«посвященных 70-летию Победы в Курской битве»
план-конспект занятия (11 класс) по теме

Хуснутдинова Гульнур Гумаровна

Мероприятие "Посвещенных 70-летию Победы в Курской битве"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Гимназия №20»

Мероприятия:

«посвященных 70-летию Победы в Курской битве»

Учитель истории: Хуснутдинова Г.Г.

Казань 2013


Номинация: «Сценарии мероприятий, посвященных 70-летию Победы в Курской битве»

«Спасибо деду за Победу!»

Сценарий тематического вечера

Пояснительная записка

Был 1943 год. Шло величайшее сражение па Курской дуге. И грохот его разносился по всей земле. Недаром эти два слова «Курская дуга» звучат теперь на всех языках мира. Героев этой битвы не счесть. Их имена значатся и в списках живых, и в списках погибших. Вечная память тем, кто отдал свои жизни за нас, кто бросался под танк, закрывал амбразуры дзотов, падал, сраженный пулей! И вечная благодарность тем, кто остался в живых, кто испытал великую радость победы, но до сих пор слышит во сне свист пуль и взрывы снарядов.

2013 год отодвинет нас на 70 лет назад, когда умолк гром битвы на Курской огненной дуге.        

Живым и мертвым героям на курской и белгородской земли посвящается.

        Цели и задачи:

Воспитание патриотических чувств у школьников, любви к своей Родине, гордости за свою страну, ее героическое прошлое, признательности погибшим, желания и готовности встать на защиту мира, на защиту Родины.

         Активизация распространения краеведческих знаний школьников и широкая пропаганда их среди населения.

        Ожидаемые результаты:

Проводимая работа позволит:

- приобщить учащихся к истории своего родного края, представить яркий
образ битвы на Курской дуге;

- привить учащимся умение самостоятельно добывать необходимые знания из самых различных источников;

- усилить интерес к школьному музею и его деятельности;

- сформировать чувство долга перед погибшими за свое счастье;

- вызвать желание посвятить свою жизнь военной профессии.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, звукоусилительная аппаратура, военная форма, макет «Вечный огонь», буклет, карта, свечи, музыкальные записи, мультимедийная презентация.  

Чтец.

Рисует девочка войну, когда земля огнем пылала.
А смерть жестокая страну дождем свинцовым поливала.
Откуда знать ей, дорогой, невинной, как святое детство,
Какой немыслимой ценой досталось счастье ей в наследство!
И в фильмах, видя эту боль, она немного представляла,
Что означает смертный бой, когда свобода умирала.
Огромной, черною слезой, кровавой капелькой металла
С картины жаркой, огневой броня на платьице стекала.
Березы плакали росой, склонили раненные ветви,
И журавлей слепой конвой летел в огне навстречу смерти.
И вспоминая тот рассказ, что дед задумчиво поведал,
Водила кистью в сотый раз, не зная, кто людей всех предал...

Ведущий. У времени – своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывающих назад  цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеком. Прошло 60 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах.

Ведущая. Да… У времени своя память. Мы не имеем права забыть ужасы той войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые отдали свои жизни за то, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить.

Звучит фонограмма.

Голос Ю. Левитана

объявляет о начале войны.

                              Чтец. Сорок первый! Июнь!

Год и месяц борьбы всенародной.

                                        Даже пылью времен

                                        Затянуть эту дату нельзя.

                                        Поднималась страна

                                        И на фронт уходила поротно.

                                        Шла чумою война,

                                        Сотни жизней с собой унося.

Резкий удар. Звучит мелодия Александрова «Священная война». Ведущая стоит,  прикрыв лицо рукой.

На сцену выходят учащиеся в военной форме.

Ведущий:        Вставай, страна огромная!

Ведущая:        И поднялась страна.

Судьба Родины решалась

На Волге, под Москвой, на Юге

     

      Исполняется «Баллада о солдате» Соловьева-Седого. 

Открывается занавес. На экране светящиеся цифры – даты Курской битвы.

Ведущая:        Как горячая пуля,

Прожгли эти годы

Нашу память и в сердце

Оставили след

Сорок третий... Безмерное горе народа.        

Над страной полыхает кровавый рассвет.

Ведущий:        Получив отпор под Сталинградом и Москвой, гитлеровцы не отказались от бредовых планов похода на Москву.

Летом 1943 года они решили двинуться на Москву, окружив наши войска у Белгорода, Понырей. Эта операция получила условное название «Цитадель». Для осуществления своих замыслов, фашисты сосредоточили здесь свои отборные силы – 50 дивизий.

Ведущая:        Гитлер перед началом операции «Цитадель» говорил: «С сегодняшнего дня вы становитесь участниками крупных наступательных боев, исход которых может решить войну. Мощный удар, который будет нанесен Советской Армии, должен потрясти их до основания. И вы должны знать, что от успеха этого сражения зависит все».

Ведущий:        Но советское командование своевременно разгадало замысел врага. Уже с весны 1943 года началась подготовка оборонительных сооружений.

  Районом для летнего наступления 1943 года германское командование избрало Курскую дугу. На рассвете  5 июля началась одна из самых крупных битв Великой Отечественной войны. В район Курского выступа (ведущий показывает на карте) были стянуты войска Степного, Центрального, Западного, Брянского и Воронежского фронтов Советской Армии.

 

Ведущий:        С 5 июля 1943 года фашисты перешли в наступление. Но советские воины мужественно встретили врага, обрушив на него шквал огня из всех видов оружия. Потерпев неудачу при выходе к Курску, немцы перенесли удар на Прохоровку, где 12 июля произошло танковое сражение.

Ведущая:        Здесь, под Прохоровкой, в сорок третьем

Смерть презрев, по сигналу атаки

Шли солдаты наши в атаку

бессмертья,

Становились бессмертными танки.

Ведущий:        На Прохоровском направлении

Мертвые танки стоят,

На Прохоровском направлении

Не видно нигде солдат.

Стоит тишина... – до боли

После тяжелых боев.

Занавес закрывается. На экране демонстрируются документальные кадры из фильма «Битва на Курской дуге».

Ведущая:        После битвы, начав пахать поле, женщины собирали в мешки партийные билеты. И еще долгих 5 лет сожженное дотла Прохоровское поле не могло плодоносить. Оно оставалось мертвым.        

Ведущий:        Прохоровское поле, бесспорно, в одном ряду Бородинским и Куликовым. Еще Куликовская битва убедила русских, что их сила в единении. Соединенных не разбить, а над разъединенными легко одержать победу.


Ведущая:        Это потом для истории – поле Куликово, Бородино, Прохоровка. Для русского солдата – просто земля. И нужно вставать во весь рост и бежать в атаку. И умирать в чистом поле. Под небом России.        

Наш советский солдат, победивший самого опасного врага на планете – германский фашизм, обессмертил и прославил на века родное отечество.

Звучит песня «Курская дуга». На последних словах песни открывается занавес. В центре – живой памятник советскому солдату с автоматом в руках, в ногах у него горит «вечный огонь».

Медленно к памятнику с противоположных сторон идут две женщины с цветами: одна пожилая – в черном, другая молодая – в белом.

На сцене чтец:

Чтец. Две женщины встретились в центре города.

Одна в черном, другая в белом.        

Та, что в черном, безмолвно

и неподвижно

замерла у огня,

бегущего из – под мраморных плит.

Та, что в белом, осторожно

двигалась

Вдоль мраморного квадрата.

Падал снег густой и теплый

На женщин, на огонь, на мрамор.

Женщина в белом остановилась

у одной из плит,

Сняла рукавичку и бережно

смела снег

С мраморных букв.

Звание неизвестно... -        

Прочла женщина медленно и глухо.
Лицо ее стало страшным и скорбным,
Как у той бронзовой, от огня,
Что стояла напротив.        

Печальные тени возникали из огня

и снега,        

Кружились над женщинами

и уплывали в ночь,

Как память тревожного сорок

третьего...

Во время чтения стихов женщины кладут к подножию памятника цветы, замирают на несколько минут и уходят.

Звучит траурная музыка

на минуту молчания.

Самым страшным последствием любой войны  является потеря человеческих жизней. Эта потеря ничем невосполнима. В знак скорби и памяти обо всех погибших в войнах мы с вами зажигаем сегодня эти свечи.

Ведущие вместе с гостями

зажигает по очереди три свечи.

В память о солдатах, отдавших свои жизни за все годы Великой Отечественной войны (зажигает 1-ю свечу),

в память о погибших воинах в Курской битве (зажигает 2-ю свечу),

в  память обо всех невинных жертвах всех войн на Земле (зажигает  3-ю свечу).

  Давайте вспомним о них, ребята, и, глядя, как горят свечи, немного помолчим в знак уважения к этой памяти.

Ведущая:  Память о прошлом – это не только скорбь у братских могил и чествование ветеранов. Она учит нас любить Родину, беречь мир, дает силы в трудные периоды жизни, вселяет веру в торжество добра и правого дела.

Во имя тех, что в битве пали,

За их геройские дела

Построен храм Петра и Павла.

Звонит во все колокола.        

Ведущий: Всегда помните ветеранов, проявите к ним сочувствие, уделите им свое внимание. Это ваш человеческий и гражданский долг перед этими людьми и перед Отечеством.

Звучит фонограмма звона колоколов.

Ведущие раздают буклеты «70-летие Победы в Курской битве» (Приложение 3.)



Предварительный просмотр:

Номинация: «Сценарии мероприятий, посвященных 70-летию Победы в Курской битве»

«Спасибо деду за Победу!»

Сценарий тематического вечера

Пояснительная записка

Был 1943 год. Шло величайшее сражение па Курской дуге. И грохот его разносился по всей земле. Недаром эти два слова «Курская дуга» звучат теперь на всех языках мира. Героев этой битвы не счесть. Их имена значатся и в списках живых, и в списках погибших. Вечная память тем, кто отдал свои жизни за нас, кто бросался под танк, закрывал амбразуры дзотов, падал, сраженный пулей! И вечная благодарность тем, кто остался в живых, кто испытал великую радость победы, но до сих пор слышит во сне свист пуль и взрывы снарядов.

2013 год отодвинет нас на 70 лет назад, когда умолк гром битвы на Курской огненной дуге.        

Живым и мертвым героям на курской и белгородской земли посвящается.

        Цели и задачи:

Воспитание патриотических чувств у школьников, любви к своей Родине, гордости за свою страну, ее героическое прошлое, признательности погибшим, желания и готовности встать на защиту мира, на защиту Родины.

         Активизация распространения краеведческих знаний школьников и широкая пропаганда их среди населения.

        Ожидаемые результаты:

Проводимая работа позволит:

- приобщить учащихся к истории своего родного края, представить яркий
образ битвы на Курской дуге;

- привить учащимся умение самостоятельно добывать необходимые знания из самых различных источников;

- усилить интерес к школьному музею и его деятельности;

- сформировать чувство долга перед погибшими за свое счастье;

- вызвать желание посвятить свою жизнь военной профессии.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, звукоусилительная аппаратура, военная форма, макет «Вечный огонь», буклет, карта, свечи, музыкальные записи, мультимедийная презентация.  

Действующие лица:

Ведущий

Ведущая

Чтец (4 человека)

Солдат

Женщина в белом

Женщина в черном

Учащиеся в военной форме

Сценарий тематического вечера

Звучит фонограмма произведения

 В. Моцарта «Реквием»

Чтец.

Рисует девочка войну, когда земля огнем пылала.
А смерть жестокая страну дождем свинцовым поливала.
Откуда знать ей, дорогой, невинной, как святое детство,
Какой немыслимой ценой досталось счастье ей в наследство!
И в фильмах, видя эту боль, она немного представляла,
Что означает смертный бой, когда свобода умирала.
Огромной, черною слезой, кровавой капелькой металла
С картины жаркой, огневой броня на платьице стекала.
Березы плакали росой, склонили раненные ветви,
И журавлей слепой конвой летел в огне навстречу смерти.
И вспоминая тот рассказ, что дед задумчиво поведал,
Водила кистью в сотый раз, не зная, кто людей всех предал...

Ведущий. У времени – своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывающих назад  цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеком. Прошло 60 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах.

Ведущая. Да… У времени своя память. Мы не имеем права забыть ужасы той войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые отдали свои жизни за то, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить.

Звучит фонограмма.

Голос Ю. Левитана

объявляет о начале войны.

                              Чтец. Сорок первый! Июнь!

Год и месяц борьбы всенародной.

                                        Даже пылью времен

                                        Затянуть эту дату нельзя.

                                        Поднималась страна

                                        И на фронт уходила поротно.

                                        Шла чумою война,

                                        Сотни жизней с собой унося.

Резкий удар. Звучит мелодия Александрова «Священная война». Ведущая стоит,  прикрыв лицо рукой.

На сцену выходят учащиеся в военной форме.

Ведущий:        Вставай, страна огромная!

Ведущая:        И поднялась страна.

Судьба Родины решалась

На Волге, под Москвой, на Юге

И здесь, у нас, на Белгородчине.

        

Исполняется «Баллада о солдате» Соловьева-Седого. 

Открывается занавес. На экране светящиеся цифры – даты Курской битвы.

Ведущая:        Как горячая пуля,

Прожгли эти годы

Нашу память и в сердце

Оставили след

Сорок третий... Безмерное горе народа.        

Над страной полыхает кровавый рассвет.

Ведущий:        Получив отпор под Сталинградом и Москвой, гитлеровцы не отказались от бредовых планов похода на Москву.

Летом 1943 года они решили двинуться на Москву, окружив наши войска у Белгорода, Понырей. Эта операция получила условное название «Цитадель». Для осуществления своих замыслов, фашисты сосредоточили здесь свои отборные силы – 50 дивизий.

Ведущая:        Гитлер перед началом операции «Цитадель» говорил: «С сегодняшнего дня вы становитесь участниками крупных наступательных боев, исход которых может решить войну. Мощный удар, который будет нанесен Советской Армии, должен потрясти их до основания. И вы должны знать, что от успеха этого сражения зависит все».

Ведущий:        Но советское командование своевременно разгадало замысел врага. Уже с весны 1943 года началась подготовка оборонительных сооружений.

  Районом для летнего наступления 1943 года германское командование избрало Курскую дугу. На рассвете  5 июля началась одна из самых крупных битв Великой Отечественной войны. В район Курского выступа (ведущий показывает на карте) были стянуты войска Степного, Центрального, Западного, Брянского и Воронежского фронтов Советской Армии.

  Воронежским фронтом командовал талантливый полководец, наш земляк Н.Ф. Ватутин. Большая часть экспозиций нашего музея посвящена ему, так как Дворец творчества носит имя Н.Ф. Ватутина.  Николай Федорович  родился 16 декабря 1901 года в семье крестьянина-середняка в деревне Чепухино Валуйского уезда. В настоящее время это село носит его имя.

Демонстрация презентации, 

рассказывающей о жизни и

деятельности Н.Ф. Ватутина (Приложение 1).

Ведущий раздает буклеты (Приложение 2)

Ведущий:        С 5 июля 1943 года фашисты перешли в наступление. Но советские воины мужественно встретили врага, обрушив на него шквал огня из всех видов оружия. Потерпев неудачу при выходе к Курску, немцы перенесли удар на Прохоровку, где 12 июля произошло танковое сражение.

Ведущая:        Здесь, под Прохоровкой, в сорок третьем

Смерть презрев, по сигналу атаки

Шли солдаты наши в атаку

бессмертья,

Становились бессмертными танки.

Ведущий:        На Прохоровском направлении

Мертвые танки стоят,

На Прохоровском направлении

Не видно нигде солдат.

Стоит тишина... – до боли

После тяжелых боев.

Занавес закрывается. На экране демонстрируются документальные кадры из фильма «Битва на Курской дуге».

Ведущая:        После битвы, начав пахать поле, женщины собирали в мешки партийные билеты. И еще долгих 5 лет сожженное дотла Прохоровское поле не могло плодоносить. Оно оставалось мертвым.        

Ведущий:        Прохоровское поле, бесспорно, в одном ряду Бородинским и Куликовым. Еще Куликовская битва убедила русских, что их сила в единении. Соединенных не разбить, а над разъединенными легко одержать победу.


Ведущая:        Это потом для истории – поле Куликово, Бородино, Прохоровка. Для русского солдата – просто земля. И нужно вставать во весь рост и бежать в атаку. И умирать в чистом поле. Под небом России.        

Наш советский солдат, победивший самого опасного врага на планете – германский фашизм, обессмертил и прославил на века родное отечество.

Звучит песня «Курская дуга». На последних словах песни открывается занавес. В центре – живой памятник советскому солдату с автоматом в руках, в ногах у него горит «вечный огонь».

Медленно к памятнику с противоположных сторон идут две женщины с цветами: одна пожилая – в черном, другая молодая – в белом.

На сцене чтец:

Чтец. Две женщины встретились в центре города.

Одна в черном, другая в белом.        

Та, что в черном, безмолвно

и неподвижно

замерла у огня,

бегущего из – под мраморных плит.

Та, что в белом, осторожно

двигалась

Вдоль мраморного квадрата.

Падал снег густой и теплый

На женщин, на огонь, на мрамор.

Женщина в белом остановилась

у одной из плит,

Сняла рукавичку и бережно

смела снег

С мраморных букв.

Звание неизвестно... -        

Прочла женщина медленно и глухо.
Лицо ее стало страшным и скорбным,
Как у той бронзовой, от огня,
Что стояла напротив.        

Печальные тени возникали из огня

и снега,        

Кружились над женщинами

и уплывали в ночь,

Как память тревожного сорок

третьего...

Во время чтения стихов женщины кладут к подножию памятника цветы, замирают на несколько минут и уходят.

Звучит траурная музыка

на минуту молчания.

Самым страшным последствием любой войны  является потеря человеческих жизней. Эта потеря ничем невосполнима. В знак скорби и памяти обо всех погибших в войнах мы с вами зажигаем сегодня эти свечи.

Ведущие вместе с гостями

зажигает по очереди три свечи.

В память о солдатах, отдавших свои жизни за все годы Великой Отечественной войны (зажигает 1-ю свечу),

в память о погибших воинах в Курской битве (зажигает 2-ю свечу),

в  память обо всех невинных жертвах всех войн на Земле (зажигает  3-ю свечу).

  Давайте вспомним о них, ребята, и, глядя, как горят свечи, немного помолчим в знак уважения к этой памяти.

Ведущая:  Память о прошлом – это не только скорбь у братских могил и чествование ветеранов. Она учит нас любить Родину, беречь мир, дает силы в трудные периоды жизни, вселяет веру в торжество добра и правого дела.

Во имя тех, что в битве пали,

За их геройские дела

Построен храм Петра и Павла.

Звонит во все колокола.        

Ведущий: Всегда помните ветеранов, проявите к ним сочувствие, уделите им свое внимание. Это ваш человеческий и гражданский долг перед этими людьми и перед Отечеством.

Звучит фонограмма звона колоколов.

Ведущие раздают буклеты «70-летие Победы в Курской битве» (Приложение 3.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация, посвященная 70-летию победы в Сталинградской битве

Данная презентация предназначена для проведения классного часа. Содержит интересный материал о Сталинградской битве...

Открытый урок "70-летию Победы на Курской дуге посвящается..."

Цели: Формирование у учащихся чувства сопереживания с трагической судьбой героев Отечественной войны, восхищения и гордости за народ, проявивший стойкость и мужество в схватке с врагом.Форм...

70 лет Победе (мероприятие, посвященное 70 - летию Победы в Великой Отечественной войне)

Виды детской деятельности:игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно- исследовательская, музыкально-художественная....

Интегрированный урок посвященный 75 летию победы в битве под Москвой.

В процессе данного урока учащиеся 9 класса закрепляли знания полученные на уроках истории и математики. Эта форма проведения урока особенно эффективна при обучении детей с ОВЗ. Основной дидактической ...

Сценарий мероприятия, посвященного 70-летию победы в Сталинградской битве

Мероприятие разработано для военно-патриотического клуба "Поиск", но может быть использовано для тематического классного часа....

Сценарий мероприятия, посвященного 75-летию Победы Сталинградской битвы.

Цель: показать учащимся великий подвиг Сталинграда в годы Великой Отечественной войны, воспитывать чувство национальной гордости, за свой народ, за свою страну. Есть в календаре такие даты, котор...