Осадное искусство Г.Ю. Цезаря: сравнительная характеристика во время галльских и гражданской войн
статья по истории по теме

Каракин Илья Сергеевич

В статье рассматриваются основные моменты осадного искусства Г.Ю. Цезаря во время галльских и гражданской войн. В работе использован значительный комплекс источников и специальной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karakin_i.s._-_osadnoe_iskusstvo_g.yu_._tsezarya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Каракин Илья Сергеевич

учитель истории МБОУ "Вяткинская СОШ"

Судогодский р-н

Владимирская обл.

2014 г.

Осадное искусство Г.Ю. Цезаря: сравнительная характеристика во время галльских и гражданской войн

С давних пор Гай Юлий Цезарь считается одним из выдающихся римских полководцев. Как известно, под его командованием римляне успешно вели войны не только с галло-германскими племенами во время консульства Цезаря в Галлии, но и со своими соотечественниками в период гражданской войны в Риме. В связи с этим предлагается рассмотреть осадное искусство Цезаря как часть его военного мастерства. Соответственно, геохронологические рамки исследования будут ограничены изучением военных действий между 58 – 50 гг. до н.э., происходивших на территории Галлии, Германии и Британии, а также между 49 – 45 гг. до н.э., ведшихся в Италии, Испании, Греции, Малой Азии и северо-восточной Африке.

Необходимо отметить, что до нашего времени сохранилось достаточное количество источников, освещающих указанные события1. Таким образом, имеется подробное описание важнейших кампаний середины I в. до н.э. Стоит указать, что именно галльские войны принесли Цезарю славу выдающегося полководца, а победа в гражданской войне во многом определила дальнейшую историю Рима.

        Акцент на осадном искусстве необходимо сделать потому, что лишь осадное дело требовало от легионеров напряжения всех их сил, так как им приходилось не только сражаться, но и строить различные осадные сооружения. Таким образом, именно в этом аспекте военного дела можно увидеть проявления полководческих талантов Цезаря в полной мере. В связи с этим стоит отметить, что Цезарь, чей опыт осадной войны к началу галльской кампании ограничивался лишь взятием Метилены2, покажет себя великолепным знатоком осадного дела. Не следует забывать и о том, что и сами римские полководцы придавали осадному делу особое значение, как важной части военных успехов. Известна фраза римского полководца Домиция Корбулона: «Врага надлежит побеждать лопатой»3. Необходимо указать и на тот факт, что до настоящего времени поставленный вопрос остается слабо изученным как в отечественной, так и в западной литературе.

        Между тем, рассмотрение осадного искусства Цезаря позволит глубже понять римское общество и характер его военных достижений в период Поздней Республики, когда продолжалось оформление Римской цивилизации в непрекращающихся войнах с соседями и внутри страны; осознать политическую роль Цезаря в жизни римского общества середины I в. до н.э.

Переходя к анализу военных действий, отметим, что при взятии городов Цезарь использует следующие тактики: осада, штурм, блокада.

        Центральным понятием, среди вышеперечисленных, является осада – способ овладения крепостью или укрепленным городом, который заключается в окружении объекта войсками, возведении осадных сооружений и проведении в необходимых случаях постепенной или ускоренной атаки, обычно завершающейся штурмом; иногда осада могла принимать форму блокады.

Основными целями осады городов во время галльских войн4 являлись: захват стратегически важных пунктов и подрыв материально-технической базы мятежников (3 случая); наказание и назидание сочувствующим (4 случая; несмотря на количественное соотношение, указанная цель логически проистекает из первой цели, поэтому захват стратегически важных пунктов и подрыв материально-технической базы мятежников должен стоять на первом месте). Сопутствующими целями5 были: урегулирование продовольственного вопроса (4 случая; несмотря на высокий количественный показатель, в источниках нет указаний на то, что данная цель являлась одной из главных); жажда наживы и славы (1 случай).

Основными целями осады городов во время гражданской войны6 являлись: захват стратегически важных пунктов и подрыв материально-технической базы противника (8 случаев); обеспечение безопасности собственных коммуникаций (6 случаев); урегулирование продовольственного вопроса (6 случаев). Сопутствующими целями7 были: пополнение армии (3 случая); жажда наживы и славы (1 случай).

Таким образом, захват стратегически важных пунктов и подрыв материально-технической базы противника являлся основной целью в обеих кампаниях, что предполагало непосредственное уничтожение группировок врага, лишение его баз и коммуникаций.

Количественное соотношение случаев преследования указанной цели (3:8) говорит о том, что в период гражданской войны захват стратегически важных пунктов противника и подрыв его материально-технической базы являлся более актуальным. В условиях, когда враг ничем не уступал Цезарю в военно-техническом отношении, лишь достижение указанной цели давало Г.Ю. Цезарю преимущество в войне. Лишение баз и коммуникаций заставляло противника ошибаться, постоянно корректировать сценарий войны, дробить силы для защиты стратегически важных пунктов достаточно удаленных друг от друга. В данном случае стратегия преобладала над тактикой.

Что касается галльской кампании, то сильные группировки мятежников, однако уступающие римлянам в военно-техническом отношении, появлялись редко. Здесь можно говорить о преобладании тактики, т.к. захват стратегически важных пунктов и подрыв материально-технической базы мятежников фактически приводил к одновременной ликвидации группировки и ее лидеров, чего не происходило во время гражданской войны. Кроме того, количественный анализ показывает, что Цезарь скорее усмиряет Галлию, нежели ведет планомерное уничтожение непокорного населения. Знание Цезарем психологии галлов существенно помогало ему в войне против мятежников8.

При осаде города обычно проводились следующие работы9: укрепление собственного лагеря, возведение вала вокруг осажденного объекта, строительство редутов с метательными машинами, сооружение рвов и частоколов, строительство галерей, защищавших легионеров в процессе осадных работ непосредственно у стен вражеского города, возведение башен в несколько этажей с метательными машинами внутри, выставление караулов. Для осады с моря, что являлось более характерным для гражданской войны, использовались плотины с двухэтажными башнями для ведения огня по неприятелю и корабли10.

Размеры осадных работ и период осады могли варьироваться в зависимости от следующих причин:

I. во время галльских войн11: ландшафт местности (4 случая); успешность вылазок неприятеля с целью демонтажа или разрушения осадных сооружений (4 случая); характер укреплений противника (3 случая); количество защитников (1 случай); обеспеченность осажденных продовольствием и водой (1 случай); наличие флота у неприятеля (1 случай); погодные условия (1 случай).

        II. во время гражданской войны12: характер укреплений противника (4 случая); количество защитников (2 случая); наличие флота у неприятеля (2 случая); ландшафт местности (2 случая); обеспеченность осажденных продовольствием и водой (1 случай).

Таким образом, можно констатировать, что во время галльских войн Цезаря больше волновал ландшафт местности, где находился город, характер его укреплений и успешность вылазок неприятеля с целью демонтажа или разрушения осадных сооружений. В период гражданской войны Цезарю приходилось учитывать все факторы практически в равной степени. Указанные данные говорят о том, что гражданская война требовала от Цезаря более продуманных действий в связи с военным потенциалом противника.  

Период осады во время галльских войн мог продолжаться 1-25 дней, причем в основном осада занимала 1-3 дня, единственная 25-дневная осада – осада Аварика, за которой последовал штурм города13.

Что касается периода осады во время гражданской войны, то он варьировался от 7-9 дней примерно до месяца, когда осада уже принимала форму блокады14. Стоит отметить, что практически любая осада города в период гражданской войны имела элементы блокады.

Разница временных периодов осады в указанных кампаниях весьма показательна. Основной причиной расхождений является военно-технический уровень противника.

При неблагоприятной для Цезаря обстановке осада могла быть снята, хотя за обе кампании полководец ни разу этого не сделал15. Случалось, что данная тактика иногда себя не оправдывала. Это демонстрирует война Цезаря с венетами16. Стоит отметить, что бывали случаи, когда города сами сдавались на милость Цезаря еще на этапе осады, причем во время гражданской войны имелись эпизоды сдачи города, когда Цезарь еще даже не приступил к его осаде, а возможно и вообще не собирался захватывать город17. Необходимо отметить, что в большинстве своем эти города являлись нейтральными и колебались в решении, чью сторону принять, поэтому подход Цезаря во многом определял их позицию.

Основной причиной сдачи галло-германских мятежников было осознание бесперспективности сражения с более грозным в военно-техническом отношении противником, в гражданской войне большее значение придавалось широко известной милости Цезаря по отношению к сдавшимся. Случаев сдачи Цезарю без боя во время гражданской войны насчитывается гораздо больше, чем в период галльской кампании.

Таким образом, осада, сочетая в себе преимущества оборонительной и наступательной войны, являлась весьма эффективной тактикой. Осада была призвана сковать действия противника, навязать ему роль пассивной стороны. На протяжении обеих кампаний ни одна осада не была снята, хотя и были случаи неудачных осад (галльские войны). Все приведенные данные позволяют утверждать, что Цезарь прекрасно разбирался в осадном деле, эффективно действуя как против галло-германцев, так и против своих соотечественников.

Подводя итог всему вышесказанному, можно утверждать, что осадное дело, превращенное Цезарем в искусство, играло значительную роль в его военных успехах в обеих кампаниях. Тем не менее, именно во время гражданской войны, когда Цезарь сражался ни с чем не уступающим ему по силе неприятелем, осадное дело более наглядно отразило все его полководческие таланты.

Примечания

1. Цезарь Г.Ю. Записки Юлия Цезаря и его продолжателей о Галльской войне, о Гражданской войне, об Александрийской войне, об Африканской войне: пер. и коммент. М.М. Покровского. М.: Ладомир, 2002; Записки об Испанской войне // Античные и раннесредневековые источники по истории Испании: пер и коммент. Ю.Б. Циркина. Спб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006 // http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1294612118; Фронтин С.Ю. Военные хитрости (Стратегемы). Спб.: Алетейя, 1996; Плутарх. Помпей. Цезарь // Плутарх. Избранные жизнеописания. В 2 т., т.2, сост. и прим. М. Томашевской. М.: Правда, 1987.

2. Ферреро Г. Величие и падение Рима. В 2 кн., кн.1, Спб.: Наука, 1997, с. 223.

3. Махлаюк А.В. «Между заискиванием и суровостью». О некоторых аспектах римской военной дисциплины // Вестник древней истории, 1998, №1, с.291; Махлаюк А.В. Римские войны. Под знаком Марса. М.: ЗАО Центрполиграф, 2003, с.99.

4. См. подробнее: Цезарь Г.Ю. Записки о Галльской войне. VII, 13-29, 36-53, 68-90, см. также: Ферреро Г. Величие и падение Рима. с. 318-328; см. подробнее: Цезарь Г.Ю. Записки о Галльской войне. II, 12, 29, III, 10-12, VIII, 40-44, см. также: Ферреро Г. Величие и падение Рима. с. 263, 279-282, 341.

5. Цезарь Г.Ю. Записки о Галльской войне. VII, 11-12, 32; V, 21.

6. Цезарь Г.Ю. Записки о Гражданской войне. I, 16-21, 25-29, 34-36, 56-59, II, 2-3, 9, 22, III, 41-74, 122, Записки об Александрийской войне, 1-14, 30-32, Записки об Испанской войне, 2, 4, 7, 19, 32-34, 41, Р. Этьен. Цезарь: пер. с фр. Э.М. Драйтовой, науч. ред. Е.В. Ляпустиной. М.: Молодая гвардия, 2003, с. 159, Фронтин С.Ю. Стратегемы. I. V. 5, см. также: Моммзен Т. История Рима. В 5 т., т.3, Спб.: Наука, 1995,  с. 258-259, 294, Дельбрюк Г. История военного искусства. В 4 т., т.1, Спб.: Наука, 1999, с. 372, Ферреро Г. Величие и падение Рима. с. 383-407, Игнаткович Г. Гай Юлий Цезарь. М.: Воениздат, 1940, с. 62-64; Цезарь Г.Ю. Записки о Гражданской войне. I, 34-36, 56-59, 81-82, II, 2-3, 9, 22, III, 16, 122, Записки об Александрийской войне, 1-14, Записки об Африканской войне, 9, Фронтин С.Ю. Стратегемы. I. V. 5, см. также: Моммзен Т. История Рима. с. 267-268, Дельбрюк Г. История военного искусства. с. 366, 397-398, Дюпюи Р.Э. и Т.Н. Всемирная история войн. В 4 кн., кн.1, пер. Фомченко С.И., Гутман А.Б., Спб./М.: Полигон АСТ, 1997, с. 217-219; Махлаюк А.В. Римские войны. с. 300, Р. Этьен. Цезарь. с. 139; Цезарь Г.Ю. Записки о Гражданской войне. III, 16, 122, Записки об Александрийской войне, 1-14, Записки об Африканской войне, 9, 11, 21, Р. Этьен. Цезарь. с. 159, Разин Е.А. История военного искусства. В 2 т., т. 1, М.: Полигон, 1994. с. 394.

7. Цезарь Г.Ю. Записки о Гражданской войне. I, 15-18, 21, Плутарх. Цезарь. XXXV, XXXVI, Дюпюи Р.Э. и Т.Н. Всемирная история войн. с. 219; Записки об Александрийской войне, 32.

8. Цезарь Г.Ю. Записки о Галльской войне. III, 10, VII, 42.

9. См. подробнее: 1-9; см также: Покровский М.М. Военное дело у римлян во времена Цезаря // Цезарь Г.Ю. Записки Юлия Цезаря и его продолжателей … с. 437-438.

10. Цезарь Г.Ю. Записки о Гражданской войне. I, 25-29, III, 15, Записки об Александрийской войне, 1-14.

11. Цезарь Г.Ю. Записки о Галльской войне. II, 29, III, 12, VII, 15-17, VIII, 42; II, 30-33, VII, 22-24, VII, 42; II, 12, 29, VII, 13, 22-23; VII, 22-25; VII, 13; III, 9-17; VII, 24.

12. Цезарь Г.Ю. Записки о Гражданской войне. I, 27, III, 122, Записки об Александрийской войне, 2-7, 30; Записки об Александрийской войне, 2-7, 30; Цезарь Г.Ю. Записки о Гражданской войне. I, 26-29, Записки об Александрийской войне, 11-14, Записки об Испанской войне, 7; Цезарь Г.Ю. Записки о Гражданской войне. III, 112, Записки об Александрийской войне, 30; Записки об Александрийской войне, 7.

13. См. подробнее: 4-5; см. также: Утченко С.Л. Юлий Цезарь. М.: Мысль, 1984. с. 189.

14. См. подробнее: 6-7; см. также: Игнаткович Г. Гай Юлий Цезарь. с. 62; Дуров В.С. Юлий Цезарь: человек и писатель. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991, с. 85, 90.

15. Цезарь Г.Ю. Записки о Галльской войне. VII, 13-32.

16. Там же. III, 12-14.

17. См подробнее: Цезарь Г.Ю. Записки о Галльской войне. II, 12-15, 31-33, VII, 11-12; Записки о Гражданской войне. I, 11-17, III, 11-12, 81, Записки об Испанской войне, 2, 14-16, 32-34, 41; Моммзен Т. История Рима. с. 256, 261, 267, 289; Дуров В.С. Юлий Цезарь … с. 88-89, 164; Махлаюк А.В. Римские войны. с. 299; Р. Этьен. Цезарь. 141-142, 145-147.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу об основных источниках по изучению осадного искусства Г.Ю. Цезаря

В статье приведен комплекс основных источников, которые могут быть использованы при изучении осадного искусства Г.Ю. Цезаря, дана их всесторонняя характеристика....

Осадное искусство Г.Ю. Цезаря: историография вопроса

В статье приведены основные работы, которые могут быть использованы для изучения осадного искусства Г.Ю. Цезаря во время галльских и гражданской войн. Четко обрисован круг вопросов, поднимаемых  ...

Способы влияния Г.Ю. Цезаря на боевой дух легионеров при проведении осадных работ: сравнительная характеристика во время галльских и гражданской войн

В статье представлен подробный анализ способов влияния Г.Ю. Цезарем на боевой дух солдат при проведении осадных работ во время галльских и гражданской войн. Имеются подробные статистические данные, де...

Феномен осады Г.Ю. Цезаря: сущность, цели, сравнительная характеристика во время галльских и гражданской войн

В статье предпринимается попытка осветить сущность и цели осадных работных работ, которые проводились Г.Ю. Цезарем во время галльских и гражданской войн. Представлена информация о масштабах осадных ра...

Феномен штурма Г.Ю. Цезаря: сущность, цель, виды, сравнительная характеристика во время галльских и гражданской войн

В статье предпринимается попытка осветить феномен штурма Г.Ю. Цезаря, раскрыть его сущность, цель и виды во время галльских и гражданской войн. Представлена сравнительная информация о характере провед...

Феномен блокады Г.Ю. Цезаря: сущность, цель, сравнительная характеристика во время галльских и гражданской войн

В статье предпринимается попытка осветить феномен блокады Г.Ю. Цезаря во время галльских и гражданской войн. Представлена информация о масштабах блокадных работ, сравнительная характеристика блокад во...

К вопросу об актуальности изучения осадного искусства Г.Ю. Цезаря, методы исследования

В статье раскрывается актуальность изучения осадного искусства Г.Ю. Цезаря для исторической науки и методики преподавания. Описаны и охарактеризованы методы исследования темы....