рабочая программа по истории для учащихся 5-9 классов на 2021-2022гг
рабочая программа по истории (9 класс)

Грига Ирина Иннокентьевна

Рабочая программа по истории для учащихся 5-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2021-2022_rabochaya_programma_po_istorii_5-9_klassy.docx101.63 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе нормативно-правовых документов:

  • Федерального закона « Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
  • ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897);
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе на 2019-2020 учебный год;
  • Примерной программы основного общего образования по истории;

Рабочая программа разработана в соответствии с:

  • ООП ООО МБОУ «Уринская СОШ»
  • Положением о рабочей программе МБОУ «Уринская СОШ»  
  • Уставом МБОУ «Уринская СОШ».

Цели изучения курса:

образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Задачи  изучения истории:

□ овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно- историческом процессе с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося;

□ воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

□ развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

□ формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе путем смены способов, форм и методов обучения.

Все учебники соответствуют требованиям Концепции нового учебно-методического комплекта по отечественной истории и Историко-культурному стандарту, разработанным Российским историческим обществом. В данной программе используется УМК по истории России для предметной линии учебников под редакцией А.В. Торкунова, издательства «Просвещение». Данные линии учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрены РАО и РАН, имеют гриф «Рекомендовано» и включены в Федеральный перечень. В соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. № 1/15) была проведена синхронизация курсов всеобщей истории и истории России.

Описание места учебного предмета.

Предмет «История» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-9 классах. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет по 2 часа в 5- 8 классах и 3 часа в 9 классе.

Изменения в рабочей программе производятся по курсу всеобщей истории, в связи с требованиями Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. № 1/15). Были произведены следующие изменения:

7 класс - Тема 3. «Эпоха Просвещения. Время преобразований» по программе изучается в 8 классе. В программе увеличено количество часов на изучение тем «Реформация», «Первые революции Нового времени», увеличено количество повторительно-обобщающих уроков. Данное увеличение часов стало возможным, за счет выделения темы «Век Просвещения» для изучения в 8 классе.

8 класс - Изучение темы «Век Просвещения» предполагалось в 7 классе. В рабочей программе, в соответствии с требованиями, данная тема изучается в 8 классе и увеличено количество часов до 28 часов на ее изучение. В программе увеличено количество уроков на изучение тем «Великие просветители Европы», «Война за независимость и Создание Соединенных Штатов Америки», «Великая Французская революция», «Государства Востока».

9 класс - Данные темы ранее изучались в 8 классе. Фактически программа данного курса изучается в 9 классе, в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программой основного общего образования. В рабочей программе темы и количество часов на изучение тем не изменяются. Увеличено количество времени на изучение темы «Международные отношения: обострение противоречий» до 3 часов.

В соответствии с базисным учебным планом в рамках основного общего образования и на основании учебного плана М БОУ «Уринская средняя общеобразовательная школа » на освоение программы основного общего образования по истории (5 - 9 классы) выделяется 374 часов учебного времени.

5 класс - 68 часов федерального компонента;

6 класс - 68 часов федерального компонента;

7 класс - 68 часов федерального компонента;

8 класс - 68 часов федерального компонента;

9 класс - 102 часов федерального компонента.

Учебно-методический комплект.

Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. Учебник. 5 класс.

-Агибалова Е. В., Донской Г. М. История Средних веков. Под редакцией А. А. Сванидзе.

Учебник. 6 класс.

-Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М.

-Всеобщая история. История Нового времени. 1500 - 1800. Под редакцией А. А. Искендерова. Учебник. 7 класс.

-Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М.

-Всеобщая история. История Нового времени. 1800-1900. Под редакцией А. А. Искендерова. Учебник. 8 класс.

-История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стафанович П.С., и др./Под ред. Торкунова А.В.

-История России. 7 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др./Под ред. Торкунова А.В.

-История России. 8 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др./Под ред. ТоркуноваА.В.

-История России. 9 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А., и др./Под ред. Торкунова А.В.)

1.Планируемые результаты освоения предмета

1.1.Личностные результаты:

5 КЛАСС

• представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

• приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

• освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

• опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.

1.2.Метапредметные результаты:

• способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

• готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;

• умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);

• способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.

1.3.Предметные результаты:

 • целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;

• яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;

• способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных

версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально - этических вопросов далекого прошлого;

• представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и  специфическом историческом источнике для изучения прошлого;

 умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»

• уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;

• уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

• умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментам подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные  источники информации;

• умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;

• умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;

• готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.

6 КЛАСС

Личностными результатами:

 • первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• познавательный интерес к прошлому своей Родины;

• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

• навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;

• обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;

• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.

•1.2. Метапредметные результаты:

 • формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;

• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

 • собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);

• использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;

• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.

1.3. Предметные результаты:

• определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);

• установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• определение и использование исторических понятий и терминов;

• овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;

• использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

• использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;

• понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;

• высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;

• описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;

• поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;

• понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;

 оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности исторических личностей;

• умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);

• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;

• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

• поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;

• • личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;

• уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.

7 КЛАСС

1.1Личностными результатами:

• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;

• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;

• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);

• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);

• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.

2.1. Метапредметных результатов:

• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;

• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;

• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;

• использовать ИКТ - технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;

• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.

1.3.Предметные результаты:

• применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);

• установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI— XVII вв.;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• определение и использование исторических понятий и терминов;

• использование сведений из исторической карты как источника информации;

• овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах населяющих её народов;

• описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;

• использование знаний о месте и роли России во все мирно-историческом процессе в изучаемый период;

• сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;

• высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;

• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);

• раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

• понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;

• определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

• поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;

• составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;

• понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.

8 КЛАСС

Личностные результаты:

• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период с конца XVII по конец XVIII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• изложение собственного мнения, аргументация своей точки зрения в соответствии с возрастными возможностями;

• уважение прошлого своего народа, его культурного и исторического наследия, понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования многонационального российского народа;

• обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся (под руководством учителя);

• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.

1.2.Метапредметные результаты:

• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебной и познавательной деятельности;

• планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

• осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами;

• работать с материалами на электронных носителях, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете (под руководством педагога);

• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядных средств (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в виде письменных работ;

1.3.Предметные результаты:

 • овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания современного общества;

• умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность;

• расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;

• готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

знать и понимать:

• имена выдающихся деятелей XVIII в., важнейшие факты их биографии;

• основные этапы и ключевые события всеобщей истории периода конца XVII — XVIII в.;

• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

• изученные виды исторических источников;

9 КЛАСС

1.1.Личностные результаты:

 • освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах России на примере историко-культурных традиций, сформировавшихся на территории России в XIX в.;

• уважение к другим народам России и мира и принятие их; межэтническую толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение к истории родного края, его культурным и историческим памятникам;

• уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку действиям исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• внимательное отношение к ценностям семьи, осознание её роли в истории страны;

• формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

• готовность к выбору профильного образования, определение своих профессиональных предпочтений.

1.2.Метапредметные результаты:

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта обозначенных учителем ориентиров действия при работе с новым учебным материалом;

• планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно оценивать свои возможности, условия и средства достижения целей;

• самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций путём сотрудничества;

• работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• выявлять разные точки зрения и сравнивать их, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь путём сотрудничества;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью, строить монологические контекстные высказывания;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить исследование её объективности (под руководством учителя);

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

1.3.Предметные результаты:

• представление о территории России и её границах, об их изменениях на протяжении XIX века.;

• знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций в изучаемый период;

• представление о социально-политическом устройстве Российской империи в XIX в.;

• умение ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий социальных групп;

• представление о социальной стратификации и её эволюции на протяжении XIX в.;

• знание основных течений общественного движения XIX в. (декабристы, западники и славянофилы, либералы и консерваторы, народнические и марксистские организации), их отличительных черт и особенностей;

• установление взаимосвязи между общественным движением и политическими событиями (на примере реформ и контрреформ);

• определение и использование основных исторических понятий периода;

• установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений;

• установление синхронистических связей истории России и стран Европы, Америки и Азии в XIX в.;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• поиск в источниках различного типа и вида (в художественной и научной литературе) информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;

• анализ информации, содержащейся в исторических источниках XIX в. (законодательные акты, конституционные проекты, документы декабристских обществ, частная переписка, мемуарная литература и др.);

• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;

• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы);

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов в различных видах, в том числе с использованием наглядных средств;

• представление о культурном пространстве России в XIX в., осознание роли и места культурного наследия России в общемировом культурном наследии.

2.Содержание учебного предмета

5 класс

Ведение. Что изучает история. Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религиозных верований. Первобытные земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати.  Счет лет в истории. Историческая хронология. Измерение времени по годам. Древний  Египет. Государство на берегах Нила. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараонов. Религия древних египтян. Искусство Древнего Египта. Письменность и знания древних египтян. Западная Азия в древности. Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи  и его законы. Финикийские мореплаватели. Библейские сказания. Древнееврейское царство. Ассирийская держава. Персидская держава «царя царей». Индия и Китай в древности.  Природа и люди Древней Индии. Индийские касты. Чему учил китайский мудрец Конфуций. Первый властелин единого Китая. Древнейшая Греция. Греки и критяне. Микены и Троя. Поэма Гомера «Илиада». Поэма Гомера «Одиссея». Религия древних греков. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Зарождение демократии в  Афинах. Древняя Спарта. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Олимпийские игры в древности. Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск на Элладу. Возвышение Афин в V в. до н.э. В гаванях афинского порта Пирей. В городе богини Афины. В афинских школах и гимнасиях. В афинском театре. Афинская демократия при Перикле. Македонские завоевания в IV в. до н.э. Города Эллады подчиняются Македонии. Поход Александра Македонского на Восток.  В Александрии Египетской. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. Древний Рим.  Завоевание Римом Италии. Устройство Римской республики. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья.  Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства Рима во всем Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Гражданские войны в Риме. Земельный закон братьев Гракхов. Восстание Спартака. Единовластие Цезаря. Установление империи. Римская империя в первые века нашей эры. Соседи Римской империи. В Риме при императоре Нероне. Первые христиане и их учение. Первые христиане и их учение. Расцвет Римской империи во II в. н.э. Вечный город и его жители. Разгром Рима  германцами и падение Западной Римской империи. Римская империя при Константине. Взятие Рима варварами.

6 класс

Введение. Живое Средневековье. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.). Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI-VIII вв. Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв. Англия в раннее Средневековье. Византийская империя  и славяне в VI-XI вв. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. Образование славянских государств. Арабы в VI-XI вв. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата. Феодалы и крестьяне. Средневековая деревня и ее обитатели. В рыцарском замке. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни. Торговля в Средние века. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Крестовые походы. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.)  Как происходило объединение Франции. Что англичане считают началом своих свобод. Столетняя война. Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. Гуситское движение в Чехии. Завоевание турками-османами Балканского полуострова.  Культура Западной Европы в Средние века. Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.

7 класс

Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. Введение. От Средневековья к Новому времени. Технические открытия и выход к Мировому океану. Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе. Дух предпринимательства преобразует экономику. Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь. Великие гуманисты Европы. Мир художественной культуры Возрождения. Рождение новой европейской науки. Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях). Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций. Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии. Международные отношения в XVI – XVII вв. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. Начало европейской колонизации.

8 класс

Введение. Мир в на рубеже XVII-XVIII вв.  Европейское общество в Новое раннее  время в начале XVIII в. Эпоха Просвещения. Время преобразований. Великие просветители Европы. Мир художественной культуры Просвещения. На пути к индустриальной эре. Промышленный переворот в Англии. Английские колонии в Северной Америке. Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки. Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции. Великая французская революция. От монархии к республике. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. Страны Востока в XVIII вв.  Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. Международные отношения в XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия.

9 класс

Введение. Мир на рубеже XVIII–XIX вв. От традиционного общества к обществу индустриальному. Становление индустриального общества. Индустриальная революция: достижения и проблемы, новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. Наука: создание научной картины мира. XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство в поисках новой картины мира. Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство. Строительство новой Европы. Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. Великобритания: сложный путь к величию и процветанию. Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису. Франция: революция 1848 г. и Вторая империя. Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества. Германская империя: борьба за «место под солнцем». Великобритания: конец Викторианской эпохи. Франция: Третья республика.  Италия: время реформ и колониальных захватов. От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса. Две Америки. США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США: империализм и вступление в мировую политику. Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма. Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника». Китай: сопротивление реформам. Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен. Международные отношения: обострение противоречий. Международные отношения на рубеже XIX–XX вв. История России.

6 класс

Введение. Наша Родина Россия. Народы и государства на территории нашей страны в древности. Древние люди и их стоянки на территории современной России.  Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Образование первых государств. Восточные славяне и их соседи. Русь в IX — первой половине XII в. Первые известия о Руси. Становление Древнерусского государства. Правление князя Владимира. Крещение Руси. Русское государство при Ярославе Мудром. Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. Общественный строй и церковная организация на Руси. Культурное пространство Европы и культура Древней Руси. Повседневная жизнь населения. Место и роль Руси в Европе. История и культура родного края в древности. Русь в середине ХII — начале XIII в. Политическая раздробленность в Европе и на Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская республика. Южные и юго-западные русские княжества. Русские земли в середине XIII — XIV в. Монгольская империя и изменение политической картины мира. Батыево нашествие на Русь. Северо-Западная Русь между Востоком и Западом. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура. Литовское государство и Русь. Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская Битва. Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в. Родной край в истории и культуре Руси. Формирование единого Русского государства. Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. Московское княжество в первой половине XV в. Распад Золотой Орды и его последствия. Московское государство и его соседи во второй половине XV в. Русская православная церковь в XV — начале XVI в. Человек в Российском государстве второй половины XV в. Формирование культурного пространства единого Российского государства. Истории и культура родного края.

7 класс

Россия в XVI в. Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий. Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.  Формирование единых государств в Европе и России. Российское государство в первой трети XVI в. Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. Внешняя политика России во второй половине XVI в. Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые». Опричнина. Россия в конце XVI в. Церковь и государство в XVI в.  Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в. Смутное время. Россия при первых Романовых.  Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в.  Смута в Российском государстве. Окончание Смутного времени. Экономическое развитие России в XVII в. Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве. Изменения в социальной структуре российского общества. Народные движения в XVII в. Россия в системе международных отношений. «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол. Русские путешественники и первопроходцы XVII в. Культура народов России в XVII в. Народы России в XVII в. Cословный быт и картина мира русского человека в XVII в. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в.

8 класс

Введение. У истоков российской модернизации. Россия в эпоху преобразований Петра I. Россия и Европа в конце XVII в. Предпосылки Петровских реформ. Начало правления Петра I. Великая Северная война 1700—1721 гг. Реформы управления Петра I. Экономическая политика Петра I. Российское общество в Петровскую эпоху. Церковная реформа. Положение традиционных конфессий. Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам. Перемены в культуре России в годы Петровских реформ. Повседневная жизнь и быт при Петре I. Значение петровских преобразований в истории страны. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов. Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762). Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг. Внешняя политика России в 1725—1762 гг. Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Российская империя при Екатерине II. Россия в системе международных отношений. Внутренняя политика Екатерины II. Экономическое развитие России при Екатерине II. Социальная структура российского общества второй половины XVIII в. Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва. Народы России. Религиозная и национальная политика  Екатерины II. Внешняя политика Екатерины II. Начало освоения Новороссии и Крыма. Россия при Павле I.   Внутренняя политика Павла I. Внешняя политика Павла I. Культурное пространство Российской империи в XVIII в.  Общественная мысль, публицистика, литература. Образование в России в XVIII в. Российская наука и техника в XVIII в.  Русская архитектура XVIII в. Живопись и скульптура.  Музыкальное и театральное искусство. Народы России в XVIII в. Перемены в повседневной жизни российских сословий.

9 класс

Россия в первой четверти XIX в. Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского. Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг. Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии. Внешняя  политика Александра I в 1813—1825 гг. Либеральные и охранительные тенденции во  внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг. Национальная политика Александра I. Социально-экономическое  развитие страны в первой четверти XIX в. Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов. Россия во второй четверти XIX в.  Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I.  Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. Общественное движение при Николае I. Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны. Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817—1864 гг. Крымская война 1853—1856 гг. Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Россия в эпоху Великих реформ. Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России. Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г  Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация.  Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период. Общественное движение при Александре II и политика правительства. Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе. Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Россия в 1880—1890-е гг. Александр III: особенности внутренней политики. Перемены в экономике и социальном строе. Общественное движение при Александре III. Национальная и религиозная политика Александра III. Внешняя политика Александра III. Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в. Россия в начале XX в. Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития. Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв. Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг. Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг. Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг. Социально-экономические реформы П. А. Столыпина. Политическое развитие страны в 1907—1914 гг. Серебряный век русской культуры.

3. Тематическое планирование

№ п/п

Название разделов. тем

Количество часов

1

5 класс (68 час)

ВВЕДЕНИЕ

1

2

Раздел I. Счет лет в истории

1

3

Раздел II.Первобытность

6

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники

3

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы  

3

4

Раздел III. ДРЕВНИЙ ВОСТОК

19

5

Тема 5. Древний Египет  

От первобытности к цивилизации

7

6

Тема 6. Западная Азия в древности  

7

7

Тема 7. Индия и Китай в древности

5

Раздел IV. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

21

8

Тема 8. Древнейшая Греция

5

9

Тема 9. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

7

10

Тема 10. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии

5

11

Тема 11. Македонские завоевания в IV в. до н. э.

4

Раздел V. ДРЕВНИИ РИМ  

17

12

Тема 12. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией  

3

13

Тема 13. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья

3

14

Тема 14. Гражданские войны в Риме

4

15

Тема 15. Римская империя в первые века нашей эры  

5

16

Тема 16. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи  

2

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ

2

17

Признаки цивилизации Греции и Рима.

2

Итого:

68

6 класс (28 час)  История средних веков

Введение. Живое Средневековье

1

1

 Тема 1. Становление средневековой Европы (VI-XIвека).

4

2

 Тема 2. Византийская империя и славяне вVI-XI веках.

2

3

 Тема 3.

Арабы в VI-XI веках.

Возникновение ислама.

1

4

 Тема 4.Феодалы и крестьяне.

2

5

 Тема 5 .Средневековый город в Западной и Центральной Европе.

2

6

 Тема 6.Католическая церковь в VI-XIII веках. Крестовые походы.

1

7

 Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XVвека).

7

8

 Тема 8.Славянские государства и Византия в XIV-XVвеках.

2

9

  Тема 9.Культура Западной Европы в Средние века.

2

10

Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.

3

Итого:

68

7 класс (28 час)

1

Тема 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация  

19

2

Тема 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях)

9

8 класс

 

1

Введение

1

2

Тема 1 Эпоха Просвещения. Время преобразований

13

3

Тема 2.Франция в XVIII в.

6

4

Тема 3. Традиционные общества Востока.

6

5

Повторение

2

9 класс

1

Введение

От традиционного общества к обществу индустриальному.  

1

2

Тема 1 . Начало индустриальной эпохи

7

3

Тема 2. Страны Европы и США в первой половине XIX в.

10

4

Тема 3. Азия, Африка и Латинская Америка в XIX — начале XX в.

5

5

Тема 4 . Страны Европы и США во второй половине XIX — начале XX в.

6

6

Тема 5. Международные отношения в XIX веке

2

Итого:

31

История России 6 класс

1

Введение. Наша Родина - Россия

1

2

Тема 1 .Народы и государства на территории нашей страны в древности

5

3

Тема 2 . Русь в IX –первой половине XIIвека

11

4

Тема 3 .Русь  в середине XII-начале XIII века

5

5

Тема 4. Русские земли в середине XIII-XIV века

10

6

Тема 5. Формирование единого Русского государства

8

Итого

40

7 класс

1

Тема 1. Россия в XVI веке

20

2

Тема 2. Смутное время. Россия при первых Романовых

20

Итого

40

8 класс

1

Введение

1

2

Тема 1. Россия в эпоху преобразований Петра

13

3

Тема 2. Россия при наследниках ПетраI: эпоха дворцовых переворотов

6

4

Тема 3. Российская империя при Екатерине II

9

5

Тема 4. Россия при Павле I

2

6

Тема 5. Культурное пространство Российской империи в XVIII веке

9

Итого

40

9 класс 71час

1

Тема 1. Россия в первой четверти XIX века

13

2

Тема 2. Россия во второй четверти XIX века

14

3

Тема 3. Россия в эпоху Великих реформ

13

4

Тема 4. Россия в 1880-1890-е годы

14

5

Тема 5. Россия в начале XX века

17

Итого

71

Приложение 1.

КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Номер раздела и темы урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

(план)

Дата

(факт)

Примечание Причина корректировки

Тема 1.

 5 класс (68 час)

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

1

1.1

Введение 1 ч

1

3.09

Раздел I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (6 ч)

Тема 2. Первобытные собиратели и охотники (3 ч)

2

2.1

Древнейшие люди.  

1

7.09

3

2.2.

Родовые общины охотников и собирателей.

1

9.09

4

2.3

Возникновение искусства и религиозных верований.  

1

10.09

Тема 3. Первобытные земледельцы и скотоводы (2 ч)

5

3.1

Возникновение земледелия и скотоводства.  

1

17.09

6

3.2

Появление неравенства и знати. 1 ч

1

18.09

7

3.3

Контрольная работа

1

25.09

Тема 4. Счёт лет в истории (1 ч)

8

4.1

Измерение времени по годам

1

26.09

Раздел II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (19 ч)

Тема 5. Древний Египет (7 ч)

9

5.1

Государство на берегах Нила

1

2.10

10

5.2

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

1

3.10

11

5.3

Жизнь египетского вельможи.

1

9.10

12

5.4

Военные походы фараонов.

1

10.10

13

5.5

Религия древних египтян.

1

16.10

14

5.6

Искусство Древнего Египта.

1

17.10

15

5.7

Письменность и знания древних египтян.  

1

23.10

Тема 6. Западная Азия в древности (7 ч)

16

6.1

Древнее Двуречье.

1

6.11

17

6.2

Хаммурапи и его законы

1

7.11

18

6.3

Финикийские мореплаватели

1

13.11

19

6.4

Библейские сказания.

14.11

20

6.5

Древнееврейское царство.

1

20.11

21

6.6

Ассирийская держава.

1

21.11

22

6.7

Персидская держава «царя царей».

1

27.11

Тема 7. Индия и Китай в древности (4 ч)

23

7.1

Природа и люди Древней Индии.

1

28.11

24

7.2

Индийские касты.

1

4.12

25

7.3

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

1

5.12

26

7.4

Первый властелин единого Китая.  

1

11.12

27

7.5

Контрольная работа

1

12.12

Раздел III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (21 ч)

Тема 8. Древнейшая Греция (5 ч)

28

8.1

Греки и критяне.

1

18.12

29

8.2

Микены и Троя.

1

19.12

30

8.3

Поэма Гомера «Илиада».  

1

25.12

31

8.4

Поэма Гомера «Одиссея».

1

26.12

32

8.5

Религия древних греков.

1

15.01

Тема 9. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч)

33

9.1

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

1

16.01

34

9.2

Зарождение демократии в Афинах

1

22.01

35

9.3

Древняя Спарта

1

23.01

36

9.4

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей

1

29.01

37

9.5

Олимпийские игры в древности

1

30.01

38

9.6

Победа греков над персами в Марафонской битве.

1

5.02

39

9.7

Нашествие персидских войск на Элладу.

1

6.02

Тема 10.  Возвышение  Афин в V в. до н. э.  и расцвет демократии  (5 ч)

40

10.1

В гаванях афинского порта Пирей.

1

12.02

41

10.2

В городе богини Афины.

1

13.02

42

10.3

В афинских школах и гимнасиях.

1

19.02

43

10.4

В афинском театре.

1

20.02

44

10.5

Афинская демократия при Перикле.

1

26.02

Тема 11. Македонские завоевания в IV в. до н. э. (3 ч)

45

11.1

Города Эллады подчиняются Македонии.

1

27.02

46

11.2

Поход Александра Македонского на Восток.

1

4.03

47

11.3

В Александрии Египетской

1

5.03

48

11.4

Контрольная работа

1

11.03

Раздел IV. ДРЕВНИИ РИМ (17 ч)

Тема 12. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч)

49

12.1

Древнейший Рим.

1

12.03

50

12.2

Завоевание Римом Италии.  

1

18.03

51

12.3

Устройство Римской республики.  

1

19.03

Тема 13. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч)

52

13.1

Вторая война Рима с Карфагеном.  

1

1.04

53

13.2

Установление господства Рима во всём Средиземноморье.  

1

2.04

54

13.3

Рабство в Древнем Риме.

1

8.04

Тема 14. Гражданские войны в Риме (4 ч)

55

14.1

Земельный закон братьев Гракхов.  

1

9.04

56

14.2

Восстание Спартака.

1

15.04

57

14.3

Единовластие Цезаря.

1

16.04

58

14.4

Установление империи.  

1

22.04

Тема 15. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч)

59

15.1

Соседи Римской империи.  

1

23.04

60

15.2

В Риме при императоре Нероне.  

1

29.04

61

15.3

Первые христиане и их учение.

1

30.04

62

15.4

Расцвет Римской империи во II в. н. э.

1

6.05

63

15.5

Вечный город и его жители.

1

7.05

Тема 16. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2 ч)

64

16.1

Римская империя при Константине.

1

13.05

65

16.2

Взятие Рима варварами.

1

14.05

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (3 ч)

66-

Признаки цивилизации Греции и Рима. 2 ч  20.05-21.05

68

Итого : 68

6 класс (28 час) История средних веков

1

 Становление средневековой Европы (VI-XIвека).

Введение. Живое Средневековье.

4

1

2.09

2

1.1

Образование варварских королевств.

 Государство франков и христианская церковь в VI-VIII вв.

1

3.09

3

1.2

Возникновение и распад империи Карла Великого

1

9.09

4

1.3

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI веках.

1

10.09

5

1.4

Англия в раннее Средневековье.

1

16.09

6

2.1

 Византийская империя и славяне в VI-XI веках.

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии

1

17.09

7

2.2

Образование славянских государств.

1

23.09

8

3.1

 Арабы в VI-XI веках.

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата.

1

24.09

9

4.1

Феодалы и крестьяне.

Средневековая деревня и её обитатели.

2

1

30.09

10

4.2

В рыцарском замке.

1

1.10

11-12

5.1-5.2

 Средневековый город в Западной и Центральной Европе.

Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни.

Торговля в Средние века.

2

7.10-8.10

13

6.1

 Католическая церковь в VI-XIII веках. Крестовые походы. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

1

14.10

14

6.2

Крестовые походы.

1

15.10

15

7.1

 Образование централизованных государств  в Западной Европе (XI-XVвека). Как происходило объединение Франции.

7

1

21.10

16

7.2

Что англичане считают началом своих свобод.

1

22.10

17

7.3

Столетняя война.

1

5.11

18-19

7.4-7.5

Усиление королевской власти в конце XV в  во Франции и в Англии.

2

11.11-12.11

20

7.6

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

1

18.11

21

7.7

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII –XVвв.

1

19.11

22

8.1

 Славянские государства и Византия в XIV-XVвеках. Гуситское движение в Чехии.

2

1

25.11

23

8.2

 Завоевание турками- османами Балканского полуострова.

1

26.11

24

9.1

  Культура Западной Европы в Средние века.

Образование и философия. Средневековая литература.

2

1

2.12

25

9.2

Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения.

1

3.12

26

10.1

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.

3

1

9.12

27

10.2

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.  

1

10.12

28

10.3

Наследие Средних веков в истории человечества

1

16.12

Итого

28

7 класс (28 час)

Тема 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация (19 ч)

1

1.1

Введение. От Средневековья к Новому времени  

1

2.09

2

1.2

Технические открытия и выход к Мировому океану.

1

5.09

3

1.3

Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия.

1

9.09

4-5

1.4-1.5

Усиление королевской власти в XVI - XVII вв. Абсолютизм в Европе.  

2

12.09

6-7

1.6-1.7

Дух предпринимательства преобразует экономику

2

16.09

8

1.8

Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь

1

19.09

9

1.9

Великие гуманисты Европы.  

1

23.09

10

1.10

Мир художественной культуры Возрождения

1

26.09

11

1.11

Рождение новой европейской науки.

1

30.09

12-13

1.12-1.13

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства.  

2

3.10-7.10

14-15

1.14-1.15

Распространение Реформации в Европе. Контрреформация.  

2

10.10-14.10

16

1.16

Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море

1

17.10

17-18

1.17-1.18

Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции

2

21.10-24.10

19

1.19

Повторительно-обобщающий

1

7.11

Тема 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях) (9 ч)

20-21-22

2.1-2.2-2.3

Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций.  

3

11.11-14.11-18.11

23-24-25

2.4-2.5-2.6

Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии.

3

21.11-25.11-28.11

26-27

2.8.

Международные отношения в XVI - XVIII вв.

2

2.12,5.12

Итого: 28

8 класс (28 час)

Тема 1.Эпоха Просвещения. Время преобразований (13час.)

1

Введение  

1

5.09

2-3

1.1-1.2

Великие просветители Европы.

2

6.09,12.09

4-5-6

1.3-1.4-1.5

Мир художественной культуры Просвещения

3

13.09, 19.09, 20.09

7-8

1.6-1.7

На пути к индустриальной эре.

2

26.09, 27.09

9-10

1.8-1.9

Английские колонии в Северной Америке.  

2

3.10, 4.10

11-13

1.10-1.11-1.12

Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки.  

3

10.10, 11.10, 17.10

14

1.13

Повторительно - обобщающий

урок

1

18.10

Тема 2.Франция в XVIII в.  (6ч.)

15-16-17

2.1-2.2-2.3

Причины и начало Великой французской революции  

3

24.10,25.10, 7.11

18-19-20

2.4-2.5-2.6

Великая французская революция. От монархии к республике.

3

8.11,14.11,15.11

21-22

3.1-3.2

 Тема 3.Традиционные общества Востока. (6ч) Начало европейской колонизации.

Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени.

2

21.11,22.11

23-24

3.3-3.4

Государства Востока.

2

28.11,29.11

25-26

3.5-3.6

Начало европейской колонизации.

2

5.12,6.12,

27-28

Повторение  

 

2

12.12,13.12

1

Введение

От традиционного общества к обществу индустриальному (9 класс)  

1

2.09

Тема 1 . Начало индустриальной эпохи(7 час)

2

1.1

Экономическое развитие в XIX-начале XX века

1

3.09

3

1.2

Меняющееся общество

1

4.09

4

1.3

Век демократизации

1

9.09

5-6

1.4-1.5

«Великие идеологии»

2

10.09

7-8

1.6-1.7

Образование и наука. XIXвек в зеркале художественных исканий

2

11.09

Тема 2.  Страны Европы и США в первой половине XIX века(10 ч)

9-10

2.1-2.2

Консульство и Империя

2

17.09,18.09

11-12

2.3-2.4

Франция в первой половине XIX в, :от Реставрации к Империи

2

23.09

13

2.5

Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы

1

24.09

14

2.6

« От Альп до Сицилии»: обьединение Италии

1

30.09

15

2.7

Германия в первой половине XIX века.

1

2.10

16

2.8

Монархия Габсбургов и Балканы в первой половине XIX века

1

7.10

17

2.9

США до середины XIX века.: рабовладение, демократия, экономический рост

1

8.10

18

2.10

Повторительно-обобщающий урок по теме « Страны Европы и США в первой половине XIX века»

1

8.10

Тема 3 Азия, Африка и Латинская Америка в XIX-начале XX века (5 час)

19

3.1

Страны Азии в XIX-начале XX века

1

9.10

20

3.2

Африка в XIX- начале XX    века

1

14.10

21

3.3

Латинская Америка: нелегкий груз независимости

1

15.10

22

3.4

Повторительно-обобщающий урок по теме

1

16.10

23

3.5

Контрольная работа

1

21.10

Тема 4 . Страны Европы и США во второй половине XIX века(6 часа)

24

4.1

Великобритания до Первой мировой войны

1

22.10

25

4.2

Франция :Вторая империя и Третья республика

1

23.10

26

4.3

Германия на пути к европейскому лидерству

1

5.11

27

4.4

Австро- Венгрия и Балканы до Первой мировой войны

1

6.11

28

4.5

Италия: время реформ и колониальных захватов

1

11.11

29

4.6

США в эпоху «позолоченного века» и прогрессивной эры»

1

12.11

Тема 5.Международные отношения: обострение противоречий(2 часа)

30-31

5.1-5.2-

Международные отношения: дипломатия или войны?

2

18.11,

19.11

Итого

31

ИСТОРИЯ РОССИИ 6 класс (40 ч.)

1

Введение .Наша Родина Россия

1

17.12

Тема I. Народы и государства на территории нашей страны в древности (5 ч)

2

1.1

Древние люди и их стоянки на территории современной России

1

23.12

3

1.2

Неолитическая революция.

24.12

3

1.3

Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники

1

6.01

5

1.4

Образование первых государств

1

13.01

6

1.5

Восточные славяне и их соседи

14.01

Тема II. Русь в IX — первой половине XII в. (11 ч)

7

2.1

Первые известия о Руси

1

20.01

8-9

2.2-2.3

Становление Древнерусского государства

2

21.01,27.01

10

2.4

Правление князя Владимира. Крещение Руси

1

28.01

11

2.5

Русское государство при Ярославе Мудром

1

3.02

12

2.6

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

1

4.02

13

2.7

Общественный строй и церковная организация на Руси

1

10.02

14

2.8

Культурное пространство Европы и культура Древней Руси

1

11.02

15

2.9

Повседневная жизнь населения

1

17.02

16

2.10

Место и роль Руси в Европе. Повторительно-обобщающий урок по теме II

1

18.02

17

2.11

Урок истории и культуры родного края в древности

1

24.02

Тема III. Русь в середине ХП — начале XIII в. (5 ч)

18

3.1

Политическая раздробленность в Европе и на Руси

1

25.02

19

3.2

Владимиро-Суздальское княжество

1

2.03

20

3.3

Новгородская республика

1

3.03

21

3.4

Южные и юго-западные русские княжества

1

10.03

22

3.5

Повторительно-обобщающий урок по теме III

1

16.03

Тема IV. Русские земли в середине XIII — XIV в. (10 ч)

23

4.1

Монгольская империя и изменение политической картины мира

1

17.03

24

4.2

Батыево нашествие на Русь

1

30.03

25

4.3

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

1

31.03

26

4.4

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура

1

6.04

27

4.5

Литовское государство и Русь

1

7.04

28

4.6

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси

1

13.04

29

4.7

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва

1

14.04

30

4.8

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в.

1

20.04

31

4.9

Родной край в истории и культуре Руси

1

21.04

32

4.10

Повторительно-обобщающий урок по теме IV

1

27.04

Тема V. Формирование единого Русского государства (8 ч)

33

5.1

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.

1

28.04

34

5.2

Московское княжество в первой половине XV в.

1

4.05

35

5.3

Распад Золотой Орды и его последствия

1

5.05

36

5.4

Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

1

11.05

37

5.5

Русская православная церковь в XV — начале XVI в.

1

12.05

38

5.6

Человек в Российском государстве второй половины XV в.

1

18.05

39

5.7

Формирование культурного пространства единого Российского государства

1

19.05

40

5.8

Урок истории и культуры родного края или повторительно- обобщающий урок по теме V (по усмотрению учителя

1

25.05

Итого:

40

7 класс (40ч.)

Тема I. Россия в XVI в. (20 ч)

1-2

1.1-1.2

Мир и Россия в начале

эпохи Великих географических

открытий

2

9.12,12.12

3

1.3

Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.

1

16.12

4-5

1.4-1.5

Формирование единых государств в Европе и России

1

19.12,23.12

6

1.6

Российское государство в первой

трети XVI в.

1

26.12

7

1.7

Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в

1

6.01

8-9

1.7-1.8

Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.

2

9.01,13.01

10-11

1.9-1.10

Внешняя политика России во второй половине XVI в.

2

16.01,20.01

12-13

1.11-1.12

Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые»

2

23.01,27.01

14-15

1.13-1.14

Опричнина

2

30.01,3.02

16

1.15

Россия в конце XVI в.

1

6.02

17-18

1.16-1.17

Церковь и государство в XVI в.

2

10.02,13.02

19

1.18

Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.

1

17.02

20-21

1.19-1.20

Повторительно-обобщающий урок или контрольно-оценочный урок по теме I (по усмотрению учителя)

2

20.02,24.02

Тема II. Смутное время. Россия при первых Романовых (20 ч)

22

2.1

Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в.

27.02

23-24

2.2-2.3

Смута в Российском государстве

2.03.5.03

25-26

2.4-2.5

Окончание Смутного времени

9.03,12.03

27

2.6

Экономическое развитие России в XVII в.

12.03

28-29

2.7-2.8

Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве

2

16.03,19.03

30

2.9

Изменения в социальной структуре российского общества

30.03

31

2.10

Народные движения в XVII в.

2.04

32

2.11

Россия в системе международных отношений

6.04

33

2.12

«Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России

9.04

34-35

2.13-2.14

Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол

13.04,16.04

36

2.15

Русские путешественники и первопроходцы XVII в.

20.04

37

2.16

Культура народов России в XVII в.

23.04

38-39

2.17-2.18

Народы России в XVII в. Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в.

27.04,30.04

40

Повторительно-обобщающие уроки или контрольно-оценочные уроки по теме II (по усмотрению учителя)

7.05,14.05

Итого:

40

8 класс (40ч.)

Введение (1 ч)

У истоков российской модернизации

Тема I. Россия в эпоху преобразований Петра I (13 ч)

1

1.1

Россия и Европа в конце XVII в.

1

19.12

2

1.2

Предпосылки Петровских реформ

1

20.12

3

1.3

Начало правления Петра I

1

26.12

4

1.4

Великая Северная война 1700— 1721 гг.

1

27.12

5

1.5

Реформы управления Петра I

1

16.01

6

1.6

Экономическая политика Петра I

1

17.01

7

1.7

Российское общество в Петровскую эпоху

1

23.01

8

1.8

Церковная реформа. Положение традиционных конфессий

1

24.01

9

1.9

Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам

1

30.01

10

1.10

Перемены в культуре России в годы Петровских реформ

1

31.01

11

1.11

Повседневная жизнь и быт при Петре I

1

6.02

12

1.12

Значение петровских преобразований в истории страны

1

7.02

13

1.13

Повторительно-обобщающий урок по теме I

1

13.02

Тема II. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов (5 ч)

14

2.1

Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762)

1

14.02

15

2.2

Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг.

1

20.02

16

2.3

Внешняя политика России в 1725—1762 гг.

1

21.02

17

2.4

Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг.

1

27.02

18

2.5

Повторительно-обобщающий урок по теме II

1

28.02

Тема III. Российская империя при Екатерине II (9 ч)

19

3.1

Россия в системе международных отношений

1

5.03

20

3.2

Внутренняя политика Екатерины II

1

6.03

21

3.3

Экономическое развитие России при Екатерине II

1

12.03

22

3.4

Социальная структура российского общества второй половины XVIII в

1

13.03

23

3.5

Восстание под предводительством

Е. И. Пугачёва

1

19.03

24

3.6

Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II

1

20.03

25

3.7

Внешняя политика Екатерины II

1

2.04

26

3.8

Начало освоения Новороссии и Крыма

1

3.04

27

3.9

Повторительно-обобщающий урок по теме III

1

904

Тема IV. Россия при Павле I (2 ч)

28

4.1

Внутренняя политика Павла I

1

10.04

29

4.2

Внешняя политика Павла I

1

16.04

Тема V. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. (9 ч)

30

5.1

Общественная мысль, публицистика, литература

1

17.04

31

5.2

Образование в России в XVIII в.

1

23.04

32

5.3

Российская наука и техника в XVIII в.

1

24.04

33

5.4

Русская архитектура XVIII в.

1

30.04

34

5.5

Живопись и скульптура

1

8.05

35

5.6

Музыкальное и театральное искусство

1

14.05

36

5.7

Народы России в XVIII в.

1

15.05

37

5.8

Перемены в повседневной жизни российских сословий

1

21.05

38

5.9

Повторительно-обобщающий урок по темам IV и V

1

22.05

Резерв: 2 часа

Тема I. Россия в первой четверти XIX в. (13 ч)

1-2

1.1-1.2

Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского

2

3-4

1.3-1.4

Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг.

2

20.11, 25.11

5-6

1.5-1.6

Отечественная война 1812 г.

2

26.11 27.11

7-8

1.7-1.8

Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813—1825 гг.

2

2.12 3.12

9-10

1.9-1.10

Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815— 1825 гг.

2

4.12 9.12

11-12

1.11-1.12

Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в

2

10.12 -11.12

13

1.13

Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов

1

16.12

Тема II. Россия во второй четверти XIX в. (14 ч)

14-15

2.1-2.2

Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I

2

17.12 18.12

16-17

2.3-2.4

Социально-экономическое развитие страны во второй

четверти XIX в.

2

23.12 24.12

18-19

2.5-2.6

Общественное движение при Николае I

2

25.12 30.12

20

2.7

Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны

1

6.01

21-22

2.8-2.9

Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817—1864 гг.

2

8.01 13.01

23-24

2.10-2.11

Крымская война 1853—1856 гг.

2

14.01 15.01

25-26

2.12-2.13

Культурное пространство империи в первой половине XIX

2

20.01 21.01

27

2.14

Повторительно-обобщающий урок по темам I и II

1

22.01

Тема III. Россия в эпоху Великих реформ (13 ч)

2829

3.1-3.2

Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России

2

27.01 28.01

30-31

3.3-3.4

Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.

2

29.01

32-33

3.5-3.6

Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация

2

3.02

4.02

34-35-36

3.7-3. 8-3.9

Социально-экономическое развитие страны в пореформенный

период

Общественное движение при Александре II и политика правительства

3

5.02

10.02

11.02

37-38

3.103.11

Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе

2

12.02

17.02

39-40

3.12-3.13

Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.

2

18.02

19.02

Тема IV. Россия в 1880—1890-е гг. (14 ч)

41-42

4.1-4.2

Александр III: особенности внутренней политики

2

24.02

25.02

43-44

4.3-4.4

Перемены в экономике и социальном строе

2

26.02-2.03

45-46

4.5-4.6

Общественное движение при Александре III

2

3.03

4.03

47

4.7

Национальная и религиозная политика Александра III

1

9.03

48-49

4.8-4.9

Внешняя политика Александра III

2

10.03

11.03

50-51

4.10-4.11-4.12

Культурное пространство империи во второй половине XIX

3

16.03

17.03

18.03

52-53

4.13-4.14

Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в.

2

30.03

31.03

Тема V. Россия в начале XX в. (17 ч)

54-55

5.1-5.2

Россия и мир на рубеже XIX—

XX вв.: динамика и противоречия развития. Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв.

2

1.04

6.04

56-57

5.3-5.4

Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг.

2

7.04

8.04

58-59

5.5-5.6

Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904— 1905 гг.

2

13.04

14.04

60-61

5.7-5.8

Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг.

2

15.04

20.04

62-63

5.9-5.10

Социально-экономические реформы П. А. Столыпина

2

21.04

22.04

64-65

5.11-5.12

Политическое развитие страны в 1907—1914 гг.

2

27.04

28.04

66-68

5.13-5.14-5.15

Серебряный век русской культуры

3

29.04

6.5

11.05

69-70

5.16-5.17

Повторительно-обобщающий урок по темам III—V

2

16.05

17.05

Итого

71


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «История» для учащихся 5 класса 2012-2013уч. год.

Рабочая программа курса «История» для учащихся 5 класса Количество часов: - всего 68 часов; - в неделю 2 час. Плановых контрольных уроков - 2 ч.; Планирование составлено на основе Пр...

Рабочая программа по истории для учащихся 5-9 классов

Программа разработана на основе  примерной программы по учебным предметам. История 5 - 9 классы  (Примерная  программа по учебным предметам. История 5-9 классы/ Стандарты второго поколе...

Рабочая программа по истории для учащихся 8 классов

Рабочая программа по истории предназначена для учащихся 8-х классов, содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, содержание программы, список основных понятий, литературы для...

Рабочая программа по истории для учащихся 10 класса

Рабочая программа по истории для учащихся 10 класса  составлена на основе Примерной программы основного среднего (полного) общего образования по истории и  авторских программ Загладина Н.В.,...

Рабочая программа по истории для учащихся 11 класса

Рабочая учебная программа по истории для учащихся 11 класса  составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории, авторской программы О. Ю. Стреловой "Новейш...

Рабочая программа по истории для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по истории для учащихся 10-11 классов. Базовый уровень...

Рабочая программа по истории для учащихся 10-11 классов на 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по истории для учащихся 10-11 классов...