Методические приемы подготовки к ЕГЭ на уроках истории.
материал по истории (11 класс) на тему

Антонова Ирина Александровна

В последние годы, в связи с введением ЕГЭ, происходит значительный пересмотр системы методических подходов к тому или иному предмету.  Изменение структуры итоговой аттестации повлекло за собой и изменение дидактических приемов.

 Тест ( с английского) – проба, испытание. Эксперимент по переходу на ЕГЭ проводится с целью создания системы объективной оценки подготовленности выпускников общеобразовательных учреждений. Он был начат в 2001 году в пяти регионах страны с нескольких учебных предметов, в число которых вошло обществознание и история. В 2006 году экзамен в этой форме сдавали в 52 регионах РФ.

  Первый опыт проведения тестирования относится к 20-м годам прошлого века. В 1925 году при педагогическом отделе Института методов школьной работы была создана особая тестовая комиссия. В её задачи входила разработка стандартизированных тестов для школы. Тесты школьной успешности разрабатывались, активно обсуждались и были основой массовых обследований вплоть до 1936 года. Затем в силу политических причин они надолго ушли из широкой педагогической практики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_antonovoyi.a.docx31.4 КБ

Предварительный просмотр:

Антонова И.А. учитель истории и обществознания МБОУ СОШ  №22

Методические приемы подготовки к ЕГЭ на уроках истории.

В последние годы, в связи с введением ЕГЭ, происходит значительный пересмотр системы методических подходов к тому или иному предмету.  Изменение структуры итоговой аттестации повлекло за собой и изменение дидактических приемов.

 Тест ( с английского) – проба, испытание. Эксперимент по переходу на ЕГЭ проводится с целью создания системы объективной оценки подготовленности выпускников общеобразовательных учреждений. Он был начат в 2001 году в пяти регионах страны с нескольких учебных предметов, в число которых вошло обществознание и история. В 2006 году экзамен в этой форме сдавали в 52 регионах РФ.

  Первый опыт проведения тестирования относится к 20-м годам прошлого века. В 1925 году при педагогическом отделе Института методов школьной работы была создана особая тестовая комиссия. В её задачи входила разработка стандартизированных тестов для школы. Тесты школьной успешности разрабатывались, активно обсуждались и были основой массовых обследований вплоть до 1936 года. Затем в силу политических причин они надолго ушли из широкой педагогической практики.

  В настоящее время практически все страны Европы активно используют тестирование в области образования. Массовое тестирование стало основой международных сравнительных исследований. Результаты тестирования позволили определить общее состояние знаний и умений российских школьников, выявить место России среди стран-участниц.

На официальном портале ЕГЭ в ежегодно публикуемых отчетов читаем:

« Единый государственный экзамен по истории был нацелен на выявление уровня обученности лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования.

Совокупность требований к подготовке участников ЕГЭ, объединяющая их содержательные и деятельностные компоненты, включает в себя следующие объекты проверки учебных достижений:

- знание основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность отечественной и всемирной истории, периодизации всемирной и отечественной истории;

- умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

 умение осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника; время, обстоятельства, цели его создания; степень достоверности);

 умение анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (таблица);

 умение систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях исторического процесса;

 умение использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временнόго и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;

 умение представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности;

 умение формулировать собственную позицию и т.д.

К сожалению, здесь не сказано, что одно из основных умений –это воспроизведение знаний в тестовом формате. И если со всем вышеперечисленным многие сильные ученики неплохо справляются, то как раз последнее часто вызывает наибольшие затруднения. Поэтому проверочные работы провожу не только в тестовом формате, но и даю темы для рассуждения (Дайте характеристику (оценку) внешней политики СССР в эпоху Брежнева)

Экзаменационная работа 2013 года охватывает содержание курса истории России с древности по настоящее время с включением элементов всеобщей истории (история войн, дипломатии, культуры, экономических связей и т.п.) и нацелена на выявление образовательных достижений выпускников средних общеобразовательных учреждений.

Задания КИМ охватывают значительный пласт фактического материала. В то же время особое внимание уделяется проверке аналитических и информационно-коммуникативных умений выпускников.

Акцентируется внимание на заданиях, направленных на проверку умений: систематизировать исторические факты; устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи; использовать источники информации разных типов (текстовый источник, таблица, историческая карта, иллюстрация) для решения познавательных задач; аргументировать собственную позицию с привлечением исторических знаний; представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности. Согласно замыслу разработчиков, ориентация на активную деятельность экзаменуемых, а также привлечение широкого круга исторических источников, проблемных исторических материалов создают возможности для выявления выпускников, в наибольшей степени ориентированных на продолжение образования по данному профилю.

1. Изменения в КИМ 2013 года по сравнению с КИМ 2012 года.

Общее направление совершенствования КИМ – усиление блока заданий, проверяющих аналитические и информационно-коммуникативные умения выпускников.

Общее число заданий в экзаменационной работе – 40. Каждый вариант КИМ состоит из 3 частей.

Часть 1 содержит 21 задание с выбором ответа (один верный ответ из четырех предложенных). С их помощью проверяются базовые знания исторических фактов, процессов, явлений, причин и следствий событий; умение производить поиск информации в источнике. В этой части работы изменений нет.

Часть 2 увеличена с 12 до 13 заданий. Изменилось содержательное деление части 2 на периоды истории России: если в 2012 г. каждое из заданий В1–В9 было закреплено за одним из периодов истории, то в 2013 г. все задания части 2 могут охватывать весь курс истории России (VIII – начало XXI в.). В целях предотвращения неэффективной проверки одних и тех же умений на материале разных исторических периодов в 2013 г. исключены повторяющиеся в части 2 работы задания на умение определять последовательность событий (В6 по нумерации 2012 г.), систематизацию исторической информации (В4, В7 – множественный выбор; В5, В8 – соответствие).

Добавлены блоки заданий на работу с исторической картой (В8– В11), и иллюстративным материалом (В12–В13). В целях оптимизации проверки сформированности комплекса умений, связанных с анализом исторического источника, изменена структура задания на работу с историческим источником (В9 по нумерации 2012 г.). При выполнении задания на систематизацию исторической информации (выбор лишнего термина из ряда, В10 по нумерации 2012 г.) теперь нужно указать цифру, которой обозначен правильный ответ, а не выписать сам термин.

Часть 3 содержит 6 заданий с развернутым ответом, выявляющих и оценивающих освоение выпускниками различных комплексных умений.  С1–С3 – комплекс заданий, связанных с анализом исторического источника (проведение атрибуции источника; извлечение информации; привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, позиции автора).

С4–С6 – задания, связанные с применением приемов причинно следственного, структурно-функционального, временнόго и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений.

Задание С4 связано с анализом какой-либо исторической проблемы, ситуации.

Задание С5 – анализ исторических версий и оценок, аргументация различных точек зрения с привлечением знаний курса. Изменена структура задания С5. Новое задание предполагает приведение аргументов, как в поддержку, так и в опровержение оценки определенного исторического явления, процесса. Данное изменение нацелено на расширение комплекса проверяемых умений, в частности включения в перечень умения формулировать и аргументировать различные точки зрения на одну и ту же проблему, что необходимо, например, при ведении дискуссии. Максимальный балл, который можно получить за полное правильное выполнение задания С5, увеличен до 4.

Задание С6 – представление результатов историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности. В связи с необходимостью, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных стандартов среднего (полного) общего образования, включения в КИМ ЕГЭ по истории заданий, проверяющих знание всеобщей истории, в задании С6 представлены не три, а четыре исторических деятеля, один из которых изучается в курсе всеобщей истории.

 С6 – альтернативное задание: выпускник имеет возможность выбрать одного из четырёх предлагаемых деятелей различных эпох (один из исторических деятелей в списке изучается в курсе всеобщей истории) и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале. Задание С6 также усовершенствовано в направлении большей формализации при оценивании работ. По отдельному критерию (К3) оценивается указание основных результатов деятельности исторической личности. Максимальный балл, который можно получить за правильное выполнение задания увеличен до 6

Как видим, структура работы достаточно сложная, поэтому и подготовка к экзамену начинается  уже с 5 класса. В качестве опроса использую тематические карточки в тестовом формате с различными заданиями, типа: приведите в соответствие (работа с понятиями, датами, личностями) ; о чём идёт речь (или о каком процессе идёт речь); кто есть кто( знание исторических личностей) В тестовом формате провожу контрольные работы и тематические и итоговые, где включаю задания уровня А,Б и С. С этой целью на уроках учу составлять описание событий по алгоритму:  

  1. Название события, дата.
  2. Участники события (с указанием полководцев, руководителей)
  3. Причины, повод, этапы, особенности
  4. Ход события (кратко, с указанием географических названий и дат)
  5. Итоги и значение события (для войн с указанием мира)

Традиционно история и обществознание в школе считаются «устными» предметами в отличие от так называемых «письменных» - русского языка и математики. Контроль ЗУН здесь большей частью не предусматривает письменных ответов, так как задачами ставятся развитие навыков устной речи, умению дискутировать, доказывать свою точку зрения, поэтому использую известный приём исторического диспута при подготовке обучающихся к написанию исторического портрета (задание С6)

использую алгоритм описания личности (правителя) Это и в письменной и в устной форме. На дом даётся задание подобрать дополнительную информацию, новы факты по тому или иному периоду и подготовить, выступление в защиту или обвинения исторического деятеля. Подобного рода задания выполняют одновременно несколько функций: расширяют представления учеников об исторической эпохе, формируют навыки работы с дополнительными источниками, критического отношения к ним, развивают монологическую речь и навыки ораторского мастерства, повышают интерес к изучению предмета.

                       Алгоритм описания личности

  1. Имя, годы правления или годы жизни
  2. Личные качества (особенности характера, воспитания, кто оказал влияние)
  3. Внутренняя политика
  4. Внешняя политика
  5. Оценка историков (современников) или личная оценка

Если это полководец или государственный деятель вместо внутренней и внешней политики направления их деятельности

Как показывает опыт, они(проблемы) зачастую связаны не только с незнанием отдельных исторических сведений, но со слабой речевой подготовкой (ученики не могут грамотно рассуждать, излагать свои мысли), недостаточным развитием аналитического мышления, неумением сравнивать и сопоставлять разного рода явления и факты. Важно, чтобы на уроках истории и обществознания учащиеся познакомились с особенностями выполнения различных типов заданий ЕГЭ. Большое место занимает также практическое выполнение заданий.

Таким  образом, подготовка  к экзамену идет одновременно в нескольких направлениях, часто выходя за рамки только исторического курса.

 Использую исторический практикум.. Практикум, как правило, проходит в форме работы с раздаточным материалом, включающим задания ЕГЭ частей В и С по истории России. В раздаточный материал по возможности включаются все типы заданий, которые вообще можно найти. Кроме того, раздаточный материал может содержать специальные задания обучающего характера, направленные на формирование определенных навыков, необходимых для выполнения заданий ЕГЭ того или иного типа. Учащимся дается время на письменное выполнение определенного задания, а затем кто-то из них выходит к доске для ответа. В случае затруднения остальные учащиеся помогают отвечающему. Заканчивается практическое заданием написанием тестов по данной теме. Тесты составлены на основе заданий частей А и В единого государственного экзамена.

В процессе работы над   практикумом есть ряд принципов, которым желательно следовать:

1)      Важнейшим моментом подготовки к ЕГЭ является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В процессе этой работы рекомендуется использовать различные упражнения, сутью которых является анализ формулировки вопроса и подбор правильного ответа, т.е. соответствующего данной формулировке.

2)      Для успешного выполнения заданий ЕГЭ нужна постоянная тренировка в решении этих заданий. Чем больше учащиеся прорешают заданий ЕГЭ прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, заданий, придуманных самим учителем, тем больше у них будет опыта, и тем меньше возможных неприятных неожиданностей их будет ожидать во время экзамена.

3)       В - третьих, большое внимание должно быть уделено разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение. Для этого учитель, по возможности, должен анализировать все работы, написанные учащимися и выделять наиболее трудные задания, разбирать их на уроке вместе с учениками, находить аналогичные задания (по теме и типу) и отрабатывать с детьми их решение.

4)      В - четвертых, очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к ЕГЭ - это тяжёлый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену (т. е. на такую подготовку, когда практически устранены все отвлекающие факторы и всё внимание уделено только подготовке). Истина эта кажется банальной. Но, поверьте опыту, для успешной подготовки к ЕГЭ учащиеся должны очень хорошо понять, всю сложность и важность подготовки к этому экзамену.

5)      В - пятых, за 2-3 месяца перед экзаменом напряжённость подготовки должна, по-видимому, достигать своего пика. В это время дети должны написать несколько контрольных работ на основе ЕГЭ, нужно заниматься с ними активным повторением наиболее сложных тем. За месяц до экзамена такая напряжённая работа должна прекратиться - учащимся нужно дать время для того, чтобы психологически подготовиться к экзаме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические приемы подготовки к ЕГЭ. Решение задач части С. План и карта. Построение профиля.

Это наиболее сложное задание из предлагаемых в ЕГЭ. Оно предполагает использование полученных знаний в измененной или новой ситуации высокого уровня сложности. Оценивается 2-мя баллами. На его выполне...

Эффективные методические приемы подготовки обучающихся к ЕГЭ по географии

Из опыта работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ...

Методические приемы подготовки к ЕГЭ по истории

Выступление на районном МО учителей истории и обществознания "Методические приемы подготовки  к ЕГЭ по истории"...

Методические приемы подготовки учащихся к региональному этапу олимпиады

Умение владеть знаниями, применять их на практике, интерпретировать и выражать своё отношение к ним - это главная цель педагога в работе с учениками....

Методические приемы подготовки к ЕГЭ.

Обществоведческие дисциплины напичканы сложной  терминологией, без знания которой невозможно сдать ЕГЭ с высокими  показателями. Значит, нужно так организовать работу, чтобы дети постоянно...

Эффективные методические приемы подготовки обучающихся к ЕГЭ по географии

Эффективные методические приемы подготовки обучающихся к ЕГЭ по географии...

Выступление на методической неделе по теме "Формирование приемов и методов УУД на уроках истории и обществознания"

Документ содержит текст выступления на методической неделе по теме "Формирование приемов и методов УУД на уроках истории и обществознания"...