историческая личность и методика ее изучения на уроках истории
учебно-методический материал по истории на тему

Историческая личность и методика ее изучения на уроках истории

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ И МЕТОДИКА ЕЁ ИЗУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

        Гуманизация исторического образования предполагает повышение внимания к личности, раскрытие идеи самоценности человека как субъекта социального развития. Историческая личность-это люди с ярко выраженной индивидуальностью, оставившие значительный след в истории. Необходимо переосмыслить методологические подходы к анализу деятельности выдающихся людей прошлого.

        Почему мы уделяем внимание исторической личности на уроке?

1.История именно в школьном возрасте лучше усваивается через «человеческую» её сторону, через судьбы конкретных людей.

2.Многие личности сыграли выдающуюся роль в судьбах родины(Наполеон, Никола II,Ленин, Сталин)и без изучения их характерных черт нельзя многое понять и объяснить в историческом развитии.

3.Знание действительных людей каждой эпохи помогает лучше понять и саму эпоху.

Рекомендации, связанные с изучением личности:

  • поэтапное формирование знаний от внешнего облика и биографии к познанию черт характера, анализу её поступков;
  • уделение особого внимания деятельности личности в переломные, решающие моменты исторического развития;
  • оценивание личности с точки зрения той эпохи, в которой жил человек;
  • учёт высказывания о личности не только историков, но и их современников.

Типы лидерства: традиционное, рациональное, харизматическое.

Памятка-схема

Характеристика исторического деятеля

  • Сведения о жизненном пути(происхождение, факты биографии).Условия, повлиявшие на формирование убеждений личности.
  • Личные качества(интеллектуальные, нравственные, волевые) и степень соответствия их задачам, которые приходилось решать.
  • Жизненные принципы, идеалы и мотивы поведения.
  • Способы действия, средства достижения цели.
  • Круг друзей, единомышленников и врагов.
  • Противоречия в деятельности личности.
  • Роль личности в истории, результаты и значение её деятельности.
  • Отношение учащихся к личности.
  • Портрет личности: художественная, публицистическая и научная литература о ней.

Для полного изучения личности необходимо привлечь художественную литературу и живопись. Например, изучая Петра I, использовать одноименный роман А.Н.Толстого, книгу Г.П.Данилевского»исторические портреты», картины В.Серова, Е.Лансере и др.Можно использовать и образы Петра I в художественных и телевизионных фильмах «Петр I», «Юность Петра I» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма на уроках истории

Главной  целью по историческому краеведению является воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край и желающего принять активное участие в его развитии. Краеве...

Историческая личность: методика изучения.

Историческая личность: методика изучения....

Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма на уроках истории

К сожалению, в настоящее время общественная ситуация в России отличается высокой степенью сложности, противоречивости, нестабильности отношений между всеми социальными явлениями и процессами. Происшед...

Методика группового обучения на уроках истории и обществознания

Данная методика позволяет использовать дифференцированное обучение в классах с различным уровнем подготовленности учащихся, осуществляет развитие навыков личностного общения школьников, побуждает их к...

Методика для изучения социализированности личности учащегося (методика М.И.Рожкова)

Методика для изучения социализированности личности учащегося (по методике М.И.Рожкова)...

Приёмы изучения исторической личности на уроках истории

Статья "Приёмы изучения исторической личности на уроках истории"...

Методика использования фотоматериалов на уроках истории

Методические приемы работы с фотографией....