Приёмы изучения исторической личности на уроках истории
статья по истории

Постникова Анна Ивановна

Статья "Приёмы изучения исторической личности на уроках истории"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИЁМЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Постникова А.И.

В истории личностями называют людей, обладающих ярко выраженной индивидуальностью, отличающихся от других людей в каком-либо отношении, причем не только в положительном, но и в отрицательном смысле[4] .

Понятие историческая личность обычно отражает связь деятельности политического руководителя с крупными историческими событиями, на ход которых он накладывает свой индивидуальный отпечаток. Деятельность исторических личностей может быть оценена с учётом особенностей того периода, когда он жил, его морального выбора, нравственности его поступков. Оценка может быть отрицательной или положительной, но чаще всего она бывает многозначной, учитывающей положительные и негативные стороны деятельности той или иной личности[1].

Науке известно и понятие «выдающаяся личность», характеризующее деятельность людей, ставших олицетворением коренных прогрессивных преобразований[4].

Историческим личностям, по мнению В.О.Ключевского, свойственны стремление служить общему благу государства и народа, беззаветное мужество, необходимое для этого служения; стремление и умение вникнуть в условия русской жизни, в самые основы сложившихся  общественных отношений, чтобы здесь найти причины пережитых бедствий, отрешенность от национальной замкнутости и исключительности[3].

Изучение личностей является одним из приоритетных направлений деятельности учащихся. Важно оптимально организовать и методически разнообразить варианты этой работы. Рассматривая их жизнь и деятельность, нельзя забывать о том, что каждый из них творил в условиях внутренней и внешней борьбы. Различные историки по-разному оценивают их деятельность. Одни, восхищаясь, отодвигают на второй план недостатки и неудачи, другие, наоборот, стремятся выставить на первое место все пороки.

Оптимальное формирование представлений об исторической личности  обеспечивается при наличии следующих условий:

- необходимость показать исторического деятеля как сына его времени, подчеркнуть исторические условия, сыгравшие решающую роль в формировании его взглядов и личных качеств. ;

- показать, что деятельность исторической личности, задачи, которые она стремилась решить, были обусловлены предшествовавшим историческим развитием, показать связь данного деятеля с его предшественниками. [2].

Приемы и методы изучения исторических деятелей необходимы на уроках истории. Молодежь должна знать историю своей родины, быть достойными гражданами и патриотами своего Отечества. Не должна померкнуть память  о Великой Отечественной войне, о людях, с оружием в руках, мужественно и самоотверженно отстоявших честь, свободу и независимость Отечества от черных сил фашизма. Это светлая память о живых и павших, сражавшихся за мир и счастье на земле.

Литература

1. Блюментрит Г. Роковые решения вермахта. Ростов-Дон, 1999. С.99

2. Кучеров А.М. Полководцы Великой Отечественной войны. – М.: Просвещение, 1988г-234с.

3. Литературная газета 1988г.24 февраля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательские приёмы работы с текстом на уроках истории

Обобщение опыта работы учителя истории....

Изучение исторических персоналий на уроках истории

Изучение исторических личностей на уроках истории является важнейшим условием понимания хода исторического процесса . На уроках необходимо показать исторического деятеля как сына его времени, подчеркн...

Формирование исторической памяти на уроках истории и во внеклассной работе. Обухова.Л.И., учитель истории и обществознания МАОУ лицея №6 г. Тамбова.

Несколько лет назад  на выпускном вечере, провожая своих ребят в большую жизнь, напутствуя их  произнесла слова:Храни огонь родного очагаИ не позарься на огни чужие.Таким законом наши предки...

Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма и духовно-нравственного развития личности на уроках истории.

«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой  культурный уровень»....

Использование герменевтического подхода (методы и приёмы работы с текстом) на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника и определяет образовательные (личностные, метапредметны...

Доклад на МО учителей истории и обществознания "Опыт работы с историческими источниками на уроках истории"

Материал предназначен для учителей истории, активно работающих на уроке с истрорическими истрчниками....