Бесценные источники
занимательные факты по истории (8 класс) на тему

Помогут восстановить картину прошлого воспомининания жителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bestsennye_istochniki.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бесценные источники.

Бесценными источниками информации являются воспоминания очевидцев событий. Так историю школы дополняют воспоминания Лосевой Марии Константиновны,  родившеся 18 марта 1928 г. в х Фроловка в  крестьянской  семье.

…«Февраль 1943 года. Станицу Базковскую советские войска освободили от фашистской оккупации. У нас была передовая линия фронта, поэтому население было вынуждено перебраться в близлежащие хутора. Наша семья сначала жили в х. Сингине, а потом в х.Фроловка.

        Как только итальянцы снялись с передовых позиций, мы, собрав свой  оставшийся от погромов, и скитаний скарб, на быках поехали домой, в Базки.

Был яркий солнечный день. ослепительно белый снег скрипел под ногами и … тишина. Фронт ушел. Ехали по протоптанной немцами дороге, боясь напороться на мины.

 Все разбито. Кое- как заколотили досками окна, растопили русскую печь и взобрались на нее, чтоб согреться.

        На другой день началась перекличка приехавших домой жителей. Мы, дети, несмотря на запреты родителей не ходить далеко, быстрей. чем взрослые стали общаться. И сразу разговор о школе. В здании школы хозяйничали немцы, по-моему, были конюшни. Ни окон, ни дверей. А рядом небольшой дом (бывший интернат для школьников с хуторов).

Через неделю ребята сообщили, что в этом здании появились два учителя, которые просили придти детей в школу.

Собрались с десяток оборванцев, одеты кто во что, Василий Иванович спросил: «Ну, что? Будем заниматься? «Да!» - заорали мы.

И началась работа. Под руководством Василия Ивановича и его жены убрали мусор, забили  кирпичом окна, оставив внизу по одному стеклу. Учитель сложил печь-времянку. распределили дежурства. дежурный был обязан приходить в школу в 5 часов утра с охапкой дров растопись печь.

Учителей было двое по всем предметам. Учебников не было. Писали между строчками найденных книг кто чем. Умудрялись сделать чернила из ягод крушины, залитых кипятком в ржавой банке с равными гвоздями.  

         Потом подъехали еще учителя. Учились мы с марта по август 1943г, одолев программу за 6-й класс. А 1 сентября  мы были уже учениками 7-го класса отремонтированной кое-как Базковской школы.

        Наши милые добрые учителя тех тяжелых военных лет! Как старались каждый по-своему, как умел, чтоб мы выросли трудолюбивыми, добрыми, чуткими, отзывчивыми людьми, показывая все это на своем примере.

Надежда Георгиевна Ковалева – преподаватель русского языка. Была строга и добра, учила нас не только грамоте, но и этике, эстетике.

        Александр Савич Зотьев – наш директор школы. Очень любил детей. Ему так хотелось хот как-то скрасить наше босоногое детство. Он устраивал соревнования, игры в снежки всей школы, вечера.

Лидия Терентьевна Воротникова организовала агитбригаду и мы выезжали с концертами в х.Альшинский, Водянский, где нас встречали не только аплодисментами, но и ждали с корчажками молока и вкусными пирожками. Они знали, что «артисты» полуголодные.

А Владимир Андрианович Попов – математик очень любил умненьких детей. Он организовал кружок юных математиков, который мы посещали, чуть ли не всем классом.

Петр Васильевич Сивоволов – наш физрук, военрук. Ох, как он нас выручал. Каждую субботу в школе мы собирались на тематические «посиделки» Готовили  беседы на различные темы. Ну, а после «посиделок» - танцы.  Вот тут Петр Васильевич с баяном, с шутками всегда был с нами.

Федор Михайлович Кондратьев пришел в школу с полей сражений раненым. Не было учебников, разбиты библиотеки . И наш любимый молодой учитель (совершенно безвозмездно) приглашал нас вечерами в школу и мы в темном прохладном классе, затаив дыхание, слушали «Старуху Изергиль», читаемые им по памяти. А в воскресенье мы шли  в Громки, где учитель читал нам запрещенные тогда М.Зощенко, С.Есенина.

Каждый из учителей отдал нам частичку своей души, человеколюбия.

а разве забудешь, как мы работали в колхозе во время летних каникул за трудодни, которые почему-то не оплачивали. Днем на тележке, запряженной коровой, возили хлеб с тока ( сейчас новая школа) на элеватор, а вечером до 12 часов ночи мы, молодежь, на ручных веялках веяли зерно. Или всем классом шли на прополку хлеба. Осот руками дергали. или жука-черепашку собирали в бутылки , или шли на белогорскую меловую гору  , там вытачивали мелки для городских школ. Копнили сено на лугу (жили неделю в шалашах). А когда нас привезли с уборки подсолнечника (тоже вручную) нас родные не узнали. Грязные, оборванные, голодные, больные. Ребята с завхозом Лосевым К.Ив. ездили на заготовку дров для школы в х.Затон. Оттуда плотами сплавляли.

Но, несмотря на огромные трудности в нашей жизни, кипела жизнь ученическая. Мы участвовали в физкультурных соревнованиях района, олимпиадах, художественные смотры были. Разбивали клумбы с цветами. А за школой в 1946 году посадили клены на память  Теперь они такие старые как и мы. Тяжелое было детство. Но тогда как-то не чувствовалось это. Трудно жилось. Но хотелось  пойти в кино, на танцы. Деньги зарабатывала, подрабатывая написанием афиш для клубов, расписывала горшки в мастерской»…

Выпускница школы   выросла без родителей, мамы не стало в 1940, папа до  1946г. был  на фронте. Экстернатом окончила Вешенское  педучилище. Получила распределение в г.Шахты, где проработала 28 лет…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок МХК в 10 классе "Дар бесценный"

Урок посвящён творчеству великого русского художника Василия Ивановича Сурикова. Рассматривается историческая трилогия: "Утро стрелецкой казни", "Меншиков в Березове" и "Боярыня Морозова". Каждая груп...

Здоровье-бесценное богатство

Классный час "Здоровье- бесценное богатство". Цель: убеждение учащихся в том, что здоровье является важным условием для счастливой жизни. Актикизируют знания детей: беседа, "Что говорили о здоровье в ...

Бесценная шкатулка П.П.Бажова

Разработка урока  ориентирована на произведения, не входящие в программу учебника  Г.И.Беленького. Урок проводится в форме интеллектуальной викторины и включает в себя вопросы  на внима...

Книжный фонд Урвановской сельской библиотеки как источник информации о жизни советского общества в 30-40-е гг. XX века. Работа с источником.

Работа с источником позволяет глубже понять политические и социально-экономические процессы, происходившие в советском обществе в 30-40-е гг. 20 века....

Источники знания о прошлом (Что такое исторические источники)

Технологическая карта урока истории в 5 классе...

Методическая разработка урока для 5 класса Тема: Монеты, как главный исторический источник. Гербы, как исторические источники. Скифские памятники.

Методическая разработка урока для 5 класса.Тема: Монеты, как важнейшие  исторические источники. Гербы, как исторические источники. Скифские памятники. Цель: создать условия для представ...