Патриотическое воспитание: школьный план мероприятий к 70 летию Победы
занимательные факты по истории (6 класс) на тему


Предварительный просмотр:

МОУ  Измайловская СОШ

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ,

к  празднованию Победы в Великой Отечественной войне

 май 2014 -  май 2015 г.г.

Мероприятие

Класс

сроки

Форма проведения

Ответственные

ПЛАН   МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ,

к  69- летию  Победы в Великой Отечественной войны

на 2013 - 2014 учебный год (май – сентябрь 2014г.)

1

«Поклонимся великим тем годам…», митинг посвященный погибшим земляком в борьбе с фашизмом в годы ВО войны

1-11

09.05

митинг

Жунусова У.С. ЗДВР

Посадский В.И. учитель ОБЖ

Классные руководители 1-11

актив школы

2

Акция «Память» возложение венков на могилы умерших ветеранов Великой Отечественной войны

1-11

01.050 – 09.05

традиционная

акция

Жунусова У.С.  учитель истории

Классные руководители 1-11

актив школы

3

«Победа деда -  моя победа»

5-11

май

викторина

Жунусова У.С. учитель истории

Волкова А.С. учитель истории

4

Акция «Боевое братство»

5-11

апрель - май

сбор информации о ветеранах –афганцах, воинах чеченской войны

Жунусова У.С. учитель истории

Классные руководители 5-11,

Члены актива  класса «Возрождение»

5

«Чтобы помнили!»,  экскурсии посвященные землякам  участникам Великой Отечественной войны

1-11

май

экскурсии

Жунусова У.С. учитель истории

Кружок «Возрождение»

6

Стена ПАМЯТИ, погибшим в годы ВОВ

1-11

апрель-май

акция

Жунусова У.С. учитель истории

Волкова А.С. учитель истории

актив школы

7

Субботник в парке Победы, уход за памятником.

1-11

05.05,06.05

субботник

Жунусова У.С. ЗДВР

Классные руководители 1-11

актив школы

8

«Чтобы помнили»

1-11

05.05

уроки мужества

Жунусова У.С. ЗДВР

Классные руководители 1-11

9

«Пусть всегда будет – МИР»

03.06

детская площадка

праздник

Сергеева Т.П. – воспитатель

Жунусова У.С.- воспитатель

Тарасова Л. И. - библиотекарь

10

Акция «Память» - возложение цветов

погибшим  землякам в годы ВОВ.

10.06, 11.06

детская площадка

10.06 – субботник

11.06 –

традиционная акция

Сергеева Т.П. – воспитатель

Крюкова Н.Д. – воспитатель

Ильясова Т.П. - воспитатель

11

«Этих  дней не смолкнет СЛАВА!»

16.06

детская площадка

спортивно-интеллектуальная игра

Сергеева Т.П. – воспитатель

Жунусова У.С.- воспитатель

Зотова Т.В. – воспитатель

Ильясова Т.П. - воспитатель

  1. Совершенствование процесса патриотического воспитания. Работа по патриотическому воспитанию в ходе подготовки к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

1

 Принять участие в районных мероприятиях, посвященных Дням воинской славы, победным дням и памятным датам России (по отдельному плану)

1-11классы

в течение года

фестивали

акции

концерты

конкурсы и т.д.

Жунусова У.С. ЗДВР

классные руководители 1-11 классы

2

«Чтобы помнили…» - памяти погибших в годы Великой Отечественной войны

5 -11 классы в течение года

оформление стена Памяти

Жунусова У.С. ЗДВР

Кутузова В.С. учитель ИЗО

актив школы

3

Акция «Боевое братство»

5-11классы

в течение года

сбор инф-ции об участниках боевых действий

Жунусова У.С. учитель истории Посадских В.И. учитель истории

классные руководители 5-11,

Члены актива класса «Возрождение»

4

Создания архива фотоматериалов, презентаций о ветеранах земляках Великой Отечественной войны к 70-й годовщине      

8 -11 классы

в течение года

создание архива

Жунусова У.С. учитель  истории

Посадских В.И. учитель истории классные руководители 5-11,

Члены актива класса «Возрождение»

5

«Победа деда -  моя победа»

1-11 классы

март - май

уроки мужества

Жунусова У.С. ЗДВР

классные руководители 1-11 классы

6

Организация традиционных встреч:

- с вдовами  и детьми ветеранов войны;

- тружениками тыла

- с воинами-интернационалистами,

 - участниками чеченской войны;

- с призывниками;

1-11классы

в течение года

встреча

Жунусова У.С. ЗДВР

классные руководители 1-11

актив школы

7

Акция «Дом без одиночества»

5-11 классы

в течение года

акция

Жунусова У.С. ЗДВР

классные руководители 5-11

классы

актив школы

8

«Марафон памяти» - встреча с детьми участников ВОВ

1-11 классы

февраль

патриотический вечер

Классные руководители 1 -11 классы

Актив класса

9

«Солдаты Отечества» с участием ВИА «Саданг»

8-11 классы

Музыкальный марафон + встречи

Жунусова У.С. ЗДВР

Классные руководители 8 -11 классы

10

«Письмо солдата о мире и любви»

5 – 11 классы

март

акция

Жунусова У.С. классный руководитель, родительский комитет 8 класса, 8 класс

11

Субботник в парке Победы, уход за памятником.

1-11классы

05.05,06.05

субботник

Жунусова У.С. ЗДВР

классные руководители 1-11

актив школы

12

Обращение к участнику ВОВ: «Поздравительная открытка ветерану Великой Отечественной войны»

1-11 классы

апрель

конкурс

Жунусова У.С. ЗДВР

классные руководители 1-11 актив школы

13

«Рисуют мальчики и  девочки Победу».

1-5 классы

05.05

конкурс рисунков

Кутузова В.С. учитель ИЗО

Караваева О.А. библиотекарь

14

«Память»

- возложение венков на могилы умерших ветеранов Великой Отечественной войны;

-  выполнения работ по благоустройству могил ветеранов

1-11классы

01.05 – 09.05

традиционная

акция

Жунусова У.С.  учитель истории

классные руководители 1-11

актив школы

15

«Солдат ПОБЕДЫ», посвященный погибшим земляком в борьбе с фашизмом в годы ВО войны

1-11классы

09.05

митинг

Жунусова У.С. ЗДВР

Посадский В.И. учитель ОБЖ

классные руководители 1-11

актив школы

  II.  Историко-патриотические мероприятия

16

«Дни воинской славы»

1-11 классы

 течение года

классные часы по плану классных руководителей

классные руководители

1-11 классов

17

Смотр строя и военной песни «Прославляем героев Отчизны»

5 - 11 классы

май

конкурс строя и песни

Жунусова У.С. ЗДВР

классные руководители 5-11

актив школы

18

 «Великие полководцы великой войны», «Простой солдат уже герой!»

8 -11 классы

март

тематический лекторий

Совет старшеклассников

Жунусова У.С. учитель  истории

19

««Дни далекой той войны в сердцах людей навечно будут!»»,  экскурсии посвященные землякам  участникам Великой Отечественной войны

1-11классы

май

экскурсии

Жунусова У.С. учитель истории

Члены актива класса «Возрождение»

20

«Ратные страницы истории».

5-11классы

май

викторина

Жунусова У.С. учитель истории

Посадских В.И. учитель истории

21

Военно-патриотический конкурс чтецов «Люблю Отчизну я».

1-11 классы

март

конкурс

Ильясова Т.П. руководитель МО «Лингвист»

22

Исследовательский проект: героическое  прошлое России

 «Память жива»

8-11 классы

конкурс

Жунусова У.С. учитель истории

23

Конкурс лучшего урока и классного часа, внеурочного мероприятия среди учителей предметников и классных руководителей, посвящённый победе над фашистской Германией

в течение года

открытое мероприятие

Сергеев Н.П. директор школы

Жунусова У.С. ЗДВР

Бутакова М.Я. завуч

24

Предметные недели по истории, ОБЖ, литературе к 70-летию  Победы

5-11 классы в течение года

предметные недели по отдельному плану

Ильясова Т.П. руководитель МО «Лингвист»

Жунусова У.С. учитель истории

Посадских В.И. учитель истории, ОБЖ

25

 « Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен»       посвященный  памятной дате России - Дню неизвестного солдата.

1 -11 классы

3 декабря

- урок мужества

- возложение цветов к обелиску

Жунусова У.С. ЗДВР

классные руководители 1-11

актив школы

26

«Мы - помним, мы - гордимся!»

5- 11 классы

Актив школы

выпуск школьной газеты

Жунусова У.С. ЗДВР

классные руководители 1-11

актив школы

  1.   Спартакиады, спортивные игры и соревнования

27

День Здоровья, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

12.09.

09.00 -14.00

5 - 11 классы

спортивно-интеллектуальная игра

Жунусова У.С. ЗДВР

Жунусов Т.Р. учитель физкультуры

Посадский В.И. учитель ОБЖ

классные руководители 5-11

актив школы

28

День Здоровья, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

12.09.

12.30-13.10

1 -4 классы

спортивно-интеллектуальная игра

Сергеева Т.П. руководитель МО НК

классные руководители 1-4

29

Проведение традиционной военно-патриотической и оборонно-массовой работы:

 -военно-спортивные состязания «Тяжело в учении - легко в бою»;

- конкурс боевых листков;

- конкурс патриотической, солдатской инсценированной песни;

- соревнования «Веселые старты», «А, ну-ка, парни!»;

- торжественная линейка, посвященная выводу ограниченного контингента советских войск из Афганистана.

- военно-спортивная игра «Зарница»

- военно-спортивная игра «Зарничка»

1-11 классы

февраль -апрель

5-11 кл.

1-4 классы

месячник

Жунусова У.С. ЗДВР

Жунусов Т.Р. учитель физкультуры

Посадский В.И. учитель ОБЖ

МО начальных классов

классные руководители 1 -11

актив школы

Посадских В.И. учитель ОБЖ

Сергеева Т.П. руководитель

Заместитель директора по воспитательной работе:                       У.С. Жунусова        



Предварительный просмотр:

Региональный компонент на уроках истории в 6 – 7 классах

класс

тема урока

№ урока

количество

часов

сроки

6

Родной край в древности до ХIII века.

13

1

6

Урал в ХII – ХIV в.в. Народы Южного Урала.

22

1

6

Урал в ХV – ХVI в.в. Присоединение Башкирии к России.

64

1

7

Урал в ХVII веке. Освоение Южного Урала.

13

1

7

Экономическое развитие Урала (ХVIII). Становление горнозаводской промышленности Южного Урала.

21

1

7

Социальная политика. Крестьянская война под предводительством  Емельяна Пугачёва. Участие Урала в восстании.

30

фрагмент

7

Быт и обычаи народов Южного Урала. Памятники культуры.

40

1

Региональный компонент на уроках истории в 8 - 9 классах

класс

тема урока

№ урока

количество

часов

сроки

8

Участие южноуральцев в Отечественной войне 1812 года.

7

1

8

Социально-экономическое развитие Южного Урала в первой половине XIX века.

15

1

8

Культура,  быт и обычаи народов Южного Урала  в первой половине XIX века.

25

1

8

Социально-экономическое развитие  Урала в пореформенной России.

30

1

8

Урал во второй половине XIX века: социальный и национальный состав.

43

фрагмент

9

Южный Урал в 1917 - 1927

11

1

9

Южный Урал в годы войны.

21

1

9

Южный Урал в 1953 – в середине 60-х г.г.

27

фрагмент

9

Южный Урал в 1991 – 2010г.г.

41

фрагмент



Предварительный просмотр:

Автор:  учитель истории Жунусова Уркия Сембаевна

Измайловский посёлок

Помнят ли современные жители  Измайловского своих предков?

«Память – драгоценное сокровище человека, без неё  не может быть ни совести, ни чести, ни  работы ума… Память к прошлому надёжный ключ к настоящему».  Хорошей традицией сегодня становиться воссоздание истории малых посёлков и городов, без которой не может быть полной историческая картина развития региона и страны в целом.

        В изучении истории России особенно весомо выглядит  роль казачества, именно казаки  оказались победителями в состязательном и  достаточно мирном освоении обширных территорий Евразии, уральские казаки в их числе. Модели взаимодействия казачества с верховной властью и соседними народами, его военная организация, форма самоуправления и культуры до сих пор представляет большой научный интерес.

        Однако в массовом сознании  казак ассоциируется с балаганно-кабацкой лихостью, безудержным насилием и иной небывальщиной. Маховик идеологической машины, запущенный ещё большевиками, не остановлен и по сей день. Так или иначе, казачество, некогда преданное  одним политическим режимом, а затем обобранное и почти обобранное другим, сегодня остаётся сословием, оболганным и забытым, вроде  динозавров  в мире животных.

        Маленький эпизод из моего детства мне кажется подтверждением того, что казак в советское время был забыт, многие казаки и сами старались не говорить о своём происхождении, о принадлежности к казачьему сословию. Играя в «прядки»,  с подружкой спрятались на старом шифоньере, нас долго не могли найти. И я обнаружила старые фотографии и стала их рассматривать. Спрашиваю подружку «А это. Что за белогвардеец?». Подружка испугалась и попросила под честное слово, об увиденном,  не рассказывать никому, потому что мама была коммунисткой. На фотографии был запечатлён молодой человек с залихватским чубом, форменной фуражке чуть сдвинутой на бок. Подруга только добавила, что это её прадед казак. Об одном сожалею, как поздно я стала заниматься краеведением. Никого не осталось в живых, кто бы мог поведать об этом  казачьем роде моей подружки детства.

Научные монографии, статьи, очерки историков- краеведов, наши скромные наработки – это посильный вклад в дело расчистки исторических завалов, популяризации казачьей службы, культуры и быта.

Мне бы хотелось в своей работе, где я использовала маленькие  крохи - сведения, почерпнутые из масштабных трудов краеведов - историков  и воспоминаний потомков уральских казаков поведать о некоторых эпизодах  жизни измайловских казаков. История  Оренбургского казачьего войска  - это история небольших станиц, редутов, постов, рядовых казаков, это история максимально приближенная к каждому уральцу.

История родного края богата как событиями, так и интересными  людьми. Стоит в степи село, под солнцем греет крыши. Над крышами его просвистели оренбургские ветра прошлого столетия, прогремели громы и морозы столетия двадцатого. Названо село символически и героически: «ИЗМАЙЛОВСКОЕ» или всё-таки «ИЗМАИЛЬСКОЕ»

По - крайнем,  мере существует две версии  в названии этого посёления:

1 версия:  Долгое время среди старожилов  посёлка бытовало объяснение происхождения  его наименования. Возможно, оно образовано от имени толи башкирина, толи казаха Измаила.

Из воспоминаний бабушки Кати Плотниковой , отпрыска некогда могучего казачьего рода, обживавшего станицу Измайловскую… «Раньше земли эти были нацменовские. А это земля  (Измайловская), сказывают, тут был один начмен Измаил, его посёлок и  назвали Измайловка. Вот так она и стала Измайловка из поколения в поколение».

Село Измайловское ведёт свою родословную с 1842  года.  Построен новолинейный пост в степи,  №19.

2 версия: Именно в этом году при оренбургском генерал-губернаторе  В.А. Обручеве возникали новые казачьи линии, углубившие территории России в южные степи. Посты и крепости были хоть небольшие, но расположены довольно часто и определенную сохранность государственной границы давали. Обрели имя казачьи станицы только в 1843 год. В «Правилах о переселении на земли ОКВ казаков» расписывается, в какие населенные пункты и сколько человек предполагается заселить и какие имена присвоить станицам.

         В сороковых годах при оренбургском генерал-губернаторе В. А. Обручеве вышло «положение», которое предписывало новым линейным станицам, казачьим поселениям присваивать названия" в память о событиях из военной истории страны, военных сражениях. Так появилась на карте Южного Урала  по соседству со станицей Кизильской станица Измайловская. В память о Суворовском штурме и взятии  крепости Измаил в русско-турецкой войне конца ХVIII века. (1787 – 1791г.г.)

Родина, Родина. Приютная и неприютная, северная и восточная, лесная и лесостепная. Родина обживается сначала крестьянином, потом накопивши сил и уверенности, люди, может быть, и поставят города, но сначала встаёт село, поселение. «Раньше земли были не наши – вспоминает Екатерина Андреевна – земля была нацменовская. А когда была война, та ешшо (18 век) наши русские отбили эту землю.  Стали эти земли русские заселять. Подъёмные давали. Моя бабка сюда была привезена с трёх лет (приблизительно в 60-х  годах ХIХ века). Тут жили, сами сеяли, пахали. Родители наши тут жили и предки жили. На Урал ехали отовсюду, в Симбирке жили татары, в Михайловке – хохлы». При этом переселенцам предоставлялись семена для засевания полей хлебом и овощами, лес для строительства изб.

Например в 1843 году посёлок был заселён калмыками (89 человека),  белопахотными солдатами и малолетками (211 человек). 28 февраля вышли «Правила о переселении на земли Оренбургскаго казачьяго войска казаков упраздненного Ставропольскаго калмыцкаго войска, белопахотных солдат и солдатских малолетков», подписанные военным министром князем Чернышевым. Сам документ этот, кстати, очень интересен. В них подробнейшим образом описывается, как должно происходить переселение семей с юга страны на Урал, ведь границу должен был кто-то охранять, а

земли эти были практически необжитыми. Под станицы выделялись самые удобные для ведения сельского хозяйства земли, а самим переселенцам в длинной дороге местные власти обязаны были оказывать «всякое законное пособие, доброхотство и покровительство».

«Калмыки на нашей измайловской земле жили долго, но вожак  увёл их  до коллективизации.  Дома они строили деревянные, в 2 ряда, на «задах», вера была православная («так же венчались, также говелись, в церкву ходили») общались с русскими, но на русских не женились и носили свою  национальную одёжу» вспоминает баба Катя.

1917 год. Неспокойный год. Казаки разделились на тех, кто за коммунистов, кто против, и тех, кто никуда не хотел встревать и воевать друг с другом. В любом посёлке многие его жители состояли в том или ином родстве, родственные связи соединяли и жителей разный посёлков.

1918 год. Гражданская война поделила казаков на два враждебных лагеря. Два этих лагеря сцепились в яростной схватке. Уйти и  скрыться от происходящего, было некуда.  Сегодня казака забрали в отряд Дутова, а через неделю он в Красной армии. Все смешалось и красные и белые.

Из воспоминаний бабы Кати Плотниковой о своём отце, как он стал красным казаком.  «В начале-то вот с Лениным воевали. Гражданская война была. Отец перешел в Красную армию. У нас много (измайловских казаков) перешли в Красную армию». Мама  Екатерины Андреевны рассказывала ей, как отец попал к красным. «Белые отступали, а наших взяли в плен. Построили их и говорят, мол, кто желает в Красную армию, отъезжайте вправо.   Переходили  к красным, потому что не было выхода: или красная армия или тюрьма». Андрей Константинович (отец бабы Кати) вспоминал, в красной армии было лучше: помыли всех в бане, дали новую, хорошую форму, одели и обули.

7 лет не было дома мужа Сергея Петровича Афанасьева. Так и жила Степанида Ефимовна, не зная, жив ли муж или сложил где-то голову свою. Не хотел Сергей Петрович служить красным и с земляками решили пробиться к анненским лесам, где стоял казачий полк. Это был 1921 год. А брат его Иван Петрович ушел к красным – добровольцем и стал командиром на броневике.

Сергей Петрович 7 лет жил после окончания Гражданской войны в Китае.в г. Харбине. Родина, дом манили его. Но Сергей Петрович боялся вернуться в Ново - Кондуровкое, потому что те кто уцелели в этой «мясорубке» , жили на

родине вечными изгоями и под подозрением властей. Семья Афанасьевых вступила в колхоз, работал кузнецом, плотником, бригадиром в полеводстве.

Его бригада не раз завоёвывала переходящее Красное знамя…

1937 - 1938 годы. Заговорили о «врагах народа», шпионах и вредителях. В эти годы по всем сельским  районам казаки стали пополнять расстрельные списки и списки тех, кому пулю заменили отправкой в лагерь без права переписки. 5 марта 1938 году так и сгинул после ареста Афанасьев С.П., в 1937 году осужден на 10 лет в исправительно-трудовом лагере Федотов Андрей Афанасьевич, арестован и расстрелян Нищев Григорий Сергеевич. Ширшовы,  Ащеуловы,  Вотченниковы и многие  другие.

Из воспоминаний Степаниды Ефимовны Афанасьевой. Возвращались  с войны казаки,  тянулись к дому и семье, к земле и хозяйству. Вернулся в поселок Ново-Воздвиженский к тётке  и  молодой казак Афанасьев Сергей Петрович, родом из посёлка Ново-Кондуровского  Кизильской станицы. Семья была большая и в 9 лет его забрала тетка к себе в посёлок, где в работниках и рос. Взял в жены Степаниду Ефимовну. Съездили  к родителям в Кондуровку, а там «испрасив» благословения, обвенчались в церкви посёлка Измайловского. Молодые остались жить в Кондуровке. Через год  родилась дочь, которую возили крестить  с кумовьями  в Измайловскую  церковь.  Из воспоминаний  Степаниды Ефимовны в 1917 -1918 гг. в Измайловке ещё действовала церковь.

          Клавдия Андреевна Выдрина ( в девичестве Федотова, коренная казачка) рассказывает, что церковь в Измайловке была большая, до раскулачивания действовала, а  к 1929 году её закрыли, а может раньше». Николай Михайлович Рыбаков говорит, что его дед увлёкся политикой, стал революционером, в годы Гражданской войны вступил в большевистскую партию. В 1919 году возглавил  партийную ячейку в Измайловке.  Вдохновил молодёжь на разорение прежней гордости села: великолепной церкви. Плотникова Екатерина Андреевна : «…попа забрали прямо со службы… иконы жгли прямо у церкви, всё ломали, крушили. Когда дело дошло до деревянных икон и (кто-то) говорит: «Не надо не жгите, там же лес, щас такого леса не найдёшь, там краской крашено, он как дуб. И вот взяли и потом делали в ясли коечки для деток». Этот факт подтверждает и Клавдия Андреевна Выдрина –  «долго коечки служили, вот уже моя девчонка родилась, так я её ещё в качке качала их этих икон». Потом церковь превратили в  клуб, потом засыпали зерно. Церковь была деревянная.  Её

потом разобрали и перевезли  тёс,  доски, брёвна на Уральское отделение для строительства домов».

          Приходит время, и всякий человек начинает интересоваться прошлым малой родины.  Один – в раннем возрасте,  другой - в преклонном.  Стойкий интерес к истории – верный признак зрелой личности.  Умение учитывать уроки истории – признак зрелой нации.

Литература:

  1. Ю.Я.Козлов. В верховьях Урала. Челябинск 2008г.
  2. А.В.Апрелков, Л.А.Попов.  Судьбы казацкие. Челябинск 2002
  3. М.П. Решин.  Летопись земли Кизильской. Магнитогорск «Твой шанс» 2010 г.
  4. А.В.Виноградов, А Плейжер. Голоса измайловцев. С-П: 2004 г.
  5. Р.Дышаленкова, П.Рыбакова. Время Александра Заплатина. Магнитогорск 1996г.  

Год российской истории

                          Год российской истории

В районном доме творчества состоялась III районная краеведческая конференция посвященная году российской истории*, а так же приуроченная к предстоящему 270 летнему юбилею крепости Кизильской и Сыртинского и Грязнушинского редутов.

С докладами выступили:

-Клирик Кизильского женского монастыря Андрей Гупало: «Жизнь православных христиан 30-х годов 20 века»;

-краевед Федорова Валентина Васильевна: «Дорогие мои земляки»;

-учитель истории Измайловской школы Жунусова Уркия Сембаевна: «Измайловский поселок»;

-краевед Решин Михаил Петрович: «След войны 1812 г. в селе Кизильское»;

-зачитан доклад исследователя-историка Смагина Максима Дмитриевича: «К истории церквей»;

-краевед Епанешников Михаил Георгиевич: «Казачество – истоки мужества  и  героизма»;

-библиотекарь Богдановской школы Попова Любовь Леонидовна: «Ластиком времени стертое с карты»;

-библиотекарь Обручевской школы Романова Татьяна Ивановна: «История страны в судьбах моих земляков»;

- Третьяк Герман Юрьевич: «Последний атаман. Проблемы сохранения историко-культурного наследия Кизила»;

-учитель истории Кизильской школы №2 Темирова Ирина Николаевна: «Казачий род Плотниковых»;

-учитель истории Богдановской школы Жумабаева Жанагуль Каримовна: «Грязнушенский редут»;

-сотрудник историко-краеведческого музея Пшеничко Татьяна Михайловна: «Обычаи, традиции и обряды казаков»;

 

Все доклады проносили слушателя через века в глубину нашей истории. Вникая в каждое слово, доклады заставляли задуматься о важных исторических моментах Кизильского края, о тех трудностях с которыми сталкивались наши предки, заселяя пустые земли, находясь в постоянной угрозе столкновения с врагом, о традициях от которых сегодня остались лишь отголоски, о христианской вере и церквях разрушенных с годами… 

Начальник отдела культуры Александр Владимирович Коптеев и директор Кизильского историко-краеведческого музея Марина Николаевна Бухтоярова поблагодарили участников конференции за подготовленные доклады, которые войдут в сборник работIII районной краеведческой конференции, после чего вручили участникам конференции дипломы и памятные  подарки.



Предварительный просмотр:

Составила учитель истории: Жунусова Уркия Сембаевна

Экскурсия на тему: «ЖИЛИ,  УМЕРЕННОСТЬ СОБЛЮДАЯ».

Цели:

  • совершенствование работы клуба,  направленная на совместную деятельность по возрождению традиций, быта, обычаев и культуры казахского народа на Южном Урале;
  • формировать воссоздающее воображение, развивать творческие способности, вовлечение детей и подростков в активную общественно-полезную деятельность по месту жительства на основе развития их инициативы и самостоятельности;
  • воспитание любви и уважения к истории родного края;
  • привлечение к организации и проведению экскурсии родителей и жителей посёлка «Измайловский».

Оформление:

  • оформить казахскую юрту и её убранства;
  • музыкальные инструменты;
  • народные костюмы;
  • утварь(посуда, самовар, казан и т.д.);
  • сундуки, одеяла, корпе, перины, подушки, ковры;
  • украшения.

Подготовка к экскурсии:

Форма – коллективно-творческое дело:

  • кружок «Поиск» - сбор экспонатов для оформления казахской юрты;

                                    - оформление убранства юрты;

                                    - подготовка экскурсии и экскурсоводов;

  • кружок «Рукодельница»

                                    - подготовить свадебный головной убор «Саукеле»;

                                    - реставрация национальных костюмов;

                                    - подготовка эскизов основных мотивов  казахского         орнамента;

  • кружок «Музыкальная страна»

                                    - песни казахского народа;

                                    - подготовка фонограммы;

  • кружок «Уральский умелец»

                                    - помощь в оформлении экспозиций;

                                    - изготовления деревянных ложек, чашек;

  • кружок «Подвижные игры»

                                    - разучивание игр казахских детей и молодежи;

                                    -  методическая разработка: «Сюита народных игр».

Ход экскурсии:

Убранство юрты:

- Войдя в юрту, человек попадал обычно в неповторимый мир орнамента. Пол застилался паласами, коврами, ватными одеялами («корпе») – рассчитанными на подстилку для сидения на полу, на которые разбросаны узорные подушки («жержастык»).

Достаток семьи демонстрируют сундуки, поверх которых складывали одеяла, подушки. На стены вешали разноцветные ковры.

«Калыклем» - настенный ковер, главный предмет в приданном невесты, ковер – как подарок – особый знак высшей почести, ковёр – как приз на конных состязаниях.

На ковре вы видите «догалык», четки, на столике Коран - священная книга мусульман, «тумар» - оберег с молитвой, «кумалак» - кумалакши гадал на них.    

На другом ковре добра – двухструнный щипковый музыкальный инструмент, постоянный спутник казахов.

Ковроткачеством занимались женщины, секреты ткачества они передавали из поколения в поколение. На ковре присутствует несложная кайма с разделительными полосами, обрамляющими центральное поле ковра, где обычно расположены геометрические или растительные рисунки – три, четыре крупные розетки ( в виде купола, звёзд) со сложным сочетанием завитков.

Национальная одежда:

-Богатое художественное наследие казахов, их орнаментальное искусство, высокое техническое мастерство народных умельцев, неповторимый колорит народных художественных промыслов, народные костюмы – это предмет особой национальной гордости.

- Мы решили показать отдельные элементы казахской одежды, пока не произошла окончательная смена поколений, пока не перевелись последние очевидцы ибо основные материалы  народного костюма (ткань, меха, кожа) не долговечны, необходимо торопится с изучением национальной одежды.

- Казахский народный костюм сохранился до наших дней, особенно на селе у пожилой части населения. Кое - где ещё носят в комплекте современного костюма «чапан» - распашной халат, «такию» – круглую тюбетейку, «калпак» – войлочную шапку.

- Как это не печально, но период доступный изучению казахского народного костюма хронологически ограничен. Вот и мы сумели найти костюм жениха и невесты относящейся только к середине 50-х годов 20 века.

- Платье из белого холста с разрезом на груди, отрезное ниже талии на 5-6 сантиметров. Юбку платья обшивали широкими воланами, на которые пришивались 2-3 ряда присборенных оборок. На оборках – вышивка из хлопчатобумажных ниток, которую вышивала сама невеста. Окат рукава и оборки на рукавах также украшены вышивкой (крестом, тамбурным швом, гладью). У Анары и Лязат – платья для девочек, оборки - отделаны каймой по краю и косой бейкой из набивного шелка с люрексом.

- «Камзол» - бархатный, яркого цвета, длинный ниже бёдер, приталенный. Низ камзола и полы отделаны национальными узорами. Обратите внимание на наших девочек – у них камзолы украшены золотой или серебряной канителью, нашивками из люрекса, каймой из парчи, бисером и бусинами. На талии камзол застёгивается большими металлическими пряжками («капсырмой»). Ниже талии располагали прорезные карманы без клапанов.

- На голову невесте одевали «саукеле»  – высокий свадебный головной убор, отороченный мехом или украшенный металлическими подвесками, бусинами, жемчугом, драгоценными камнями. Перед вами упрощённый вариант «саукеле», изготовленный на кружке «Рукодельница».  Голову невесты, после обряда «Бет-ошар»(открывание лица невесты) покрывали  шалью «бурпе-шаль» - вязанной шелковыми нитками с длинными кистями.

- В повседневной жизни девочки носили «такию» - круглую тюбетейку на твёрдой основе, расшитую жемчугом и золотыми нитями, полудрагоценными камнями и перьями совы.

«Жаулык»- большие платки, которые носили молодые замужние женщины .

«Кешемек» - головной убор, который покрывал волосы, спину и плечи пожилой женщины.

- На ноги одевали «мяси», на которые при выходе из дома надевали калоши кожаные (современный вариант – калоши резиновые). Обувь также украшали мехом и различными узорами.

Костюм жениха обязательно состоял из просторного халата («шекпен») –прямого покроя с длинными, широкими рукавами, на талию повязывали пояса из кожи или порчи.  Голову покрывали тюбетейкой, а поверх её одевали «калпак» - войлочная шляпа из белой шерсти. Шерсть очищали и взбивали палочками («сабау») и валяли тонкий войлок, для белизны мокрую шерсть посыпали мелом.  Мужчины также одевали «мурак» - конусообразную войлочную шапку.

Утварь. 

- Перед вами самовар – гордость любой казахской семьи. Этому самовару 111 лет, этот самовар наследство от прапрабабушки Туленде Раимбековича. За чашкой чая ни один час проводили аксакалы.

             

               Они не мыслят жизнь свою без чая

               И для гостей всегда открыт их дом

               Вода у них для чая ключевая

               И самовар с древесным угольком.

- Перед вами   «В нарядной яркой росписи посуда

                           Кисы, пиалы, чашки и батнос

                           Следы Востока здесь видны повсюду

                           Он в этот быт корнями крепко врос!

                           В нём ясно ощущаешь отголоски

                           От прежней, древней жизни кочевой

                           И весь пейзаж степей такой не броский

                           Но чем-то близкий сердцу сам собой!»

«Табак» – из глазурованной керамики и деревянный табак для хранения мяса, «пиалы» с различным орнаментом - бараньи рога, гусиная шейка, след верблюда, поливная чашка с подглазурной росписью.

«Кисе» – большая фарфоровая чашка без ручек, предназначенная для первых блюд, «касык» - столовая ложка, «ожау» - разливная ложка

Национальные блюда:

- Перед вами чугунный котёл («казан») на треноге, в нём варили мясо. Из всех видов мяса казахи ставили на первое место – конину. «Казы» - для «казы» от лошадиной туши отделялись рёбра, целиком от позвоночника до конца вместе с межрёберной тканью, затем «казы» засыпали солью на 2-3 дня и варили.

«Шужык» - колбасный продукт – готовили из нарезанных кусков конины, выдержанных в соли и специях и набивали им кишечную оболочку.

«Карта» - необезжиренные слоённые из кишок лакомства.

- На достархане вы видите национальные блюда:

(Гостям предлагают дегустацию блюд)

«Баурсак» - маленькие лепёшки жаренные в масле.

«Айран» -кислое молоко, приготовленное специальным способом.

 «Курт» - продукт из кислого молока.

«Шалап» - айран, разбавленный холодной водой.

«Жент»(казахский шоколад)- зерно пшеницы перемолотое вот на таких жерновах, смешенное со сливочным маслом, сахаром, изюмом.

Блюда старины многими любимы до сих пор и мы приготовили такое блюдо по рецепту наших бабушек – это «жент», его называют ещё казахский шоколад, по казахскому обычаю при приёме гостей подавали самым  почетным гостям. (на блюде раздать гостям)

-У котла вы видите «шымшиур», «косеу » - с их помощью регулировали огонь на костре. С помощью «шымшиура» набивали самовар горячими углями. А в этом чугуне гасили древесный уголь для самовара впрок, обязательное условие, крышка должна быть плотно закрыта.

Украшения:

- Казахские ювелиры («зерберы») в большой части из серебра, различных драгоценных, полудрагоценных камней изготавливали кольца, браслеты, серьги, украшения к головным уборам, подвески, «шолпы» для кос.

В казахском орнаменте четко выделяются животные, растительные, геометрические и космические мотивы:

  • животные мотивы казахского орнамента – бараньи рога (и их разновидности – сломанные рога, двойные рога), «ормекши» (паук – ткач), крылья птицы;
  • растительные мотивы казахского орнамента – дерево, цветы, трилистники;
  • космические мотивы казахского орнамента – звезды, луна, полумесяц;
  • геометрические мотивы казахского орнамента – круги, спираль, крестовина, зигзаг и т.д.

Эти узоры можно встретить в самых затейливых формах на различных предметах домашнего обихода, украшениях, одежде.

- До и после еды надо обязательно мыть руки. Гости не удаляются в специальное помещение для мытья рук, а моют их, не вставая с места, над тазиком из изящного кувшина.

Как правило, подают воду и поливают на руки гостям дети хозяина, а иногда, в знак особого уважения, и сам хозяин.

ПРАВИЛА  МУСУЛЬМАНСКОГО  ЭТИКЕТА.

  1. Хозяин первый приступает к трапезе и заканчивает его последним. Перед началом трапезы все собравшиеся произносят «Бисмиллах аррахман аррахим» («Во имя Аллаха милосердного и милостивого»).
  2. Есть полагается правой рукой. Брать пищу тремя или больше пальцами, но не двумя. Если видно, что гость обладает хорошим аппетитом, то хозяину следует есть как можно меньше, чтоб побольше досталось на долю гостя.

Нельзя говорить с полным ртом.

  1. Если несколько человек едят из одной тарелки, еду нельзя выбирать со всего блюда, а каждый должен брать пищу с ближайшей стороны. Во время трапезы можно беседовать,  но разговор должен быть сдержанным, надо избегать неприятных тем. Едой надо наслаждаться, нельзя торопиться.
  2. Закончив трапезу мусульмане благодарят Бога, говоря: Благодарение Аллаху, который послал нам пищу, питьё и сделал нас мусульманами.

В отдельной папке – фото с экскурсии «Юрта»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия "70- летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается"

Сценарий разработан для общешкольного мероприятия, посвященного 70- летию Победы в Великой Отечественной войне, предназначен для учащихся,  родителей и ветеранов Великой Отечественной войны. Меро...

Композиция к мероприятию "70-летие Победы"

Материал можно использовать в качестве отдельной композиции на разный уровнях,как классный час или внеклассное мероприятие....

Сценарий музыкальной гражданско-патриотической постановки "Симфония Мужества", посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Участники: учащиеся 8-11 классов принимают участие в постановке, которая демонстрируется учащимся 5-7 классов, педагогический коллектив,ветераны ВОВ.Место проведения: Актовый залДевиз постановки: «С п...

Проект по патриотическому воспитанию "Дорогами памяти", посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

Праздник 9 Мая - это праздник Великой Победы, которая останется навсегда в памяти любого русского человека! Великая Отечественная война явилась сложнейшим испытанием для...