Развитие познавательных умений учащихся при изучении исторических источников.
статья по истории по теме

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ

В процессе изучения истории большую роль играет работа с историческими источниками. Педагогическое воздействие исторических источников определяется не только их содержанием, но и стилем, эмоциональностью изложения. Источники значительно расширяют круг социальной информации, осваиваемой учащимися, и, что не менее важно, служат основой для развития познавательной активности школьников.

Дополнение рассказа учителя ярким историческим документом повышает интерес учащихся, конкретизирует, обогащает их представления о события прошлого.

В еще большей степени активизируется познавательная деятельность школьников, когда учитель организует на уроке изучение разных видов исторических источников, привлекая класс к разбору их содержания путем постановки вопросов в ходе беседы или предлагая учащимся задания для самостоятельной работы (с устным или письменным ответом).

Работа с историческими источниками учит мыслить, рассуждать, извлекать информацию, подмечать черты отдаленной исторической эпохи. Самостоятельный анализ исторических источников требует от школьников поиска и критического осмысления информации, способствует формированию у них элементарных навыков исследовательской работы.

Познавательная деятельность при изучении исторических источников предполагает наличие у учащихся определенной совокупности фактических и теоретических знаний, которые позволяют выявлять сущность новых фактов, явлений и оценивать их.

Операционная сторона познавательной самостоятельности при работе с источниками может быть охарактеризована как совокупность приемов познавательной деятельности, которые способствуют осмыслению содержания источников, закреплению знаний и формированию у учеников определенных способов действий, умений.

Формирование познавательных умений является одной из главных целей современного школьного исторического образования. Познавательные умения выступают как средство формирования исторических знаний, личностных суждений и мотивированного отношения к прошлому, как прогнозируемый и диагностируемый результат целенаправленного обучения истории.

В связи с этим становится актуальной задача организации на уроках истории систематической работы с историческими источниками.

Л.Н. Алексашкина предлагает следующую модель изучения школьниками исторических источников, отражающую совокупность содержательных, деятельностных и ценностных компонентов.

1. Содержательные компоненты. В работе школьников с историческими источниками познание истории может осуществляться на двух уровнях:

А) изучение источника (конкретное, частное познание);

Б) знакомство с эпохой (общее познание).

А) Памятник истории:

1) принадлежность к определенному времени (эпохе), событию, лицу и т.д.;

2) сфера общественной жизни, в которой возник и использовался памятник;

3) материал, форма, стиль, язык памятника;

4) история памятника (создатели, владельцы, проблемы сохранности и т.д.)

5) памятник как свидетельство материальной и духовной культуры своего времени, культурное достояние.

Б) Эпоха в памятниках:

1) основные виды исторических памятников, оставленных эпохой, их своеобразие, особенности по сравнению с предшествовавшим и последующим временем;

2) отражение в исторических памятниках разных сторон жизни людей в данную эпоху.

2. Познавательная деятельность.

А) От памятника к источнику:

1) предварительное ознакомление с элементами источниковедческих знаний (виды исторических источников, методы их собирания и изучения и др);

2) наблюдение и описание памятника;

3) атрибуция и классификация;

4) моделирование и реконструкция;

Б) Изучение источника – начала анализа и критики источника:

1) обстоятельства, цель создания, функции памятника;

2) информативность источника, «первичные» и «вторичные» источники;

3) степень субъективности и объективности (официальные, общественные, личные материалы), «намеренные» и «ненамеренные» источники;

4) соотношение с другими источниками, сходство и расхождение свидетельств.

3. Эмоционально-ценностное отношение:

1) интерес и мотивация к изучению исторических источников, их интерпретации;

2) осознание значимости исторических памятников как важнейшего культурного достояния, необходимости их сохранения;

3) определение личностного отношения к историческим памятникам, их духовному содержанию и художественному воплощению.

Исходя из выдвинутых положений можно так определить состав умений учащихся основной школы по работе с историческими источниками:

  1. отнесение источника к определенному времени (эпохе), событию, лицу, выявление обстоятельств и цели создания, функции памятника;
  2. описание исторических памятников (предметов, сооружений, изображений и т.д.)
  3. поиск и систематизация исторической информации в источниках разных типов и видов;
  4. сравнение различных исторических источников между собой, фиксирование расхождений;
  5.  определение личностного отношения к историческим памятникам, осознание их значимости для постижения истории.

Исторический источник – это не учебный текст. Изначально он не предназначался для учебной деятельности. Для работы с ним необходимы специальные умения. Работа по развитию мышления буде более успешной, если формирование познавательно-исторических (предметных), общелогических, общеучебных умений не замкнется на учебнике, а будет совершенствоваться в ходе систематической работы с историческими источниками.

Успешность формирования познавательных умений при изучении исторических источников зависит от ряда условий. Как считают методисты, основная работа в этом направлении должна последовательно вестись начиная с 5 класса.

Учитель должен четко представлять, каким умениям и в каких классах в соответствии с познавательными возрастными возможностями нужно обучать школьников, при изучении каких тем и с помощью каких исторических источников можно проводить это обучение.

В целях последовательного формирования у школьников умений работать с историческими источниками необходимо распределить эти умения по этапам изучения истории в основной школе. При этом целесообразно выделить специальные познавательно-исторические, общелогические и общеучебные умения.

 

Умения работать с историческими источниками

Познавательно-исторические умения

Общелогические умения

Общеучебные умения

5-6 классы

Первичное изучение исторического источника: описание его внешнего вида, соотнесение его с определенным типом источников.

Объяснение исторических терминов, понятий, крылатых выражений, оперирование ими.

Сравнение исторических событий, личностей, представленных в учебнике и в тексте исторического источника. Составление характеристики исторического лица с высказыванием своего отношения к его деятельности на основе текста учебника и фрагментов исторических источников.

Разделение содержания текста на законченные смысловые части, выделение существенных признаков факта, события.

Обобщение извлеченного из исторического источника материала.

Формулирование несложных выводов.

Составление рассказа об историческом событии, деятеле на основе текста учебника, иллюстрации, фрагмента исторического источника.

Выполнение творческих работ: написание сочинений, подготовка небольших сообщений на основе текста учебника, исторических источников.

7-9 классы

Составление информации разных источников; выявление сходства и расхождений между их свидетельствами.

Определение личностного отношения к историческим источникам, их содержанию и художественному воплощению.

Изложение содержащихся в источниках версий, оценок (в том числе противоречивых) исторических событий, личностей, высказывание, аргументация своего мнения.

Обобщение исторического материала, формулирование выводов.

Составление развернутого плана на основе изучения текста учебника, фрагментов исторических документов.

10-11 классы

Поиск исторической информации в источниках разного типа.

Внешняя и внутренняя критика источника (характеристика авторства, времени, обстоятельств и цели создания, степени достоверности).

Выявление (различение) в исторической информации фактов и мнений, исторических описаний и объяснений, выводов и аргументов.

Составление развернутой характеристики исторического деятеля на основе комплекса источников.

Анализ исторической информации, разделение основной информации и второстепенной.

Систематизация информации, представленной в разных источниках.

Поиск фактического материала в целях конкретизации изучаемого события, явления, личности.

Составление развернутого плана, схемы, конспекта. Написание реферата, эссе, рецензии, аннотации, стилизации и т.д.

На первых этапах работы с историческими источниками успех деятельности учащихся во многом зависит от руководства учителя, от того, насколько доступно он объяснит значение источника в курсе истории, покажет на конкретных примерах приемы работы с ним, разработает посильные задания.

Целесообразно – и это подтверждает практика – использовать исторические источники в процессе обучения не в традиционном информационно-цитатном плане, а в форме творческо-поисковой работы над текстом. При этом для решения поставленных перед учащимися задач ведущим приемом познавательной деятельности являются «вчитывание, вчувствование» в содержание документа в целях выделения и использования имеющейся в нем информации. Только в этом случае школьники перестают быть пассивными потребителями готовых знаний и становятся их искателями и открывателями.

Работа с историческими источниками предполагает добывание фактов, которые не всегда лежат на поверхности. Из текста их приходится извлекать, осуществляя достаточно сложные мыслительные операции. Учить учащихся работать с историческими источниками необходимо начинать в 5 классе со сравнительно небольших текстов, постепенно увеличивая их объем и усложняя виды от класса к классу.

При выборе текстов следует учитывать , насколько отобранные фрагменты источника отражают образовательные, воспитательные и развивающие задачи курса, раздела, темы.

Исторический источник должен быть доступным по содержанию и объему, поэтому целесообразно адаптировать его с учетом познавательных возможностей учащихся, предусмотреть объяснение незнакомых терминов, сложных мест.

Также заранее продумываются пути включения тех или иных положений документа в рассказ, беседу, коллективный анализ, вопросы и задания к источнику, самостоятельная работа с ним.

Использование исторических источников на протяжении изучения  учебного курса необходимо организовать таким образом, чтобы учитывались требования поэтапного формирования учебно-познавательных умений. При развитии умений важно предусмотреть закрепление умственных действий, увеличение степени самостоятельности учащихся при выполнении заданий.

Общая логика поэтапного формирования познавательных умений для работы с историческими источниками выглядит следующим образом:

  • Создание мотивационной основы действий;
  • Создание ориентационной основы действий (описание способов и последовательности их выполнения);
  • Выполнение операций по памятке, алгоритму под контролем учителя (первичное закрепление умения, рефлексия);
  • Выполнение действий без опоры на памятку при самоконтроле (последующее закрепление);
  • Самостоятельный выбор источников и их анализ (рефлексия, позволяющая оценить эффективность выполнения работы).

Литература.

Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе: Пособие для учителей/Под ред. А.Г. Колоскова.М., 1984.

Алексашкина Л.Н. Методологические основы школьного курса истории., М., 1999

Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся как средство развития исследовательских умений учащихся при изучении курса географии в школе

В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать п...

Развитие экспериментальных умений учащихся при изучении физики

Работа выполнена на актуальную тему. В соответствии с требованиями ФГОС развитие экспериментальных умений у учащихся (в первую очередь на занятиях по предметам естественнонаучного цикла, включая ...

Развитие познавательного интереса учащихся при изучении химии

доклад на педагогическом совете по методической теме (теме самообразования)...

«Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наследие региона»

«Живописное полотно, воздействуя на чувства учащихся яркими, запоминающимися образами, способствует развитию у них  духовно ориентированного мышления, обогащению их словарного запаса. Это особенн...

Развитие познавательного интереса учащихся при изучении физики.

Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результаи деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием позна...

Развитие познавательного интереса учащихся, при изучении темы «Площади фигур»

данная методичнская разработка поможет педагогам в преподавании темы "Площади фигур"...

Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наслед

Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи  посредством опоры на нестандартное использование  произведений ...