Краеведение в школьном историческом образовании (методическое пособие для учителя)
учебно-методический материал по истории (5 класс) по теме

 

 

Урочные и внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Краеведение – всегда краелюбие. С.О.Шмидт следующим образом раскрывает это положение: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле…Его воздействие велико и на разум наш, и на душу. В этом-то главный смысл слов Пушкина о любви к отеческим гробам и к родному пепелищу: в них краелюбие». Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история-это история людей; корни человека - в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны; в ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия, чувство хозяина; труд- основной источник духовного и материального богатства и благополучия человека, условие успешного развития общества. Занятие краеведением помогает юным глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам." Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedenie.doc175 КБ

Предварительный просмотр:

                               

МКОУ «Александровская средняя общеобразовательная школа»

Краеведение в школьном историческом образовании

(методическое пособие для учителя)

                               

Составитель: Алешкина Ч.Г., учитель истории и обществознания МКОУ «Александровская СОШ»

Содержание

 Введение……………………………………………………..3

  1. Школьное историческое краеведение: новые реалии……………………………………………………..4

  1. Уровни краеведческой работы………………….…...5

  1. Потенциал исторического краеведения…………….6

  1. Содержание краеведческих знаний по истории…...6

  1. Формы краеведческой работы в школе.……….…...9

  1. О школьных  музеях…………………………….…...11

  1. Литература…………………………………………..16

  1. Приложение…………………………………………17

Введение

В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Это относится как к дисциплинам гуманитарного, так и естественно - научного цикла. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с введением, в соответствии с Законом РФ « Об образовании», национально-регионального компонента школьного образования. Применительно к истории как к учебному предмету это означает: историческое краеведение стало его обязательной составляющей.

1.  Школьное историческое краеведение: новые реалии

Конечно у учащихся разных регионов России конкретные знания о своем крае будут различными, но они должны войти (в определенном объеме) в состав обязательных базисных знаний по истории Отечества, в ряде случаев- по истории ближнего и дальнего зарубежья. Это отвечает требованиям государственного стандарта школьного исторического краеведения. История края ( «малой родины») рассматривается как часть истории России; республики, входящей в состав РФ; более крупного региона ( в составе нескольких территорий или стран, объединенных узами экономических, национальных, религиозных и культурных исторических связей); всемирной истории.

  Важным условием развития краеведения, в первую очередь исторического, являются современные социально-политические перемены, когда укрепляется российская государственность, растет роль «провинции», когда возрастает интерес россиян, молодежи к своему историческому прошлому, народным обычаям и традициям, проблемам регионального развития и возрождения своей самобытности.

Большое значение для совершенствования исторического краеведения и в целом исторического образования в школе имеют новые труды по истории. Исследования ученых-историков оказали значительную помощь в преодолении старых подходов к содержанию учебных программ , учебников истории, в том числе по истории родного края, содействовали в применении на практике многофакторного подхода к истории и ее преподаванию. ( 1 )

Значителен вклад и методистов-историков. Разработаны федеральный и региональные учебные планы для школ, предусматривающие реализацию  НРК и использование материалов краеведения. Составлены учебные программы с краеведческим содержанием, в том числе углубленных и факультативных курсов по истории края, местных этносов, их культуре, интегрированных курсов краеведения и т.д. практически во всех субъектах РФ изданы краеведческие учебники и методические руководства. Создаются хрестоматии, рабочие тетради, карты, пособия на электронных носителях. Эти краеведческие издания успешно используются в работе со школьниками. Материалы краеведения систематически публикуются в средствах массовой  информации.

За минувшее десятилетие в школьной истории значительно расширилось «поле» краеведения. Изучаются различные стороны жизни края в их единстве. Ныне можно обратиться к ранее «запретным темам» . Одним из ключевых направлений исследований и учебных занятий становится изучение конкретных исторических судеб, в первую очередь «близких» людей- земляков и членов семьи, изучение повседневности – обыденной жизни с ее живыми подробностями. Шире стали использоваться архивные документы, в том числе бывших закрытых фондов, материалы «спецхранов» музее и библиотек. Появилась возможность слушать и записывать воспоминания и рассказы тех, кто многие годы вынужден был молчать.

2. Уровни краеведческой работы

Когда речь идет о краеведении в школе, следует различать уровни познавательной краеведческой работы учащихся. Условно можно говорить о трех уровнях ( в реальной школьной практике они, естественно, тесно, органически связаны друг с другом, составляют единое «поле» познавательной деятельности школьников).

  Во-первых, получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных пособии и сообщений СМИ.

  Во-вторых, это самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе учебного исследования делают открытия для себя, т.е. фактически переоткрывают уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни). Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособии, научно-популярная и научная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, ресурсы Интернета.

Третий уровень-изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес.

В этом случае ученики фактически выступают в роли юных- исследователей. Обычно это члены краеведческих кружков и ученических научных обществ, слушатели факультативов.

  Первый из этих уровней является главным, подчас единственным в начальных классах. Для основной школы характерны первый и второй уровни. В старших классах 9-летней школы и в средней школе ( особенно во внеурочное время) возрастает удельный краеведческой работы, характерной для третьего уровня. В ней, как правило, участвуют школьники, особо увлеченные историей, глубоко интересующиеся родным краем. Последние представляют один из самых больших отрядов общероссийского краеведческого движения. Академик Д.С.Лихачев, говоря о краеведении, справедливо отмечал: «это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые, и школьники».(2)

  Жаль, что в ряде школ педагоги ограничиваются лишь первым уровнем краеведческой работы,         - в результате складывается своеобразное « словесно-книжное краеведение».

Имеет место и другой недостаток: сведение по истории края, собранные юными следопытами, найденные ими документы, мало или вовсе не используются на уроке в процессе изучения и усвоения программного материала.

  1. Потенциал исторического краеведения

Урочные и внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Краеведение – всегда краелюбие. С.О.Шмидт следующим образом раскрывает это положение: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле…Его воздействие велико и на разум наш, и на душу. В этом-то главный смысл слов Пушкина о любви к отеческим гробам и к родному пепелищу: в них краелюбие».( 3 )

  Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история-это история людей; корни человека - в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны; в ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия, чувство хозяина; труд- основной источник духовного и материального богатства и благополучия человека, условие успешного развития общества.

  Занятие краеведением помогает юным глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (статья 44, часть 3; статья 58).

  Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.

4.  Содержание краеведческих знаний по истории

Важная составляющая системы исторического краеведения в школе – содержание краеведческих знаний по истории. Можно условно говорить о концентрах (кругах) этих знаний.

  1. Мой дом. Родословная семьи.
  2. Родная школа. ЕЕ история и традиции.
  3. Село (город): прошлое, настоящее, перспективы развития.
  4. История района.
  5. История автономного округа.
  6. История области (края).

Возможны и другие темы-концентры: история нашей улицы, квартала и т.д. педагогам-краеведам и методистам предстоит разработать вопрос о соотношении этих кругов (пластов) знаний в учебных занятиях, во внеклассной работе.

  Важно, чтобы учитель и учащиеся не только видели границы концентров, но и, главное, понимали необходимость их единства, интеграции, «прозрачность» их границ, возможность и целесообразность постоянной связи близкого с далеким, возвращения от далекого к близкому.

  Так, например, изучая свою родословную, учащиеся связывают ее с историей своего села, города, края, возможно, страны и, наоборот, знакомясь с историей государства, края, области, они возвращаются к фактам истории родного села, города, семьи. Такой принцип организации познавательной деятельности учащихся можно назвать принципом маятника ( или челнока ).

  Вместе с тем необходимо реализовывать и принцип спирали, когда учащиеся, возвращаясь к тем или иным историческим вопросам, событиям, фактам, шли бы из класса в класс, из года в год в процессе учебной и внеу-рочной работы по восходящей: углубляя свои историко-краеведческие и общеисторические познания, расширяя круг привлекаемых источников, учась применять более сложные приемы и методы исследования.

Рассмотрим содержание исторического краеведения в школе и под несколько иным ракурсом. Предметом исторического краеведения являются общественные процессы в местном крае- жизнь людей в ее развитии, во всех многообразных ее проявлениях и результатах, в границах определенной территории (деревня, город, район и т.д.).

  Изучаются различные сферы общественной жизни, учащиеся знакомятся с событиями локальной истории, в которых проявилась деятельность многих поколении жителей края, их социально-экономические, общественно-политические, культурные связи и отношения. Большое значение имеет изучение духовной жизни людей в тот или иной период времени. Справедливо утверждение: знать людей эпохи, их взгляды, помыслы, думы, идеалы – значить понять саму эпоху, саму историю.

  Изучение родного края включает познание этнонациональных процессов. На конкретных примерах учащиеся знакомятся с историей и традициями своего народа, прошлым других этносов, историей их расселения в данной местности, особенностями их быта, культуры, обычаев, национальных духовных черт, экономической жизни, труда. Ученики выясняют, как в горниле исторических событий, порой трагических, формировалось у людей сознание духовного единства, принадлежности к российскому народу.

  Учащиеся имеют возможность увидеть, как взаимно обогащались культурные, духовные традиции их народов, что особенно важно в нашей полиэтнической, поликультурной стране. Вместе с тем они стремятся выяснить причины межнациональных конфликтов, проявлений враждебности и противостояния, если они были раньше или существуют сегодня, продумать меры по преодолению этих причин.

  Предметом историко-краеведческих изыскании и поисков могут быть и материалы о своих земляках и соплеменниках, их потомках, оказавшихся в других регионах России, ближнем и дальнем зарубежье.

  Неотъемлемой частью истории каждого народа, его национальной культуры, духовной жизни являются религия, история церкви. Учащиеся знакомятся на уроках и во внеурочное время с религиозными верованиями местного населения, историей разных конфессий в крае, изучают прошлое храмов и монастырей, жизнь и деяния местных подвижников, причисленных к лику святых, представителей духовенства; обращаются к различным источникам и памятникам церковной истории и культуры. При этом необходимо всегда помнить, что наша страна многоконфессиональная. Поэтому недопустимо невнимание к тем или иным конфессиям.

  История края, местные события и явления изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое – настоящее – будущее. Так, изучая со школьниками историю села, важно познакомить их с его современным состоянием, а также перспективами обновления и развития. Подобный

подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, содействует формированию исторического мышления.

  Одна из проблем, связанных с изучением в школе прошлого родного края, как и истории Отечества и мира в целом,- разносторонняя оценка событий и явлений прошлого, дел, поступков и деятельности людей, общественных групп и организации, государственных учреждений и структур. Ее следует давать с научных позиции, с позиций правды и нравственности, с учетом особенностей рассматриваемой эпохи, традиции, идеалов и ценностей, разделяемых людьми того времени.  

  Организуя работу по историческому краеведению, важно помнить некоторые общие положения:

  • Бесконфликтной истории нет;
  • Прошлое нашей Родины неоднозначно, сложно, в нем слились победы и неудачи, героическое и трагическое, большие надежды и разочарования.

Поэтому не следует идеализировать прошлое, изображать его в розовом цвете. Но было бы ошибкой вставать на путь нигилистического отношения к нему. Необходимы правда о фактах, событиях и лицах, документально аргументированное изложение событий, объективное освещение реальных противоречии и трудностей, которые приходилось и приходится преодолевать в процессе обновления и развития общества.

  1. Формы краеведческой работы в школе

Одна из составляющих системы школьного краеведения – организационные формы историко-краеведческой работы в школе. К ним можно отнести:

  1. Изучение материалов краеведения на уроках основного курса отечественной истории. Речь идет об уроках истории России, с включением элементов краеведения, и о специальных уроках по истории края (или их циклах) в рамках учебных часов по курсу отечественной истории ( например, в основной школе целесообразно выделять на историю края до 15% учебного времени)  ( 4 ).

На уроках отечественной истории основное внимание обычно уделяется раскрытию истории родного края в определенный период прошлого: « Наша губерния в первой половине Х1Х столетия», «Наш край в годы Великой Отечественной войны» и т.п. В республиках изучается курс истории республики в тесной связи с историей России, включением ряда

сведении из истории районов, родного города (села) и т.д.

  1. Специальные учебные курсы в обычных классах и школах с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, лицеях, гимназиях, главным образом в полной средней школе. Значительное место занимают локальные материалы в начальной школе в целях исторической пропедевтики.
  2. Факультативные курсы (по преимуществу в полной средней школе, а также в 8 и 9 классах). Имеются в виду специальные краеведческие факультативы: «Родной край: в 20 – начале 21 в.в.», «Народы края: история, культура, традиции», «Наше село (город): прошлое, настоящее, будущее», а также общеисторические, программа которых предусматривает включение локальных материалов, например : «Страницы боевого прошлого народов нашей Родины», «Великая Отечественная война советского народа и Вторая мировая война»; «Из истории религии», «История русской культуры 9 – начала 21 в.в.». Проводятся они обычно за счет часов школьного компонента.
  3. Довольно широко распространенные в школах, в том числе сельских, внеклассные занятия: работа кружков, научных ученических обществ, клубов, лекториев и т.д.

В педагогической литературе и школьной практике историческое краеведение, как и в целом школьное краеведение, нередко делят на три направления (организационные формы): учебное (уроки, факультативные занятия), внеурочное

 (  занятия краеведческих кружков и групп, ученических клубов и обществ в школах ) и внешкольное (проводимое под руководством учреждений дополнительного образования: центров детско-юношеского туризма и краеведения, домов школьников, творчества юных). Педагогически продуманное, разумное сочетание этих форм – условие успешной организации и функционирования системы школьного краеведения. Это в значительной мере зависит от объединения усилий учительства, работников органов образования, учреждений дополнительного образования, методистов институтов повышения квалификации работников образования, преподавателей педагогических вузов, участников краеведческих обществ и сотрудников научных учреждений.

Пути и методы изучения истории родного края разнообразны. Комплекс используемых педагогом и учащимися приемов и методов зависит, естественно, от возраста школьников, уровня их подготовки, целей занятия, задач проводимой работы.

 Так, в занятиях со старшеклассниками сочетаются лекции учителя, уроки-экскурсии в музеях, их самостоятельная работа с книгой и документом, семинары и практикумы с широкой организацией диалогического обучения. Именно изучение краеведческого материала (в силу его доступности, непосредственной близости к учащимся) содержит большие возможности для групповых исследовании, диспутов, дискуссий. В частности, здесь возможно сочетание письменных источников и свидетельств современников (использование так называемой «устной истории»). Особенно это существенно для сельских школ и школ «малых городов», где сама обстановка многолетнего проживания нескольких семейных поколений в данной местности способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Очень существенна выработка в процессе диалога нравственной оценки событий, деятельности человека в истории.

  Заметное распространение получили различные

виды внеклассной работы: 

  • экскурсии и осмотр памятников истории культуры;
  • экспедиции по родному краю;
  • ученические конференции;
  • исторические вечера;
  • «круглые столы»;
  • Организация выставок и музейных экспозиции.

Многие учебные и внеурочные занятия проводятся на базе государственных

и общественных музеев, архивов и книгохранилищ.

Учебные краеведческие занятия, что очень важно в образовательном и воспитательном плане, часто связаны с общественно полезной деятельностью учащихся. Это ученические изыскания, представляющие научный интерес (поиск, сбор, изучение, публикации материалов краеведения). Это и участие школьников в различных делах, проектах: охране и восстановлении памятников истории, культуры и природы, культурно-просветительной работе. Это и возрождение народных традиций, помощь ветеранам войны и труда.

  1. О школьных музеях

Их организация и деятельность в значительной мере связаны с краеведением. Не случайно музеи считают одной из форм работ по краеведению. Краеведческие материалы составляют обычно основу школьных музейных экспозиций.

  В последние годы вместе с расширением учебного и внеурочного краеведения растет число школьных музеев, совершенствуется их деятельность, актуализируются экспозиций. Музей можно встретить и в крупном городе, и в небольшом селе. Сегодня в стране, по данным Банка паспортизации школьных музеев Центра детско- юношеского туризма и краеведения Министерства образования и науки РФ, функционируют около 5850 музеев. Самую большую их группу – около двух третей –составляют исторические музеи: военно-исторические (основная часть их посвящена событиям Великой Отечественной), музеи истории села, города, края, жизни и деятельности земляков, истории семейных традиции, родной школы, местного предприятия или учреждения, историко-этнографические и археологические.

 Необходимое условие эффективного функционирования системы краеведения в школьной истории –высокая профессиональная, в том числе краеведческая, подготовка учителей. Последняя предполагает хорошее знание локальной истории, источников краеведческой информации, памятников местной истории и культуры, владение методами краеведческих исследований и методикой организаций учебно-краеведческих занятий с учащимися. Сегодня, когда НРК стал обязательной составляющей школьной истории и других учебных дисциплин, каждый учитель истории должен быть краеведом.  

Список литературы

  1. Лихачев Д.С. Учит земля родная // Вестник Союза краеведов России. 1992. №1. с8.
  2. Сейненский А.Е. Краеведение в школьном историческом образовании// История и обществознание. 2004 №10. с.19.
  3. Шмидт С.О. Краеведам России // Вестник Союза краеведов России. 1992. №1 с.4.

   

Приложение 1

Внеклассное занятие  по краеведению

« О край родной, край, сердцу милый !»

                         

                                               Любовь к родному пепелищу,

                                               Любовь к отеческим гробам

                                                                        А.С. Пушкин.

Цель- развитие исторических знаний и представлении учащихся о родном крае, месте своего проживания.

Задачи:

- развитие у школьников интереса к истории;

- обогащение знаний по предмету;

- создание условий для проявления творческих возможностей учащихся;

- формирование интеллектуальных умений школьников в результате их «исследовательских изыскании» в музеях, архивах, библиотеках.

Участники: ученики 5 -6 классов.

Оборудование: оформление стендов:

-история образования села /фотографии/, родословная Голубцовых;

- колхоз и совхоз;

- Александровские сопки;

- плакаты животные и растительность Среднего Урала; Красная Книга;

- фотографии Покровской церкви;

- люди нашего края- Тулин В.Ф.; сборник стихов.

Аудиокассета : голоса птиц, шум леса и др.

Презентация : « Вот моя деревня, вот мой дом родной!».

Буклет:

 

                                         

Ход  занятия.

Исполняется песня о Родине. ( исполняют девочки 5 класса)

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости и взрослые, мы приветствуем всех, кто сегодня с нами на празднике «О край родной, край, сердцу милый!»

Ведущий:

Родина,

Мои родные края,

Родина,

Весна и песня моя.

Ведущий:  Человек с рождения , с первого своего дыхания приобретает не только родной очаг, но и родную землю – Отечество, то есть землю своих отцов.

Отечество не выбирают и не ищут, оно дается судьбой. Его, как и родителей, любят не за то, что оно самое лучшее, а за то, что это единственное  родное для тебя место на Земле. Не случайно есть еще одно название Отечества – Родина-мать. Знать свое Отечество так же естественно, как знать свою семью и свои род. Но познание это длительно. Оно идет всю жизнь и требует от человека прилежного труда ума и сердца. Не враз, а постепенно складывается у каждого человека  дорогой ему образ Родины. Наша малая Родина – Урал. Мы чтим свой край, много говорим о любви к нему, но так мало знаем о нем – о его прошлом и настоящем. Знать историю своей малой Родины – долг каждого человека. И не только знать, но и стараться оставить после себя след на земле – дом или тропинку, дерево  иль слово. Попытаемся же совершить, и мы новый шаг по этому пути.

 - Сегодня мы совершим путешествие  по малой краеведческой тропе нашего края. Сделаем остановки: историческую, географическую, биологическую, литературную, музыкальную. К нам пришла в гости внучка  хозяйки Медной горы – хозяйка Александровских Сопок, моя помощница. (ученица 9 класса)

Итак, первая остановка историческая.

- Вот моя деревня, вот мой дом родной!

- Географическое положение села;  / рассказ ученицы. Приложение/

- Рассказ об образовании села Александровское. Родословная Голубцовых. 

 ( рассказывают ученики 6 класса)  /Приложение/.

С приобретением земли А.Ф.Голубцов, имение которого находилось в Самарском округе, выписал своих крестьян и приступил к возведению хозяйственных построек. Вновь возникшему населенному пункту он дал название Александровское, в честь своего имени.

После Октябрьской революции земли помещика Голубцова В.В., все имение было национализировано.

После освобождения Урала от Колчака  в 1919 году на земле Голубцовых был организован колхоз. Рассказ ученика. /Приложение/

- Спасибо!

Об образовании расскажет (рассказывает ученик 6 класса)

 

- Ребята почему Александровское это село, а не деревня?

- Правильно. Потому что здесь есть церковь! Какая величавая и красивая она была.

О Покровской церкви  (рассказ ученицы 5 класса)

Ведущий:

Вижу чудное приволье:

Вижу нивы и поля-

Это русское раздолье,

Это русская земля!

- Следующая остановка «Географическая»:

Край родной.

Горы и пустыни,

Реки и моря,

Дальние равнины-

Родина моя.

Стройные березки,

Низкий бережок,

И прохладный дальний

Веет ветерок.

Ива и орешник,

Елка и дубок,

Земляника, клюква,

Солнечный лужок.

Все, что окружает.

Все, чем я живу,

Сердце понимает:

Край свой я люблю.

О растительности нашего края (рассказывает ученица 6 класса)

Ведущий: Станция биологическая

- о животных ( рассказывает ученик 6 класса)

- охраняемые растения и животные края (рассказывает ученик 5 класса)

 

Тулин В.Ф.

Лес легко обидеть, как дитя.

Растет он, как дитя, неторопливо.

Березы, как и мы, порой грустят.

И плачут, как и мы, порою ивы.

Как лакомство для нас березы сок.

А ветки в вениках – отрада в бане.

А там посмотришь:

Был лесок

Да не осталось даже званья.

Костры, костры-

Весь бор в дыму.

Кромсают лес,

Где нужно и не нужно.

И не пойму я , почему

Бензопилу назвали «Дружбой»?

Ведущий:  наша местность очень красива и живописна. Есть у нас уникальное место – это Александровские Сопки.

- Рассказ об Александровских Сопках – ученица.

Ведущий: Спасибо! Эти сопки называют Александровскими, Пугачевскими, Титешными горами. Послушайте легенду. Рассказывает ученица.

Ведущий:

- Ночь в пруду с луны смывает пятна.

Мост наводит старой ивы тень

Там, где канул безвозвратно

Прожитый селом вчерашний день.

Так написал о нашем пруде местный поэт.

- Рассказ о пруде – ученик.

- сейчас хозяйка Александровских гор задаст вам вопросы, а вы должны их отгадать.

Викторина « Край родной»

Ведущий:  О край родной, край, сердцу милый! Как много интересного можно рассказать о нашем крае, но кроме истории, растительности и животных, достопримечательностях нельзя забывать о людях нашего края – это и учителя, врачи, музыканты, фронтовики, вдовы, поэты, краеведы и другие. Об одном из таких замечательных людей- фронтовике, поэте и просто хорошем человеке расскажет нам Тулина Лена.

- Рассказ о своем дедушке Тулине В.Ф.

Ведущий: Василий Федорович очень любил свой край. Он много писал о Родине.

Люблю я с полем быть наедине.

Люблю в тиши поговорить с рекою.

И сердце наполняется покоем.

И думы птицами слетаются ко мне.

Родимый край –советчик мой и друг,

Мой строгий вождь и добрый утешитель.

Какой волшебник мог создать, скажите,

Все это, бесподобное вокруг?

Должно, он был и щедр, и очень добр,

И красоты чарующей поклонник.

Дай подержать мне в ласковых ладонях

Ту песню, что сложил ты, старый бор;

Дай приобщиться к тайне бытия,

Все до конца усвоить и осмыслить.

Живу одной-единственною мыслью:

Стране родной – и жизнь, и песнь моя!.

Ведущий: Где бы люди меня не спросили,

Я отвечу им так -не солгу:

Хором.

Мне не жить без России,

Мне не жить без России, я дышать без нее не могу!

- Стихотворение Тулина:  «Приезжайте».

Ведущий: Молодцы! Сегодня вы показали свою маленькую исследовательскую работу по родному краю. А еще девочки попробовали это сделать при помощи компьютера.

Аня Полюхова сделала презентацию (просмотр).

Марина Андреева – буклет для гостей.

Тренинг.

Ведущий: на этом наш праздник закончился. Спасибо за внимание.

   

Приложение 2

Тулин Василий Федорович:

Край родной                                                               Приезжайте.

Край уральский-                                       Луга ромашкой замело,

с ущельями, скалами,                              И воздух зыбкий пахнет мятой

С синим морем лесов, -это ты                Вы приезжайте к нам в село

Даль украсил озерами малыми,              Послушать, как поют девчата.

Разбросал голубые цветы..                     Вы приезжайте в сенокос,

Выйдешь в горы,                                      Когда коса звенит певуче

а осень – кудесница                                 По бисеру июльских рос

Пышет пламенем алым рябин,               И песни слышатся над кручей.

Паутинками-                                             Вы приезжайте в сентябре,

шелковой лестницей                                Когда, смешав и дни и ночи,

Добралась до вершинок осин.                 Комбайны дружно на заре

А с полей, словно гром,                           В полях неубранных грохочут

гул доносится,                                           Вы приезжайте!

За комбайнами вьюжится пыль.              И от нас

Песней в сердце влюбленное                   Потом уедете едва ли.

Просится                                                    Те, кто бывали здесь хоть раз,

Сказки небыль и светлая быль.               К селу всем сердцем

Ах ты, жизнь!...                                                     прикипели.

Мне порою не верится,

Что в далеком краю,

На чужой стороне

Доводилось и мне хоронить

своих сверстников

На прошедшей жестокой войне.

А теперь

Сыновья, внуки выросли,

Урожаи такие, что только дивись!...

Все мы сделали,

Все мы вынесли,

Чтобы видеть такой

нашу жизнь!

1978г.

Село Александровское

(Краткий исторический очерк села)

   В южной и юго-западной части Пермского края, проживавшие там башкиры и татары, долгое время находились под властью золотой Орды. После распада Золотой орды – с 1445 года под властью Казанского ханства Восточная граница этого ханства проходила по нижнему и среднему течению реки Сыльвы, шла на излучину реки Уфы ( около современного Красноуфимска ) с поворотом на излучину реки Белой, и на Волгу.

    Со взятием в 1552 году Казани Иваном Грозным, перестало существовать Казанское ханство, и русским представилось возможность осваивать почти не заселенные территории в бассейне реки Белой ,Уфы, верховье Исети и Миасса.

  В 1557году башкиры, населявшие часть Пермской Земли, добровольно перешли в подданство России. Большинство из них переходило к оседлому образу жизни, и тогда-то в бассейне р.Уфы стали возникать башкирские поселения. Они были жалованы царем землями ( кстати их же собственными)

И эти земли назывались вотчинными. Вскоре башкиры научились извлекать пользу из своих вотчинных земель. Часть из них они сдавали в аренду пришлым людям (русским, марийцам, татарам), часть же вотчины земель продавали. Так например в 1747 году кунгурский посадский человек Песьяков взял в аренду на 30 лет большую территорию в пределах современного Красноуфимского и Ачитского районов. В декабре 1780 года   в Уфимской провинциальной канцелярии, надворным советником и воеводой Пермской провинции Александром Федоровичем Голубцовым с башкирами Кушинской и Сартской волостей была совершена купчая крепость т.е. договор купли-продажи, на землю по р.Зюрзяге, принадлежавшую башкирам. Вот выдержка из этой купчей:

…» Надворному советнику и Пермской провинции воеводе А.Ф.Голубцову в том, что продали они и товарищи их ему, г.Голубцову, жене его и детям его по нем наследникам в вечное владение вотчинную их землю, которая состоит в нижепоименованных межах и урочищах, а именно: под Титешной горой и по реке Зюрзяге по правую сторону на полдень, на вершину состоящего лога, коей именуется Красным Яром  и Пигменом,  а с него на таловый куст, а с того куста на гору, из которой выпал ключ, от этого ключа на Тюрюшевскую межу, от оной на середину горы, именуемой Алтысамлык, с коей до деревни Чатлыковской через пеперешнии кустовый лог».

    ( Из архива Голубцовых, помещиков Пермской губернии).

Такое приблизительное описание границ дала в дальнейшем повод для различных недоразумений и тяжб как с башкирами, так и с другими соседями – владельцами земель.  Тем более, башкиры иногда продавали и те земли, на которых проживали ими же допущенные пришлые люди. Они, эти люди, естественно испытывали притеснения со стороны со стороны новых владельцев земли.

Так у Голубцовых были конфликты с жителями деревень Чувашково, Арыково. Из последней жители вынуждены даже были переселиться в другие деревни (Юву, Бугалыш).

  С приобретением земли А.Ф.Голубцов, имение, которого находилось в Самарском округе Симбирской губернии, выписал своих крестьян и приступил к возведению хозяйственных построек. Вновь возникшему населенному пункту он дал название Александровское, в честь своего имени. Крепостных же крестьян поселил вблизи под горами Титешными, отчего и деревня получила название Подтитешной (современная Подгорная).

  Потомки основателя села продолжали приобретение земель и дальше. Так в 1791 г. было куплено «сельцо Ключики с 21 душою мужского пола». Самарские крестьяне, попав в незнакомое место, к тому же необустроенное, очень сильно горевали, а некоторые даже совершили побеги и вновь возвращались в старые места. Так, например, в ревизской сказке за 1811 г. против фамилии Наума Никонова 33 лет имеется пометка: «Бежал в 1796г.» Иван Давыдов сын Ланберов с 1795 г. находится в бегах в Сибирской губернии: Семен Алексеев явился из побегов в 1801 г.

  Или вот еще одна выписка их донесения управляющего имением приставу второго стана Красноуфимского уезда: «Староста крепостной деревни Подтитешной Василий Тетюшев донес 10 сего марта сей конторе, что крепостной Петр Григорьевич Майданов, 43-х лет, приметами роста среднего, лицо рябастое, волосы на бороде и голове русые без ведома из деревни своей отлучился и где находится, неизвестно».

  С расширением владении крепостных крестьян, расселили кроме д.Подтитечной так же в Ключиках, Чувашково, Шиловке. В Александровском же проживали только дворяне, люди т.е. лица, обслуживающие непосредственно имение барина. Это были кучера, горничные, лакеи, кухарки, садовники, конюхи и пр. В 1857 г. по последней ревизии податного населения Российской империи в крепостной зависимости у Голубцовых находилось 2046 крестьян, из них посаженных на землю 1842 и дворовых людей 204. их них 22 тыс. десятин земли 10 тыс. находилось в пользовании крестьян. Крестьяне в основном исполняли барщину, т.е. по мимо обработки своей земли они должны были исполнять в пользу помещика бесплатно работу по обработке земли в течении 156 дней мужчины и 104 дня женщины.

  В хозяйстве имелись винокуренный и стекольный заводы, несколько мельниц, небольшая сыроварня.

  В книге «Хозяйственное описание Пермской губернии», изданной в 1804г. в г.Перми проводятся любопытные данные по этому заводу.

  «С октября 1801 г. по май 1802 г. выкурено 30103 и пять осьмых ведра. Употреблено хлеба 44032 пуда 20 фунтов, дров употреблено 2391 св.пол.саж. из собственных дел на 1913 руб.20 коп. в казну поставлено 20723 ведра, продано откупщиками питейных сборов 9070 ведер, на домашний обиход 90 ведер.»

Да, на домашний обиход…Если учесть, что русская мера «ведро» равнялось 12 литрам, то на домашний обиход записано 1107 литра. Но не надо думать, что Голубцовы предавались беспробудному пьянству. Все они были образованными, интеллигентными людьми, стоявшими на государственной службе, поэтому эту уйму вина выпивали другие люди.

  Кроме того, как правило, владельцы имения в Александровском по долгу не проживали, по крайне мере, первые хозяева вотчины. Вот перед ним донесение:

«Ее сиятельству Анна Дмитриевна, конторы Александровского винокуренного завода».

                              ДОНЕСЕНИЕ:

Александровская контора имеет честь представить Ваше Сиятельству денег их дохода Александроского завода одну тысячу рублей серебром.

                                 Управляющий Осипов.

         № 291 Август 1852 года

                           Конторщик Иван Хомутинников.

               (Свердловский облгосархив. Фонд 67, дело 139, стр.53)

А указанная Анна Дмитриевна проживала в Киеве и в течение 20 лет (1851-1871 г.г.) была начальницей института благородных девиц в Киеве, похоронена в Киево-Печорской лавре и вряд ли была в своем имении.

  Нам трудно сейчас представить уклад жизни крепостных крестьян, жизнь которых была строго регламентирована. Хотя сейчас шустрые демократы советский период жизни называют не иначе, как крепостным правом, а, право, хотелось, чтобы они оказались на месте, например, Осипа Абрамова. Годом позже вышеприведенного донесения упомянутый управляющии Осипов доносил Анне Дмитриевне:

   «Из крепостных крестьян был отдан в военную службу Осип Иванов Абрамов, а оттуда в отпуск уволен в бессрочный, ныне он желает жениться и просит Вотчинную контору дозволить взять ему из крепостных крестьян девок. Но как контора этого сделать не может без разрешения Вашего Сиятельства, о чем имеет просить не предмет этого, Ваше Сиятельство, разрешения

             Январь 9 дня 1853 г.

             Управляющии имением                 Осипов

             Конторщик                                       Иван Хомутинников

             Приписка  «Разрешение получено 30 января 1853 г.»

(Свердловский Облгосархив. Фонд 67, дело 139, стр.70)

  Голубцовы владели в 1857г. 22 тысячи десятин земли, из них пахотной было 6600 десятин, сенокосов и пастбищ 7.2 тысяч десятин, лесов 6,6 тысяч, под усадьбами -0,23. в это число входят и выделенная крестьянами земля.

 В имении находилась хорошая рига для сушки снопов, а затем обмолота серпами. Рига эта находилась на восточном склоне одной из маленьких горок, где сейчас находится кладбище. Следы риги еще остались в виде большой ямы с обломками кирпича. Здесь стояла печь для сушки хлебов. До сих пор пожилые люди Подгорной и Александровского называют эту горку «веяной». Тут веяли на ветру обмолоченное зерно. Значительная часть зерна шла на винокурение. Но в хозяйстве было еще 36 КРС, т.ч. 14 коров, 28 свиней, 57 овец, 25 лошади. На берегу пруда располагался ягодник, у берега в пруду садок для живой рыбы, чтобы в любой день по заказу господ кухарка могла приготовить рыбный пирог или иное рыбное блюдо.

  В 1875г. по решению Уездной земской управы в селе Александровском установлены две ежегодные ярмарки (торги)- 24 июня в Иванов день и 1 октября (ст. стиль) в Покров Пресвятой Богородицы. На этих торгах съезжались крестьяне с окрестных сел, купцы из ближайших городов (Кунгура, Красноуфимска, Ирбита) местные ремесленники и кустари. В Иванов день бойко шла торговля граблями, вилами ( к сенокосу), лаптями, кадками, подойниками, ситами для муки, решетами, ну и обязательно ситцами, печатными пряниками, орехами, соломой и чистым дегтем. Непременными участниками ярмарки были цыгане, которые продавали, покупали, меняли лошадей. Бывало, что мужичек, купивший на вид бойкую лошеденьку и за умеренную цену, на утро не мог запрячь эту лошадь или она еле волочила ноги.

   Ярмарки прекратили свое существование в самом начале тридцатых годов.

Род Голубцовых

Род Голубцовых, по сохранившемуся в семье преданию, происходит от русского витязя, жившего во второй половине ХIV столетия.

  «По словам предания, витязь, родоначальник Голубцовых, преследуя с горсткой храбрых одну из многочисленных татарских шаек, бродивших тогда на Руси, наткнулись на плывшие по реке могильные кресты, брошенные туда татарами, разорившими русское кладбище. Негодуя на поругателей святыни и желая отомстить, он схватил намогильный крест «голубец» и понес его во главе отряда. Русские, воодушевленные этим примером, настигли татар и уничтожили шайку. По обычаю того времени давать лицу, свершившему какой-либо подвиг, фамилию, напоминавшую об этом подвиге, витязь, побивший татар, получил от великого князя Дмитрия Донского прозвание «Голубец», потомки же его стали называться детьми Голубцовыми» / 1/

   Точные генеалогические сведения об этой фамилии восходят ко времена Ивана IV. Голубцовы происходят от боярских детей и первым, исторически известным предком из рода считается Иван Голубцов, имевший вотчины в Тверском уезде.

   Жизнь и деятельность нескольких поколении русского дворянского рода Голубцовых с нашим краем связана с конца ХVIII века.

АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ ГОЛУБЦОВ (1735 – 1796 г.г.) – действительный статский советник, бывший «воевода» обширной Пермской провинции в 1774 – 1781 г.г., был основателем дворянского поместья Голубцовых в селе Александровском Красноуфимского уезда Пермской губернии.

А.Ф.Голубцов был не только хорошим хозяйственником, но человеком любознательных, умным. Он у себя в усадьбе собирает библиотеку.  Наибольший вклад в пополнение библиотеки внес Владимир Владимирович Голубцов – праправнук А.Ф.Голубцова, который родился в Санкт-Петербурге 23 января 1856 года, там же закончил пажеский корпус, получив звание камер – паж высочайшего двора.

    В 1877-1878 г.г. В.В.Голубцов принимал участие в русско-Турецкой войне, при тяжелейшем зимнем переходе через Балканы в отряде И.В.Гурко, был награжден орденом Святого Станислава III степени.

    В 1880 году, в возрасте 24 лет, он вышел в отставку и поселился в селе Александровском. 1 октября 1880г. В.В.Голубцов женился на Анастасии Сергеевне Слуцкой и с того времени, в тиши сельской жизни, весь отдался науке и общественной работе.

   Благодаря замечательной библиотеке, находившейся в Красноуфимском имении его отца, В.В.Голубцов с самых ранних лет питал любовь к книгам. Обладая знанием многих языков, а французским владея в совершенстве, Владимир Владимирович с детства привык к постоянному чтению самых разнообразных книг, особенно полюбив чтение историческое.

Почти на всех книгах из библиотеки Голубцовых на обложке наклеен экслибрис –небольшой ярлычок с изображением герба рода Голубцовых.

Герб представляет собой щит, разделенный перпендикулярно на две половины.

В правой части, на красном поле –золотой крест над двойным серебряным стропилом.

В левой части, на золотом поле- серебряный древнерусский панцирь. Щит увенчан дворянским шлемом, дворянской на нем короною и пятью страусовыми перьями.

Вверху над гербом надпись: «Библиотека В.В. Голубцова».

Внизу : «Крест моя надежда и честь».  

   В фондах Красноуфимского краеведческого музея хранится примерно 1200 книг, принадлежавших Голубцовым. Из них 1090 книг на иностранных языках, на русском языке примерно 100-120 книг.

Покровская  церковь

В селе Александровском в 1839 г. была основана Покровская церковь во имя Святой Богородицы. Церковь эта была очень красивая, с высокой колокольней с золотыми Купалами. По праздникам жители села слушали красивые перезвоны колоколов, а по воскресеньям обязательно все жители ходили на службы, тут же  крестили детей. Церковь была видна издалека.

Она была обнесена красивой кованой оградой. В церкви было много икон и красивое убранство, стены были красиво расписаны. Из всех икон были особенно примечательны две: иконы Великомученицы Варвары и Анастасии. Эти иконы были написаны местными иконописцами с лиц их жен. Церковнослужителем был Василий Васильевич Боголюбов, отец писателя.  

В 1939 году сменилась власть, и церковь приказали разрушить. По приказу начальников местные мужики богохульники сбросили колокола, затем растащили все иконы и предметы из золота, спилили многовековые липы, разрушили большую часть церкви. Старые люди рассказывали, что бригадир забрал себе все иконы и выложил из них дорожки перед домом, а через некоторое время этот дом сгорел. В последствии  здание церкви отдали под дом культуры. По вечерам там танцевали, проходили праздники. В 2000 году храм опять отдали достопримечательности, чтобы они достались потомкам.

верующим. К этому времени церковь потеряла свое величие; облетела штукатурка, в рамах нет стекол, крыша прохудилась. Первую праздничную службу отслужил настоятель Владимир. В районной газете писали: «Прихожан было немного, но и немало. Для одних это было чудо, для других радость возвращения, которая вызывала благодарные слезы, третьи пришли уже не в клуб для увеселения, а в возрождающееся святое место с сокрушенным сердцем к покаянию». Люди  пытаются вернуть себе то, что у них когда-то отняли. Я думаю, что беречь нужно церкви и другие

Образование  на  селе

 2005 г. нашему школьному образованию исполнилось 130 лет.

Школа в селе Александровском  открыта по  постановлению уездной управы в 1875г. Первоначально школа располагалась в бывшем здании кабака. Затем меняло еще места. И лишь в 1916г. было построено специальное кирпичное школьное здание на въезде в село. Не один раз сменила название: 3-х классное земское училище до революции; единая трудовая 1 ступени сразу после нее; в 1931 г. открылась ШКМ - школа крестьянской молодежи 2 ступени. В 1934г. занятия начались в Александровском в новом школьном зданий. В предвоенные годы ШКМ была переименована в неполную среднюю школу; 1959г. -  восьмилетняя; и с 1968 г. – средняя.                                           Всегда школа оставалась светом знания, воспитания и культуры. Его зажгли в начале попечитель – дворянин А.В.Голубцов, законоучитель В.В.Боголюбов – священник Покровской церкви и первая учительница Евдокия Васильевна Ивочкина.

Александровский   пруд

Александровский пруд – это еще детище Голубцовых. Прекрасный ландшафт естественной природы с уникальными многовековыми соснами – на одном берегу, кустарники и елочки – на другом. Это место отдыха для местных жителей и приезжих

в жаркие дни уральского лета. Едва пруд сковывается льдом, на нем появляются рыбаки. В старину на этом месте было кладбище.

Редкие и исчезающие растения среднего Урала

Сколько радости и эстетического наслаждения приносят нам цветущие растения!

Но многие из них уже находятся под угрозой полного вымирания. Они усиленно истребляются или из-за красоты и аромата цветков, или как ценное лекарственное сырье. Тысячи растений занесены в Красную книгу нашей страны.

К числу редких травянистых растений относятся- астрагал карелинский, короставник татарский, цицербита уральская, лазурник трехпастный, вероника наибольшая, полесник европейский, ковыль перистый, овсец пустынный и др. эти растения исчезаю. А чтобы их сохранить их нужно беречь.

Растительность нашего края.

Природа Красноуфимского района богата и разнообразна.

К востоку  - темнохвойные леса, в составе которых преобладают ель, пихта, кедр.

Основная лесообразующая порода – ель. В лесах близ деревень есть сосновые участки, березовые, осинники. Встречаются участки широколиственно – хвойные леса –пихтово- еловые. В подлеске много трав. В лесостепных участках – лесное разнотравье, степные виды, по опушкам – шиповник, ива, черемуха. Встречаются дуб, липа. У деревни Подгорной встречаются заросли ольхи. У нас очень много растении: есть лекарственные – ромашка, подорожник, зверобой, тысячелистник, мать-и-мачеха, полевой хвощ и другие. Многие растения истребляются, и их становится все меньше и меньше и они занесены в Красную книгу.

Животные  нашего края.

Также наш край богат и животными. Обитатели леса это лось, зайцы, лисы, белка, кроты. Из птиц можно встретить: жаворонка, королька (самая маленькая птичка леса), скворца, грача, чаек, кукушку, дрозда, дятла, синицу, снегиря, воробья, свиристель и другие. На нашем пруду плавают утки, а несколько лет назад можно было бы любоваться и белоснежными лебедями. В тихих заводях реки, пруда водятся тритоны, лягушки. Также в лесу и на лугах можно увидеть прекрасных бабочек : адмирала, апполона, траурницу, крапивницу, желтушку, перламутровку, махаона, павлиний глаз и др.

Легенды  о  цветках

 В древности, когда складывались легенды, боги и герои воплощались в цветах. Наши предки, славяне, были убеждены, что первые соцветия подснежников и мать-и-мачехи вспыхивают там, где ступит копыто невидимого белого коня, которым правит бог весны – Ярило. Новгородцы считали, что ландыши вырастают там, где пролились слезы озерной девы, безответно влюбленной в гусляра Садко. В фиалку Зевс превратил одну из дочерей Атласа, а роза появилась из белоснежной пены, покрывавшей тело Афродиты. Таких легенд очень много. Интересна биография полевой ромашки. Ее родина – Америка. Еще в сороковых годах 19 века ее показывали как редкость в Петербургском ботаническом саду. Но, вдруг начиная с 70-х годов прошлого столетия в течение тридцати-сорока лет, она распространилась по всей России. Как это случилось? Ромашка как сорняк, растущий на полях, попала вместе с американским зерном в трюмы пароходов, затем поехала по железнодорожным путям. В мешках от крючков грузчиков оказались дырки, в полу вагона – щели, и мелкие семена американской ромашки, ехавшей «зайцем», сеялись по полотну ж/д. Вскоре железнодорожные насыпи покрылись ранее невиданной здесь, мягкой и очень ароматной травкой. Так, приехав к нам «зайцем» через ряд границ и таможен, американская ромашка расселилась повсеместно.

Помните, что каждый цветок, даже самый маленький и блеклый –это древний герой или Бог. Составляя огромные полевые букеты из этих удивительных даров природы, вы убиваете не только окружающий нас красочный мир, но и память о великих воинах и богах. Гораздо лучше посадить цветы в горшочек и любоваться ими, даря жизнь нашему зеленому окружению.

Титешные  горы

Раньше эти горы назывались Голубцовскими  и деревня под горой тоже была Голубцовской . Позже ее стали называть Подгорной. А горы эти имели форму женской груди, поэтому горы в народе стали называть Титешными, а деревню Титешной. Но это название сохранилось только в народе, официально их стали называть Александровскими горами, а деревню Александроской.

( Записана в г. Красноуфимске от Е.С.Поспеловой, 1902 г.р.)

Географическое название

Село Александровское располагается в глубине материка Евразия.

Территория села находится на северо-востоке Красноуфимского района. На  севере наша земля граничит с д.Чатлык, северо-востоке –Ачитским районом, на юге д. Чувашково, юго-западе – Ключики, на западе – Турыш. От села Александровское до г.Красноуфимска – 10 км; до Екатеринбурга – 200 км.

Через наше село проходит трасса республиканского значения. Она соединяет г. Москву с Екатеринбургом. Прямого выхода к морям, океанам у нашей местности нет.

Итак, наше село имеет хорошее географическое положение, так как находится близко к г.Красноуфимску и проходит трасса республиканского значения.

Мой дедушка

Мой дедушка Василий Федорович Тулин  родился 1922 году в деревне Подгорной. Рос обыкновенным мальчиком. В 1941 году поступает в Свердловскую юридическую школу, которую окончил в мае 1941г. и был направлен следователем прокуратуры в город Кунгур. Грянула война, и мой дед ушел добровольцем на фронт. Окончил военно-пехотное училище и ушел на фронт в звании лейтенанта. Воевал в составе артиллерийского батальона, пройдя по дорогам войны большой путь, освобождая русскую землю от фашистов. Кирши-Новгород-Дно-Порохов-Остров-Чудово. Три ранения, контузия, 2 ордена Отечественной войны второй степени и Красной Звезды, 9 медалей. В 1944году появились его первые стихи. Они вырываются из души вместе с ненавистью к врагу, с тоской по родному краю и дому. Его стихи пронизаны любовью к родной деревне. Верность селу, гордость за своих родных земляков – мотивы многих стихов моего деда. Я не помню своего деда, но я очень его люблю, его стихи и горжусь им.

Викторина  по  краеведению

1. Кто основал наше село ?   ( Александр Голубцов)

2. В каком году образовалось наше село?  ( 1780г.)

3. Назовите знаменитых людей нашего села. ( В.Тулин; Боголюбов;)

4. Как называют наши сопки? (Александровские, Пугачевские, Титешны )

5. Кто больше назовет растении которые произрастают в нашей местности.

6. Какие хвойные деревья растут в наших лесах? (сосна, лиственница, кедр, ель, пихта)

7. Какие лиственные деревья растут в наших лесах? ( береза, осина, рябина, ольха, липа, ива, дуб, черемуха)

8. Какое дерево тонет в воде? ( лиственница)

9. Какие рыбы обитают в наших водоемах? ( щука, лещ, карп, ленек, окунь)

10. Какая самая маленькая птичка в нашем крае?   ( королек )

11. Это что за зверь лесной

     Встал, как столбик, под сосной

     И стоит среди травы,

     Уши больше головы.      

                                  (Заяц)

12. Водяные мастера

      Строят дом без топора.

                              ( Бобры)

13. Хвост пушистый, мех золотистый.

     В лесу живет, в деревне кур крадет.

                               (Лиса)

14. Не дровосек, не плотник,

      А первый в лесу работник.

                                          (Дятел)

15. По ночам летает на охоту,

      Днем не видит, да и спать охота.

                                           (Сова.)

16. Какая птица весной прилетает первой?

                                           (Грач.)

17. Назовите какого ядовитого растения леса связано с названием птицы?

                                                                  (Вороний глаз.)

18. Какие лекарственные растения вы знаете? ( блашника, зверобой, ромашка, подорожник, малина, земляника, костяника, мать-и-мачеха, хвощ, василек, тысячелистник и т.д.)

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведение в школьном историческом образовании

Выступление на ШМО гуманитарного цикла...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ. ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО ХИМИИ.

Ведение школьной документации – неотъемлемая часть в работе учителя. Как правильно, грамотно оформить различного вида документы с учетом специфики предмета учителю химии.Самый главный документ – это к...

«Математическая мозаика» Учебно – методическое пособие для учителей и учащихся. Составитель: Чернова Е.М., учитель математики МКОУ КГ №1

Курс  алгебры и геометрии 7 класса – важное звено математического образования и развития школьников. На этом этапе формируется понятие переменной, совершенствуются и обогащаются умения геом...

Статья из опыта работы по теме " Школьное историческое краеведение в модели современной школы"

На современном этапе государство уделяет  особое внимание, патриотическому воспитанию подрастающего поколения, считая формирование гражданского сознания благоприятным условием д...

Е.В. Калугина_Учебное занятие в структуре дополнительного образования. Методическое пособие.

     В методическом пособии содержится информация, которая направлена на систематизацию знаний по основным аспектам организации учебных занятий в структуре дополнительного образо...

«Никто не забыт и ничто не забыто» (из опыта работы педагога-организатора сектора исторического краеведения и школьного музееведения ГБНОУ "СПБ ГДТЮ")

Материал может быть полезен для интересующихся историей Великой отечественной войны советского народа против фашистских захватчиков 1941-1945гг. и при подготовке и проведении   турниров знат...

Учебно-методическое пособие для учителей математики учителя математики ГБОУ школы № 519 Московского района Санкт-Петербурга Михалевой Наталии Георгиевны «Методические рекомендации учителю по разработке занятия-игры по математики для учащихся старших класс

      В соответствии с Федеральными государственными стандартами образования производится обучение и осуществление внеклассной и внешкольной деятельности учащихся 5-9 классов; а ...