Рабочая программа по истории для учащихся 8 классов
рабочая программа по истории (8 класс) на тему

Золотова Елена Владимировна

Рабочая программа по истории предназначена для учащихся 8-х классов, содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, содержание программы, список основных понятий, литературы для учителя и учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №94»

Рабочая программа по истории

на 2014-2015 учебный год

8  классы

2 часа в неделю

количество часов в год - 68

Учитель Золотова Елена Владимировна

Программа составлена на основе программы «Всеобщая история. Новая История».Авторы: А.Ю. Юдовская.,Л. М. Ванюшина. 7-8 кл. М.:Просвещение, 2003.

История России. 6-9 кл. Авторы: А.А.Данилов, Л.Г Косулина. -М.: Просвещение, 2010.

Учебник: А.Я. Юдовская, П.А., П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. История Нового времени, 1800-1913. 8 класс.- М.: Просвещение, 2006;  А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. XIX век. 8 класс – М.:Просвещение, 2009.

Учебное пособие для учителя:_Н. С. Кочетов. Новая история. 1800-1913. 8м класс: Поурочные планы по учебнику Юдовской А.Я, Баранова П.А., Ванюшкиной Л.М. – Волгоград: Учитель, 2004; А.А. Данилов, Л.Г. Косулина Поурочные разработки к учебнику «История России. XIX век».- М.:Просвещение, 2001

Рассмотрено на заседании

М/О учителей                                                                                                   Гуманитарного цикла  

протокол №1 от 28.08.2014                                                                                        

Руководитель М/О_______ Н.Л.Брехова  

                                    Утверждено Педагогическим советом №1

протокол №1 от 29 августа 2014г.                                                                                          

Директор школы_________ Н.С.Емельяненко                                                                                              


Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………….3

Календарно-тематическое планирование……………………………………...6

Содержание программы……………………………………………………..…..9

Ключевые понятия и термины………………………………………………….21

Контрольные материалы по курсу……………………………………………..22

Список литературы для учителя……………………………………………….26

Список литературы для учащихся………………………………………...27

Цифровые ресурсы по истории………………………………………………...27

Пояснительная записка

Предмет «История» является одним из наиболее важных в учебном плане ОУ РФ. Эта дисциплина наиболее полно аккумулирует предшествующий социальный опыт человечества. Она же наиболее системно передает этот опыт учащимся, выступая объединяющим элементом для всех гуманитарных (и, отчасти, естественных) дисциплин.

 Введение курса «История» в 8 классе вызвана необходимостью изучения истории России и Всеобщей во взаимосвязи.  

Основные содержательные линии программы предусматривают изучение в 8 классе «Истории России» и «Всеобщей истории». Во взаимосвязи рассматривается также региональная история. Авторской программой в курсе  «История России» предусматривается изучение истории родного края в течение 2 часов, т.к. региональный компонент изучается в ходе уроков, то эти часы в рабочей программе отведены для повторения и обобщения. Программы предусматривают изучение курса «История России» в объеме 44 часов, а курса «Новая история» в объеме 30 часов. Однако Календарно-тематическое планирование рассчитано на 68 часов изучения истории, поэтому в рабочей программе сокращено количество часов, отведенных на историю России до 38 часов.

Программа адресована для учащихся 8 классов общеобразовательной школы.

Обучающиеся должны знать и уметь:

  • анализировать материал. Определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
  • сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделять сходство и различия;
  • давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
  • полемизировать и отстаивать свои взгляды;
  • самостоятельно анализировать письменные, вещественные и иные исторические источники;
  • работать  с исторической картой;
  • оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.

В соответствии с этим перед курсом стоят следующие цели:

  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
  • развитие у учащихся  способностей рассматривать события прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям  Родины.
  • формирование ценностных ориентаций  и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными,  этнонациональными традициями;
  • развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения народов;
  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

  1. Россия в первой половине XIX в.
  2. Россия во второй половине XIX в.
  3. Россия в первой четверти XVIII в.
  4. Становление индустриального общества в XIX веке.
  5. Мир во второй половине XIX века.

Программа предусматривает различные типы уроков, как теоретические, так и практические занятия, разнообразные формы контроля в виде словарных диктантов, творческих и работ, проектов, тестов, составления хронографов.

Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который охватывает все основные темы курса, включает в себя 15 вопросов с вариантами ответов.

Рабочая программа составлена на основе государственного стандарта основного общего образования по истории, рекомендованной Министерством образования РФ в 2004 году, и авторской программы под редакцией А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной «История России 6-9 классы. М.:  «Просвещение», 2006 год, рекомендованной Министерством образования РФ  в 2006 году и на основе «Всеобщая история. Новая История». Авторы: А.Ю. Юдовская.,Л. М Ванюшина. 7-8 кл. М.:Просвещение, 2003.

Программа рассчитана на изучение истории в объеме 68 часов в год, 2 часов в неделю.

  1. Календарно-тематическое планирование

Календарные сроки

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

I четверть (18 часов)

История  России

38

34

4

сентябрь

1

Введение. Россия на рубеже веков

1

Тема 1. Россия в первой половине XIX века

17

15

2

2

Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг.

1

3

Внешняя политика в 1801-1812 гг.

1

4

Отечественная война 1812 г.

1

5

Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813-1825 гг.

1

тест

6

Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.

1

7

Социально-экономическое развитие. Родной край в начале XIX в.

1

8

Общественное движение при Александре I. Родной край в начале XIX в.

1

тест

9

Династический кризис 1825 г. Восстание декабристов

1

октябрь

10

Внутренняя политика Николая I.

1

11

Социально-экономическое развитие в 20-50-е гг. Экономическое развитие Кузбасса

1

12

Внешняя политика в 1826-1849 гг.

1

13

Общественное движение в годы правления Николая I

1

14

Крымская война 1853-1856 гг.

1

15

Образование и наука.

1

Практическая работа

16

Русские первооткрыватели и путешественники

1

17

Художественная культура. Быт и обычаи. Культура народов Кузбасса

1

ноябрь

18

Повторительно-обобщающий урок по теме 1

1

тест

Тема 2. Россия во второй половине XIX века

20

18

2

19

Накануне отмены крепостного права

1

II четверть ( 16 часов)

20

Крестьянская реформа 1861 г.

1

21-22

Либеральные реформы 60-70-х гг. Родной край во второй половине XIX в.

1

1

Практическая работа

23

Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права

1

24

Общественное движение: либералы и консерваторы

1

декабрь

25

Революционное народничество и его идеология

1

тест

26

Революционно народничество второй половины 60-х – начала 80-х гг. XIX в.

1

27

Внешняя политика Александра II

1

28

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

1

тест

29-30

Внутренняя политика Александра III. Родной край в во второй половине XIX в.

2

31

Экономическое развитие в годы правления Александра III.Экономика Кузбасса

1

32-33

Общественное движение в 80 - 90-х гг. Родной край в конце XIX в.

2

34

Внешняя политика Александра III. Родной край в конце XIX в.

1

35

Просвещение и наука. Литература и изобразительное искусство. Духовная жизнь родного края

1

тест

III четверть ( 20 часов)

январь

36

Архитектура, музыка, театр, народное творчество. Быт. Культура родного края

1

37

Повторительно-обобщающий урок по теме 2

1

38

Контрольное тестирование по курсу

1

тест

Всеобщая история  

30

28

2

Часть I. Становление индустриального общества

14

13

1

39

От традиционного общества к обществу индустриальному

1

февраль

40

Время технического прогресса

1

41

Рост городов. Изменения в социальной структуре

1

тест

42

Материальная культура и изменения в повседневной жизни

1

43

Развитие науки в XIX веке

1

Практическая работа

44

Идейные течения в обществознании

1

45

Франция в период консульства и империи

1

46

Разгром империи Наполеона. Венский конгресс

1

47

Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после реставрации Бурбонов

1

48

Франция: революция 1848 г. и Вторая империя

1

тест

март

49

Англия в первой половине XIX в.

1

50

Борьба за объединение Германии

1

51

Борьба за независимость и национальное объединение Италии

1

52

Франко-прусская война и Парижская коммуна

1

тест

Часть II. Мир во второй половине XIX в.

15

14

1

53

Германская империя

1

54

Создание Британской империи

1

апрель

55

Третья республика во Франции

1

56

Италия: время реформ  и колониальных захватов

1

57

Австро - Венгрия

1

58

США в XIX в.

1

тест

59

США в период монополистического капитализма

1

60

Латинская Америка

1

61-62

Художественная культура XIX столетия

1

1

семинар

май

63

Япония. Китай

1

64

Индия

1

65

Африка

1

66

Международные отношения в последней трети XIX века

1

67

Повторительно-обобщающий урок по курсу «Новая история»

1

тест

68

Итоговое повторение

1

ИТОГО

68

62

6

Содержание учебной программы

История России (38 часов)

Введение. Россия на рубеже веков. Территория. Население. Сословия. Экономический строй. Политический строй.

Тема 1. Россия в первой половине XIX в. (17 часов)

                Внутренняя политика в 1801-1806 гг. Переворот 11 марта 1801 г. и первые преобразования. Александр I. «Негласный комитет». Указ о «вольных хлебопашцах». Реформа народного просвещения. Аграрная  реформа в Прибалтике. Реформы М. М. Сперанского. Личность реформатора. «Введение к уложению государственных законов». Учреждение Государственного совета. Экономические реформы.

        Внешняя политика в 1801-1812 гг. Международное положение России в начале века. Основные цели и направления внешней политики. Россия в третьей и четвертой антифранцузских коалициях. Войны России с Турцией и Ираном. Расширение российского присутствия на Кавказе. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединении к России Финляндии. Разрыв русско-французского союза.

        Отечественная война 1812 г. Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Тарутинский маневр. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона. Освобождение России от захватчиков.

        Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813-1825 гг. Начало заграничного похода, его цели. «Битва народов» под Лейпцигом. Разгром Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I.

        Внутренняя политика в 1814 – 1825 гг. Причины изменения внутриполитического курса Александра I. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н. Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 20-х гг. Основные итоги внутренней политики.  

        Социально-экономическое развитие. Экономический кризис 1812-1815 гг. Развитие промышленной торговли.

        Общественные движения. Предпосылки возникновения и идейные основы общественных движений. Союз спасения. Союз благоденствия. Южное и Северное общества. Программные проекты П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева.

        Династический кризис 1825 г. Восстание декабристов. Восстание 14 декабря 1825 г. и его значение. Восстание Черниговского полка на Украине. Историческое значение и последствия восстания декабристов.

        Внутренняя политика Николая I. Укрепление роли государственного аппарата. Усиление социальной базы самодержавия. Попытки решения крестьянского вопроса. Ужесточение контроля над обществом (полицейский надзор, цензура). Централизация, бюрократизация государственного управления. Свод законов Российской империи. Русская православная церковь, и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями.

        Социально-экономическое развитие. Противоречия хозяйственного развития. Кризис феодально-крепостнической системы. Начало промышленного переворота. Первые железные дороги. Новые явления в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Финансовая реформа Е.Ф.Канкрина. Реформа управления государственными крестьянами П.Д.Киселева. Рост городов.

        Внешняя политика в 1826-1849 гг. Участие России в подавлении революционных движений в европейских странах. Русско-иранская война 1826-1828 гг. Русско-турецкая война 1828-1849 гг. Обострение русско-английских противоречий. Россия и Центральная Азия. Восточный вопрос во внешней политике России.

        Народы России. Национальная политика самодержавия. Польский вопрос. Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля.

        Общественное движение 30-50-х гг. Особенности общественного движения 30-50 гг. Консервативное движение. Теория «официальной народности» С.С.Уварова.

Либерально движение. Западники. Т.Н.Грановский, С.М. Соловьев. Славянофилы. И.С. и К.С. Асаковы., И.В. и Н.П. Огарев. Петрашевцы. Теория «общинного социализма».

        Крымская война 1853-1856 гг. Обострение восточного вопроса. Цели, силы и планы сторон. Основные этапы войны. Оборона Севастополя. П.С. Нахимов, В.А.Корнилов. Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Итоги войны.

        Развитие образования в первой половине XIX в., его сословный характер.

        Научные открытия. Открытия в биологии И.А.Двигубского, И.Е.Дядьковского, К.М.Бэра. Н.И.Пирогов и развитие военно-полевой хирургии. Пулковская обсерватория. Математические открытия М.В.Остроградского и Н.И.Лобачевского. Вклад в развитие физики Б.С.Якоби и Э.Х.Ленца. А.А.Воскресенский, Н.Н.Зинин, и развитие органической химии.

        Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П.Лазарева. Открытие Антарктиды. Дальневосточные экспедиции Г.И.Невельского и Е.В.Путянина. Русское географическое сообщество.

        Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм).

        Литература. В.А,Жуковский. К.Ф.Рылеев. А.И.Одоевский. Золотой век русской поэзии. А.С.Пушкин. М.Ю. Лермонтов. Критический реализм. Н.В.Гоголь. И.С.Тургенев. Д.В.Григорович. Драматургические произведения А.Н.Островского.

        Театр. П.С.Мочалов. М.С. Щепкин. А.Е.Мартынов.

Музыка. Становление русской национальной музыкальной школы. А.Е.Варламов, А.А.Алябьев, М.И.Глинка. А.С.Даргомыжский.

        Живопись. К.П.Брюллов. О.А. Кипренский. В.А. Тропинин. А.А.Иванов. П.А.Федотов. А.Г.Венецианов.

        Архитектура. Русский ампир. Ансамблевая застройка городов. А.Д.Захаров (здание Адмиралтейства). А.Н.Воронихин (Казанский собор). К.И.Росси (Русский музей, ансамбль Дворцовой площади). О.И.Бове (Триумфальные ворота в Москве, Реконструкция Театральной и Красной площадей). Русско-византийский стиль. К.А.Тон (храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата).        

ТЕМА 2. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (20 часов)

        Отмена крепостного права. Социально-экономическое развитие страны к началу 60-х гг. XIX в. Настроения в обществе. Личность Александра II. Начало правления Александра II. Смягчение политического режима. Предпосылки и причины отмены крепостного права.

        Либеральные реформы 60-70-х гг. Земская и городская реформы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Цензурные правила. Значение реформ. Незавершенность реформ. Борьба консервативной и либеральной группировок в правительстве на рубеже 70-80-х гг. «Конституция» М.Т.Лорис-Меликова.

        Национальный вопрос в царствование Александра II. Польское восстание 1863 г. Усиление русификаторской политики. Расширение автономии Финляндии. Еврейский вопрос.

        Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата.

        Общественное движение. Особенности российского либерализма середины 50-х начала 60-х гг. Земский конституционализм. Консерваторы и реформы. Причины роста революционного движения в пореформенный период. Теоретики революционного народничества: М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев. Народнические организации второй половины 1860-х-начала 1870-х гг. С.Г. Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ», «Земля и воля». «Народная воля». Убийство Александра II.

Внешняя политика Александра II. Основные направления внешней политики России в 1860-1870-х гг. А.М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски.

        Русско-турецкая война 1877-1878 гг.: причины, ход военных действий, итоги. М. Д. Скобелев. И.В.Гурко. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига.

Внутренняя политика Александра III. Личность Александра III. К.П. Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление репрессивной политики. Укрепление позиций дворянства. Национальная и религиозная политика Александра III.

         Экономическое развитие страны в  80-90-е гг. Экономическая политика Александра III. Деятельность Н.Х Бунге. И.А Вышнеградский. Начало государственной деятельности С.Ю. Витте.

        Положение основных слоев российского общества. Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Положение и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. Крестьянская община. Усиление процесса расслоения русского крестьянства. Казачество. Особенности российского пролетариата.

        Общественное движение в 80-90-х гг. Кризис революционного народничества. Изменения в либеральном движении. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России.

        Внешняя политика Александра III. Основные направления внешней политики Александра III. Поиск союзников в Европе. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.

        Развитие образования и науки во второй половине XIX в. Школьная реформа. Развитие общественных и естественных наук. Успехи физико-математических, прикладных и химических наук. Географы и путешественники. Историческая наука.

Литература и журналистика. Критический реализм в литературе. Российская журналистика. Революционно-демократическая литература.

Искусство. Передвижники. «Могучая кучка» и П.И. Чайковский. Русская опера. Русский драматический театр.

Быт. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов» и городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.

НОВАЯ ИСТОРИЯ (30 часов)

        Часть I. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА в XIX веке (14 часов)

От традиционного общества к обществу индустриальному. Основные черты индустриального общества. Завершение промышленного переворота.

 Время технического прогресса. Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии.

      Капитализм свободной конкуренции. Экономические кризисы перепроизводства. Неравномерность развития капитализма. Усиление процесса концентрации производства и капиталов. Возрастание роли банков. Формы слияния предприятий. Корпорации и монополии. Монополистический капитализм, или империализм, его черты.

      Рост городов. Изменения в структуре населения индустриального общества. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий  класс. Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах.

      Материальная культура и изменения в повседневной жизни общества. Новые условия быта. Изменения моды. Новые развлечения.

      Развитие науки в XIX в. Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. Наука на службе у человека.

      Художественная культура XIX столетия. Основные художественные течения. Романтизм и критический реализм в литературе (Джордж Байрон, Виктор Гюго, Генрих Гейне, Чарлз Диккенс, Оноре де Бальзак). Натурализм. Эмиль Золя. Джозеф Редьярд Киплинг. Воплощение эпохи в литературе.

      Изобразительное искусство. «Огненные кисти романтиков»: Эжен Делакруа. Реализм в живописи: Оноре Домье. Импрессионизм: Клод Моне, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар. Скульптура: Огюст Роден. Постимпрессионизм: Поль Сезанн, Поль Гоген, Винсент Ван Гог. Музыка: Фридерик Шопен, Джузеппе Верди, Жорж Бизе, Клод Дебюсси. Архитектура. Рождение кино.

      Оформление консервативных, либеральных и радикальных политических течений в обществе. Либерализм и консерватизм. Социалистические учения первой половины XIX в. Утопический социализм о путях переустройства общества. Революционный социализм — марксизм. Карл Маркс и Фридрих Энгельс об устройстве и развитии общества. Рождение ревизионизма. Эдуард Бернштейн. Первый интернационал.
 

      Франция в период консульства и империи. Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Французский гражданский кодекс. Завоевательные войны консульства и империи. Жизнь французского общества в период империи. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию. Крушение наполеоновской империи. Венский конгресс. Священный союз и европейский порядок. Решение Венского конгресса как основа новой системы международных отношений.

      Англия в первой половине XIX в. Политическая борьба. Парламентская реформа 1832 г. Установление законченного парламентского режима. Чартистское движение. Англия — «мастерская мира». От чартизма к «почтительности». Внешняя политика Англии.

      Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после реставрации Бурбонов. Революции 1830 г. Кризис Июльской монархии. Выступления лионских ткачей. Революция 1848 г.

      Борьба за объединение Германии. Вильгельм I и Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове. Образование Северогерманского союза.

      Борьба за независимость и национальное объединение Италии. Камилло Кавур. Революционная деятельность Джузеппе Гарибальди. Джузеппе Мадзини. Национальное объединение Италии.

      Франко-прусская война и Парижская коммуна. Третья республика во Франции. Завершение объединения Германии и провозглашение Германской империи.

      Парижская коммуна. Попытка реформ. Поражение коммуны.
 

Часть II. МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (15 часов)

      Германская империя. Политическое устройство. Причины гегемонии Пруссии в составе империи. Быстрое экономическое развитие. Юнкерство и крестьянство. Борьба Бисмарка с внутренней оппозицией. «Исключительный закон против социалистов». Политика «нового курса» — социальные реформы. Вильгельм II — «человек больших неожиданностей». От «нового курса» к «мировой политике». Борьба за «место под солнцем». Подготовка к войне.

      Создание Британской империи. Английский парламент. Черты гражданского общества. Бенджамин Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Пора реформ. Особенности экономического развития Великобритании. Ирландский вопрос. Рождение лейбористской партии. Джеймс Рамсей Макдональд. Реформы во имя  классового мира. Дэвид Ллойд Джордж.

 Внешняя политика. Колониальные захваты.

      Третья республика во Франции. Особенности экономического развития. От свободной конкуренции к монополистическому капитализму. Усиленный вывоз капитала. Особенности политического развития. Демократические реформы. Франция — первое светское государство среди европейских государств.

      Коррупция государственного аппарата. «Дело Дрейфуса». Движения протеста. Создание колониальной империи. Реваншизм и подготовка к войне.

      Италия: время реформ и колониальных захватов. Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Эмиграция — плата за отсталость страны. Движения протеста. Эра либерализма. Переход к реформам. Джованни Джолитти. Внешняя политика. Колониальные войны.

      Австро-Венгрия. «Лоскутная империя». Развитие национальных культур и самосознания народа. «Национальное возрождение» славянских народов Австрийской империи. «Весна народов» в империи Габсбургов. Политическое устройство Австро-Венгрии. Национальный вопрос. Начало промышленной революции. Внешняя политика.
 

      США в XIX в. Увеличение территории США. «Земельная лихорадка». Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в. Сайрус Маккормик*. Идеал американского общества — фермер, «человек, у которого нет хозяина». Плантационное хозяйство на Юге. Положение негров-рабов. Движения протеста. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна.

      Нарастание конфликта между Севером и Югом. Авраам Линкольн — президент, сохранивший целостность государства. Мятеж Юга. Гражданская война. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа северян.

      США в период монополистического капитализма. Экономическое развитие после гражданской войны. «Фермер чувствует себя покинутым». Господство трестов. Президентская республика. Структура американского общества. Нерешенные социальные проблемы. Американская федерация труда. «Прогрессивная эра». Теодор Рузвельт и политика реформ. «Доктрина Монро». Агрессивная внешняя политика США.

      Латинская Америка. Основные колониальные владения. Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки. Симон Боливар. Образование и развитие независимых государств. «Век каудильо». Экономическое развитие. «Латиноамериканский плавильный котел».
       Япония. Кризис традиционализма. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Революция Мэйдзи. Эпоха модернизации. Первые реформы. Новые черты экономического развития. Политическое устройство. Изменения в образе жизни общества. Поворот к национализму. Колониальная политика.

  Китай. Насильственное «открытие» Китая. Движение тайпинов — попытка воплотить утопию в жизнь. Раздел Китая на сферы влияния. Курс на модернизацию страны не состоялся. Восстание 1899—1900 гг. Превращение Китая в полуколонию индустриальных держав.

      Индия. Особенности колониального режима в Индии. Насильственное разрушение традиционного общества. Восстание 1857—1859 гг. Аграрное перенаселение страны, голод и эпидемии. Индийский национальный конгресс: «умеренные» и «крайние». Балгангадхар Тилак.

      Африка. Традиционное общество на Африканском континенте. Занятия населения. Культы и религии. Раздел Африки европейскими державами. Независимые государства Либерия и Эфиопия. Борьба Эфиопии за независимость. Особенность колонизации Южной Африки. Создание ЮАС. Европейская колонизация Африки. Восстания гереро и готтентотов.

Международные отношения в последней трети XIX века.         Отсутствие системы европейского равновесия в XIX в. Начало распада Османской империи.

 Политическая карта мира к началу XX в. Нарастание противоречий между великими державами и основные узлы противоречий. Тройственный союз. Франко-русский союз. Англо-германское соперничество. Антанта. Первые империалистические войны. Балканские войны. Образование Болгарского государства. Независимость Сербии, Черногории и Румынии. Балканские войны — пролог Первой мировой войны.

      Пацифистское движение. Второй интернационал против войн и политики гонки вооружений.

Ключевые понятия и термины

Непременный совет, Негласный комитет, Конституция, вольные хлебопашцы, министерства, реформы, разделение властей, масоны, декабристы, военные поселения, промышленный подъем, рынок рабочей силы, крепостные предприниматели, расслоение крестьянства, охранительная политика, теория официальной народности, обязанные крестьяне, кодификация законов, славянофильство, западничество, крестьянский социализм, крестьянская община, революционная демократия, промышленный переворот, экономический кризис, индустриализация, общественное движение, либерализм, консерватизм, анархизм, революционно-демократическое движение, народничество, марксизм, террор, бюрократическая система, земство, суд присяжных, буржуазия, пролетариат, интеллигенция, рабочее законодательство, русификация меценатство, урбанизация, критический реализм, Тройственный союз, аболюционизм, акция, антисемитизм, баррикада, блокада, гомруль, гомстед, департамент, иммиграция, империализм, импрессионизм, индустриальное общество, капитал, капитализм, капитуляция, карбонарии, картель, каудильизм, коалиция, конгресс, конкуренция, контрибуция, конфедерация, концерн, корпорация, метрополия, миграция, милитаризация, мобилизация, модернизация, монополия, натурализм, оппозиция, пангерманизм, пацифизм, плебисцит, префект, протекторат, радикал, расизм, ратификация, реализм, реванш, ревизионизм, резервация, романтизм, синдикат, сипаи, социализм, трест, фермер, шовинизм, эмансипация, эмиграция, Ямато.

Контрольные материалы по курсу

1.  Высшей судебной инстанцией в начале 19 века был

  1. Святейший Синод
  2. Коллегия
  3. Личная канцелярия
  4. Правительствующий Сенат

2. Указ от 20 февраля 1803 г. о «вольных хлебопашцах», предусматривал что

  1. ежегодно государство выкупало у помещиков  2% крестьян
  2. государственные крестьяне не могли быть переведены в разряд крепостных помещики могли отпускать своих крестьян за выкуп
  3. были освобождены приписанные к заводам крестьяне

3.  В 1804 г. был сделан первый шаг к отмене крепостного права

  1. на Урале
  2. в Прибалтике
  3. в Центральной России
  4. в Сибири

4. Наиболее упорные бои Бородинского сражения продолжавшиеся 6 часов развернулись

  1. за батарею Раевского
  2. Шевардинский редут
  3. Багратионовы флеши
  4. деревню Бородино

5. Автором теории "официальной народности "был

  1. Устрялов
  2. Кукольник
  3. Погодин
  4. Уваров

 6. Строительство здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге закончено в 1823 архитектором

  1. Коробовым И.
  2. Захаровым А.Д.
  3. Микешеным М.О.
  4. Растрелли Ф.Б.

   7.  Кто из нижеперечисленных членов семьи Романовых выступал за проведение крестьянской реформы

  1. великая княгиня Анна Павловна, тетя императора
  2. великий князь Михаил Николаевич, брат императора
  3. великий князь Константин Николаевич, брат императора
  4. великая княгиня Ольга Николаевна, сестра императора

8. По судебной реформе 1864 мировые судьи

  1. назначались Сенатом
  2. избирались дворянскими собраниями
  3. избирались уездными земскими собраниями
  4. избирались уездными земскими собраниями и утверждались Сенатом

9.  После военной реформы 1874

  1. офицером мог быть лишь дворянин
  2. срок службы офицера ограничивался 25 годами
  3. сократилась численность офицерского корпуса
  4. офицером мог стать представитель любого сословия

10. Первой страной, завершившей промышленный переворот, была:

  1. Англия                                          
  2. Франция  
  3. Германия
  4. Италия                                    

11.  Переход от традиционного общества к индустриальному:

  1. промышленный переворот        
  2. индустриализация      
  3. модернизация
  4. концентрация    

12. «Гнилыми местечками» называли в Англии:

  1. районы с наиболее неблагоприятными погодными условиями
  2. обезлюдевшие города и поселки, от которых в парламент избирались депутаты
  3. работные дома для бедняков
  4. районы, где жили фабрично-заводские рабочие

   13. Событием, с которым связывают завершение процесса объединения Италии:

  1. провозглашение Итальянского королевства в 1861 г.
  2. провозглашение Рима столицей объединенной Италии в 1870 г.
  3. созыв первого парламента в 1860 г.
  4. провозглашение Виктора-Эммануила II королем Сицилии

14.  «Реставрация Мейдзи» в Японии:

  1. была направлена против европейского влияния
  2. имела целью провести модернизацию общества, сохранив национальные традиции и самобытность
  3. разрушала традиционные общественные порядки и ценности
  4. модернизовала армию, не меняя сложившихся в обществе порядков

   15. В результате опиумных войн середины XIX века:

  1. Китай добился независимости от европейских государств
  2. произошло насильственное «открытие» Китая
  3. произошло насильственное «закрытие» Китая
  4. в Китае сменилась правящая династия

Список литературы для учителя

  1. Данилов, А.А. Поурочные разработки к учебнику «История России. XIX век» [Текст] / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2001. – 128 с.
  2. Кочетов, Н.С. Новая история. 1800-1913. 8 класс: Поурочные планы по учебнику Юдовской А.Я., Баранова П.А., Ванюшкиной Л.М. [Текст] / Н.С. Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2003. – 107 с.
  3. Кочетов, Н.С. История России. XIX век. 8 класс: Планы уроков (опорные конспекты, тесты, схемы, лекции) [Текст] / Н.С. Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2003. – 101 с.
  4. Петрович, В.Г. Уроки истории. 8 класс [Текст] / В.Г. Петрович, Н.М. Петрович. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 176 с.
  5. Первая мировая война. Пролог XX века [Текст]  / Ред. В.Л. Малькова. – М.:Наука, 1998.- 458 с.
  6. Плоткин, Г.М. Тестовые задания по отечественной и всеобщей истории. 5-11 классы [Текст] : пособие для учителя/ Г.М. Плоткин. – М.:Просвещение, 2002.- 94 с.
  7. Уткина, Э.В. Подготовка к олимпиадам по истории. 8-11 классы [Текст] / Э.В. Уткина. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 192 с.

Список литературы для учащихся

  1. Данилов, А. А. История России XIX в. [Текст]: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / А. А.Данилов, Л. Г. Косулина. -  М: Просвещение, 2009. – 287 с., ил.
  2. Забылин, М. Русский народ: обычаи, обряды, традиции, суеверия, поэзия [Текст] / М. Забылин. – М.: Просвещение, 2000. – 210 с.
  3. Юдовская,   А. Я. Новая история, 1800-1913 [Текст]: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина, П.А. Баранов. – М.: Просвещение, 2006. – 270 с., ил.

Цифровые образовательные ресурсы по истории

  1. Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия до XIX – XX вв. [Электронный ресурс]. – М.: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, 2004.- 1 эл. опт. диск (CD-ROM).  
  2. Энциклопедия истории России. 862 – 1917 гг. [Электронный ресурс]. – М.: АО Коминфо, 1998 – 2001.- 1 эл. опт. диск (CD-ROM).  
  3. От Кремля до Рейхстага. [Электронный ресурс]. – М.: Республиканский мультимедиа центр Минобразования РФ, Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы, Московское городское объединение архивов, 2000 – 2005. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM).  
  4. Династия Романовых. Три века российской истории. [Электронный ресурс].  – М.: Государственный музей-заповедник «Московский Кремль», АО Коминфо, 2002. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «История» для учащихся 5 класса 2012-2013уч. год.

Рабочая программа курса «История» для учащихся 5 класса Количество часов: - всего 68 часов; - в неделю 2 час. Плановых контрольных уроков - 2 ч.; Планирование составлено на основе Пр...

Рабочая программа по истории для учащихся 5-9 классов

Программа разработана на основе  примерной программы по учебным предметам. История 5 - 9 классы  (Примерная  программа по учебным предметам. История 5-9 классы/ Стандарты второго поколе...

Рабочая программа по истории для учащихся 10 класса

Рабочая программа по истории для учащихся 10 класса  составлена на основе Примерной программы основного среднего (полного) общего образования по истории и  авторских программ Загладина Н.В.,...

Рабочая программа по истории для учащихся 11 класса

Рабочая учебная программа по истории для учащихся 11 класса  составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории, авторской программы О. Ю. Стреловой "Новейш...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории России , 6 класс для учащегося VII вида

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по истории России , 6 класс для учащегося VII  вида...

Рабочая программа по истории для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по истории для учащихся 10-11 классов. Базовый уровень...

рабочая программа по истории для учащихся 5-9 классов на 2021-2022гг

Рабочая программа по истории для учащихся 5-9 классов...