Игровые технологии на уроках истории как средство мотивации к изучению предмета.
статья по истории по теме

Успешность любого человека во многом  зависит от внутренней потребности к саморазвитию и самообразованию. В настоящее время много внимания уделяют развитию творческой активности и интереса учеников к предмету. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. Одной из таких технологий являются игровые технологии.  Актуальность этой технологии очевидна:

- ученику по своей природе нравится играть. Игра – это мощный стимул обучения. В игре мотивов гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности;

- в игре активизируются внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление;

- возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма противостоит пассивному слушанию или чтению;

- в процессе игра ребёнок раскрывается совсем по-другому, показывая свои скрытые таланты;

- игра положительно влияет на формирование познавательных интересов;

- идёт развитие таких качеств как самостоятельность, инициативность;

- факторы, сопровождающие игру – интерес, чувство удовольствия, радость;

- здесь складывается особая атмосфера – есть элементы творчества и свободного выбора;

- идёт становление волевых качеств личности, формируется адекватная самооценка.

Игра на уроке истории – это активная форма занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего. Игры классифицируются по сущностной игровой основе:

Скачать:


Предварительный просмотр:

*$쨭****************************************************4*<*8*=***********S*c*h*o*o*l*9*0****************************1******************************************



Предварительный просмотр:

Игровые технологии на уроках истории

как средство мотивации к изучению предмета.

Успешность любого человека во многом  зависит от внутренней потребности к саморазвитию и самообразованию. В настоящее время много внимания уделяют развитию творческой активности и интереса учеников к предмету. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. Одной из таких технологий являются игровые технологии.  Актуальность этой технологии очевидна:

- ученику по своей природе нравится играть. Игра – это мощный стимул обучения. В игре мотивов гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности;

- в игре активизируются внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление;

- возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма противостоит пассивному слушанию или чтению;

- в процессе игра ребёнок раскрывается совсем по-другому, показывая свои скрытые таланты;

- игра положительно влияет на формирование познавательных интересов;

- идёт развитие таких качеств как самостоятельность, инициативность;

- факторы, сопровождающие игру – интерес, чувство удовольствия, радость;

- здесь складывается особая атмосфера – есть элементы творчества и свободного выбора;

- идёт становление волевых качеств личности, формируется адекватная самооценка.

Игра на уроке истории – это активная форма занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего. Игры классифицируются по сущностной игровой основе:

- ролевые игры

- игра – КВН

- игры с правилами

- игры стадийные (изучение; закрепление; проверка; обобщение;

Учитель должен выбирать игру соответствующую программному содержанию и чётко представлять себе, какие результаты он хочет получить. От этого зависит оформление замысла, игровые действия, содержание и формулировка правил, ход игры.

В своей практике я использую игры не только в среднем звене, но и в старшем. Так как  замечаю  снижение познавательной активности, что не способствует развитию внутренних резервов личности учащихся. Ребята с удовольствием играют.

Чаще всего на уроках я использую следующие игры:

«Цепочка слов»

- найти в тексте слова раскрывающие тему ( Египет – Тутанхамон – Нил - ….)

«Переводчик»

- сказать историческую фразу другими словами, перевести с «научного» языка на «доступный» («Воюют не числом, а умением».) А. Суворов.

«Три предложения»

- передать тему, текст, характеристику тремя предложениями

« Древо познаний»

- составление вопросов по теме (на следующем уроке снимают их с дерева и отвечают на них)

«Найди ошибку»

- работа с текстом

«Реставрация»

- восстановление текста

«Снежный ком»

- по определённой теме дети друг за другом называют слова (Дмитрий Донской. Куликово поле ит.д.)

«Исторические пятнашки»

- восстановить даты в хронологическом порядке и объяснить их:

1223

1480

1237

1547

1380

988

1147

1242

962

1480

1478

1556

1240

1581

1497

1552

«Что? Где? Когда?»

Что?

Где?

Когда?

сражение

В Чесменской бухте

?

?

В керченском проливе

1791

«Умник»

- запомнить представленные по теме слова и повторить их, когда они будут убраны с доски (до 30 слов)

«Исследователи»

- прочитать отрывок из документа и определить, кто и в связи  с чем, его составил.

«О  ком речь?»

- дети узнают исторического героя по описанию, которое зачитывает учитель

«Жили – были»

- против имён дети ставят +, против богов, мифических героев –

«Живая картина»

- дети оживляют историческое событие по учебной картине («Сбор дани» и др.)

«Реклама события»

- составить рекламу города, исторического события и др.

Кроссворды, чайнворды, головоломки, ребусы, криптограммы и т.д.

Эти игры позволяют эффективно развивать память, внимание, быстроту реакции, оперативность и гибкость мышления, умение слушать другого человека и помогают закрепить пройденный материал.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: игра является одним из современных средств обучения и воспитания, обладающим образовательной, воспитательной и развивающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Для формирования у детей социальных качеств и нравственного самосознания нужно создавать соответствующие условия, организовывать и постоянно сохранять сферу их «личностных» отношений, стимулировать самодеятельность детей, свободу в установлении отношений друг с другом.

Игра на уроке должна постоянно пополнять, углублять и расширять знания, быть средством всестороннего  развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствовать самоутверждению ребёнка.

В заключение, хотелось бы привести слова Анатолия Гина:

«Идеальное управление – когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что хочет сам.

Идеальная дидактика – это её отсутствие. Ученик стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет – он будет читать при свечах».

Учитель истории и обществознания МАОУ «СОШ № 25  А.А. Белокурова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических и информационных технологий как средство развития уровня мотивации к изучению предмета

Данный материал можно использовать в качестве доклада или выступления на методическом объединении или педсовете. Диагностика мотивационной сферы представляет собой очень сложную задачу с точки зрения ...

Игровые технологии на уроках английского языка как средство повышения мотивации учащихся при изучении грамматики

урок иностранного языка – бескрайнее поле для творчества. Особенно это следует учитывать, работая в специальной школе, где в основе каждого урока должен лежать дифференцированный подход с элемен...

«Использование игровых технологий на уроках русского языка в основной школе как фактор развития мотивации учащихся в изучении предмета».

Дидактические игры занимают особое место в учебном процессе,моя работа поможет учителю ознакомиться со специальной литературой и методическими разработками о применении этой технологии в своей практик...

Использование игровых технологий на уроке английского языка как средство повышения мотивации учащихся

А что же такое игра?В  кратком психологическом словаре  под редакцией А. В. Петровского и  М.  Я.Ярошевского понятие  «игра» обозначено  следующим  образом: «Игра – ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Проблема использования игровых технологий на среднем этапе обучения в средней школе на уроках иностранного языка очень актуальна на данный момент. Одна из главных задач, поставленных перед совре...

Внеурочная деятельность по предмету «Информатика и ИКТ» как средство повышения мотивации к изучению предмета

Актуальность данной программы обусловлена тем, что в условиях перехода образовательных учреждений на новый Федеральный государственный стандарт она позволяет разнообразить организационные формы работы...

Решение прикладных задач на уроках математики, как средство формирования мотивации при изучении предмета.

Статья по теме формирования мотивации на уроках математики посредством решения прикладных задач...