Бесценная шкатулка П.П.Бажова
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Разработка урока ориентирована на произведения, не входящие в программу учебника Г.И.Беленького. Урок проводится в форме интеллектуальной викторины и включает в себя вопросы на внимательное чтение сказов, угадывание предметов в чёрном ящике, собирание пазлов-иллюстраций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интеллектуальная викторина по сказам П.п.Бажова_.doc | 210 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуальная викторина по сказам П.П. Бажова. ( 5 класс)
Цели: - формирование читательской компетенции;
- знать сказы Бажова; их содержание, героев; художественные особенности;
- уметь отвечать на вопросы по произведениям;
- уметь пересказывать фрагменты;
- развивать творческие, познавательные, интеллектуальные, коммуникативные
способности;
- воспитание любви к предмету, интереса к творчеству П.П. Бажова.
Тип урока: внеклассное чтение.
Вид урока: урок – турнир.
Оборудование: сборник сказов Бажова « Малахитовая шкатулка», чёрный ящик, малахитовые бусы, камень – змеевик, стеклянная пуговка, пазлы с иллюстрациями.
Описание игры: ребята делятся на 3 команды, придумывают им названия по сказам Бажова; на доске записываются очки, набранные командами.
Ход урока.
- Орг. момент.
- Вступительное слово.
В малахитовую шкатулку Хозяйка Медной горы положила свои драгоценности – украшения из самоцветных камней. Перед нами сейчас другая « Малахитовая шкатулка», но она также бесценна. В ней собраны чудесные, яркие, увлекательные сказы Павла Петровича Бажова. Каждый его сказ – это маленькая драгоценность. В них Бажов прославляет уральских мастеров: горняков, гранильщиков, кузнецов, резчиков по камню, любуется их творениями, дивуется народным ремёслам. Сегодня на уроке мы проведём игру, в которой выявим лучшего знатока сказов Бажова. Для этого необходимо ответить на вопросы нескольких раундов.
( Команды по очереди дают ответы, если они затрудняются в своём выборе, право ответа получает другая команда. За каждый правильный ответ даётся по 1 баллу).
- Внимание – первый раунд! Вопросы по сказу « Медной горы хозяйка».
- Из чего было платье Хозяйки Медной горы? (Из отборного шёлкового малахиту)
- Каких зверюшек Хозяйка называла своим войском? (ящерок и змеек)
- Что велела сделать Хозяйка Степану? ( Передать приказчику, чтобы он, душной козёл, убирался с Красногорского рудника)
- Что она подарила Степану для его невесты? (Малахитовую шкатулку с украшениями)
- Какое третье испытание должен был выдержать Степан, но не выдержал? ( не вспоминать Хозяйку)
- Что за камешки нашли в руке у мёртвого Степана? (медный изумруд – слёзы Хозяйки).
- Внимание – второй раунд! Вопросы по сказу «Малахитовая шкатулка».
- Как Степан прозвал свою дочку? (Памяткой, потому что напоминала ему Хозяйку Медной горы)
- Что было, когда Настасья надевала на себя украшения из шкатулки? (ей было холодно и неудобно)
- Какому рукоделию научила Танюшку странница? (шить шелками)
- Что показала странница Танюшке, когда та примеряла украшения? ( кусочек будущего: зеленоглазую красавицу в царских палатах, выложенных малахитом, который добыл её отец)
- Когда Настасья решилась продать шкатулку? (когда у них сгорел дом и всё имущество)
- Почему мастера отказались « подогнать» украшения для жены приказчика? ( Знали они, что это работа самой хозяйки, боялись они связываться с ней)
- Какое условие поставила Танюшка барину, когда он посватался к ней? (показать ей царицу в палатах, обделанных тятиным малахитом)
- Как пропала Танюшка?( прислонилась к малахитовой стене и растаяла)
- Что случилось с каменьями из шкатулки? (свернулись в капельки).
- Внимание – третий раунд! Вопросы по сказу « Каменный цветок»
- Какое прозвище Данила получил в детстве? ( Недокормыш)
- Чем поразил Данила Прокопьича? (верным глазом, своей наблюдательностью)
- Какому ремеслу учил Данилу Прокопьич? ( Резать по камню: украшения, подсвечники, вазы)
- Чем не понравилась Даниле чаша, заказанная барином? ( Трудностей много, а красоты никакой нет)
- Как поступил Данила со своей чашей и барской? (Свою разбил, а барскую оставил, потому что побрезговал, да и работа была заказная)
- Почему Хозяйка взяла к себе Данилу в мастера? ( Оценила его талант, воображение, стремление к совершенству)
- Внимание – четвёртый раунд! Вопросы по сказу « Горный мастер»
- Как Катю прозвали после исчезновения Данилы? ( мертвяковой невестой)
- Как Катя решила заняться ремеслом Данилы и Прокопьича? (Прокопьич совсем старый стал, а женским рукодельем было не прокормиться)
- Какие поделки сделала Катерина? (бляшки из малахиту)
- Где она брала камни для своих поделок? ( На Змеиной горке)
- За какие качества Катерины Хозяйка решила вернуть ей Данилу? (за верность, преданность, смелость, решительность, трудолюбие, за удалость и твёрдость)
- Как Катерина и Данила объяснили людям долгое отсутствие Данилы? (сказали, что он ездил учиться к дальнему мастеру).
- Внимание – пятый раунд. Вопросы по сказу « Хрупкая веточка».
- Сколько ребятишек родилось у Катерины и Данилы? (8)
- Какой изъян был у Митеньки? (он откуда – то свалился, и у него стал расти горбик)
- Какому ремеслу отдали учиться Митю? (в гранильщики)
- веточку с какими ягодами Митя сделал первой? (крыжовник)
- Что стало с этой веточкой? (по приказу барина её отобрали у Мити, а как узнал, что она из простого камня сделана, озлился на мастера и веточку в пыль растоптал)
- Почему Мите помогала Хозяйка? (она видела,что он талантлив, тянется к творчеству, что он достойный сын своих родителей).
- Внимание – чёрный ящик!
- В чёрном ящике - предмет из малахитовой шкатулки, который Настасья примерила только один раз, а на людях совсем не показывала, потому что он, словно льдом кругом шеи. Что в чёрном ящике? (малахитовые бусы)
- В чёрном ящике - предмет, оставленный Танюшке странницей на память, который подсказывал, как с трудной работой справиться, а в результате лишил последнего умишка барина. Что в чёрном ящике? (пуговка из стекла простой огранки)
- В чёрном ящике находится предмет, который подложила Мите не то девичья, не то женская рука, из которого вышла « живая ягодка». Что в чёрном ящике? (камень змеевик)
За каждый верно отгаданный предмет по 2 балла.
- Соберите картинку – пазл. Назовите сказ, к которому нарисована эта иллюстрация.
За каждую правильно собранную картинку – 1 балл. За название сказа – 1 балл. Максимальное количество баллов за это задание – 2 балла.
- Подведение итогов. Подсчитываются набранные очки. Выбирается лучший знаток сказов Бажова. Награждение победителя книгой.
- Домашнее задание.
Ответьте письменно на эти вопросы так, чтобы у вас получился связный рассказ.
Любому ли мастеру помогала Хозяйка Медной горы? Какие качества мастеров заслуживали одобрение Хозяйки? Каким образом она помогала Даниле, Кате, Мите? Почему она открыла им свои богатства и тайны?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная игра "Умники и умницы" по сказам П. П. Бажова
Игра привлекает к участию всех учеников. Основная цель - выход за рамки школьной программы, популяризация сказов Бажова, привитие любви к чтению художественной литературы....
Конспект урока по литературе "Заглянем в малахитовую шкатулку П.П.Бажова""
Литература 5 класс...
Внеклассное мероприятие для 5,6,7 классов по сказам П.П.Бажова «Любимые сказы Бажова».
Цели мероприятия:познакомить с жизнью и творчеством знаменитого уральского сказочника П.П.Бажова;перечитать любимые сказы;выяснить, какова основная мысль этих произведений и в чем заключается их...
Секреты "Малахитовой шкатулки" (литературный конкурс по творчеству П.П. Бажова. Методическая разработка, рекомендуемая для проведения внеклассного мероприятия со старшеклассниками).
Цели:Прививать интерес к художественной литературе, внимательное отношение к текстам произведений.Развивать творческие способности учащихся.Воспитывать бережное отношение к слову и языку в целом...
Урок по сказу П. П. Бажова "К заветным сокровищам души..." (О главных героях сказа П. П. Бажова "Медной горы Хозяйка")
Урок литературы в 5 классе в рамках поточно-группового обучения. Напрвление "Литература и творчество"...
Внеклассное мероприятие к юбилею выхода книги П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка»
Внеклассное мероприятие, посвященное 80-летию выхода книги П.П. Бажова "Малахитовая шкатулка"...
Проектная мастерская «В редакции газеты. Юбилейный выпуск» Тема: «Сказ П. Бажова «Малахитовая шкатулка» как самобытное авторское произведение"
Технологическая карта урока-мастерской....