разработка урока "Владимир Святославович. Принятие христианства"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Шумилова Любовь Григорьевна

разработка урока предназначена для 6 класса,  содержит проблемный вопрос и раздаточный материал по теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока « Владимир Святославович. Принятие христианства»

       Цель: - определить основные направления политики князя Владимира; показать  значение его деятельности для укрепления государства на Руси

Задачи:

Обучающие: познакомить с личностью князя Владимира как реформатора;

выяснить причины принятия христианства;

историческое значение принятия христианства;

Развивающие: развивать навыки с текстом;

развивать интерес к изучению истории родного государства;

воспитывать стремление узнавать больше об истории Древней Руси.

Воспитательные: воспитывать толерантное отношение к религии и религиозным воззрениям; воспитывать патриотическое сознание учащихся.

 Оборудование: компьютер, экран, учебник, дидактический материал, проектор

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная. 

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):

Характеризоватьвнутреннюю и внешнюю политику Владимира Святославича. Составлять характеристику Владимира Святославича

Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и его основных постулатах.

Давать оценку значения принятия христианства на Руси.

Объяснять смысл понятий: язычество, пантеон, христианство, церковь, монастырь, ересь, митрополит, государство.

Актуализация знаний по теме – домашнее  задание: работа с тестом по деятельности первых князей

1. По какому принципу образованы следующие ряды:

А) Ярополк, Олег, Владимир

Б) Полюдье, уроки, погосты

2. Согласны ли вы со следующими утверждениями (Да, Нет):

1) На Таманском полуострове было образовано русское Тмутараканское княжество

2) Печенеги в отсутствии Святослава захватили Киев

3. Соотнесите имена князей и даты правления:

А) Олег,   Б) Игорь,    В) Ольга,    Г)Святослав

1. 957-972   2. 945-957  3. 912-945   4. 882-912

4. Напишите имя князя:

Сел княжить первым в Киев он,

И покорил Царьград потом.

Вез из полюдья в Киев он товары,

И «Вещим» прозван был недаром.

5. Узнай кто это:

Услышав о смерти мужа, она  обещала отомстить за его смерть и тотчас послала свое войско в землю их.

Проблемный вопрос.

Почему историки писали так противоречиво о князе Владимире?

«Владимир имел широкую душу…, которая, особенно под влиянием христианским, сделала его красным солнцем для народа». С. М. Соловьёв.  

«Был он (Владимир) в язычестве мстителем свирепым, гнусным…, воином кровожадным и - всего ужаснее - братоубийцею…»    Н.М. Карамзин

«…Главное право его (Владимира) на вечную славу и благодарность потомства состоит в том, что он поставил россиян на путь истинной веры; но имя великого принадлежит ему и за дела его государственные…».  Н.М. Карамзин

Ответ на этот вопрос вы можете дать, когда послушайте мой рассказ, посмотрите видеофрагменты, поработаете с историческими источниками,   материалом учебника.

Итак, мы отправляемся в Х век во времена Владимира Святославича

 Изучение нового материала. - Выступление ученика с презентацией  о князе Владимире. Остальные  учащиеся по ходу рассказа работают с таблицей, в которой пропущены элементы и заполняют её.

Дата

Событие

Результат

Правление князя Владимира в Киеве

Расширение и укрепление Киевской Руси, крещение, административные и экономические преобразования, создание «засечной» линии

980 —982

Обложение данью

Война с польским королем за города Червень и Перемышль

Присоединение Червенской Руси (Галиция)

Поход на радимичей

Дало возможность объединить северные и южные регионы Руси

985

Заключение выгодного для Руси мира.

Владимир понимал, что удержать под своей властью все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя.

Ещё в 980г. Владимир попытался приспособить язычество к потребностям государства.

Сообщение учителя о религиозной реформе Владимира.

Какие же ещё существовали причины для принятия христианства?

                       (работа с учебником, стр.38 – 39).

Просмотр фрагмента видеофильма  - Выбор веры

 Работа с документом

«Владимир повелел опрокинуть идолы. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли они его святого крещения…Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет, кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб,- будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря:

«Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там… Владимир был рад, что познал Бога сам и люди его и приказал рубить(ставить) церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры (идолы). Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых».

(Из «Повести временных лет» о крещении Руси)

  1. Подчеркнуть фразу князя Владимира, которая заставила людей пойти на крещение.
  2. Подчеркнуть название реки.
  3. Подчеркнуть предложение, что было поставлено вместо идолов.

Через некоторое время после принятия христианства на Руси сложилась четкая церковная организация.

Сообщение учителя о церковной организации на Руси -  оформление в виде схемы                   

Работа с раздаточным материалом.

Соотнесите  последствия принятия христианства с их названием.

 А) Принятие христианства способствовало завершению процесса формирования древнерусской народности, создавало основу государственности. Иерархия церкви служила образцом и способствовала укреплению светской власти. Придавало статус княжеской власти утверждением ее богоизбранности, отвергая социальные протесты и насилие против власти.

Б) Позволило Древнерусскому государству встать в общий ряд христианских государств Европы, придерживающихся общепризнанных правил и норм поведения. Способствовало устранению изоляции Руси. Усилило международные связи (в т.ч. династические).

В) Утверждались морально-этические ценности и нормы христианства. Церковь провозглашала милосердие, заботу о нищих и беспомощных. Христианская мораль и вмешательство церкви серьезно влияли на семейные отношения

Г) Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Благодаря Византии, Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение иконописи, фресковой живописи

1.Духовные                            2.  Нравственные               3. Международные                  4. Политические

Проблемный вопрос.

Почему историки писали так противоречиво о князе Владимире?

(ответы обучающихся) 

 Домашнее задание: выучить  параграф 5, подготовится к тестированию по параграфу.

Рефлексия. Подведение итогов урока

Ребята, сегодня на уроке мы познакомились с одним из самых значительных событий нашей страны. Если вы на уроке узнали много нового и интересного, то в шкатулочку положите синий кружок. А если вам было не интересно или не узнали ничего нового, то в другую шкатулочку положите белые кружочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 6 классе на тему: «Князь Владимир Святославович. Принятие христианства и его значение»

Крещение Руси - это одно из важнейших событий в истории нашей страны. Данный урок в 6 классе позволяет раскрыть основные этапы принятия христианства на Руси....

Князь Владимир Святославович. Принятие христианства

Урок формирования у учащихся устойчивого представления о причинах принятия князем  Владимиром  православия в качестве государственной религии.....

Владимир Святославович. Принятие христианства

Урок истории 6 класс. Подготовлен в соответствии с требованиями к аттестации....

Князь Владимир Святославович. Принятие христианства.

Князь   Владимир Святославович. Принятие христианства....

Практические задания к уроку "Владимир Святославович. Принятие христианства" в 6 классе.

Поставлена цель и определены предметные, метапредметные и личностные задачи урока. Даны задания для самостоятеьной работы учащихся к § 5 (учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина  История России 6 ...

Урок_6 класс_ Владимир Святославович. Принятие христианства.

Цель  урока:1.сформировать  представление  о  причинах  и  значении  принятия  Русью  христианства;  роли  князя  Владимира  Святославо...

Методическая разработка проблемно- диалогического урока истории по теме «Владимир Святославович. Принятие христианства».

Тема: «Владимир Святославович. Принятие христианства».Цели: Рассмотреть деятельность князя Владимира Святославовича, его внутреннюю и внешнюю политику и раскрыть причины и значение принятия Русью хрис...