Урок истории 7 класс "Окончание Смуты:спасение Отечества".
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Петер Татьяна Геннадьевна

Цель: сравнить первое и второе ополчение, выделить основные события и итоги Смуты.

Задачи:

1)Выявить причины поражения первого ополчения и победы второго ополчения.

2) Развивать умения самостоятельно искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, способности определять  и аргументировать  своё  отношение к ней.  Дать возможность оценить значение народного единства в борьбе с поляками и шведами в ходе Смуты.

3) Воспитание  уважения к историческому наследию России; чувства гордости за свой народ и за героев Отечества; осмысление  опыта российской истории как части мировой истории;  

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okonchanie_smut1.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Тема: Окончание Смуты: спасение Отечества.

Цель: сравнить первое и второе ополчение, выделить основные события и итоги Смуты.

Задачи:

1)Выявить причины поражения первого ополчения и победы второго ополчения.

2) Развивать умения самостоятельно искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, способности определять  и аргументировать  своё  отношение к ней.  Дать возможность оценить значение народного единства в борьбе с поляками и шведами в ходе Смуты.

3) Воспитание  уважения к историческому наследию России; чувства гордости за свой народ и за героев Отечества; осмысление  опыта российской истории как части мировой истории;  

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

Оборудование: учебник «Российская история  XVI – XVIII века.  7 класс», Д.Д.Данилов, Д.В. Лисейцев; рабочая тетрадь, презентация, отрывок из видео из истории государства российского Н.М.Карамзина

Ход урока

Этапы урока, время

Форма

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент  

1 мин.

Проверка готовности к уроку. Приветствие.

                                                                                                                                                                                                                                                                 Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы

                                                 5 мин.

Мы продолжаем говорить о периоде Смуты.

- Как называется тема нашего урока?

- на с.108 прочитайте отрывки из повести «Об очищении Московского государства».

-Ответьте на вопросы к ним.

-Какое противоречие вы заметили?

- В чем противоречие, какой возникает вопрос?

Читают документы, отвечают на вопросы.

- В первом отрывке говорится, что Россия вышла из Смуты благодаря начальникам и ратным людям, а во втором – всем свободным людям, которые объединились для спасения страны.

-Благодаря кому Россия вышла из Смуты, кто спаситель и избавитель Родины?  Слайд 4

Выдвижение гипотез

2 мин.

-Какие у вас есть предположения, версии для решения проблемы?

Записать на доске различные версии.

Актуализация знаний, планирование деятельности

5 мин.

«Мозговой штурм»

- Прочитайте отрывок из стихотворения поэта  начала XX века М.Кузьмина (тетрадь с. 37), который пытался объяснить причины Смуты:

Звучит немолчно в зареве набат,

А на траве – в кровавой багрянице

Царя Феодора убитый брат.

В заре горит грядущих гроз багрянец,

Мятеж и мрак, невнятные слова,

И чудится далекий самозванец

И пленная, растленная Москва!

Вопрос: Какие еще причины существовали?

- В чем проявлялась Смута, к чему привела?

Автор видит причину Смуты в смерти царевича Дмитрия, в пресечении династии Рюрика на московском престоле.

Причины:

-неурожайные годы и голод в России в начале XVI века;

- повышение налогов;

- разорение страны после опричнины и Ливонской войны;

- закрепощение крестьян. Слайд 5

Создание плана урока

2 мин.

Беседа

Мы вспомнили причины Смуты.

- Давайте вернемся к вопросу урока .

- Что необходимо узнать, чтобы ответить на него?

1.Основные события Смуты.

2.Итоги Смуты.

Слайд 6.

Открытие нового знания

20 мин.

Беседа

- Вспомните, как воспринимал Смуту народ.

 Что же заставило людей выступить за прекращение Смуты?

Порядок выполнения задания в группе.

  1. Осмыслите задание: прочитайте и объясните своими словами, что требуется сделать.
  2. Найдите информацию, нужную для выполнения задания.
  3. Преобразуйте информацию так, чтобы получить  ответ по заданию.
  4. Запишите (если необходимо) решение в требуемой форме: таблица, список, текст, ит.д.
  5. Составьте мысленно ответ.
  6. Дайте полный ответ.

Работа в группе.

Задание 1.

Расположите факты таким образом, чтобы на первом месте были те, которые, на ваш взгляд, больше всего повлияли на изменение отношения простого народа к Смуте. Объясните свой выбор.

 1)1608 год: появление нового самозванца – Лжедмитрия II (вошел в историю как «Тушинский вор», т.к. его лагерь находился в селе Тушино). Половина уездов признала власть самозванца.

2) 1609 год: польский король Сигизмунд повел в Россию армию для захвата московского престола и обращения русских в католичество.

3) 1610 год: свержение Василия Шуйского, власть перешла в руки семибоярщины (семь самых видных членов Боярской Думы).

 4) 1611 год: шведы, которых пригласил еще Василий Шуйский для защиты от тушинцев, захватили северо-запад России вместе с Великим Новгородом.

Захват российских территорий поляками и шведами стал ещё одним проявлением Смуты – Интервенция.

Оцените свою работу в оценочных листах

Работа в группе.

1 группа.

Первое ополчение.  

§ 9, п.2,  с.101-102.

Дата создания

Причины создания

Основные силы

Примеры героизма

Итоги.

Причина неудачи

 

2 группа.

Второе ополчение.

§ 9, п.3, с.103-105.

Дата создания

Причины создания

Основные силы

Примеры героизма

Итоги.

Причина победы

 

3 группа.

Земский собор 1613 года.

С.105, 3 абзац -107.

- Какова была особенность Земского собора 1613 года? 

- Почему царём выбрали Михаила Фёдоровича Романова? 

Проверка работы групп.

Оцените свою работу в оценочных листах.

- Как время установления правды на русской земле, когда на престоле будет законный правитель, прекратится правление бояр.

Слайд 7.

Примерный ответ:

2,4,3,1

1.1611год по призыву Гермогена.

2.Интервенция поляков и шведов.

3. Беглые холопы, горожане, крестьяне, дворяне и казаки из южного порубежья Дикого поля.

4. Сумели создать Первое земское ополчение.

5.Вожди перессорились и не смогли освободить столицу.

Плохо подготовлено, не было единого руководства.

Слайд 8.

1.1612 год, в Нижнем Новгороде.

2.Освободить Россию от интервентов.

3.К.Минин, Дм.Пожарский. Горожане, крестьяне, дворяне из не разорённых Смутой  восточных уездов страны.

4.К. Минин отдал все свое имущество в казну ополчения. Также сделали многие купцы и ремесленники.

5.Освободили Москву и созвали Земский собор.

Были собраны большие силы,  было единое командование, дисциплина, казна, создано общероссийское правительство – Совет всея земли.

Слайд 9, 10.

Слайд 11.

(Первый всесословный собор с участием посадских и даже сельских обывателей.)

(Род  Захарьиных-Романовых по первой жене Ивана Грозного считался ближайшей родней угасшей династии Рюриковичей.

Он был удобен многим категориям населения: боярам тем, что в силу возраста не мог управлять государством сам;

Отец Михаила Филарет был митрополитом у первого самозванца и патриархом – у второго,  устраивал казаков и дворян из Первого ополчения; патриарх находился в плену у поляков, что делало его героем в глазах Второго ополчения.)

Применение нового знания

7 мин.

Во время выборов царя, сам Михаил находился в это время со своей матерью инокиней Марфой в Костромском Ипатьевском монастыре.

По преданию, отряд поляков задумал погубить царя и начал искать дорогу к нему.  

Имя Ивана Сусанина в России известно каждому, но о его жизни сохранились лишь отрывочные и туманные сведения.

Как было дело? Обратимся к официальной версии, на которой воспитывали всех Романовых.

Неподалеку от Домнина поляки встретили сельского старосту Ивана Сусанина и приказали ему показать дорогу до села. Сусанин успел послать в Домнино своего зятя - Богдана Сабинина - с указанием снаряжать Михаила Романова в Ипатьевский монастырь. А сам повел поляков в противоположную сторону - на болота. Его пытали и казнили - но именно подвиг Сусанина позволил Михаилу невредимым добраться до монастыря.

4 ноября (26 октября по старому стилю) в России отмечается праздник – День народного единства.

- Какому событию он посвящён?

- Подтвердите факты, подтверждающие справедливость названия праздника.

Слайд 12.

- изгнание поляков из Москвы;

- Россия вышла из Смуты благодаря тому, что её жители объединились против общей опасности.  Весь народ встал на борьбу с врагом.

Рефлексия

4 мин.

Тема: «Окончание Смуты: спасение Отечества».

 Оценочный лист.

Дата______________

Ф.И.  учащегося___________________________________

Класс____________________________________________

Задания

Критерий оценки

Личная оценка

Оценка команды

Работа в группе

Оценка обсуждается в команде, оценивается по 5 бальной шкале

Как я усвоил материал?

Оценивается по 5 бальной шкале

_

Как я работал?

Оценивается по 5 бальной шкале

_

Как работала группа?

Оценивается по 5 бальной шкале

_

Итоговая отметка

Домашнее задание

1 мин.

Повторить §1-7, контурная карта с.7 доделать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока истории Отечества в 6 классе

Разработка урока по истории Отечества в 6 классеТема:"Сотрясатель вселенной" Чингисхан и его империя....

Урок истории "Народ и Отечество", посвящённый юбилею Отечественной войны 1812 года

Этот урок немного выходит за рамки школьной программы и может быть использован как дополнительный урок по теме "Отечественная война 1812 года", или как внеклассное познавательное занятие по предмету. ...

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Презентация к уроку истории 7 класс "Окончание Смуты:спасение Отечества".

Цель: сравнить первое и второе ополчение, выделить основные события и итоги Смуты.Задачи:1)Выявить причины поражения первого ополчения и победы второго ополчения.2) Развивать умения самостоятельн...

открытый урок по истории "Окончание Смуты: спасение Отечества"

Данный материал содержит конспект урока по истории для 7 класса...

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...