Урок "Отечественная война 1812 года". 8 класс.
учебно-методический материал по краеведению (9 класс) по теме

Мышев Юрий Владимирович

Разработка урока по истории России в 8 классе на трему "Отечественная война 1812 года"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок истории в 8 классе

Тема: «Отечественная война 1812 года»

Цель урока: познакомить учащихся с одним из ярчайших  подвигов российского народа, который останется в памяти на века.

Задачи урока:

Образовательная:  закрепить знания об Отечественной войне, о мужестве и патриотизме русского народа, показать полководческое искусство М.И. Кутузова, показать народный характер войны.

Развивающая: способствовать развитию умений анализировать исторические события и факты, работы с текстом учебника, схемой, картой; создать условия для развития речи, памяти, внимания, мышления, развивать умения осуществлять поиск информации, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;

        Воспитательная: способствовать формированию чувства патриотизма, гордости за русский народ, вырабатывать такие личностные качества, как толерантность, гуманность, патриотизм, любовь к Родине.

Тип урока: проблемно-ориентированный.

             

            Новые термины и даты: 1812, Отечественная война, 26 августа - Бородинское сражение, партизаны, народное ополчение, флеши, редут, батарея.

           

            Оборудование: настенная карта «Отечественная война1812года», портреты исторических деятелей, презентация «Отечественная война 18912 года», репродукции картин, посвященных этой теме, схемы, таблицы, экран, компьютер, интернет-ресурсы, фрагменты исторических источников.

Данный урок позволяет развивать следующие ключевые компетенции учащегося:
• изучать (умение организовывать взаимосвязи своих знаний и упорядочивать их);
• искать (умение получать информацию, работать с историческими документами, умение пользоваться ресурсами интернета);
• думать (умение устанавливать взаимосвязь прошлых и настоящих событий, умение оценивать исторические явления и события);
• сотрудничать (умение принимать решение, выслушивать другую точку зрения);
• умение приниматься за дело (умение организовывать учебную работу, пользоваться вспомогательной аппаратурой, техникой (сканер, принтер);
• адаптироваться (умение находить новое решение).

Ход  урока

I.Организационный момент.

Вступительное слово учителя:

Теперь ли нам дремать в покое 
России верные сыны?!
Пойдем, сомкнемся в ратном строе,
Пойдем и в ужасах войны
Друзьям, Отечеству, народу,
Отыщем славу и свободу,
Иль все падем в родных полях!
 (Ф.Н.Глинка)

Обучающиеся сидят в группах по четыре человека.

Учитель:

1) Приветствие учащихся

2) Стол № … ученик №… приветствует от имени класса гостей (учителей) и благодарит их за участие в работе, ученики приветствуют друг друга.

 3) На столах лежат подготовленные дома сообщения о М.И.Кутузове, М.Б.Барклае де Толли, М.П.Багратионе, А.П. Ермолове, Н.Н.. Раевском, Д.Давыдове, подготовленные на основе Интернет-ресурсов.

II.Введение

          Учитель: Teambuilding

  1) Команды определяют ведущего и секретаря .

        2) Команды придумывают название, девиз команды и вырабатывают правила работы в команде

  3) Придумывают знаки поощрения

          All Write Round Robin(каждый по очереди записывает правила, начиная с №…; 2 минуты)

Учитель:

Просит команду №… участник №… озвучить правила работы данной команды и благодарит выступивших.

III. Постановка проблемы

          Учитель:

                    Фон: на экране  фрагменты Отечественной войны 1812 года.

                    Учитель: Сформулируйте тему нашего урока.

                   Отечественная война 1812года - это один из подвигов российского народа, когда на защиту свей Родины, встал весь российский народ перед лицом не только Франции, но и всей Европы, поэтому войну 1812года называют народной, Отечественной.

Прочитайте версию Наполеона о причинах его поражения в России и сформулируйте проблему урока.

 (Наполеон считал, что победить Россию ему помешала «неправильная « война, которую вел российский народ, холодные условия зимы, бездорожье).

Каждый ученик самостоятельно читает текст – 2 минуты, потом ведущий читает. После прочтения текста ученики отвечают на вопрос: «В чем суть проблемы?»- и записывают на постере.

Примерная формулировка: что было истинной причиной победы российского народа над наполеоновской армией?

    Просит озвучить проблему ученика №… стол №…

1.Почему возникают такие вопросы?

2. В чём суть проблемы?

3.Как её необходимо решать?

   

IV . Критерии

       Учитель:

Конечным продуктом вашей работы по данной проблеме должна быть презентация по данной теме, которую вы продемонстрируете в параллельном классе. Используйте материал по истории Татарстана.

Критерии оценивания презентации:

1)актуальность;

2)знание событий Отечественной войны 1812 года;

3)соблюдение норм речевой культуры;

4) умение добывать информацию;

5) умение анализировать;

6) умение сопоставить факты и сделать правильные выводы;

7) полнота раскрытия проблемы с использованием исторических фактов и аргументов

Далее учитель проводит  минуту здоровья (физ. минута, звучит музыка), все поднимаются, задвигают стулья.

V. Работа с документами.

Группа 1: 1. Предпосылки и причины Отечественной войны 1812года.

                   2. Характер войны, соотношение сил.

      Группа 2.   1. Вторжение Наполеона в Россию.

                    2. Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим русской армии.

Группа 3:    1. Бородинское сражение.

                     2.Совет в Филях и оставление Москвы.

Группа 4:    1.Партизанское движение и народное ополчение.

                     2. Отступление и гибель «Великой армии

После анализа и обсуждения документов в группах ученики излагают кратко содержание документов другим группам. Формулируют проблемные задания по своей теме.

(Примерные задания. Группы 1: Возможно ли было избежать войны между Россией и Францией? Группы 2: Кто победил в Бородинской битве? Группы3:Была ли возможность не пустить неприятеля в Москву?  Группы 4: «Правильную» ли войну вели партизаны,  и какова была роль партизанского движении в победе над армией Наполеона?)

VI.Рассуждения по проблеме

Учитель:

Итак, ребята,  мы обозначили проблему данной  ситуации. Давайте еще раз вернемся к записям на постерах, ученик №… стол №…, и попросим поделиться выработанными группой мыслями по сути проблемы.

Учитель и учащиеся благодарят выступившую группу.

Учитель:

Настало время приступить к обсуждению, составлению схемы(плана) действий по решению данной проблемы.

Обучающиеся работают по принципу ILFA

- выдвижение идей, гипотез     (например: учебники не едины, архивные материалы недоступны, современников тех лет нет);

- записи  фактов из источников, статьи;

- составление схемы решения проблемы;

- работа с картами;

-  работа с интернет ресурсами, поиск источников.

 VII. Распределение ролей соответственно плану действий 

  • выдвигает идеи, составляет план действий-1-ый;
  • записывает-2-ой;
  • координатор -3-ий;  
  • находит факты и предоставление альтернативных  вариантов решения – 4-й.

Team Round Robin(каждый участник группы высказывают идеи по очереди)

Учитель:

А) учитель координирует работу групп;

Б) использует презентацию, как источник дополнительной информации и образности изучаемой темы.

Учитель:

Понятно, что вы не успели за короткое время получить результаты, но первые шаги в разрешении этой проблемы сделаны.

Давайте поделимся друг с другом наработанным и, тем самым, поможем друг другу

Ученик №… стол №….делится наработанным на уроке

Примерные ответы:

1) -Предпосылки и причины Отечественной войны 1812года касались сохранения независимости государства и потому вызывали патриотический подъём у всего народа..

- Война приобрела народный характер, каждый был заинтересован в победе, каких бы жертв это не требовало.

            2)  - Вторжение Наполеона в Россию вызвало подьём освободительного движения в стране, Наполеона народ рассматривал как агрессора, завоевателя.

            -  Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим русской армии отвечало интересам страны, солдаты поддержали это назначение с вдохновением..

3) - Бородинское сражение было ярким примером героизма и самоотверженности народа, готового пожертвовать своими жизнями ради спасения страны от завоевателей. Сражение показало силу духа российского народа и предопределило конечную победу в войне.

- Совет в Филях и оставление Москвы воспринималось народом как временное отступление и вызвало небывалый патриотический подъём.

4) - Партизанское движение и народное ополчение говорило о всенародном характере войны..

- Отступление и гибель «Великой армии были следствием народной борьбы в России.

Выводы: главной причиной победы России в войне 1812 года был народный характер войны, оставшейся в истории страны как Отечественная. Нашествие двунадесятых языков на Россию было успешно отражено. Со стороны России война носила справедливый, освободительный, подлинно народный характер. Свой вклад в победу наряду с русскими, внесли белорусы, украинцы, татары, мордва, башкиры и другие представители народов России. Это, ребята, настоящий подвиг наших предков о котором мы не должны забывать.

VIII. Рефлексия.

Заполнение анкеты об отношении к Отечественной войне 1812 года. ( Если не позволяет время, то анкета дается на дом).

IX.Домашнее задание

Учитель:

Обучающиеся продолжают работу после уроков,  в течение недели и представляют презентации на уроке истории в параллельном классе (постеры остаются у учителя: продолжая исследования, учащиеся могут дополнить записи, переоценить проблему, пересмотреть ее, применить новые знания и синтезировать данные.

Составление презентации по теме урока.

- Отечественная война 1812 года и наш край.

- «Недаром помнит вся Россия…» Отечественная война 1812 года в литературе и искусстве.

Завершение урока

Звучит стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино»

Обращение учителя:

Ребята, я вас благодарю за интересную работу и хочу вас вернуть из тех далеких времен войны в нашу мирную современность. Светит солнце, нет войне! Порадуемся жизни,  друг другу за окном, мирному небу и весеннему настроению, и поделимся этим друг с другом!

Учебная литература

1. Левандовский А.А.. История России XIX век. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений-5-е издание. М.: Просвещение, 2011.

2. Хузин Ф.Ш., Пискарев В.И. История Татарстана: Учебное пособие для 8 класса общеобразовательной школы. – Казань: «Хэтер», 2005.

Электронные ресурсы

  1.  http://ru.wikipedia.org/wiki/Отечественная_война_1812_года
  2. http://festival.1september.ru/articles/213739/

      3.   http://www.gumanitar.150-schelkovo16.edusite.ru/p20aa1.html

       4.  http://www.1september.ru/ru/his/2002/31/1.htm 

       5.  http://www.idel.ru/konkurs/azamatov/warm/borodino.html Эта интернет – страница посвящена Бородинскому сражению.

       6.  CD-POM for Windows Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия, ХІХ – ХХ вв.

       7.  Энциклопедия истории России 862-1917 гг. compact disc ciw . КОМИНФО 2001

Дополнительная литература

      1. Разин Е.А. История войн и военного искусства. СПб., 1999.

      2. Тарле Е.В. Наполеон/ Послесл. В.Кошелева.- МН.:Тривиум,1993. – 429с.

       3. Энциклопедия для детей Т.5. История России и её ближайших соседей. Ч.2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ / Глав.ред. М.Д.Аксёнова. – М.: Аванта +, 2000.-704с.

Приложения

1) О причинах войны.

В начале XIX века в Европе между Францией и Англией было противоборство, шла борьба за экономическое и политическое влияние в мире. К тому же Франция с приходом Наполеона Бонапарта стала осуществлять агрессивную внешнюю политику, стремясь подчинить себе все государства Европы. Подобная агрессивная политика Франции вынудила Россию начать поиски союзников для сдерживания Франции. В итоге в 1805г. Оформилась третья антинаполеоновская коалиция, цель которой не допустить чтобы Франция осуществляла дальнейшие захваты и угрожала независимости соседних государств. Однако действия коалиции против Франции в битвах в 1805 г. под Аустерлицем и 1807 г. под Фридландом были неудачными. В результате в июле 1807 г. Александр I подписал унизительный Тильзитский мирный договор, главным пунктом которого было вступление России в континентальную блокаду.

2)О планах ведения войны.

 Армия была разделена на три части- 1-ая армия под руководством М.Б. Барклая де Толли, размещенная вдоль реки Неман,  2- ая армия под руководством П.И. Багратиона, расположенная южнее в Белоруссии,  3-ая армия под руководством А.П. Тормасова должна была прикрывать пути возможного наступления противника на Киев)

   Основные силы двинуть на Москву, для этого предполагалось не допустить соединения русской армии и разбить их основные силы в ходе генерального сражения уже вблизи границы. После взятия Москвы Наполеон не планировал завоевывать всю Россию. Выведя ее из войны, он хотел превратить Александра I в такого же зависимого правителя, каковыми стали к тому времени почти все европейские монархи. Кроме того, через территорию России он намеревался нанести смертельный удар по Англии, лишив ее Индии.

3) О назначении Кутузова главнокомандующим.

А. Ермолов: «… солдат роптал на непрерывное отступление и в сражении хотел найти конец оному; главнокомандующим был недоволен и в главную вину ставил ему то, что он был не русский».

И. Жиркевич: «Но какая злость и негодование у каждого на него (М. Барклая де Толли) в эту минуту за наши постоянные отступления, за смоленский пожар, за разорение наших родных, за то, что он не русский!»

- Как русские офицеры относились к отступлению русской армии?

- Кого они в этом винили и почему?

С. Глинка: «Назначение Кутузова главнокомандующим произвело общий восторг и в войске и в народе».

Сегюр: «… В нем было что- то чисто национальное, делавшее его столь дорогим для русских. В Москве радость по случаю его назначения доходила до опьянения: посреди улиц бросались друг другу в объятия, считая себя спасенными».

4) О Бородинской битве.

И. Радожицкий «На левом фланге происходящая битва; русские мужественно сражались в окопах, французы за каждый шаг вперед платили несметную потерю людей. Нельзя удивляться отчаянию, с каким лезли они на смерть. Нельзя ни удивляться присутствия духа русских, с каким они защищались.

С Селиванский «В продолжение одиннадцати с половиной часов огонь и меч, действуя попеременно, истребили 75000 человек и более 35000 лошадей.

   Целые батареи переходили несколько раз из одних рук в другие. Земля исчезла: она вся была покрыта окровавленными трупами. Казалось, что сия полоса России превращена в адскую обитель. Пальба, звуки. Радостное восклицание победителей, часто повторяемые «Ура», вопли умирающих. Ржание коней, крики командования и отчаяния, на девяти разных европейских языках,- все сие смешалось, придавало ужасной сие картине действие, которое ни какое перо изобразить не в силах».

5) Об оставлении Москвы.

А. Ермолов: « …Дома были пусты и заперты; обширные площади уподоблялись степям, и на некоторых улицах не встречалось ни одного человека».

Де-ла-Фриз: « …С тех пор, что люди себя помнят, еще не случалось, чтобы население из 500 тысяч жителей целиком бежало из своей столицы. Все до единого, от старика до младенца, бежали, на чем попало, не запасшись ничем».

Ц. Ложье: «… Дома, хотя большей частью деревянные, поражают нас своей величиной и пышностью. Но все двери открыты, улицы пусты, везде молчание!- молчание, нагоняющее страх.

   Москва представляется нам огромным трупом: это царство молчания, сказочный город, где все здания, дома воздвигнуты как бы чарами для нас одних. Я думаю о впечатлении произведенном развалинами Помпеи… но здесь впечатление еще более гробовое».

С. Селиванский: «Таким образом, победитель Москвы доехал до Боровитских ворот, не увидя ни единого жителя. Негодование было написано на всех чертах Наполеона. Он даже не брал на себя труда скрывать то, что происходило в его душе».

 Он долго ждал этого дня, был уверен, что взятие Москвы принесет ему победу. Весь день император ждал депутации из Москвы с ключами от города. Но овладение Москвой не принесло Наполеону долгожданной победы, а его войскам отдыха и изобилия. Во время своего пребывания в Москве Наполеон трижды предлагал Александру I начать переговоры о мире. Однако все его предложения оставались без ответа. К тому же Наполеон рассчитывал закончить войну в течение месяца, а был уже сентябрь. Приближалась холодная осень, а затем суровая русская зима, к которым французские войска не были готовы. Продолжая оставаться в Москве, Наполеон видел, что его армия разлагается, грабежи, мародерство и пьянство не прекращались. Кроме того коммуникационные линии Наполеона, которые связывали его с Европой были очень растянутыми и ненадежны в виду действия русских партизан.

6) О партизанском движении.

Геройство старостихи Василисы.

Староста одной деревни Сычевского уезда повел в город партию пленных, забранных крестьянами. В отступление его поселяне поймали еще несколько французов, и тот час привели к старостихе Василисе для отправления куда следует. Сия последняя, не желая отвлекать взрослых от главнейшего их занятия бить и ловить злодеев, собрала небольшой конвой ребят и, севши на лошадь, пустилась в виде неприятеля препровождать французов сама. В сем намерении, разъезжая вокруг пленных, кричала им повелительным голосом: «Ну, злодеи французы! Во фрунт! Стройся! Ступай марш! Один из пленных офицеров, раздражен, будучи тем, что простая баба вздумала им повелевать, не послушался ее. Василиса, видя сие, подскочила к нему мгновенно, и, ударив своим жезлом- косой, повергла его мертвым к ногам своим, вскричавши: « Вам всем, ворам, собакам, будет тоже, кто только чуть осмелиться зашевелиться. Я уже двадцати семи таким озорникам сорвала головы! Марш в город!» И после этого кто усомниться, что пленные не признали над собою власть старостихи Василисы?

7) Об отступлении французов.

Н. Муравьев «Зима 1812 года была жестокая. Термометр Реомюра иногда показывал 31 градус. Холода эти, может быть, предохраняли нашу армию от заразительных болезней, производимых тлением тел. Но так как много трупов оставалось еще под снегом, то весной, когда сделалась оттепель, они стали гнить и произвели эпидемию, которая опустошила те губернии, через которые неприятель отступал.

   Пехотинцы страдали от голода и холода. Число трупов увеличивалось множеством французских офицеров и солдат, более похожих на тени, нежели на живых людей, которые брели в сильнейшие морозы, голые, босые, среди отошедших своих товарищей и к ним по пути валились. На редком из них были мундиры, большей частью они покрывались, чем попало. У многих были на головах ранцы, вместо шапок, у иных оставались кирасирские каски с длинными конскими хвостами; сами же кирасиры были голые и накрывались рогожей или обвивались соломой».

Обратите внимание, что русская армия шла параллельно французам, все время, угрожая отрезать французам пути отступления. Несколько раз русские войска вступали в победоносные столкновения с французами.



Предварительный просмотр:

Юрий Мышев

«Агишево, Улянково тож…»

Наш край имеет богатую историю, однако она ещё недостаточно хорошо изучена. Необходимо активизировать работу по изучению и, конечно,  сохранению исторических памятников, особенно это касается храмов, которые на протяжении многих веков были центрами духовной жизни.

Активное освоение земель в крае началось с появлением монастырей. История появления первых монастырей и храмов на территории края связана с процессом колонизации края после присоединения его к России в середине XVI века.  Так 16 мая 1555 года жалованной грамотой царя Ивана IV Грозного были пожалованы земли Свияжскому Богородицкому монастырю. Пожалования монастырю были подтверждены позднее грамотами царей Федора Ивановича и Бориса Годунова. Его владения располагались недалеко от реки Свияги и  лишь небольшая часть находилась в стороне, возле Волги. Второй монастырь - Троицкий Сергиев получил земли в разных местах.

Московское правительство, после завоевания Казанского царства, поспешило раздачею земель служилым людям и православному духовенству закрепить край за Россией.

Важные сведения об освоении монастырями земель в крае можно найти в работе  историка XIX века Г.И.Перетятковича  «Поволжье в XVII  - начале XVIII вв. Очерки по истории Низовья»»  В частности, он указывает на то, что на левой стороне реки Свияги тогда находилось старое сельцо Городище и другие поселения Троицкого Свияжского монастыря. По рекам Большой и Малой Берле, притоках Свияги с левой стороны, где находились свободные и отчасти нетронутые земли, шла деятельная колонизация русскими поселенцами.

В конце 60-х годов XVI в. на реке Берле находилась лишь одна деревня Агишево (нынешнее село Ульянково в Кайбицком районе).  На этом месте до появления русских существовало, вероятно, инородческое поселение, оставившее по себе след в названии местности. В писцовой книге сказано: «а живут в ней полоняники», после чего названы 5 дворов с их хозяевами, которые называются одним лишь уменьшительным именем, причем среди них встречаются такие имена, как Якуш и Улянко, что, по мнению Перетятковича, не было характерно для русского населения. На наш взгляд спорное утверждение. По воспоминаниям старожилов, село всегда считалось русским.

К концу XIX столетия на реке Берле, среди монастырских поселений указываются три деревни, вместо прежней одной, и один починок. В «деревне Уланково, что был починок Уланков» имелось среди угодий «лесу пашенного около пол по смете 7 десятин с половиною». Относительно двух поселений на реке Берле сказано, что они «поставлены после писцов» (т. е. после описи 1567 года) «по государевой жалованной грамоте в 83 году» (1567), следовательно, для них была получена земля монастырем от правительства вновь.

Благодаря увеличению пахотной земли, уменьшению лесов, иссушению местами болот, число ключей и источников значительно уменьшилось, вследствие чего обмелели небольшие речки. В первой половине XVII столетия исчезли многие небольшие водяные мельницы, которые именуются «меленки колотовки». Так, например, в конце XVI века под деревней «Агишево, Улянково тож» находились «3 меленки колотовки крестьянские»; под починком Корноуховским, бывшим на этой же речке стояли «на ручью 3 крестьянские меленки колотовки,  в деревне Уланкове, с 6 дворами, меленка колотовка, а держать крестьяне про себя». В описях первой половины XVII столетия они уже не упоминаются. Но зато вместо маленьких мельниц появляются новые, большие мельницы, необходимые для обслуживания увеличивающегося населения в монастырских вотчинах. Так, в вотчинах Троице-Сергиева монастыря вместо одной мельницы «Большое колесо», которая упоминалась в XVI столетии, теперь находилось 4 мельницы «Большое колесо» и одна «меленка колотовка»; на землях Богородицкого монастыря вместо одной мельницы «Большое колесо» стало 3 мельницы «Большое колесо» и 2 «меленки колотовки».

Обращаясь к архивным материалам, Перетяткович пишет: «Среди сел Троицкого Свияжского монастыря на реке Берле, где главным местом его хозяйственной деятельности было село Новое, в настоящее время встречаемся с новым селом, которым стала «деревня Агишево, Улянково тож». Но состояние села Агишева в 1652, году, сравнительно с его прежним состоянием, указывает  на довольно медленное развитие этого пункта, в соответствии с чем, по всей вероятности, было и его значение среди монастырских сел; в нем не упоминается даже о монастырском дворе, в котором жил представитель монастырского хозяйства. Как в селе Агишеве, так и в других селах и деревнях Троицкого и Богородицкого монастырей Свияжского уезда, прогресс за 1646—1652 гг. состоял не столько в прибытии новых поселенцев, сколько в переходе бобылей (бедное, иногда бездворовое население) или соседей в число крестьян.

По данным архива: «Деревня Агишево, а Улянково тож, (по описи 1594 г.), на реке Берле а в ней крестьянских дворов 20 и 1 двор бобылей, пашенной пахотной доброй земли 30 чети (четь равна 0,5 десятины или 0,59 га)  в каждом поле; да перелогу 3 чети в каждом поле, сена по реке Бирле 300 копен. Деревня Улянково (по описи 1646 г.) 23 двора крестьянских, у них братьи, детей и племян. 50 человек, 3 двора бобылей «тое ж деревни захребетники, а живут они в той же деревне по крестьянским дворам переходя—5 человек» (среди них 3 вдовы с детьми). По описи 1652 г. — село, что была деревня Агишево, а Улянково тож, а в нем церковь, пашенной церковной доброй земли 20 чети в каждом поле, сена 30 копен., да в селе ж 7 дворов крестьянских, у которых детей и братьи и племянники 15 человек, пашни пахотной доброй земли 33 чети в каждом поле, сена 350 копен. Да в том же селе примерно сверх дачи лишние земли 91 четверть, в каждом поле, сена 50 копен, а на ту на примерную земли 20 дворов крестьянских, у которых детей и братьи и племянники 49 человек».

В этом источнике разделяются две деревни Агишево и Улянково. Перетяткович считает их одной деревней и указывает, что первоначально здесь проживали «инородцы», т.е. не русские. Это вызывает сомнения. По другим данным, на месте села Ульянково изначально проживало русское население, скорее всего основанное беглыми пленниками Казанского ханства. Следует отметить, что высокий обрывистый берег реки Берли был удобен для обороны, для обозрения и перемещения, поэтому привлекал сюда поселенцев в разные времена.

В Татарском Энциклопедическом словаре (Казань, 1999, стр.596) указано, что село Ульянково основано в 17 веке. Как следует из вышеприведённых источников, это неточное указание и село было основано значительно раньше, по крайней мере, не позднее середины 16 века.

Древняя история села Ульянково также отмечена на археологической карте Татарстана. На территории села в прошлом были обнаружены неолитические находки: каменный наконечник дротика, два целых и один обломок тесла, а также крупная полированная плита из песчаника. Их возраст 5-10тысяч лет. Это был период перехода от присваивающего хозяйства (охоты, собирательства) к производящему (земледелию и скотоводству). Жизнь на месте села продолжалась и в более поздние периоды, о чем свидетельствует, например, находка на территории села древнего железного топора.

Что касается абашевской культуры, то она существовала в эпоху бронзы (около 4 тысяч лет назад). Название культура получила от села Абашево в Чувашии, где в 1925 году был обнаружен могильник этого периода. Население преимущественно занималось скотоводством, земледелие имело подчинённое значение. Среди находок этого периода встречаются бронзовые топоры, наконечники копий, кинжалы, ножи, серпы, украшения, керамические изделия. Погребения в основном подкурганные. Именно к абашевским племенам археологи относят обнаруженные в 1960 году возле села Победа группу курганов. Были исследованы 11 всхолмлений диаметром 10-20 метров и высотой до 1 метра. На одном  пятне был найден обломок типичного абашевского колоколовидного сосуда, характерного для середины второго тысячелетия до н.э. Впервые побединские курганы были отмечены ещё в 1909 году археологом и этнографом Гайнетдином Ахмаровым. Приведённые данные говорят о том, что эти места из-за удобного и безопасного расположения привлекали поселенцев ещё в глубокой древности. Исследования древних поселений показывают, что важное значение при выборе места жительства поселенцы придавали красоте окружающей природы, чем наш край, безусловно, отмечен.  

История русских сёл неразрывно связана с историей храмов. На территории нынешнего Кайбицкого района в прошлом их было немало. Большинство из них, к сожалению, разрушено  или находятся в плачевном состоянии.

В описи 1652 г.  указывается, что в деревне  Агишево (Улянково) имелась церковь. По данным Казанской епархии православный приход в селе Ульянково существовал с 1724 года. Известно, что до революции в этом селе был деревянный храм «пророка Божия Илии» постройки 1854 года. В документах указано, что ещё в 1937 году храм в селе стоял. В советские годы храм был закрыт и разрушен в 1970-х гг.  Помню рассказ бабушки о том, как сбрасывали колокол с колокольни. Стон упавшего колокола был слышан в самых дальних концах села. Судьба того, кто совершил это святотатство, была трагической. На месте храма позднее был возведен каменный дом культуры. Кстати, во время рытья котлована, было обнаружено крупное поселение  и захоронения древних абашевских племен бронзового века! Не случайно это место было выбрано когда-то жителями под церковь. В 1999 году верующим села Ульянково для устройства молитвенного дома было передано здание бывшего школьного интерната. В сентябре молитвенный дом был освящен в честь Рождества Христова. В настоящее время приход не имеет своего священника и окормляется духовенством храма Живоначальной Троицы села Турминское.

О Турминском надо сказать особо. Село находится недалеко от границы с Чувашской республикой (первое упоминание о селе относится  ко второй половине XVI века). В нём сохранилась каменная церковь, а также старинный двухэтажный барский дом с остатками аллеи. Если посмотреть на карту Татарстана, видно, что русские села Большое Подберезье, Корноухово, Победа, Ульянково, Федоровское протянулись отсюда по линии, направленной к острову Свияжск. И это не случайно. Основаны они были по пути продвижения войска Ивана Грозного к столице Казанского ханства. По всем этим населенным пунктам можно проследить маршрут движения стрельцов на Казань. В тех местах, где войско останавливалось лагерем, впоследствии возникли поселения на землях, пожалованных российским государем боярам и воеводам, отличившимся при взятии столицы покоренного ханства. Так, в небольшой деревне Победа существует предание у местного населения, что её основал, побывавший здесь Иван Грозный, в честь успешного похода которого и была названа деревня. А на отдых царь останавливался в селе Подберезье.  

Можно предположить, что и первыми поселенцами Турминского были стрельцы, пушкари, пищальники, ставившие свои избы на берегу полноводной тогда Кубни. В каждом селе строили церковь или часовенку возле родника. Двухэтажное здание бывшей усадьбы помещика Лебедева ныне стоит полуразрушенное с пустыми глазницами окон. Рядом, под берёзами, стоит пришедшая также в упадок  старинная церковь.  Этот храм Святой Троицы был построен еще в 1805 году на средства помещика Леонтия Петровича Есипова. Приделы освящены во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и во имя Святого Пророка Ильи. Крупный, крестообразный в плане храм с невысокой двухъярусной колокольней представляет собой яркий образец раннего классицизма с некоторыми элементами барокко. Прихожанами особо почиталась икона Иоанна Предтечи, которая появилась в селе задолго до строительства храма и, вероятно, еще с XVII в. находилась в старинной часовне, по преданию поставленной на месте обретения иконы. Прихожанами являлись не только турминцы, но и жители из соседних сел. Закрыли храм в 1937 году, передав под колхозный зерносклад. После пожара он долгое время стоял заброшенный. В настоящее время храм восстановлен, снова звонят в православные праздники колокола.

Православный приход в селе Большое Подберезье существовал с 1719 года. В 1854 году на средства прихожан в селе был построен каменный двухпрестольный храм преподобного Сергия Радонежского. Придел был освящен в честь Владимирской иконы Божией Матери. В 1901 году храм был перестроен, возведена новая колокольня. В советские годы он был закрыт и в настоящее время находится в аварийном состоянии. В 1994 году верующим села Большое Подберезье для устройства молитвенного дома было передано здание бывшего сельского магазина. В 1996 году после завершения ремонтных работ молитвенный дом был освящен в честь преподобного Сергия Радонежского.

В селе Малое Подберезье однопрестольный деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы был построен в 1902-1910 гг. как приписной к приходу села Большое Подберезье. Храм был построен по инициативе и на средства прихожан – русских крестьян. В советские годы храм был закрыт, вновь действует с 1999года. Нам довелось посетить его прошлым летом. Удивительной красоты храм, ярким июльским днём сливающийся с лазурным сияющим небесным сводом. Он сравнительно небольшой, хорошо сохранившийся, с невысокой двухъярусной колокольней. Малое Подберезье, где никогда не было помещиков, отличалось довольно высоким уровнем жизни, - и сегодня в селе увидишь крепкие дома. Внешний вид храма характерен для псевдорусского архитектурного стиля. Храм венчается пятью главками. Главки по углам четверика подняты на глухие высокие граненые барабаны. Активно вынесенная пятигранная апсида с симметричными боковыми прирубами и двумя асимметрично расположенными окнами венчается маленькой главкой на тонкой шейке. Большая односветная трапезная на два окна одной высоты с апсидой. К ней примыкает двухъярусная колокольня с притворами. Срубы сложены "в лапу" и обшиты тесом "впрямь" и "в косяк". Храм гармонично вписывается в окружающую прекрасную природу. Удивительно, как это прекрасное деревянное сооружение пережило трагические исторические события, которых, конечно же, не избежал и наш край.

Следует немного сказать и о селе Муратово, основанном в период Казанского ханства.  В селе сохранилась Казанско – Богородицкая церковь. Этот трехпрестольный храм был построен в 1857 году на средства помещицы Надежды Саврасовой. Судя по рассказам местных старожилов, жили Саврасовы скромно, состояние у них было небольшое. Надежда унаследовала от матери бережливость и экономию, что позволило ей вскоре значительно увеличить свое состояние. Уже тогда после каждой своей удачной сделки с хлебом Анна Алексеевна с дочерью вносили пожертвования в приходскую церковь. Духовная консистория 11 мая 1836 года, с утверждения преосвященного Филарета, разрешила Саврасовой построить на свои средства каменную церковь в ее имении, селе Муратово (тогда Свияжского уезда), над прахом родителей. Строительство этой церкви затянулось и  продолжалось 20 лет. Церковь освящена лишь в 1857 году. В 1857 году помещица пожертвовала деньги на устройство ограды и колокол.

Проект церкви в селе Муратово выполнен известным казанским архитектором Ф. И. Петонди, представителем русского классицизма, автором многих зданий в Казани (в их числе: здание Казанской городской думы, Родионовского института благородных девиц, «Казанского подворья» и дроугих).  Церковь в плане имеет форму креста, она является образцом позднего классицизма в провинции. На данный период храм находится в полуразрушенном состоянии. В настоящее время частично восстанавливается на средства, собранные местным населением.

Удалось найти интересные сведения, относящиеся к истории Казанско-Богородицкой церкви, находящейся когда-то в селе Корноухово. История церкви отчасти связана с историей Смоленской церкви в селе Караваево (ныне район Казани).

В 1907 г. в Караваево (название которому, по преданию, дал сам Е.И.Пугачев) произошло долгожданное событие – здесь появилась своя церковь – во имя Смоленской иконы Божией Матери. Церковь была возведена на средства прихожан и частные пожертвования. Храм был каменным, «с таковою же в одной связи колокольнею», теплым, обнесенным каменной оградой с деревянной решеткой. Однако, к сожалению, как и большинству православных храмов Казанской епархии, церкви была предначертана печальная участь. В начале 1930-х гг. Смоленская церковь, вместе со всем бывшим селом, оказалась в черте  «авиастроя» и была «перестроена» под столовую. Со временем она была окончательно разрушена. Окончательно церковь была разрушена в 1950-е гг.  и на ее месте находилась остановка «Караваево» девятого маршрута трамвая.

Известно также, что в 1909 – 1910 гг. псаломщиком в церкви во имя Смоленской иконы Божией Матери являлся Александр Васильевич Сперанский, которому в то время было 28 лет. Известный и уважаемый в крае священнослужитель. Родился он в селе Пичкасы Чистопольского уезда, в семье священника. В 1899 г. окончил курс в Казанском духовном училище, после чего – 30 октября того же года – был определен псаломщиком к Казанско-Богородицкой церкви села Корноухово Свияжского уезда. В 1907 г. епископом Чебоксарским Михаилом (М.А.Богдановым) А.В.Сперанский был посвящен в стихарь, а 7 июля 1909 г. им же перемещен к Смоленской церкви в село Караваево. А.В.Сперанский был женат на Римме Алексеевне Сперанской и имел к тому времени двух детей: Елизавету (6 лет) и Зою (3 лет). В 1910 г. он был перемещен в село Воскресенское Казанского уезда, а на его место поставлен тамошний псаломщик.

 О существовании в Караваево когда-то Смоленской церкви давно уже ничего не напоминает. Не сохранилась и Казанско-Богородицкая церковь в селе Корноухове. Само село, основанное в XVIII веке, постепенно исчезает, в 1997 году в нем проживало всего 155 жителей.

Историческая справка. До 1920 года территория Кайбицкого района находилась в Свияжском и Тетюшском уездах, с 1920 по 1927 год только в Свияжском кантоне. 14 февраля 1927 года был даже образован Ульянковский район с центром в селе Ульянково, но в том же году центр района был перенесен в село Большие Кайбицы. С 1944 по 1956 годы существовал Подберезинский район, после упразднения был передан в состав Кайбицкого района. В свою очередь Кайбицкий район в 1963 году был передан в состав Буинского района, а 19 апреля 1991 году Кайбицкий район вновь был восстановлен, выделившись из Апастовского района. Апастовский район был образован в 1930 году, упразднен в 1963 году, когда его территория была передана в состав Буинского и Тетюшского районов. Восстановлен в 1964 году. По данным за 2010 год в селе Ульянково проживали 522 человека.



Предварительный просмотр:

              

МБОУ «Тетюшская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза Ханжина Павла Семёновича»

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Программа исторического кружка

«Родной край»

        

2013-2014 учебный год            

 Автор: Мышев Юрий Владимирович – учитель истории МБОУ «Тетюшская СОШ № 1 им.Ханжина П.С.»

Классы 6Б, 6В.

Количество часов:34

Количество занятий: 1 раз в неделю.

Учебно-методический комплект:

- Учебное пособие для учащихся Мышев Ю.В. Древний край Тетюшский. Тетюши, 2006

- Учебное пособие «История Тетюш и Тетюшского края».Тетюши, 2013.

- Сборник исторических статей «Есть на Волге городок». Казань, 2004

- Материалы и исследования по средневековой археологии Восточной Европы. Казань, 2009.

- Сборник тестов и поисково-познавательных задач. Тетюши, 2013

- Видеофильмы «Археологические раскопки на территории Тетюш». 2007-2013 гг.

                                       

                         

        Программа

    кружка «Родной край»                

                                 

Пояснительная записка.

                                                    «История в действительности  является                        

                                                       матерью знаний просвещения,

                                                 всеобщей школой рода                                    

                                                       человеческого».                                                                               (Ш. Марджани)

Цели и задачи.

Цель кружка: заинтересовать учащихся историей родного края, углубить их знания по истории, привить навыки самостоятельной исследовательской работы. Подготовить учащихся  к участию в археологических раскопках на территории края.

Задачи курса – показать связь истории родного края с историей Татарстана и России, её особенности, с целью понимания  учащимися значимости истории родного края, воспитывать уважительное отношение к традициям своим и чужим.

   Занятия  построены по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам истории родного края, особенностям развития нашего края, а также проследит динамику исторического развития и выделить основные этапы.

Задачи:.

  • сбор краеведческого материала по истории Тетюшского края через организацию поисково – исследовательской  работы учащихся;
  •  развитие творческих способностей учащихся, приобщение их к исследовательской и пропагандистской работе по краеведению;
  • способствовать социализации учащихся, формировать у них черты  конкурентоспособной личности;
  • способствовать формированию толерантности, поликультурности.
  •  сформировать у учащихся целостное представление об истории родного края;

    -  осветить основные события, показать их общие черты и различия;

    -  охарактеризовать наиболее яркие личности в истории края, их роль в истории;

    -  воспитывать толерантность у учащихся, уважительное отношение к разным конфессиям, культурам.

 - развивать гуманитарную культуру школьников, приобщать к ценностям национальной культуры, воспитывать уважение к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своего края, своей страны;

-   изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине, чувство сопричастности со всем происходящим в городе, крае, стране.

Предметные умения, навыки и способы деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года в соответствии с пребываниями к уровню подготовки учащихся выпускников начальной, основной и средней ступени общего образования.

•  работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;

•  определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;

•  изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;

•  анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;

•  давать оценку отдельным явлениям культуры;

•   составлять характеристику исторических деятелей;

•  участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение

Методы и приемы:

Работа с раздаточным материалом, проблемными задачами, историческими источниками, средствами массовой коммуникации;

 - беседа, самостоятельная работа, наблюдение;

 - работа с помощью схем, наглядных пособий;

 -  работа с исторической картой;

-написание исследовательских работ.

 В 2007-2013 гг. велись раскопки на территории Тетюш институтом истории АН РТ под руководством доктора исторических наук К.А.Руденко.  Работы проводились  в районе города Тетюши и на Богдашкинском городище, где находился летописный булгарский город Ошель. В них  участвовали учащиеся нашей школы.

С Тетюшами связана жизнь и деятельность выдающихся ученых археологов Гайнетдина Ахмерова  и Николая Филипповича Калинина. внесших большой вклад в изучение древней истории Тетюш и Тетюшского края. Считаем важным изучить тетюшский период деятельности ученых, их достижения в области археологии и вклад в изучение древней истории Тетюшского края.

 Необходимо познакомиться с работой археологов, принять участие в археологических раскопках на территории района и города.

 Планируем уделить внимание сбору устных исторических источников: сказаний, легенд, преданий, фольклора.

По итогам работы собранный материал будет обобщен.

  Данная программа рассчитана на учащихся средних классов. Программа тесно связана со школьными программами по истории России и истории Татарстана и предусматривает использование материалов на уроках истории и во внеклассной работе. Программа позволяет реализовать возможности для самостоятельной творческой работы, индивидуальных исследований учащихся, учитывающих возрастные особенности, их интересы и склонности. Предусмотрены практические занятия, изучение исторических источников, экскурсии.

Мониторинг, (оценивание результатов деятельности)

Знания учащихся контролируются посредством:

- написания исследовательских работ, защиты проектов;

-  участия в дискуссиях по истории родного края;

- сбора и оформления материалов по истории родного края.

               

Учебно – тематический план

                                   

                               

                   Тема

Количество часов:

Теории:    практики:   всего:

1. Вводное занятие.

2. «Мои Тетюши, волжский

городок старинный».

3. По следам седой древно-сти».

4. «Волжские ветры Булгар». Ранние поселения Булгар.

5. «Археология – наука непростая…»

а) История археологии.

б) Что необходимо знать археологу?

в) Старые Тетюши

г)  Булгарские города  в крае (Богдашкино, Б.Тарханы)

д) Великий Булгар: история города.

з) История   Казани и Казанского  Кремля.

6. Знаменитые люди нашего края.

7.  Итоговые занятия. Защита исследовательских работ и проектов.

 

  Всего                      

   1                               1

   2                1             3

   2               1              3

   3                1             4

                             

   3                                3

   1                1              2

    3               1              4

    3                               3

    2                               1

    3                               3

    5                                5

   2                                 2

                                     

       

                                    34        

     

Содержание изучаемого курса.

  1. Вводное занятие (1 час)

а) Организационный час. Программа и план объединения. Цель и задачи, направления работы. Форма занятия – беседа, анкетирование. Задача: организационная; выявление интересов участников.

б) Экскурсии в историю родного края, историю Татарстана, историю Казани. Форма занятия – обзорная беседа, ознакомление с материалом.

Задача: пробуждение интереса к истории края.

в) Экскурсия в краеведческий музей. Посещение школьного музея  Викторина: «Как мы знаем историю нашей школы?»

Литература и пособия: карта Татарстана, фотографии, журналы: «Татарстан», «Казань», «Эхо веков», материалы по истории Тетюш.

  1. «Мои Тетюши, волжский городок старинный…» (3 часа)

а) «Нанизаны мы на единую нить…». Кто были предками татар, русских, чуваш, мордвы? Форма: исследование исторических источников, анализ статистических материалов по национальному составу района и города в XIX – XX вв. Задача: формирование толерантности, уважение к культуре разных народов, проживающих в крае.

б) Работа над составлением карты расселения народов в нашем районе. Форма: практическая, исследовательская. Работа со справочниками.

в) Народные праздники, обычаи, фольклор народов проживающих в нашем районе. Форма: конкурс. .

г) Экскурсия на берег Волги. Викторина «Что мы знаем о Тетюшах?»

д) Защита творческих работ, сочинений, рассказов, стихов, рисунков, на тему «Мой любимый край». Индивидуальные задания: сочинения о любимых уголках края; выяснить этимологию известных сел.

е) Требования к написанию исследовательских работ по истории края.

ж) Археология Татарстана и Тетюшского края. Литература и пособия: предметы быта и украшения разных народов, справочники, статистические материалы. («Археологические памятники Татарской АССР», Казань, 1987).

  1. «По следам седой древности » (3 часа)

а) «Зилант, рыцарские копья и щиты». Форма: турнир смекалистых. Задания: нарисовать и защитить свой вариант герба города, объяснить смысл символов герба Тетюш, историю его создания.

б) «В лабиринте преданий». «Собираем местные легенды».

в) Экскурсия-исследование: где были первоначально Тетюши? (изучение старого района города, реки Волги). Составление картосхемы.

г) Дискуссия. Когда возникли Тетюши? Что означает название нашего города. Индивидуальное задание: выяснить в каких книгах и в связи с какими событиями упоминаются Тетюши?

д) Беседа: каково происхождение города Тетюши?

е) «От неандертальцев до абашевцев». Древние племена на территории края.  Знакомство с работой археологов.

Индивидуальное задание: написать рассказ о жизни первобытного племени на берегу реки Волги, сделать сюжетный рисунок.

ж) Ананьинцы в нашем крае. Что мы знаем об этих племенах?

з) В поселках именьковцев. Экскурсия на гору «Вшиха».

Литература: «Археологические памятники Татарской АССР», Казань 1987г. Ахмаров Г. Отчет о поездке в Тетюшский уезд 1909г. Казань 1910г.

  1. «Волжские ветры булгар» (4 часа)

а) На рубежах Волжской Булгарии. Изучение археологических находок из Большетарханского могильника. Практическое занятие: выяснение хозяйственной, бытовой жизни булгар.

б) Где на территории Тетюшского края жили булгарские племена?

в) Творческие, индивидуальные работы: описать места расселения булгар на территории района (сочинения, рисунки, ).

г) Тайны булгарских надгробий. О чем могут рассказать надписи на надгробных памятниках? Форма: групповая работа. Написание творческой работы: «Может ли говорить камень?»

д) Беседа «Ранние булгары на территории нашего района»

е) Исследование на тему: «Где находился легендарный город Ошель? »

ж) Неразгаданные загадки в истории края. Аукцион исторических тайн: Какую тайну ты хотел бы разгадать?

з) Подготовка и проведение экскурсии для школьников.

и) Требования к написанию исторических сочинений.

Литература: «Археологическая карта Предволжья», Казань, 1985. Д.Г. Мухаметшин, Ф.С. Хакимзянов. Этнографические памятники города Булгар. Казань, 1987г., Р.Х. Фахрутдинов. Мелодия камней, Казань 1986 г.

  1. «Археология – наука непростая…» (16 часов)

а) История археологии. Знаменитые археологи: Шлимман, Картер, Лики, Шампольон, Гротефенд. Известные археологи республики: Смирнов А.П., Халиков А.Х., Хузин Ф.Ш., Старостин П.Н., Калинин Н.Ф., Фахрутдинов Р.Х.

Трудности и романтика профессии археологов. Новые достижения археологов республики.

Возможности науки. Способы датировки находок. .

б) Что необходимо знать археологу.

Знания, умения, навыки, необходимые археологу. Понятия, термины, обозначения, принятые в литературе по археологическим исследованиям. Знаменитые археологические экспедиции.

Посещение мест, где проводились раскопки.

Старые Тетюши. Изучение и описание.

г) Историческое расследование: где находился летописный Ошель?

е)Археологические раскопки в Болгарах.

     з) Археологические раскопки в Казанском Кремле.    

     и) Методика написания исторических сочинений, рассказов.

Литература: «По следам древних экспедиций». М. 1983.

С.С Айдаров, А.Х. Халиков, Н.З. Юсупов. Память поколений, Казань, 1980.

Р.Х. Фахрутдинов «Мелодия камней». Казань. 1986 г. Археологические памятники Татарстана, Казань, 1987 г.

6. Знаменитые люди нашего края.(5)

Г.Ахмеров. Н.Ф.Калинин. А.Х.Халиков. П.Н.Старостин. Адам Олеарий. С.Т.Разин.

А.Н.Воробьёв. С.Дёмина. С.С.Яруллин.

7.Итоговые занятия. (2 часа) Защита исследовательских работ, проектов.

ЛИТЕРАТУРА

         1. Айдаров С.С., Халиков А.Х., Юсупов Н.З. Память поколений. Казань 1986г.

         2. Археологические памятники Татарской АССР (Казаков Е.П., Старостин П.Н., Халиков А.Х.) Казань 1987г.

      3. Археологическая карта ТАССР. Предволжье (А.Х. Халиков, Р.С. Гибяшев, С.В. Кузьминых) Казань. 1985г.

 4.Археология. Методическое пособие.-Казань, 2002

 5. Ахмаров Г. Отчет о поездке с археологической целью летом 1909г. в Свияжский и Тетюшский уезды Казанской губернии. Казань 1910г.

        6.  Генинг В.Ф., Халиков А.Х. Ранние болгары на Волге. «Наука», М., 1964.            

        7. «Есть на Волге городок».(Тетюши). Казань, 2004.      

         8. Ефимова С.Г. Палеоантрополгия Поволжья и Приуралья. – М., 1991        

7. «Записки Тетюшского музея» Казань 1928

        9.  Заусайлов В.И. Древние каменные орудия, собранные в пределах Казанской губернии. Казань, 1884.

        10. Калинин Н.Ф. От Сюкеево к Камскому Устью (археологические разведки) Казань. 1926.

11. Мышев Ю.В. В гости к неандертальцам // Республика Татарстан.-2002.-18 июля.

12. Мышев Ю.В. Под град Ошель на Волге… // Республика Татарстан.-2003.- 6 ноября.

13.Мышев Ю.В. Тетюшская Троя // Республика Татарстан. – 2009. – 9 октября

14. Мышев Ю.В.Нью-Тетюши. // Знамя. – 2009.-№3

15. Мышев Ю.В. Тау-Теш. //Идель. – 2009.-№9

          16. Старостин П.Н. Памятники именьковской культуры. «Наука», М., 1967.          

          17. Фахрутдинов Р.Х. Очерки по истории Волжской Булгарии, «Наука» М. 1984

         18. Мухаметшин Д.Г., Хакимзянов Ф.С.. Эпиграфические памятники города Булгар. Казань 1987г.

         19  Мухамадиев А.Г. Древние монеты Поволжья. Казань 1990г.

         20. Путешествие Ибн – Фадлана на реку Итель. (Пересказ Султана Шамси)М. 1992

         21 Смирнов А.П. Работы Поволжской экспедиции М. 1962.

          22 Тетюшам- 220 лет (рекомендательный список литературы) Тетюши. 2001 г.

          23. Фахрутдинов Р.Х. Мелодии камней. Казань 1986г.

         24.Халиков А.Х. Археологические исследования края за 50 лет. Казань. 1969.

        25. Халиков А.Х., Мухамедова Р.Г., Старостин П.Н. Из археологии Волгокамья. Казань, 1976.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Народный характер Отечественной войны 1812 года в произведениях русской литературы 1812 года

В презентации представлен демонстрационный материал, расскрывающий особенности произведений поэтов и писателей современников участников событий Отечественной войны 1812 года...

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...

Урок, посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 г. "Пять женщин в войне 1812 года"

Открытый урок по теме "Пять женщин в войне 1812 года". В данной работе описывается проведение урока с использованием интерактивных средств по вышеуказанной теме....

Урок литературы в 10 классе "Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение" (по роману-эпопее Л.Толстого "Война и мир").

Методическая разработка к уроку литературы с использованием современных технологий....

урок по 1812 году К 200-летию Отечественной войны 1812 года!

Урок - внеклассное мероприятие «Страницы мужества и славы», на основе краеведческого материала «Клин в дни Отечественной войны 1812 года»....