Учет и контроль знаний обучающихся. Оценка как дидактическая категория.
статья по истории на тему

Алла Викторовна Тихонова

Учет и контроль знаний обучающихся.Оценка как дидактическая категория.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_pechatnoy_raboty_dlya_sayta.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Учет и контроль знаний обучающихся.Оценка как дидактическая категория.

Работа педагога такова, что он неизбежно сталкивается с необходимостью оценивать и измерять свою оценку определённой отметкой. Оценка присутствует в деятельности педагога, в его взаимоотношениях с обучающимися, ведь именно их он оценивает. В последнее время оценка ученика, а если быть точным в определениях, то его отметка, стала одним из критериев оценки и самого педагога. Оценка априори должна быть объективна, но порою и она не лишена субъективизма. И, как бы это ни странно звучало, отметка - относительна.

Давайте поговорим об оценке.

Оценивание и контроль знаний учащихся являются составными частями процесса обучения.

По определению контроль – это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Некоторые учителя традиционно подходят к организации контроля, используют его в основном ради отметочных показателей уровня обученности. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на уроках.

Немаловажно, что хорошо поставленный контроль позволяет учителю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.

Проблема контроля за учебной деятельностью учащихся не нова, и педагогический опыт накопленный в этой области богат и разнообразен. Современный технологический прогресс, существующие технические, интерактивные, программные средства контроля столь разнообразны, но в то же время настоль же схожи, что их использование в учебном процессе – отдельная сторона главного вопроса – вопроса качества процесса обучения.

Давайте обратимся немного к теории. Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения школьников в активную творческую деятельность.

Эта цель в первую очередь связана с определением качества усвоения учащимися учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и навыками.

Во-вторых, конкретизация основной цели контроля связана с обучением школьников приёмам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле.

В-третьих, эта цель предполагает воспитание у учащихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.

Если перечисленные цели контроля знаний и умений учащихся реализовать, то можно говорить о том, что контроль выполняет следующие функции:

  • Контролирующую

При помощи контроля определяется исходный уровень для дальнейшего овладения знаниями, умениями и навыками, изучается глубина и объём их усвоения. Сравнивается планируемое с действительными результатами, устанавливается эффективность используемых учителем методов, форм и средств обучения.

  • Обучающую (образовательную)

Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал.

Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.

  • Диагностическую

Сущность диагностической функции контроля – в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах затруднений учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок.

Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.

  • Прогностическую

Прогностическая функция проверки служит получению опережающей информации об учебно-воспитательном процессе. Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определённые пробелы в системе приёмов познавательной деятельности.

  • Развивающую

Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление школьников. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.

  • Ориентирующую

Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности.

  • Воспитывающую

Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности. Проверка побуждает школьников более серьёзно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твёрдой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.

Сколько моментов? Сколько всего разного учитывается при оценке, а что ещё сложнее – учесть все эти аспекты и вывести на их основе одну из четырёх отметок. Многим знакома система «зачет/не зачет», которая существует в высшей школе – по сути – двухбалльная система оценивания.

Припоминаю, как мой профессор делился впечатлениями о десятибалльной системе оценивания в одной из стран Африки – бывшей колонии Франции:

«Не знал, что ставить? Вроде бы отвечает на твёрдую «7», но хочется подтянуть на «8», но он её пока не заслужил. Вот я и ставил в клеточке «7,5».

Конечно, какое бы не было основание у принятой системы отметок, должны быть определенные критерии выбора отметки, и они существуют. И давайте посмотрим, какие при пятибалльной (точнее четырехбалльной) системе применяются критерии:

Отлично (5): теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному;

Хорошо (4): теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками;

Удовлетворительно (3): теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки;

Неудовлетворительно (2): теоретическое содержание курса освоено частично, необходимые практические навыки работы не сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий не выполнено, либо качество их выполнения оценено числом баллов, близким к минимальному; при дополнительной самостоятельной работе над материалом курса возможно повышение качества выполнения учебных заданий.

В последнее время часто и, как показывает практика, в большинстве случаев эффективна и действенна внедрение безотметочной системы. Правильное внедрение такой системы – успешное решение проблемы формирования контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся. Но и в этой системе существуют свои оценочные инструменты.

Инструментальное преимущество и прогрессивное ускорение получил такой вид проведения контроля знаний как тестирование и опрос. Технологический прогресс позволяет сегодня соединить в небольшом электронном устройстве инструмент отображения вопроса или задания, полученного от удалённого источника беспроводным каналом связи, инструменты манипулирования и обработки полученной информации, средство формирования новой информации и отправки её тем же каналом в качестве ответа на вопрос или решения задачи. Существующие программные средства позволяют формировать списки обучаемых, который участвуют в тестировании и опросе, формировать базы вопросов с ответами и без, обеспечить доставку вопроса и/или задачи до обучающегося, обработать полученные результаты, формировать отчеты и т.д.

Давайте ещё вспомним такое обстоятельство, что любая оценка – это стресс, который переносится обучающимися довольно неоднозначно, в большинстве своём тяжело. Многих учащихся сами понятия «контрольная», «тест», «экзамен» и подобные могут ввести в растерянное и расстроенное самочувствие. Опытные педагоги не раз сталкивались с ситуациями, когда успешный на обычных уроках ученик мог получить не самую лучшую отметку по итогам оценки. А может быть ситуация и противоположная – всегда нужен индивидуальный подход и правильный приём, который применит педагог в той или иной ситуации.

А можно ли провести сложную письменную работу, но чтобы при этом ученики её ждали с нетерпением, да ещё и просили бы, чтобы она проходила как можно дольше и с большим числом вопросов и заданий? Приведу пример возможной формы проведения письменной работы по истории:

Преподаватель приводит класс в музей. Он раздаёт ученикам пульты опроса ActivExpression 2.

На своём ноутбуке он запускает заранее подготовленный тест. Задания у учеников появляются на дисплее пульта. А теперь самое интересное – ученикам предлагается не сесть за парту, а прогуляться по музею, рассмотреть внимательно все экспонаты, ознакомиться внимательно со схемами, картами, описаниями - именно в них кроются ответы на вопросы, которые предложил им преподаватель. Музей – их шпаргалка. Найдя ответ на свой вопрос, они набирают его на своём пульте опроса и отсылают на хаб (ActivHub) системы опроса преподавателю. У каждого ученика свои вопросы.

У каждого есть стимул узнать что-то новое об экспонате, узнать его поближе, есть потребность подойти и прочитать описание. Уверен, что ответы на вопросы, найденные таким образом, запомнятся ученику надолго, а такая контрольная работа не просто пройдёт без психологической травмы, но и вызовет бурю положительных эмоций.

Конечно, такая форма занятий не на каждый день. Не отрицаем мы и тот факт, что есть установленные протоколы проведения различных форм контроля и их необходимость. Но такой творческий, интересный подход сегодня необходим в школе; необходим учителю, чтобы его предметнее стал одним из многих в общем списке предметов; нужен ученику, чтобы он с интересом, увлечением, радостью шёл на все занятия, каждый день. Чтобы в погоне за высокими материями, мы не потеряли в ребёнке человека, способного ценить прекрасное, и, представьте себе, бегемота тоже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сибогатулина Н.И. Кроссворды для осуществления контроля знаний обучающихся

Сибогатулина Н.И. Кроссворды для осуществления контроля знаний обучающихся .. .   ...

материалы для контроля знаний обучающихся

Материалы для контроля знаний обучающихся (тесты, самостоятельные и контрольные работы)...

материалы для контроля знаний обучающихся

Материалы для контроля знаний обучающихся (тесты, самостоятельные и контрольные работы)...

материалы для контроля знаний обучающихся

МАтериалы для контроля знаний обучающихся по математике 9 класс...

материалы для контроля знаний обучающихся

Материалы для контроля знаний 8 класс...

Система работы по учету и контролю знаний учащихся.

В статье дается краткое описание применения модульной технологии на уроке геометрии....