Начало Великой Отечественной войны
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

Это разработка урока для 9 класса по учебнику Данилова А. Урок расчитан на классы с невысокой успеваемостью и мотивацией. Акцен сделан на самые основные моменты этого преиода войны и на попытку заинтересовать учащихся и создать образ и обстановку того времени. Для этого урок начинается с выступления Левитана. В презентации есть гиперссылки для удобства и наглядности работы. 

Домашним заданием  может служить дополнительное сообщение о блокаде Ленинграда. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Начало Великой Отечественной войны (9 класс)

Цели урока:

  • охарактеризовать трагическое начало Великой Отечественной войны
  • выяснить причины неудач Советской Армии в первые месяцы войны
  • привести примеры мужества и героизма советских воинов
  • проанализировать мероприятия, которые проводило советское руководство в первые недели войны
  • учащиеся учатся слушать рассказ и по ходу рассказа выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы
  • воспитывать любовь к Родине, уважение к тем, кто победил в войне с фашизмом

Урок комбинированный.

Урок изучения нового материала с использованием презентации «Начало Великой Отечественной войны»

Ход урока

  1. Организационный момент.

Сразу же включается фрагмент речи Левитана Ю. о начале войны, который плавно переходит в песню «Вставай страна огромная». С первыми нотами песни произносится тема урока.

  1. Актуализация знаний по прошлой теме «СССР накануне войны».

План работы:

  • Германия и СССР накануне военных действий
  • Периодизация Великой Отечественной войны
  • Управление государством в военный период
  • Начальный этап войны
  • Итоги первого года войны

Проводится небольшая устная работа по составлению хронологической последовательности событий. Одновременно повторяются даты основных событий. Работа проводится фронтально .(слайд 3)

  1. Изучение нового материала.

Данный этап проходит в совместной работе учащихся с учителем.

1.Германия и СССР накануне войны.

Задание по вариантам. Первый вариант читает материал параграфа - п. 29, пункт 1, 3 - и отвечает на вопрос о готовности СССР к войне. Второй вариант читает п. 29 пункт 3 и дополнительный материал, и отвечает на вопрос о готовности и планах Германии. (слайд 4)

При ответе на вопрос о планах Германии в войне появляется слайд 5 и учитель совместно с учащимися говорит о том, что армия Вермахта была разделена по плану «Барбаросса» на три группы: Север, Центр, Юг. По карте и учебнику определяются главные цели этих армий. По необходимости делаются записи в тетради.

2. Периодизация войны.

Этот пункт плана дается учителем и записывается учащимися в тетрадь:

Начальный период войны

(22 июня 1941 — 18 ноября 1942)

Второй период. Период коренного перелома (19 ноября 1942—1943)

Третий период: Освобождение СССР и Европы от режима нацисткой Германии

(1944 — 9 мая 1945) (слайд 6)

3. Управление государством в военный период.

Задается по параграфу 29:

В чем выражалась реорганизация страны на «военные рельсы»? (слайд 7)

Учащиеся отвечают. Затем появляется слайд 8 с четким ответом:

  • Всеобщая мобилизация
  • Введено военное положение
  • Образованны фронты
  • Образован Государственный комитет обороны и Ставка верховного главнокомандования.

Пункт «фронты» имеет гиперссылку на слайд 9, на котором демонстрируются все фронты СССР.

Пункт «Ставка верховного главнокомандования» так же имеет гиперссылку на слайд 10, на котором изображен состав этого органа власти. Далее нажимаем на Жукова Г. и выходим в «План урока», где нажимаем ссылку на «Начальный этап войны».

4. Начальный этап войны.

Учитель рассказывает о первых месяцах войны. Упоминает героизм защитников Брестской крепости.

Далее рассказывается кратко об отступлении Красной Армии и начале немецкого наступления на Москву. (слайд 12)

Учитель говорит о героизме 316-й стрелковой дивизии Панфилова И. (слайд 13)

Контрнаступление Красной Армии под Москвой.

По учебнику учащиеся находят значение Московской наступательной операции. Затем появляется слайд 15.

Упоминание о блокаде Ленинграда. Хотя лучше это задание дать как дополнительное на дом и более подробно рассмотреть его на следующем уроке.

IV. Закрепление и рефлексия.

5. Итоги первого года войны.

Этап урока проходит в форме беседы, в ходе которой называются следующие итоги:

  • Срыв плана молниеносной войны;
  • Начало блокады Ленинграда;
  • Первое крупное поражение нацисткой армии под Москвой;
  • Перестройка страны на военные рельсы. (слайд 17)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Великая Отечественная война 1941 - 1945

Слайд 2

План урока Германия и СССР накануне военных действий Периодизация Великой Отечественной войны Управление государством в военный период Начальный период войны Итоги первого года войны

Слайд 3

1. Германия и СССР накануне войны Расставить в хронологической последовательности: 1) Договор о дружбе и границе 2) Зимняя война 3) Договор о ненападении 4) Начало Второй мировой войны 3412

Слайд 4

1. Германия и СССР накануне войны 1 вариант Параграф 29 и дополнительный материал: какова была готовность СССР к войне? 2 вариант Параграф 29 и дополнительный материал: какова была готовность Германии к войне? Каковы были ее планы?

Слайд 5

1. Германия и СССР накануне войны План «Барбаросса»

Слайд 6

2. Периодизация Великой Отечественной войны Начальный период войны (22 июня 1941 — 18 ноября 1942) Второй период. Период коренного перелома (19 ноября 1942—1943) Третий период: Освобождение СССР и Европы от режима нацисткой Германии (1944 — 9 мая 1945)

Слайд 7

3. Управление государством в военный период Задание по параграфу 29: В чем выражалась реорганизация страны на «военные рельсы»?

Слайд 8

3. Управление государством в военный период 23 июня 1941 г. – Ставка Верховного главнокомандования 30 июня 1941 г. – Государственный Комитет Обороны Всеобщая мобилизация Введено военное положение Образованны фронты

Слайд 9

Карта расположения фронтов

Слайд 10

Ставка Верховного главнокомандования ЖУКОВ Г. БУДЕННЫЙ С. ТИМОШЕНКО С. МОЛОТОВ В. ВОРОШИЛОВ К.

Слайд 11

4. Начальный период войны (22 июня 1941 — 18 ноября 1942) Оборона Брестской крепости

Слайд 12

4. Начальный период войны (22 июня 1941 — 18 ноября 1942) Немецкое наступление 30 сентября — 5 декабря 1941 Параграф 29: Как происходило наступление? Каковы были действия Красной Армии? Операция «Тайфун» – наступление на Москву

Слайд 13

Подвиг 316-й дивизии под командованием Панфилова И. ПАНФИЛОВ И. КЛОЧКОВ В.

Слайд 14

Контрнаступление под Москвой (5 декабря 1941 — 7 января 1942) 4. Начальный период войны (22 июня 1941 — 18 ноября 1942) Работа с картой учебника «Разгром немецких войск под Москвой»

Слайд 15

Значение Московской наступательной операции: 4. Начальный период войны (22 июня 1941 — 18 ноября 1942) Крах немецкого плана молниеносной войны; Япония и Турция отказались от вступления в войну на стороне Германии; Ускорен процесс создания антигитлеровской коалиции.

Слайд 16

4. Начальный период войны (22 июня 1941 — 18 ноября 1942) Блокада Ленинграда (8 сентября 1941 – 27 января 1944)

Слайд 17

5. Итоги первого года войны Срыв плана молниеносной войны; Начало блокады Ленинграда; Первое крупное поражение нацисткой армии под Москвой; Перестройка страны на военные рельсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока истории "Начало Великой Отечественной войны"

разработка урока истории для 9 класса коррекционной школы 8 вида на тему "Начало Великой Отечественной войны"....

Демо-тест на тему: "Начало Великой Отечественной войны."по учебнику "История России XX век начало XXI века" 9 класс

Демо-тест к теме: "Начало Великой Отечественной войны." составлен по учебнику Д.Д. Данилова, Д.В. Лисейцева и др. "История России  XX век начало XXI века" для 9 класса. Перед использованием теста...

Изучение Второй Мировой войны посредством видеоматериалов. Начало Великой Отечественной войны

В настоящее время современная школа располагает богатым арсеналом информационно-коммуникативных технологий, начало чему было положено еще в девяностые годы двадцатого столетия. С тех пор это направлен...

11 класс Начало Великой Отечественной войны. Поражение Красной армии в первые месяцы войны. (22 июня — декабрь 1941 г.).

Урок изучения нового материала на основе анализа исторических источников. Данный урок проводится в 11 классе в группе социально-гуманитарной направленности. Урок углубления и систематизаци...

Презентация к уроку для 10 класса «Начало Великой Отечественной войны.Первый период войны. 22.07.1941- ноябрь 1942 г."

Презентация к уроку для 10 класса «Начало Великой Отечественной войны.Первый период войны. 22.07.1941- ноябрь 1942 г." Презентация соотвествует аналогичному названию параграфа в учебни...


 

Комментарии

Очень огорчена, что на сайте отображаются не читаемые символы в нескольких слайдах. Если презентацию скачать, то ничего подобного нет.