Главные вкладки

    Статья по истории на тему:
    К вопросу об основных источниках по изучению осадного искусства Г.Ю. Цезаря

    Каракин Илья Сергеевич

    В статье приведен комплекс основных источников, которые могут быть использованы при изучении осадного искусства Г.Ю. Цезаря, дана их всесторонняя характеристика.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon karakin_i.s._-_k_voprosu_ob_istochnikakh.doc58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Каракин Илья Сергеевич

    учитель истории МБОУ "Вяткинская СОШ"

    Судогодский р-н

    Владимирская обл.

    2014 г.

    К вопросу об основных источниках по изучению осадного искусства Г.Ю. Цезаря

            Г.Ю.        Цезарь - один из самых успешных полководцев в истории, умело использовавший разнообразные военные тактики во время галльских и гражданской войн. Достигнув огромных успехов в осадном деле, превратив его в искусство, Г.Ю. Цезарь в полной мере раскрыл потенциал римской военной машины середины I в. до н.э.

            Основными источниками для работы по теме являются «Записки о Галльской войне» и «Записки о Гражданской войне» Г.Ю. Цезаря, а также дополнения современников из окружения Цезаря – «Записки об Александрийской войне», «Записки об Африканской войне» и «Записки об Испанской войне»1. В качестве вспомогательных источников могут быть привлечены «Стратегемы» С.Ю. Фронтина2, жизнеописания Помпея и Цезаря из «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха3. По типу все эти источники письменные, по разряду – нарративные.

            При характеристике «Записок …» Цезаря и его продолжателей возникает ряд трудностей. До настоящего времени в науке не решен вопрос о жанре «Записок …». «Записки …» Цезаря определяются разными учеными как мемуары апологетического характера, военная хроника, политический памфлет, официальный отчет сенату и римскому народу, разновидность биографии, самопанегирик, дневник военных действий, публицистические записки о своем времени4. Наиболее убедительной является позиция Дурова В.С., который определяет жанр «Записок …» Цезаря как серию сырых заметок, еще не являющуюся окончательным по форме повествованием5.

    Вопрос относительно определения жанра «Записок …» продолжателей Цезаря является еще более сложным, т.к. указанная проблема практически не рассматривается в научной литературе. Жанр «Записок об Александрийской войне», насколько можно судить по использованным работам, историками не определен даже примерно. Что касается «Записок об Африканской войне», то Грабарь-Пассек М.Е. приходит к выводу о том, что они носят характер военного романа6, а «Записки об Испанской войне» являются лагерным дневником, разделяя точку зрения Моммзена Т. в этом вопросе7.

    Вопрос об авторстве дополнений к «Запискам о Гражданской войне» Г.Ю. Цезаря также остается дискуссионным. Большинство историков полагают, что автором «Записок об Александрийской войне» является Авл Гирций8, т.к. указанное сочинение в стилистическом отношении очень близко к восьмой книге «Записок о Галльской войне», которую написал Гирций. В качестве автора «Записок об Африканской войне» историки называют Азиния Поллиона, Оппия, Гирция или других военачальников Цезаря9; в данном случае исследователи не подкрепляют свои позиции какими-либо четкими данными. Автор «Записок об Испанской войне», по утверждению историков, не может быть назван даже приблизительно, не ясен и род его занятий – это мог быть как младший офицер Цезаря, так и вовсе не военный10.

    Датировка «Записок …» Цезаря и его продолжателей тоже весьма туманна, как в работах отечественных, так и западно-европейских историков. Датировку «Записок …» Цезаря затрудняет тот факт, что историки до настоящего времени не определили порядок выхода книг «Записок …» На основе использованной литературы можно выделить четыре основные версии о порядке издания книг11:

    1. «Записки …» издавались постепенно по книге в год;

    2. писались постепенно, но изданы были сразу;

    3. издавались по мере написания в несколько этапов;

    4. единовременное написание и издание каждого сочинения.

    Несмотря на указанные трудности, большинство исследователей сходятся на том, что конечной датой выпуска «Записок о Галльской войне» нужно считать 52 – 51 гг. до н.э.12 Грабарь-Пассек М.Е.13 датирует выход «Записок о Гражданской войне» 44 г. до н.э., Дуров В.С.14 – 46 г. до н.э.

    Датировка «Записок …» продолжателей Цезаря еще менее определенна. Наиболее четкие данные по вопросу приводит Дуров В.С.,15 хотя и они могут быть неточными и подвергнуты критике: «Записки об Александрийской войне» - 47 г. до н.э., «Записки об Африканской войне» - 46 г. до н.э., «Записки об Испанской войне» - 45 г. до н.э.  

    Вопрос о цели написания «Записок …» также полностью не решен. На основе использованной литературы можно выделить две основные версии относительно цели написания «Записок …» Цезаря. Господствующая позиция в научной литературе сводится к тому, что «Записки …» - оправдательные сочинения апологетического толка16, по другой версии, Цезарь, согласно Цицерону, стремился подготовить материал для истории, оставив его потомкам17. Первая позиция является наиболее правдоподобной и аргументированной. Вопрос о цели написания «Записок …» продолжателей Цезаря до настоящего времени остается не решенным.

    Проблема социальной ориентированности произведений также не имеет однозначного решения. Наиболее весомой выглядит позиция историков считающих что Цезарь, преследуя оправдательную цель, обращался к политическим противникам, отвечая на их обвинения, и к друзьям, ища их поддержки18. Среди других возможных адресатов Цезаря называют римских политиков вообще и широкую публику19. Четкими данными относительно социальной ориентированности «Записок …» продолжателей Цезаря историки не обладают.

    Информативность «Записок …» по теме достаточно высока: представлены разнообразные способы ведения осадной войны, технические средства, использовавшиеся Цезарем при осаде, показаны способы влияния полководца на боевой дух легионеров в процессе осады.

    Степень достоверности и объективности источниковой информации «Записок …» продолжает оставаться дискуссионной. Указанный вопрос был поставлен еще Азинием Поллионом, адъютантом Цезаря, который сообщал, что «Записки …» Цезаря составлены недостаточно тщательно и правдиво20, на что указывают как более поздние, так и современные историки, отмечая, что «Записки о Гражданской войне» носят более субъективный характер повествования21. Тем не менее достаточно обоснованной является позиция Дурова В.С. – в «Записках …» (Цезаря – прим. Каракина И.С.) нет полного искажения фактов, можно говорить лишь об их авторской интерпретации под определенным углом зрения22. Таким образом, необходимо очень критично относиться к информации, данной в «Записках …» Цезаря.

    Вопрос относительно достоверности и объективности источниковой информации в «Записках …» продолжателей Цезаря является еще более сложным. Ученые вполне аргументировано считают, что «Записки …» продолжателей Цезаря менее достоверны, чем его собственные произведения23.

            Другим источником по теме является сочинение С.Ю. Фронтина «Стратегемы». Это своеобразный учебник по военному искусству. Автор (30/40 – 103 гг. н.э.)24 – аристократ из Нарбоннской Галлии25, видный политический деятель, полководец, администратор, писатель. Фронтин использует в «Стратегемах» работы как римских авторов, так и греческих26. Создание источника датируется временем между 84 – 88 гг. н.э27. Цель создания «Стратегем» - собрание и систематизация военных хитростей для оказания помощи полководцам28. Произведение адресовано «непосредственно к военачальникам, теоретикам и практикам римской армии …»29 Автор не дает полной картины по теме, но благодаря тому, что информация расположена по разделам, можно четко определить успешные стороны тактики Цезаря в осадном деле. Дискуссионным в науке остается вопрос о принадлежности четвертой книги «Стратегем» Фронтину30, правда с тенденцией решения проблемы в пользу авторства указанного историка. Сочинение Фронтина не свободно от явных ошибок31, но при сравнении с другими источниками «Стратегемы» могут быть использованы по теме.

            Следующим источником по вопросу являются жизнеописания Помпея и Цезаря, данные в «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарха. Автор (46 – 120/130 гг. н.э.)32 – грек из Херонеи, один из образованнейших людей своего времени, происходивший из состоятельной и уважаемой семьи33; государственный деятель, философ, писатель. Историки не дают четкого ответа по вопросу об источниках, использованных Плутархом при составлении биографий Помпея и Цезаря. Время создания биографий или же всего цикла жизнеописаний также четко не определено34. Цель Плутарха – наставление читателей на пути к добродетели35. Произведение ориентировано прежде всего на друзей автора. Плутарх дает информацию об отдельных сторонах и чертах осадного дела Цезаря; акцентирует внимание на битве под Алезией, считая победу Цезаря величайшей; показывает характер взаимоотношений Цезаря и легионеров в процессе осады. Необходимо помнить, что этическую цель Плутарх ставил выше исторической, что отразилось на характере источниковой информации36. Но при известной доле критики произведение также может быть использовано по теме.

            Таким образом, источники позволяют изучить осадное искусство Цезаря во время галльских и гражданской войн.

    Примечания

    1. Цезарь Г.Ю. Записки Юлия Цезаря и его продолжателей о Галльской войне, о Гражданской войне, об Александрийской войне, об Африканской войне : пер. и коммент. М.М. Покровского, М.: Ладомир, 2002; Записки об Испанской войне // Античные и раннесредневековые источники по истории Испании: пер и коммент. Ю.Б. Циркина. Спб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006 // http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1294612118

    2. Фронтин С.Ю. Военные хитрости (Стратегемы). Спб.: Алетейя, 1996.

    3. Плутарх. Помпей. Цезарь // Плутарх. Избранные жизнеописания. В 2 т., т.2, сост. и прим. М. Томашевской. М.: Правда, 1987.

    4. См. подробнее: Дуров В.С. Юлий Цезарь: человек и писатель. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991, с. 146-148.

    5. Дуров В.С. Юлий Цезарь … с. 146-148; Дуров В.С. Художественная историография Древнего Рима. Спб.: Изд-во Спб. ун-та, 1993, с. 43-44.

    6. Грабарь-Пассек М.Е. Юлий Цезарь и его продолжатели // История римской литературы. В 2 т., т. 1, М.: АН СССР, 1959, с. 270.

    7. Моммзен Т. История Рима. В 5 т., т.3, Спб.: Наука, 1995, с. 252; Грабарь-Пассек М.Е. Юлий Цезарь … с. 272.

    8. Покровский М.М. Примечания // Цезарь Г.Ю. Записки Юлия Цезаря и его продолжателей …с. 650; Грабарь-Пассек М.Е. Юлий Цезарь … с. 257; Бокщанин А.Г. Источниковедение Древнего Рима, М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981, с. 56; Утченко С.Л. Юлий Цезарь. М.: Мысль, 1984, с. 4; Дуров В.С. Художественная историография … с. 43.

    9. Моммзен Т. История Рима. с. 252; Дельбрюк Г. История военного искусства. В 4 т., т.1, Спб.: Наука, 1999, с. 391; Покровский М.М. Примечания // Цезарь Г.Ю. Записки Юлия Цезаря и его продолжателей …с. 653; Грабарь-Пассек М.Е. Юлий Цезарь … с. 257, 270; Бокщанин А.Г. Источниковедение Древнего Рима. с. 57; Утченко С.Л. Юлий Цезарь. с. 4; Дуров В.С. Художественная историография … с. 43.

    10. Покровский М.М. Юлий Цезарь // Цезарь Г.Ю. Записки Юлия Цезаря и его продолжателей …с. 428; Грабарь-Пассек М.Е. Юлий Цезарь … с. 272; Бокщанин А.Г. Источниковедение Древнего Рима. с. 57; Утченко С.Л. Юлий Цезарь. с. 4; Дуров В.С. Художественная историография … с. 43; Caesar J.: Alexandrian, African and Spanish Wars: trans. by A.G. Way. Cambridge: Loeb Classical Library, 1955, р. 7-9.

    11. Ферреро Г. Величие и падение Рима. В 2 кн., кн.1, Спб.: Наука, 1997, с. 338; Гаспаров М.Л. Новая зарубежная литература о гражданских войнах в Риме // Вестник Древней истории, 1959, №2, с. 214; Утченко С.Л. Юлий Цезарь. с. 106; Дуров В.С. Юлий Цезарь … с. 155-159, 165.

    12. Покровский М.М. Юлий Цезарь // Цезарь Г.Ю. Записки Юлия Цезаря и его продолжателей …с. 425-426; Грабарь-Пассек М.Е. Юлий Цезарь … с. 257; Бокщанин А.Г. Источниковедение Древнего Рима. с. 55-56; Утченко С.Л. Юлий Цезарь. с. 106; Дуров В.С. Юлий Цезарь … с. 155-159, 165; Дуров В.С. Художественная историография … с. 43.

    13. Грабарь-Пассек М.Е. Юлий Цезарь … с. 257.

    14. Дуров В.С. Юлий Цезарь … с.165.

    15. Дуров В.С. Художественная историография … с. 43.

    16. Буассье Г. Цицерон и его друзья. Очерк о римском обществе времен Цезаря // Собр. соч. В 10 т., т.1, Спб.: Иванов и Лещинский, 1993, с. 270-272; Ферреро Г. Величие и падение Рима. с. 267, 338; Покровский М.М. Юлий Цезарь // Цезарь Г.Ю. Записки Юлия Цезаря и его продолжателей …с. 425-426; Гаспаров М.Л. Новая зарубежная литература … с.213-214; Грабарь-Пассек М.Е. Юлий Цезарь … с. 259-260, 264-265, 269; Херинг В. (ГДР). Конференция по изучению проблем античности // Вестник древней истории, 1964, №3, с. 236; Бокщанин А.Г. Источниковедение Древнего Рима. с. 55-56; Утченко С.Л. Юлий Цезарь. с. 5, 106-107; Дуров В.С. Юлий Цезарь … с. 162-163, 166-167; Дуров В.С. Художественная историография … с. 43-44, 46, 49.

    17. Буассье Г. Цицерон и его друзья. с. 265; Дуров В.С. Художественная историография … с. 44.

    18. Грабарь-Пассек М.Е. Юлий Цезарь … с. 264; Дуров В.С. Юлий Цезарь … с. 149-154, 162; Дуров В.С. Художественная историография … с. 44.

    19. Ферреро Г. Величие и падение Рима. с. 338; Покровский М.М. Юлий Цезарь // Цезарь Г.Ю. Записки Юлия Цезаря и его продолжателей …с. 428; Гаспаров М.Л. Новая зарубежная литература … с.213-214; Херинг В. (ГДР). Конференция … с. 236; Утченко С.Л. Юлий Цезарь. с. 107-108.

    20. Дельбрюк Г. История военного искусства. с. 382; Покровский М.М. Юлий Цезарь // Цезарь Г.Ю. Записки Юлия Цезаря и его продолжателей …с. 426; Ершович Н.И. К вопросу о переходе Юлия Цезаря через Рейн // Вестник древней истории, 1968, №2, с. 128; Утченко С.Л. Юлий Цезарь. с. 108; Дуров В.С. Юлий Цезарь … с. 165.

    21. Дельбрюк Г. История военного искусства. с. 389; Покровский М.М. Юлий Цезарь // Цезарь Г.Ю. Записки Юлия Цезаря и его продолжателей …с. 425-426; Грабарь-Пассек М.Е. Юлий Цезарь … с. 264, 271; Гаспаров М.Л. Новая зарубежная литература … с.213-214; Бокщанин А.Г. Источниковедение Древнего Рима. с. 55-56; Утченко С.Л. Юлий Цезарь. с. 5.

    22. Дуров В.С. Юлий Цезарь … с. 166; Дуров В.С. Художественная историография … с. 46-47.

    23. Дельбрюк Г. История военного искусства. с. 391; Бокщанин А.Г. Источниковедение Древнего Рима. с. 57.

    24. Бокщанин А.Г. Источниковедение Древнего Рима. с. 64; Кучма В.В. О некоторых спорных проблемах трактата С.Ю. Фронтина «Стратегемы» // Вестник древней истории, 1984, №4, с. 45.

    25. Новиков А.А. Секст Юлий Фронтин: эпоха, жизнь, идеи // Фронтин С.Ю. Стратегемы. с. 8.

    26. Кучма В.В. О некоторых спорных проблемах … с. 47.

    27. Там же, с. 47; Новиков А.А. Секст Юлий Фронтин … с. 15-16.

    28. Кучма В.В. О некоторых спорных проблемах … с. 47, 50;  Новиков А.А. Секст Юлий Фронтин … с. 15; Ранович А. Введение // Фронтин С.Ю. Стратегемы. с. 22.

    29. Кучма В.В. О некоторых спорных проблемах … с. 48.

    30. Кучма В.В. О некоторых спорных проблемах … с. 48-49; Новиков А.А. Секст Юлий Фронтин … с. 16; Ранович А. Введение. с. 23-24.

    31. Кучма В.В. О некоторых спорных проблемах … с. 54; Новиков А.А. Секст Юлий Фронтин … с. 17; Ранович А. Введение. с. 25.

    32. См. также: Аверинцев С.С. К пониманию мировоззренческого стиля Плутарха // Вестник древней истории, 1968, №2, с. 59.

    33. См. подробнее: там же, с. 60, 65, 67-69.

    34. Томашевская М. Плутарх // Плутарх. Избранные жизнеописания. с. 9.

    35. Аверинцев С.С. Подбор героев в «Параллельных жизнеописаниях» Плутарха и античная биографическая традиция // Вестник древней истории, 1965, №2, с. 58; Аверинцев С.С. О жанровой специфике «Параллельных жизнеописаний» Плутарха // Вестник древней истории, 1966, №4, с. 71; Аверинцев С.С. К пониманию мировоззренческого стиля Плутарха. с. 60-65; Томашевская М. Плутарх // Плутарх. Избранные жизнеописания. с. 8, 10, 12; Аверинцев С.С. Добрый Плутарх рассказывает… // Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М.: Наука, 1994, с. 645-646, 649.

    36. См. подробнее: Томашевская М. Плутарх // Плутарх. Избранные жизнеописания. с. 11.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

    Вопрос интеграции Интернета в образование и, в  частности,  применение его в обучении иностранным языкам, в настоящее  время  достаточно  актуален. Это связано в основно...

    К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПОВЕДЕНИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

    Проблемы эмоционального интеллекта в современном психолого-педагогическом пространстве. Материалы международной научно-практической конференции. Шадринск-Москва-Чебоксары-Тирасполь, 26-27 апреля 2012 ...

    Осадное искусство Г.Ю. Цезаря: сравнительная характеристика во время галльских и гражданской войн

    В статье рассматриваются основные моменты осадного искусства Г.Ю. Цезаря во время галльских и гражданской войн. В работе использован значительный комплекс источников и специальной литературы....

    Осадное искусство Г.Ю. Цезаря: историография вопроса

    В статье приведены основные работы, которые могут быть использованы для изучения осадного искусства Г.Ю. Цезаря во время галльских и гражданской войн. Четко обрисован круг вопросов, поднимаемых  ...

    К вопросу об использовании Г.Ю. Цезарем профессиональной подготовки легионеров в осадном деле

    В статье предпринимается попытка ответить на вопрос о существовании инженерных частей в армии Г.Ю. Цезаря. Представлена информация о характере осадных работ, проводимых легионерами. Сделан акцент на п...

    К вопросу об актуальности изучения осадного искусства Г.Ю. Цезаря, методы исследования

    В статье раскрывается актуальность изучения осадного искусства Г.Ю. Цезаря для исторической науки и методики преподавания. Описаны и охарактеризованы методы исследования темы....