Ксенофонтов. Эссе
статья по истории на тему

Архипова Роза Егоровна

Г.В. Ксенофонтов первый представитель плеяды якутской интеллигенции. Видный выдающийся ученый-этнограф, историк. Внес вклад в мировую науку о шаманизме. Наш земляк.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esseksenofontov.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                            Эссе.

                Работа ученицы 9 класса  МБОУ « III Мальжагарская основная общеобразовательная школа им. И.А. Федорова» , посвящается 125- летию  со дня рождения Г.В.Ксенофонтова, моему земляку.

« В короткое время существовала счастливая семья гражданина Василия Никифоровича Ксенофонтова  , после революции она распалась.»

                                               .

        Эти слова принадлежат В.Н.Ксенофонтову   , главе  Западно-Кангаласского  улуса , отцу ярких представителей  первой плеяды якутской  интеллигенции, уроженцу с Тит-Ары  4- мальжагарского наслега.. Эти слова он написал на обороте  фотографии , где запечатлена счастливая семья Ксенофонтовых ,  и ничего не предвещало о грядущей трагедии семьи. Отец семейства пользовался большим уважением в обществе , среди окружающих его людей, в том числе у губернатора и городской головы. Выходец из гущи простого народа , достигший высокого положения среди городского общества своими демократическими взглядами  и идеалами, он в то же время был хорошим семьянином и отцом большого семейства. Вдвоем с Екатериной Максимовной вырастили шестерых сыновей и троих дочерей.  В.Н Ксенофонтов с молодых лет свою жизнь посвятил своему народу и сыновья пошли по стопам отца.  Он с молодых лет боролся об облегчении участи угнетенного труженика , за его просвещение. Это его сын  сказал « Чем образованней народ , тем лучше он живет» .Высказывание Г.В Ксенофонтова связано  с проблемой просвещения  якутского народа конца19 начала 20 века.  Данное высказывание характеризует , что только образованный народ может быть творцом своей судьбы и судьбы своей страны.  В это время хотя и произошли определенные сдвиги в просвещении, школ в Якутии можно было пересчитать по пальцам . По данным 1917г школ в Якутии было 173,  в которых  обучалось 4660 детей и работало 254 учителя.  Досоветская Якутия ,  , представляла собой самый отсталый и обездоленный в культурном отношении край.  В это время жила с Тит-Ары семья В.Н Ксенофонтова. Как якутские семьи , семья Ксенофонтовых была большой . Из18 детей Ксенофонтовых  9 умерло в раннем младенчестве , 9 детей остались.. Гаврил Васильевич был старшим ребенком  в семье, но случилось так его после рождения отдали  на воспитание другой семье.  Стремление дать образование своим детям – природное свойство якутской семьи.  Именно из-за этого Василий Никифорович с семьей переехал  г Якутск на постоянное жительство.  Его сыновья яркие представители первого поколения якутской интеллигенции , в судьбе которых как в зеркале отразилась историческая судьба того поколения .  В их именах – воплощение раскрепощенного духа народа, захлебнувшего в потоке крови страшного молоха репрессий. Их дела и поступки –это замыслы и действия целого поколения людей, посвятивших себя  благородному служению интересам и чаяниям родного народа.  Эта была крепкая в материальном положении семья, которая обеспечивала свои потребности результатами своего правильно организованного хозяйства.  Материальный достаток и образованность –вот два кита семейного и личного благополучия практической философии  В.Н. Ксенофонтова.  Все дети В.Н Ксенофонтова стали крупными личностями не только благодаря природному дару , но и главным образом благодаря рациональному семейному воспитанию  духовности, целеустремленности, здоровому образу жизни.  И не случайно сегодня имена и дела этих людей – наш национальный капитал , который мы могли бы с пользой использовать в наше время.  Семья Ксенофонтовых многодетная семья , всех отец поставил на ноги, дал образование , заботился об их благополучии. , они все стали известными , полезными  для своего народа людьми.  Каждый ребенок яркая личность , его сыновья были людьми с необычайной судьбой. Гаврил , Павел, Константин , Аркадий , Илья и Иван- заслуживают добрых слов, тем более всех их постигла трагическая участь.  

Гавриил Васильевич Ксенофонтов- талантливая , незаурядная личность, крупный ученый историк, ученый этнограф, общественно-политический лидер , выпускник Томского университета.

Павел Васильевич Ксенофонтов- руководитель движения конфедералистов(Младо-якутская национальная советская социалистическая партия середняцкое-бедняцкого крестьянства  )  в Якутии , выпускник  Московского Государственного университета им. В.М. Ломоносова.

 Аркадий Васильевич Ксенофонтов- участвовал в разработке сплава брони танка Т-34, закончил Московский механико-технологический институт.

Константин Васильевич Ксенофонтов   - окончил Иркутский педагогический институт.

Иван Васильевич Ксенофонтов окончил якутское реальное училище , работал в фирме знаменитого купца Кушнарева

Илья Васильевич Ксенофонтов-

Как мы видим в начале ХХ века выходцы с маленькой деревушки учились в ведущих высших учебных заведениях России .Многодетная семья Василия Никифоровича дала своему народу такие яркие личности, все его сыновья люди с необычайной судьбой.  Все они родились в типичной якутской семье, обустроившей свою жизнь благодаря находчивому уму и предприимчивой деятельности, основа семьи – это прочная традиция якутского семейного воспитания.

 Многодетность – тоже традиция якутской семьи. Как это ни парадоксально , именно в многодетных семьях царит здоровый климат, приоритет отдается труду и духовным занятиям , в таких семьях вырабатываются такие качества , как доброта , взаимопомощь, взаимовыручка.  Все эти качества были у семьи В.Н.Ксенофонтова.  Хотелось бы сказать несколько слов о Павле Васильевиче Ксенофонтове с его деятельностью связано трагедия семьи , захлебнувшего в крови репрессий.  Умный , образованный он уже в середине 20-х годов понял искажение национальной политики, провозглашенной в первые годы революции, сутью которой было достижения равноправия на основе общечеловеческого принципа самоопределения народов и наций. Отход руководства страны от реализации такой политики , особенно применительно к Якутии заставил Павла Васильевича Ксенофонтова открыто выступить с идеей повышения государственного статуса Якутской автономной республики в составе СССР. Он не выступал против других народов , не противопоставлял свой народ другим – все можно было решить в рамках действующей Конституции.   Он был талантливым , знающим  закон юристом. Трагично , что он пал жертвой своих благородных идей, самопожертвование ради общего дела, честность и принципиальность – эти качества привиты семейным воспитанием присущи людям высокого интеллекта.  Обращение к семье Ксенофонтовых , традиционным устоям этой семьи выводят нас на одну из важнейших проблем нашего современного развития – на проблему семейного воспитания.  Крепкая семья, крепкая материально и духовно, станет опорой при решении задач социально-экономического развития. Каждый народ богат своим талантливыми людьми. Они воспитанные на традициях своей семьи , делают честь своему народу. Такой была семья Василия Никифоровича Ксенофонтова , такими были его сыновья Гавриил, Павел Ксенофонтовы , своими делами обогатившие историю родного народа и ставшие его законной гордостью.  И мы жители села Чкалов откуда они родом очень гордимся своими знаменитыми земляками и проводим большую исследовательскую  работу по изучению семьи Ксенофонтовых, по поиску кровных родственников по мужской линии , по увековечивании памяти семьи Ксенофонтовых , в деревне открыли музей семьи и эта фотография с надписью на оборотной стороне хранится в нашем музее. Василий Никифорович был очень рачительный человек , всем своим родственникам он подарил семейную фотографию, он прожил долгую трагическую жизнь, в конце жизни он на тисненной обложке семейного альбома писал: « В короткое время существовало счастливая семья гражданина Василия Никифоровича , после революции распалась.»  Земляки их не забывают и не забудут, энергия их таланта и деяний продолжает заряжать нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура эссе. Алгоритм написания эссе.

Структура эссе . Алгоритм написания эссе....

Критерии оценивания эссе. Примеры эссе и их анализ .

Критерии оценивания эссе . Примеры эссе и их анализ....

Эссе. Темы эссе

В помощь сдающим ЕГЭ по английскому языку...

Формирование навыков написания эссе с элементами рассуждения (эссе с выражением собственного мнения)

Статья описывает правила и принципы написания эссе по английскому языку с элементами рассуждения (эссе с выражением собственного мнения), а также типичные ошибки при написании эссе такого типа....

Учебно-методическая разработка "Эссе-мнение: как написать эссе за 50 минут"

УМР учитывает принцип визуализации при подаче материала. Может быть использован как раздаточный материал на вводном уроке по написанию эссе-мнения. (Разработка выполнена для получения зачета на курсах...

Учимся писать эссе: Эссе моих учеников на различные темы на немецком языке

Написание эссе - одно из сложнейших заданий ЕГЭ по ИЯ. Научить писать эссе - нелёгкая задача для любого учителя. Начинать писать эссе стоит уже с 7 класса. Данная публикация содержит оригинальные и не...