Опыт работы над проектами "Страницы истории семьи", посвящёнными участникам Великой Отечественной войны.
статья по истории на тему

Витязева Вера Алексеевна

Материал представляет собой описание опыта работы над ученическими проектами "Страницы истории семьи" Проекты посвящены участникам Великой Отечественной войны. К статье прилагаются "Памятка по работе над проектом" и "Словарь проектных терминов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekty_po_istorii._vityazeva_v.a.docx27.27 КБ

Предварительный просмотр:

Проекты по истории

(Из опыта работы учителя истории и обществознания

МОШИ «Белоярская ШИС(П)ОО» Витязевой В.А.  

Выступление на  районном семинаре «Проектные технологии в школе. Научно-исследовательская деятельность учащихся»     23 января 2013 г.)

     В стандарте основного общего образования (2010г.) значительное внимание уделено участию школьников в учебно-проектной деятельности (в рамках системно-деятельностного подхода). Это нашло отражение прежде всего в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы. В числе метапредметных результатов названы:

- способность учащихся использовать освоенные знания и умения в учебной, познавательной и социальной практике;

- самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

     В предметные результаты вошло освоение «видов деятельности  по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях».

     Реализации названных требований способствует работа школьников по учебным проектам.

     Учебный проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

    Поскольку целью проекта является решение познавательной, творческой задачи, он может быть спланирован и выполнен также в индивидуальном порядке.

     Учебный проект как педагогическая категория – это интегративное средство развития, обучения и воспитания школьников.

     Участие в работе над проектом позволяет ученикам вырабатывать и развивать умения и навыки целеполагания, планирования деятельности, применения имеющихся знаний, поиска и обобщения новой информации, рефлексии и самоанализа, презентации полученных результатов и др. Проектная работа в высшей степени способствует развитию самостоятельности и творческих способностей личности.

     Проектная деятельность в парах и группах помогает также формированию у  учащихся коммуникативных умений. В их числе:

    распределять обязанности в группе;

    проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации;

    осуществлять помощь одноклассникам;

    представлять результаты своих действий;

    аргументировать свою точку зрения;

    участвовать в дискуссии и др.

     В течение нескольких лет привлекаю учащихся к работе над проектами по теме «Страницы истории семьи». Проекты посвящены участникам Великой Отечественной войны. Надеюсь, что когда-нибудь проекты, выполненные учащимися в течение многих лет, сольются в один большой проект «Земляки-фронтовики».   Наш поселок Белоярск был основан в 1951 г., когда осуществлялась политика перевода кочевого населения на оседлость. Предки жителей, которые считают себя местными, до переезда в Белоярск жили на фактории Лаборовая, в п. Щучье или были оленеводами. Известно о 73 участниках войны, ушедших на фронт из этих мест, вернулось только 16. Ушли на фронт братья  Вануйто, Каневы,  Витязевы, Окотэтто, Салиндер и многие другие. Среди тех, чья дата гибели известна, 14 человек погибли в 1942 году, 22 человека в 1943 году. Это годы самых тяжелых сражений. 7 человек погибли под Ленинградом. Цель работы над проектами «Страницы истории семьи» - сбор и представление информации об участниках Великой Отечественной войны. Материал оформляется в электронном варианте и как стенд.

     Подготовительный этап работы над проектами начинается в 5 классе в период подготовки и проведения недели истории. Традиционно неделя истории проводится накануне Дня Победы. Во всех классах проводятся уроки Памяти. Учащимся предлагается подготовить сообщения о своих родственниках, которые были участниками Великой Отечественной войны. Сообщения могут сопровождаться презентациями. Иногда в подготовке выступления участвуют несколько человек из одного класса или из разных классов, если у них общий родственник. В зависимости от уровня подготовки, от заинтересованности учащихся предлагаю продолжить работу по изучению истории семьи. При работе над некоторыми проектами возникает «условная» проектная группа, так как начинают работу одни, а продолжают и оформляют другие. Тем, кто продолжает работу, приходится анализировать работу, сделанную предшественниками, и планировать свой этап работы над проектом. Материал, собранный в рамках проекта, в том или ином контексте используется каждый год в рамках недели истории. Если в 5 классе предлагалось задание подготовить сообщение о дедушке или прадедушке, который воевал, то в 6 классе уже прошу узнать, как жили в тылу, чем занимались бабушки или  прабабушки, каким было детство, как помогали фронту. Бывает так, что вначале учащимся кажется, что почти никто из родственников ничего не помнит, нет документов и фотографий, но со временем находятся исторические источники, иногда в семьях дальних родственников.     Так удалось найти фотографии нескольких человек. Есть семьи, в которых сохранились письма с фронта. Анализируя содержание писем, учащиеся выясняют, что писали письма сослуживцы или медсестры в госпитале. Большинство ушедших на фронт по национальности были ненцы и коми, многие были неграмотными или малограмотными. При изучении исторических источников (письма, фотографии, свидетельства, извещения о гибели, наградные материалы и т.д.) возникает много вопросов, ответить на которые помогают родные. В семьях начинают больше интересоваться  судьбой своих родственников, включаются в поиски через Интернет.

    При оформлении паспорта проектной работы необходимо определить тип проекта. Совершенной типологии, наверно, не существует, поскольку в одном проекте могут сочетаться признаки разных типов проектов. Ориентируюсь на типологию, в которой проекты делятся на исследовательские, творческие, ролевые (игровые), ознакомительно-ориентировочные (информационные) и практико-ориентированные (прикладные) (Приложение 1). Согласно этой типологии выполненные учащимися проекты в большей степени относятся к практико-ориентированным, поскольку ориентированы на социальные интересы участников (собрать материал о своей семье, представить его на стенде).  Результаты проектной деятельности (продукт проекта) используются на уроках, во внеурочной деятельности, в работе школьного музея. В тех случаях, когда происходит не просто сбор информации, а анализируются документы, сопоставляются факты, проекты одновременно становятся и исследовательскими. В таких проектах   ставится цель, предмет исследования является актуальным, используются соответствующие методы исследования и обработки результатов, выделяется проблема, определяются задачи исследования, методы, источники  информации, выдвигается гипотеза и т. д. Исследовательские проекты можно оформить и как научно-исследовательские работы. С проектными работами учащиеся принимают участие в районных и окружных олимпиадах по краеведению, с научно-исследовательскими работами участвуют  в научно-исследовательских конференциях «Ступень в будущее» на муниципальном и региональном уровне.

    Соотносительно с историей как учебным предметом проекты являются историко-биографическими исследованиями («исторический портрет», «личность в истории»).

     В историко-краеведческих проектах выражены  социоориентированные аспекты.  В процессе поиска и сбора информации школьники обращаются к родителям, бабушкам и дедушкам, включаются в диалог поколений. Все это имеет особое значение для формирования эмоционально-личностного отношения к истории, ее памятникам, духовно-нравственного воспитания, социализации учащихся.

     При организации работы над проектами и исследовательскими работами использую «Памятку по работе над проектом» и «Краткий словарь проектных терминов» (Приложение 1 и 2). Обращение к этим материалам помогает оформлению работы в научном стиле, в соответствии с требованиями, предъявляемыми при подготовке к участию в олимпиадах и конкурсах.

Примечание: При подготовке выступления использована статья «Учебные проекты по истории в основной школе», авторы  -  Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И. (Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе», 2012г.,  № 10., с. 23).

Приложение 1

Памятка по работе над проектом

Основные требования:

- Наличие значимой проблемы (не подменять проблему темой!), проблема строится на противоречии и требует исследования возможных способов, вариантов ее разрешения. Противоречие можно решать по-разному, для чего и необходимо организованное исследование, в ходе которого проверяется целесообразность, рациональность тех или иных способов решения.

- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

Типология проектов:

  1. Исследовательские (продуманная структура, четкие цели, актуальность предмета исследования, соответствующие методы исследования и обработки результатов, выделение проблемы, задач исследования, методов, источников информации, выдвижение гипотез и т. д.).
  2. Творческие (соответствующее оформление результатов, нет детально проработанной структуры совместной работы участников. Она лишь намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и т.д.).
  3. Ролевые, игровые (структура также намечается и остается  открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложненные придуманными участниками ситуациями. Результаты могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. В отличие от собственно ролевых игр, в проектах подобного типа персонажи не просто разыгрывают свои роли, а исследуют характер их возможного поведения в предлагаемых ситуациях, особенности их речи, этикета и т. д.).
  4. Ознакомительно-ориентировочные (или информационные) (направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление участников проекта с данной информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры.).
  5. Практико-ориентированные (прикладные) (с самого начала должен быть четко обозначен результат, ориентированный на социальные интересы участников – документ, программа действий, рекомендации, проект закона, справочный материал, словарь, аргументированное объяснение какого-то явления и т. д.).

Презентация (представление итогов) – это не только представление полученных результатов и выводов по проблеме, но и представление «пройденного пути», т.е. описание приемов, при помощи которых была получена и проанализирована информация; новых знаний и умений, которые приобрели участники проекта; проблем, с  которыми пришлось столкнуться.

Приложение 2

Краткий словарь «проектных» терминов

Актуальность темы – степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы.

Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.

Групповой проект – совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общие проблемы, цель, согласованные методы и способы решения, направленная на достижение совместного результата.

Индивидуальный проект – проект, выполняемый одним учащимся под руководством педагога.

Метод исследования – способ применения старого знания для получения нового знания. Является орудием получения научных фактов.

Научная тема – задача научного характера, требующая проведения научного исследования.

Научный факт – событие или явление, которое служит основанием  для заключения и подтверждения.

Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Портфолио (папка) проекта – подборка всех рабочих материалов проекта.

Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования, в определенном аспекте рассмотрения.

Презентация проекта – публичное предъявление результатов проекта.

Проблема – социально значимое противоречие, разрешение которого является прагматической целью проекта.

Продукт проектной деятельности – разработанное участниками проектной группы реальное средство разрешения поставленной проблемы.

Проект – 1) Реалистический замысел о желаемом будущем. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления. 2) Метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении. Не привязан к конкретному содержанию, может быть использован в ходе изучения любого предмета.

Проектная деятельность – форма учебной деятельности, структура которой совпадает со структурой учебного проекта.

Результаты проекта – 1) Выход проекта. 2) Портфолио проекта. 3) Педагогический результат, выражающийся в развитии личностной и интеллектуальной сфер ученика, формировании у него определенных общеучебных навыков, умений и др.

Руководитель проекта -     педагог, непосредственно координирующий проектную деятельность группы или индивидуального исполнителя.

Цель проекта – модель желаемого, конечного результата.

Этапы проекта – основные периоды работы проектной группы.            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Великая Отечественная война в истории моей семьи. Мои прапрадедушки – участники Великой Отечественной войны.

        Презентацию «Мои прапрадедушки – участники Великой Отечественной войны» подготовила ученица 1 класса «Д» ГБОУ Школа № 1251, г. Москва, Виктория Шкред. С такими презе...

Статья для Книги Памяти г. Усолье-Сибирское. История одной семьи (Из воспоминаний Елены Степановны Сулим, участника Великой Отечественной войны)

История одной семьи  (Из воспоминаний Елены Степановны Сулим, участника Великой Отечественной войны). Статья подготовлена для публикации в сборнике «Книга Памяти г. Усолье-Сибирское". В статье со...

Заметка о проекте "История России-моя история" НПК "Моя семья в годы Великой Отечественной войны"

Проект " История России - моя истории"  объединил и взрослых, и детей. Ребята с интересом изучали архивные документы, брали интервью, находили старые фото, узнавали факты из истории сво...

Сценарий конкурса чтецов «С душой поэта и судьбой солдата», посвящённый 100-летию со дня рождения поэта, участника Великой Отечественной войны Эдуарда Аркадьевича Асадова

Цель данного мероприятия - формирование представлений о красоте, мужестве и героизме, доброте и благородстве, скверном и святом на примере жизни и творчества известного поэта Эдуарда Асадова, воспитан...