«Информационные технологии на уроках истории как средство повышения обученности»
статья по истории на тему

Загородникова Оксана Михайловна

Данная статья повествует о накопленном опыте в области применения информационных технологий на уроках истории с целью повышения обученности именно в школе с разными формами обучения - дневные, заочные классы,(  экстернат,который до недавнего времени имел значительное место в нашей школе,считаю, что накопленный опыт теперь можно использовать при проведении индивидуальных консультаций) ,решаю задачу повышения обученности, сочетая возможности ИКТ с разными учебными и  возрастными особенностями  обучающихся, включаю в преподавание элементы  дистанционного обучения, которые позволяют совместить обучение с работой и семьей для заочного отделения.   Активно применяются ресурсы интернета, ЦОР для классных и домашних заданий, возможности  программы Hot Potatoes. Во внеурочной деятельности применяю проекты, созданные и осуществленные при помощи ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

«Информационные технологии на уроках истории как средство повышения обученности»

Сложилось так, что судьба привела меня сразу после ВУЗа работать в особенную школу, которая имеет  богатую историю, а вместе с тем свою специфику. Открытая (сменная) общеобразовательная школа №13 ранее была школой рабочей молодежи. Школа образована сразу после войны, в 1945 году. Имела много филиалов, но с 1993 года стала сменной, появились дневные профильные медицинские и общеобразовательные классы. Традиционны две другие формы обучения – экстернат и заочное отделение.

Особое внимание надо уделить характеристике контингента обучающихся: многие имеют большой возрастной разрыв – от15 до40 лет, до 60% обучающихся  обновляются каждый год, большая часть  из них поступает со сниженным уровнем мотивации к учению, с низкой познавательной активностью. На заочном отделении и в группах экстернат обучаются взрослые люди, совмещающие работу, учебу и семью. Главной проблемой здесь можно считать большой перерыв в обучении, плохая посещаемость по объективным причинам. Приток большого числа обучающихся со статусом «сирота» и  свидетельствами об окончании школы VIII вида. 

Актуальность и перспективность опыта возникла из  необходимости педагогического поиска, который позволит  решить задачу повышения обученности через рост интереса к предмету и  общей мотивации к учебному процессу, создания атмосферы комфорта, ситуации успеха для каждого, гибкой системы обучения столь разнородной аудитории. Ведущая идея опыта была выбрана как стратегия педагогической деятельности: использование новых информационных технологий на уроках, во внеурочной деятельности по предмету. Творческая сторона описываемого опыта выражается в особом сочетании всевозможных направлений использования ИКТ с разными учебными и  возрастными особенностями  обучающихся.

На уроке решаю ряд задач: активизацию методов обучения через использование ИКТ, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности, адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого, разработка и включение в преподавание элементов технологий дистанционного обучения.

При изложении материала делаю большую ставку на визуализацию знаний. Активно использую демонстрационно-энциклопедические программы и продукты, а так же возможности программы Power Point для подготовки презентаций. Самостоятельная работа может предусматривать использование ссылок на Интернет-ресурсы в конце урока, которые даются учащимся для просмотра или дальнейшего использования в подготовке домашнего задания. Предусматривается  использование готовых веб-страниц. На каждом компьютере находятся индивидуальные задания с необходимыми ссылками. Если нет возможности пользоваться интернетом на уроке в режиме "реального времени”, то можно предварительно копировать интернет-странички. Интерес у обучающихся вызывают интернет- экскурсии. Определяется  цель экскурсии и объем знаний, который учащиеся должны приобрести, разрабатывается маршрут экскурсии: какие страницы и в какой последовательности должны просмотреть учащиеся, на какие объекты нужно обратить особое внимание, каково содержание наблюдений, которые должны провести учащиеся

Активно используются материалы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. В работе над контролем и проверкой знаний наибольший успех достигнут благодаря использованию не только цифровых приложений к учебникам и тематических  электронных тестов, а в первую очередь использование возможностей программы Hot Potatoes, позволяющей учителю создавать интерактивные проверочные задания разного вида.

Особое место занимает внедрение элементов дистанционного обучения. Среди основных преимуществ можно отметить следующие: возможность выбора обучаемым удобного места и времени для обучения; возможность получения доступа к учебным курсам лицам, которые не могут получить этот доступ в обычном режиме в силу определенных причин (удаленность от учебного заведения, болезнь и т.д.).  Для заочного отделения и ранее экстерната важным является возможность совместить обучение с работой и семьей. Некоторые обучающиеся не всегда могут посещать занятия, а дистанционные лекции и  задания помогают восполнить пробелы в знаниях и успешно сдать зачеты. Это значительно повышает уровень обученности благодаря  эффективности распределения учебных заданий во времени, высокому качеству предложенных на портале ресурсов, непрерывности учебного процесса и психологическому  комфорту. Отталкиваясь именно от этих принципов в 202-2013 учебном году, активно вступила в работу творческой группы по созданию дистанционных материалов по предмету. В ходе разработки блока тем  применялись различные возможности  образовательного портала «Школа». http://school.omgpu.ru/course/view.php?id=867 

Базовым является создание лекций. Лекции снабжались иллюстрациями, видеофрагментами, графиками, вопросами.  Самым важным является ряд заданий, сопутствующих теме. Задания на работу с историческим документом формируют самые важные навыки на уроках истории - способность извлечь из документа информацию и проанализировать её. Очень большую помощь в закреплении и проверке знаний оказывают вопросы внутри лекций и контрольные тестовые вопросы к темам (множественный выбор и на вставку пропущенного слова).  Находят своё применение и типичные задания по работе с иллюстрациями,  диаграммами, составлением таблиц (ответ в виде нескольких файлов, ответ в виде текста). Привлекательной является возможность прикрепить видеофайлы  или презентации по темам. В 2013-2014 учебном году продолжила работу в этом направлении. В группе по созданию дистанционного курса по подготовке к ЕГЭ на портале дистанционного обучения Омской области.

В силу особенностей учебного плана школы не предусматриваются занятия в кружках, факультативах и секциях. Здесь на помощь приходит Проектная деятельность – сравнительно новая форма работа, а особенно применительно к компьютерным программам. Во-первых тема проекта должна нести в себе либо исследовательский элемент, либо это должна быть компиляция, которой еще не было в электронном виде. Во-вторых, мультимедийный проект уже по самой сути возникает на стыке как минимум двух дисциплин (в применении к данной работе ИКТ и истории), но реально его выполнении затрагивает гораздо более широкий спектр предметов – русский язык, литературу, мировую художественную культуру и ряд других в зависимости от темы. Поэтому руководителей проекта может быть и два, и три. Важным является определение оптимального количества участников проекта. По опыту могу сказать, что учащиеся активно занимаются проектной деятельностью, это вызывает у них большую заинтересованность. С успехом был разработан и осуществлен  в рамках школы проект о Петре Первом.

Таким образом, информационные технологии эффективно повышают мотивацию к обучению, психологически облегчают и углубляют  процесс усвоения материала, при этом уровень обученности по предмету имеет положительную динамику. Показатели достигают 100% даже при наличии такого сложного контингента обучающихся. Сохраняется сложность и объем материала, соблюдаются основные дидактические принципы: систематичность и последовательность, доступность, дифференцированность, научность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационных технологий на уроках физики как средство повышения качества образования.

Можно выделить несколько способов применения компьютера на уроках: - иллюстративный – для демонстрации опыта, схемы, картины, видеофрагмента, исторических сведений и др. - к...

Использование информационных технологий на уроках математики, как средство повышения познавательного интереса учащихся

- расширение доступности образования;- повышение качества образования;- определение индивидуальных особенностей учащихся;- повышение эффективности образования....

Использование ИКТ - технологий на уроках истории, как средство повышения эффективности обучения школьников (на примере использования сети Интернет)

Использование сети интернет на уроках и при подготовке домашнего задания на уроках обществоведческих дисциплин...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Использование информационных технологий на уроке математики как средство повышения его эффективности»

Выступление на педагогическом совете на тему: "Использование информационных технологий на уроке математики как средство повышения его эффективности"...

Современные образовательные технологии на уроках истории как средство повышения эффективности обучения

В условиях перехода на ФГОС методика обучения в современной школе переживает сложный период. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иные отношения, ино...