Приёмы изучения исторической личности на уроках истории
статья по истории
Статья "Приёмы изучения исторической личности на уроках истории"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priyomy_izucheniya_istoricheskoy_lichnosti_na_urokah_istorii.doc | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЁМЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Постникова А.И.
В истории личностями называют людей, обладающих ярко выраженной индивидуальностью, отличающихся от других людей в каком-либо отношении, причем не только в положительном, но и в отрицательном смысле[4] .
Понятие историческая личность обычно отражает связь деятельности политического руководителя с крупными историческими событиями, на ход которых он накладывает свой индивидуальный отпечаток. Деятельность исторических личностей может быть оценена с учётом особенностей того периода, когда он жил, его морального выбора, нравственности его поступков. Оценка может быть отрицательной или положительной, но чаще всего она бывает многозначной, учитывающей положительные и негативные стороны деятельности той или иной личности[1].
Науке известно и понятие «выдающаяся личность», характеризующее деятельность людей, ставших олицетворением коренных прогрессивных преобразований[4].
Историческим личностям, по мнению В.О.Ключевского, свойственны стремление служить общему благу государства и народа, беззаветное мужество, необходимое для этого служения; стремление и умение вникнуть в условия русской жизни, в самые основы сложившихся общественных отношений, чтобы здесь найти причины пережитых бедствий, отрешенность от национальной замкнутости и исключительности[3].
Изучение личностей является одним из приоритетных направлений деятельности учащихся. Важно оптимально организовать и методически разнообразить варианты этой работы. Рассматривая их жизнь и деятельность, нельзя забывать о том, что каждый из них творил в условиях внутренней и внешней борьбы. Различные историки по-разному оценивают их деятельность. Одни, восхищаясь, отодвигают на второй план недостатки и неудачи, другие, наоборот, стремятся выставить на первое место все пороки.
Оптимальное формирование представлений об исторической личности обеспечивается при наличии следующих условий:
- необходимость показать исторического деятеля как сына его времени, подчеркнуть исторические условия, сыгравшие решающую роль в формировании его взглядов и личных качеств. ;
- показать, что деятельность исторической личности, задачи, которые она стремилась решить, были обусловлены предшествовавшим историческим развитием, показать связь данного деятеля с его предшественниками. [2].
Приемы и методы изучения исторических деятелей необходимы на уроках истории. Молодежь должна знать историю своей родины, быть достойными гражданами и патриотами своего Отечества. Не должна померкнуть память о Великой Отечественной войне, о людях, с оружием в руках, мужественно и самоотверженно отстоявших честь, свободу и независимость Отечества от черных сил фашизма. Это светлая память о живых и павших, сражавшихся за мир и счастье на земле.
Литература
1. Блюментрит Г. Роковые решения вермахта. Ростов-Дон, 1999. С.99
2. Кучеров А.М. Полководцы Великой Отечественной войны. – М.: Просвещение, 1988г-234с.
3. Литературная газета 1988г.24 февраля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательские приёмы работы с текстом на уроках истории
Обобщение опыта работы учителя истории....
Изучение исторических персоналий на уроках истории
Изучение исторических личностей на уроках истории является важнейшим условием понимания хода исторического процесса . На уроках необходимо показать исторического деятеля как сына его времени, подчеркн...
Формирование исторической памяти на уроках истории и во внеклассной работе. Обухова.Л.И., учитель истории и обществознания МАОУ лицея №6 г. Тамбова.
Несколько лет назад на выпускном вечере, провожая своих ребят в большую жизнь, напутствуя их произнесла слова:Храни огонь родного очагаИ не позарься на огни чужие.Таким законом наши предки...
Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма и духовно-нравственного развития личности на уроках истории.
«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень»....
Использование герменевтического подхода (методы и приёмы работы с текстом) на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника и определяет образовательные (личностные, метапредметны...
Приёмы формирования поликультурной личности на уроках русского языка и литературы в многонациональной школе.
Доклад на конференцию...
Доклад на МО учителей истории и обществознания "Опыт работы с историческими источниками на уроках истории"
Материал предназначен для учителей истории, активно работающих на уроке с истрорическими истрчниками....