В чём выразился полководческий талант Александра Невского?

Ученик:  Внезапность и нападение, учитывал особенность местности, сильные и слабые стороны противника, громил противника по частям.

Обобщение изученного материала:

-С какой темой познакомились на уроке?

Ученик:   Борьба с западными завоевателями.

Слово учителя

 - Прошло 770 лет, а мы не забываем о славных победах Александра Невского и его дружины. Русская православная церковь причислила храброго князя к лику святых.  

Пройдёт ещё несколько столетий, и в 1710 году будет основана Александра – Невская  лавра в Санкт-  Петербурге, куда по указу царя Петр I  будут перенесены мощи святого Александра.

  В 1724 году в России был учреждён орден святого Александра Невского.

  В1942 году, в разгар ВОВ, был введён орден  Александра Невского, выдаваемый за особые военные заслуги.  

  Благодарные потомки поставили князю Александру памятник в г. Городец и др. городах

  В опасные для русского государства периоды всегда вспоминали полководческий талант князя Александра. Веками, из поколения в поколение, передавалась эта память о князе – воине, князе защитнике. Александр Невский самоотверженно боролся  с западными завоевателями, сохранял Русь от разорения, не дал русским погибнуть как нации.

Объявление оценок за работу.

 

 VII. Домашнее задание.

 1.Параграф  13. Стр. 106 -114.

2.Нарисовать в тетрадь схему Ледового побоища.

3.Написать мини- сочинение «Александр Невский – великий полководец».

 

Литература:

  1. А.А. Данилов. Л.Г. Косулина. История России с древнейших времен и до конца XVI века. Учебник для 6 класса общеобразовательных школ М. Просвещение. 2010 г.- 106-114 с.
  2.  Герасимова В.А. Классные часы и беседы о российской истории:7-11 класс. - М.:ТЦ Сфера, 2004.- 64с.
  3. Детская энциклопедия. №1- 2009г.: ЗАО «Аргументы и факты».
  4. Я познаю мир: История России: Энцикл. / А.М. Голицын; Худож. М.А. Матросов, О.А. Васильев.-М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.-397 с.:ил.

          Интернет ресурсы к презентации

http://lob-pasha.narod.ru/foto/nevcky8.jpg -  Битва на реке Неве

http://bezformata.ru/content/Images/000/013/150/image13150350.jpg -  Александр Невский

http://img1.nnm.ru/1/a/d/9/4/1ad947f0631bbc647fc65a81b82d8fa2_full.jpg   -  Ледовое побоище

http://i959.photobucket.com/albums/ae74/aiwn-13/novgorod111169.jpg - Новгород

http://rexstar.ru/uploads/content/file1961d49a7d3a0f184c622ba80e115fc7.jpg  -  Г.И. Угрюмов. Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами

http://drakula.org/sv_horugv/7/pics/12.jpg -  К.А.  Разумов. Александр Невский "За веру православную"

http://img.ashkimsin.ru/forums/monthly_08_2010/user3670/post67357_img1.jpg  - Немецкие - рыцари

http://www.gazeta.lv/images/main_battle.jpg  -  Ледовое побоище

http://3rm.info/uploads/posts/2012-04/1333631417_04-04-2012-2-2.jpg  - Ледовое побоище 

http://lestehistoria.narod.ru/godu_rossiiskoi_isorii_posvyaschaetsya/TKnights.jpg  - Ледовое побоище

http://www.sedmitza.ru/data/585/507/1234/12780.jpg  -  В.А.Серов. Въезд Александра Невского во Псков

http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2010/05/17407.jpg  -  Святой  Александр  Невский 

http://serafim.com.ru/pixes/is_9_1.jpg  - Александро-Невская Лавра

http://www.fotopalomnik.ru/im/lv/DSC00734.jpg  -  Мощи Святого Александра Невского

http://www.avtoveche.spb.ru/o_arhiv2/3..jpg  -  Орден Александра Невского, 1724г.

http://mondvor.narod.ru/ONevskA.jpg  -  Орден Александра Невского , 1942 г. 

http://www.old-pskov.ru/images1/23.jpg - Памятник  Александру Невскому в Пскове

           Интернет ресурсы к тесту

http://s1.ipicture.ru/uploads/20120930/o1r62OMp.jpg  -  Ледовое побоище 

http://s1.ipicture.ru/uploads/20120930/4XuWRqLV.jpg  -  Невская битва

http://s1.ipicture.ru/uploads/20120930/aLt4KRSb.jpg  - Ярослав Мудрый

http://s1.ipicture.ru/uploads/20120930/l5bUR1QJ.jpg -  Александр Невский

http://img11.nnm.ru/imagez/gallery/0/6/8/b/1/068b18de64e7a77e0630ddd4356f1a94_full.jpg  -Шведские воины

http://www.excurs.ru/history/Knights.gif - Немецкие рыцари

http://s46.radikal.ru/i111/0906/f3/cf940a8d9bd1.jpg  - Свинья

http://www.varvar.ru/arhiv/slovo/images/aleksandr-nevskiy-urij_pantuhin.jpg - Александр Невский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История России. Тест по теме "А.Невский и борьба Руси с западными завоевателями" (6 класс)

Тест состоит из 9 вопросов с открытыми вариантами ответов и одного с закрытым....

Разработка урока по истории для 6 класса "Борьба Руси с западными завоевателями".

Разработка урока по истории  "Борьба Руси с западными завоевателями"....

Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в XIII веке".

Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в XIII веке" разработан в технологии РКМЧП с использованием стратегии "чтение с остановками" и приемов "бортовой журнал", "эссе"....

разработка урока с применением ЭОР "Противостояние Руси западным завоевателям"

Урок истории в 6 классе по курсу "История России" с применением ЭОР...

Методическая разработка занятия по дисциплине История по теме: «Борьба Руси с западными завоевателями»

Данная  методическая разработка  предназначена для организации аудиторной  работы студентов при изучении раздела:  Борьба Руси за независимость в XIII-XIV вв.Предлагаемая методичес...

Методическая разработка Борьба Руси с западными завоевателями

Урок изучения нового материала с элементами персонификации...