Изучение исторических персоналий на уроках истории
статья по истории по теме

Изучение исторических личностей на уроках истории является важнейшим условием понимания хода исторического процесса . На уроках необходимо показать исторического деятеля как сына его времени, подчеркнуть исторические условия, сыгравшие решающую роль в формировании его взглядов и личных качеств. Необходимо показать, что деятельность исторической личности, задачи, которые она стремилась решить, были обусловлены предшествовавшим историческим развитием, показать связь данного деятеля с его предшественниками.    Важно показать учащимся, что решение исторических задач в любой области человеческой деятельности - в политической, военной, научной, технической - было результатом не одиночных усилий отдельных людей, а плодом деятельности многих. Показать выдающихся исторических деятелей в кругу соратников, что  облегчает их классовую характеристику, а также создание у учащихся правильной перспективы в оценке роли выдающихся деятелей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_1.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

   Изучение исторических персоналий на уроках истории

     Какой бы путь изучения исторических личностей ни был избран учителем и учащимися, каждый из них должен понимать, что полностью объективную оценку человеку может дать только время.

        Я считаю, что необходимо показать исторического деятеля как сына его времени, подчеркнуть исторические условия, сыгравшие решающую роль в формировании его взглядов и личных качеств. Для этого иногда достаточно сжатых сведений, краткого высказывания самого исторического лица или простого сопоставления некоторых хронологических дат. Ну, например, рассказывая о А. И. Герцене, спросить: сколько лет ему лет было, когда свершилась казнь декабристов? Привести его собственные слова: «Казнь Пестеля и его товарищей окончательно разбудила ребяческий сон души моей».  Далее спросим восьмиклассников: какие события и какие неудачи народовольческого движения заставили 17-летнего гимназиста В. Ульянова сделать вывод: «Нет, не таким путем надо идти!»

       Ещё более важно, на мой взгляд, показать, что деятельность исторической личности, задачи, которые она стремилась решить, были обусловлены предшествовавшим историческим развитием, показать связь данного деятеля с его предшественниками. Для этого учитель должен дать краткую характеристику исторической обстановки, в которой сложилась данная историческая личность. Так, приступая к изучению темы «Дальнейшее развитие феодальной России. Образование Российской империи», мы вместе с учащимися вспоминаем о борьбе русского народа за берега Балтийского моря до Петра I, выясняем необходимость государственных преобразований, назревавших к концу ХУII в., и наличие конкретных предпосылок для их проведения. Тогда задачи, поставленные Петром I и его соратниками, приобретают в сознании учащихся историческую обусловленность.

       Деятельность исторической личности должна быть показана в тесной связи с определенным классом, интересы которого она отражает, т. е. должна быть дана классовая характеристика исторического деятеля. Например, показав прогрессивные черты, коими отмечена деятельность А. В. Суворова (его отношение к солдату, принципы его воинского искусства и т. д.), я обязательно  спрашиваю у  учащихся, какой характер имела внешняя политика царизма, которой служил своими победами А. В. Суворов.

      Историческая личность, упомянутая в учебнике или вводимая в изложение учителя, не должна оставаться для учащегося только именем. Длинные перечни имен, встречающиеся в некоторых учебниках истории, приносят мало пользы. Исторический деятель должен быть показан учащимся как живая личность, с индивидуальным характером, со своеобразными чертами внутреннего и внешнего облика, охарактеризован немногими конкретными штрихами. В качестве средств конкретизации образа исторического деятеля я  использую портрет или сюжетную иллюстрацию, отзывы и воспоминания современников, собственные высказывания самого исторического деятеля, в которых выражены основные черты его личности, его жизни и деятельности. Обычно характеристика исторического деятеля занимает незначительную часть урока. Исключение представляют образы немногих великих людей, деятельность которых раскрывается на ряде уроков и даже тем.

    Важно показать учащимся, что решение исторических задач в любой области человеческой деятельности - в политической, военной, научной, технической - было результатом не одиночных усилий отдельных людей, а плодом деятельности многих. Доступным материалом для такого вывода в курсе 7 класса лежит история Великих географических открытий. Развернем перед учащимися карту « Великие географические открытия». Рассмотрев ее, нетрудно убедиться, что открытие Америки не было плодом усилий одного человека. Оно было подготовлено усовершенствованиями в кораблестроении, развитием картографии,  применением компаса и др. Не будь Колумба, Америка была б открыта, и  при этом не позже 1497—1500 гг., ибо в 1497 г. Джон Кабот в поисках Индии западным  путем открыл южную часть Лабрадора, а в 1600 г. корабли Педро Кабрала, держа  путь Индию, пристали к берегам  Бразилии. Смелость и дерзновение Колумба ускорили открытие Америки лишь на 6—8 лет. И всё же в ряду коллективных усилий мореплавателей ХV в. Колумбу заслуженно принадлежит одно из первых мест. Точно так же я показываю учащимся, что великие научные открытия и изобретения, сделанные отдельными учеными или изобретателями,  были, во-первых, подготовлены предшествующим развитием науки и техники и, во-вторых, являлись результатом труда и исканий многих людей, работавших над решением данной задачи. В 1784 г Джемс Уатт изобрел паровую машину. Но, кроме машины Уатта, имелись и другие паровые двигатели, созданные другими изобретателями. Модель Уатта оказалась наиболее удачной. Учащиеся сами обычно вспоминают о И. И. Ползунове. На примере этого человека, жившего в крепостной России, я показываю, какое значение для судьбы изобретения, для его применения на практике имеют общественные условия.

     Во всех случаях, когда это возможно, великие деяния должны быть показаны в окружении их соратников или людей, действовавших в той же области, боровшихся за те же цели. Для того чтобы убедительно показать учащимся, что преобразования начала ХУIII в. в России не были и не могли быть плодом деятельности одной личности, даже столь энергичной, как Петр I, я  покажем группу соратников, слегка наметив их индивидуальные черты, и дадим характеристику «птенцов гнезда Петрова».

Показ выдающихся исторических деятелей в кругу соратников облегчает их классовую характеристику, а также создание у учащихся правильной перспективы в оценке роли выдающихся деятелей. Одно дело, показать на уроках об Отечественной войне 1812 г. только фигуру Кутузова, лишь в общей форме сказав о героизме русских солдат и партизан, и другое - показать М. И. Кутузова в кругу соратников П. И. Багратиона, М. В. Барклая-де-Толли, Д. С. Дохтурова, Н.Н. Раевского, братьев Тучковых, охарактеризовав каждого из них, пусть немногими, но сильными чертами, а наряду с ними, создать у учащихся образы партизан — солдата Ермолая Четвертакова, офицера Дениса Давыдова, крестьянки Василисы Кожиной. Тогда убедительнее будут выводы о массовом сопротивлении русского народа нашествию французов, как о решающей причине их поражения, о том, что сила Кутузова как полководца заключалась не только в его личных талантах, но в понимании им народного характера войны, в том, что он имел возможность опереться на плеяду талантливых офицеров, на героизм солдат и партизан.

    Так же я считаю, что в школьном курсе истории должны получить соответствующую характеристику не только прогрессивные, но и реакционные деятели. На их примере мы покажем учащимся обреченность попыток повернуть вспять колесо истории и вместе с тем вредные, отрицательные, а иногда гибельные для общества результаты иной реакционной деятельности — задержку поступательного развития, ослабление страны, обнищание народа, гибель массы людей и т. д.

    Яркие образы выдающихся прогрессивных и революционных деятелей имеют большое значение в воспитании школьника и формировании его идеалов. Здесь нередко определяющим является стремление подражать любимому герою, жизнь которого овеяна романтикой подвига.  Вот почему важно на уроке истории кратко, а во внеклассной работе подробнее и глубже — знакомить учащихся с детством и юностью великих людей, показывать, как уже в юные годы эти люди настойчиво работали над собой: как закалял себя юный Суворов, как страстью к науке был одержим молодой М. В. Ломоносов. Тогда учитель может быть уверен, что у многих своих учеников он зародил стремление стать выносливыми и бесстрашными, как Суворов, учиться, как Ломоносов.

    Одним из видов работы с историческими представлениями является создание представлений об исторических личностях. Личность определяется «совокупностью свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность…Человек с точки зрения его характера, поведения, положения и т.п.». Индивидуальность – это «совокупность характерных, своеобразных черт, отличающих какого-либо человека от другого; человек как носитель личных, характерных для него признаков, свойств; личность».

Исходя из терминологических определений личности, персоны, историческими личностями можно считать людей с ярко выраженной индивидуальностью, оставивших значительный след в истории.

Личности в истории условно составляют три группы:

- по положению (наследственные правители);

- по заслугам положительным (реформаторы, полководцы-победители, крупные учёные и т.п.);

- по «заслугам» отрицательным (гонители просвещения, террористы, авантюристы и т.п.).

Причин изучения личностей несколько.

Первая. Большинство личностей выражали интересы определённых групп людей, сословий, классов, партий. Чьи интересы, почему именно этих групп людей, в чём и как это проявлялось – вот что не всегда попадает в поле внимания учащихся. А без этого и история неполноценна и личности входят в неё будто только из-за имени, а не деятельности. Поэтому учитель должен избегать общепринятых штампов: простое перечисление ряда деятелей с добавлением «и др.».

Вторая. Многие личности не оставались приверженцами одной идеи, одного общественно-политического строя, одного Отечества. А. Курбский был и с Россией, и против неё, генерал Власов воевал против А.Гитлера, затем – против своего народа. Б.Ельцин до 60-летнего возраста занимал самые высокие посты в КПСС, а затем распустил партию и стал ярым антикоммунистом, стер с лица земли Ипатьевский дом, в котором была расстреляна семья Николая II, а затем присутствовал на захоронении останков членов этой семьи. Учащиеся же, однажды услышав оценку личности, ознакомившись с её идейной платформой, в последующем используют эти материалы, независимо от времени и деятельности, однозначно, что и приводит их к ошибочным выводам.

Третья. В России с древних пор принято давать первым по статусу лицам клички, метафорические сравнения; учебники же не помогают разобраться в них: Владимир красное Солнышко, Святополк Окаянный, Ярослав Мудрый, Пётр I Великий, Александр I – Спаситель Отечества, Александр II – Освободитель, Николай II – Кровавый и т.д. Каждая из приставок к имени несёт в себе содержательную нагрузку. Какую? Учащиеся об этом не знают.

Четвёртая. Исторические личности, особенно выдающиеся, в зависимости от времени и лиц, их оценивающих, «преображаются» до неузнаваемости. Например, царь Борис Годунов. Одни в нём видели талантливого государственного деятеля. Другие считали Годунова узурпатором на троне.

Такой же стиль в оценках личностей выдерживают современные историки.

Пятая. В истории много выдающихся и известных деятелей, носящих одинаковые фамилии. Это Несторы, Сильвестры, Барятинские, Волконские, Голицыны, Орловы и т.д. Естественно, отсюда неразбериха и без того в хрупких знаниях учащихся.

Шестая. Многие учащиеся часто обретают кумиров без какого-либо учительского воздействия. В результате многие из них могут взять пример с Андропова, Бендеры, Гагарина, Лужкова, Бисмарка, Березовского, Чапаева. Нетрудно представить, кто может вырасти на идеалах Гитлера, Распутина или Казановы, не вмешайся учитель в процесс формирования у учащихся отношения к этим и другим историческим личностям.

Седьмая. История именно в школьном возрасте лучше усваивается через «человеческую» её сторону, через судьбы конкретных людей. Показ того, как жили отдельные личности, как влияли на ход событий всей истории запоминается и усваивается учащимися с большим желанием, чем оперирование событиями, процессами вне воздействия на них ярких личностей.

Изучение исторических личностей на уроках истории является важнейшим условием понимания хода исторического процесса . На уроках необходимо показать исторического деятеля как сына его времени, подчеркнуть исторические условия, сыгравшие решающую роль в формировании его взглядов и личных качеств. Необходимо показать, что деятельность исторической личности, задачи, которые она стремилась решить, были обусловлены предшествовавшим историческим развитием, показать связь данного деятеля с его предшественниками.    Важно показать учащимся, что решение исторических задач в любой области человеческой деятельности - в политической, военной, научной, технической - было результатом не одиночных усилий отдельных людей, а плодом деятельности многих. Показать выдающихся исторических деятелей в кругу соратников, что  облегчает их классовую характеристику, а также создание у учащихся правильной перспективы в оценке роли выдающихся деятелей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

«Коррекционная работа по обогащению словаря исторических терминов на уроках истории с учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Проблема речевого развития является одной из важнейших как в общей, так и в специальной педагогике. Отклонения в развитии у детей с нарушением интеллекта обнаруживаются во всех проявлениях, но о...

Формирование исторической памяти на уроках истории и во внеклассной работе. Обухова.Л.И., учитель истории и обществознания МАОУ лицея №6 г. Тамбова.

Несколько лет назад  на выпускном вечере, провожая своих ребят в большую жизнь, напутствуя их  произнесла слова:Храни огонь родного очагаИ не позарься на огни чужие.Таким законом наши предки...

Приёмы изучения исторической личности на уроках истории

Статья "Приёмы изучения исторической личности на уроках истории"...

Доклад на МО учителей истории и обществознания "Опыт работы с историческими источниками на уроках истории"

Материал предназначен для учителей истории, активно работающих на уроке с истрорическими истрчниками....