Разработка музейного урока:"Курская битва"
учебно-методический материал по истории (9 класс) по теме

Голосова Лидия Евгеньевна

Основные события и даты Курской битвы. Участие односельчан в Курской битве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekskursiya_-_kurskaya_bitva.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Должанская средняя  общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Дементьева А.А. Вейделевского района Белгородской области»

Тема экскурсии:

«Эхо войны»

                                                                               

                                                                                Составила:  Голосова Лидия Евгеньевна,

                                                           руководитель музея,  и актив

                                                               Должанского школьного музея.

Долгое, 2013

I.Пояснительная записка

Тема: «Эхо войны»

Цель:  расширить знания о  Великой Отечественной войне на примере  истории своего края, побуждать детей к изучению истории своего края, совершенствовать умения  делать выводы и обобщения, воспитывать интерес к героическому прошлому своей страны,  воспитывать подрастающее поколение в духе патриотизма.

Вид: исторический

Объекты: снаряд для миномета, артиллерийский снаряд, гусеница от подбитого  танкаТ-34, сапёрная лопатка, русская каска, немецкая  стальная каска, немецкий портсигар, фляжка русского солдата.

Подсистемы: " Участие должан в ВОВ", "Белгородчина  периода  24 октября 1941 - января 1943гг", "Отголоски войны".

Продолжительность: 30 минут

Состав экскурсоводов:  средний школьный возраст 11-12 лет

Приемы:  показа, рассказа (комментария,  репортажа), иллюстрированный, зрительного восприятия и анализа, локализации  события,

Место: Зал боевой Славы, Должанский краеведческий музей.

Дата проведения: 16 февраля 2013 года.

                               

                                                                 II.Контрольный текст

Подтемы, отдельные вопросы

экспонаты

              Содержание экскурсии

I. Вступление. Прием группы.

Тема  экскурсии: «Знаменитые люди» . О Великой Отечественной войне много написано, много рассказано. Но точку в отображении всей правды о войне ставить нельзя. Мы, к счастью, о войне знаем только из фильмов, книг, воспоминаний ветеранов, которых с каждым годом становится все меньше и меньше... Страшная, ужасная война оставила глубокий след на теле матери земли.

 Сегодня мы непосредственно поговорим о предметах, с помощью которых осуществлялись военные действия. Пройдёмте в "Зал боевой Славы". ( Приём рассказа)

II. Основная часть.

1) Подтема:  "Участие должан в ВОВ".

а) Краткие сведения о  должанах, участвующих в Великой Отечественной войне.

б)Герои - земляки участники Великой Отечественной войны.

в) Потери в годы войны Должанского сельского Совета.

Стенд "Портреты земляков, героев войны".

Стенд "Они сражались за Родину".

Память о войне хранится не только в учебниках, фильмах и в музеях. Она живет в наших сердцах, передается из  поколения в поколение, потому что эта война  затронула каждого. Нет ни одной семьи,  которой не коснулась  бы эта война. Нет ни одного человека у нас в селе, который бы не пропустил через своё сердце страшные события, опалённые войной и человеческим горем. И несмотря ни на что должане сохранили в себе умение сочувствовать чужой боли, сострадать, быть и оставаться  людьми в любых, самых нечеловеческих условиях.

----Кого из земляков героев войны вы знаете?

Посмотрите на стенд "Они сражались за Родину "

----Вспомним, сколько односельчан  не вернулось с войны?

Мы живем сейчас в мирной стране, а в годы Великой Отечественной войны 313 земляков сложили свои головы на полях сражений за независимость любимой Родины . Беспредельно любили свою Родину должане, не щадя жизней боролись с лютым фашистом . Мужественно сражались от Бреста до Берлина. Пройдём в наш музей.

2). Подтема: Белгородчина  периода  24 октября 1941 - январь 1943гг.

а) Начало оккупации.

б) Потери во время оккупации.

3). Подтема: "Отголоски войны".

а) Знакомство со  снарядом для миномета.

б) Использование миномётного огня.

в) Знакомство с  артиллерийским снарядом.

г) Задачи артиллерии.

д) Знакомство   с танком Т-34.

 

е) Использование саперной лопатки.

ж) Знакомство с  головным убором русского солдата.

з) Знакомство с головным убором немецкого солдата.

к) Сравнение  головного убора.

л) Портсигар.

м) Использование портсигара.

н) Знакомство с фляжками  русского солдата и немецкого солдата.

к) Изготовление и польза русского кваса.

III. Заключение.

Карта  "Великая Отечественная война".

Фотографии расстрелянных земляков в годы оккупации.

Снаряд для миномета.

Использовался  Красной Армией.

1942 г.

Фотография миномёта.

Снаряд артиллерийский.

Использовался Красной Армией в годы  ВОВ.

1942г.

Фотография  катюши.

   

Гусеница от подбитого  танкаТ-34. Использовался Красной Армией в ВОВ.  1942 г.

Фотография танка

Т-34.

           

                                 

Сапёрная лопатка.

Использовалась в Красной Армии.

1941 г.

Фотография немецкой лопаты.

Советская каска. Использовался  Красной Армией для танка Т-34 в ВОВ.  1941г.

Фотография

Шапка – ушанка РККА. 

Германская стальная каска.

Использовался Армией Вермахта.

1941г.

Фотография

Меховая шапка Вермахта. 

Немецкий

Портсигар.

Использовался Армией Вермахта.

1941г.

Русская фляжка.

Использовалась Красной Армией.

1941г.

Фотография

немецкой  фляжки.

24 октября 1941 года немцы заняли Белгород, затем – Харьков, Волчанск и вплотную подошли к Купянску, нависла угроза оккупации. 7 июля 1942 года  война пришла на Вейделевскую землю. В это  время начиналась уборка  зерновых. Осталось много необмолоченной ржи и пшеницы. Их не стали сжигать, надеялись успеть сделать это в последний момент. Перестали работать клубы, магазины, больница, почта. 7 июля 1942 года  наше село было оккупировано ненавистным врагом. Настали  страшные для должан семь месяцев оккупации. Немцы сразу приступили к формированию фашистской власти. Немецкое командование приказало собирать с захваченного населения продукты питания и теплые вещи для немецкой армии.

 За это время казнили 150 жителей Вейделевского района, из них было  трое наших односельчан коммунистов.  Это Климов Петр Григорьевич, Бочаров Егор Ефимович, Шумский  Егор Данилович. Их увезли в г. Валуйки в лес,  где расстреляли. Нам неизвестно место их захоронения.

                                                                                                                                                               

Больших битв  на территории нашего села и района не было. Но Красная Армия и односельчане вели сопротивления. Перед вами   боевые снаряды, найденные на территории  нашего села.

 Это снаряд для миномета. Минометы использовали  наши советские войска и немцы. Обратите внимание  на иллюстрацию. Миномет  имеют малую массу, высокую огневую мощь, возможность широкого применения в условиях пересеченной и труднопроходимой местности. Его огонь  использовали на уничтожение живой силы, пулеметов и  орудий противника. Наши минометчики в боевой обстановке эффективно использовали складки местности, холмы, леса и кустарники, ущелья в горах для огневых позиций своих минометов. Из-за высокой эффективности минометного огня его постоянно  применяли в боевых действиях на фронтах  Второй мировой войны, а также  из-за простоты  и дешевизны производства. Их количественный состав постоянно рос в армиях воюющих государств. Минометчики оборудовали  свои  огневые позиции в развалинах зданий и в воронках от авиабомб и артиллерийских снарядов, на уцелевших крышах домов и деревьях. Определить координаты хорошо укрытого миномета вражеским наблюдателям было нелегко, ведь звук выстрела у него сравнительно слабый. По некоторым данным, около 50 процентов потерь в живой силе приходилось на долю минометного огня. Беспримерны подвиги минометчиков, совершенные в годы Великой Отечественной войны. Они показали себя неустрашимыми воинами, отличными мастерами своего дела. Красноармейцы, умело используя высокие боевые качества своего оружия, наносили врагу серьезный ущерб в укрытиях.

Это артиллерийский снаряд, найденный механизаторами в районе  территории  балки "осинника". Это  то место, где мы школой  проводили день здоровья. На артиллерию возлагались задачи: разрушение оборонительных сооружений и опорных пунктов противника, уничтожение его огневых средств и живой силы на направлении атак пехоты и танков, борьба с артиллерией врага, отражение его контратак, поражение подходящих резервов и отступающих войск. В годы войны были созданы разные виды артиллерии: корпусная ,зенитная и катюши.  Они обладали высокой скорострельностью и являлись мощным средством борьбы не только с авиацией противника, но и с наземными целями — танками, бронемашинами и др. В годы Великой Отечественной войны эти орудия были эффективным средством борьбы с немецкими штурмовиками и пикирующими бомбардировщиками. У нас артиллерия использовалась против танков и  для поддержки пехоты.

Это гусеница от подбитого  танка. Поисковики обнаружили её на границе с соседним селом Малакеево. По словам   односельчан в этом районе проходили наши танки. Танк  Т-34 был подбит – перебита гусеница, которая свалилась. Конструкция этой машины знаменует собой качественный скачок в отечественном и мировом танкостроении. В  типе этого танка впервые органично сочетаются противоснарядное бронирование, мощное вооружение и надежная ходовая часть. Противоснарядное бронирование обеспечивается не только применением катаных броневых листов большой толщины, но и рациональным их наклоном. При этом соединение листов осуществлялось методом ручной сварки, которая в ходе производства была заменена автоматической сваркой. Этот танк стал лучшим танком второй мировой войны.

Сапёрная лопатка. В годы войны она была необходима солдату для того чтобы рыть окопы, которые защищали  солдат от огня  противника. Удивительно добротные и крепкие. Лезвие из хорошей стали, крепко сидит в черенке. В сравнении лопатка тех времён надёжнее современной, не так быстро поддаётся ржавчине. 

Немецкие лопаты сделаны очень достойно. Хорошо точатся и держат заточку. Со складывающимся лезвием очень прочная.

Перед вами  Советская каска СШ-40 (стальной шлем образца 1940 г.) изготавливалась из стали толщиной 1,9 мм. Вес каски - 1 250 г. Дерматиновые подушки с ватной набивкой при необходимости снимались, и каска надевалась на ушанку. В каске образца 1940 года Красная Армия провоевала всю войну.    Шлем окрашивался в оливковый цвет либо в цвет хаки, иногда спереди рисовался контур пятиконечной звезды. С внутренней стороны шлемы, в затылочной части около нижней кромки проставлялся штамп завода – изготовителя, год выпуска, а также штамп с указанием размера. Силуэт бойца в этой каске стал символом Великой Отечественной войны. Эта же каска без каких-либо значительных изменений состоит на вооружении и в современной Российской армии.

 Шапка - ушанка РККА была введена приказом Наркома обороны СССР № 187 от 5 июля 1940 года. Шапка-ушанка для высшего, старшего и среднего командного состава изготавливалась из шерстяной ткани и натурального меха серого цвета, для военнослужащих срочной службы из хлопчатобумажного шлемного сукна и искусственного меха серого цвета.

 Германская стальная каска М-40 (образца 1940 г.) изготавливалась из высокосортной стали толщиной около 1,25 мм. Общий вес шлема с подшлемником составлял 1 470 грамм. В начале войны германские каски окрашивали в тусклый серо-зеленоватый цвет. 

Меховые шапки Вермахта впервые появились в 1942 году. Они были сделаны по типу горных кепи с околышем и ушками из меха. Зимняя шапка Вермахта могла иметь декоративный меховой валик над козырьком, но были варианты и без оного. У солдат на шапки нашивались стандартные для головных уборов знаки различия.

 Сравнение: Благодаря конструкции , советская каска СШ-40 имела меньший вес, чем модель М-40, следовательно, ее использование в боевых условиях  было более удобным. При низкой температуре под советскую каску можно было надеть шапку-ушанку, германская каска не предусматривала такой вариант обмундирования. Каска СШ-40 имела тесмяный ремешок, в то время как модель М-40 - кожаный, который во время боя натирал подбородок.

Это  немецкий портсигар. Портсигар — (фр., от porter носить, и cigare сигара). Коробочка из кожи или металлическая, для ношения в ней сигар или папирос. Помимо непосредственно переноски сигар, используется для придания имиджа и индивидуальности  немецкого солдата.

 Советский солдат имел у себя  портсигар. В непростом военном времени, которое пришлось на нашу страну, портсигары оказались для солдат  своеобразным стимулом для борьбы с вражескими войсками и напоминанием о доме. Окопные будни были связаны с постоянной борьбой за выживание, на фронте каждый пытался остаться человеком даже в мелочах, сохранить традиции и привычки. Бойцы мастерили зажигалки из гильз, а портсигары из фляжек и обломков военной техники. В годы Великой Отечественной войны портсигары с портретом Сталина вручались высшему командному составу Красной Армии. Тема наградного портсигара еще ждет своих исследователей. Большое количество портсигаров изготавливалось умельцами на фронтах. Некоторые имеют большую художественную и историческую ценность.

Перед вами   русская фляжка. Она изготовлена из алюминия, который  обладает такими свойствами, как малый удельный вес, высокая электропроводность, достаточная механическая прочность и большая коррозионная стойкость по отношению к ряду химических веществ. В русской армии было одно серьезное преимущество: солдат мог пить очень много натурального живого кваса.

----О его пользе вы все знаете?

 Известны  три способа его приготовления. Вот рецепт приготовления  красного ржаного кваса. Приведем раскладку на 25 ведер кваса. Весь процесс делился на три части - приготовления сусла, опары и собственно кваса. Нам понадобились бы 2 пуда ржаной муки, по 6 пудов пшеничной и гречневой муки, по 2 гарнца (1 гарнец - это 3,28 л) ячменного и ржаного солода, 3 гарнца солода пшеничного, четыре стакана дрожжей, фунт мяты. Это классический русский квас. Отличительная особенность от современного кваса - полное отсутствие сахара. 

А это немецкая  фляжка.  Официально военнослужащие германской армии получали фляжку стандартного  образца, но в действительности, по количеству выпускавшихся и  использовавшихся вариантов, фляжка превосходит все остальные предметы  экипировки.  Коричневый войлочный чехол зимой  предохранял содержимое от замерзания, а летом, если войлок намочить,  наоборот, охлаждал. Алюминиевый  стаканчик стандартной фляжки в сечении имел овальную форму. К одному боку стаканчика крепилась петля, через  которую пропускали ремешок. Это крепление стаканчика  позволяло его просто откидывать в сторону. 

Война… Земля, порванная взрывами фугасов и до черноты дублённая огнём. По ней шли солдаты, серые, как полевая дорога. Они шли  медленно, но — вперёд, к черте, где кончался страх и начинался подвиг. Мы преклоняемся перед стойкостью, отвагой, мужеством русского солдата, отстоявшего нашу землю от фашистов. Летят бесконечные годы, мелькают десятилетия. Прошло 70 лет со дня освобождения нашего села от фашистских захватчиков. Время из памяти стирает многое, но мы должны помнить, сохранять все самое сокровенное, что было дорого нашим дедам и прадедам. Мы испытываем гордость за великую историю нашей страны, историю борьбы за справедливость и человеческое достоинство.

III. Список используемой литературы

ОСНОВНАЯ

1. Печатный материал Должанского историко-краеведческого музея «Годы оккупации села Долгое», Долгое,1992г.

 2. Г.С. Надысев «На службе штабной», Москва, 1983г.стр 15- 26,стр.70-93

 3. А.Н. Бадак Всемирная история. Том 24, Минск, Литература, 1997 г., стр. 77-82

4. В.Н. Ивлева Энциклопедия. Том 2, Санк-Петербург, Весь, 2006, стр. 167-178

Дополнительная литература

1 Журнал «Военные знания», №8,1982г

2  Газета «Пламя»,№10,20011г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Видео урок. Курская битва. Посвящается 70-летию Курской битвы.

Все дальше от нас уходит в прошлое Великая Отечественная война. Все меньше людей, которые могут рассказать о ней как очевидцы. Но остается память о войне воплощенная в стихах, песнях, документальных ф...

Урок "Курская битва"

Интегрированный урок с участием 10-11 классов....

Урок "Курская битва"

Урок для 9 класса. Разработан на основе деятельностного подхода. Презентация соответсвует содержанию урока....

Урок Курская битва 9 класс

: сформировать знания о завершении коренного перелома в Великой Отечественной войне. Познакомить с основными событиями Курской битвы, показать военное искусство советского командования, героизм солдат...

Разработка урока "Курская битва"

урок-экскурс  с использованием элементов технологии развивающего обучения...

Разработка классного часа "Курская битва"

Разработка классного часа в 9 классе...