Рабочая программа по истории 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) на тему

Снадина Наталья Анатольевна

Рабочяя программа по истории 6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрено и одобрено на заседании МО

Председатель МО:

______________________/______________/

от «___» _______________2014г.

Утверждена директором

МБОУ «Жуковская СОШ»

 _______________/Тюркина Л.Н./

от «___» _______________2014г.

МБОУ «Жуковская средняя общеобразовательная школа»

Составитель: Снадина Н.А.

2014 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории  для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторских программ: 

1. Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского, издательство «Просвещение», 2013 г.

Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию.

Вид программы: основная общеобразовательная.

Задачи курса:

  • Показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.

Цели курса:

  • Сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков, как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
  • Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
  • Охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;
  • Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина ( монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировой религии – христианства и ислама

2. Данилова А.А. Просвещение 2013 г.

   Цели и задачи изучения предмета формулируются в виде совокупности приоритетных ценностей и качеств личности, проявляющихся в широком социальном контексте. Главная цель школьного исторического образования — дать молодому поколению возможность осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, осознания на этой основе своей идентичности и ценностных приоритетов в современном мире. В соответствии с этой целью определяются задачи изучения предмета «История России».

Вид программы:  основная общеобразовательная

Цель курса:

  • Формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих её народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории. Воспитание  гражданских и патриотических качеств. Формирование личностного отношения к истории своей страны.

Задачи курса:

  • выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;
  • развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
  • формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
  • развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
  • изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине, чувство сопричастности со всем происходящим в городе, крае, стране.

Внесенные изменения:

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. С учетом того,  что в 2014-2015 учебном году появилась  возможность вести пропедевтический модуль «История культуры мордовского края», который содержатся в программе для общеобразовательных учреждений «История и культура Мордовского края» - 2010г. Из рабочей программы 6 класса были удалены темы пропедевтический модуль «История культуры мордовского края, которые велись синхронно и были включены в модуль «История России».

В  учебном плане  на  учебный  предмет  федерального  значения « История»  в 6  классе  выделено  2 часа  в  неделю. C  учетом  этого составлено  календарно- тематическое  планирование  на   68  часов.

Учебники:

        1.  Агибалова Е.В., Донской Г.М. «История средних веков» Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2013г.

        2. Данилов А.А. История России: с древнейших времен до конца XVI века: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2013г..

Методическая литература:

1. Поурочные планы по учебнику Е.В. Агибаловой «История средних веков» 6 кл. в 2ч.

2. Поурочные планы по учебнику А.А.Данилова «История России. С древнейших времен до 16 века» 6 кл. в 2ч.

3. Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой «История средних веков» 6 кл. в 2ч.

4. Рабочая тетрадь к учебнику А.А.Данилова «История России. С древнейших времен до 16 века» 6 кл. в 2ч.

   Данное тематическое планирование рассчитано на 68 учебных часов. 4 часа выделяется для написания тестовых заданий. На историю Средних веков 34 часов, остальные – для истории России (34 часа).

   Тематическое планирование опирается на стандарт основного общего образования по истории и Федеральную примерную программу по истории. 

История средних веков:

    Программа курса охватывает период с конца V по XV в., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию.

Задача курса — показать самобытные черты Средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем чтобы помочь ученикам не судить свысока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.

Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам Средневековья, и особенностям развития каждого региона, а также проследить динамику исторического развития и выделить в рамках Средневековья его основные этапы. Хотя курс включает историю Европы, Азии, Африки и Америки, однако основное внимание уделено истории Европы. Там, где это возможно, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.

В основные цели курса входит:

 — сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;

— осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;

— охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и культуре;

— показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий — христианства и ислама.

В ходе изучения курса имеется возможность вести работу по формированию у учащихся:

умения связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;

— умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;

— умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;

— умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;

— умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;

 умения самостоятельно анализировать исторические источники, как письменные, так и вещественные и изобразительные;

— умения работать с исторической картой;

— умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.

История России: 

Основной целью авторского курса является формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории. При этом отбор фактологического материала осуществлялся таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения

к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.

Определенной новизной предлагаемого варианта программы является  обращение  к проблематике  истории  быта,  православной! церкви, российской ментальности, национальной политике.

Программа предоставляет возможность более подробного рассмотрения сюжетов, связанных с историей различных концессий, наций и народностей, государственных образований, развивающихся ныне в Российской Федерации; истории своего края, города, села.

Требования по уровню подготовки по предмету

        В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен

                знать/понимать:

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность всемирной истории;
  • периодизацию всемирной истории;
  • современные версии и трактовки важнейших проблем всемирной истории;

                уметь:

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

                использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

Средства обучения

        На уроках истории применяются следующие методы и приемы:

  • работа с учебником, раздаточным материалом, проблемными задачами, историческими источниками, средствами массовой коммуникации (газеты, журналы, Интернет);
  • беседа, самостоятельная работа;
  • работа с помощью схем, наглядных пособий;
  • урок-игра, реферативная работа, составление  и заполнение контурных карт, работа с исторической картой;
  • просмотр документальных фильмов, тематических видео-сюжетов.

Критерии и нормы оценки знаний,

умений и навыков учащихся

        Итоговая (четвертная) оценка обучающихся будет складываться из:

  • серьезного, сознательного отношения к своим обязанностям на уроках, систематического выполнения домашних заданий;
  • активной работы на уроке (ответы на вопросы, анализ и интерпретация исторических источников, работа в группах);
  • написания итоговых тестов (контрольных работ) по пройденным разделам.

Тематическое планирование

История 6 класс

урока

Содержание темы урока

Образовательные задачи

Оборудование

Домашнее задание

ВВЕДЕНИЕ (1час)

Введение. Живое Средневековье

Познакомить учащихся с историей средних веков, с хронологическими  и географическими границами; дать представление о своеобразии путей исторического развития стран и народов.

Новые термины: средневековье, исторические источники. Феодализм, традиционное общество, цивилизация.

Карта «Мир в средние века», иллюстрации учебника, атлас.

Ст. 5-11 выучить новые термины, ответить на вопросы

1. Становление средневековой Европы (VI-XI) (6 часов)

1.1

Древние германцы и Римская империя.    

Рассказать учащимся о роде занятий германцев в период варварского общества, с возникновением раннефеодальных государств; дать представление о том, что завоевание германцев положили начало формированию соседской общины.

Новые термины: варвары, готы, кельты, германцы, гунны, родовая община, семья, род, племя.

Карта «Европа в V-VII вв.», «Народы и их передвижение в Европе V-VII вв.», атлас №1, схема «Образование соседских общин»

§1 ст. 11- 17. выучить новые термины, ответить на вопросы.

Для желающих: «Почему римляне считали германцев варварами?»

1.2-3

Королевство франков и христианская церковь в VI—VIII веках  

Рассказать учащимся о возникновении франкского королевства, об управлении Хлодвига, об организации христианской церкви; раскрыть ход действия битвы при Пуатье и военных реформах Карла Мартелла.

Новые термины: династия, корона, король, королевский двор, ополчение, граф, сборник законов, штраф, земледельцы, император, империя, священник, проповедь, вера, архиепископ, папа, духовенство, миряне, монастырь, монах, обед, аббат, трапезная, келья, грехи, Папская область.

Карта «Образование империи  Карла Великого», атлас №2 «Франкское государство в начале V-VII вв.», схема «Государс. франков», №»Образование гос-во у франков»

§2 ст. 18-28.   выучить новые термины, ответить на вопросы, работа с контурной картой №1, подготовить сообщение:

  1. Суд во времена «Салической правды»;
  2. «Деятельность Хлодвига»
  3. «Карл Великий»

1.4

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность ...    

Рассказать учащимся о возникновении и распаде империи Карла Великого; раскрыть причины  феодальной раздробленности; показать связь между 5управлением собственности феодалов на землю и переходом к ним функций государственной власти.

Новые термины: феодализм, феодал, феодальное общество, феодальная лестница, междоусобные воины, вассалы, сеньоры, герцог, барон, виконт, рыцарь.

Атлас №2 «Франкское государство в начале V-VII вв.», таблица: «Направление походов Карла Великого», схема: «Империя Карла Великого», схемы.

§3 ст. 29-36 выучить новые термины, ответить на вопросы, работа с контурной картой №1 задание 8.

1.5

  Западная Европа в IX—XI веках    

Дать представление о начальном периоде формирования государства в Англии.

Новые термины: англы, саксы, кельты, бритты, норманны, викинги, «круглый стол».

Карта «Англия в XI-XIV вв.»

§4 ст. 29-44 выучить новые термины, ответить на вопросы.

1.6

  Культура Западной Европы в раннее Средневековье    

Раскрыть учащимся представление средневековых людей об окружающим мире; показать роль христианства в развитии литературы, искусства, просвещения; познакомить с искусством рукописной книги- книжная миниатюра.

Новые термины: книгопечатание, капелла, инициалы, хроники, житие, эпические поэмы, гимны.

Схема «Влияние христианства на развитие культуры», иллюстрации учебника.

§5 ст. 44-54 выучить новые термины, ответить на вопросы, подготовить сообщение: «Деятельность Юстиниана»

2. Византийская империя и славяне в VI-XI веках (3 ч.)

2.1

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами    

Дать представление о Византийской империи как наследнице империи ромеев; выслушать сообщение о деятельности Юстиниана и его реформах; рассказать о борьбе с внешними врагами.

Новые термины: ромеи, симфония, Димы, Сенат, василевс, автократия.

Карта «Восточная Римская (Византийская)империя и славяне в VI-XI вв.», атлас №3

§ 6 ст. 55- 60 выучить новые термины, ответить на вопросы.

2.2

Культура Византии    

Познакомить учащихся с историческими условиями, повлиявшими на развитие культуры Византии; дать представление о важнейших достижениях византийского искусства в архитектуре, мозаике, иконописи.

Новые термины: икона, иконопись, мозаика, фреска, смальта, темпера.

Иллюстрации учебника

§7 ст. 60-67 выучить новые термины, ответить на вопросы, подготовить сообщение:

Кирилл и Мефодий- создание славянской азбуки»

2.3

Образование славянских государств.

Познакомить учащихся с расселением, занятием и образом жизни славян; дать представление об образовании славянских государств в центре и на юге Европы, выслушать сообщение о создании славянской азбуки.

Карта «Славяне в средние века», атлас, таблицы

§8 ст. 67-73 выучить новые термины, ответить на вопросы

3. Арабы в VI-XI веках (3 ч.)

3.1

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.    

Дать учащимся представление о возникновении, ценностях и особенностях исламской цивилизации; рассказать о роли ислама в объединении арабских племен, о характерных чертах феодального строя; раскрыть причины распада Арабского халифата.

Новые термины: ислам, Коран, пророк, мусульмане, халиф, халифат, экспансия.

Карта «Арабский халифат в VII-XVI вв.» атлас № 4

§9 ст. 73-84 выучить новые термины, ответить на вопросы, работа с атласом №4.

3.2

Культура стран халифата.

Рассказать учащимся о культуре стран халифата; показать роль ислама в развитии культуры стран Арабского халифата; познакомить с мавританским стилем в архитектуре и с арабской книжной миниатюрой.

Новые термины: арабески, медресе, мечеть, минарет, мавританское искусство, фарси.

Иллюстрации учебника

§10 ст. 84-90 выучить новые термины, ответить на вопросы.

Подготовить сообщение: «В рыцарском замке»

3.3

Обобщающий урок по разделу «Раннее средневековье».

Уточнить и обобщить знания учащихся по разделу Становление средневековой Европы.

Тестовое задание, работа по вопросам и заданиям учителя.

-

4. Феодалы и крестьяне (2ч.)

4.1

В рыцарском замке. Крестьяне и феодалы.

Познакомить учащихся с положением, условиями жизни быта разных слоёв средневекового общества; выслушать сообщения учащихся.

Новые термины: сословия, сеньоры, воссалы, повинности, оброк, барщина. Феодальная лестница, феодальная вотчина, феод.

Иллюстрации учебника, таблица «Сословия раннесредневековой Европы»

§11 ст. 90-97 Работа по вопросам.

4.2

Средневековая деревня и ее обитатели.

Рассказать учащимся о господских землях и крестьянских наделах, о зависимости крестьян от феодалов, о возникновении крестьянских общин; дать представление о жизни и роде деятельности крестьян.

Иллюстрации учебника, атлас ст. 6-7

§12 ст. 97-103 Работа по вопросам учебника, подготовить сообщение: «Мастерская ремесленника»

5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2ч.)

5.1

Формирование средневековых городов.    

Познакомить учащихся с возникновением средневековых городов, с отделением ремесла от сельского хозяйства; выслушать сообщение о мастерской ремесленника; раскрыть роль появления цехов в жизни городов; рассказать о расширении торговых связей, ярмарок и банков.

Новые термины: гильдии, цехи, города, мелкое производство, самоуправление.

Карта «Развитие  ремесла и торговли в Европе», атлас ст. 6-7, схема «Структура городского самоуправления», таблица «Возникновение и рост городов»

§13 ст. 103-116 Работа по вопросам учебника.

5.2

Горожане и их образ жизни    

Познакомить учащихся с населением средневекового города и их родом деятельности.

Иллюстрации учебника, таблица «Состав городского населения»

§14 ст. 116- 123 Работа по вопросам учебника.

6. Католическая церковь в XI – XIII веках. Крестовые походы (2ч.)

6.1

Могущество папской власти. Католическая

церковь и еретики    

Рассказать учащимся о разделении церквей на католическую и православную, о источниках богатств, познакомить с изменением во взглядах горожан, с характером движения еретиков, рассказать о борьбе церкви с еретиками,

Новые термины: ереси, еретик, инквизиция, монашеский орден, миссионер, крестовый поход, томплиеры, госпитольеры, Тевтонский орден.

Карта «Крестовые походы», атлас с.5 «Западная Европа  в 11-13вв.», таблицы, схемы.

§15 ст. 123-139 Работа по вопросам учебника, выучить новые понятия.

6.2

Крестовые походы.

Рассказать учащимся о причинах и ходе крестовых походах, о их значении.

Карта «Крестовые походы», атлас с.5 «Западная Европа  в 11-13вв.», таблицы, схемы.

§16 ст. 139-146 Работа по вопросам учебника, выучить новые понятия.

Задание в тетрадях с печатной основой

7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI - XVвека) (6ч.)

7.1

Как происходило объединение Франции

Рассказать о причинах объединения Франции, о конфликте Филиппа с папой, познакомить с работой Генеральных штатов.

Новые термины: Генеральные штаты, домен, реформы, сословно-представительная монархия.

Карта: «Англия и Франция в средние века», атлас, тестовые задания, схемы

§17 ст. 146-152 Работа по вопросам учебника, выучить новые понятия.

7.2

Что англичане считают началом своих свобод  

Познакомить учащихся с Норманнскими завоеваниями, с реформами Генриха 2, рассказать о борьбе короля с феодалами, о причинах создания Английского парламента, о его влиянии на государственные дела.

Новые термины: Великая Хартия Вольностей, парламент.

Карта: «Англия и Франция в средние века», атлас, схемы.

§18 ст. 152- 161 Работа по вопросам учебника, выучить новые понятия, заполнить таблицу: «Общее и особенное в развитии Англии и Франции», подготовить сообщения

1)Уот Тайлер

2) Жанна Д Арк

7.3

Столетняя война

Раскрыть учащимся причины войны и поражения французских войск, выслушать сообщения учащихся о Уоте Тайлере и

 ЖаннеД Арк, раскрыть их роль в ст. войне, познакомить с событиями окончания войны.

Карта: «Англия и Франция во время столетней войны», атлас, тестовые задания.

§19 ст. 161-171 Работа по вопросам учебника, выучить новые понятия, контурная карта ст. 5

7.4

Крестьянские восстания во Франции и Англии.

 

Раскрыть учащимся причины, характер и исторические последствия крестьянских восстаний.

Новые термины: Жакерия

Карта: «Англия и Франция во время столетней войны»

§20 ст. 172- 177171 Работа по вопросам учебника, выучить новые понятия, контурная карта ст. 5 задание №7

7.5

Усиление    королевской    власти    в    конце XV века во Франции и в Англии

 

Рассказать учащимся о завершении объединения Франции, укреплении королевской власти, о войне Алой и Белой Розы, о последствиях и значении образования централизованных гос-в, о правлении Генриха 7(1485-1509)

Новые термины: Абсолютизм

Карта: «Англия и Франция во 2 половине 15 в.», таблица «Основные события в истории Франции и Англии»

§21 ст. 177-182 Работа по вопросам учебника, выучить новые понятия, контурная карта ст. 5 задание №8, заполнить таблицу: «Завершение объединения Франции и Англии»

7.6

Реконкиста и образование централизованных

государств на Пиренейском полуострове  

Познакомить учащихся с жизнью евреев в Испании, с образованием Испанского королевства, дать представление о реконкисте, о введении инквизиции в Испании.

Новые термины: Мавритания, мавры, реконкиста.

§22 ст. 182-188 Работа по вопросам учебника, выучить новые понятия,

8. Германия и Италия в  -XII-XV веках (2ч.)

8.1

 Усиление власти князей в Германии  

Познакомить учащихся с причинами по которым Германцы не хотели объединится в одно целое ,с деятельностью двух князей(Генрих и Альбрехт),

Новые термины: берберы, Корсеты, Швейцарский союз.

Иллюстрации учебника, таблицы.

§23 ст. 188-192 Работа по вопросам учебника, выучить новые понятия

8.2

Расцвет итальянских городов

Познакомить учащихся с Итальянскими городами, итальянскими политическими группами, с историческими достопримечательностями, рассказать о правлении Медичи во Флоренции

Новые термины:  гвельфы, гибеллины, чомпи, тирания

Иллюстрации учебника, таблицы.

§24 ст. 192- 195

Подготовить сообщение о Яне Жижкеи о Яне Гусе.

9. Славянские государства и Византия в XIV-XV веках (2ч.)

9.1

Гуситское движение в Чехии

Рассказать учащимся о правлении Карла 1 и Яна Гуса, раскрыть причины и значение  гуситской войны.

Новые термины:  паны, церковный собор, патриот, табориты, умеренные, Сейм, гуситское движение.

Карта «Гуситская война»

Карточки с заданиями

§25 ст. 195-203 Работа по вопросам учебника, выучить новые понятия, контурная карта ст. 8

9.2

Завоевание турками-османами Балканского полуострова

Познакомить учащихся с Балканскими странами, с первыми завоеваниями турок-османов, раскрыть причины гибели Византии.

Новые термины: турки –османы, султан, шейх, янычары, сипахи.

Карта «Османская империи 14-15 вв.»

§26 ст. 203-208 Работа по вопросам учебника, выучить новые понятия

10. Культура Западной Европы в XI— XV веках (1 час)

10.1

Культура Западной Европы в XI—

XV веках   

Познакомить учащихся с техническими открытиями и изобретениями, с открытием новых школ и университетов, с великими произведения искусства, показать их художественные особенности.

Новые термины:  готический и романтический стили, гуманизм, Возрождение.

Репродукции, иллюстрации произведений сред. Искусства, карта «Развитие ремесла, торговли и науки. Рост городов в Европы»

§27-30 ст. 208-241 Работа по вопросам учебника, выучить новые понятия, контурная карта ст. 8

11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (3ч.)

11.1

Средневековый Китай

Рассказать учащимся об империи Тань, о военных действиях крестьяне императора Сунь, об освобождении Китая от власти монголов, познакомить с культурными достояниями Китая.

Новые термины: Великий Шелковый путь, фарфор, пагода, пейзажи, улус.

Карта «Китай в средние века», иллюстрации китайской живописи, скульптуры, архитектуры.

§31 ст. 241-251 работа по вопросам, контурная карта 9, выучить термины.

11.2

Индия. Государства и культура      

Рассказать о средневековой Индии, раскрыть политические и экономические особенности, познакомить с достижениями индийской культуры.

Новые термины: султанат, касты, насан, брахманизм, буддизм, индуизм, ислам.

Карта «Индия в средние века», атлас, схема, таблица.

§32 ст. 251-256

работа по вопросам, контурная карта 9, выучить термины.

11.3

Государства и народы доколумбовой

Америки. Африка

Познакомить учащихся с родом деятельности и занятиями  народа Америки и Африки, рассказать об ацтеках и правлении государством инков.

Новые термины: Майя, ацтеки, инки.

Карта «Доколумбовая Америка « атлас, «Географические открытия и колониальные захваты в 15- середине 17в.в.»

§33 -34ст. 256-263 работа по вопросам, выучить термины.

12. Итоговый урок (1 ч.)

12.1

Итоговый урок по истории средних веков. Обобщающее повторение.

Закрепить и обобщить знание учащихся по истории средневековья.

Тестовые задания , исторический диктант.

-

ИСТОРИЯ РОССИИ  (34 ч.)

Введение. История России.

Дать представление учащимся о курсе истории России в 6 классе, количестве часов, учебниках и тетрадях, рассказать учащимся о важности данного предмета, познакомить с вспомогательными дисциплинами.

Макеты, иллюстрации учебника, карта «Россия в древности»

 Читать введение ст. 4-6 учебника.

1. Русь Древняя. (9 часов)

1.1-2

  Восточные славяне и их соседи

Познакомить учащимся с предками древних славян, с их расселением и соседями, дать представление о рели славянских племен, с происхождением названия «Русь».

Карта «Киевская Русь в  IX - начале XIIвв.»

§1-2 выучить новые термины, ответить на вопросы

ст. 13-19

1.3

Формирование Древнерусского государства

Рассказать о предпосылках создания Древнерусского государства, об образовании центров восточнославянского государства.

Карта «Киевская Русь в  IX - начале XII вв.»

§3 ответить на вопросы,

Ст. 19-26 подготовить сообщения: деятельность князей Игоря Ольги, Олега Святослава.

1.4

Первые русские  князья,  их  внутренняя  и внешняя политика

Рассказать об организации власти русских князей над покоренными племенами, об их первых походах, показать роль князей в сложении государства.

Новые слова: государство, воряги, полюдье, почести.

Карта «Киевская Русь в  IX - начале XII вв.»

§4 ст. 29-36 обсудить документ.

1.5

Владимир Святославич. Принятие

христианства и его значение.

Рассказать учащимся о правлении  князя Владимира и о возникновении христианства на Руси, раскрыть ее значение.

Новые слова: христианство, религия, язычество, православие.

Карта «Киевская Русь в  IX - начале XII вв.», тестовые задания, схемы

§ 5 ст. 36-43 прочитать «Повесть временных лет» о крещении Руси

1.6

Расцвет Древнерусского государства при     Ярославе Мудром

Рассказать об усобицах, происходящих в русском государстве после смерти Владимира, Ярослава Мудрого; подробно рассмотреть княжение Ярослава и его законодательную деятельность, а так же деятельность Владимира Маномаха по защите и внутренней сплоченности русских земель.

Новые слова: закуп, смерд, холоп, вотчина, Свод законов - Русская правда, феодальные владения.

Карта «Киевская Русь в  IX - начале XII вв.», исторический диктант, схема, таблица внутренней политики Ярослава.

§6 ст. 43-55 Работа с документом, выучить новые понятия.

1.7

Культура Древней Руси

Познакомить учащихся с особенностями культуры Киевской Руси: появление письменности, изобразительным искусством, художественной литературой.

Новые слова: Былины, культура, вотчина, миниатюра, береста, древнерусская литература, житие, деревянное зодчество, мозаика, икона, фреска, летопись

Иллюстрации учебника, былины, карточки с заданиями. Карта «Киевская Русь в  IX - начале XII вв.»,

§ 7 ст. 55-63

 работа по вопросам, выучить новые понятия

1.8

Бат и нравы Киевская Русь

Рассказать о повседневной жизни земледельцев и горожан, о военном деле и жилище Древне русского народа.

Карта «Киевская Русь в  IX - начале XII вв.», Иллюстрации учебника, былины

§8 ст. 63-72

 работа по вопросам, выучить новые понятия

1.9

Тестирование на тему «Киевская Русь»

Уточнить и обобщить знания учащихся по разделу Киевская Русь.

Письменная работа по каточкам, работа по вопросам и заданиям 20 мин.

Подготовить сообщение по теме Владимир Маномах

2. Политическая раздробленность на Руси. (9 часов)

2.1

Начало раздробления Древнерусского

государства

Рассказать учащимся о половецкой угрозе , о правлении и распаде союза Ярославичей, раскрыть причины раздробленности Древнерусского государства.

Новые слова: феодальная раздробленность, усобицы, уделы.

Карта «Русские земли в XII- начало XIII вв.», иллюстрации учебника, схемы, таблица «Последствия, причины феод. разд.»

§ 9 ст. 73-84 работа по вопросам. Контурная карта, ст. 3, задания 1,2,4,5.

Подгатовить сообщения:

1) Андрей Боголюбский

2) Юрий Долгорукий

3) Всеволод Большое Гнездо

2.2-3

Главные политические центры Руси

Рассказать учащимся об освоении Севера Восточной Руси, о характере княжеской власти, выслушать сообщения о правлении   Андрей Боголюбский, Юрий Долгорукий, Всеволод Большое; познакомить с историей возникновения Новгородской земли, с ее полетической особенностью; рассказать о Галицко- Валынском  княжестве.

Новые термины: княжеская династия, бояре, Боярская дума, дворяне, отрок, вече, архиепископ, посадник, тысяцкий, архимандрит.

Карта «Раздробленность Киевской Руси», таблицы, схема Новгородской республики.

§10-11 ст. 84-95 работа по вопросам, контурная карта, задание 1,2

2.4

Нашествие с Востока

Рассказать учащимся о завоевании Руси монголами, раскрыть причины и последствия этих событий. 

Новые термины: тьма (тумен), ярлык, баскаки, усул.

Карта «Борьба против иноземных захватчиков в XIII в», тестовое задание.

§12 ст. 96-106 работа по вопросам, контурная карта №4, задание 1-4, выучить термины.

2.5

Борьба Северо-Западной Руси со

шведской и немецкой агрессией

Познакомить учащихся с ведением борьбы средневековых земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра невского.

Новые термины: орден крестоносцев, меченосец.

Карта «Борьба против иноземных захватчиков в XIII в» карты- схемы «Невская битва, Ледовое побоище», видеоролик.

§ 13 ст. 106-114 работа по вопросам, контурная карта №4, задание 6-7, выучить термины.

2.6

Русь и Золотая Орда

Дать учащимся представление об организации ордынского владычества на Руси; рассказать об эксплуатации русских земель завоевателями.

Новые термины: ярлык, баскак, владычество, резиденция, численники, «ордынский выход».

Схема «Последствия ордынского владычества». Карта «Борьба против иноземных захватчиков в XIII в»

§14 ст. 114-121  работа с документом. Подготовить сообщение:

1) Русские князья в Золотой Орде.

2) Русская православная церковь и Золотая Орда.

2.7

Русские земли в составе Великого

княжества Литовского - «другая Русь»

Познакомить учащихся с Польско- Литовским государством, с деятельностью Гедемина, раскрыть характер государства и его отношениях с Русью. 

Новые термины: уния.

Карта «Прибалтика. Великое княжество Литовское в XII-XV вв.»

§15 ст. 121-127 работа с документом,

Подготовить сообщение:

1)Новгородская школа живописи.

2)История храма Богородицы на Нерли.

3) Псковская школа иконописи.

2.8

Культура русских земель в ХП-ХШ вв.

Рассказать об особенностях культуры русских земель периода феодальной раздробленности, выслушать сообщение учащихся.

Новые термины: культура, храм, поучение, канон.

Иллюстрации храмов, репродукции икон.

§16 ст. 127-138 подготовится к обобщающему уроку, нарисовать рисунки по теме: «Культура Руси»

2.9

Тестирование на тему «Удельная Русь (ХП-ХШ вв.)»

Повторить и обобщить пройденный материал.

Рассказать о завоевании мордовского края Золотой Ордой, о восстании народов Поволжья, о положении мордвы в составе Золотой Орды, о развитии сельского хозяйства, о раздробленности Золотой Орды, об отношениях мордвы с Нижегородским княжеством и Рязанским.

Карта «Борьба против иноземных захватчиков в XIII в», тестовое задание, работа со схемами, выставка рисунков по теме: «Культура Руси»

-

3. Русь Московская. (14 часов)

3.1

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.

Познакомить учащихся с предпосылками и причинами объединения русских земель, рассказать о политической системе, о борьбе Москвы с Тверью, о правлении Ивана Колиты.

Карта: «Образование и распад Российского государства»

§17 ст. 139- 146 работа по вопросам.

3.2-3

Москва — центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

Рассказать учащимся о борьбе Москвы за политическое первенство, о событиях происходящих на кануне столкновения, сформировать представление о значении Куликовской битве, рассказать о подготовке и ходе сражения.

Новые термины: полк, рать, манёвр.

Карта-схема «Куликовская битва», атлас

§18 ст. 147-155 работа по вопросам, контурная карта №5 задание 405

3.4

Московское княжество и его соседи в конце XIV— середине XV века

Рассказать о правлении сына Донского Василия 1, о Московских усобицах, о распаде Золотой Орды, о союзе Литвы с Польшей, познакомить с Грюнвальдской битвой, об образовании русской, белорусской и украинской народности.

Новые термины: война, усобица.

Карта в атласе «Образование Российского централизованного государства»

§19 ст. 156-166 работа по вопросам, подготовить сообщение «Иван 3 и его семья».

3.5

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества

Дать представление о западном направлении внешней политики Ивана 3 и его сына – Василия 3, рассказать о присоединении Новгорода к Москве, ликвидации Ордынского владычества, присоединении Твери, завершении объединения русских земель.

Новые термины:

Карта «Россия во второй половине 15-16вв.», атлас

§20 ст. 166-173 работа по вопросам, контурная карта

3.6

Московское государство в конце XV — начале XVI века

Дать представление от содержании и формах великокняжеской власти, рассказать о реформах Ивана 3, сформировать представление о создании нового централизованного государства.

Новые термины: Судебник Ивана 3, герб, наместник, волостель, кормление, местничество, Юрьев день, закрепощение, оброк, барщина.

Карта в атласе «Образование Российского централизованного государства»

§21 ст. 174-182 работа по вопросам.

3.7

Церковь  и  государство  в   конце  XV — начале XVI века

Дать характеристику положения Русской церкви, рассказать о политике Ивана 4 в отношении к церковным землям, раскрыть суть спора между иосифлянами и нестяжателями.

Новые термины: ересь, благотворительность, дьякон, старец, стригольники, иосифляне, нестяжатели.

Иллюстрации учебника, таблица.

§22 ст. 183-192 работа по вопросам,

подготовить сообщение:

  1. Детство и юность Ивана 4.
  2. 2) Последние годы жизни Ивана 4.

3.8

Реформа: Избранной рады.

Дать представление о первых реформах проведенный Иваном 4.

Новые термины: регент, царь, «черные люди, сословие, сословная монархия, волость, стрельцы, Избранная рада.»

Иллюстрации учебника, таблица

§23 ст. 192-202

3.9

Внешняя политика Ивана IV.

Познакомить учащихся с двумя основными направлениями в политики Ивана Грозного- Западное и Юго-восточное; рассказать о присоединении Западной Сибири, выслушать сообщение учащихся; раскрыть ход и причины поражения России в Ливонской войне.

Новые термины: наемник, Речь Посполитая,  Запорожская Сечь, Ливонский орден, казаки, держава, ясак, засечная черта, атаман, острог.

Карта «Ливонская война», «Российское государство во второй половине XVI в.», таблицы: «Присоединение новых земель», «План действий»

§24 ст. 202-214 работа по вопросам, контурная карта №6, задание 3-8, выучить термины.

3.10-11

Опричнина.

Рассказать учащимся о разрыве Иваном IV с Избранной радой, с расправой царя с приближенными; познакомить с итогами царствования Ивана Грозного.

Новые термины: опричнина, земщина, приказы, опричники, крепостное право, опора, посад, челобитная.

Карта «Российское государство во второй половине XVI в.», тестовое задание, таблица: «Организация гос. управления в годы опричнины»

§25 ст. 214-222 работа по вопросам, контурная карта №6, задание 2, выучить термины.

Подготовить сообщения: по теме «Культура России в XIV-XVI вв.»

3.12-13

Просвещение. Устное народное творчество, литература в XIV-XVI веках.

Архитектура и живопись в XIV-XVI веках.

Быт XV-XVI веков.

Познакомить учащихся с культурой и бытом России XIV-XVI вв., выслушать заранее подготовленные сообщения.

Новые термины: житие, «Четьи - Минеи», челобитная, национальное самосознание, иконостас, печатник, юродивый, шатровый стиль, энциклопедия, публицистика, эпос, регалии, административный, харчевня.

Карта «Российское государство во второй половине XVI в.», иллюстрации учебника, тестовое задание.

Энциклопедия.

§26-28 ст.222-255 подготовится к тестированию по разделу «Русь Московская»

3.14

Обобщающий урок по разделу «Русь Московская»

Уточнить и обобщить знание учащихся

Карта «Российское государство во второй половине XVI в.», тестовое задания.

              -

4. Итоговое повторение (1ч.)

4.1

Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран центральной и Западной Европы.

Проверить уровень знаний материала и овладение основными умениями и навыками.

Индивидуальные карточки, тестовые задания.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...