Проектная деятельность на уроках истории как фактор становления субъектной позиции учащегося.
статья по истории по теме

Статья содержит описание опыта работы применения проектной технологии на уроке и во внеурочной деятельности, раскрывает  формирование таких  личностных качеств как  ответственность, умение работать в команде, требовательность к себе и другим. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akelkina_proektnaya_deyatelnost.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках истории как фактор становления  субъектной позиции учащегося.

Сегодня обществу нужны  образованные,   предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в  ситуации  выбора,  прогнозируя  их возможные последствия,  способные к сотрудничеству,  обладающие  развитым чувством ответственности за судьбу страны. Проектная деятельность способствует формированию таких личностных качеств у обучащихся. Когда человек имеет возможность сам задать себе правила и цель, он становится активным субъектом, свободно манипулирующим информацией, отношениями, людьми.        Применяя в своей практике идеи о развитии субъектности В.И. Слободчикова, метод проектов Е.С.Полата  ставила задачу формирование у обучащихся таких ценностных качеств,  как самостоятельность, ответственность, требовательность  себе и другим, настойчивость в достижении поставленной цели, умение работать в команде.

Е.С. Полат рассматривает проектную методику как совокупность поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, представляющих собой дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств учащихся в процессе создания конкретного продукта [1, c.43]. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми»: если это теоретическая проблема – то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат,  готовый к внедрению.

 Проектная технология эффективна при изучении материала, представляющего собой логическое завершение ранее изученного  и  при условии доступности  для самостоятельного поиска. Учащимся среднего звена предлагаю творческие, ролево-игровые, практико-ориентированные проекты. Индивидуальные  краткосрочные проекты использую при закреплении, повторении и обобщении исторического материала, например, составить туристический  рекламный проспект по предложенной  теме город Афины. В пятом классе предлагаю подготовить исследовательский, индивидуальный, среднесрочный проект «Моя родословная».  Контроль над выполнением проекта осуществляю трижды. В октябре смотрю генеалогическое древо, в декабре - генеалогические карточки, а в марте – описание какого-нибудь события семьи (легенда, случай). Данный проект способствует формированию личности, так как ученик начинает чувствовать ответственность за свои поступки и решения, поскольку за его спиной находится своеобразная совесть в виде его предков. В рамках проведения недели истории учащимся 6 классов     предлагаю проект    «Интервью с дедушкой». Тип проекта - творческий с элементами исследовательского, индивидуальный, средней продолжительности (2 недели).  На исследовательском этапе проводится интервью с дедушкой. Результат проекта: творческая письменная работа, составленная в жанре рассказа с максимальным соблюдением исторической достоверности.

Формирование надлежащего уровня компетентности в проектной и исследовательской деятельности достигается к концу 10 класса.  Индивидуальные исследовательские проекты  «Роль школы в жизни подростков алтайской деревни  в годы Великой Отечественной войны», «Жизнь немцев переселенцев на Алтае», построены на основе устных исторических источников, архивных данных. Работа над проектом позволяет  рассмотреть историческое событие,  процесс  с различных  позиций, показать, что ни одно событие не может быть оценено однозначно. Так  при подведении итогов жизни немецких переселенцев на Алтайской земле ученики отмечают, что с одной стороны, депортация,  принесла горе, разрушения, потери семей. С другой же стороны, явилась определенным  фактором для освоения алтайских земель.

Выполнение группового проекта позволяет решить сразу три задачи:  познавательную - вытекающую из конкретной учебной ситуации; коммуникативно-развивающую - формируются умения общения внутри, так и за пределами данной группы;  социально-ориентационную - формирующую качества, необходимые для адаптации в современном обществе. Практическим результатом проекта «Греческий декор в архитектуре нашего города»  стала коллективная газета ( 5класс).

Организация   проектной деятельности на уроке целесообразна, когда необходимо осмыслить большой по объему материал. Например: проект «Феодальный замок», история средних веков, 6 класс. При формировании групп использую   прием, когда учащиеся выбирают при в ходе в класс карточку; «З», «Ф», «К».  Ввожу игровую ситуацию «Представьте себе, что мы с вами попали в 13 век в Европейскую часть. Феодал предложил нам подготовить проект его замка и правила для его жителей. Времени для выполнения задания нам выделили мало. Феодал отличается грубым нравом».

Групповая работа над проектом позволяет за короткий срок изучить и обсудить объемный для осмысления  и понимания блок материала. В совместной работе формируются такие качества как умение работать в коллективе, способность ощущать себя членом команды. В процессе общения в группах, между группами у учащихся формируются знания, в том числе и собственное мнение по тому или иному событию, явлению, активная жизненная позиция, творческие способности. Развивается речь, чувство ответственности за общее дело; устанавливаются логические связи, содействующие пониманию закономерностей социальной жизни во всем её многообразии.   Таким образом,  проектная деятельность выступает фактором становления субъектной позиции учащихся. Именно проектная деятельность предполагает  осознанную целенаправленную активность, где ученик выступает инициатором.

При использовании проектной технологии учителю надо быть готовым к роли организатора, консультанта, коллеги.  Необходимо  делать акцент не  на содержание учения «что нужно делать?», а на процесс «знать, как». Начинать следует с «выбора» темы проекта и формы его выполнения (индивидуальная или групповая). Важно понимать, что рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогают учащимся осознавать, что знания – это не столько самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать  свои мыслительные и жизненные стратегии, адаптироваться в социуме и самореализоваться как личность.

Библиографический список

1.Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - № 4, 1997

2. Полат Е.С . Метод проектов на уроках иностранного языка [Текст] / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. - 2008. - № 2, 3

3.Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии. Ростов н/Д: Феникс,2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как дополнительный стимул к творческой познавательной деятельности.

О роли проектной деятельности  в процессе формирования образовательных компитенций у школьников на уроках историии и обществознания; О дополнительных стимулах позновательной деятельности учащихс...

Формирование патриотической компетентности у обучающихся с ОВЗ через организацию проектной деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности

Актуальность проекта вижу в его практической направленности на развитие личностных качеств учащихся - патриотической  компетенции, воспитание активной жизненной и гражданской позиции....

Проектная деятельность на уроках истории и во внеурочное время как способ развития познавательного интереса учащихся

Проектная деятельность учащихся в урочное и внеурочное время по истории - есть один из эффективных способов развития познавательных интересов,самостоятельному и критическому мышлению обучающихся, умен...

Проектная деятельность на уроках истории и во внеурочное время как способ развития познавательного интереса учащихся

Новая парадигма педагогики смещает центр проблем с формирования знаний, умений и навыков на целостное развитие личности.  Одной из приоритетных задач современного образования является создание не...

Методические рекомендации для учителей истории и обществознания "Формирование исследовательской компетентности одаренных учащихся посредством организации проектной деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности"

Методические рекомендации могут быть применимы в любом типе общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы не только учителями истории и обществознания, но и педагогами др...