ПЛАН урока коллективизация сх
методическая разработка по истории на тему

Мушкарина Эльвира Павловна

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Коллективизация сельского хозяйства»

  1. ФИО: Мушкарина Эльвира Павловна
  2. Место работы: МБОУ СОШ Чехов-3
  3. Должность: учитель истории и обществознания
  4. Предмет: история
  5. Класс: 9
  6. Тема и номер урока в теме: «СССР на путях строительства нового общества». Урок «Коллективизация сельского хозяйства»»
  7. Базовый учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России. XX- начало XXI века.;: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. М., Просвещение, 2010.
  8. Цель урока: - воссоздать максимально полную и объективную картину коллективизации: выяснить то, как на самом деле совершался этот глубочайший, сложный и противоречивый переворот в жизни деревни, к каким непосредственным и отдалённым последствиям он привёл; подумать над тем, как же в конечном итоге оценивать сущность коллективизации
  9. Задачи:
  • обучающие: - выяснить причины перехода к сплошной коллективизации,
  • определить ее содержание, итоги, значение, цену и последствия сплошной коллективизации;

дать представление учащимся об изучаемых событиях характеристиками позиций различных социальных слоев общества, их отношением к коллективизации.

-развивающие: -совершенствование навыков аналитической работы историческими источниками; развитие логического мышления, коммуникативных качеств, умения выражать и отстаивать собственную точку зрения; развитие навыков работы с ЭОР. -воспитательные: - формирование убежденности в ценности каждой конкретной личности;

постановка морально-этической проблемы соотношения целей и средств. 10. Тип урока: изучение нового материала.

  1. Формы работы учащихся: фронтальная работа с классом;
  • беседа;
  • работа в парах;
  1.  Необходимое техническое оборудование: - раздаточный материал для учащихся;

ПК с выходом в интернет, мультимедийное устройство, экран; -ЭОР

  1. Структура и ход урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время

1.

Актуализация,

мотивация,

постановка

проблемы,

составление

плана урока

 

1. Вводное слово учителя: Еще 15-20 лет назад понятие «коллективизация» воспринималось как «одно из звеньев ленинского плана построения социализма» (индустриализация, коллективизация, культурная революция). Но в наше время эти события предстали перед нами во всей их подлинности в документах, извлеченных из архивов, в работах историков, в кино- и фотоматериалах. Процесс превращения крестьян - индивидуальных тружеников и собственников - процесс, который воспринимается сейчас как грандиозный социально-экономический эксперимент, граничащий преступлением, - будет в центре нашего внимания. ПРОБЛЕМНОЕ ЗАДАНИЕ НА УРОК: О коллективизации и ее целях в 30-е гг. говорили, что:

  • это великая революция - вторая после Октября;
  • через нее будет осуществлен переход к социализму подавляющего большинства населения страны;

она означает решение классовых проблем, т.к. ликвидирует последний эксплуататорский класс - кулачество; она сделает крестьян-колхозников зажиточными людьми;

она решит продовольственные проблемы страны.

Выдвигают гипотезы, суждения, вносят свои коррективы в план,

фиксируют его

7 минут

 

 

 

 

 

Определите, насколько соответствовали действительности и что означали на практике эти лозунги.

Что для этого мы должны знать? (план урока)

  1. Сущность коллективизации.
  2. Осуществление коллективизации (методы, формы)
  3. Результаты и последствия коллективизации. Судьбы крестьян.

 

 

2

Введение нового

материала.

ПЛАН

1. Сущность

коллективизации

(Восприятие

новой

информации, усиленное зрительной наглядностью).

1. Модуль «Коллективизация». Информационный.

http://www\v.fcior.edu.ru/card/666/kollektivizaci

Объяснение нового материала на основе демонстрации Модуля «Коллективизация» информационный. В ходе объяснения:

  1. Использование плаката «Иди, товарищ, к нам в колхоз»
  2. Словарная работа с понятиями «Коллективизация»

Восприятие

20 мин

уа-

selskogo-hozvaystva. html

  1. Плакат «Иди, товарищ, к нам в колхоз», http .'//files, school-collection, edu.ru/dlrstore/506be 8b5-83f7-4a59-803b- dcff56da5553/%5BIS9IR 3-28%5D %5BPD 02%5D.html
  2. Словарная статья о Коллективизации. http://files.school- collection.edu.ru/dlrstore/70a9e430- b9f9-4f46-9c03-c95fbd5728f9/%5BIS9IR 3- 28%5D %5BTD 01%5D.html

2. Осуществление коллективизации.

4. Статья И. В. Сталина "Головокружение от успехов" П930) (N112306) http://files.school- collection.edu.ru/dlrstore/417413ab-13ae-426b- 28%5D %5BTS 04%5D.html

Демонстрация ЭОР:

- Статья И. В. Сталина "Головокружение от

успехов"(1930)

Ответьте на вопросы:

Какие события вызвали появление

этой статьи?

Предположите, к каким последствиям могла привести эта статья?

Анализируют материалы

 

 

 

 

 

 

Какие должны были быть последующие меры со стороны правительства?

 

 

 

5. Статья И. В. Сталина «Год великого

перелома»

http ://files. school-

collection.edu.ru/dlrstore/b45a55cd-8734-470f- 9b86-07d0f592e925/%5BIS9IR 3- 28%5D %5BTS 03%5D.html

Статья И. В. Сталина «Год великого перелома»

Ответьте на вопрос: почему статья, где речь идёт о сплошной коллективизации, по сути, является статьёй, провозгласившей лозунг о ликвидации кулачества как класса? Ознакомимся более подробно:

Сообщение

учащегося

«Кого

считали

кулаком в

конце 20-х

гг.?».

Собщение

учащегося

«Раскулачива

ние»

 

3

Результаты и последствия коллективизации. Судьбы крестьян.

Схема «Колхозы» http://files.school-

collection.edu.ru/dlrstore/3735991e- b2d8-4786-

Рассмотрите и проанализируйте Схему «Колхозы»

 

 

a96a-02366ae2429c/%5BISllRO 3- 03%5D %5BSH 06%5D.swf

Лабораторная работа с документами о результатах и последствиях коллективизации, судьбах крестьян (раздаточный материал с документами, вопросами, заданиями. (См. Коваль Т.В. Конспекты уроков по истории России XX в.: 9 кл.: Метод пособие. - М., изд- во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002, с.226-228). 3. Задание для учащихся: почему «сплошная коллективизация» и «ликвидация кулачества как класса» - взаимосвязанные процессы? - Известно, что только с начала января до середины марта 1930 г. произошло более 2000 вооруженных крестьянских выступлений. Объясните их причины, -государство скрывало трагедию «голодомора» на Украине, на Дону,

Работа в парах с раздаточным материалом, анализируют документы, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

Кубани, в Поволжье, Казахстане, Сибири, унесшего, по разным данным, от 3 до 15 млн чел.

Определите причины народной беды. Почему голодающим не была оказана помощь?

-почему закон от 7.08.1932 г. называли «законом о трех колосках»? Случайно и его появление в разгар голода?

 

 

4

Обсуждение проблемного задания.

Формулирование выводов урока

 

Обсуждается проблемное задание. Учащиеся приходят к выводу, что внешне поставленные партией цели коллективизации были достигнуты, но на деле происходили совершенно иные процессы.

Осмысливают полученную информацию Формулирую

т и фиксируют

выводы Отвечают на вопросы.

5 минут

5

Закрепление

пройденного

материала.

Систематизация

и обобщение,

полученных

знаний

2. Модуль «Коллективизация». Практический, http

://www.fcior.edu.ru/card/21401 /industrializaciya.

Выполнение заданий. Модуль «Коллективизация». Практический.

Выполняют практический модуль

10 минут

html

6

Постановка

домашнего

задания

 

Параграф 30 в учебнике прочитать, выучить информацию в тетради и словаре. Составить таблицу: «Последствия политики сплошной коллективизации». Составить синквейн к понятию «Коллективизация»

 

3

минуты

Позитивные

Негативные

 

 

 

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к

ЭОР

1

Модуль «Коллективизация».

Информационный.

Модуль

http://vvvvw.fcioneduTu/card/666/kollektivizaciya- selskoRo-hozyaystva.html

2

Модуль «Коллективизация».

Практический %

Тесты

http://www.fcior.edu.ru/card/21401 /industrializaciya.html

3

Набор цифровых образовательных ресурсов:

Информационный

 

 

3.1

Статья о Коллективизации.

Информационный

Документ

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/70a9e430- b9f9-4f46-9c03-c95fbd5728f9/%5BIS9IR 3- 28%5D %5BTD 01%5D.html

3.2

Статья И. В. Сталина "Головокружение от успехов" (1930) (N 112306)

Информационный

Документ

http://files.school-collection.edii.rii/dlrstore/417413ab- 13ae-426b-a84f-1673033cb29c/%5BIS9IR 3- 28%5D %5BTS 04%5D.html

3.3.

Статья И. В. Сталина «Год великого перелома».

Информационный

Документ

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b45a55cd- 8734-470f-9b86-07d0f592e925/%5BIS9IR 3-28%5D %5BTS 03%5D.html

3.4

Плакат «Иди, товарищ, к нам в колхоз».

Информационный

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/506be8b5- 83f7-4a59-803b-dcff56da5553/%5BIS9IR 3- 28%5D %5BPD 02%5D.html

3.5

Схема «Колхозы».

Информационный

Схема

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3735991e- b2d8-4786-a96a-02366ae2429c/%5BISllRO 3- 03%5D %5BSH 06%5D.swf

 

Приложение к плану-конспекту урока «Коллективизация сельского хозяйства»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_kollektivizatsiya_skh.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Коллективизация сельского хозяйства»

  1. ФИО: Мушкарина Эльвира Павловна
  2. Место работы: МБОУ СОШ Чехов-3
  3. Должность: учитель истории и обществознания
  4. Предмет: история
  5. Класс: 9
  6. Тема и номер урока в теме: «СССР на путях строительства нового общества». Урок «Коллективизация сельского хозяйства»»
  7. Базовый учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России. XX- начало XXI века.;: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. М., Просвещение, 2010.
  8. Цель урока: - воссоздать максимально полную и объективную картину коллективизации: выяснить то, как на самом деле совершался этот глубочайший, сложный и противоречивый переворот в жизни деревни, к каким непосредственным и отдалённым последствиям он привёл; подумать над тем, как же в конечном итоге оценивать сущность коллективизации
  9. Задачи:
  • обучающие: - выяснить причины перехода к сплошной коллективизации,
  • определить ее содержание, итоги, значение, цену и последствия сплошной коллективизации;

дать представление учащимся об изучаемых событиях характеристиками позиций различных социальных слоев общества, их отношением к коллективизации.

-развивающие: -совершенствование навыков аналитической работы историческими источниками; развитие логического мышления, коммуникативных качеств, умения выражать и отстаивать собственную точку зрения; развитие навыков работы с ЭОР. -воспитательные: - формирование убежденности в ценности каждой конкретной личности;

постановка морально-этической проблемы соотношения целей и средств. 10. Тип урока: изучение нового материала.

  1. Формы работы учащихся: фронтальная работа с классом;
  • беседа;
  • работа в парах;
  1.  Необходимое техническое оборудование: - раздаточный материал для учащихся;

ПК с выходом в интернет, мультимедийное устройство, экран; -ЭОР

  1. Структура и ход урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время

1.

Актуализация,

мотивация,

постановка

проблемы,

составление

плана урока

1. Вводное слово учителя: Еще 15-20 лет назад понятие «коллективизация» воспринималось как «одно из звеньев ленинского плана построения социализма» (индустриализация, коллективизация, культурная революция). Но в наше время эти события предстали перед нами во всей их подлинности в документах, извлеченных из архивов, в работах историков, в кино- и фотоматериалах. Процесс превращения крестьян - индивидуальных тружеников и собственников - процесс, который воспринимается сейчас как грандиозный социально-экономический эксперимент, граничащий преступлением, - будет в центре нашего внимания. ПРОБЛЕМНОЕ ЗАДАНИЕ НА УРОК: О коллективизации и ее целях в 30-е гг. говорили, что:

  • это великая революция - вторая после Октября;
  • через нее будет осуществлен переход к социализму подавляющего большинства населения страны;

она означает решение классовых проблем, т.к. ликвидирует последний эксплуататорский класс - кулачество; она сделает крестьян-колхозников зажиточными людьми;

она решит продовольственные проблемы страны.

Выдвигают гипотезы, суждения, вносят свои коррективы в план,

фиксируют его

7 минут

Определите, насколько соответствовали действительности и что означали на практике эти лозунги.

Что для этого мы должны знать? (план урока)

  1. Сущность коллективизации.
  2. Осуществление коллективизации (методы, формы)
  3. Результаты и последствия коллективизации. Судьбы крестьян.

2

Введение нового

материала.

ПЛАН

1. Сущность

коллективизации

(Восприятие

новой

информации, усиленное зрительной наглядностью).

1. Модуль «Коллективизация». Информационный.

http://www\v.fcior.edu.ru/card/666/kollektivizaci

Объяснение нового материала на основе демонстрации Модуля «Коллективизация» информационный. В ходе объяснения:

  1. Использование плаката «Иди, товарищ, к нам в колхоз»
  2. Словарная работа с понятиями «Коллективизация»

Восприятие

20 мин

уа-

selskogo-hozvaystva. html

  1. Плакат «Иди, товарищ, к нам в колхоз», http .'//files, school-collection, edu.ru/dlrstore/506be 8b5-83f7-4a59-803b- dcff56da5553/%5BIS9IR 3-28%5D %5BPD 02%5D.html
  2. Словарная статья о Коллективизации. http://files.school- collection.edu.ru/dlrstore/70a9e430- b9f9-4f46-9c03-c95fbd5728f9/%5BIS9IR 3- 28%5D %5BTD 01%5D.html

2. Осуществление коллективизации.

4. Статья И. В. Сталина "Головокружение от успехов" П930) (N112306) http://files.school- collection.edu.ru/dlrstore/417413ab-13ae-426b- 28%5D %5BTS 04%5D.html

Демонстрация ЭОР:

- Статья И. В. Сталина "Головокружение от

успехов"(1930)

Ответьте на вопросы:

Какие события вызвали появление

этой статьи?

Предположите, к каким последствиям могла привести эта статья?

Анализируют материалы

Какие должны были быть последующие меры со стороны правительства?

5. Статья И. В. Сталина «Год великого

перелома»

http ://files. school-

collection.edu.ru/dlrstore/b45a55cd-8734-470f- 9b86-07d0f592e925/%5BIS9IR 3- 28%5D %5BTS 03%5D.html

Статья И. В. Сталина «Год великого перелома»

Ответьте на вопрос: почему статья, где речь идёт о сплошной коллективизации, по сути, является статьёй, провозгласившей лозунг о ликвидации кулачества как класса? Ознакомимся более подробно:

Сообщение

учащегося

«Кого

считали

кулаком в

конце 20-х

гг.?».

Собщение

учащегося

«Раскулачива

ние»

3

Результаты и последствия коллективизации. Судьбы крестьян.

Схема «Колхозы» http://files.school-

collection.edu.ru/dlrstore/3735991e- b2d8-4786-

Рассмотрите и проанализируйте Схему «Колхозы»

a96a-02366ae2429c/%5BISllRO 3- 03%5D %5BSH 06%5D.swf

Лабораторная работа с документами о результатах и последствиях коллективизации, судьбах крестьян (раздаточный материал с документами, вопросами, заданиями. (См. Коваль Т.В. Конспекты уроков по истории России XX в.: 9 кл.: Метод пособие. - М., изд- во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002, с.226-228). 3. Задание для учащихся: почему «сплошная коллективизация» и «ликвидация кулачества как класса» - взаимосвязанные процессы? - Известно, что только с начала января до середины марта 1930 г. произошло более 2000 вооруженных крестьянских выступлений. Объясните их причины, -государство скрывало трагедию «голодомора» на Украине, на Дону,

Работа в парах с раздаточным материалом, анализируют документы, отвечают на вопросы.

Кубани, в Поволжье, Казахстане, Сибири, унесшего, по разным данным, от 3 до 15 млн чел.

Определите причины народной беды. Почему голодающим не была оказана помощь?

-почему закон от 7.08.1932 г. называли «законом о трех колосках»? Случайно и его появление в разгар голода?

4

Обсуждение проблемного задания.

Формулирование выводов урока

Обсуждается проблемное задание. Учащиеся приходят к выводу, что внешне поставленные партией цели коллективизации были достигнуты, но на деле происходили совершенно иные процессы.

Осмысливают полученную информацию Формулирую

т и фиксируют

выводы Отвечают на вопросы.

5 минут

5

Закрепление

пройденного

материала.

Систематизация

и обобщение,

полученных

знаний

2. Модуль «Коллективизация». Практический, http

://www.fcior.edu.ru/card/21401 /industrializaciya.

Выполнение заданий. Модуль «Коллективизация». Практический.

Выполняют практический модуль

10 минут

html

6

Постановка

домашнего

задания

Параграф 30 в учебнике прочитать, выучить информацию в тетради и словаре. Составить таблицу: «Последствия политики сплошной коллективизации». Составить синквейн к понятию «Коллективизация»

3

минуты

Позитивные

Негативные

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к

ЭОР

1

Модуль «Коллективизация».

Информационный.

Модуль

http://vvvvw.fcioneduTu/card/666/kollektivizaciya- selskoRo-hozyaystva.html

2

Модуль «Коллективизация».

Практический %

Тесты

http://www.fcior.edu.ru/card/21401 /industrializaciya.html

3

Набор цифровых образовательных ресурсов:

Информационный

3.1

Статья о Коллективизации.

Информационный

Документ

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/70a9e430- b9f9-4f46-9c03-c95fbd5728f9/%5BIS9IR 3- 28%5D %5BTD 01%5D.html

3.2

Статья И. В. Сталина "Головокружение от успехов" (1930) (N 112306)

Информационный

Документ

http://files.school-collection.edii.rii/dlrstore/417413ab- 13ae-426b-a84f-1673033cb29c/%5BIS9IR 3- 28%5D %5BTS 04%5D.html

3.3.

Статья И. В. Сталина «Год великого перелома».

Информационный

Документ

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b45a55cd- 8734-470f-9b86-07d0f592e925/%5BIS9IR 3-28%5D %5BTS 03%5D.html

3.4

Плакат «Иди, товарищ, к нам в колхоз».

Информационный

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/506be8b5- 83f7-4a59-803b-dcff56da5553/%5BIS9IR 3- 28%5D %5BPD 02%5D.html

3.5

Схема «Колхозы».

Информационный

Схема

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3735991e- b2d8-4786-a96a-02366ae2429c/%5BISllRO 3- 03%5D %5BSH 06%5D.swf

Приложение к плану-конспекту урока «Коллективизация сельского хозяйства»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок коллективизация и индустриализация в Мамадышском районе

Урок содержит богатый региональный материал,Дает представление о преодолении трудных  исторических вех населением Мамадышского района в 20-30 -егг XX века....

Урок Коллективизация Сельского хозяйства.

Урок объяснения нового материала.На уроке дается краткая характеристика состояния сельского хозяйства и положения крестьян накануне коллективизации.Выясняются причины,этапы и тоги коллективизации.Чере...

Технологическая карта урока "Коллективизация" 9 класс

Технологическая карта проведения урока истории по теме:"Коллективизация"(9класс)...

Конспект урока "Коллективизация сельского хозяйства"

Конспект урока "Коллективизация сельского хозяйства"...

Методическая разработка урока "Коллективизация по-сталински".

В последнее время Украина  обвиняет  Россию в геноциде украинского народа. Геноцид связан с таким понятием как голодомор. К сожалению, мы мало знаем о тех страшных страницах нашей истории, к...

Презентация к уроку : "Коллективизация в СССР в 20-30-гг. XX века"

Презентация урока теоретического обучения СПО...

Приложение к уроку " Коллективизация в СССР в 20-30-е гг. XX века "

Материалы к уроку теоретического обучения "Коллективизация в СССР в 20-30-е гг. XX века"...