Соборы Киевской Руси Урок ИЗО и история 6 класс
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

ЦЕЛЬ:  Создать условия для формирования представлений

                 русской архитектуре.

Задачи:  - приобщение к историческому наследию

                 - воспитание эстетического чувства.

                - формирование начальных навыков архитектурной классификации

                   сооружений по их стилевым признакам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_6.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Елунинская основная общеобразовательная школа»

Соборы Киевской Руси

ИЗО и история

6 класс

        Проект урока выполнили:

                                                                                                  Решетова Л, И.

                                                                                                  Кремнева Е.Ю.

Елунино

ЦЕЛЬ:  Создать условия для формирования представлений

                 русской архитектуре.

Задачи:  - приобщение к историческому наследию

                 - воспитание эстетического чувства.

                - формирование начальных навыков архитектурной классификации

                   сооружений по их стилевым признакам.

Оборудование:   - компьютер

                             - карточки с терминами

                             -  СД диск «Мировая художественная культура»

Словарь урока:                   для повторения                               новые понятия

        Зодчество        барокко

                                                     Собор         классицизм

                                                     архитектура

Основные понятия:  - архитектура

                                     -барокко

                                     - классицизм

План урока

  1. Постановка задачи: установить есть ли связь истории с изобразительным искусством.

  1. Работа по теме:  - видеокадры «Соборы Киевской Руси»

                                     - вступительное слово учителя истории

                                      -Словарная работа с терминами( с использованием

                                                                                               карточек)

                                        - работа в группах

                                       -  совместная деятельность учителя истории и ИЗО

                                        ( с показом иллюстраций)

                                      -  беседа учителя ИЗО об особенностях стилей

                                               архитектуры   18 в.

                                              ( с показом видеоматериала)

                                           - систематизация знаний по определению стилей в

                                               архитектуре

                                              ( практическая работа)

  1. Итог урока – Ответить на сформулированные вопросы

                            - Оценить работу учащихся

4      Домашнее задание.

 Ход урока

« ДУМА О КУЛЬТУРЕ ЕСТЬ ВРАТА В БУДУЩЕЕ»

Н.К.Рерих

1 Эмоциональный настрой

На доске висят  иллюстрации архитектурных сооружений.

Звучит музыка.

2   Постановка задачи:

Есть ли связь между историей и изобразительным искусством?

Что их объединяет?

3 Вступительное слово учителя истории:

Видеокадры «Соборы киевской Руси»

- Какие вопросы можно задать по сюжету?

- О чем могут рассказать эти сооружения? О чем поведать?

- Каково их предназначение?

- Особенности строительства храмов , соборов, церквей?

- В чем их привлекательность?

- Кого называют «мастером каменных дел»?

- Сформулируйте задачу урока?

Сегодня мы с вами побываем у каменных дел мастеров- зодчих, или как их сегодня называют – архитекторов.

Архитектура отражает художественный стиль эпохи. В разные исторические периоды применялись разные строительные материалы и технологии.

Словарная работа

- Объясните слово зодчий.

Образуйте однокоренные существительные.

- Что такое зодчество?

                    Архитектура?

- Есть ли между ними общее?

Архитектура и зодчество –это одно и тоже. Это искусство проектировать и строить здания, другие сооружения

Почему это искусство?

Собор- главный или большой храм города или монастыря, где совершает богослужение

Высшее духовное лицо (патриарх, епископ)

 Работа в группах

-Как выглядит внутреннее убранство древнерусских храмов?

1 группа  Ответить на вопросы теста.(проверить по ключу)

2 группа. Составить рассказ о древнерусской живописи по плану

                 символы древнерусской живописи

                 создание икон

                «Владимирская Богоматерь»- самая почитаемая икона на Руси.

3 группа. Русские мастера иконописи. Андрей Рублев.

Учитель истории (обращает внимание ребят на иллюстрации на доске)

Пройдем по улицам наших древнерусских городов, сохранивших архитектурное наследие.

К-29   Из чего в основном строили в древние времена на Руси?

Трудно поверить, но даже в начале 9 в Москва была 2/3 деревянной.

К-33  Первая каменная постройка появилась в конце 10в. – знаменитая Десятинная церковь в Киеве. Камень – древний строительный материал. Замечательные сооружения из камня появляются во всех уголках. Они создаются искусными руками каменных дел мастеров-зодчих.

Учитель  ИЗО

Каменное строительство началось на Руси в конце 10 в.

В 989 году князь Владимир заложил в Киеве так называемую Десятинную церковь, посвященную, Успению Богородицы на строительство и содержание храма он отдал десятую часть княжеских доходов – отсюда и название.

В 11-12  были построены еще 4 храма .Храм в Древней Руси был средоточием нескольких видов искусств. Иконы , фрески и мозаики, торжественное богослужение , церковные песнопения составляли в нем удивительное единство.

В конце 13в  на Руси возобновить каменное  строительство .

Во второй четверти 14в начинается каменное строительство. Формирование единого  государства  поставило Москву в особое положение. Она превратилась в столицу Русского государства, в ней размещается резиденция князя великого всея Руси. Москва становится центром зодчества. Сюда приглашались архитекторы из Италии , лучшие мастера со всей Руси Итальянский зодчий построил первый на Руси кирпичный завод. Под руководством итальянцев русские сложили из кирпича стены и башни Московского Кремля, Успенский собор, Колокольню Ивана Великого.

Учитель  истории

К-40  Широкий размах каменное строительство приобретает в 15в. В  Пскове из камня было построено 60 храмов.

 Московский Кремль при Иване 3

При царствовании Ивана 3 строительство в столице велось непрерывно. Иван 3 привлекает итальянских зодчих. В этот период возводятся краснокирпичные стены Кремля, соборы Кремля.

Учитель  ИЗО

Московский Кремль стал символом могущества, свидетельством успехов московских князей в деле собирания русских земель.

(Храм Василия Блаженного)

 

Учитель  истории

Одним из символов Москвы  является Храм Василия Блаженного. О создателях его мы уже говорили на одном из уроков. Давайте еще раз вспомним их имена и событие, в честь которого был возведен этот прекрасный храм.

Учитель  ИЗО

Вершиной русского зодчества по праву считается возведенный 1555-1560г Покровский собор (Х.Василия Блаженного по имени знаменитого юродивого, погребенного у его стен)

Он был построен в честь взятия  русскими войсками Казани. Этот удивительный по своей красоте храм строили русские мастера Барма и Постник. Идея храма - как Москва объединила вокруг себя русские земли, так и огромный центральный шатер храма объединяет в единое целое красочное разнообразие восьми отдельных его глав.

Учитель  истории

В годы петровских преобразований, развития промышленности и торговли появляются здания специального назначения. Например, здания Суконного двора в Москве, здание Гостиного двора и Биржи в Петербурге.

Наивысшего расцвета архитектура достигает в 18 в, когда на смену великолепного барокко приходит новый строгий и торжественный стиль – классицизм.

Учитель  ИЗО

 (с использованием СД – диска «МХК»)

слайд-шоу

В творчестве крупнейших русских архитекторов 18 столетия были воплощены лучшие национальные традиции русского зодчества, обогащенные мировым наследием,

Самой крупной фигурой в архитектуре был Варфоломей Варфаломеевич Растрелли(1700-1771),Он родился в Италии в семье скульптора. Вместе с отцом 16- летним  юношей  приехал в Россию Он был автором крупнейших дворцовых ансамблей, построенных в Петербурге и его пригородах: Зимнего,   дворца  Строгановых, Смольного монастыря.

Все они были выполнены в стиле барокко.

Для барокко характерно создание дворцовых и церковных сооружений. Этот тип построек давал возможность воплотить богатство пластики, пышность и нарядность. Архитектурный стиль барокко – это стиль жизни аристократии. Все здания оставляют впечатления праздничности и нарядности. Впечатление нарядности усиливает цветовая раскраска построек в основном бирюзово-белая или красно-белая.

Классицизм

Основоположником русского классицизма был Василий Иванович Баженов (1738-1799)

По его проектам были построены Дом Пашкова, Царицынский дворцовый ансамбль.

Характерной особенностью его творчества было то, что он первым предложил ограниченно вписывать архитектурные сооружения в пейзаж или городскую среду.

Матвей Федорович Казаков (1738-1812) был помощником и учеником Баженова. По его проектам были возведены здания Сената в Московском Кремле, Павловская больница, Петровский дворец. Он создал одно из известнейших и красивейших зданий Москвы – дом князей Долгоруких (Дом Союзов) переданный затем Дворянскому собранию.

Основными чертами классицизма является то, что, образный строй произведений рассчитан на красоту гладкой, ничем не декорированной стены на которой основной «деталью» смотрится портик + ордерная колонна. Здание располагалось на холме, к нему ведет широкая лестница, подчеркивающая парадность, гармонию и торжественность сооружения.

В оформлении парков большую роль играли статуи, скульптурные группы, территория парка включала множество бассейнов, фонтанов, каналов.

Стремление к пышности сочеталось с чувством меры. Основными цветами классицизма можно считать желтый и белый.

 

Закрепление знаний;

-Что  относится к памятникам архитектуры?

- Почему нужно беречь памятники архитектуры?

- Как ответить на вопрос, поставленный в начале урока?

-Какие слова, названия, фамилии запомнились?

- О чем они говорят?

Рефлексия

Что произвело большее впечатление?

Домашнее задание

Творческое: Создать свое архитектурное здание в стиле барокко

                                                                                                  классицизма

Карточка 1.

1.Какой жанр средневековой живописи получил широкое распространение на Руси?

А) мозаика   Б) фреска   В) икона

2. Какая самая почитаемая икона на Руси?

А) «Троица»   Б) «Богоматерь Владимирская»

3. Что такое икона? Икона – это…….

  А) картина, сложенная из кусочков разноцветного стекла;

  Б) картина, написанная на стене по сырой штукатурке  

  В) картина, с религиозным содержанием, выполненная на деревянной    доске специальными красками , приготовленными на яичных желтках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный фильм "Готический собор - гармония музыки и архитектуры". История 6 класс.

 Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию фильм-пособие по средневековому искусству, который я сделал. В...

Конспект урока по истории 6 класс. Время соборов

Название методической разработки: "Время соборов".Учебный предмет:  Всеобщая история (история Средних веков).Класс: 6Тип учебного занятия: урок усвоения новых знаний.Краткая аннотация: "Время соб...

"Причины распада Киевской Руси" урок в 7 классе специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида

Традиционное обучение. общая направленность в работе - получение учениками определенного объема предметных знаний, запоминая их....

Земский собор 1613 года. Правление Михаила Романова (1613-1645) (10 класс, базовый уровень)

Тип урока: Урок получения новых знанийФорма урока: урок - беседаМетоды: частично – поисковый, исследовательскийУрок напечатан  в приложении к журналу "Школьная библиотека"Династия Романовых . К 4...

Фрески Софии Киевской - урок музыки в 6 классе

"Фрески Софии Киевской" в урок входит : конспект, презентация ....

Урок-викторина "Киевская Русь" в 7-м классе специальной (коррекционной) школе VIII вида

Урок-викторина "Киевская Русь" в 7-м классе специальной (коррекционной) школе VIII вида...