Методика группового обучения на уроках истории и обществознания
методическая разработка по истории (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Данная методика позволяет использовать дифференцированное обучение в классах с различным уровнем подготовленности учащихся, осуществляет развитие навыков личностного общения школьников, побуждает их к рефлексивной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Василевская Г.Г., учитель истории и обществознания

Методика группового обучения на уроках истории и обществознания

Цель работы – показать технологию разработки формы групповой деятельности учащихся, эффективность её использования на уроках истории и обществознания на основе собственного опыта и  имеющихся методических материалов.

Цель методики обучения состоит в том, чтобы всячески способствовать и помогать ученику, учитывая его способности и индивидуальные возможности, пройти, если он может и (или) желает, всю цепочку усвоения изучаемого материала:

Н       М        О         П

Исходной позицией методики является разделение учеников класса на четыре типологических множества (малые группы) по очень простым и понятным для всех признакам:

- тип Н (некомпетентные) – ученики, не достигшие ещё минимального уровня знаний, не умеющие пока решать даже стандартные задачи;

- тип М – ученики, у которых минимальный уровень знаний уже достигнут;

- тип О – у которых достигнут средний уровень знаний;

- тип П – ученики, которые уже овладели продвинутым уровнем знаний и продолжают их совершенствовать.

Актуальность темы очевидна, так как данная методика позволяет использовать дифференцированное обучение в классах с разным уровнем подготовленности учащихся, осуществляет развитие навыков личностного общения школьников, побуждает их к рефлексивной деятельности.

Работа с группами  целесообразна на стадии закрепления изученного материала. Поэтому ей предшествуют этапы изучения нового материала, фронтального проведения упражнений и затем контрольных процедур, которые проводит учитель для выявления картины расслоения класса по успешности освоения нового материала и отнесения каждого ученика к одному из указанных типов.

На основе полученных результатов учитель формирует группы переменного состава в целях развития включенных в них учеников, имеющих более низкие уровни подготовки, чем другие члены этих групп. В зависимости от уровней планируемых результатов группы комплектуются трёх видов: выравнивания, поддержки и развития.

        

1.выравнивания

2.поддержки

3.развития

Группы на уроке


Для работы в группах характерными признаками являются:

  1. Положительная взаимозависимость участников (цель осознается как единая, требующая объединения усилий всех членов группы).
  2. Личная отчетность каждого о проделанной работе в группе (организация деятельности предполагает разделение труда, установление отношения ответственности за свою часть работы).
  3. Одновременное взаимодействие учащихся (при подготовке группового задания и выступления группы на уроке).
  4. Равноправное участие каждого в работе группы.
  5. Отчетность групп (контроль деятельности частично осуществляется самими учащимися).
  6. Рефлексивная деятельность в группах (коллективный анализ и самоанализ).

Для проведения учебных занятий по этому методу класс делится на небольшие группы( 3-4 человека), каждая из которых по своему овладевает учебным материалом. В каждой такой группе избирается капитан. Из наиболее успевающих учеников в помощь учителю назначается 2-3 ассистента. Каждой команде выдаётся свой вариант домашнего задания, обычно состоящего из двух задач с планируемыми суммарными затратами времени в 10-15 минут. В ходе домашней работы каждый ученик должен решить эти задачи, составить по ним контрольные вопросы, а так же подготовиться к их разъяснению своим одноклассникам. Тем временем ассистенты должны прорешать задачи всех команд, поскольку к ним за консультациями могут обратиться капитаны. Ассистенты, в случае необходимости консультируют членов команд дистонционно.

Методические рекомендации по организации групповой (коллективной) деятельности.

Можно выделить технологическую цепочку разработки формы групповой деятельности учащихся:

  1. Определить цели и задачи урока:
  • какие знания учащиеся должны усвоить;
  • какими умениями (интеллектуальными, практическими) они должны овладеть;
  • какие качества будут проявлять;
  • какие чувства будут выражать;
  • как будет осуществляться рефлексивная деятельность учащихся, на какие важные моменты их общения и совместной деятельности следует обратить внимание при анализе и оценке, самоанализе и самооценке.
  1. Отобрать учебный материал, определить критерии оценки результатов работы учащихся.
  2. Определить задания для групп учащихся в соответствии с целями урока.
  3. Продумать методы создания групп.
  4. Выбрать помощников (руководителей групп).
  5. Определить этапы работы групп.
  6. Продумать методы вовлечения учащихся в анализ и оценку, самоанализ и самооценку деятельности и её результатов.
  7. Продумать, каким будет результат работы каждой группы (теоретическая часть, творческие задания, практическая часть и т.д.).
  8. Продумать систему оценки группы и каждого члена группы.
  9. Подготовить специальные карточки для стимулирования индивидуальной работы каждого ученика, а также с целью развития аналитических умений по следующему образцу:

Карточка оценки, самооценки и взаимооценки учащегося

Список учащихся

Взаимооценка работы в группе

Самооценка

Оценка итоговая

 

 

 

 

Групповая работа на уроке может быть успешной при условии поэтапной подготовки к ней учащихся.

Первый этап включает в себя организацию индивидуальной работы учащихся, например, с учебным текстом, историческими источниками, иллюстрациями, индивидуальными заданиями, дополнительной литературой.

Второй этап – работа в парах постоянного состава (может рассматриваться  и как начальный этап групповой работы). Работа в парах выбирается также при малом опыте детей в коллективной деятельности. Можно использовать эту форму при изучении, например, нового материала, который носит теоретический характер и может быть разделен на варианты.

Третий этап – собственно групповая работа – начинается с первоначального формирования групп. Причем здесь можно использовать несколько вариантов, например: группы могут создаваться по желанию учащихся или самим учителем, могут формироваться как постоянные объединения, так и временные, только на один урок (одну тему).

Исходя из практики организации групповой работы и собственного опыта, учителю рациональнее организовывать рабочие группы самому с учетом успеваемости и индивидуальных особенностей каждого ученика с тем, чтобы в группе были школьники с разными учебными возможностями.

Технология организации коллективной деятельности в группах на уроке

  1. Учитель рассаживает учащихся по группам за заранее подготовленные для групп столы.
  2. Учитель дает четкий инструктаж учащимся, связанный с темой урока, её целями и планируемым результатом.
  3. С началом работы учащихся в группах учитель обходит группы, уточняя с каждой задания и инструкции, проверяет, понять ли задание учащимися. По ходу занятия, ведет наблюдение за работой каждой группы и работой отдельных учащихся.
  4. Необходимо выдерживать график работы групп.
  5. Выступление групп и их отчет о проделанной работе.
  6. Проводится анализ работы в каждой группе самими учащимися:
  • Что удалось сделать?
  • Почему?
  • Что не удалось сделать?
  • Почему?
  • Как усовершенствовать работу группы в следующий раз?

Заполняют карточку взаимооценки и самооценки.

  1. Работа учителя с лидерами групп (индивидуальная оценка каждого ученика в группе).
  2. Результаты работы групп анализируются учителем, который оценивает деятельность всего класса, анализирует характер взаимодействия детей, отмечает успехи и просчеты урока.

Коллективная деятельность может быть организована не только на уроке, это могут быть творческие задания, рассчитанные на длительный период – неделю, месяц, четверть.

Конечно, не на каждом уроке, возможно, использовать приемы, формы, методы групповой работы. В основном на уроках изучения нового материала имеющего довольно большой теоретический объем, уроках повторения и обобщения.

Целесообразно через определённый период проводить уроки с использованием метода «динамических пар». В начале таких уроков учитель и его ассистенты проверяют готовность капитана, а капитаны – готовность членов своей команды. После этого наступает момент, когда каждый ученик готов учить любого своему заданию, а все остальные учить его. Процесс обучения в «динамических парах» по своей форме напоминает быстротекущую и азартную игру, создающую атмосферу лёгкости и непринуждённости. В то же время ученики заняты напряжённой работой, в ходе которой мобилизуются и актуализируются предшествующие знания и опыт, формируется мышление и быстрота реакции, развивается память и устная речь.

Рекомендуемая литература:

  1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. М, 2000.
  2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М, 2000.
  3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. О коллективном способе учебной работы. М, 1991.
  4. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников. /Под ред. Первина И.Б. М, 1991.
  5. Преподавание истории в школе, 1990, №4-6; 1992, №5-6; 1993, №4-5.
  6. Завуч.2003, №2.
  7. Цукерман Г.А., Елизарова Н.А. и др. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии.- 1993.
  8. Карпий Ж., Ван Урс Б. Дидактические модели и проблема обучающей дискуссии // Вопросы психологии. – 1993.
  9. Э.А.Левин, О. И. Прокофьева Методика идивидуально - группового обучения. Издательство «Сентябрь», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Информационные технологии и модульное обучении на уроках истории и обществознания."

Информационные технологии и модульное обучение на уроках  истории и обществознания.Денисенко Альвина Альфредовна  учитель истории и обществознания МБОУ башкирский лицей им.М.Бурангулов...

Использование групповых технологий на уроках истории и обществознания.

Чтобы развить  в школе активную   личностьс развитым интеллектом, способную  успешно решать жизненные и профессиональные проблемы, легко ориентироваться в информационных по...

Обобщение педагогического опыта учителя истории и обществознания Левашко Галины Анатольевны по теме: «Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»

Обобщение педагогического опытаучителя истории и обществознанияЛевашко Галины Анатольевныпо теме:«Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»...

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и обществознания, Нефтеюганский район, 2022 г.

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и общес...

Методическая разработка мастер-класса для учителей истории и обществознания «Использование интерактивных приёмов обучения на уроках истории и обществознания как средство выявления и поддержки одарённых детей».

Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира. Одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующе...