Главные вкладки

    Статья по истории на тему:
    К вопросу об актуальности изучения осадного искусства Г.Ю. Цезаря, методы исследования

    Каракин Илья Сергеевич

    В статье раскрывается актуальность изучения осадного искусства Г.Ю. Цезаря для исторической науки и методики преподавания. Описаны и охарактеризованы методы исследования темы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon karakin_i.s._-_k_voprosu_ob_aktualnosti.doc40.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Каракин Илья Сергеевич

    учитель истории МБОУ "Вяткинская СОШ"

    Судогодский р-н

    Владимирская обл.

    2014 г.

    К вопросу об актуальности изучения осадного искусства Г.Ю. Цезаря, методы исследования

            Гай Юлий Цезарь считается одним из величайших полководцев мировой истории. Под его командованием римляне одерживали знаменательные победы над галло-германскими племенами во время консульства Цезаря в Галлии, но и над своими соотечественниками в период гражданской войны в Риме. В связи с этим представляется необходимым рассмотреть осадное искусство Цезаря в период галльских и гражданской войн как часть его военного мастерства. Для этого нужно будет изучить военные действия между 58 – 50 гг. до н.э., происходившие на территории Галлии, частично в Германии и Британии, а также между 49 – 45 гг. до н.э., ведшиеся в Италии, Испании, Греции, Малой Азии и северо-восточной Африке.

            Галльские и гражданская войны выбраны для рассмотрения по следующему ряду причин. До нашего времени сохранилось достаточное количество источников, освещающих указанные события, в том числе все семь книг «Записок о Галльской войне» и три книги «Записок о Гражданской войне», написанных самим Цезарем, а также дополнения современников из окружения полководца и сочинения авторов более позднего периода. Таким образом, имеется подробное описание важнейших кампаний середины I в. до н.э.

            Необходимо помнить и о том, что именно галльские войны принесли Цезарю славу выдающегося полководца, а победа в гражданской войне во многом определила дальнейшую историю Рима.

            Акцент на осадном искусстве сделан потому, что лишь осадное дело требовало от легионеров напряжения всех их сил, так как им приходилось не только сражаться, но и строить различные осадные сооружения. А значит именно в этом аспекте военного дела можно увидеть проявления полководческих талантов Цезаря в полной мере. В связи с этим стоит отметить, что Цезарь, чей опыт осадной войны к началу галльской кампании ограничивался лишь взятием Метилены1, покажет себя великолепным знатоком осадного дела. Не следует забывать и о том, что и сами римские полководцы придавали осадному делу особое значение, как важной части военных успехов. Известна фраза римского полководца Домиция Корбулона: «Врага надлежит побеждать лопатой»2.

    Таким образом, предметом изучения (в моих работах)3 будет выступать осадное искусство Цезаря, объектом – воинская прослойка римского общества середины I в. до н.э. Цель работы – изучить осадное искусство для того, чтобы определить роль осадного дела в военных успехах Цезаря.

    Задачами исследования будут являться: 1) сравнение способов ведения осадной войны в период галльских и гражданской войн, 2) анализ характера взаимоотношений Цезаря с легионерами в процессе осады, 3) изучение возможностей использования темы в школьных курсах.

            Изучение осадного искусства Цезаря позволит глубже понять римское общество и характер его военных достижений в период Поздней Республики, когда продолжалось оформление Римской цивилизации в непрекращающихся войнах с соседями и внутри страны; осознать политическую роль Цезаря в жизни римского общества середины I в. до н.э., понять причины его возвышения. Использование темы в школьных курсах позволит не только формировать основы военно-политических знаний, но также развивать и совершенствовать все основные учебные умения и навыки (в особенности умение работать с источником и конспектировать). Изучение темы позволит привить учащимся уважение к народам и культуре других стран, будет способствовать развитию патриотизма на примере любви римлян к своему Отечеству, поднятию престижа армейской службы.

            При работе над темой в рамках цивилизационного4 подхода были использованы методы сплошного и выборочного анализа при работе с источниками для поиска и выделения интересующей информации по соответствующим вопросам5. Элементы терминологического анализа6 были применены при выявлении смыслового наполнения того или иного термина осадного дела для более точной и четкой его характеристики. Этой же цели служило применение элементов контекстуального метода при изучении контекста употребления определенного термина осадного дела и контент-анализа7. Элементы количественного метода8 были использованы для подсчета частотности употребления и сравнения тех или иных способов ведения осадной войны, целей осады, факторов, влияющих на масштаб и продолжительность осадных работ, предпочтительных форм общения между полководцем и легионерами, др. Использование статистического метода9 служило обработке полученного цифрового материала, для более наглядного его представления были использованы таблицы.

            В работе был применен системный метод10 при изучении предмета исследования, как системы, составными частями которой являются военно-технический компонент и качества полководца и легионеров. Данный метод позволяет изучать предмет лишь статично.

    Применение историко-генетического метода11 имело целью проследить динамику развития предмета, то есть то, как в зависимости от обстоятельств на протяжении обеих кампаний и под влиянием каких факторов происходили изменения в военно-технической составляющей, как использовались Цезарем навыки легионеров в осадном деле и какие способы влияния на боевой дух солдат были использованы полководцем в галльской кампании и гражданской войне.

    Таким образом, разработка заявленной темы является важной и необходимой не только с точки зрения исторической науки, но и методики преподавания.

    Примечания

    1. Ферреро Г. Величие и падение Рима. В 2 кн., кн.1, Спб.: Наука, 1997, с. 223.

    2. Махлаюк А.В. «Между заискиванием и суровостью». О некоторых аспектах римской военной дисциплины // Вестник древней истории, 1998, №1, с. 291; Махлаюк А.В. Римские войны. Под знаком Марса. М.: ЗАО Центрполиграф, 2003, с. 99.

    3. См. подробнее: http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2014/11/03/osadnoe-iskusstvo-gaya-yuliya-tsezarya-fenomen-osady-sushchnost; http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2014/11/04/k-voprosu-ob-osnovnykh-istochnikakh-po-izucheniyu-osadnogo; http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2014/11/04/osadnoe-iskusstvo-gyu-tsezarya-istoriografiya-voprosa; http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2014/12/01/fenomen-osady-gyu-tsezarya-sushchnost-tseli-sravnitelnaya; http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2014/12/02/fenomen-shturma-gyu-tsezarya-sushchnost-tsel-vidy-sravnitelnaya; http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2014/12/03/fenomen-blokady-gyu-tsezarya-sushchnost-tsel-sravnitelnaya; http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2014/11/06/sposoby-vliyaniya-gyu-tsezarya-na-boevoy-dukh-legionerov-pri; http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2014/11/06/k-voprosu-ob-ispolzovanii-gyu-tsezarem-professionalnoy-podgotovki

    4. Барг М.А. Категория «цивилизация» как метод сравнительно-исторического исследования // История СССР, 1991, №5, с. 70-72; Шемякин Я.Г. Проблема цивилизации в советской научной литературе 60-80-х гг. // Там же, с. 86-103; Гуляев В.И. «Первичные цивилизации» и методика изучения исторического процесса // Новая и Новейшая история, 1996, №4, с. 86-88.

    5. Кахк Ю.Ю., Ковальченко И.Д. Методологические проблемы применения количественных методов в исторических исследованиях // История СССР, 1974, №5, с. 95.

    6. Демина С.С. Римское общество в I в. до н.э.: гражданское сознание и поведение. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук (07. 00. 03), Владимир, 2000, с. 14.

    7. Манекин Р.В. Контент-анализ как метод исследования в области истории мысли (Поджо Браччолини) // Вестник Моск. ун-та. Серия 8. История. 1991, №6, с. 73.

    8. Кахк Ю.Ю., Ковальченко И.Д. Методологические проблемы … с. 93, 95-96; Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 1987, с. 294; Хвостова К.В. Количественные методы в истории // Вопросы философии, 2002, №6, с. 60-69.

    9. Санцевич  А.В. Методика исторического исследования. Киев.: Наукова думка, 1984, с. 57.

    10. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973, с. 168-178.

    11. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. с. 170-172.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Осадное искусство Г.Ю. Цезаря: сравнительная характеристика во время галльских и гражданской войн

    В статье рассматриваются основные моменты осадного искусства Г.Ю. Цезаря во время галльских и гражданской войн. В работе использован значительный комплекс источников и специальной литературы....

    К вопросу об основных источниках по изучению осадного искусства Г.Ю. Цезаря

    В статье приведен комплекс основных источников, которые могут быть использованы при изучении осадного искусства Г.Ю. Цезаря, дана их всесторонняя характеристика....

    Осадное искусство Г.Ю. Цезаря: историография вопроса

    В статье приведены основные работы, которые могут быть использованы для изучения осадного искусства Г.Ю. Цезаря во время галльских и гражданской войн. Четко обрисован круг вопросов, поднимаемых  ...

    К вопросу об использовании Г.Ю. Цезарем профессиональной подготовки легионеров в осадном деле

    В статье предпринимается попытка ответить на вопрос о существовании инженерных частей в армии Г.Ю. Цезаря. Представлена информация о характере осадных работ, проводимых легионерами. Сделан акцент на п...

    К вопросу об особенностях изучения драмы на уроках литературы в школе

    В статье рассматриваются некоторые особенности изучения драмы на уроках литературы в школе...

    К вопросу об особенностях изучения драмы на уроках литературы в школе

    Формирование читательских и литературоведческих компетенций на уроках литературы предполагает приобретение учащимися навыков вдумчивого прочтения художественного текста и осмысления его содержан...

    Публикации. Статья в сборнике научных статей по материалам Международной НПК "К вопросу об актуальности педагогического стимулирования технического творчества учащихся подросткового возраста"

    Статья аспиранта кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» Кулавского Ивана Владимировича. Руководитель: Шукшина Т...