Тема по самообразованию. Работа с текстом, как одно из средств повышения качества образования (формирования ключевых компетенций)
методическая разработка по истории на тему

Сегодня, в условиях модернизации  образования,  недостаточно дать учащемуся знания, нужно научить его овладеть методикой познания.

Осуществить это можно при условии активной познавательной деятельности учащихся  в учебном  процессе через организацию самостоятельной работы с текстом.  Работа с текстом является одним из самых универсальных и фундаментальных методов формирования общеучебных компетенций

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема по самообразованию.

 Работа с текстом, как одно из средств повышения

качества образования (формирования ключевых компетенций).

Сегодня, в условиях модернизации  образования,  недостаточно дать учащемуся знания, нужно научить его овладеть методикой познания.

Осуществить это можно при условии активной познавательной деятельности учащихся  в учебном  процессе через организацию самостоятельной работы с текстом.  Работа с текстом является одним из самых универсальных и фундаментальных методов формирования общеучебных компетенций.          

         Работа с текстом позволяет раскрыть  учебно-интеллектуальные  умения учащихся, которые необходимы для самоопределения, самоорганизации и профессионального роста. И для этого необходимо сформировать у учащихся учебно-интеллектуальные умения и навыки, то есть мыслительные операции.

         Работа с текстом ведёт к активному размышлению, развивает творческие возможности у учащихся.

         Работа с текстом позволяет решить воспитательные задачи,  прививая художественный вкус  найти собственные воззрения и убеждения. Через анализ текста учащихся ещё раз пережить героические и трагические события нашей Родины.

Главный принцип формирования ключевых компетенций у учащихся – системность. Все основные компоненты мыслительного развития неразрывно связаны между собой: знания основа мыслительного развития; чем целесообразнее способы добывания знаний,  тем они полноценнее; учение с интересом, с увлечением активизирует процесс мышления, воспитания положительных качеств.  

    Учить ключевым компетенциям – это значит учитывать природные особенности, опираясь на методологические и психологические основы их развития, обеспечивать усвоение содержания учебных предметов. Общие учебные умения успешно формируются, если процесс обучения протекает в оптимальных условиях. Главными же способами оптимизации, как известно, являются следующие: комплексная подготовка целей и задач урока; выделение главного в учебном содержании; выбор и сочетание методов и форм обучения в зависимости дидактических условий; постоянное изучения обучающихся с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения.

Организуя работу учащихся с текстом, я внедряю следующие методы.

МЕТОДЫ РАБОТЫ

1. ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛАВНОГО В ТЕКСТЕ.

Главное – это предмет мысли, сущность данной информации. Выделенное и специально зафиксированное прочно и надолго сберегается в памяти обучающихся. Выделение главного способствует не только прочному и долговременному запоминанию, а так же логическому мышлению, так как это работа включает в себя многие мыслительные операции (анализ, обобщение, сравнение, конкретизацию).

Работая с текстом над выделением главного, нужно обратить внимание:

  • 1. О чём идет речь?
  • 2.  Найти ключевые слова.
  • 3.Обратить внимания на незнакомые слова.
  • 4. Отделить главное от второстепенного.
  • 5.Обозначить в тексте опорные пункты для устного или письменного комментария.

Ведущая  роль,  работая с текстом отводиться  ключевым словам. Ключевые слова  открывают смысловое пространство. Позволяют глубже проникнуть в текст или документ.

ОБУЧАЮЩИМСЯ  ПО ДАННОМУ  МЕТОДУ  РАБОТЫ ПРЕДЛАГАЛИСЬ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАНИЯ.

Работа с текстом.

  • Пояснение к заданию:

     Исправьте не менее шести ошибок (некоторые встречаются не один раз) в тексте.

 

 После смерти Петра Второго встал вопрос о власти. Выбор верховников пал на герцогиню курляндскую Елизавету. Верховники решили усилить самодержавную власть, и вместе с приглашением на престол направили ей кондиции (условия). Кондиции были опубликованы во всех газетах. Елизавета подписала их. Приехав в Москву, она узнала, что почти все дворяне поддерживают кондиции. После этого она их подписала.

  • Кому принадлежат следующие высказывания:

1

«Дайте мне для реформ 20 лет покоя…»                                

А

Л.Д Троцкий

2

«Везде обман, трусость и предательство»                              

Б

П.А Столыпин

3

«Войну не прекращаем, армию демобилизуем, но мира не подписываем»

В

Николай Второй

4

«Человек – самый ценный капитал, кадры решают всё!»  

Г

    Ю.А Гагарин

5

«Поехали»                    

Д

  И.В Сталин

2. РАБОТА С ПОНЯТИМИ, ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ И ТЕРМИНАМИ.

Человек видит мир языком, т.е.  какие названия предметов, явлений он может произнести, то он и понимает. Работа над текстом полноценна только тогда, когда обучающиеся могут объяснить понятия, термины, определения.  Сознание обучающегося начинает полноценно работать, тогда когда он  овладевает понятийным аппаратом. Понятия, термины, определения тесно связаны со словом. Мысль не просто формируется, но и формируется в слове.  В философии понятием называется форма мышления, отражающая общие существенные признаки предметов. Понятия образуются в результате мыслительной деятельности, помощью, с логических методов обработки информации – анализа, сравнения, обобщения.

ОБУЧАЮЩИМСЯ  ПО ДАННОМУ  МЕТОДУ  РАБОТЫ ПРЕДЛАГАЛИСЬ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАНИЯ:

Дайте определения следующим терминам.

  • «Военный коммунизм» -
  • Индустриализация -
  • «Великий перелом» -
  • Продразвёрстка -
  • Продналог -
  • Коллективизация -

3. НАПИСАНИЕ КОНСПЕКТА ПО ТЕКСТУ.

Составление конспекта является одним из самых важных моментов обучения. Быстрое и правильное написание конспекта поможет обучающимся социально и профессионально адаптироваться к современной жизни. Домашнее задание можно построить на составление конспекта по тексту параграфа

Методы составления конспекта:

  • 1. Составление плана.
  • 2. Выделение главной мысли текста.
  • 3. Составление вопросов и ответов по тексту или документу.
  • 4. Составление тезисов.

Составление плана относится к приемам, организующим понимание после прочтения текста. Выполняя подобные задания, учащиеся одновременно решают две обучающие задачи. Во-первых, они серьезно работают над усвоением необходимого учебного материала, а во-вторых, осознанно осваивает приемы понимания текста.

Планы  могут быть:

Простыми (передает только основную информацию в очень кратком виде; его задача -  помочь выделить в тексте главное, осознать исторический факт логически целостно)

Развернутыми (содержит более полную, конкретизирующую информацию)

Картинными  (позволяет воспроизвести детали главного исторического факта предельно эмоционально и красочно)

Смысловыми (предполагают перечисление основных,   существенных признаков, положений, характеризующих исторический факт: причины, последствия, историческое значение)

Стереотипными (помогают рассмотреть в определенном в алгоритме однородные исторические факты, выявить их общие черты и особенности)

Тезисными (предполагают перечисление существенных сторон, признаков, следствий  единичных фактов, не имеющих  в истории аналогов)

При этом необходимо  помнить, что  план  должен содержать обязательную для запоминания информацию, причем  в краткой, четкой формулировке.

При формировании умения составлять план по тексту я использую алгоритмы. Например,

Составить простой план.

  • Внимательно прочитайте текст по абзацам.
  • Дайте каждой части заглавие в форме назывного предложения.
  • Завершив работу над планом не забудь проверить, по всему тексту как он составлен.

Составить сложный план.

  • Внимательно прочитайте текст учебника.
  • Выделите и озаглавьте каждую часть текста (главная мысль).
  • Сформулируйте основные пункты плана обозначив их римскими цифрами.
  • Для каждого основного пункта следует выделить несколько подпунктов арабскими цифрами, которые раскрывают главную мысль текста.
  • В заключение проверь правильность выполнение работы: всё ли содержание текста охвачено планом, нет существующих пропусков или повторов.

Как составить конспект?

  • Прочитайте весь текст, выдели в нём самостоятельные, законченные части, сформулируй главную мысль в виде краткого заголовка.
  • Под каждым заголовком тебе надо выписать из текста соответствующий материал – факт, цифр, цитаты. Старайтесь излагать текст своими словами в сжатой форме.
  • Приступая к конспектированию статьи или главы книги, необходимо записать её полное название, фамилию автора, указать год написания и страницу.
  • Всё положение плана должны быть подтверждены цитатами из текста взятыми в кавычки.
  • Начинайте цитаты с красной строки  подчеркни главную мысль и поставь на полях значок «N B» (от латинского  слова  nota bene – заметить хорошо).
  • Проверить результаты своей работы при необходимости внеси уточнения и исправления

4. СРАВНИТЕЛЬНЫЕ  ХАРАКТЕРИСТИКИ СОБЫТИЙ.

Предметом сравнения являются объекты реальной действительности, их признаки, факты, события, процессы. Сравнение всегда целенаправленно, осуществляется под определенным углом зрения. Сравнение, как прием применяется очень широко. Его можно использовать практически на всех этапах познания в процессе обучения: при восприятии нового материала, систематизации и обобщении знаний, анализа текста. Сравнение позволяет устанавливать связь между теорией и практикой. Развивает творческую направленность у обучающихся.

Методы работы со сравнительными характеристиками:

  • 1. Составление и заполнение таблиц.
  • 2. Написание эссе на исторические темы.
  • 3. Составление сравнительных характеристик исторических личностей.
  • 4. Написание киносценариев по фото документам.
  • 5. Составление сравнительных схем, графиков.

ОБУЧАЮЩИМСЯ  ПО ДАННОМУ  МЕТОДУ  РАБОТЫ ПРЕДЛАГАЛИСЬ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАНИЯ.

Составьте сравнительную таблицу.

Вопросы.

Ливонская война.

Северная война

Причины.

Годы и продолжительность.

Основные события.

Результаты.

  • Памятка. Как писать сочинения – эссе.

    Раскрывая тему сочинения - эссе вы должны знать:

 

  1. Показать свои знания по теме.
  2. Ясно понимать тему эссе.
  3. Должен выразить свое отношение по данной теме.
  4. Использовать термины, которые необходимы для раскрытия темы.
  5. Привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции.

Темы для эссе:

  1. Сравните богословскую деятельность Мартина Лютера и патриарха Никона в период церковных реформ в Европе XVI в. и в РоссииXVII в.
  2. Как и каким образом повлияли идеи Просвещения на складывание общественно-политической мысли в Европе и России?

При развитии умения составления сравнительные исторических личностей, я вначале формирую умение составлять «досье» на самого себя (памятку, которого я сама разработала), а потом переношу на историческую личность.  

Памятка.

Как составить досье.

  1. Дата рождения
  2. Семейное положение.
  3. Физиологические данные: (особенности).
  4. Характер: (положительные и отрицательные качества).
  5. Политические взгляды.

5. АНАЛИЗ ТЕКСТА

Работая над анализом текста нужно обратить внимание на следующее. Обучающие должны выявить нужную информацию в тексе, правильно  интерпретировать её, сравнивать факты, явления, определить причины и последствия рассматриваемых событий, сравнивать предложенные ситуации, мнения действующих лиц, сопоставлять данные ими оценками. Ответить на вопросы и сделать необходимые  обобщения – выводы о сути рассматриваемых проблем

Анализ текста позволяет установить причинно следственные и причинно-временные связи исторических событий.  Развитие логики. Определить общую идею текста.  Определить последовательность  событий. Сравнить и противопоставить события. Объяснить взаимосвязь между событиями.

Письменный и устный комментарий к анализу текста позволит обогатить мыслями, знаниями, умениями, чувствами учащихся. А так же преподаватель может отследить, как обучающийся сумел усвоить пройденную или новую тему.                                                          Задачи:

  • 1. Извлекать информацию из текста
  • 2.  Применять знания по истории в связи с содержанием документа.
  • 3. Обобщать информацию исторического источника, делать выводы, используя знания по теме.
  • 4. Устный анализ текста.
  • 5. Письменный анализ текса.
  • 6. Словесный метод: «слышать и слушать». (культура коммуникаций).    

Учащимся  ПО ДАННОМУ  МЕТОДУ  РАБОТЫ ПРЕДЛАГАЛИСЬ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАНИЯ.

Работа с источником.

Прочитайте отрывок «Жалованная грамота дворянству» и выполните задания.

«…подтверждаем на вечные времена в потомственные роды российскому благородному дворянству вольность и свободу. Позволяем благородным, находящимся в службе, дозволение службу продолжить и от службы просить увольнение, по сделанным на то правилам. Подтверждается благородным дозволение вступать в службу прочих европейских нам союзных держав и выезжать в чужие края. Но как благородное дворянское название и достоинства исстари, ныне, да и впредь приобретаются службою…для того во всякое такое российскому самодержавию нужное время… по первому позыву от самодержавной власти не щадить ни труда, ни самого живота для государственной службы».

 Вопросы.

  1. Определите главное содержание документа.
  2. Какие права предусмотрены грамотой и, какому сословию адресуются?
  3. Какие обязанности предусмотрены в приведенном тексте?
  4. Определите историческое значение этого документа.    

6.Чтение тестовых текстов.

   Правильность решения тестов на уроках, зачетах и в ЕГЭ зависит от умения читать и анализировать тестовые тексты.   

Памятка.

Учись читать текст тестовых заданий.

  • Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.
  • Первое прочтение текста заданий носит ознакомительный характер. Одновременно ты можешь решить те задания, ответ на которые возник у тебя в процессе чтения, сделать пометки около тех вариантов ответа, в неправильности которых ты убежден. А так же на черновике зафиксируй предварительные варианты ответов.
  • Второе прочтение текста заданий должны быть максимально внимательным. Анализируя каждый ответ, выбери правильный. Если осталось время, ты можешь прорешать те задания, в которых не уверен в правильных ответах.

Учащимся  ПО ДАННОМУ  МЕТОДУ  РАБОТЫ ПРЕДЛАГАЛИСЬ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАНИЯ.

  • Расположите в исторической последовательности следующие события:
  1. Куликовская битва.
  2. Крещение Руси.
  3. Свержение татаро – монгольского ига.
  4. Возникновения Киевского государства.

  • При каком князе произошли следующие события.
  1. Крещение Руси.
  2. Куликовская битва.
  3. Свержение татаро-монгольского ига.

  • Соотнесите имена монархов и годы их правления. Подчеркните одной чертой тех, кто занял трон законным путем, а двумя – путём дворцового переворота.

Анна Ивановна            

1740-1741гг

Пётр Второй                  

1761- 1762гг

Пётр Третий                  

1725 – 1727гг

Елизавета  Петровна      

1762 -1796гг

Екатерина Первая          

1727 – 1730гг

Екатерина Вторая            

1741 – 1761гг

Иван Антонович              

1730 – 1740гг

  • Кому принадлежат следующие высказывания:

«Дайте мне для реформ 20 лет покоя…»                                

Л.Д Троцкий

«Везде обман, трусость и предательство»                              

П.А Столыпин

«Войну не прекращаем, армию демобилизуем, но мира не подписываем»

Николай Второй

«Человек – самый ценный капитал, кадры решают всё!»  

Ю.А Гагарин

«Поехали»                    

  И.В Сталин

  • Соотнесите государственных деятелей и исторические события:

Первая мировая война (1914-1918г)

А

И.В Сталин

Русско–японская война (1904-1905гг)                  

Б

А.Ф Керенский

1894-1917гг

В

Адмирал Макаров

Двоевластие.

Г

Николай Второй

Индустриализация и коллективизация

Д

А.А Брусилов

       Анализируя  итоги своего педагогического поиска, я с уверенностью могу сказать, что результаты носят положительный характер, так как наблюдается динамика успеваемости и качества учащихся. Учащиеся научились применять различные формы  работы с текстом. Выделять главное, анализировать  и самостоятельно составлять конспекты, тезисы, сравнение, обобщение. Выполнять познавательные задания различной степени сложности, в основе которых лежит сравнение и умения делать выводы. Обучающие научились устанавливать причинно-следственные и причинно-временные связи. Расширять свой кругозор и понятийный аппарат.

Своей перспективой я вижу в  работе над развитием коммуникативных  компетенций учащихся при анализе текстов исторических документов. Так как, в наше время, важно  не только правильно отбирать и сортировать информацию, но и необходимо критически её осмысливать, а этому, как раз, будет способствовать умение анализировать исторические документы. учащихся будут отрабатывать не только знания, умения, навыки, но и получат опыт творческий деятельности и эмоционально-ценностное отношение к изучаемому предмету.

                                           

              ЛИТЕРАТУРА.

1. В. Ф. Паламарчук «Школа учит мыслить».

2. А. И. Локалова  «Анализ текста».

3. В.В. Соколов «Культура речи»

4. Журнал «Народное образование» №8 2007 г.

5. Журнал «Преподавание истории в школе». №1. 2004.

6.  С.И Гудзовский Учебное пособие для учащихся профильных и училищ по курсу «Социальные компетенции»

7. Журнал «Преподавания истории в школе» №3 2006г.

 

,