Викторина, посвященная 72-летию победы в Сталинградской битве.
учебно-методический материал по истории на тему

Цели:                                                                                                                          1. Доказать, что Сталинградская битва явилась началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.                                                                                  2.Способствовать воспитанию в детях чувства гордости, патриотизма за свою родину, свой народ, свой город.

Оборудование:                                                                                                        1) карта «Великая Отечественная война»;

2)плакаты;

3)цитаты:

«Битва под Сталинградом- это действительно золотая страница военной истории нашего народа». А.И. Еременко

«Гражданам Сталинграда, твердым, как сталь, в знак глубокого восхищения британского народа». Король Георг VI.

На отдельном столе подборки книг о Сталинградской битве и ее героях, рефераты ребят по данной теме.

4) Компьютерная презентация  «Сталинградская битва».

Подготовка:

1. Готовятся две команды из 9 и 10 класса.

2. Команды выбирают капитанов.

3. Остальные ученики- болельщики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra2.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное образовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №29

 Тракторозаводского района г.Волгограда

Викторина, посвященная 72-летию победы в Сталинградской битве.

Выполнила:

учитель истории и обществознания

МОУ СОШ №29 г. Волгограда

Силаева Ирина Анатольевна

Волгоград 2013

Викторина, посвященная 72-летию победы в Сталинградской битве.

Цели:               1. Доказать, что Сталинградская битва явилась началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.                2.Способствовать воспитанию в детях чувства гордости, патриотизма за свою родину, свой народ, свой город.

Оборудование:        1) карта «Великая Отечественная война»;

2)плакаты;

3)цитаты:

«Битва под Сталинградом- это действительно золотая страница военной истории нашего народа». А.И. Еременко

«Гражданам Сталинграда, твердым, как сталь, в знак глубокого восхищения британского народа». Король Георг VI.

На отдельном столе подборки книг о Сталинградской битве и ее героях, рефераты ребят по данной теме.

4) Компьютерная презентация  «Сталинградская битва».

Подготовка:

1. Готовятся две команды из 9 и 10 класса.

2. Команды выбирают капитанов.

3. Остальные ученики- болельщики.

Ход:

Учитель: Сталинград - это символ мужества, стойкости, героизма советских воинов. Сталинград - это символ мощи и величия нашего государства. Под Сталинградом Красная Армия сломила хребет немецко-фашистским войскам, под стенами Сталинграда было положено начало уничтожению фашизма и фашистского государства. Слово «Сталинград» знают во всех странах мира. В некоторых этим словом названы улицы, площади, скверы. И по сей день слово «Сталинград»  произносят с чувством уважения и гордости. Пройдут годы, десятилетия, сотни лет, но Сталинград никогда не сотрется со страниц истории. Вспомним страницы истории. Показ презентации.

Конкурс № 1: «Знаешь ли ты?»

Учитель быстро задает вопросы командам по очереди. Они тут же должны ответить. Если представители команд затрудняются, то учитель обращается с этим вопросом к их болельщикам. Если вдруг и болельщики не имеют ответа, то вопрос переходит другой команде. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы для команды 9 класса:

  1. Даты оборонительного периода (17 июля- 18 ноября 1942 г.).
  2. Командующий 62-й армией (Чуйков).
  3. Девиз защитников Сталинграда («Ни шагу назад!», «Стоять насмерть»).
  4. Командующий 6-й полевой фашистской армией, наступавшей на Сталинград (фельдмаршал Паулюс).
  5. Когда подписан приказ №227 (28 июля 1942 г.).
  6. Какой оборонительный объект в городе в донесениях значился высота 102 (Мамаев курган).
  7. Как называлась операция по разгрому немецко-фашистских войск под Сталинградом (Уран).
  8. Какие фронты принимали участие в контрнаступлении (Юго-Западный, Донской, Сталинградский).
  9. Кто руководил осуществлением операции «Кольцо» (Рокоссовский).
  10. Когда была учреждена медаль «За оборону Сталинграда» (22 декабря 1942 г).
  11. Когда Сталинград получил высокое звание город-герой (8 мая 1965 г.).

Вопросы для команды 10 класса:

  1. Даты наступательного периода (19 ноября 1942 г. - 2 февраля 1943 г.).
  2. Командующий 64-й армией (Шумилов).
  3. Девиз защитников Сталинграда («За Волгой для нас земли нет!»).
  4. Командующий 4-й танковой фашистской армией, наступавшей на Сталинград (генерал Гот).
  5. Смысл приказа №227 (Ни шагу назад! До последней капли крови защищать каждый клочок советской земли!).
  6. Где находится остров Людникова  узкая полоска земли между Волгой и заводом «Баррикады»).
  7. Как называлась операция по расчленению и уничтожению окруженной группировки («Кольцо»).
  8. Кто командовал фронтами (Юго-Западный- генерал Ватутин, Донской- генерал Рокоссовский, Сталинградский- генерал Еременко).
  9. Кто координировал действия Советских войск в ходе Сталинградской битвы (Жуков).
  10. Сколько человек были награждены медалью «За оборону Сталинграда» (750 тыс.).
  11. Сколько человек получили звание Героя Советского Союза в Сталинградской битве (125).

Конкурс №2:  «Узнай героя»

За правильный ответ- 2 балла.

  • Утром 28 сентября на позиции 885-го стрелкового полка 193-й стрелковой дивизии обрушили свой удар части 24-й танковой и 71-й пехотной дивизий врага, но их атаки были отбиты. В ходе этого боя героический подвиг совершил воин 1-й роты... Поднятая им на вражеский танк бутылка с горючей жидкостью воспламенилась от попадания пули. Охваченный пламенем, он бросился к немецкой машине, разбил о ее броню вторую бутылку и лег на броню танка. Умирая, советский воин уничтожил танк врага вместе с его экипажем. ( Михаил Паникаха).
  • Дом в районе площади имени 9 января (ныне площадь Ленина занимал господствующее положение над окружающей местностью. Отсюда можно было наблюдать и обстреливать занятую противником часть города на запад до 1 км, а на север и юг- еще дальше. Не большая группа солдат во главе с... захватила дом и превратила его в опорный пункт. Фашисты подвергли дом сокрушительному артиллерийскому и минометному обстрелу, бомбили его с воздуха, непрерывно атаковали, но его защитники стойко в течение 58 дней и ночей отражали бесчисленные атаки врага, наносили ему потери и не позволяли гитлеровцам прорваться к Волге на этом участке. <<Эта небольшая группа,- отмечает Чуйков, обороняя один дом, уничтожила вражеских солдат больше, чем гитлеровцы потеряли при взятии Парижа>>.

- Кто возглавил оборону дома. (сержант Яков Павлов).

- Как называется этот дом сейчас. (Дом солдатской славы).

  • В одном из боев в середине октября бессмертный подвиг совершил связист штаба 308-й стрелковой дивизии комсомолец... . В разгар боя при исправлении поврежденной линии связи, и теряя сознание, зубами соединил оба конца. Его катушка, как символ героизма в сражении за Сталинград, передавалась лучшим связистам 308-й стрелковой дивизии, Героя звали... .(Матвей Путилов)
  • Очень широко в обороне Сталинграда применялся огонь снайперов. Например, в 284-й стрелковой дивизии инициатором движения снайперов стал старшина, комсомолец... , он лично уничтожил 242 фашиста, а обученные им снайперскому делу воины уничтожили 106 солдат и офицеров врага. Немецко-фашистское командование, чтобы уничтожить... доставило в Сталинград руководителя берлинской школы снайперов майора Конингса. Но через 4 дня он сам попал на мушку нашего замечательного снайпера. Его звали... . (Василий Зайцев)

    Слово жюри.

Конкурс №3: «Знаешь ли ты карту?»

Это конкурс капитанов. Капитаны выбирают карточки и через 1 минуту дают ответы. За правильный ответ - 3 балла.

  1. Охарактеризуйте, какими силами осуществлялось наступление немецко-фашистских войск на Сталинград? Цель наступления.
  2. Охарактеризуйте, силами каких фронтов происходило окружение немецко- фашистских войск под Сталинградом? Где происходило объединение фронтов? Когда?

Слово Жюри.

Конкурс №4: «Мамаев курган»

  1. Как долго шли бои за Мамаев курган?
    (140 дней и ночей).
  2. Как значился в военных сводках Мамаев курган?
    (высота 102).
  3. В каком году был открыт памятник-ансамбль на Мамаевом кургане?
    (15 октября 1967 г.).
  4. Кто автор памятника-ансамбля на Мамаевом кургане?
    (Вутетич, скульптор, лауреат Ленинской премии).
  5. Какие памятники на Мамаевом кургане вы можете перечислить?
  • Вводная композиция «Памятник поколений» ;
  • Аллея пирамидальных тополей;
  • Стены-руины (левая, правая стороны), на которых начертаны призывы, клятвы защитников Сталинграда, фрагменты боев;
  • Площадь «Стоять насмерть!» 12-ти метровая фигура воина, вросшего в землю;
  • Площадь Скорби;
  • От площади Скорби поднимается насыпной курган, куда были перенесены останки защитников Сталинграда, погибших во время великой битвы. На братских могилах героев битвы установлены надгробные плиты;
  • Площадь Героев. В центре нее - водяной партер;
  • Скульптурные композиции на площади Героев (6), в которых запечатлены подвиги отважных защитников города: двух израненных солдат, девушки моряка, раненого командира, знаменосца;
  • На площади Героев-100-метровая стена в виде сильно удлиненного знамени, на котором выбиты слова «Железный ветер...»;
  • Зал Воинской Славы;
  • Скульптура «Родина-мать зовет!» - 52 метра;

6. Чья музыка звучит в Зале Воинской Славы?

(Шуман, «Грезы»).

7. Что вы можете рассказать о символической березке, растущей у подножия Мамаева кургана?

(С 13 апреля 1965 г. по инициативе Лидии Степановны Пластиковой на склонах Мамаева кургана стали сажать деревья в память о родных людях, погибших в годы войны. Березку посадил Федор Рыкунов в память о своих 4 братьях, погибших в годы войны - Степане, Иване, Сергее, Василии).

Конкурс №5 (болельщиков): «Памятные места»

Назвать места в г. Волгограде связанные со Сталинградской битвой.

  • Какие памятники увековечили подвиг героев Сталинграда?

1. Памятник-ансамбль на Мамаевом кургане;

2. Музей-панорама «Сталинградская битва»;

3. Памятник волжским речникам - пароход «Гаситель»;

4. Памятник комсомольцам - защитникам Сталинграда;

5. Мемориальный комплекс «Солдатское поле»;

6. Мемориальный комплекс на Аллее Героев - волгоградцев Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена славы, удостоенных звания за подвиги в Сталинградской битве;

7. Памятник  бойцам, погибших в Великой Отечественной войне;

8. Памятник легендарному защитнику Сталинграда М. Паникахе;

9. Памятник 64-й армии;

10. Памятник соединению фронтов;

11. Башни танков на постаментах, обозначающих линию фронта на 19 ноября 1942 г.;

12. Мемориальная доска на фасаде здания мединститута, говорящая о том, что здесь 31 января 1943 г. войска Донского фронта  разгром южной группировки немецко-фашистских войск, окруженных в Сталинграде, и водрузили Красное знамя;

13. Дом Павлова;

14. Бетонная стена берега Волги, знаменитая «Стена Родимцева», на которой начертана надпись: «Здесь стояли насмерть гвардейцы Родимцева. Выстояв, мы победили смерть!»;

15. Памятник участникам боев за Сталинградский элеватор;

16. Мемориальная доска на фасаде универмага, которая говорит о том, что 31 января 1943 г. в подвале этого здания был пленен 33-й мотострелковой бригадой полковника Бурмакова генерал- фельдмаршал Паулюс со своим штабом;

17. Памятник воинам, погибшим во время Сталинградской битвы на Площади павших  борцов;

18. На Площади павших борцов гранитный памятник капитану Рубену Ибаррури, капитану Каменщикову, майору Фатяхутдинову;

Конкурс №6:

Домашнее задание: рассказать о памятном месте, связанным со Сталинградской битвой, которое нарисовали дома.

 Слово жюри.

 Подведение итогов.

 Награждение.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация, посвященная 70-летию победы в Сталинградской битве

Данная презентация предназначена для проведения классного часа. Содержит интересный материал о Сталинградской битве...

Урок математики в 5 классе по теме: «70-летие победы в Сталинградской битве».

Задачи:1. Расширение знаний учащихся об исторических событиях победы в В.О.В.;2. Развитие познавательных интересов в разных областях знаний (математика, история);3. Воспитание патриотизма, ...

Сценарий мероприятия, посвященного 70-летию победы в Сталинградской битве

Мероприятие разработано для военно-патриотического клуба "Поиск", но может быть использовано для тематического классного часа....

Урок мужества, посвящённый 75-летию победы в Сталинградской битве.

Россия всегда была и будет сильна героями. Её многовековая история показывает, что патриотизм издревле является защитной системой народов России и отдельно взятого человека. Героизм и подвиг как высше...

Линейка-митинг, посвященный 75- годовщине победы в Сталинградской битве.

Священна земля Сталинграда! Подвиг Советских солдат не забыть никогда!...

Выступление на 51-й научно-практической конференции старшеклассников МБОУ гимназии № 2, посвящённой 80-летию победы в Сталинградской битве и снятия блокады Ленинграда Доклад на испанском языке «Никогда не забыть подвиг жителей блокадного Ленинграда»

laquo;Подвиг, совершенный жителями блокадного Ленинграда, никогда не будет забыт. Их героизм и вера в победу помогли пережить Вторую Мировую войну (1941 – 1945)», сказал президент Государ...