Объединение русских земель вокруг Москвы
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Конспект урока  истории предназначен для школьников 10 класса базового уровня.  На уроке раскрывается политика Ивана Великого, его присоединения к Москве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obedinenie_russkikh_zemel_vokrug_moskvy.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 26

Тема урока: «Объединение русских земель вокруг Москвы».

Цели урока: обеспечить восприятие  основных направлениях внешней и внутренней  политики Ивана III; осветить его деятельность по собиранию русских земель; развивать умения анализировать статьи судебника 1497 года, оценить личность Ивана III, его заслугу в падении ордынского ига.

Оборудование: презентация по теме урока, демонстрационная карта «Создание единого централизованного государства», атласы по истории Отечества,  раздаточный материал, карточки- события

Тип урока: комбинированный

План- конспект урока:

I.Оргмомент.

II.Повторение изученного материала.

1.Комментирование плана- схемы «Куликовская битва».

Общая численность войск Мамая составила  60 тысяч человек, а русских в Коломне- 40-45 тысяч  чел., русские имели 3 эшелона обороны, засадный полк- Владимира Серпуховского, Дмитрия Боброка- Волынца. Дмитрий Иванович сражался с передовым полком, а в его доспехах сражался Михаил Бренок.

2. Повторение исторических  событий, произошедших на Руси. Игра « + и 0»

                 Дм. Донской        1240        ? класса

Ледовое побоище               Невская битва

                                           ? учителя

3. События феодальной войны. Составление развернутого плана на доске.

Василий Дмитриевич 1425 г.

                                           1 этап

                                                       

Василий 2                                 Юрий Дмитриевич (сын Д. Донского)

      ↓                                                                                    ↓

    Москва, Коломна, Н. Новгород,       Звенигород и Галич, Вятка и Устюг, ч.Новгорода

Кострома, Ярославль. Церковь

                                                       2 этап 1433

Мать Софья Витовтовна               →                           Василий Косой и Дмитрий Шемяка

  Василий II Темный

4. Заполнение таблицы «Древо правителей». Повторение хронологии.

Олег- Игорь- Ольга- Святослав- Владимир-Ярослав Мудрый- Владимир Мономах- Ю. Долгорукий, А. Боголюбский, В. Большое Гнездо, Александр Невский, Иван Калита, Дмитрий Иванович Донской, Василий I, Василий II, Иван III.

III. Актуализация субъективного опыта учащихся.

1.Формулировка основных целей и задач урока совместно с учащимися.

Лишь Ивану III удалось приступить к планомерному объединению земель. Начиная с этого времени лозунг собирания русских земель становится основой государственной внешней политики. Таким образом, оформляется ее идеологическая основа.

2. Формулировка проблемного задания:

 Какими способами Иван «собирал» земли? Какова была его политика в отношении удельных князей?

IV. Этап изучения нового материала.

1. Присоединение Новгорода. Составление ОК.

 Политическая и социальная напряженность в Новгороде была характерной чертой его внутренней жизни. Она была вызвана борьбой между двумя группировками: первая, состоящая в основе из большинства новгородской верхушки, во главе с Марфой Борецкой (Посадницей) рассматривала возможность заключения союза с Литовским государством при условии сохранения вольностей Новгородской республики. Вторая группа выступала за объединение с Москвой. В Новгороде широкие демократические посадские круги надеялись найти в Иване своего покровителя в борьбе с городской аристократией, поэтому здесь Иван, сам являясь монархом, покровительствовал демократическим элементом. 1471 г. – партия Борецких заключает договор от имени Новгорода с князем литовским и королем польским Казимиром Ягайловичем, который признавался князем Новгорода и в случае похода Москвы обязывался возглавить оборону.

– Почему Иван обвинял Новгород в предании православия и переходе в «латинство»? (это давало Ивану III  вторгнуться в пределы княжества в качестве защитника веры.)

Тогда слово «латинство» означало приверженность или симпатия католицизму. Этапы завоевания Новгорода:

1) 1471 – на реке Шелони, где московские войска разгромили новгородское ополчение, которому так и не помог Казимир. Заключение договора между Москвой и Новгородом: город сохраняет независимость, но отказывается от союза с Казимиром. Иван – снова новгородский князь;

2) 1475 г. – поездка Ивана в Новгород. Суды Ивана, на которых он расправлялся с соперниками;

3) 1478 г. – ликвидация самостоятельности Новгорода; снятие вечевого колокола.

–  Почему Иван посетил московских помещиков на новгородской территории, а многих знатных новгородцев перевел в другие города? (Тем самым он ликвидировал традиционную новгородскую элиту.)

Проверка задания:

 Конспект:             Новгородская республика

                                                                             

  1. Марфа Борецкая                                 За объединение с Москвой

За союз с Литвой

1471 г. – битва на р. Шелони - разгром новгородцев

1478- присоединение Новгорода к Московскому княжеству

  1. Рассматривание иллюстрации в тексте с. 178

Вывод: Иван III  расширял государство, использую разные методы и способы. Правил страной-43 года, а прожил 64 года. Для 15 века это достаточно длительный срок и в этом ему помогала активная внутренняя и внешняя политика, а так же активный образ жизни, который он вел.

V. Физкультминутка.

«Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто» Сократ.

1шаг «Встать, сесть- верно, неверно»

1. В 1464 году Иван пришел  к власти --

2. Союз за объединение с Литвой возглавляла Марфа Борецкая  +

3. В 1478 году произошла битва на р. Шелони  --

2 шаг «Стороны горизонта» ( Север - вверх, юг- вниз, вправо- восток, влево- запад)

Города: Новгород, Киев, Владимир, Смоленск, Псков).

Достаточно представить какие территории были присоединены Иваном III  

  1. Работа с документом Судебника  по группам.

Группа 1-  Суд и судопроизводство

Группа 2- положение крестьян

Группа3- положение холопов

Проверка знаний:

  1. Суд вели бояре, окольничаи, наместники, волостители. Судьи получали вознаграждение с побежденной стороны, допускались пытки, смертная казнь за все уголовные преступления.
  2. Крестьяне имели право перехода от помещика только 2 недели ( от 26 ноября- Юрьев день)

Крестьяне должны были уплатить пожилое - деньги за двор и постройки, которые возведены при материальной помощи хозяина.

  1. Холоп- тот,  кто продал себя в рабство, или рожден от холопа, или сочетался браком с холопом.

Свободным он мог стать  в 3-х случаях:  попадание в плен или убежавший из плена, за «отпускную» грамоту.

  1.  Присоединения в России. Работа по тексту учебника с. 180 и атласам.

В к. 15 века к Москве присоединена Вязьма.

В н. 16 века- Чернигов, Брянск, Мценск, Рыльск, Гомель.

1514- Смоленск, 1510- Псков, 1521- Рязань.

Вывод: появилось  единое, самостоятельное государство- Россия.

  1. Мнение историков об Иване Васильевиче.

В 2012 году в нашем государстве будут отмечать праздник, посвященный 1150- летию российской государственности. Н. М.Карамзина писал, Россия Олегова, Владимирова, Ярославова погибла в нашествии монголов: нынешняя Россия образована Иоанном».

Как вы относитесь к этому утверждению?

  1. Семья и быт в жизни Ивана III. Сообщение учащихся о питании русского народа.

Семья в жизни Ивана сыграла значительную роль, благодаря родственным связям  он сумел и утвердить порядок внутри страны, и добиться международного признания России.

Иван Васильевич на 12-м году сочетался браком с тверской княжной Марией, в 18 лет имел сына Ивана Молодого. Византийская царевна Софья родила ему пятерых дочерей и четырех сыновей.

Для такой активной политики необходимо было правильное и разнообразное  питание.

IV. Первичное закрепление материала.

А.  Игра «Продолжи и запиши фразу»…

1. Государь всея Руси-           2. Калита                 3. Гордый

4. Темный                                  5. Косой                  6. Шемяка

7. 1382                                        8. Стояние на Угре        9. 1410

Б. «Угадай картину» художника:

--О каком событии русский историк К. Слуцкий написал это строки?

И новгородцы, не переча. Глядели бледною толпой.

Как медный колокол с их веча по воле царской снят долой.

--  «Юрьев день» С. И. Иванов

В.****Создание новых органов государственной власти. Составление схемы.

                                                  Государь всея Руси

                                                                              ↓                                            

                  Боярская дума                              Казна                                              Дворец

Думные дворяне, окольничие, думные дьяки

V. Подведение итога урока.

Какими способами Иван «собирал» земли? Какова была его политика в отношении удельных князей? (Политика Ивана была планомерна: вначале он окончательно подчинил себе земли, которые ранее находились под контролем московских князей – и лишь затем перешел к внешним завоеваниям.)

VI. Домашнее задание .

Чит. п. 18, выписать основные направления политики Василия II.

VII. Рефлексия. Составление синквейна «Иван III», «Софья Палеолог».